Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

:: imonk.net: статьи Шрипада Акинчана Махараджа

:: 2006 г.

<<< (07.05) Духовная археология Содержание (21.04) Севак Бхаван >>>

 

Игры ума

Шрипад Б.Л. Акинчан Махарадж

Калькутта, Западная Бенгалия, Индия — суббота, 29 апреля

Шрила Гурудев получает много необычных подарков от своих учеников со всего света. Некоторые из самых экзотичных закусок и напитков, которые привезли преданные, помещаются в высокий застекленный шкаф, установленный возле входной двери на веранду Шрилы Гурудева в Калькутте.

Мое внимание привлеко название одной из упаковок в том шкафу: ПроВита. Мне знакомо это название! Может это...? Не... Но ведь наверняка это... Конечно, ведь в мире не может существовать два таких названия, не так ли?

Я вынимают упаковку:

ПроВита
Хлебцы из цельного зерна
«Натуральный выбор»

Обратная сторона дает другой ключ к разгадке: Пийотс — Производитель острых закусок. Ладно, допустим, что компания может быть международной. Нужна еще одна подсказка, чтобы выяснить до конца. Я снова поворачиваю упаковку и вижу гордый логотип Сделано в Южной Африки.

Я так и знал!

Должно быть, моя землячка, Шьямали Деви Даси, привезла их. Боже мой! Прошло, наверное, лет сорок с тех пор, когда я последний раз видел это печенье!

Пийотс. Да, я помню их. Раньше мне нравилось их печенье, но не из диетической серии ПроВита: ни один ребенок его не любит! То, что мне действительно нравилось, так это рекламы Пийотс. Раньше они печатали черно-белые рекламные комиксы в журналах, которые читала моя мама («Личность, Женщина»), и кульминацией каждого из них была фраза: «Вы сказали “Пийотс”"?»

Одна из реклам: две женщины собираются пить чай на заднем дворике, а в это время на заднем плане садовник на большой газонокосилке стрижет газон этого поместья. Второй рисунок: одна женщина говорит другой: «Дорогая, не хочешь Пийотс?» Последний рисунок: газонокосильщик останавливается по среди газона, не закончив прокос, едет на газонокосилке поперек полос истребленной травы, через изгородь, по педантичено высаженным клумбам и говорит испуганным женщинам: «Вы сказали “Пийотс”?»

Ха-ха-ха!

Другая реклама (моя любимая): туристы отдыхают в Египте — молодая пара развернула скатерть, чтобы устроить пикник на фоне Сфинкса. Вторая картинка: девушка говорит своему парню: «Милый, не хочешь Пийотс?» Последняя картинка: Сфинкс с высунутым языком, словно маленький щенок, подбегает к ошеломленной паре и говорит: «Вы сказали “Пийотс”?»

Ха-ха-ха-ха-ха!

Что? Вы не поняли? Ну, это надо видеть... Что? А-а! Какое все-таки это имеет отношение к сознанию Кришны? Хм, ну, э... неужели все, что я пишу, должно быть о сознании Кришны?! Эй, погодите, дайте мне пару секунд: я что-нибудь придумаю...

Ага, придумал!

Удивительно, какие несущественные, бесполезные воспоминания мы храним в голове, правда? Вот пример — пачка печения ПроВита! — я не вспоминал об этом печенье около сорока лет, однако одного названия на упаковке было достаточно, чтобы запустить столько воспоминаний, оставшихся в подсознании: само печенье, его картонный вкус, незабываемая реклама торговой марки, журналы, которые читала мама...

Это — «внутренний поток сознания», течение мыслей и чувств, непрекращающаяся череда образов и идей, пролетающих в уме, который прочно привязывает нас к этому бренному миру.

Археологи скурпулезно просеивают кучи пыли, оставшиеся от древних цивилизаций, чтобы ответить на важные вопросы и получить представление о фундаменте, на котором зиждилась та или иная культура. Если бы мы могли прорыть тоннель сквозь слои грунта материального мусора нашего ума, что закрывают наше чистое сознание; если бы мы смогли раскопать один за другим многочисленные слои артефактов, лежащих под поверхностью нашего ума, и реликтов наших прошлых жизней, захороненных гораздо глубже в подсознании, — тогда бы мы в отчаянии вскинули руки, увидев, насколько безнадежно наша душа была предана забвению.

Именно этои горы пыли отбросов ума загрязняет наше сознание: именно фундамент аханкары, ложного эго, вынуждает душу ошибочно отождествлять себя с материальным телом.

В Бхагавад Гите (8:6) Кришна говорит Арджуне:

йам йам вапи смаран бхавам / тйаджатй анте калеварам
там там еваити каунтейа / сада тад-бхава-бхавитах

«О, сын Кунти (каунтейа), несомненно, в следующей жизни человек достигает того образа жизни (там там еваити), о котором он вспоминает (йам йам вапи смаран бхавам) в момент оставления тела (тйаджатй анте калеварам), ибо ум его постоянно поглощен мыслями об этой желанной жизни (сада тад-бхава-бхавитах).

Именно наши представления о мире (йам йам вапи смаран бхавам), на момент смерти (тйаджатй анте калеварам) определяет нашу цель, место назначения. Следующее тело (там там еваити) строится на наших идеях о том, кем мы хотим быть и чего мы хотим достичь (сада тад-бхава-бхавитах)».

Другими словами, наше физическое тело — это не более чем заблуждение души (йам йам вапи смаран бхаван), облаченное в биологическую оболочку (там там уваити) — личина умонастроения (сада тад-бхава-бхавитах), покрывающая душу на момент смерти (тйаджатй анте калеварам).

О, Господи! Неужели у меня нет никакой надежды? Ты видел жалкое состояние моего сознания. Как мне задержать все эти материальные мысли и впечателения — все эти бесчисленные образы и идеи! — что врываются в мой ум, требуют к себе полного внимания, разрушающие и, в конечном счете, завладевающие моим сознанием в момент смерти?

Иногда я думаю, что непременно смогу думать о Кришне во время смерти. И что с того, скажете вы? В конце концов, я повторял Харе Кришна уже больше четверти века...

Хa!

Я уже вижу, как падаю замертво на пол с сердечным приступом... А в то время как мое сознание вытекает из тела, внутренний кофликт между двумя идеями (восприятием себя как тело, ум и разум и восприятием себя как подлинное «я», как сознание) заставляет поток сознания принимать весьма причудливое направление:

«О-о-о...»

    Я должен... думать... о Кришне...

«А-а... Как больно!»

    Что... что это...?

«Не отвлекайся!»

    М-м-м... ПроВита...

«Нет, нет, нет!»

    Вы сказали... Пийотс...?

«Сосредоточься, черт побери!»

    Ха-ха... какой ми-лый... пё-ё-ёсик....

 

«...?»

    Что за... !

«Эй!»

    Где я?

Ау!

    Я ничего не вижу...

Ау-у-у-у!

    О, на ощупь напоминает мех!

«Ау-у-...-гав-гав!»


Оригинал на английском

(перевод с английского — Кундалата дд)

 

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования