(из девятого номера XXV тома за февраль 1928 года)

Когда божественный Шри Гаурахари посетил дом Адвайты в Шантипуре после принятия санньясы, Тхакур Харидас пришел туда, чтобы узнать, будет ли Господь в дальнейшем жить в Нилачале. Он дал выход отчаянию, оплакивая свою горькую судьбу, поскольку был сильно обеспокоен той мыслью, что прежняя близость к лотосоподобным стопам Шри Гаурасундара будет безвозвратно утрачена для него в том случае, если Господь решит остаться в Нилачале. Прабху Харидас полагал, что божественный Шри Чатаньядев обоснуется в святом храме Шри Кшетры, куда ему нет доступа, и поэтому он уже не сможет столь же тесно общаться с Господом1. Однако когда он услышал от преданных, что Господь остановился в доме Каши Мишры и что никто не будет возражать против того, чтобы Он оставался вне храма, он отправился в Нилачалу в обществе других преданных.

Любовь Шри Чайтаньячандры не знает границ. Вне себя от радости по случаю прибытия Харидаса в Нилачалу, Шри Гаурасундар неоднократно приглашал его почтить маха-прасадам в обществе вайшнавов. Однако великий Тхакур, по причине своего врожденного смирения, не мог исполнить эту волю Господа и держался на расстоянии от преданных.

С тех пор Шри Тхакур Харидас проводил свои дни в блаженстве уединенной духовной практики в хижине, расположенной в саду рядом с домом Каши Мишры. В последние годы это знаменитое место стало известно как Сиддха-бокул Матх. Древнее дерево бокул указывает на то место, где совершал свой бхаджан Тхакур Махашая.

Служители Господа Джаганнатхадева — это ортодоксальные брахманы, строго следующие вековым традициям. Тхакур Харидас полагал, что если он прикоснется к ним, то совершит оскорбление, и поэтому ходил по главной дороге с большой осмотрительностью и служил Господу Хари, созерцая и предлагая поклоны диску и верхушкам этого святого храма, а также преимущественно пользовался боковыми улочками и избегал широких дорог.

Тхакур Харидас дал обет ежедневно повторять такое количество святых имен Бога, что на исполнение этого долга у него уходил весь день. Шрила Рупа и Санатана Госвами, следуя смирению великого Тхакура, во время своего пребывания со Шри Гаурасундаром жили в хижинах, расположенных неподалеку от хижины почтенного Тхакура. Махапрабху слушал из уст Шри Рупы такие шлоки как (тунде тандавини...)2, танцевал в упоении и проповедовал славу Святого Имени.

Воспевание Святого Имени Бога освобождает от коварства и двуличия, однако без понимания своих истинных взаимоотношений с Богом это всего лишь нама-бхаса, или смутное отражение Святого Имени. Благодаря нама-бхасе все дживы сбрасывают оковы майи. Когда Святое Имя Бога воспевают громко, все живые существа — как движущиеся, так и неподвижные — освобождаются.

Шриман Махапрабху признал Тхакура Харидаса и Санатану Госвами в высшей степени сведущими в понимании сокровенных отношений с Богом ( ). Шри Харидас Тхакур сказал Шри Санатане: «Невозможно полностью описать ту удачу, что выпала на твою долю. Сам Господь называет твое тело Своим сокровищем. Нет никого, кто бы был удачливее тебя. То, что Он не может самостоятельно сделать в Матхуре, Он совершит там через тебя». В ответ на эти слова Шри Санатана сказал: «Твоя удача безгранична, потому что ты постоянно находишься рядом с Махапрабху. Нет никого, кто был бы подобен тебе. Проповедь Святого Имени Бога — это то, ради чего Господь низошел в этом Своем проявлении. И ты помогаешь Господу в этой миссии. Ты ежедневно воспеваешь три лакха (триста тысяч) святых имен Кришны. Ты проповедуешь славу святых имен всем и каждому. Ты в совершенстве выполняешь как проповедь, так и личную духовную практику. Ты учитель всех живых существ и лучший в этом мире».

В высшей степени неблагоразумно приписывать какие-либо пороки вайшнаву на основании его происхождения, принадлежности к низшим слоям общества или телесным болезням и недостаткам. По милости Шри Гаурасундара Тхакур Харидас глубоко осознал эту истину. Преданные Кришны вечно служат Ему. Господь пребывает вне всех пределов этого материального мира. Он нисколько не соприкасается с многообразием физических объектов. Тело вайшнава вечно, сознательно и исполнено божественного блаженства. Даже еще находясь под влиянием невежества в форме отстраненности от Господа Хари, вайшнав всегда вечный слуга Кришны, а его истинное «я» — это частичка чистого Разума.

Рабство майи и отвержение Господа Хари приходят к дживе в результате злоупотребления своей свободной волей. Но благодаря могуществу неосознанной духовной деятельности такая обусловленная материей джива обретает общение с великим духовным учителем, исключительно преданным служению Кришне. Под прибежищем святых стоп духовного учителя в ученике раскрывается его подлинная природа. Он обретает трансцендентное знание, что находится вне этого материального мира, и наполняет свою жизнь служением Кришне. Когда это знание, побуждающее к служению Кришне, проявляется в дживе, в ней не остается и следа невежества или неприятия Господа Хари. Такая джива полностью погружается в служение Господу Хари, тем самым всецело предаваясь Кришне. На этой стадии джива полностью очищается от всех мирских пристрастий и желаний чувственных наслаждений и обращается лицом к Вайкунтхе (абсолютному царству Бога). Тело такой дживы, всегда готовой совершать служение Кришне, никогда уже не осквернится каким-либо из земных пороков или недостатков. Такая джива становится вечно погруженной в трансцендентное служение Господу посредством своего трансцендентного тела и чувств и так превосходит эту материальную вселенную, пронизанную желаниями эгоистических наслаждений. В это время физическое тело и ум полностью теряют всю власть над дживой.

Шриман Махапрабху сказал Шри Тхакуру Харидасу: «Тело вайшнава нельзя считать материальным. Его тело обладает трансцендентными качествами: оно вечно, исполнено сознания и божественного блаженства. В момент инициации преданный полностью вручает себя Богу. В ответ на это Кришна делает его подобным Себе3. Он делает тело преданного вечным, исполненным сознания и блаженства. В этом трансцендентном теле преданный служит лотосоподобным стопам Господа4 ».

Дживы, что отвергают служение Господу Хари, не способны понять природу вайшнава и природу Святого Имени Кришны из-за своего материалистичного понимания, привязанные к наслаждениям этого мира. По мере того как исчезают различия между Святым Именем и Тем, на Кого Оно указывает, приходит осознание трансцендентной и вечной природы вайшнава, который воспевает Святое Имя Кришны.


Автор текста неизвестен
переводчик: Вриндаван Чандра Дас
редактор: Традиш Дас

 


1 Речь идет о храме в Джаганнатха Пури, куда Харидасу Тхакуру, по причине его происхождения (он родился в мусульманской семье), вход был запрещен.


2

тун̣д̣е та̄н̣д̣авинӣ ратим̇ витануте тун̣д̣а̄валӣ-лабдхайе
карн̣а-крод̣а-кад̣амбинӣ гхат̣айате карн̣а̄рбудебхйах̣ спр̣ха̄м
четах̣-пра̄н̇ган̣а-сан̇гин̣ӣ виджайате сарвендрийа̄н̣а̄м̇ кр̣тим̇
но джа̄не джанита̄ кийадбхир амр̣таих̣ кр̣ш̣н̣ети варн̣а-двайӣ

Это стих из «Видагдха-Мадхавы» (1.15) Шрилы Рупы Госвами: «Я не способен осознать, сколько сладости заключено в двух слогах «Криш-на»! Когда Святое Имя Кришны воспевается, создается впечатление, будто Оно танцует на устах, и тогда хочется иметь множество уст. Когда Святое Имя входит в уши, хочется иметь миллионы ушей. А когда Святое Имя танцует в сердце, Оно подчиняет Себе деятельность ума, и тогда все чувства замирают» (приводится также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Антья-лила, 1.99)).


3 Дӣкш̣а̄-ка̄ле бхакта каре а̄тма-самарпан̣а / сеи-ка̄ле кр̣ш̣н̣а та̄ре каре а̄тма-сама («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.192).


4 Сеи деха каре та̄ра чид-а̄нанда-майа / апра̄кр̣та-дехе та̄н̇ра чаран̣а бхаджайа («Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 4.193).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования