Преданный: Недавно наука открыла, что эти частицы — электроны — одновременно и частицы, и волна. Похоже на концепцию Махапрабху — ачинтья бхедабхеда.
Шрила Шридхар Махарадж: Бхедабхеда, ачинтья — повсюду этот принцип действует. Есть атом, есть электроны, но если анализировать дальше, то можно найти более тонкие частицы, нет конца. Нет предела малому, и нет предела великому. Они открывают, они видят, что нет конца. Нет конца, нет предела. В конечном счете, все эти реалии — суть части ума. Все есть часть ума, опыт ума, из ума все это исходит, все конкретные реалии происходят из ума. И при растворении, окончательном уничтожении все они возвращаются в ум. Субъективная эволюция. Вовсе не так, что из ископаемого возник разум: ископаемое развивалось и превратилось в разум, интеллект. Нет. Все является частью сознания — субъективная эволюция.
Преданный: Гуру Махарадж, а ашта-пракрити — вот эти элементы, они действительно существуют в грубой форме или только существуют в сознании души?
Шрила Шридхар Махарадж: Сознание — это реальность. Все присутствует в нем, в сознании. Когда Кришна показал Арджуне Вишварупу, откуда она пришла? Все, что предстало в Вишварупе — откуда? Каков источник этого — все эти Боги и так далее? Все это — Сознание. Скажем, мы говорим: «Это твердое». Но, вот это ощущение — осязание… Это большое, это маленькое. Все это — ощущения, опыт Сознания. Сознание — это всеобъемлющее начало. Брахма – тот, кто включает в себя все. И Параматма – Пронизывающий все сущее, Всепроникающий. Мельчайшее начало, малейшее, — и величайшее начало. Величайшее начало — Брахма, а малейшее или мельчайшее начало — Параматма. Почему все это существует? Чтобы осуществить желания Господа. Бхагавана. Бхаджанийа гуна вишишта. Всеобъемлющей аспект, все пронизывающий аспект. Брахман, Параматма.
И, что есть Бхагаван? Он предназначен служить какой цели? Он живет ради Своего удовлетворения. Это Бхагаван. Все для него. Кто бы ни соприкоснулся с Ним — хочет любить Его ценой всей жизни. Этот аспект представляет Бхагаван. Когда мы соприкасаемся с Ним, мы плены Его красотой или Его милосердием и хотим, стремимся служить Ему. Благодаря этой тенденции мы можем понять, кто есть Бхагаван. Тот, для Кого все предназначено, для Кого предназначено все бытие — этот аспект есть Бхагаван. Всеобъемлющий аспект — Брахман, а всепронизывающий, всепроникающий аспект — Параматма. Такое описание дается в целом.