Шрила Б.С.Говинда Махарадж

Под защитой Ачарьев

    Вчера кто-то спросил: "Что указывает на причастность Баладева Видьябхушана к линии Вишванатха Чакраварти и Рупы Госвами?" Ве они защищают нашу сампрадаю от иллюзорной среды, нагнетенной философствующими пандитами.
    Прежде, чем написать "Говинда-бхашью", Баладев Видьябхушана предлагает свои поклоны Кришне и Дживе Госвами. Он считал Дживу Госвами нашим Гуру, защищающим от подобных пандитов. Баладев написал следующую пранама-мнтру:

йах самкйа панкена кутарка памшуна
виварта-гартена ча лупта дидхитим
шуддхам вйадхат вак судхайа махешварам
кришнам са дживах прабху расста ме гатих

    Это очень сложная шлока и мне непросто объяснить ее на английском. То, что я сейчас объясню, не будет буквальным переводом, но я попытаюсь передать настроение, бхаву. Он говорит: "Я предлагаю полные дандаваты лотосным стопам Шрилы Дживы Госвами, защитнику нашей духовной жизни. Он спасает нас от иллюзорного окружения".
    Джива Госвами защищает нас от философии санкхьи, которая в этом стихе сравнивается с трясиной. Желая пересечь океан материального существования, дживе прежде всего приходится преодолевать смертоносные топи. Бесчисленные сухие аргументы ньяя-шастр уподобляются здесь пеплу, саже и дыму, гонимым ветром и застилающим глаза, небо и все окружающее, из-за чего мы не можем определить, что же находится рядом. Из-за ветра вредоносных  аргументов все окутано тьмой, и мы не в состоянии видеть Кришну.
    Затем Виьябхушан упоминает вирвата-гартена. Вирвата-вада -- это философия нирвишеша-вады Шанкарачарьи, которая сравнивается с дорожной ямой.
 
    Вы хотите идти к Кришне, но не можете. Почему? Потому что дорога полна подобного рода препятствий. Первое препятствие создано филосоией санкхьи: слякоть. И не то, что вы просто не можете преодолеть ее, но это такая грязь, из которой невозможно вылезти -- что-то вроде трясины.       Следующее препяствие -- кутарка, ньяя-шастра, аргументы, которые сравниваются с тучей дыма и копоти.  Вы все равно пытаетесь идти вперед, но внезапно на дороге возникает множество бездонных ям. Это виварта-вада Шанкарачарьи. Это майявада. На дороге вас подстерегает философия майявады. Стоит вам упасть в нее -- вам конец. В этой яме вам уготовлена  смерть. Никто вас не накормит, никто вас не напоит -- яма пуста, она станет вам могилой.
    Однако Баладев Видьябхушан говрит: шуддхам вйадхат вак судхайа махешварам -- Джива Госвами оборегает путешественника от опасной среды. Он показал Шри Кришну в Его величии и высоте -- джйотира бхйантаре рупам атулам шйамасундарам. "Все, что я имю, я подношу Ему". Мне сложно объяснить это на английском, но я показал линию мысли.
    Джива Госвами -- наш хранитель, а Баладев Видьябхушан -- пандит подобного ему уклада. Он был посвящен в мадхва-сампрадаю, но позднее, ознакомившись с трудами Дживы Госвами Прабху и Вишванатха Чакраварти Тхакура, стал преданным в сампрадае гаудия вайшнавов -- сампрадае Махапрабху.

    В царском дворце Джайпура поклонялись как Радха-Говинде, так и Нараяне. По существовавшей тогда традиции, преданные и царь проводили поклонение сначала Радхе-Говинде, а затем Нараяне. Но существовала другая сампрадая, не согласная с таким порядком. Возникла конфликтная ситуация. "Сначала следует предлагать поклонение Нараяне, а уж потом Радхе-Говинде", -- говорили они.
    Был брошен вызов: "Поскольку это Божество гаудия вайшнавов, пусть квалифицированный представитель вашей сампрадаи приедет сюда для дебатов. Без сомнения, мы переубедим его!" Тогда присутствовавшие там вайшнавы отправились к Вишванатху Чакраварти во Вриндавану. В то время он был уже очень стар, и поэтому отказался идти в Джайпур.
    Шрила Чакраварти Тхакур думал: "Вызвавшие нас на дискуссию имеют очень слабые аргументы, хотя и не подозревают об этом. Но кого послать к ним?" В то время рядом находился Баладев Видьябхушан. Вишванатха Чакраварти устроил ему проверку, дабы посмотреть, сможет ли он утвердить концепцию гаудий о первичном поклонении Радхе-Кришне. Довольный результатами, Вишванатх понял, что перед ним -- лучший из тех, кто может представить это гаудия вайшнавский принцип. Поэтому он попросил Баладеву: "Ступай во дворец Джайпура".
    Приняв благословение, Баладев Видьябхушана тронулся в путь. Он был очень худ, и выглядел как настоящий гаудия вайшнав. Он был не стар -- ему было от 30 до 40 лет. Видя столь молодой возраст, царь поначалу был недоволен, но затем, взглянув на светлый вайшнавский лик, подумал: "Да, из-за своего пожилого возраста, лучшие ученые не смогли прийти. Поэтому они прислали этого светлоликого молодого человека. Что ж, посмотрим, на что он способен".

    Итак, Баладев Видьябхушана принял вызов. Первый вопрос пандитов Рамануджа-сампрадаи был таким: " Чьей бхашье ты следуешь?" Бхашья означает толкование. В те времена, чтобы быть признанной, каждая сампрадая должна была иметь собственную бхашью Веданты, бхашью Упанишад, бхашью Вишну-сахасранама стотры и бхашью Гиты. Во многих местах шастры говорят, что, каждая авторитетная сампрадая должна иметь собственные толкования вышеперечисленных Писаний.  Но гаудия сампрадая тогда еще не имела этого, поэтому первым вопросом пандитов было: "Чьей бхашье ты следуешь? Если ты не принадлежишь какой-либо сампрадае, нам не о чем говорить".

    Баладев Видьябхушан ответил: "Что ж, коль нельзя говорить с вами, не имея бхашьи, я прошу вас дать мне семь дней. Через неделю я скажу вам, чьей бхашье я следую, и тогда мы поговорим".
    "Хорошо, даем тебе десять дней", -- отвечали они. Затем Баладев отправился к Божеству, Которому поклонялся Шрила Рупа Госвами, к Говиндадеву, и, предварительно заручившись благословениями вайшнавов нашей сампрадаи, склонился перед Говиндадевом и получил от Него разрешение составить бхашью.
    Спустя семь дней Баладев вновь встретился с оппонентами.
    -- Я следую этой Говинда-бхашье веданта-даршаны, принадлежащей нашей сампрадае. -- Сказал он.
    -- Кто составил ее?
    -- Я сам.
    Подобно Шанкарачарье и Рамануджачарье, он написал собственную бхашью. Глядя на его лицо и разговаривая с ним, пандиты были изумлены: "Он составил бхашью всего за семь дней. Он -- великий пандит!"
    Затем Баладев Видьябхушан с легкостью победил их, четко показав, что именно Кришна является Всевышним Господом, и что Нараяна исходит из Кришны, а не наоборот. Он твердо обосновал это и доказал, что все должны поклоняться Радхе-Кришне, которые являются Верховными Личностями. Пандиты были очень счастливы, и по сей день в Джайпуре сначала проводят церемонию поклонения Радха-Говинде, а затем Нараяне.
    В своей Говинда-бхашье Баладев возносит пранамы Кришне, затем Дживе Госвами. И в ней есть эта шлока:

йах самкйа панкена кутарка памшуна
виварта-гартена ча лупта дидхитим
шуддхам вйадхат вак судхайа махешварам
кришнам са дживах прабху расста ме гатих

    Когда Гуру Махарадж объяснял эти стихи, настроение его тот час же менялось настолько, что глядя на его лицо мы начинали считать его подобным Дживе Госвами -- будто сам Джива Госвами сидит рядом с нами!
    Такова история написания Говинда-бхашьи Шрилой Баладевом Видьябхушаном. С тех пор, ему поклоняется вся гаудия вайшнавская сампрадая.
    Его бесценные труды -- наше богатство.


     (из книги "Уроки религии")

    Назад...