Ученик: Махарадж.
Шрила Шридхар Махарадж: Да.
Ученик: Иногда Параматма описывается как личность, но Вы говорили на днях о Параматме и скорее рассматривали в категориях нирвишеши.
Шрила Шридхар Махарадж: Что он спрашивает?
Другой ученик: Он слышал, что Вы говорили, как будто бы, что Параматма – нирвишеш и в тоже время Она описывается как личность.
Шрила Шридхар Махарадж: Параматма – это личность. Но в целом, когда… Параматма – это личность и Парабрахма – это личность. Когда речь идёт о глубоком, пристальном видении, то всё есть личность. Но когда речь идёт о смутном, туманном восприятии, то мы видим, что Параматма – это определённого рода личность, но личность специфическая. Скорее это некий «Голос», который диктует или подсказывает, «голос разума» или нечто в этом роде. Личность такого рода. Но эта искра – наша душа, подобна искре сознания или атому сознания, а внутри этой искры присутствует некая искра более высокого качества или более высокой природы. Мы можем рассматривать природу Параматмы в таких категориях. Но это нечто, это начало в то же время диктует нам, подсказывает. Но поскольку мы… Но речь не идёт о развитом состоянии, это татастха – пограничное положение.
Параматма – есть часть совершенного понимания. Но те, предложения, которые делает нам Параматма, они совершенны, они связаны с Совершенными Реалиями, неуязвимыми, безупречными. Но тенденция, наша тенденция свободного выбора, не является безупречной, не является неуязвимой. Душа – есть искра и Параматма – есть искра, но четана (сознание) подразумевает, что всё обладает формой. Формой, образом – как малейшее начало так и величайшее начало. И в начале форма может не быть воспринимаема, может не быть частью наших концепций, нашего представления. Но, при более при более пристальном рассмотрении, всё сущее обладает определённой формой. Формой, формой – таким образом. Форма свет – также, если его проанализировать, то можно увидеть различные составляющие элементы и каждый элемент обладает своей специфической природой. А когда они объединяются, то они порождают нечто иное. Поэтому всё: воздух, вода, эфир – всё это можно проанализировать эти элементы и их совокупность также можно проанализировать. И, скажем, мера измерения, единица измерения варьируется. Например, измерение твёрдых веществ или измерение жидкостей или электричество измеряется в других единицах – не в тех же единицах, что земля или воздух. Поэтому любой элемент, любое начало обладает формой. Присутствует как единство, так и множество, но всё сущее, любое начало в Бытии, любая реалия обладает формой.
И когда речь идет о Параматме, то мы видим, что если рассматривать Её более пристально, то это Васудева. И кто есть Васудева? Тот, кто связан с величайшим началом в Бытии и малейшим началом, мельчайшим началом. Он заключает в Себя как самое малое в Бытии, Он входит как в самое малое в Бытии, так и самое великое в Бытии – это Васудева. Тот, кто способен принять, объять в Себя всё сущее. И Тот, кто живёт во всём сущем. Он существует повсюду, во всём и вне всего – это Васудева. Подобную характеристику мы можем увидеть. И затем мы находим: Он – есть личность, поскольку Он – есть сознание.
Сознание без личности не может существовать. Сознание подразумевает личность. Любая частица сознания – также есть личность и сознание как совокупность, как тотальное целое – есть личность. Личностные характеристики подразумевают, означает, что личность хочет наслаждаться, стремится к удовлетворению. Всё для Него. Философия Гегеля: «Реальность существует Сама по Себе. И Реальность существует для Себя». Всё предназначено для Него – это критерий личностного существования. Он – Абсолютный Наслаждающийся. Всё предназначено для Его, ради Его, удовлетворения, призвано удовлетворять Его – таков критерий Абсолютной Личности.
Ты понимаешь? Нет, не очень ясно да? Нет? У тебя есть какие-то вопросы по тому, что было сказано? Может быть какие-то детали ты хочешь прояснить? Какую именно часть? Что?
Ученик: Вы упомянули, Вы провели эту аналогию – «форма». Вы говорили о твёрдых веществах, жидких, электричестве.
Ученик: А джива-чайтанья…[джива-четана]…?
Шрила Шридхар Махарадж: Да, если есть две свечи и одну свечу задуть, то интенсивность света уменьшается, но когда вновь внести вторую свечу, то интенсивность света увеличивается. Интенсивность света может варьироваться. И также, когда речь идёт о душе - это так, когда речь идёт о сознании. Форма. Дух, призрак, может принять любую форму. Призрак может предстать в любом обличии, но всё же, в то же время, он обладает своей внутренней формой. Дух, сила духа или энергия духа-призрака ограничена его природой духа – он не может быть наделён мощью или энергией полубога – таким образом. Ограничение силы или ограничение мощи, могущества, долга, обязанности – все эти реалии.
[шлока]
Говорится: «У Него нет ног, у Него нет глаз, у Него нет ушей, однако Он способен ходить, видеть, слышать (и так далее)». Все эти вещи. Но эти ноги, уши, очи и так далее, отличаются от материальных ушей, ног и рук. Однако Он обладает формой.
И также ум, ум способен видеть, ум способен слышать, ум способен осязать, обонять. Он способен выполнять любую функцию. Однако ментальное видение и ментальное слышание отличаются от физического. Ментальное ухо и ментальный глаз отличаются от грубо-телесных ушей и глаз. Однако в целом ум способен видеть, слышать, он способен осязать, обонять. Как во сне. Однако у ума есть глаза, есть уши. Однако они отличаются от физических ушей и глаз. Из этого примера, из этих реалий можно извлечь представление о природе этих вещей. Это так и это не так и всё это находится в гармонии. Одновременное единство и отличие.
Ученик: Махарадж, Вы говорили прежде о том, что в начале преданного служения, нашего пути преданности, в начале нашей жизни в преданности, мы с одной стороны испытываем влечение к Сознанию Кришны, но наша предыстория препятствует нам. И иногда, когда мы делаем попытки идти в направлении преданности, то наши низшие тенденции или наклонности, препятствуют нам в этом. Как мы можем очень быстро избавиться от этих прошлых негативных тенденций и наклонностей?
Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю. Что он говорит?
Другой ученик: Он говорит: В начале нашего пути преданности, жизни в преданности, нас могут привлекать возвышенные качества преданного служения, но поскольку мы очень низкорождённые…
Шрила Шридхар Махарадж: Что-то?