#00:07:56#

Один наш духовный брат Васудев Прабху имел обыкновение говорить саркастически: «Давайте жить в гармонии! Вы будете работать, а я буду брать. Вы будете поставлять, вы будете готовить, а я буду есть. Вы будете служить, а я буду принимать служение. Давайте работать сообща! Вы будете работать, а я буду наслаждаться». Пракрити-Пуруша подобна этому. Один наслаждающийся, а другая – поставщик наслаждения. Как философия санкья. Слепой и безногий, когда они объединяются... У безногого есть глаза, у слепого есть ноги (члены тела). Слепой человек способен двигаться, но он не видит дорогу. Калека – зрячий, но слепой несет безного на себе, на своих плечах подобно лошади. Один слеп, а другой зрячий, но калека. Пуруша – калека, а Пракрити слепа. Полнота энергии, но она не может руководить, направлять. Направляющий, руководящий – Пуруша, сознание. Сознание, разум – это руководитель, направляющий. А энергия – слепая энергия. Когда они объединяются, то способны двигаться, работать.

#00:10:26#

Это философия санкхьи. Анда – Пракрити, пангу – Пуруша. Пуруша – он пассивен. Он обладает знанием, сознанием, но лишен энергии. Пуруша наделен сознанием. Он способен чувствовать боль и наслаждение. Боль и наслаждение – это чувства, сознание. Но он инертен, пассивен – нечто в этом роде. Постоянен, занимает одно и то же положение. А деятельность для него осуществляет энергия. Энергия работает на него. Это концепция низшей стороны вещей. Пракрити не порождает сознание, в отличие от того, что утверждают последователи теории ископаемого. Но напротив, и то и другое находится в сознании. Нет необходимости в движении для души.

Ученик: (не слышно).

#00:12:21#

Шридхар Махарадж: Кто?

Ученик: Бадри Нараян.

Шридхар Махарадж: Бадри Нараян. Душа пассивна, индеферентна в этом измерении наслаждения. Это другая изначальная концепция. Для души нет места в негативной стороне. Душа предназначена для позитивной стороны. Но принимая душу, Пракрити работает от ее имени. Наш Гуру Махарадж приводил пример: «Несовершеннолетний. Менеджер, управляющий воспользовались несовершеннолетием подлинного собственника и управляют, и наслаждаются собственностью». Нечто в этом роде. Душа – бадха-джива. Душа подобна несовершеннолетнему. Поэтому душа не может контролировать этих преступников-опекунов. Она должна установить связь (душа) с другой, высшей душой, старшей душой. И с помощью этой взрослой души, старшей души она способна поставить на место своих управляющих. И тогда она вернет себе утраченные права на собственность. Положение несовершеннолетнего, бадха-джива (падшая душа). Положение падшей души подобно этому. Несовершеннолетний собственник, беспомощный. Он ничего не делает.

#00:14:15#

Управляющие-опекуны управляют всем, делают свое. Но он – собственник. Душа не активна, бездеятельна, не сотрудничает, но они работают от имени души (эго). А душа словно рядом с ними. Но ее интересы, подлинные интересы, их можно преследовать благодаря другой, старшей душе, благодаря связи с Параматмой, Бхагаваном. Тогда душа почувствует. Она станет контролировать чувства, использовать их в служении Господу. Он для себя. Все предназначено для Кришны, не для меня.


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования