(из восьмого номера XXVI тома за январь 1929 года)

Сарвабхаума Бхаттачарья попытался устроить встречу Махараджа Пратапарудры со Всевышним, но Шри Чайтанья категорически отверг это предложение, поскольку, согласно предписаниям шастр, санньяси было запрещено смотреть на лица мирских людей. Приняв роль санньяси, Господь строго следовал этой линии, желая показать на собственном примере долг отреченного монаха. В это время к Господу в Пури присоединился Рай Рамананда, который оставил службу у царя. Отношение Господа к царю изменилось, когда Рай Рамананда рассказал Ему о добродетелях Пратапарудры, обладавшего качествами вайшнава.

Всевышний отправился в Алалнатх во время анабасура, когда никому не позволяется видеть Шри Джаганнатхадева. По возвращении в Пури из Алалнатха Он присоединился к Адвайте и другим преданным, прибывшим из Гауды (Бенгалии). Царь Пратапарудра позаботился о проживании и маха-прасаде для бенгальских преданных. Вечером в храме Шри Джаганнатха состоялся грандиозный совместный киртан всех вайшнавов, которые были разделены на четыре группы, соответствующие четырем древним духовным традициям (сампрадаям).

Преданные во главе с Нитьянандой предстали перед Господом и стали просить Его за царя Пратапарудру, который очень желал увидеть Шри Чайтанью. Господь Нитьянанда посчитал благоразумным утешить царя, послав ему часть одежды, которую носил Господь. После этого в результате стараний Рамананды Всевышний обнял сына царя, которому было позволено встретиться с Ним, и которого Господь принял за Кришну. Прикоснувшись к своему сыну, который был исполнен божественной любви, царь обрел милость Господа и любовь к Кришне. Накануне фестиваля колесниц Господь в обществе Своих преданных проявил лилу очищения храма Гундича. В разгар уборки один преданный из Гауды выпил воду, которой коснулись стопы Господа. Господь назначил Сварупу Дамодара главой Гаудиев и покинул Гундичу. Действуя как учитель мира, Он тем самым показал всем людям, что если джива позволяет омывать свои стопы в этом храме Господа, то это оскорбительно в отношении служения Господу.

Затем Всевышний вместе со Своими преданными отправился посмотреть на фестиваль омоложения Шри Джаганнатха. Когда Господь наблюдал за церемонией панду-виджая Шри Джаганнатхи (оставление храма и восхождение на колесницу), Он остался очень доволен Пратапарудрой, который исполнял смиренное служение, подметая золотой метлой дорогу перед колесницами. Затем Шри Гаурасундар организовал киртан, разделив преданных на семь групп, и начал танцевать перед колесницей Джаганнатха, проявив Свои божественные энергии. После киртана Господь отправился отдохнуть в садах Балаганди, и в это время царь Пратапарудра, облаченный в вайшнавские одежды, стал массировать Его лотосоподобные стопы. Услышав из уст царя стихи из «Шримад-Бхагаватам», которые соответствовали случаю, Всевышний заключил его в Свои объятия. Господь был очень мягок по отношению к царю, заметив его усердное служение вайшнавам, и удостоил его Своей величайшей милости, рассматривая его не как мирского человека, а как слугу вайшнавов.

Когда Шри Джаганнатх достиг Сундрачалы, перед Всевышним проявились трансцендентные игры Вриндавана. Господь оставался в садах Джаганнатх-валлабха в течение фестиваля девяти ночей, а на пятый день стал свидетелем лилы Хера-панчами. Там состоялась длительная беседа между Господом, Шривасом Пандитом и Шри Сварупой Дамодаром относительно сравнительного анализа божественной природы Лакшми и пастушек Враджа. После этой беседы начался киртан и было сделано много необходимого служения в связи с возвращением колесниц. Всевышний повелел Сатьярадже Кхану и Рамананде Васу из Кулинграма привозить с собой каждый год шелковые веревки для фестиваля колесниц.

В конце фестиваля колесниц Шри Адвайта Прабху совершил поклонение Всевышнему, Господу Шри Чайтанье, цветами и листочками туласи, произнося мантру «Кем бы Ты ни был, Ты есть Он». После этого Господь принял приглашение Адвайты и принял пищу в этом месте. В день Нандотсава Господь и Его преданные оделись как мальчики-пастушки и предались различным сладостным играм. В день Виджая-дашами Господь нарядил Своих преданных как воинство обезьян, а Сам, погрузившись в настроение Ханумана, дал выход Своим экстатическим чувствам. Насладившись этими и другими фестивалями, Господь повелел преданным из Гауды возвращаться домой. Также Он отправил в Гауда-дешу Господа Нитьянанду вместе с группой вайшнавов, в которой были такие преданные, как Рамдас и Дас Гададхар. Господь повелел Адвайте даровать всем людям, включая чандалов, сокровище преданности Кришне и наказал Нитьянанде беспрепятственно проповедовать послание божественной любви по всей Гауде. Затем Он отправил через Шриваса Пандита одежду и другой маха-прасад, обретенный после подношения Джаганнатху, Своей матушке Шри Шачи Деви, передав ей множество благословений. Он также попрощался со Шри Рагхавой Пандитом, Шри Васудевом Даттой Тхакуром, преданными из Кулинграма и всеми вайшнавами, подробно поведав о многих добродетелях каждого из них.

В ответ на вопросы Рамананды и Сатьяраджи Всевышний определил главным долгом вайшнавов-домохозяев служение тем вайшнавам, которые утвердились в воспевании чистого Святого Имени Кришны. Затем Шри Гаурасундар поведал о величии вайшнавов из Кханды и определил их служение, выполняемое Сарвабхаумой и Видьявачаспати, как поклонение Брахману в его водном и деревянном обликах. После этого Он объяснил природу преданности Мурари Гупты по отношению к Господу Шри Рамачандре, установив в заключение, что в соответствии с молитвой Шри Васудевы Датты Тхакура, всеми почитаемого вайшнава, Кришна обладает могуществом с легкостью освободить весь этот мир.

В то время, когда Господь принимал пищу в доме Сарвабхаумы, в уме Амогхи, зятя Сарвабхаумы, произошло некое помутнение, которое сказалось на его суждениях. На следующее утро он заболел холерой. Господь милостиво освободил его от этого недуга и наделил стремлением к Святому Имени Шри Кришны.

На третий год Шивананда Сен помог Шри Адвайте и другим преданным прийти в Нилачалу на встречу с Господом. В этом путешествии их сопровождал преданный пес. По пути собака пропала, но затем преданные увидели ее у стоп Господа, когда она вкушала остатки Его пищи. В этом году Всевышний также явил Свой танец перед колесницей Джаганнатха и уборку храма Гундича. На восьмой день убывающей луны, в день явления Шри Кришны, Он проявил нектарные лилы пастушков. В ответ на вопросы Сатьяраджи и других преданных Кулинграма Господь сказал, что вайшнав — это тот, кто время от времени повторяет Святое Имя Господа Хари, возвышенный вайшнав — это тот, кто непрестанно повторяет Святое Имя, а лучший из вайшнавов — это тот, благодаря которому Святое Имя Господа Хари появляется на устах тех, кто его видит.

После того как преданные выступили в обратный путь, Всевышний твердо решил пойти во Вриндаван и отправился в путешествие в день Виджая-дашами. Рамананда Рай сопровождал Господа вплоть до Бхадрака. Гададхар Пандит предпочел последовать за Господом, тем самым нарушив правила аскетичной жизни, требующие от подвижника, который дал обет безвыездно жить в святой тиртхе, представляющей собой обитель Божественного, ни при каких ситуациях не оставлять своего усердного служения в этой тиртхе. Всевышний под угрозой Своей немилости отослал Пандита Госвами обратно в Шри Пурушоттам из Катаки в обществе Сарвабхаумы, а в Бхадраке расстался с Раманандой. Впоследствии, достигнув границ Одры, Он продолжил Свой путь из Панихати на лодке в сопровождении мусульманского служащего. Из Панихати, где Господь остановился в доме Рагхавы Пандита, Он отправился в дом Шриваса из Кумархатты, а оттуда направился к Шивананде, который жил неподалеку. Далее Он пошел к дому Вачаспати в Видьянагар, а затем тайно посетил селение Кулия, где даровал прощение Девананде Пандиту и Чапалу Гопалу, которые нанесли оскорбление стопам Шриваса Пандита.

Современный город Навадвипа расположен на месте древней Кулии или Коладвипы. По причине того, что Всевышний простил там тех, кто был повинен в оскорблении вайшнавов, это место стало известно как «земля всепрощения» (апарадха-бханджанера патх). Хотя Девананда Пандит, вне сомнений, обладал глубочайшей ученостью и чистотой характера, занимал высокое общественное положение, а также был известен как необычайно убедительный проповедник «Шримад-Бхагаватам», однако при этом он пришел к пагубному для себя мнению, что книга «Бхагавата» отлична от преданного Бога, которого также называют бхагаватой. Это привело к тому, что он нанес оскорбление стопам Шриваса Пандита, и поэтому Сам Всевышний пришел однажды в гневном настроении в то место, где Девананда давал объяснения «Шримад-Бхагаватам», и строго осудил его, сказав, что все его изучение «Бхагаватам» полностью бесполезно. Однако в настоящее время корыстные чтецы «Шримад-Бхагаватам», которые всегда оскорбительно высказываются о вайшнавах, не могут удостоиться такой милости Всевышнего в форме Его наказания.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндавана Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования