там эва бха̄нтам анубха̄ти сарвам̇
тасйа бха̄са̄ сарвам идам̇ вибха̄ти1
То, что присутствует там, — аналогичное явление присутствует здесь. То, что есть во мне, — нужда, потребность — так же существует вовне. Поэтому я говорил на днях: семя всех богооткровенных писаний в одном слове, это — «Да», «Ом». «Ом» — этот звук содержит все: Гаятри, из Гаятри происходит Веда, из Веды — «Веданта», «Бхагаватам». Таким образом.
Но семя всего этого — «Ом». Что такое «Ом»? «Ом» означает большое, грандиозное, великое «Да». Что значит «Да»? То, что ты ищешь — внутри, существует, есть, «Да!» — это утверждение, оно есть, это «нечто» есть. Объект твоего сокровенного поиска есть. Он обладает бытием — То, к чему обращены твои наиболее сокровенные чаяния, стремления. И затем начинается поиск. Что это такое? Это — Брахма, Всеобъемлющий, это — Параматма, и это — Бхагаван. Здесь мы обретем величайшее удовлетворение — в Бхагаване. Бхаджанийа. Объект твоего поклонения, твоего внутреннего сокровенного обожания присутствует, Тот, Кого мы ищем. Все это приходит изнутри, автоматически присутствует в нас. Прямой позитивный ответ: «То, что ты ищешь в глубинах своего сердца, существует, будь уверен в этом!» Харе Кришна. Это — Истина с большой буквы, мы не можем ее избегать. Где бы мы ни находились, в какой бы форме жизни: деревьев, или насекомых, или животных — это «нечто» внутри нас. Внутренний поиск, поиск чего-то, поиск «нечто». И это «нечто» существует. И как? Попытаться найти наиболее сокровенное удовлетворение.
на те видух̣ сва̄ртха-гатим̇ хи виш̣н̣ум̇
дура̄ш́айа̄ йе бахир-артха-ма̄нинах̣2
Прахлад Махарадж говорит: «Объектом, к которому мы стремимся, является Вишну, Кришна-концепция. Мы сбиты с толку, поэтому в целом, придаем большое значение покрытию, оболочке. Все это — покрытие, оболочка, внешнее. Но когда мы прибегаем к помощи садху, благодаря сукрити, то понимаем, что мой внутренний поиск обращен к Вишну, к Кришна-концепции». Так говорит Прахлад Махарадж. Мы можем распознать, тогда мы можем понять себя, свою природу.
Атма-даршан, атма ???
Когда мы встречаем себя, мы открываем, соответственно степени прогресса, какова наша сокровенная потребность, нужда? Чего мы действительно хотим? И, в конечном счете, это — полноразвитый теизм Кришна-концепции. На этом путешествие заканчивается: полнота. Никто не навязывает это явление против воли. Это в высшей степени естественно. Благоприятные обстоятельства помогают нам понять нашу собственную потребность. Мы узнаем о своем «я» и о своем подлинном эгоизме. О том, каково наше подлинное эго и каков подлинный эгоизм. Тогда постепенно мы осознаем, что речь идет о Кришне, Кришна-концепции, Вриндаване.
Вриндаван — это место, которое способно осуществить все наши внутренние чаяния в полнейшей степени, место окончательного достижения. И это естественно, возможно, позволительно. Сравнительное изучение, сравнительный анализ — не слепая вера, речь не идет о слепой вере, нет.
Сатьям, шивам, сундарам. Вначале — существование, неуязвимое существование, вечная жизнь. Затем, далее — шивам — удовлетворение общего порядка, выше смерти, за пределами смерти, бессмертие, за пределами атак негативной стороны, безопасное положение. И затем — позитивное достижение, сундарам. Шивам подразумевает свободу от негативной стороны, атак негативной стороны, трудностей, страданий. Сатьям, шивам. И сундарам — сладость, красота, движение в этом направлении.
Три стадии жизни: чувствовать, где мы, каково наше положение; мы свободны, мы находимся в безопасности от действий и следствий (свобода от этого – это абсцисса, шивам, свобода от негативного влияния); и третье положение — полнота, насыщение, прекрасная атмосфера Вриндавана. И очень близка к ним — мы можем увидеть — Навадвипа. Навадвипа — это щедрый, великодушный Вриндаван. Нас более интересует эта сторона. Мы — падшие души. Очень вкусные яства раздаются в дружеской кругу, и затем эти блюда раздаются публике. Две формы высочайшего явления. [Кришна, Кришна, Кришна. Нитай-Гаура, Нитай-Гаура, Нитай-Гаура, Нитай-Гаура, Нитай-Гаура.]
Неуязвимое положение. Мы признаем необходимость только одного явления — возвращение обратно к Богу, движение домой. Все остальные занятия должны быть подчинены этому. Если что-то препятствует этому королевскому походу обратно домой, обратно к Богу, — это явление должно быть отвергнуто. Если некое явление помогает ему, оно должно быть принято. Единственное явление, единственный долг мы должны выполнять: мы должны вернуться домой, где мы найдем полноту удовлетворения, сокровенного удовлетворения. Полнота удовлетворения, полноразвитый, полноценный теизм.
Каждый атом нашего существа найдет свое удовлетворение на этой почве, на этой земле. Полнота удовлетворения всего нашего бытия — автоматически. Мы должны найти такое удовлетворение на этой земле, и это — дом. И мы хотим отправиться туда. Здесь, в этой атмосфере такое удовлетворение невозможно. Мы должны быть искренни по отношению к самим себе. Это означает, что мы не можем не быть преданными Кришны, членами сознания Кришны.
Это вселенский поход, необходимый для каждого, кем бы он ни был и где бы он ни был. Его невозможно избежать. Наиболее универсальная форма жизни. И следует полноту энергии вкладывать в это предприятие. Это не есть что-то ненаучное — но это высшая наука. Это — полноценная программа. Мы должны жить, преодолев границы, пределы смерти, обретя вечную жизнь.
Если речь идет о том, что мы достигнем чего-то духовного после смерти, то мы не можем быть удовлетворены этим неведомым, пропагандой, подобной позицией. Неведомое также должно быть частью нашей живой программы. Подобная широкая, обширная программа предназначена для нас и для всех остальных. Ясная программа. Жизнь в вечности. В нашей душе есть вечный аспект, наша душа — частица мира бессмертия, вечности. Кто я в действительности? Я — фактор вечности. А когда мы придаем большое значение плоти и крови, мы опускаемся на уровень смерти. Мы бессмертны.
Сократ пожертвовал своей жизнью, чтобы доказать это: душа бессмертна. Ценой своей жизни он доказал это: душа бессмертна. Существует мир бессмертия, и мы — члены бессмертного, вечного мира. И не просто бессмертие удовлетворит нас, но позитивное достижение: мы — члены вечного мира. И, прежде всего, необходимо избавиться от всего нежелательного, а затем достичь позитивной полноты, насыщения. [Харе Кришна, Харе Кришна, Нитай, Нитай.]
нитйо нитйа̄на̄м̇ четанаш́ четана̄на̄м
эко бахӯна̄м̇ йо видадха̄ти ка̄ма̄н3
1См. «Мундака-упанишад», 2.2.9–11. Приводится в комментарии Бхактиведанты Свами к стиху 2.12 Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты».
2«Шримад-Бхагаватам», 7.5.31.
3Катха-упанишад, 2.2.13.