(Шри Шримад Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж)

Однажды Шрила Бхактивинода Тхакур воспевал Святое Имя Господа и бродил по небесам, куда ему вздумается. И неожиданно он увидел, что он находится неподалеку от Ямалайи, где Яма, повелитель смерти, председательствует в суде, который осуждает грешников. Так же он увидел там Брахму, Нараду, Шиву и других, обсуждающих с Ямараджем значение двух шлок, которые Шри Кришна поведал в Шримад Бхагавад-гите (9:30- 31). Но они не могли установить правильного значения этих шлок, не могли решить этой проблемы.

апи чет судура̄ча̄ро,
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к
са̄дхур эва са мантавйах̣,
самйаг вйавасито хи сах̣

«Внешне можно увидеть, что человек совершает множество грехов, но если он полностью посвятил себя преданности Мне, он должен считаться святым. Что бы он ни делал, на все сто процентов он делает это правильно».

кш̣ипрам̇ бхавати дхарма̄тма̄,
ш́аш́вач-чха̄нтим̇ нигаччхати
каунтейа пратиджа̄нӣхи,
на ме бхактах̣ пран̣аш́йати

«Очень скоро он станет религиозным в своем поведении, и все увидят, что он обрел в своей жизни подлинный мир. О, сын Кунти, с уверенностью провозгласи людям, что Моего преданного никогда не настигнет погибель, он никогда не падет».

Но тот, кто живет безраздельной преданностью Господу, ананйа-бхаджан, Всевышний Сам дал ему такое определение: сарва-дхарма̄н паритйаджа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа «Мой безраздельный преданный это тот, кто оставляет все виды долга, сарва-дхарман, и предается Моим стопам. Своим единственным долгом он принимает свой долг ко Мне». Как же в таком случае, уже превзойдя все виды долга и предавшись Господу, может такой чистый преданный, ананйа-бхак, затем вновь стать человеком долга (кшипрам бхавати дхарматма)? В этом содержится какое-то противоречие.

Ямараджа, Брахма, Нарада и другие обсуждали этот вопрос, но не могли прийти к какому-то одному решению. Как может преданный стать праведным в ближайшем будущем, когда он уже оставил все виды долга, и праведность и неправедность, для того, чтобы полностью предаться стопам Всевышнего Господа? Не найдя никакого решения, они послали за Бхактивинодом Тхакуром, которого заметили воспевающим Харинам в небесах. Он чистый преданный, не обычный садхака. У него есть глубокое осознание Писаний. Пусть же он придет и объяснит эти стихи из Бхагавад-гиты.

Они пригласили Шрилу Бхактивиноду Тхакура, и он пришел туда. И он дал значение: «апи чет судура̄ча̄ро, бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к – несмотря на его внешнее поведение, безраздельный преданный должен приниматься как стопроцентный святой, садху. Поэтому заключение таково: тот, кто может это осознать, кто провозглашает, что бескорыстный преданный Кришны, несмотря на свое внешнее поведение, обладает сто процентной святостью. Тот, кто осознал это, вскоре становится дхарматма, праведным и религиозным. Его заключение правильно на сто процентов. И вскоре его собственное поведение станет очень чистым. К нему также придет возможность встать на путь преданности, ведущий к Вечной Истине.

«Поэтому, Арджуна, воспользуйся этим, и смело провозгласи людям, что Моего преданного, полностью посвятившего себя Мне, никогда не ждет разрушение. Даже если внешне, кажется, что он делает что-то неправильно, он будет спасен. Успех его жизни гарантирован. То, что ты будешь искренне провозглашать это, принесет тебе огромное благо – ты станешь благочестивым и тебе предоставится возможность достичь Вечного Духовного Мира. Любой, кто может понять это, и тот, у кого есть мужество провозгласить, что Мой преданный никогда не станет жертвой падения или разрушения, сам в свою очередь получит возможность встать на путь исключительной преданности и достигнет Высшего Мира. Он достигнет всего, поскольку внутри его живет настоящее преклонение пред священной преданностью. Все существует ради Господа, а не ради какой-то другой цели. В Абсолюте все существует ради Него. Абсолют ради Себя. Подчиняемся мы или не подчиняемся законам частных, провинциальных интересов, это не имеет особого значения. Но мы должны безусловно подчиняться закону, который гласит, что все ради Него. Это главный закон, а все остальные – это побочные законы. Мы можем выполнять свой долг, но мы должны выполнять свой долг по отношению к Центру. В любом случае, это самый важный фактор, определяющий фактор. Таким образом, тот, кто может оценить это по достоинству, кто может смело заявить об этом людям, внутренне очень глубоко преклоняется перед этой идеей. Это значит, что он сам сможет устоять, и очень скоро он улучшит свое положение. Он достигнет пути к Миру Вечности. И это путь служения Мне, Кришне». Таково заложенное здесь значение.

«Высшее качество любой части Целого достигается тем, что часть посвящает себя Целому, даже нарушив свой долг по отношению к чему-то окружающему. И тот, кто может это ощущать, может это оценить по достоинству, кто может заявить об этом, сам скоро достигнет такого положения. Его сердце преклоняется перед этим. Это также является определенным осознанием, и вскоре оно принесет свои плоды, и люди увидят: «Смотрите, он тоже вступил на путь ананйа-бхаджана, безраздельной преданности зову Абсолюта, из-за того, что этот зов – это все и вся.» Дхарма означает нравственность, обязанности, в том числе, долг перед отцом, матерью, страной, обществом, человечеством и т. д. Но если кто-то игнорирует это все и поддерживает прямые отношения со Мной, это не будет поставлено ему в вину. Он находится в линии сарва-дхарма̄н паритйаджа, ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ враджа. Он делает правильно, и тот, кто может просто оценить его поступок, кто может преклониться перед его поступком, очень скоро будет обращен в туже самую группу». Таков смысл этих стихов.

В стандартном или общем толковании новоначальный может иметь много дурных наклонностей в своем поведении. Но когда он достигнет зрелости, все это исчезнет. В тоже время, мы можем видеть, как некоторые нежелательные качества берут над ним верх, по крайней мере, внешне. Чем больше мы беспокоимся о поведении других, тем больше теряем свое время и собственную энергию. И такое поведение не принесет нам благо, скорее оно навлечет возмездие. Если я пытаюсь найти в ком-то недостатки, особенно в преданных, то этот недостаток вернется ко мне. Избегайте такого общения. Пытайтесь найти в других хорошее.

Во времена нашего Гуру Махараджа в Матхе была такая система: он приказывал одному преданному прославлять другого, особенно того, кого он не любил. Таким образом, каждый был вынужден находить положительные качества в другом преданном, которого он не особо любил, обретая, тем самым, большое благо. Отказываясь от всего дурного, что было в его представлении о другом человеке, необходимо было найти что-то хорошее. Мы не должны соприкасаться с чем-то нечистым и оскорбляющим. И в первую очередь, это относится к обсуждению недостатков Вайшнавов . Кришна взял под опеку Своих преданных. Поэтому, за все, что живет в преданных, хорошее это или плохое, ответственен Господь. Любые негативные качества бхакты могут исчезнуть по воле Шри Кришны. Так же у Кришны может быть намерение оставить в преданном нечто негативное, исходя из целей, известных Ему одному. Мы должны попытаться развить в себе подобное видение. Нельзя осмеливаться критиковать тех, кто находится в непосредственном ведении Всевышнего, ибо этим мы навлечем на себя большие проблемы. Следует искать в Вайшнавах только позитивное. В будущем это обернется для всех неоценимым благом. И это не теоретический, а самый практический вопрос, который только может быть. Шрила Рупа Госвами приводил следующий пример: священная вода Ганги внешне может казаться грязной, но эта внешняя грязь, муть, пена и т. п. не могут принизить очищающую способность вод святой реки. Преданный, это всегда чистая душа. Это самое святое, самое очищающее. Чтобы ни проявлялось во внешнем его характере или поведении, это подобно находящимся в воде Ганги грязным пу-зырям, не влияет на его очищающую силу. Вода Ганги обладает способностью очищать от греха и даже покрытая пеной или смешанная с грязью, она ничуть не менее благодатна. Духовные качества преданного никоим образом не зависят от каких-то временных мирских факторов. Можно иногда видеть, что Вайшнав немного жаден, гневлив, или же его телу могут быть присущи некоторые недостатки, но святой характер Вайшнава не зависит от его ментальных или физических характеристик.

Во время путешествия Шри Чайтаньи Махапрабху по Южной Индии произошел один случай с Васудевой Випрой. Тело Васудевы было поражено проказой, но он сам был великий преданный. Его внешнее поведение было также удивительным. Если черви, живущие в его ранах, падали на землю, он поднимал их и клал обратно в раны, чтобы спасти их от смерти. Он был преданным на сто процентов. Махапрабху обнял его, и, благодаря его объятиям, проказа полностью исчезла.

Когда Шрила Санатана Госвами путешествовал из Вриндавана в Пури, он был вынужден пить в джунглях плохую воду, из-за чего на его теле появились глубокие язвы. По обыкновению, Махапрабху приветствовал Санатану Госвами, крепко обняв его. Но Санатана воспротивился этому: «Не прикасайся ко мне! Это тело грешника». Эти язвы сочились и издавали дурной запах, но Махапрабху силой обнимал его. И тогда Шри Санатана решил: «Либо я оставлю это место, либо я призову на себя смерть, упав под колеса колесницы Джаганнатхи.» Но, пребывая в сердце каждого, Господь Чайтанья знал, что на уме у Санатаны. Он отчитал его и вновь силой обнял. Все язвы исчезли, и тело Санатаны Госвами мгновенно стало подобным золоту. Махапрабху сказал: «Санатана, ты Вайшнав . Твое тело не ущербно. В нем нет никаких недостатков, это просто Господь испытывает Меня. Я санньяси , и Он испытывает Меня, буду ли Я сторониться Вайшнава из-за того, что на его теле много язв. Стану ли Я избегать общения с ним. Ты чист, и только ради того, чтобы испытать людей, Всевышний создает подобные ситуации. Твое тело чисто, потому что ты Вайшнав , преданный Вишну. Твоя телесная нечистота – это просто внешние уловки. Только для того, чтобы испытать силу Моей преданности, Господь послал тебя ко Мне в таком состоянии». Чистый или нечистый внешне, не имеет значения. Главный и единственный критерий – это безраздельная преданность Богу. Это единственная необходимость. В обычном смысле, гопи также грешники. Они нарушили общепринятый общественный кодекс. Но они занимают высочайшее положение, они обладают непревзойденной чистотой из-за своей безграничной преданности Шри Бхагавану. Они не могут не служить Ему на все сто процентов, полностью, всецело, даже рискуя нарушить моральные законы. Но такого рода преданность не настолько дешева, чтобы каждый, преследуя собственные интересы, прикрывался подобными идеалами. Это не пройдет. Должна быть истинная мера преданности.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования