Преданный: Здесь есть вопрос, Махарадж. Шветадвипа Прабху задает этот вопрос.
Шрила Шридхар Махарадж: Каков его вопрос?
Преданный: Не могли бы вы объяснить смысл истории о царе и льстеце.
Шрила Шридхар Махарадж: Царь и льстец. А что стоит за вашим вопросом, почему вы его задаете? Каков ваш мотив, почему вы задаете этот вопрос?
Никакая лесть, никакой объем лести невозможен, когда речь идет о верховном авторитете, насколько бы велика эта лесть ни была. Лесть означает приписывать кому-то несуществующие, не свойственные ему качества, это лесть. Прославлять царя и льстить царю — это две разные вещи. Разве нет? Лесть означает ложная хвала. Что вы думаете? Что есть лесть? Лесть значит ложная хвала, ложное, фальшивое прославление, разве нет?
Но в Абсолюте, в Кришне нет ничего ложного. Сколько бы мы ни видели и как бы мы ни прославляли, Он бесконечно благ, Он занимает высшее положение. Ничто, никакие хвалы в Его случае не могут быть лестью, но реальное положение вещей [таково]: мы не в силах прославить Его истинную природу. Крошечное существо, как оно может прославить Кришну? Что оно может сказать такого, что не соответствовало бы действительности? Это невозможно. Лесть невозможна по отношению к Кришне или к Гурудеву и так далее. Роль льстеца можно играть в майическом мире.
Харе Кришна.
Невозможно быть льстецом по отношению к Кришне. Пустое прославление невозможно в его случае настолько, что требуется такая хвала, такое прославление, что Брахма и Анантадев прославляют Его качества, но не находят конца, предела.
ла̄г бали’ чали’ йа̄йа синдху тариба̄ре1
Анантадев бесконечным множеством своих уст поет славу Верховному Господу, но не в силах исчерпать эту славу. О какой же лести можно говорить?
Пхулангана Деви Даси: Я хотела бы сказать, что это означает: мы не в силах обмануть Бога.
Шрила Шридхар Махарадж: Что она говорит?
Пхулангана Деви Даси: Мы не можем обмануть Бога, это невозможно.
Преданный: [Переводит на бенгали.]
Шрила Шридхар Махарадж: Да, это правда. Мы не можем обмануть Его, Он способен видеть больше меня, нежели я способен видеть себя. Харе Кришна.
Я не знаю себя в полной мере, но Он знает, Он обладает полнотой знания обо мне.
1ла̄г бали’ чали’ йа̄йа синдху тариба̄ре / йаш́ера синдху на̄ дейа кӯла, адхика адхика ба̄д̣е — «Шри Ананта вечно стремится достичь берега океана славы Кришны, но не достигает желаемого, посокльку этот океан постоянно расширяется» («Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 1.71).