Во всех нас живет естественная тенденция к самосовершенствованию. Никто не хочет быть глупцом и невеждой. Чтобы действительно узнать что есть что (самбандха-гйан), мы должны попытаться понять Истину высшего порядка, иначе наше знание будет несовершенным. Но как это сделать? Возможно некоторые вещи этого мира, как-то математика, плотничество, электромеханика, скотоводство и т. п. могут быть полностью осознаны посредством нашего эмпирического опыта. Но многое ли мы можем понять из незримых сфер, находящихся вне времени пространства? Мы не в состоянии пробиться своим материальным умом в недоступные области духовного. Это очевидный факт. В наиболее древнем божественном произведении, Бхагавад-гите (3000 лет до н. э.), а так же в Шримад-бхагаватам объясняется, что ум - это орган тонкого (ментального) тела чело-века, то есть ум имеет материальную природу, тог да как знание о Боге - духовную. Две эти природы качественно совершенно различны, притом духовная природа признается совершенной, а материальная занимает качественно низшее положение по от-ношению к ней. Бесконечно малое (сознание человека) не может вместить бесконечно великое (запредельное Царство Бога).

Так неужели духовное знание навсегда сокрыто от нас? Нет, это совсем не так. На самом деле мы можем получить необычайно глубокое понимание аспектов трансцендентной науки. Но только получать, а не самовольно взять. Есть разница, и не малая. Существует два пути обретения знания: восходящий и сходящий. Первый рассчитан на ограниченные возможности материального ума и поэтому может оперировать исключительно в пределах материальной энергии. Что же касается второго, то с его помощью мы можем непосредственно ощутить бескрайний океан духовного знания и блаженства. При более подробном рассмотрении нисходящего метода, возникает закономерный вопрос: “А коим же образом нисходит знание?4’ - Через посредника, непосредственно связанного с Высшим миром, духовного учителя. Это подтверждается всеми учебниками духовной науки (Святыми Писаниями). Например, в Библии сказано: “Как можно уразуметь духовное знание, не получив наставления? " (Деян. 8:31). То же подтверждается и в Ведической литературе:

тад-вигьянартхам са гурум эвабхигаччхет
самит-паних шротриям брахма-ништхам
(Мундака Упанишад 1.2.12.)

“Чтобы изучать трансцендентную науку, человек должен приблизиться к истинному духовному учителю в ученической преемственности, который утвердился в Абсолютной Истине” Это факт. Если вы никогда не видели Мексику, кто вам может дать о ней представление, кроме побывавшего там человека? Никто. Это очень грубый пример, но он до некоторой степени показывает невозможность обретения духовного понимания без помощи свыше. Гуру, духовный учитель, имеет ключи от духовного мира. Он наш верный проводник в прекрасный мир неизвестной реальности. Сейчас религиозный мир представляет собой непроходимые джунгли идеи и концепций, и, подобно тому как разумный человек никогда не рискнет отправиться в одиночку в джунгли без опытного проводника, так и духовный искатель не сможет начать свою практику без подлинного Гуру.

Кто такой Гуру? В соответствии со словами великого святого нашего столетия, Шрилы Шридхара Махараджа, Шри Гуру - это не Господь, но он полностью представляет сущность естественной энергии Господа и воплощает наиболее прекрасное служение Господу. Искренний ученик преклоняется перед Гурудевом так же, как и перед Всевышним Почему? Потому, что Гуру, являясь полномочным представителем Бога, несет в себе всю сокровенную суть истинно духовной жизни. В духовном учителе воплощается все трансцендентное знание, изошедшее из уст всепривлекающей Личности Бога и могущее даровать всем искреннимтдушам высшее совершенство жизни, чистую любовь к Господу.

Господь - это непостижимый Абсолют (Адхокшаджа),и поэтому принимает только абсолютное служение. Следовательно, чтобы оказывать служение Богу, служащий должен обладать абсолютными качествами. Однако, кто из обычных людей обладает или может обрести по своей прихоти абсолютные (совершенные) качества? Это невозможно. Поэтому милосердный Господь посылает в наш бренный мир святых личностей, которых Он по Своей благой воле наделяет абсолютными качествами. Такая личность и есть Гуру. Только он может действительно служить Богу. Остальные живые существа служат Господу, предлагая свои усилия Гуру, подобно тому, как великому царю непосредственно служат только те, кто входят в его ближайшее окружение, а остальные верноподданные оказывают свое служение через них.

Это неоспоримый закон духовного мира. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит Арджуне:

тад виддхи пранипатена
парипрамнена севайа
утдекшйанти те гйанам
гйаншшс таттва-даришнах

“Попытайся постичь Истину, обратившись к духовному учителю. Оказывай ему служение и смиренно задавай вопросы. Осознавшие Истину души способны дать тебе подлинное знание, ибо их видение совершенно.” Итак, Сам Всевышний недвусмысленно подчеркивает необходимость смиренного служения духовному учителю. Но нам следует правильно понимать гуру-севу(служение учителю). Гуру-сева - это не эксплуатация ученика учителем, это действительный метод передачи нашего служения Богу через надежные руки Гуру. Будучи воплощением смирения, духовный учитель не принимает никакого служения на свой счет, а делает его совершенным подношением лотосньм стопам Кришны. Иными словами, благодаря абсолютным качествам Гуру, наши неумелые попытки практиковать преданное служение трансформируются в нечто совершенное и богоприемлемое. Следовательно, служение Гуру - это желанная цель искреннего ученика, но никак не самого Гуру.

Положение Гуру занимается только как исполнение воли своего Гуру, как смиренное служение ему. Присутствующий Гуру избирает своим духовным преемником достойную личность и передает ей полномочия Гуру. Притом выбор правопреемника происходит не по принципу старшинства, а исключительно по Божественному волеизъявлению. Когда наш возлюбленный духовный учитель Шрила Б. С. Говинда Махарадж, будучи семнадцатилетним юно-шей, принял прибежище у стоп Его Божественной Милости Шри Шримад Б. Р. Шридхар Госвами Махараджа, последний совершенно однозначно определил в нем своего духовного наследника менее, чем через две недели после их первой встречи. Кроме того, Шрила Шридхар Махарадж, еще за долго до того как покинул этот мир, открыто просил Шрилу Говинду Махараджа занять пост Учителя после его ухода. Шрила Говинда Махарадж упорно отказывался, смиренно замечая, что в Матхе есть так много достойных верующих, но, под действием неотступных просьб Шридхар Махараджа, он принял это положение как служение своему Гуру и другим Вайшнавам. Таково удивительное качество подлинного Учителя: реально ощущать себя нижайшим, будучи действительно великим.

Вся наша Гуру-парампара (цепь ученической преемственности) целиком основана на Божественном волеизъявлении, передающемся через предыдущих Гуру. Это означает, что каждый Гуру в этой нисходящей последовательности имеет достаточную чистоту, чтобы передавать ученикам изначальное понимание Абсолютной Истины. Прославив имена всех ачарьев Гуру-парампары, Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур говорит следующее:

ихара парамахамса
гаурапгера ниджа-бамша
тадера чаране мама гати

“Все эти великие святые вайшнавы являются парамахамсами, верующими высочайшего уровня, и принадлежат духовной семье Самого Господа Гауранги. Их святые стопы - мое единственное прибежище” Гуру-парампару можно сравнить с последовательно расположившимися на дереве людьми, бережно передающими из рук в руки зрелый плод с верхушки дерева тем, кто находится на земле. Если зрелый плод просто упадет: сверху, он разобьется и никому не принесет блага. Аналогично этому, знание полученное от не гуру несомненно бесполезно и даже ущербно для искренне ищущего человека. Поэтому мы обращаемся к Гуру как к последней надежде на подлинное прозрение. Гуру-парампара - это линия истины, ведущая непосредственно в духовное Царство Бога, и мы почтительно склоняемся к стопам всех святых этой Гуру-парампары.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования