Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека :: Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж :: Шри Гуру и Его Милость

Шри Гуру и Его Милость

(Шрила Б.Р. Шридхар Махарадж)

 

Содержание | Далее: Глава 12. Слуга слуги

Глава 11. Земля бесчисленных гуру

В “Шримад-Бхагаватам” (11.9.31) утверждается:


на хй экасмад гурор джнанам
су-стхирам сйат су-пушкалам

«Нельзя получить полное знание только от одного гуру — в этом нет сомнения». На наивысшей ступени преданности мы должны видеть только одного гуру — мы должны видеть гуру повсюду. В стране Кришны все — гуру, и в этом направлении нам надо перестраиваться. Всё, что нас окружает в духовном мире, представляет для нас гуру, мы же — слуги всего этого. Войти на Вайкунтху или Голоку означает, что мы со всех сторон будем видеть гуру и склоняться перед ними. Конечно, там есть градация, но там все — гуру.

Есть разные категории гуру. Все вайшнавы считаются гуру. Даже если духовный наставник говорит ученику одну-единственную букву, эта буква вмещает в себя Бесконечность. Знание, которое даёт духовный наставник — бесконечно. Однако чтобы его полностью понять и усвоить, необходимы различные источники.

На высочайшем уровне можно находить преданность Кришне во всём. Если мы научимся правильно воспринимать реальность, всё будет вдохновлять нас на исполнение нашего долга. Всякий раз, смотря на лес, Махапрабху видел в нём лес Вриндавана. В любой реке Он видел Ямуну, в каждом холме — холм Говардхану. На высочайшей ступени, всё, на что бы мы ни бросили взгляд, будет напоминать нам о нашем Господе. Всё будет нас учить, побуждая погрузиться в служение Кришне. Такова обязанность гуру. Что бы ни попало к нам в поле зрения, с чем бы мы ни соприкоснулись, это будет только побуждать нас: «Исполняй свой долг». Вот что такое гуру. Наш гуру — всякий, кто побуждает нас служить Кришне, помогает повернуться лицом к Центру. Поэтому, поскольку на Вайкунтхе и Голоке каждый атом будет воодушевлять нас исполнять свой долг, они все — наши гуру. Когда мы поднимемся на более высокую ступень, гуру будет в избытке.

На низших ступенях материального сознания всё, что мы видим, своим центробежным потоком уводит нас от Центра. Всё, на что бы мы ни посмотрели, говорит: «Подходи, наслаждайся мной». На низшей ступени всё зовет нас к наслаждению, а на определенной стадии мы чувствуем и побуждение отрешиться от мира. Имперсоналисты, жаждущие спасения, говорят: «Всё, что здесь есть — временно. Отвергни это!» Но преданность — это положительная сторона реальности. Со стороны преданности всё будет влечь меня к Центру, к Кришне. А те, кто будут помогать нам на этом пути, — это наши гуру. «Гуру» значит «тот, кто рассеивает тьму как наслаждения, так и отрешения».

Кришна советует нам не зацикливаться на ком-то одном (ачарйам мам виджанийат). В нашей линии есть множество шикша-гуру, и нам несказанно повезёт, если мы увидим больше гуру, достигнем той ступени, на которой будем видеть гуру повсюду. Во всём надо стараться разглядеть знаки благодатного присутствия Божьего. Кришна говорит: «Кто видит Меня везде, а всё — во Мне, тот для Меня никогда не потерян, равно как Я для него (йо мам пашйати сарватра, сарван ча майи пашйати)». Мы должны стараться видеть Его во всем. Тогда мы в безопасности. Не видеть гуру опасно. Но если мы повсюду видим гуру, советующего нам сосредоточить все силы на служении Богу, то мы в безопасности. Разумеется, я буду по-особому воспринимать того гуру, от которого буду в состоянии получить максимум немедленной помощи. Но, в конечном счете, Кришна говорит: «Ачарья — это Я, видь в нём Меня».

Кто такой ачарья? Тот, кто знает, как должным образом почитать собственного ачарью. В одном из своих комментариев Баладeва Видьябхушана объясняет, что Рупа и Санатана Госвами показали миру Говинду. Он говорит, что если кто-то держит в руке драгоценный камень, то может показать его по-разному, выставляя различными гранями. Рупа и Санатана каждый по-своему явили драгоценный камень по имени Говинда, которому вечно служит Верховная Богиня процветания. Оба они открыли миру ту высшую реальность, Говинду, как драгоценный камень в своих ладонях.

Наше знание зависит более чем от одного источника не только в том, что касается высшей цели жизни, но и во всём. В основном мы изучаем что-то из одного источника, но это подтверждается и подкрепляется многими другими, — тогда это настоящее знание. В ньяя-шастре, науке логики, перечисляются шесть процессов познания: вишая — тезис, самшая — антитезис, пурва-пакша — перекрёстное суждение, мимамса — синтез, сиддханта — вывод и самгатих — подтверждение из различных источников. Нечто может именоваться в этом мире истиной, только пройдя упомянутые шесть стадий. Любое знание предполагает консультацию с разными источниками, хотя в основном мы можем получить его из одного. Вначале мы вопрошаем об истине, обращаясь не к одному, но ко многим источникам. Затем уж мы сосредотачиваемся на каком-то особом, более высоком источнике.

Сначала мы понемногу соприкасаемся с истиной то здесь, то там. Сперва идет агьята-сукрити — неосознанные богоугодные дела, потом гьята-сукрити — осознанные богоугодные дела, затем шраддха — вера, затем садху-санга — общение со святыми. Так мы ищем Шри Кришну. Мы спрашиваем тут и там. Множество святых в какой-то степени нам помогает. В конце концов мы приходим к тому духовному наставнику, который, на наш взгляд, в наибольшей степени способен дать нам истину, и предаёмся ему.

Приняв духовного наставника, преданный обнаруживает, что у его гуру есть ещё множество учеников и учится и у них. Духовный наставник советует ему читать определённые книги. Он говорит: «Читай “Бхагавад-гиту” и “Шримад-Бхагаватам”.» Это тоже поможет нам обрести многих гуру — ведь в книгах приводятся слова множества учителей.

Каждый из этих учителей вносит свой вклад, и мы в конце концов поймём, что нам придётся вступить на землю бесчисленных гуру. Нужно почитать как гуру каждого, кто побуждает меня искать Кришну, служить Ему. Все они помогут мне достичь Центра. Вот самое счастливое положение, везде, в каждом, видеть гуру, видеть, что никто нам не слуга и никто к нам не безразличен. Мы будем несказанно удачливы, если достигнем той высочайшей духовной сферы, где каждый — наш гуру. Здесь каждый нам слуга, даже наши отец и мать. В этом мире эксплуатации мы от каждого хотим что-то получить. А через отрешение всё отбрасывается — это как бегство от всего. Если мы собираемся вступить на землю вечного блага, то нам надо научиться во всех видеть своих гуру, себя же считать слугами.

То, что все они наши гуру означает, что они — наши доброжелательные хранители. В том мире мы отовсюду будем получать помощь. Благословения и милость наших наставников будут исходить со всех сторон. Там все доброжелатели, все хранители, там все ведут нас к вершине нашей удачи. Это бесспорно.

Тем не менее, там есть определенная градация, как существует она и в самом бытии Божьем: Васудeва, Вишну, Нараяна, Дваракeша, Mатхурeша, Сваям Бхагаван Кришна — столько разных уровней. Градация есть всегда — в соответствии с нашим внутренним положением. Так что не надо бояться.

Конечно, иногда среда нам неблагоприятствует, и очень редко выпадает счастье пообщаться с подлинным святым. На этой стадии нас могут предостерегать, чтобы мы не общались с майявади, буддистами, шанкаритами, нага-бабами и многими другими группами так называемых “садху”, дабы мы не бегали туда-сюда, просто чтобы найти хоть какого-то гуру и получить у него совет. Чтобы уберечь, защитить нас от такой беды, нас предупреждают: «Не пытайся увидеть гуру везде». Однако на определенной ступени, когда мы уже вкусили истины, нас берут в тот мир, где каждый нам гуру, каждый помогает нам продвигаться к нашей цели.

Предостережения ценны в начале, потому что есть столько обманщиков, жаждущих нас поглотить. На этой ступени, чтобы беспрепятственно двигаться к цели, нам особо необходимо сосредоточиться на своём гуру, отказавшись от общения с буддистами, майявади, атеистами и всеми теми, кто носит красные тряпки, изображая из себя садху.

В каждой сампрадае, религиозной традиции, прибегают к такому приему: «Слушай только то, что говорят у нас. Храни верность словам, наставлениям своего гуру. Не пытайся общаться с кем попало, бегать за советами туда-сюда. Очень многие учителя — враги твоего гуру. Их проповедь ложна». На определенной стадии такие предостережения необходимы. «Не пытайся видеть гуру везде, потому что в этом мире столько людей в одежде садху занимается подлыми делишками!» На известной ступени без подобных предупреждений не обойтись.

Кроме того, на низшей ступени, чтобы поддержать и развить наше внимание к гуру и преданность ему, нам должны очень сильно помочь наши старшие духовные братья. Разными способами они должны помочь нам осознать величие нашего гуру. Они также выполняют работу шикша-гуру. Но когда мы войдем в царство служения, тогда, конечно, каждый будет нам помогать. Сказано также, что если нас влечет Вриндаван и внутри нас пробудилось стремление служить Кришне на Голоке, но мы общаемся со множеством садху с Вайкунтхи, то мы будем сброшены туда.

На определённой ступени надо остерегаться дурного общения, поэтому в “Бхакти-расамрита-синдху” (1.2.91) Рупа Госвами говорит: саджати-йашайe снигдхe садхау сангах свато варe — «К общению с какими святыми должны мы горячо стремиться? С теми, кто принадлежит к нашей линии, у кого такие же высокие духовные устремления, что и у нас, и кто духовно занимает более высокое положение». Общение с такими святыми будет помогать нам продвигаться к конечной цели лучше всего.

Определённые препятствия могут быть, но если в сердце мы искренни, окружающее не сможет нас обмануть, поскольку Бог помогает нам изнутри, и Его помощь, вместе с нашей искренней внутренней нуждой, взаимно подкрепляют друг друга (на хи калйана крт кашчит дургатим тата гаччхати). То, что мы желаем в сокровеннейшей глубине нашего сердца, не может не исполниться, ибо Кришна знает всё. Препятствия могут быть, но, с помощью Кришны, мы их преодолеем, и наши самые сокровенные желания исполнятся.

 

Содержание | Далее: Глава 12. Слуга слуги |
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования