«Что есть дхарма? Объяснение стиха 2.1 „Ману-самхиты“». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 13 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия



Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Что есть дхарма?
Объяснение стиха 2.1 «Ману-самхиты»

(13 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Дхира Кришна Махарадж. Стих «хр̣дайена̄» — то, что содержится в твоем сердце…

Шрила Шридхар Махарадж. В первой главе, когда он [Ману] начинает свою «Самхиту»:

асид идам тамо бхутам апрагйатам алакшанам
апратаркйам авигйейам прасуптам ива сарватах

Это первая шлока. Затем, возможно, идет:

#00:00:27#

видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата[1]

Каково определение дхармы, нашего долга? Что должно быть определением нашего долга? Прежде всего, видвадбхих̣ — эмпирическое знание. Эмпирическое знание всегда вводит в заблуждение. Это частичное представление, ограниченное, оно не может дать представление о Целом, показать все с точки зрения Целого. Это все — ограниченное, частичное представление, каким бы обширным оно ни было, поэтому все эмпирическое знание отвергается [имеется в виду: ценна лишь истина откровения — знание, исходящее из Центра].

#00:01:23#

Если вы обладаете академическими познаниями, если вы обладаете этим знанием, то вас следует считать знающим (видья). Знание, которое принято теми, кто сведущ в [буквально] ведическом опыте, в линии Веды — видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, — и то, что принято святыми. А каковы симптомы святых? Адвеш̣а ра̄гибхих̣ — люди, которые не испытывают ни апатии, ни симпатии, влечения, отвращения к мирским реалиям. Люди, не зависимые от этих трех явлений, являются подлинными святыми, и истина, которая принимается подобными святыми, — о ней идет речь. Садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣, хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — и эта истина должна быть одобрена внутренним существом, сердцем [буквально]. Тогда можно принять некое явление в качестве дхармы, или долга. Об этом говорится в «Ману-самхите».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).




←  «Молитва Билвамангала. Четыре цели человеческой жизни склоняются перед преданностью». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 12 ноября 1981 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Важно всегда пропускать духовную концепцию через свое сознание». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 31 августа 2024 года. Чиангмай, Таиланд  →

Russian

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Что есть дхарма?
Объяснение стиха 2.1 «Ману-самхиты»

(13 ноября 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия)


Дхира Кришна Махарадж. Стих «хр̣дайена̄» — то, что содержится в твоем сердце…

Шрила Шридхар Махарадж. В первой главе, когда он [Ману] начинает свою «Самхиту»:

асид идам тамо бхутам апрагйатам алакшанам
апратаркйам авигйейам прасуптам ива сарватах

Это первая шлока. Затем, возможно, идет:

#00:00:27#

видвадбхих̣ севитах̣ садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣
хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то йо дхармас там̇ нибодхата[1]

Каково определение дхармы, нашего долга? Что должно быть определением нашего долга? Прежде всего, видвадбхих̣ — эмпирическое знание. Эмпирическое знание всегда вводит в заблуждение. Это частичное представление, ограниченное, оно не может дать представление о Целом, показать все с точки зрения Целого. Это все — ограниченное, частичное представление, каким бы обширным оно ни было, поэтому все эмпирическое знание отвергается [имеется в виду: ценна лишь истина откровения — знание, исходящее из Центра].

#00:01:23#

Если вы обладаете академическими познаниями, если вы обладаете этим знанием, то вас следует считать знающим (видья). Знание, которое принято теми, кто сведущ в [буквально] ведическом опыте, в линии Веды — видвадбхих̣ севитах̣ садбхир, — и то, что принято святыми. А каковы симптомы святых? Адвеш̣а ра̄гибхих̣ — люди, которые не испытывают ни апатии, ни симпатии, влечения, отвращения к мирским реалиям. Люди, не зависимые от этих трех явлений, являются подлинными святыми, и истина, которая принимается подобными святыми, — о ней идет речь. Садбхир нитйам адвеш̣а ра̄гибхих̣, хр̣дайена̄бхйану джн̃а̄то — и эта истина должна быть одобрена внутренним существом, сердцем [буквально]. Тогда можно принять некое явление в качестве дхармы, или долга. Об этом говорится в «Ману-самхите».

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Этим священным законам (дхарме) следуют люди, обладающие знанием Вед, чистые сердцем и свободные от ненависти и привязанности» («Ману-самхита», 2.1).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования