|
Его Божественная Милость
Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж
Божественное Руководство
Глава 6. Очарование Служения
Преданный: Я заметил, что Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта
Сарасвати Прабхупад постоянно побеждали брахманов в диспутах, показывая,
что Ваишнавы выше брахманов. На таких встречах даже самые эрудированные
брахманы терпели поражение, но после этого все забывали. Это происходит
потому, что это сокровенное таинство, и его можно постичь лишь от самоосознавшей
души? Если бы это было не так, то тогда бы после поражения эти брахманы
помнили бы, что Ваишнавы выше простого «Брахманизма» и следовали бы этому.
Шрила Говинда Махарадж: Да. Многие также видели Вишварупу Кришны.
Карна, Дурйодхана, Духшасана; все они видели Вишварупу Кришны и были поражены.
Они были изумлены тем, что увидели, но думали, что это мистика: магия
Кришны. Дхритараштра тоже страстно хотел лицезреть ее. В МАХАБХАРАТЕ описаны
его слова:
— О Кришна, каждый видит Твою Вишварупу, но я не могу,
так как у меня нет глаз. Пожалуйста, дай мне глаза на пять или десять
секунд, чтобы я смог увидеть ее.
Кришна ответил:
— Мне нет необходимости давать тебе глаза. Если Я пожелаю,
то ты увидишь ее.
Затем Дхритараштра увидел поразительный вселенский
образ Кришны. И тогда он пал ниц перед Кришной. Но после этого он все
забыл.
На днях я получил письмо от одного преданного, где
он задает очень важный вопрос. Он спрашивает: «Каково положение Гурудева?»
Мы видим в писаниях:
сакшад-дхаритвена самаста-шастраир
Гурудев неотличен от Кришны. Но также Писания говорят:
ачарййам мам виджанийан, наваманйета кархичит
Кришна говорит:
— Я Гуру. Я являю Себя в облике Гуру.
В другом же месте мы видим, что положение Гурудева
дано как Сакшад-Баладева — не отличное от Баладевы. Гурудев неотличен
от Нитьянанды Прабху. Преданные поклоняются своему Гурудеву как Баладеве
— как Нитьянанде Прабху.
В другом месте Писания говорят, что Гурудев это Шримати
Радхарани. Также мы можем еще заметить, что Баладева принимает форму манджари
— Ананги-манджари.
Так что же является наиболее правильным и как привести все эти утверждения
Писаний в гармонию? Таков был вопрос, заданный этим преданным.
Необходимо привести все в согласие, ибо лишь тогда
мы сможем понять: что есть что. Вначале нужно понять положение Кришны.
Он — Верховная Личность Господа. Это первое положение.
Когда мы пытаемся осознать положение Гурудева, то вначале
мы увидим главный свет: все исходит от него. А тот, из которого исходят
все проявления — это Кришна. Но Кришна не одинок. Он свашакти шактимана
— Кришна неразделим со Своей Энергией. Когда Кришна и Его Энергия вступают
в Свои божественные взаимоотношения, то Его форма это Радха-Кришна. И
это не происходит в определенное время — это длится вечно. Не то, чтобы
вчера это происходило, а позавчера Кришна был один. Нет! Все вечно и трансцендентно,
так как все живет в сознании, а это сознание это Кришна-сознание, а Кришна
— Верховная Личность Господа. Это первое, что мы должны понять.
Также в другом месте мы видим:
йадйапи ашриджйа нитйа чич-чхакти-виласа
Никто не может сотворить Его божественные развлечения.
И Кришна также не может сделать это. Его развлечения вечны, и никто не
может создать их. Верховная Личность Бога и Его Энергия вечны, и эта Энергия
иногда притягивается к Кришне, а иногда отделяется от него. Однако когда
происходит отделение, Кришна всегда остается в полном могуществе.
Преданный: Последнее предложение очень трудно понять.
Шрила Говинда Махарадж: Есть энергия и обладающий энергией. Если
энергия отделяется от обладающего энергий, то все равно ли энергия неразрывно
связана со своим обладателем?
Преданный: Да.
Шрила Говинда Махарадж: Обладающий энергиями всегда полон ими,
даже если эти энергии могут быть отделенными от Него. И это именуется
ачинтья, непостижимое.
Преданный: Следует ли считать, что амша-проявления, такие как
ваибхава-виласа также подчинены этому принципу в том, что Господь распространят
Себя в другие формы, но Сам при этом ничего не теряет?
Шрила Говинда Махарадж: Да. Пример этому был дан Шрилой Кришна
Дасом Кавираджем Госвами: Если одна свеча зажигает другую, то вторая свеча
обладает всей своей силой, а первая при этом ничего не теряет.
радха-кришна эка атма, дуи деха дхари’
анйонйе виласе раса асвадана кари’
сеи дуи эка эбе чаитанйа госани
раса асвадите донхе хаила эка тхани
(ШРИ Ч.Ч., Ади-лила 4.56-57)
Радха и Кришна, Энергия и Господин Энергии, неразделимы,
но когда они хотят явить Свои божественные игры, то являют Себя раздельно.
Он полон могущества, а Она, Его Могущество, также обладает всей силой.
Таково заключение.
Когда Кришна хочет явить Свои божественные игры, то
первое проявление Его энергии — Баладева, Мул-Санкаршана. Он повляется
из Кришны — прабхава-виласа, а из Радхарани автоматически повляется йога-майа.
Йога-майа и Мул-Санкаршана появляются одновременно.
Йога-майа берет на себя управление Землей божественных
игр, подобно судье. Она создает все правила; то, каким образом удовлетворить
Кришну, и благодаря ей все стальное немедленно появляется.
Когда Кришна хочет явить Свои игры, немедленно все
проявляется и обеспечивается йога-майей. Баладева берет на себя роль главного
администратора, а управление всем поручает йога-майе. Из Обладающего Энергией
исходит Санкаршана, а из Радхарани йога-майа.
Преданный: Санкаршана это одно из имен Баларамы?
Шрила Говинда Махарадж: Да, Мул-Санкаршана — изначальный Санкаршана.
Преданный: А после появляются такое множество других Санкаршан?
Шрила Говинда Махарадж: Да: Чатур-вьюха. Есть множество экспансий
Кришны и множество экспансий Радхарани — прабхава-виласа, ваибхава-виласа,
и так далее. Но на самом высшем уровне это Радха-Кришна, Санкаршана и
йога-майа. Их лишь четверо.
Преданный: Получается Чатур-Вьюхи нет на Голоке Вриндаване?
Шрила Говинда Махарадж: Нет. Они пребывают на Ваикунтхе. Когда
Голока Вриндавана нисходит в материальный мир и являет свое божественное
величие, то эти лилы могут быть также явлены на Ваикунтхе и также в других
местах. Они обладают таким могуществом; они полностью совершенны и самодостаточны,
пурна. В Ведах сказано:
ом пурнам адах пурнам идам, пурнат пурнам удачьяте
пурнасйа пурнам адайа, пурнам евавашишйате
Кришна и Радхарани полностью самодостаточны. Когда энергия исходит из
Обладающего энергией, Энергия также обладает полнотой. Игры этого плана
прогрессируют с постоянным циклом тезисов, антитезисов и синтезов.
Преданный: Даже там! Шрила Гуру Махарадж говорил, что все проблемы
берут свое начало свыше.
Шрила Говинда Махарадж: Но там нет ничего плохого или ложного.
Все, обладающие силой и сама сила, все они совершают поклонение ради удовлетворения
Высшей Силы и Всесильного, Радха-Кришны.
Мы пытаемся удовлетворить Господина всех энергий, но обретя глубокое понимание
мы сможем увидеть, что Радхарани занимает высочайшее положение среди всех
энергий, пытающихся удовлетворить Кришну.
Преданный: Значит поэтому Нитьянанда Прабху жаждет распространить
Себя как манджари, Ананга-манджари: Он берет Свое начало в Энергии, но
хочет оказывать служение Господину энергий?
Шрила Говинда Махарадж: Да. Сам Нитьянанда Прабху наслаждается
Мадхура-расой как Мул-Санкаршана, Баларама. Но Он наслаждается ради удовлетворения
Кришны.
Преданный: Отличается ли настроение Раса-лилы Господа Баларамы от Раса-лилы
Господа Кришны?
Шрила Говинда Махарадж: Да. В сердце Баларамы живет Кришна. Когда
Баларама был поглощен Раса-лилой, внутри Него происходила Раса-лила Кришны.
Другой пример, это когда человек стареет, а его ум остается молодым. Он
уже не способен действовать как молодой, но его ум остается молодым; и
иногда он может обладать даже более юным настроем, чем молодой парень!
Такая сила волеизъявления имеет место в божественных
играх Шри Кришны. Когда Санкаршана стремится удовлетворить Кришну в Мадхура-расе,
Он не способен сделать это в мужском облике. Поэтому Он должен изменить
Свою внешность и прийти под покровительство Шримати Радхарани.
Мы также найдем здесь облик Гурудева. Чем занят Гурудев?
Он оказывает служение Кришне. Ради удовлетворения Кришны он спасает нас
и предлагает, подобно цветочным подношениям, лотосным стопам Кришны. Так
мы увидим, что Баладева это Шри Гурудев.
Когда мы видим Энергию Кришны, то мы не можем не увидеть,
что Она наивысшая, и что Она дарует наивысшее наслаждение уму Кришны.
Она полностью удовлетворяет Его. И видя это преданные горячо стремятся
получить такое служение. Не теряя времени напрасно они начинают поиск
любой возможности сделать это, они следуют сакхи и манджари, и так их
служение приходит к Радхарани.
Шримати Радхарани дарует наивысшее удовлетворение Кришне.
Она —Госпожа океана Матхура-расы. Она обладает этим высшим сокровенным
богатством, и поэтому каждый, даже Баладева, если Он хочет удовлетворить
Кришну в высшей степени, должен принять Ее покровительство. Но Радхарани
никому ничего не дает прямо: у нее нет времени. Она постоянно занята в
удовлетворении Кришны и Ей постоянно необходимы ингредиенты для этого
служения. И берет Она их у Ашта-сакхи. А сакхи не только приносят все
необходимое для Ее служения, но и делают также много другого служения.
Они подготавливают такие прекрасные подношения. Например лишь из картофеля
они готовят тысячи и тысячи различных блюд для предложения. Так они делают
очень много для удовлетворения Радхарани, и этим Радхарани
поклоняется Кришне.
Иногда Кришна очень капризен и хочет встретиться с сакхи, но они не желают
личной встречи с Кришной. У сакхи нет таких желаний, они принимают в расчет
лишь удовлетворение Кришны. Они знают, что Кришна испытывает полное удовлетворение
только со Шримати Радхарани, и подготавливают все для этого. Но Радхарани,
ради счастливой и разнообразной лилы, Сама предлагает сакхи Кришне. Она
подталкивает их к личной встрече с Кришной. И сакхи встречаются с Кришной
лишь ради Радхарани, а не для удовлетворения Кришны. Таково настроение
Вриндавана-лилы Кришны.
Тот, кто хочет достичь полного счастья в своей трансцендентной
жизни в служении, должен принять женскую природу. В действительности всем
дживам, душам, внутренне присуща женская природа, ибо они шакти — джива-шакти.
Обретя женский облик они стремятся присоединиться к
лиле Радха-Кришны. Они постоянно молят о милости сакхи и манджари. Кришна
не их Господин; для них Он участник божественной игры. Сакхи берут на
себя положение старших. Они знают, как удовлетворить Кришну и подготавливают
все согласно этому. Сакхи находятся под руководством Радхарани и согласно
Ее указаниям пытаются удовлетворить Кришну. Они — исключительные служанки
Шримати Радхарани; они счастливы, и Кришна также счастлив играть с ними
таким образом.
Преданный: Там присутствует конкуренция?
Шрила Говинда Махарадж: Они соревнуются между собой, но не ради
себя, а ради служения. Иногда даже в благоприятных эмоциях, бхаве, может
прокрасться антитезис. Когда Кришна покинул Вриндаван Радхарани потеряла
сознание от горя.
В настроении завершенности экстатической игры иногда
может появиться антитезис, но это дарует даже еще более сильное удовлетворение
Кришне и Радхарани. Когда Радхарани видит Кришну перед собой, то пытается
удовлетворить одного Кришну. Но когда Кришна скрывается от Нее, Она видит
Кришну везде и пытается удовлетворить Его везде. Такое настроение называется
вираха.
Мы можем увидеть положение Гурудева различным образом,
Но все это находится в лиле Кришны. «Кришна» значит Сила Супружеской Любви,
Высший Наслаждающийся. И с этого уровня Кришна нисходит и говорит: ачарьям
мам виджаниян — «Я Гуру».
Когда Кришна говорит: «Я твой Гуру», это не полная концепция Кришны. У
него есть множество Инкарнаций: Он приходит как Юга-аватара, также Он
являет Себя как Учитель, став например учителем Кауравов и Пандавов. У
Кришны есть много настроений и обликов, и одно из проявлений Кришны это
Гуру. Поэтому Он говорит:
ачарййам мам виджанийан, наваманйета кархичит
Это значит: «Когда ты примешь прибежище у лотосных
стоп своего Гуру, ты должен осознавать, что это Я лично появился перед
тобой в облике Гуру, дабы спасти тебя из иллюзорного окружения и привести
в трансцендентный мир». Таков облик Кришны, явленный нам — облик Ачарьи.
Все аспекты Кришны истинны. И одна из истин — то, что
Кришна является как Ачарья и спасает обусловленные души. Когда Он являет
Себя в таком облике, то Он очень милостив к обусловленным душам. Кришна
не может терпеть их боль и приходит как Ачарья, чтобы спасти их из этого
крайне неблагоприятного положения:
ачарьям мам виджаниян.
Но когда освобожденные души пытаются служить в мире
трансцендентного служения, у них также есть свой Учитель, и в линии Высшего
Наслаждающегося они увидят его как Балараму, Нитьянанду. Если они будут
следовать этой линии, то придут к Кришне с таким пониманием. Нитьянанда
Прабху и Баладева будут там их Гуру. Понимание приходит с этого наивысшего
плана, где Кришна пребывает со Своей Энергией. На одну ступеньку ниже
находится Мул-Санкаршана, и все это устроено так ради божественной игры
Господа. В этом Мире Гуру имеет множество обликов. Его игра соприкасается
с Его чит-шакти, также с Его джива-шакти, и, в негативной степени, с майа-шакти.
Один уровень это йога-майа. По воле Мул-Санкаршана
весь трансцендентный мир управляется йога-майей. Она обладает полным осознанием
всего, что связано с Кришной; поэтому, ради божественной игры Кришны,
Она создает все необходимое для Его удовлетворения. Деревья, попугаев,
оленей, цветы и все остальное — все это проявление энергии йога-майи.
Преданный: Обладает ли там йога-майа обликом гопи?
Шрила Говинда Махарадж: Да. Вринда-деви это экспансия и проявление
йога-майи. Об этом говорится в первом стихе песни о Аштакалья-лиле, составленной
Шрилой Вишванатх Чакраварти.
Когда джива, душа, обретает облик гопи, под руководством манджари она
старается удовлетворить своих наставников, и они видят, что Радхарани
наивысшая из всех, дарующих наслаждение Кришне. И в служении Кришне Радхарани
высший Гуру.
Мы принадлежим к Рупануга Сампрадайе: мы последователи
Рупы Госвами. на самом деле мы не считаем, что следуем должным образом,
но лишь пытаемся следовать. Единственное назначение, которое мы видим,
находится в направлении лотосных стоп Радхарани. Шримати Радхарани так
милостива и Она являет Себя множеством способов, поэтому Она также может
появиться передо мной — в облике Гурудева. То, что Она желает, это видеть
наше настроение служения.
Существует одна история, которую я слышал от Шрилы
Гуру Махараджа в Кусум Сароваре в 1947 году. Когда я увидел это место
Шрила Гуру Махарадж сказал мне, что однажды Радхарани пришла сюда собирать
цветы вместе со Своими сакхи и манджари. Они собрались в большую группу
и собирали цветы. Внезапно Радхарани заметила девушку, примерно одиннадцати
лет, и заметила:
— О, Какая прекрасная девушка. Как она присоединилась
к нам?
— Рупа-манджари привела ее из своей деревни, — ответила
Лалита Деви, — а я определила ее в группу Рупы-манджари. Она служит Твоей
Светлости через Рупу-манджари.
— Она такая великолепная девушка и может оказывать
так много севы. — сказала Шримати Радхарани и продолжила совершать Свое
служение.
Я слышал эту историю от Шрилы Гуру Махараджа и не могу
забыть этот пример. Такая удача может внезапно выпасть каждому, и Рупа
Госвами может принять нас таким образом. Лалита Деви также очень милостива,
и она может немедленно даровать нам Свою милость.
У Радхарани есть много сакхи, но восемь из них главные.
Существуют тысячи сакхи, и у каждой из них есть своя группа. Существую
тысячи групп манджари. Первое, что мы должны помнить, это то, что мы имеем
дело с трансцендентной вселенной. И во вторых: она может постоянно расширяться
на тысячи и тысячи километров.
Прежде я задавался вопросом об этом и спросил Шрилу Гуру Махараджа:
— Здесь Радха-кунда, но Варшана находится на много
километров от сюда, поэтому как Радхарани приходила сюда ежедневно и как
Она шла из Варшаны в Кусум Саровар для сбора цветов?
Шрила Гуру Махарадж объяснил:
— Таков трансцендентный мир, который ради божественных
игр Кришны, ради Его удовлетворения постоянно увеличивается и уменьшается.
Это происходит по воле Радхарани, а все это устраивает йога-майа. Когда
становится необходимо, расстояния уменьшаются. А когда необходимо, расстояния
становятся очень большими, такими как берега Ямуны в половодье. Ради служения
Кришне все автоматически принимает подходящую форму, чтобы удовлетворить
Его.
Согласно одному видению Высший Гуру находится в облике
Баладева. Обычно же Кришна, являя путь служения Себе, становится Гуру.
В облике Гуру Он приходит в материальный мир. Его положение как Гуру также
в сердце преданных. Но однозначно, что там, где присутствует разнообразие
величайшего служения Кришне, проявлена Мадхура-раса. На этом плане самое
высшее положение из всех, кто удовлетворяет Кришну, занимает Шримати Радхарани.
И это наша линия и цель жизни.
Мы лишь надеемся, что однажды получим такую милость
Гурудева. Так или иначе мы получим дозволение войти туда по воле лидера
мой группы, моего Гурудева.
Перевод: Вриндаван Чандра дас
|
|