Шрила Госвами Махарадж: Духовный учитель иногда зовется ашрайа-виграха.
Шрила Шридхар Махарадж: Да. Ашрайа: вначале — подобно Эвересту, а в конце — ближайший круг гор, окружающий Эверест. На большом расстоянии он — это ашрайа (Кришна это ашрайа), а затем, по мере приближения, мы видим, что ашрайа — прибежище — расположено где-то в кругу Его слуг, а не в Нем Самом, как таковом. И это — мое место: я — существо уязвимой природы, несовершенной природы, частица. Поэтому в любых обстоятельствах я могу отклониться от Него. А они — суть вечные параферналии, иначе быть не может. Они вечно связаны, но мы иногда уходим, мы — ненадежные слуги. Таково наше положение. Поэтому мы не можем претендовать на позицию абсолютных слуг. Но под их руководством нам может быть дан шанс служить. Это мы должны принять.
Мы были завербованы, мы новобранцы, мы не принадлежим к числу Его постоянных слуг. Чужак должен быть гостем, и постепенно он станет служить, займет свою позицию служению истинному, вечному, постоянному слуге на земле Кришны. Существует фиксированный, незыблемый закон: новобранец может занять такое-то, определенное положение — это закон. Но Гуру, Гурудев, по особой воле Кришны обладает особым могуществом. В нем мы можем увидеть глубоко, на глубоком уровне, функцию представителя Кришны, того, кто уполномочен Кришной, особого представителя. Если мы очень близко подойдем к нему, мы увидим этот аспект уполномоченного представителя в Гурудеве.
Гурудев — это личность и в тоже время вдохновение, исходящее из Кришны. В Гурудеве присутствуют два аспекта: он — вайшнав. Сам он в дни экадаши не принимает блюда из зерен. Он ведет себя как вайшнав, но шишья будет предлагать ему зерна в день экадаши. И шишью (ученика) интересуют полномочия, положение представителя — вдохновленная сторона вайшнава. Вдохновленный вайшнав — это Ачарья, Гуру, поэтому, мы смотрим на эту сторону, рассматриваем этот аспект. Шишью интересует только особая, вдохновленная часть, ипостась в вайшнаве, в Гуру. Его больше интересует эта сторона.
Сам Гурудев, в целом, считает себя вайшнавом, поэтому он по-разному будет вести себя с учениками и с другими вайшнавами, ачинтья-бхедабхеда. То, что я говорю, — это идеал, модель, образец. Конечно, возможна имитация, возможно отклонение — и то и другое возможно. Имитация также возможна из-за скрытых подспудных мотивов, если речь идет о ремесле, о бизнесе, Гуру-бизнесе, как Джати Госвами. И также человек может быть не квалифицирован по той или иной причине.
Но лакшана (характеристики) подлинного Гуру описаны, указаны в Шастрах, [санскрит]. В «Бхагавад-Гите»:
тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄
[упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇], джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣1
Если человек просто хочет славы Гуру:
гаурара ами гаурара ами мукхе болиле нахи чале
гаурара ачар гаурара вичар лаиле пхала пхале,2
то имитация всегда возможна.
Писания помогут нам избрать, выбрать подлинного Гуру, а подлинный Гуру поможет нам понять смысл священных писаний. Эти явления взаимозависимы. Одно помогает другому, дабы мы могли распознать Гуру. Йа̄ха, бха̄гавата пад̣а вайш̣н̣авера стха̄не3. А̄ча̄рйава̄н пурушо веда4: мы будем читать писания под руководством настоящего профессора, подлинного Гуру, вайшнава. Поэтому священные писания зависят от Ачарьев. А кто Ачарья — писания скажут нам. Они взаимозависимы — садху и шастры, оба явления: активные и пассивные.
тене брахма хр̣да̄ йа а̄ди-кавайе5
Вначале Я передал истинное знание через Брахму в этот мир. Затем от него то, что пришло, было записано в Ведах, шрути. И хранителями этого знания были его ученики: Чатухсан и различные риши и муни, все эти джентльмены. Человек — и книга, люди и книги, шрути.
Вначале это знание присутствовало в форме звука, его не было на письме. Сейчас мы имеем дело с произведениями, с книгами. Но вначале — то был звук, чистый звук, который передавался от одного человека к другому на слух, шрути, когда отсутствовало письмо в то время, в ту эпоху. Но знание передавалось на слух — шрути, высказывания, речения, аудио. Как это называется аудио? Да, да. Передавалось посредствам аудио. Харе Кришна. Гаура-Харибол, Гаура-Харибол, Гаура-Харибол.
Шрила Госвами Махарадж: Иногда это знание утрачивается, становиться утраченным.
Шрила Шридхар Махарадж: Да, в отсутствие посредника иногда оно теряется, утрачивается, иногда... [санскрит?] Как это называется? Иногда оно искажается. Затем, вновь Господь чувствует потребность, необходимость — йада̄ йада̄ хи дхармасйа6 — в том, чтобы прийти. Иногда Он Сам лично приходит, иногда посылает здравомыслящего человека, чтобы восстановить, возродить стандарт истины, религиозной истины: «это необходимо возвысить, вернутся к подлинному стандарту».
[ш́рӣ бхагава̄н ува̄ча]
имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт
[эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣]
са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа7
«То, что Я рассказываю тебе, Арджуна, — это карма-йога. Впервые, вначале, я открыл ее, поведал Сурье, а от Сурьи это знание передавалось из поколения в поколение, и затем оно было искажено, утрачено. И вновь Я те же самые истины сегодня открываю тебе».
Когда истина нисходит в этот мир, она свежая, лучезарная, но постепенно, в силу контакта с материальным измерением бытия, она ослабевает, искажается, видоизменяется. И затем, вновь Он возрождает истину, ренессанс — возрождение. Время от времени. [Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна.]
1«Ты будешь способен обрести это знание, удовлетворив истинного духовного наставника. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» («Бхагавад-гита», 4.34).
2«Према-виварта».
3См. «Шри Чайтанья-чаритамрита», Антья-лила, 5.131.
4«Чхандогья-упанишад, 6.14.2».
5См. «Шримад-Бхагаватам», 1.1.1.
6«Бхагавад-гита», 4.7.
7Всевышний сказал: «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот передал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле). Победитель врагов! Великие Раджариши (праведные цари) познали эту йогу, открытую им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено («Бхагавад-гита», 4.1-2).