Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж

на̄хам̇ тишт̣ха̄ми ваикун̣т̣хе
йогина̄м хр̣дайешу ва̄
мад бхакта̄х̣ йатра га̄йанти
татра тишт̣ха̄ми на̄рада
(Падма-пурана)

Господь сказал: «В изначальной форме я не живу на Вайкунтхе, и не живу я в сердцах йогов, но вечно пребываю там, где Мою славу воспевают Вайшнавы». Итак, Кришна может явить себя лишь там, где в настоящее время Ему молятся преданные. Самое главное в нашей жизни — это жажда общения с настоящими преданными. Поэтому, где бы и когда бы не звучала Хари-катха и Хари-киртан Вайшнавов, мы должны немедленно устремиться туда. Такова подлинная жизнь ваидхи-марга, и если мы следуем ваидхи (духу регулируемого служения), это должно привнести в нашу жизнь определенный практический самонастрой.

Шрила Прабхупада Сарасвати Тхакур проповедовал:

ма̄тала хариджана кӣртана-ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге

Эти слова выгравированы над парадным входом в Натйа-мандир здесь в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, и уже позднее эта надпись была обрамлена рельефной картиной, объясняющей (иллюстрирующей) смысл этих слов. Гаурава-бханге означает, что в практике присутствуют четко определенные правила и ограничения. Лишь издали мы можем поклоняться Рага-патху, пути спонтанного любовного служения, но в настоящее время наша жизнь строго руководствуется наставлениями Вед.

Если мы думаем, что можем стать гопи, это ложные впечатления. Но, если в нас живет желание когда-нибудь стать слугой гопи, это уже нечто реальное. Процесс шраванам и киртанам. Когда мы действительно захотим обрести полное самопредание, это станет началом реального бхаджана, духовной жизни под постоянным руководством садху.

Вопрос: Так что же в действительности означает гаурава-бханге?

Шрила Говинда Махарадж: Гаурава — значит ваидхи. Нарайана — это гаурава-Божество. Гаурава-бханге означает благоговейное отношение к линии наставлений Шастр, и именно с этих позиций мы можем из далека поклоняться рага-маргу. Рага-марг — это чрезвычайно высокий уровень. Почему? Потому, что на этом уровне может существовать исключительно любовная жажда Кришны. Тот мир — мир любовного служения.

Вопрос: А на что указывает гаурава-бханге именно в этом стихе? Что понимается в этом стихе бханге — это цель всей нашей жизни. Киртана — начальная стадия и конечная стадия. Благодаря киртане мы сможем подняться с нынешней нижайшей стадии на высочайшую, то есть быть принятыми рага-маргом. Наша практическая жизнь начинается в киртане.

Махапрабху говорил:

йаджн̃аих̣ сан̇киртана-пра̄йаир
йаджанти хи сумедхасах̣
(Шр.-Бхаг. И .5.32)

Йаджанти — значит бхаджанти: поклонение Махапрабху заключается в воспевании Харе Кришна Махамантры и в самозабвенном следовании Его движению санкиртаны.

Вопрос: Я всегда понимал, что стих «матала хариджана киртана-ранге...» указывает нам на наш высший идеал рага-марга, и, держа его над собой, мы поклоняемся ему из далека.

Шрпла Говинда Махарадж: Правильный подход — это постоянное памятование, что рага-марг — нечто очень и очень высокое, в ином случае мы незаметно собьемся на путь сахаджии. Если мы говорим, что кто-то является гопи, это настоящая сахаджия, чистейший самообман. Если же мы говорим, что кто-то внешне похож на гопи, это уже не относится к сахаджии. У нас в голове может промелькнуть подобная мысль, что такая-то внешне очень похожа на гопи, и это не является сахаджией. Но мы не имеем права утверждать, что она и в самом деле — гопи. Подобные утверждения низвергнут человека в сокрытую сахаджию, на мирскую платформу.

Нет сомнений, что кто-то достаточно квалифицирован для подобных заявлений, но мы никогда не должны позволять себе окрестить кого-то гопи. Повествуя Шримад-Бхагаватам, Шрила Шукадева Госвами ни разу не упомянул имя Шримати Радхарани. Он пытался защитить свою катху от посягательств сахаджиев. Во время его беседы с Махараджем Парикшитом, там присутствовало слишком много тех, кто был не в состоянии действительно осознать величие имени Радхарани и Ее спутниц.

Если эти темы слушают те, кто не имеет способности действительно осознать их, они немедленно срываются в пропасть сахаджиизма. Ради их же безопасности Шукадев Госвами не упоминает имен Шримати Радхарани, Лалита-деви, Вишакхи и других гопи. Их личностное восприятие было явлено полностью в трудах Шрилы БхактивинодаТхакура. Он милостиво пролил свет на эти темы: «Эта шлока описывает Шримати Радхарани, а в этой говорится о Лалита-деви и т. д».

Итак, нам следует поклоняться рага-маргу из дали, сейчас наш долг состоит в искреннем служении Вайшнавам и в молитве Господу в обществе подлинных преданных, это надежный и действенный процесс развития Кришна-сознания внутри нас.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования