Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: Статьи

:: Шрипад Авадхут Махарадж

Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж
Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж

Трансценденталист

О Шрипаде Бхакти Судхир Госвами Махарадже

Шрипад Б. Б. Авадхут Махарадж

Есть многое на свете, друг Горацио,
Что и не снилось нашим мудрецам.
Шекспир, «Гамлет»

Определение «трансценденталист» применяют в отношении совершенно разных людей, стремящихся к постижению непознанного: Рерихи, Блаватская, Эмерсон, Гурджиев, Петр Дынов, Ошо и  других. Как возникает это определение? Очевидно, что «трансцендентное» — это то, что выше ума и материи. Ни с помощью ума, ни с помощью материи мы не сможем присвоить той или иной личности столь возвышенный титул.

Шрипад Б. С. Госвами Махарадж
Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Сам Шрипад Госвами Махарадж не считает себя трансценденталистом, но, безусловно, является таковым. По крайней мере, так о нем отозвались великие Вайшнавские учителя прошлого века: Шрила Прабхупада и Шрила Шридхар Махарадж.

В своих лекциях Госвами Махарадж объясняет, что «То самое, трансцендентное» обладает высшим безграничным сознанием и по своей собственной воле может явить себя крохотным ограниченным живым существам, коими мы с вами и являемся. На вопрос «почему Оно может явить себя одному и оставить без внимания другого?» Махарадж отвечает, что Высшее может привлечь только любовь и преданность. Ограниченные знание и сила беспомощны в постижении Абсолюта. Красота и гармония — вот высший принцип, посредством которого Абсолют являет Себя.

Веды говорят, что Божественное открывает себя мудрецам, подобно тому как в мире материи вечно существуют физические явления, но лишь только великие ученые могут объяснить и постичь их природу. Иногда откровение приходит столь необычно, что упавшее на голову яблоко может породить величайшее открытие. Яблоко — всего-навсего внешний фактор, «детонатор» сознания, обладающего стремлением познавать окружающий мир, задавать вопросы и искать ответы. Именно этим неувядающим стремлением к постижению безграничного обладает Госвами Махарадж. Высшее сознание открывает себя через просветленных, их труды и откровения. Госвами Махарадж потратил многие годы на общение и изучение и еще больше углубился в процесс постижения, но не как эгоист или тот, кто отрекся от мира, скорее наоборот, чем больше он постигает, тем больше хочет отдать другим. Это заставило его писать книги. Кстати, в книгах, составленных им  по беседам с известным учителем Шрилой Шридхаром Махараджем, он не упоминал своего имени. И хотя большинство из этих книг было адресовано тем, кто уже глубоко погрузился в изучение Ведической философии, многие темы актуальны для всех людей, поскольку в их основе лежит поиск собственного места в отношениях с Всевышним. К этому гармоничному положению стремится каждый, но не каждый может понять, как его найти. Надеемся, что личное общение со Шрипадом Госвами Махараджем поможет Вам по-новому взглянуть на столь актуальную для каждого тему самореализации.

В среде трансценденталистов, впрочем, как и в среде ученых, крайне важно понимать к какой авторитетной школе ты принадлежишь, кто твой научный руководитель (гуру) и является ли твоя диссертация просто подборкой общеизвестных истин или же в ней действительно явлен новый взгляд на вечное. Поэтому с точки зрения самой преемственности, к которой принадлежит Шрипад Госвами Махарадж, его авторитетность не раз подтверждалась многими живущими ныне носителями традиций Вайшнавизма. В частности, Шрила Говинда Махарадж, действующий учитель-патриарх Гаудия Вайшнавской традиции и настоятель Шри Чайтанья Сарасват Матха, одной из наиболее авторитетных Вайшнавских линий, всегда очень высоко отзывается о качествах Госвами Махараджа.

Трансценденталистом нужно рождаться жизнь за жизнью, поэтому многие известные мистики были привлечены духовными идеями с детства или юности. Госвами Махарадж — не исключение, он присоединился к миссии Прабхупады в 60-е годы в США, едва достигнув совершеннолетия, а поскольку он был отмечен великим гуру как крайне разумный и неординарный ученик, его направили на университетские проекты. Он организовывал философские диспуты по изучению Ведических идей с профессорами религиоведения и философии во многих известных учебных заведениях США. Удивительным образом, он умудрился попасть в Россию еще в годы «железного занавеса» и к тому же сумел прочитать ряд лекций и дать ряд семинаров в Высших учебных заведениях. Каким образом ему удалось это в стране, где был признан всего-навсего один великий мыслитель — Ленин, а все остальные должны были безукоризненно думать по советским шаблонам — для меня до сих пор загадка, но об этом, пожалуй, не без юмора, вспоминает и рассказывает сам Махарадж. Поэтому очевидно, что любому здравомыслящему человеку будет небезынтересно пообщаться со столь выдающейся личностью. Махарадж прекрасно разбирается в искусстве, литературе, дизайне, неплохо знает (лучше, чем многие) русскую интеллектуальную элиту, но, пожалуй, самое важное — это то, что встречи с ним в большинстве случаев пробуждают тот самый неподдельный энтузиазм к поиску смысла жизни, который каждый из нас когда-то пережил как мгновение и хотел бы ощутить вновь.

Георгий Аистов
(Президент международного фестиваля ETHNOLIFE, директор Московского Дома Художников).

P.S. Автору данного сочинения посчастливилось близко общаться с Госвами Махараджем и быть слушателем, а иногда и переводчиком его лекций. Именно это общение стало переломным моментом в моей собственной жизни. Будучи безмерно благодарен этому гениальному человеку, я хотел бы в свою очередь дать возможность и другим соприкоснуться с его безграничной личностью.

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования