Джагад-Гуру Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Прабхупад

«Кто поклоняется? Кому поклоняется? Как поклоняется?» - при чтении этой молитвы, этого дивного и беспощадного откровения святого сердца величайшего Вайшнава, такие вопросы особенно актуальны. «Кто Вайшнав?!» - так Шрила Сарасвтаи Тхакур побуждает к поиску Истины затхлые души, заплесневевшие в показушной культмассовой работе или автоматическом «повторении мантры»! Пожалуйста, давайте не просто прочтем эти поучения нашему уму и сердцу, но исполним их. Иначе нет бхаджана! Иначе - пустота! Да не вздумает кто-либо, прочитав это самоосуждение Шрилы Прабхупады, хулить уединенный Бхаджан и высмеивать тех, кто искренне занимается им с благословения Святых! Помни, знаток-философ, что святые слова этой молитвы были написаны слезами Сарасвати Тхакура когда он пребывал во Врадже, практикуя Нирджана-бхаджан, уединенное поклонение. Внешняя его жизнь заставляла содрогнуться самых знаменитых аскетов. Он не брился, не стригся и не носил никакой обуви во время своего нирджана-бхаджана. Даже сбив ноги в кровь, не смотря на страшные раны, он продолжал ходить по Дхаме босиком. Он ел немного самого простого Прасада лишь раз в день, при том ел он Его прямо с пола, без тарелок, без ложек... Прямо с земли! «Так придет чувство собственного ничтожества!» -учил он нас, полностью забывших об этом чувстве и о его развитии. Он спал лишь несколько часов в сутки, бросив свое тело на голую землю. О многих же других подвигах его святой веры я не дерзаю писать. Но, может услышав и об этих его стараниях, кто-нибудь да задумается с чего бы это он так поступал! Может хоть кто-то поймет, что жертвенность, вайрагйа, аскеза как подношение Всевышнему не мешают нашей севе, а, наоборот, помогают ей! Да и мало кто из наших Гуру обходился без этого аспекта духовной жизни. Конечно, наверное, они не были так же «глубоко погружены в севу» как мы... Это у нас из-за «полной занятости в служении» нет времени на все эти посты и лишения. Но хочется верить, что еще есть люди способные шевелить мозгами и ищущие истинную садхану. Очень хочется в это верить!

Что же касается внутренней жизни Шрилы Сарасвти Тхакура, то это не может быть объектом наших рассуждений. Мы просто прикоснемся к его Откровению! Мы лишь возьмем посильные уроки для себя... И может быть, наконец-то, искренне спросим себя: «Кто же Вайшнав?

1. душт̣а мана! туми кисер вайшн̣ава?
пратишт̣х̄ар таре, нирджанер гхаре,
тава «хари на̄ма» кевала каитава

О, грязный ум, какой же ты Вайшнав? Движимый тщеславием, ты посвятил себя уединению, но твое «воспевание Святых Имен» - низменный обман!

2. джад̣ер пратишт̣ха̄, ш́укарер виш̣тха̄,
джа̄но на̄ ки та̄ха̄ «ма̄йа̄р ваибхава»
канака ка̄минӣ, диваса-йа̄минӣ,
бха̄вийа̄ ки ка̄джа, анитйа се саба

Мирская слава - свинное дерьмо! Разве тебе это не известно? Богатства и женщины - порождения иллюзии, но именно о них все твои мысли. Какое же благо ты хочешь извлечь из этого тлена?

3. тома̄ канака, бхогер джанака,
канакер два̄ре севахо «ма̄дхава»
ка̄минӣр ка̄ма, нахе тава дха̄ма,
та̄ха̄р – ма̄лика кевала «йа̄дава»

В богатствах ты видишь только возможность наслаждать свои чувства, но, прошу тебя, используй их в служении Мадхаве. Без промедления отвергни твое похотливое отношение к женщинам, ведь они - собственность Йадавы. Похоть не имеет ничего общего с твоим естеством.

4. пратишт̣х̄аш́а̄-тару, джад̣а – ма̄йа̄ - мару,
на̄ пела «ра̄ван̣а» йуджхийа̄ «ра̄гхава»
ваишн̣авӣ пратишт̣ха̄, та̄те коро ништ̣ха̄,
та̄ха̄ на̄ бхаджиле лабхибе раурава

Жаждать славы- все равно, что бежать к дереву в пустыне - всего лишь погоня за миражом. Ради этой славы Равана сражался с Рагхавой (Шри Рамачандрой). У Вайшнава же есть только один тип пратиштхи (положение) - верность своему Господу. Без этой верности нет бхаджана... Есть лишь дорога в ад.

5. хариджана-двеша, пратиштха̄ш́а̄-клеш́а,
коро кено табе та̄ха̄р гаурава
ваишн̣авер па̄чхе, пратиштха̄ш́а̄ а̄чхе,
та̄те кабху на̄хе «анитйа-ваибхава»

Желание славы ненавистно для служителей Шри Хари. Зачем же ты страдаешь в огне этой жажды и прилагаешь так много усилий для обретения всеобщего признания? Слава сама всюду следует за лотосными стопами Вайшнавов, однако, их слава не имеет ничего общего с преходящими достояниями этого мира.

6. се хари-самбандха, ш́унйа-ма̄йа̄-гандха,
та̄ха̄ кабху ной «джад̣ер каитава»
пратишт̣ха-чанд̣а̄лӣ, нирджаната̄-джа̄ли,
убхайе джа̄нихо ма̄йика раурава

В истинной связи с Господом нет и следа иллюзии. Ее никогда не осквернит никакой обман этого мира! Но пожирательница падали - тщеславие постоянно расставляет свои липкие сети перед стремящимся к уединенному поклонению Всевышнему. Знай, попавший в ее сети, живет в аду заблуждений!

7. кӣртана чха̄д̣ибо, пратишт̣ха̄ ма̄кхибо,
ки ка̄джа д̣худ̣ийа̄ та̄др̣ш́а гаурава
ма̄дхавендра пурӣ, бха̄ва-гхаре чури,
на корило кабху садаи джанабо

Совершая притворный киртан, ты осквернишься мирской славой. Но какое же благо ты извлечешь из этого? Я не устану учить тебя, напоминая о том, что Шри Мадхавендра Пури никогда не принимал в подаяние украденного.

8. тома̄р пратишт̣ха̄, - «ш́укарер вишт̣ха̄»,
та̄р-саха сама кабху на̄ ма̄нава
матсарата̄-ваш́е, туми джад̣а-расе,
маджечхо чха̄дийа̄ кӣртана-саушт̣ава

Твоя слава и уважение окружающих - просто испражнения свиньи! Поверь, с этим «богатством» ты никогда не обуздаешь подлую зависть! Покинутый святой кирганой, ты будешь тонуть в грязном болоте мирских наслаждений.

9. та̄и душт̣а мана, «нирджана бхаджан»,
прача̄ричхо чхале «куйогӣ-ваибхава»
прабху сана̄тане, парама джатане,
ш́икша̄ дило йа̄ха̄, чинто сеи саба

Твой, о грязный ум, афишируемый «нирджана-бхаджан» - всего лишь лицемерный трюк, часто используемый в гнусных целях псевдо-йогами! И чтобы освободиться от этого лицемерия, с великим усердием памятуй о наставлениях Шри Чаитанйадева Шриле Санатане Госвами.

10. сеи дут̣и катха̄, бхуло на̄ сарватха̄,
уччаих̣-сваре коро «хари-н̄ама-рава»
«пхалгу» а̄р «йукта», «баддха» а̄р «мукта»,
кабху на̄ бха̄вихо, эка̄ка̄р саба̄

Громогласно воспевай Святое Имя Бога, ни на минуту не забывая о том, где присутствует ложь, а где истина, что относится к обусловленному, а что к вечно свободному. Никогда не смешивай эти понятия, не думай, что в этих противоположностях может быть хоть что-то общее!

11. «канака-камӣнӣ», «пратшт̣ха̄-б̄агхинӣ»,
чха̄дийа̄чхе джа̄ре, сеи то ваишн̣ава
сеи «ана̄сакта», сеи «ш́уддха-бхакта»,
сам̇са̄р татха̄ па̄й пара̄бхава

Полностью изгнавший из сердца своего стремление к сексуальному наслаждению, привязанность к богатствам и тщеславие - Вайшнав! Только такой человек может считаться бесстрастным, только он может быть признан шуддха-бхактой, беспримесным преданным! Он победил мир!

12. йатха̄-йогйа бхога, на̄хи татха̄ рога,
«ана̄сакта» сеи, ки а̄р кахабо
«а̄сакти-рохита», « самбандха - сахита»,
вишайа-самуха сакали «ма̄дхава»

Только того, кто принимает из этого мира лишь необходимое для поддержания жизни мы будем считать воистину свободным от тяжкого недуга обусловленности. Что еще я могу сказать? Только такая лишенная любых мирских влечений душа может во всем видеть Мадхаву.

13. се «йукта-ваира̄гйа», та̄ха̄ то саубха̄гйа
та̄ха̄-и джад̣ете харир ваибхава
кӣртане джа̄ха̄р, «пратишт̣ха̄-самбха̄р»,
та̄ха̄р сампатти кевала «каитава»

Истинная отреченность - большая редкость и великая удача. Настоящая вайрагйа - милость Господа в этом мире. Но в том, кто воспевает Имя Его, имея желание всеобщего признания и уважения, отречение обманчиво. Его отреченность - просто лицемерие!

14.«вишайа-мумукшу», «бхогер бубхукшу»
дуйе тйаджо мана, дуй «аваишн̣ава»
«кр̣шн̣ер самбандха», апракрта-скандха,
кабху на̄хе т̄ах̄а джадер самбхава

О ум, немедленно оставь любое общение как с тем, кто одержим жаждой избавления oт страданий, так и с тем, кто потакает прихотям своего тела и ума! Они - не Вайшнавы! Их ничто не связывает с Кришной, и им неведомы дары духа, полностью свободные от любого соприкосновения с материей.

15. «ма̄йа̄ва̄дӣ джана», кр̣шн̣етара мана,
мукта абхима̄не се нинде ваишн̣ава
ваишн̣авер да̄с, тава бхакти-а̄ш́,
кено ва̄ д̣а̄кичхо нирджана-а̄хава

Имперсоналисты в глубине своего сознания противостоят благой воле Шри Кришны. Попрактиковавшись немного в уединении, они возгордились своим мнимым освобождением и теперь оскорбительно думают о Вайшнавах. Эй, ум! Ты убеждаешь меня, что ты слуга преданных, что в тебе есть жажда бхакти... Но тогда с чего это ты так истошно воешь, зазывая меня в уединение?

16. дже «пхалгу-ваира̄гӣ», кохе нидже «тйа̄гӣ»,
се на па̄ре кабху хоите «ваишн̣ава»
хари пада чха̄ди, «нирджаната̄ ба̄ди»,
лабхийа̄ ки пхяла, «пхалгу» се ваибхава

Принявший ложное отречение, гордо именует себя совершенно отреченным, но такое отречение никогда не превратит его в Вайшнава. Оставив служение лотосным стопам Шри Хари, лицемер принялся восхищать публику своей уединенной жизнью! Но что обретет он? Искусный самообман – вот его удел!

17. ра̄дха̄-да̄сйе рохт, чха̄д̣и «бхога-ахи»,
«пратишт̣ха̄ш́а̄» нахе «кӣртана-гаурава»
«ра̄дха̄-нитйа-джана», та̄ха̄ чха̄д̣и мана,
кено ва̄ нирджана-бхаджана-каитава

Подлинно служащий Шри Радхе, свободен от зловония чувственных наслаждений. Он ничего и никогда не приметит того, что приносит наслаждение его чувствам! А его киртан полностью лишен желания славы и стремления обратить на свою персону внимание окружающих. Ну что же ты, бестолковый ум, все пытаешься увильнуть от служения настоящему слуге Шри Радхи и дерзко рвешься имитировать уединенный бхаджан великих душ?

18. враджа ва̄сӣ-ган̣а, пр̣ача̄р̣ака-дхана,
пратишт̣ха̄-бхишука та̄ра̄ нахе «ш́ава»
пра̄н́а а̄чхе та̄р, се-хету прача̄р,
пратишт̣ха̄ш́а̄ -хӣна -« кр̣шн̣а –га̄тха̄» саба

Вечные обитатели Враджа - вот сокровищница истинной проповеди! Они никогда не выпрашивали себе славу и уважение, в отличии от внутренне пустых (т.е. не имеющих своей духовной реализации) ходячих мертвецов этого мира. В них уже есть сила жизни (т.е. подлинные духовные достижения) и поэтому они могут спасать ходячих мертвецов (заблудших), питая их. лишенным даже намека на тщеславие, пением хвалы Всевышнему.

19. ш́рӣ дайита-дас, кӣртанете āш́,
коро уччаих̣-сваре «хари-на̄ма-рава»
кӣртана-прабха̄ве, смаран̣а свабха̄ве,
се ка̄ле бхаджана нирджана самбхава

Дайита Дас (Шри Бхакти Сиддханта Сарасвати), жаждущий совершать подлинный киртан, молит: пожалуйста, заполните все мое существо Святым Именем Господа! Лишь могуществом Нама-киртана я смогу погрузиться в памятование вечных Деяний Господа, движимый своей естественной любовью. Так сделайте же мой бхаджан успешным уже. пожалуйста!

 


(P.S. Я очень рад и вдохновлен тем, что. лишь один раз услышав эту Песнь, некоторые мои братья и сестры начали внимательно читать ее каждый день как часть своего ежедневного поклонения Шри Гуру и Бхагавану. Как это прекрасно, что есть еще искренние сердца, небезразличные души! Джай Ом Вюинупад Парамахамса Шри Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами Тхакур! Джай Шри Вайшнава-санга!)


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования