(из четвертого номера XXVI тома за сентябрь 1928 года)

В воскресенье 19 августа в Калькутте (Альберт Холл) под покровительством Гаудия Матха состоялось большое собрание. Присутствующие на нем люди принадлежали к разным расам и представляли различные религиозные взгляды и учения. Среди них были бенгальцы, индусы, мусульмане, персы, а также жители Махаратти, Марвари, Гуджарати, Мадраси и других провинций Индии.

Пандит Шрипад Сунарананда Видьявинод, редактор журнала «Гаудия», выступил с заключительной лекцией. Это собрание имело огромный успех. Никогда прежде религиозное обсуждение не привлекало столь большое количество людей. Красноречие и ясность изложения лектора заворожили публику, внимающую теме собрания с неослабным вниманием на протяжении более трех часов.

Знаменитый лидер, Шриюкта Пандит Шьямасундар Чакраварти, был избран почетным президентом этого собрания, на котором присутствовали такие знаменитые личности, как господин В. Ч. Банерджи, Бабу Сатиш Чандра Босе, Бабу Харидас Хайдер, Бабу Шрис Чандра Видьяратна, Бабу Динанатх Дутта, профессор Сурендра Натх Бхаттачарья, Бабу Чару Чандра Босе, господин С. Ч. Рэй, господин Дж. Б. Дутта, Бабу Нарендра Натх Сетх, Бабу Пулин Бихари Хайдер, господин Абдула Джайрадж и господин И. Н. Кунданджи.

Когда открывающие собрание два киртана подошли к концу, началась лекция. Как объявил лектор в самом начале, тема выступления — это дар Шри Чайтаньи, или, иными словами, дар свободы.

Слово «свадхината» состоит из двух слов: сва (атма) и адхината («подчинение»). Таким образом, слово «свадхината» означает «подчинение атме». Атма проявляет себя в двух сущностях, одна из которых Параматма (или Целое), а другая — дживатма (часть). Проявляясь в двух обликах, они при этом остаются одним целым. Знание о их положении и взаимоотношениях — это вопрос реализации, а не домыслов и предположений. Обладая духовной природой, обе этих атмы проявляют различные свойства. Часть (дживатма) всегда подчинена Целому (Параматме). Это подчинение дарует свободу. До тех пор пока дживатма признает верховное положение своего Господа, она свободна. В этом заключается истинная и совершенная свобода, а также естественное положение дживатмы.

Во власти материи подлинная свобода невозможна. Дживы не выбирали по собственной воле эту материальную жизнь — скорее они вынуждены были ее принять в качестве наказания. Весь этот мир подобен тюрьме. Та свобода, которую мы ищем в пределах этой тюрьмы, не свобода вовсе. Это просто смена одной «камеры» на другую.

Отказ от одной зависимости приводит нас лишь к еще большей зависимости. Мы всегда находимся в зависимом положении. Лишь тот, кто обрел преданность Всевышнему, может насладиться подлинной свободой. Когда Ямарадж (бог смерти) предложил Начикете власть над этим миром, тот отверг ее и стал молить о служении Господу. Даже власть над этим миром означает рабство, тогда как служение Господу — это свобода. Начикета прекрасно понимал это различие между кажущимся и истинным благом.

Шри Чайтаньядев учил мир самому простому методу обретения этой свободы. Практика этого метода не отличается от конечной цели. Суть этого метода состоит в Кришна-киртане, и в то же самое время Кришна-киртан — это цель. Иными словами, служение Господу — это одновременно и практика и конечная цель. Шри Чайтаньядев отказался от всех других методов достижения свободы, признав их несовершенными и недейственными. На пути обретения этой свободы не используется оружие и не проливается кровь. Любя, вы обретаете любовь, а служа, обретаете служение. Кришна-киртан — это любовь. В нем мы можем полностью раскрыть нашу свободу. Таков дар Шри Чайтаньи Махапрабху — величайший из всех даров, когда-либо известных людям.

После ухода Шри Чайтаньядева Бенгалия снова погрузилась во мрак материализма. Злоупотребляя свободой, люди стали ложно истолковывать Его послание. Столь неверное понимание породило множество философских заблуждений. Все это продолжалось до тех пор, пока последние остатки истины не были утрачены. В так называемых проповедниках и духовно практикующих не осталось даже подобия истины. Никто из них был не в состоянии отличить любовь от вожделения, руководство подлинным знанием от руководства по крови, религии и профессиональной занятости, следование от подражания, а также никто не знал подлинных признаков экстатических преображений, происходящих в физическом теле под влиянием духовного блаженства. Тринадцать порочных доктрин, исповедуемых такими сектами как аулы, баулы, сахаджии и другие, внедрились в святое учение Шри Чайтаньи. Даже сокровенные отношения учителя и ученика стали путать с отношениями господина и слуги. Это не что иное, как рабская индустрия, преобладающая в западных странах. Последователи этих сект говорят то, что Шри Чайтанья никогда не говорил, и делают то, что Он никогда не делал. Безнравственная практика, невежество, обман и все, что было полностью безрассудно и нелогично, стало выдаваться за учение Шри Чайтаньи.

Сразу же после ухода Шри Чайтаньи шесть Госвами Вриндавана взяли на себя ответственность за Его миссию и стали проповедовать Его учение с неослабным усердием. Вслед за ними пришли Шринивас Ачарья, Нароттам Тхакур, Шьямананда и Расикананда, которые под духовным руководством Шри Дживы Госвами начали проповедь этой доктрины свободы в Бенгалии и Ориссе. Однако это не воспрепятствовало распространению заблуждений, которые получили доступ в учение Шри Чайтаньи и переплелись с ним. Предвидя подобную фальсификацию, Адвайта Ачарья сказал Махапрабху загадочные слова: «Рис не был продан на рынке». Уход этих величайших духовных наставников, таких как Шринивас, Нароттам, Шьямананда, Гранганараян Чакраварти, Рам Кришначарья и Расикананда, упрочил позиции подобных заблуждений. Исчезли из виду последние проявления подлинного учения Господа. Так в Бенгалии наступила темная эра в истории вайшнавской религии.

В то время, когда Раджа Раммохан Рай прибрал к рукам индийскую философию, среди вайшнавов не оказалось никого, кто мог бы предоставить ему правдивую информацию об этом учении. Так вайшнавизм был представлен как религия женщин, а так же ущербных и нечестивых людей. Образованные западные люди увидели этот облик вайшнавизма, представленный клеветниками во всей его наготе, и стали подвергать его множеству оскорбительных и саркастичных нападок.

Такое положение дел продолжалось довольно долгое время, пока не появился Тхакур Бхактивинод. С величайшей энергией и мощью он начал проповедь этой доктрины свободы. Он написал множество книг и много раз выступал публично, при этом сам следуя этому учению с великим рвением и искренностью. Это стало поворотной вехой в истории вайшнавизма в Бенгалии. Своей проповедью учения Шри Чайтаньи он показал, как вайшнавизм делает слабого сильным, а порабощенного — свободным.

Следуя духовному руководству этого ачарьи, преданные Гаудия Матха начали свою проповедь, неся это божественное послание свободы от селения к селению, от двери к двери. В каждом их начинании прослеживалась неуклонная решимость и благородное рвение, что наполнило мое сердце гордостью и побудило заявить, что в скором времени эта величайшая религия объединит людей всего мира. Поток любви наполнит восхищенные сердца обитателей этого мира и исполнит тем самым предсказание Шри Чайтаньи Махапрабху, которое гласит: «Мое божественное Имя будет проповедоваться в каждом городе и деревне Земли. О те, кто обрел человеческое рождение на благословенной земле Индии, сделайте свою жизнь достойной, неся это божественное послание другим».


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра дас
редактор: Традиш Дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования