Преданный: Как мы можем, в качестве индивидуумов, отличить ум от сознания.

#00:46:19#

Шрила Шридхар Махарадж: В Гите содержится следующее предложение:

индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур
индрийебхйах̣ парам́ манах̣
манасас ту пара̄ буддхир
йо буддхех̣ паратас ту сах̣1

К духовой концепции, концепции души можно прийти посредством определенного процесса, отвергая различные аспекты своего существа. Природа ума описана так: васана (я хочу это, я не хочу то), санкалпа-викалпа (отвержение-принятие).

#00:46:56#

[возможно, часть шлоки]

Что есть ум? То начало, которое содержит в себе апатию и симпатию к внешним реалиям — это ум. И мы должны найти, отследить в себе это начало. Это начало находится во мне, и я должен войти в свое собственное существо, вступить и попытаться обрести опыт этого начала. Затем существует способность суждения, разума. Какова природа этого начала, этой функции? Разум — нечто, присутствующее во мне, я могу соприкоснуться с этим началом, явлением непосредственно.

#00:47:47#

Однажды я сделал это, пытаясь понять, какова природа моего ума, что есть мой ум. Он уже присутствует во мне. Какова природа ума, разума, и какова природа души, пребывающей за пределами этой функции разума? Подобно йогинам. Речь идет о непосредственном соприкосновении с этими функциями в нас. Разум во мне, и почему же я не могу отчетливо увидеть характеристики этого начала?

Преданный: Когда вера растет в определенном направлении, как мы можем знать, что источником этого роста является наше внутреннее «я», а не окружающий мир?

Шрила Шридхар Махарадж: Я не понимаю в полной мере [вопрос]. Когда вера развивается…

Преданный: Да, он спрашивает: как мы можем знать, что речь идет о внутреннем развитии, изнутри, а не о влиянии извне? Когда вера развивается в определенном направлении, как мы можем знать, что ее источником служит внутреннее сознание, а не внешний мир?

#00:49:10#

Шрила Шридхар Махарадж: Когда человек спит, то благодаря внешнему вмешательству он может быть пробужден, нечто в этом роде. Он спит, но благодаря внешней помощи он пробуждается, выходит из состояния сна. Его собственные чувства служат гарантом тому, что происходит именно это: «Я был таким-то и таким, теперь я такой-то и такой, и в ходе этого процесса я становлюсь все более и более сознающим». Человек сам служит гарантом этого процесса. Благодаря помощи моих друзей мое здоровье восстанавливается. Таким образом.

 


1«Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования