Вы находитесь здесь: Харе Кришна.ру :: Библиотека

Первый урок

Лекция Шрипада Бхакти Судхира Госвами Махараджа,
которая освещает некоторые фундаментальные положения философии Сознания Кришны. Была дана в качестве ответов на вопросы Марии, паломницы из США, недавно встретившей преданных Шри Чайтанья Сарасват Матха.

16 июля 2006 г.,
Шри Чайтанья Сарасват Кришнанушилана Сангха,
Калькутта, Индия

Первая часть

[img]
Шрипад Б. С. Госвами Махарадж

Шрипад Госвами Махарадж: У вас есть какие-то вопросы о сознании Кришны? Любые вопросы, на любом уровне.

Мария: Меня волнует вопрос о человеческих страданиях. Каков их источник, какова природа этого явления?

Шрипад Госвами Махарадж: Да, конечно. Прежде всего, сознание Кришны начинается с понимания того, что у вас есть иная природа, пребывающая за рамками вашего кармического отождествления. По сути, это первое положение философии сознания Кришны. Когда мы соприкасаемся с истиной Откровения, Богооткровенной истиной, посредством священных писаний или же через посредников Богооткровенной истины, что означает Гуру и тех личностей, которых мы называем садху, чья жизнь исключительным образом посвящена духовной культуре, поиску духовного, первая идея, первое понимание, которое они передают нам, есть следующее представление: наша истинная природа, тождество пребывает за пределами измерения кармы. Одна из истин, которые сообщает нам наука — генетика, теория клонирования и т. п. — такова (я говорю сейчас в целом, не вдаваясь в подробности, поскольку я не ученый): наше тождество пребывает в очень тонком измерении, поскольку мы не дублируем тела или клонируем их в грубом смысле, но обращаемся к уровню ДНК. Иными словами, код, сущность записаны на очень тонком уровне. И это обстоятельство служит намеком на то, где находится истинная природа человеческого существа. Невозможно просто создать дубликат тела, машины, но важна внутренняя, скрытая часть. Отсюда мы можем понять, что если грубая составляющая зашифрована в ДНК, то где же тогда находится душа, истинная личность? Наша духовная сущность должна пребывать в еще более тонком измерении. В Бхагавад-гите Кришна объясняет Арджуне… это очень известный стих: существуют объекты чувств. Где они находятся? Давайте установим это. Где находитесь вы? Он говорит: прежде всего, существуют объекты чувств, поскольку мы все сфокусированы на них, пытаясь собирать их, контролировать их, наслаждаться ими. Далее, говорит Он, твои чувства выше этих объектов. По своей природе, сами чувства выше объектов, на которые они направлены. Затем, природа ума выше природы чувств. Существует расхожее выражение, которое мы используем, говоря о ком-то, кто образно или буквально «потерял голову»: «Он утратил свои чувства» (английское выражение, прямого аналога которого в русском языке нет, хотя мы говорим, например, «придти в чувство», т.е. вернуться в нормальное состояние — прим. пер.) «Утратить чувства» и «утратить ум» - синонимичные выражения. Почему? Потому что ум является местопребыванием, вместилищем всего чувственного опыта. «Ты утратил ум» - «ты потерял свои чувства». Когда мы используем анестезию, мы подавляем сознание в определенной части тела, в результате чего отсутствуют болезненные ощущения. За минуту до того, как было сделано обезболивание, мы были сверхчувствительными, остро ощущали прикосновение к этой части тела, но когда это произошло, врачи смеются, шутят, слушают музыку, и режут человека, у которого это не вызывает ни малейшего протеста. И, под воздействием препарата, пациент даже может улыбаться. У меня был такой опыт. Мне делали операцию, во время которой я чувствовал себя превосходно, а когда она завершилась, врачи сказали мне: «Необходимо посадить вас в инвалидную коляску», на что я отвечал: « Да вы что! Зачем?», поскольку я был опьянен всеми этими препаратами. Но спустя два часа , когда мы доехали до ашрама, я не мог выйти из машины, настолько нестерпимой была боль, и мне пришлось принять анальгетики. Итак, одна и та же часть тела может быть сверхчувствительной или абсолютно бесчувственной. Почему? Все дело в наличии или отсутствии сознания. Выше чувств находится ум. Выше ума — разум. Разум — это способность суждения, различения, оценки. Сплошь и рядом мы видим — на ментальном уровне — людей, предметы и т. д., и говорим: «О, как замечательно! Я хочу это!» Но разум говорит: «Нет! Вспомни, какими были последствия, когда ты сделал это в прошлый раз!» Или же разум начинает давать нам информацию, поскольку природа ума такова, что он просто восклицает: «Да-а-а!», тогда как разум подсказывает: «Не факт». Итак, это способность различать, что есть что. Идя дальше, мы обнаруживаем еще более тонкий элемент — эго, которое на санскрите называется аханкара. Выше этого находится измерение души, которая является нашей истинной сущностью. Какой опыт мы переживаем в настоящее время? Бхагаватам описывает природу всех этих реалий на следующем примере: «Луна отражается в водоеме. Если мы создаем на поверхности воды волны, рябь, образ луны также начинает колебаться, приходит в движение. Волны колеблются — луна также находится в движении. Изменение водной глади затрагивает отражение луны. Но луна, в действительности, находится в другом месте и ни в малейшей степени не подвержена воздействию этих изменений, происходящих в отражении. Луна излучает свет, благодаря чему возникает ее отражение в воде, которое лишено объективного существования. Поэтому возникающие изменения — не более, чем иллюзия. Схожим образом, душа пребывает в духовном измерении, в мире сознания, и она отражается в этом мире, проецирует себя на телесные реалии, порожденные кармой, тело и столь многие другие явления. И что же происходит с отражением души? Рождение, смерть, старость, болезни. Мы воспринимаем эти явления так, словно они происходят с нами, с нашим «я», поэтому находимся в состоянии крайнего беспокойства, смятения, в силу отождествления себя с телом и телесными реалиями. «Карма», о которой вы говорите, - это своего рода «индуизм 911» (телефон службы спасения; Шрипад Госвами Махарадж хочет сказать, что это просто индуистский термин, обозначающий объективное явление этого мира — прим. пер.), но на Западе это третий закон Ньютона, согласно которому «каждое действие вызывает равное по силе противодействие». Когда эта истина преподносится в наукообразной форме, все принимают ее как аксиому, прекрасно понимая, о чем идет речь. Термин «карма» смущает людей, они не уверены, способны ли они принять его. Но суть, стоящая за той или иной терминологией, одна. В то же время, такое явление как карма подразумевает наличие самых разных тонкостей и нюансов. Не стоит сводить все к поверхностным аспектам, наподобие: «Я ударил по столу, и стол сломался». А что, если я «ударил» кого-то языком, сказав о нем что-то оскорбительное? Возможны реакции на образы вашего воображения. Как насчет диеты? Существуют кармические следствия того, что я ем. Так происходит даже в случае вегетарианства, не говоря уже о невегетарианской пище. Принимая все это во внимание, вы понимаете: «Боже мой, такое явление как карма поистине сложное и запутанное». Когда Кришна и Арджуна обсуждали его природу, первое, что сказал Кришна: «Это очень сложный механизм». Речь идет не только об индивидуальной карме, но, поскольку вы взаимодействуете с другими людьми, существует коллективная карма, карма семьи, карма сообщества, карма нации, карма планеты, карма вселенной. Таким образом, это очень сложное явление. Такое понятие как «лабиринт» очень уместно, когда мы говорим о карме. Почему «плохие вещи» случаются с «хорошими людьми»? Помните книгу с таким названием, вышедшую несколько лет назад? Если сказать одним словом — карма. Это наше объяснение. Мы находим, что это единственное здравое, обоснованное объяснение. В противном случае, если вы просто живете в мире, где «дурные вещи случаются с хорошими людьми», безо всяких видимых причин… кто захочет жить в таком мире? Это нечестный мир.

Мария: Должны ли мы, в таком случае, стремиться помогать людям или же следует предоставить их самим себе?

Шрипад Госвами Махарадж: И то, и другое. Именно это Кришна говорит Арджуне. Он выражается так: «Выполняй свой долг». Если ты видишь, что кто-то страдает, твой долг состоит в том, чтобы попытаться ему помочь, разумным образом. Но… Не более того. Попытавшись помочь ему, ты выполнил свой долг. Я уверен, у вас есть опыт того, что зачастую мы пытаемся помочь человеку, но на определенной стадии мы вынуждены сказать: «Я сделал все, что мог. Постарайся помочь себе сам». Или же: «Прояви какую-то инициативу в своей жизни. Я не могу прожить жизнь за тебя. Вот тебе моя помощь. Пожалуйста, прими ее. Но Бог помогает тому, кто сам себе помогает». Шрила Гурудев имеет обыкновение цитировать известную пословицу: «Кузнец говорит: «Дай мне металл, а я выкую тебе меч». Тебе нужен меч? Хорошо. Дай мне металл! Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Необходимо нечто с нашей стороны — наши собственные усилия. Но ошибочно думать, что в мире действий и их следствий возможно создать некий кармический баланс, благодаря которому мы избавимся от беспокойств и тем самым обретем окончательное решение своих проблем. Почему? Множество жизней. Вы не можете создать противовес абсолютно всем реакциям. Вы способны видеть только то, что сделали в этой жизни. Отсюда вопрос о том, почему «дурные вещи…» и т. д. «Но ведь они не сделали ничего плохого?!» Еще одним примером могут быть новорожденные младенцы. Иногда дети появляются на свет с врожденными физиологическими отклонениями. Нет никаких наглядных объяснений их положения с точки зрения теории «действие-следствие», если исходить только из их нынешних жизненных обстоятельств. Разумеется, медицина может предложить нам тысячу объяснений: мутация этого гена привела к тому, что голова младенца не поворачивается, изменение этой хромосомы вызвало такое-то уродство и т. п., но все равно это объяснение поверхностно. Почему именно этот младенец не способен качать головой, а миллионы других новорожденных способны? Что стоит за этим? Здесь мы начинаем что-то понимать. Обычно люди недоумевают: «Вы хотите сказать, что некто, испытывающий действительно ужасные мучения, несет за это ответственность на кармическом уровне?» Наш ответ: «Да». Такова суть. Означает ли это, что мы будем безучастны, станем фаталистами: «Такова жизнь… Он расплачивается за свои собственные преступления. Чем мы можем ему помочь?» Не совсем так. Речь идет о том, что вы, находясь в своих жизненных обстоятельствах, пытаетесь совершать прогресс, и у вас есть некие представления о природе вашего долга, но каким будет результат — это вне вашего контроля; вы не можете гарантировать его. Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Выполняй свой долг, но не будь привязан к результату». Наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Послание Бхагавад-гиты таково: не конфликтуй с окружающим миром. Скорее, пытайся исправить себя. Не пытайся исправить мир или кармические обстоятельства, но старайся обратиться во внутреннее измерение и изменить себя». Падма Пурана говорит, что кармические реакции существуют в нас в четырех формах: в виде семени, ростка, зрелого растения и плода. Четыре фазы кармической реакции. Вы живете «в реальном времени», в настоящем, каждый раз совершая новый выбор, который порождает будущие реакции. Все это сложно, в том смысле, что вы имеете определенную кармическую судьбу, которая определяет ваш пол, семью, страну рождения и т. д. Что стоит за всеми этими факторами: пол, национальность, уровень материального благосостояния? Все это не свалилось с неба, но было вызвано некими причинами. И, находясь в этих обстоятельствах, вы совершаете тот или иной выбор — «в реальном времени», в данный момент, хотя и в рамках прошлых кармических реакций. Поэтому духовные эксперты утверждают: просто вести сбалансированную, «хорошую» жизнь недостаточно. Стремление людей, идущих путем духовного поиска, заключается в том, чтобы узнать: «Какова моя истинная природа за рамками отождествлений, порожденных кармой?» Мы понимаем, что до известной степени эти кармические обстоятельства предопределены, я не могу просто взять и отбросить их. Даже с точки зрения науки, они неизбежны. Вы не можете остановить их. Вы можете пытаться ослабить или уравновесить их, но вы неспособны, так сказать, предотвратить их. Однако, несмотря на то, что таковы параметры моего существования в мире действий-следствий, я хочу услышать о природе моего существа за пределами этого отражения. Этот мир является искаженным отражением Реальности. Каково мое положение в Реальности? И вы узнаете, что ваше положение в Реальности находится за пределами действий и их следствий. Это измерение бытия зовется ниргуна. Материальный мир известен как измерение сагуна, характеристиками которого являются три состояния: тамо-гуна, раджо-гуна и саттва-гуна, или невежество, страсть и благость, а также комбинации этих трех начал, подобно тому, как несколько базисных цветов порождают миллионы оттенков. Сочетания невежества, страсти и благости порождают различные тела. Существует палитра тел, палитра видов жизни, на основе которой совершается выбор, позволяющий нам совершать странствие в этом мире. От обитателей вод, к насекомым, к растениям, деревьям, животным, к человеческим существам и дальше — градация существует повсюду. Когда мы приходим к уровню человеческой жизни, что отличает человека от животных? Тенденция поиска. Внутренняя культура. Вопросы «Зачем? Почему?» Животные никогда не задают эти вопросы. Иногда кошка или собака могут смотреть на вас с выражением немого вопроса — едва не спрашивая «почему?» (слушатели смеются) Они чем-то удивлены: «Хм-м-м». Но они не устраивают философские дискуссии. Только человеческие существа могут задаваться этим вопросом: «Почему и зачем я живу?» Животные движимы инстинктами. В низших формах жизни все инстинктивно; почему они делают что-то, зачем… Ими управляет инстинкт самосохранения и воспроизводства. Они совокупляются, просто побуждаемые природой. Они спят, едят, совокупляются и размножаются. Человеческие существа, которые ограничивают сферу своей жизнедеятельности и свой развитый интеллект этими актами, следуют всего-навсего утонченной версии животной жизни. Понимание необходимости развития, культуры, образования настолько укоренено в человеческой природе, что мы начинаем давать знания нашим детям с четырех-пяти лет; есть родители, которые вешают азбуку над колыбелью. Почему? Мы интуитивно понимаем, что человеческое существо предназначено для образования. Но некоторые люди думают, что смысл образования только в том, чтобы помочь вам ориентироваться в этом мире и комфортно жить в нем. Это ограниченное понимание. Недостаток духовной глубины. Опять же, все сводится к вопросу: «Какова моя духовная природа за пределами материальных обстоятельств?» Речь не идет о том, чтобы игнорировать эти обстоятельства, но необходимо понять, где мы находимся в настоящее время и какова природа нашего неизменного, вечного «я». И это знание стоит того, чтобы его культивировать. Как я могу развивать это знание в моем нынешнем положении? Я могу уделять внимание моим материальным потребностям, не ставя их, однако, во главу угла, и в то же время совершать духовный поиск. В этом состоит секрет жизни.

Мария: Какова причина возникновения и существования всего этого опыта, описанного вами?

Шрипад Госвами Махарадж: Свобода воли. С самого начала нашего существования… говорится, что источник нашего бытия — это окраина, граница духовной реальности… у нас было некое общее представление о духовном мире и материальном мире. Нам было доступно фундаментальное понимание того, что духовный мир — это земля преданности, а материальный мир — это земля эксплуатации. Одна из открывшихся нам перспектив состояла в реализации себя и достижении полноты, счастья посредством эксплуатации, самоутверждения, приобретения, контроля и потребления. Другая перспектива — обретение счастья благодаря жертвенности, самоотданию. Гуру Махарадж говорил об этом так: «Существует радость, происходящая из воровства…» В этом есть своя радость. Когда вор подсчитывает выручку, он радуется. Это своего рода счастье. Но есть иная радость, радость дарить, радость благотворительности. Счастье давать что-то другим. Жертвовать собой ради чего-то более высокого, чем мои индивидуальные потребности. Вот почему в человеческом обществе столь превозносится и прославляется жертвенность. Я был в России в то время, когда там праздновали День Победы; Россия — не единственная страна, где празднуют победу, но там это празднование повсеместно. Они почитают тех, кто пожертвовали собой во время Великой Отечественной войны, как они ее называют, американцы называют эту войну второй мировой. Проходят парады, на улицы выходят мужчины и женщины с медалями на груди, люди, получившие ранения, и русские люди выражают свою признательность им, поскольку было время, когда эти герои переступили свои эгоистические нужды, сознавая существование более высокой необходимости, народного блага, их национального отождествления и т. д. Поэтому эти солдаты вышли на передовую, отдали свои жизни ради того, чтобы другие люди могли наслаждаться определенными свободами. То же самое происходит в Америке и во всем мире. И любой, кто проявляет тенденцию самопожертвования любого рода, становится объектом восхищения в человеческом обществе. Мы можем понять сам принцип: мать жертвует собой ради детей, это расхожий пример, но не единственный. Отец также может жертвовать собой… Но сам принцип самопожертвования — это качество высшего порядка, и те, кто делают это, или те, кто занимаются благотворительностью, помогают другим, встречают безусловное признание и восхищение. Это признание естественно. Подобные люди ничего не ожидают взамен, они просто испытывают побуждение поступать так. Кто-то из их числа может думать: «О, я стану богат» и т. п., но в основном это спонтанное волеизъявление. «Почему ты это делаешь?» «Ну, не знаю, я просто испытываю побуждение так действовать». Это высшее явление. Мы говорили о трех началах: невежестве, страсти и благости. В состоянии невежества человек может делать что-то, возможно, даже достойное похвалы, но его мотивы ложны. В состоянии страсти он ожидает вознаграждения. «Помогая людям, ты в сто раз больше помогаешь себе». А в благости люди оказывают помощь в силу самой своей природы, не ожидая ничего взамен. «Мне нравится видеть, как кому-то становится легче. Я ничего не жду. Видеть их облегчение для меня достаточно». Но, если мы понимаем, что сам принцип самопожертвования достоин хвалы, тогда как мы можем рассматривать самопожертвование ради Высшего Дела? Высшего Принципа? Насколько благотворной может быть такая жертва! Писания говорят нам: пытайся обрести Нечто, по достижении чего ты обретешь все, вопрошай о Том, познав которое ты познаешь все. Прежде всего, мы должны спросить: возможно ли такое? Звучит замечательно, но насколько это реально? Есть два примера. Один — поливать водой корень дерева, благодаря чему все ветки, все листья получают питание посредством одного этого действия. Второй пример — помещать пищу в желудок, тогда все части тела удовлетворены. Мы можем сказать, что в этом мире существует множество благородных целей, в смысле гуманитарной и благотворительной деятельности, но их можно сравнить с множеством листьев дерева. Великим множеством. Поэтому так популярна идея объединения человеческого сообщества. «Если оно будет достигнуто, каждый получит благо от моих усилий». Но существует ли такая Реалия, благодаря жертве которой каждый получит благо? Нам говорят, что это Божественное Служение. Если мы будем служить Богу, тогда каждый, кто является Его частью, получит максимальное благо. Таким образом, духовное служение превосходит альтруизм в расхожем смысле этого слова. Это не означает, что мы должны стать бессердечными и пассивными, не проявлять сострадание и заботу. То будет ложное заключение. Вовсе нет. И последнее замечание. Предположим, кто-то страдает от пристрастия к наркотикам. В силу этого, он не заботится о себе, не питается должным образом, плохо спит, и так далее. И один человек может сказать: «Я помогу этому наркоману. Я обеспечу его жильем, едой и прочим». И это — своего рода помощь, несомненно. Но у другого человека может быть иная программа помощи, согласно которой избавление от зависимости и возвращение к здоровой продуктивной жизни принесет сбалансированную диету, жилье и все блага. Это помощь более высокого порядка. Означает ли это, что помощь первого типа плоха? Нет. Но она не нацелена на самую суть проблемы, причину, по которой некто оказался в столь плачевных обстоятельствах. Вы понимаете? Духовная жизнь направлена на первопричину страданий материального существования. Не поверхностные причины, но первоисточник страданий. И этой первопричиной служит забвение духовной природы, духовного «я». Это забвение вызывает утрату ориентации, лишая возможности достичь счастья, поскольку у вас отсутствует подлинное понимание того, кто вы, какова ваша природа и где ее искать. Необходимо найти истинное «я», и это будет выход за пределы поверхностной «помощи» и «улучшения».

Мария: Работа над своим самоосознанием будет также способствовать благу других людей? И наоборот?

Шрипад Госвами Махарадж: Это единое явление. Мы называем процесс возвышения коллективного сознания «киртан» или «санкиртан», что означает передачу духовных представлений посредством духовной вибрации. Принимая участие в этом процессе, вы сами достигнете более высокого уровня развития. Вместо того, чтобы сосредоточиться исключительно на своем личном развитии, предпочтительнее передавать духовную субстанцию другим людям. Это неизбежная необходимость для нашего личного развития и роста.

Транскрипция и перевод с английского: Муралишвар Прабху

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования