Слава Шри Гуру и Гауранге!

Духовное ученичество — это то, без чего невозможно обойтись. Это ключ к постижению высшего. Тем, кто претендует на понимание «Шримад-Бхагаватам», не пройдя полноценного обучения через искреннее предание духовному учителю, будет полностью отказано в постижении истинного значения повествований «Шримад-Бхагаватам». Существует множество так называемых последователей Шри Чайтаньи Махапрабху, которые пренебрегают необходимостью следовать Его учению. Поэтому изучение «Шримад-Бхагаватам» приносит им лишь грех и деградацию. Их ложные толкования и порочное поведение не должно становиться камнем преткновения на пути искреннего искателя, желающего постичь истинные доктрины «Шримад-Бхагаватам» в свете практики и учения Шри Чайтаньи Махапрабху, Его спутников и искренних последователей.

Шри Чайтанья Махапрабху провозгласил, что высшее служение Шри Кришне могут оказывать лишь обитатели Враджи, в особенности девушки-пастушки (гопи), и что если человек не освободился полностью от греха, то он не будет способен понять природу такого божественного служения. Чтобы понять это и самому быть способным практиковать подобное служение, необходимо пройти полный курс обучения у истинного духовного учителя. Благодаря такому служению мы постигаем вечную деятельность нашей бессмертной души. Это служение невозможно оказывать посредством материального тела и ума. К нему допускаются лишь чистые души, полностью свободные от всех мирских устремлений, включая сексуальные желания, как в грубой, так и в тонкой форме. Это служение приходит на основе духовной реализации, а не слепого подражания при помощи нашего нынешнего развращенного воображения. Благодаря своей искренности, то есть решительному подчинению правилам духовного ученичества, которые представлены в священных писаниях и объясняются компетентными духовными учителями, человек становится способным достичь такого совершенно чистого состояния ума. Абсолютный Господь проявляет Себя лишь по Своей сладостной воле, и поскольку Он способен проявлять инициативу, то может сделать чистоту ума искреннего искателя совершенной. Так можно достичь абсолютной чистоты ума. Относительная чистота — это самообман и силки иллюзии, и такой ум не пригоден оказывать возвышенное божественное служение.

Ни в коем случае нельзя читать «Шримад-Бхагаватам», не проникнувшись этими предостережениями священных писаний. В противном случае совершенно невозможно будет отличить духовное от материального, что повлечет за собой наказание в форме возникновения отвращения к этому лекарству, которое лишь одно способно излечить от смертного помрачения или злоупотребления этой святыней, приводящее к погибели. Это не обсуждение нетерпимости или различных суеверий, а высочайшее заключение беспристрастного разума, стремящегося обрести совершенную верность своим подлинным врожденным принципам. Вышеописанное чистое состояние достигается благодаря правильному применению своего благоразумия, являющегося единственным непогрешимым советчиком нашего истинного «я».

Девушки-пастушки Враджи служат Шри Кришне всеми своими духовными чувствами и лишь ради Его удовлетворения. Шри Кришна — реальная Личность. Он единственный Владыка всего сущего. Мы лишь Его собственность. Наши духовные чувства принадлежат Ему. Наши чувства принадлежат Ему точно так же, как и наши души, которые исходят из Его облика. Однако наши нынешние мирские чувства — лишь отвратительное искажение реальности. В настоящий момент мы желаем служить себе через свои чувства. Но, в действительности, мы служим нашим чувствам, хотя и не вполне осознаем это, поскольку наши души по своей природе способны лишь воздавать служение, а не получать его от объекта служения. Мы не можем служить себе, и, поскольку при этом не желаем служить Шри Кришне, это вынуждает погрузиться нас в самообман. В этом иллюзорном состоянии мы ошибочно считаем себя владыками своих чувств, то есть подобными Шри Кришне. Это относится к обоим полам. Как мужчины, так и женщины в равной степени считают себя владыками своих чувств и воспринимают чувства как способ достижения самоудовлетворения. В этом смысле все мы, независимо от половой принадлежности, выступаем как мужчины, то есть владыки или наслаждающиеся, если смотреть на это с духовной точки зрения, но подобное положение целиком иллюзорно. Согласно своей внутренней природе мы не владыки, но слуги. Шри Кришна — Господин всего, включая наши души. Эта истина до неузнаваемости искажена в принципе сексуальности. Мы принадлежим к категории собственности, к которой принадлежат и наши чувства. Так получается, что в иллюзорном греховном состоянии мы отождествляем себя со своими чувствами и ошибочно полагаем, что вольны наслаждаться сами. Однако, в действительности, в мире духа нет той разграничительной черты, что отделяет душу от ее чувств, как между хозяином и его собственностью. Эту тему очень сложно постичь в нашем нынешнем положении. Пребывая в греховном состоянии, мы полагаем, что чувства, которые считаем отличными от себя, будут удовлетворены, если мы подчинимся их диктату. Также мы воспринимаем их отделенными от себя во время практики самосознания.

Девушки-пастушки Враджи — собственность Шри Кришны, они полностью осознают свои взаимоотношения с Ним. Их отношение можно описать в двух словах: они женщины в полном смысле этого слова. Мужчины Враджи считаются менее духовными, поскольку находятся под неким влиянием иллюзии, хотя и пребывают в соприкосновении с Кришной. Девушки-пастушки Враджи не являются господами или рабами своих чувств, как этого хотим мы. Они разительно отличаются от умствующих и заблуждающихся моралистов, которые лишь гоняются за тенью реальности. Они — единственные реалисты. Они постигли то, что неизвестно никому из нас, — что все принадлежит Шри Кришне, служит лишь Шри Кришне и у всего есть привилегия понять, что Шри Кришна — его или ее Владыка. Таково чистое духовное состояние. Лишь девушки-пастушки Враджи обладают таким совершенным и чистым восприятием. Поэтому лишь одни они могут быть во всех отношениях зависимыми от Кришны, то есть слугами Шри Кришны, понимающими, что им не принадлежит ничего, включая их самих, а всё — они сами и их чувства — принадлежит Шри Кришне.

Эмпирики-моралисты отказываются признавать, что наши чувства, в действительности, не принадлежат нам. Мы не в силах даровать зрение нашим глазам, а обоняние — носу. Наши чувства не повинуются нам. Они слушаются лишь своего подлинного Владыку, которому принадлежат. Все подчинено Шри Кришне. В действительности все служит лишь для Его удовлетворения. Это нисколько не противоречит, а, наоборот, находится в полном согласии с моральным принципом. Реальная основа нашего духовного существования — это принцип женственности, находящийся в подчинении по отношению к принципу мужественности. Во всех аспектах Своих любовных игр Шри Кришна выступает как единственный Мужчина, тогда как все остальные — женщины. Это полностью противоположно современному идеалу, провозглашающему, что все мы наслаждающиеся, или мужчины, а все остальное подчинено нам, то есть предназначено для нашего наслаждения. Душа полностью раскрывает свободу действий в мире Абсолюта, где она осознает свои подлинные взаимоотношения со Шри Кришной. Однако в тот момент, когда душа выбирает «независимость» и возможность самой управлять своей судьбой (то есть желает играть роль мужчины), ее деятельность становится парализованной, противоречивой и извращенной. Эта искаженная деятельность затормаживается со всех сторон влиянием Абсолютной Истины. Такая падшая душа приобретает негативное отношение ко всему, а также перечеркивает свои отношения с Кришной. Прилагая огромные усилия для того, чтобы наслаждаться всем, она подвергается наказанию со стороны того, что призвано соблазнять ее, погружая в глубочайшую пучину невежества. Это ответ со стороны иллюзии на неистовые устремления души к чувственному удовлетворению. Те же самые объекты, которые соблазняют душу в ее падшем состоянии, в ее нормальном состоянии помогают ей в служении Шри Кришне. Резюмируя сказанное, можно сказать, что, пока душа служит Высшей Абсолютной Личности, задействуя все свои силы и способности, она пребывает в своем естественном состоянии. Однако она всегда обладает свободой выбора. Ей может прийтись не по нраву служить Абсолютной Истине. Подобное отношение — злоупотребление своей свободой воли, а также оскорбление, наносимое тому чистому благоразумию, которое также является неотъемлемой частью вечной природы души. Так душа начинает сознательно действовать наперекор своему благоразумию, и последствием такого выбора становится то, что то существо, которое считает себя независимым от Шри Кришны, попадает под полное влияние иллюзии. Душа изгоняется из мира Абсолюта и действует под строгим надзором этой вводящей в иллюзию, материальной энергии Шри Кришны. В этом новом мире падшие души пытаются обрести удовлетворение с помощью своего разума, на который умышленно налагается множество различных ограничений. Так проявляется принцип ложного эго (аханкара).

Все мы эгоисты. Когда мы читаем «Шримад-Бхагаватам», то непременно рассматриваем самого Шри Кришну как такого же эгоиста, как и мы, Который благодаря Своему высшему могуществу просто ищет мирских чувственных наслаждений. Поэтому служение пастушек Враджи для эгоиста представляется деятельностью одержимых фантазиями жертв аморального вожделения. Однако у эгоиста никогда не возникнет желания стать инструментом наслаждения кого-то другого. Это в равной степени относится как к женщинам, так и к мужчинам. Борцы за равноправие между полами лишь пытаются избавиться от противоестественного гнета со стороны тех людей, которые под предлогом половой принадлежности притесняют других. Однако, в действительности, как мужчины, так и женщины этого мира стремятся лишь наслаждаться, а не наслаждать. По сути, все они выступают в роли мужчин. В материальном мире нет подлинных женщин, то есть тех, кто наслаждает, напротив, вся эта вселенная пронизана стремлением к наслаждению. Тогда как в духовном царстве Шри Кришна — единственный Наслаждающийся, а все остальные — объекты Его наслаждения. В таком мироустройстве нет ничего неправильного или извращенного, напротив, оно призвано исполнить все подлинные сокровенные чаяния сердец каждого живого существа.

Ниши Канта Саньял

(магистр гуманитарных наук,
старший профессор истории колледжа Равеншоу,
Куттак, штат Орисса)
С предисловием и под редакцией
Его Божественной Милости
Ом Вишнупад Парамахамса
Шри Шримад Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами Прабхупады
(из шестого номера XXVI тома за ноябрь 1928 года)
Перевод на русский: Вриндавана Чандра Дас,
Ниламбари Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования