Акхаянанда Махарадж: Есть один стих в Ади-лиле «Чаритамриты»:
адйа̄пи йа̄н̇ха̄ра кр̣па̄-махима̄ ха-ите
чаитанйа-нитйа̄нанда га̄йа сакала джагате1
«Весь мир, — говорится здесь, — сейчас может воспевать имена Гаура-Нитай по милости Вирабхадры Госани». Мы мало знаем о Вирабхадре Госани.
Шрила Шридхар Махарадж: Вирабхадра Госвами был очень либерален. Нитьянанда Прабху был очень либерален, а Его сын, Вирабхадра был еще более либерален, нежели Нитьянанда. Говорится, что он обратил столь многих буддистов — нера-нери, — и с того времени школа смарта смотрела на вайшнавов… Нера-нери-сампрадайя — это особая секта, бигху-бикуни, буддийские бигху — они всегда бреют голову, и бикуни, женщины, так же имели бритые головы. В целом они известны как нера-нери. Нера означает «бритоголовый», а нери — это женщины, бритоголовые, с бритыми головами.
[шлока]
И однажды Вирабхадра Госвами обратил в вайшнавизм 1200 нера и 1300 нери, последователей этой школы. И этот поступок считался в сампрадайе очень либеральным. И Кавирадж Госвами выражает почтение Нитьянанде и Вирабхадре Госвами. Крайне скромно, смиренно он описывает это событие, потому что Вирабхадра рассматривается как Анируддха, Вишну — как некая аватара. Поэтому то обстоятельство, что он принял этих людей в сампрадайю — ему невозможно было бросить вызов, но он проявил такое великодушие, милость его была настолько велика, что — сакала джагате — высокий или низкий — все, каждый обрел милость, обрел доступ в сампрадайю благодаря великодушным усилиям Вирабхадры Госвами.
Акхаянанда Махарадж: Вирачандры.
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Вирачандра, Вирабхадра — он известен под этими двумя именами. Сакала джагате га̄йа — весь мир говорит, обитатели всего мира заявляют: «Мы — вайшнавы» по милости Вирачандры Госвами. Он расширил круг членов вайшнава-сампрадайи крайне великодушно, милостиво. Подобный намек содержится здесь. Низкий или высокий — он не обращал на это внимание, он обращал всех. Он обладал особой силой, могуществом, мощью, поэтому невозможно сказать, что он привел в сампрадайю столь многих неквалифицированных людей: он мог сделать их квалифицированными своей мощью. И это утверждение содержит в себе намек на это обстоятельство.
Сакала джагате га̄йа — сейчас, говорится, весь мир поет славу Нитьянанде и Гауранге его милостью. Круг тех, кто имел доступ к этому явлению, был расширен, увеличен.
[Харе Кришна, Нитай-Гаура Харибол.]
1«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 11.11.