«Шри Джанмаштами. Живая Истина». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж, Шрила Б. А. Махавир Махарадж, Шрипад Кешавананда Прабху. 29 августа 2021 года. Govindaland, Украина




Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Шрила Бхакти Амрита Махавир Махарадж
Шрипад Кешавананда Прабху

Шри Джанмаштами. Живая Истина

(29 августа 2021 года. Говиндалэнд, Украина)


Шрипад Кешавананда Прабху: В этот прекрасный, чудесный день Шри Джанмаштами мы пребываем здесь на земле очарования и изумления. Настолько очаровательной и изумительной [земле], что мы даже не можем себе до конца представить и понять это. Господь является по Своей собственной трансцендентной сладостной воле, и мы называем Его — прекрасная реальность. Это тот самый Господь, что непостижим, это Господь, который подобен темному грозовому облаку, Шьямасундар, облаченный в желтые одежды, которого могут увидеть только преданные благодаря своему сердцу [исполненному преданности].

#00:01:21#

Нам посчастливилось по милости наших великих учителей находиться здесь сейчас, в нашей прекрасной духовной семье, в нашем духовном сообществе под руководством наших духовных наставников. Шри Джанмаштами — это национальный праздник, вся Индия его празднует. Удивительно то, что хотя все празднуют праздник, день явления Кришны, но не все души удачливы настолько, чтобы праздновать его в том понимании, в котором дали нам Кришну наши учителя. Как говорится, Кришна Кришне рознь. Кришна слева, Кришна справа.

#00:02:20#

Как [это выражено] в словах Рагхупати Упадхьяи, который ответил Махапрабху: «Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇»[1]. Когда Махапрабху спросил: «Какова высшая форма Господа?», Рагхупати тут же ответил: «Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇».

#00:02:43#

И он сказал общими словами: пурӣ мадху-пурӣ вара̄, то есть Матхура — мадху[2]. Он использовал это слово, потому что [здесь заключена] сладость, очарование Вриндавана. Он [Господь Кришна] — в деревне Вриндавана. И нам тоже повезло праздновать день явления Господа в деревне. И Его называют вайах̣ каиш́оракам̇ — «в высшей степени очаровательный в Своей молодости». Подобно распускающемуся цветку, который еще не распустился полностью, но находится на самом пике своей красоты.

#00:03:50#

Когда говорят, что Он [Господь Кришна] невероятно прекрасен, подобен распустившемуся цветку, какое отношение может быть к Нему? Ади-раса. Ади-раса — это самая главная раса, это отношение любви, Его можно только любить всем сердцем. И если это попытаться описать какими-то языковыми формами, мы можем сказать: «Когда к непостижимому прибавляется еще что-то непостижимое, все это непостижимое умножить еще на непостижимое, тогда это непостижимое будет не постичь».

#00:04:29#

Но это то, что мы получили по наследству. Это сокровище наших учителей. И это не может быть обретено просто каким-то прыжком или корыстным интересом, это то, что существует само по себе, по милости свыше. Как-будто бы все эти бумаги обладания [существуют], но они скрыты в сейфе. И кто владелец этого сокровища? Это наши учителя: Рупа Госвами, [Рагхунатх] Дас Госвами, Шрила Сарасвати Тхакур, и безусловно наши замечательные духовные учителя [современности]. Иногда они дают нам некий glimpse, некую частичку понимания того, о каком мире идет речь.

#00:05:45#

Кришна приходит, чтобы убить демонов, паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, но еще — вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м, то есть Он приходит, чтобы посетить Своих преданных и уничтожить демонов[3].

#00:06:01#

Сегодня день явления Господа, и мы должны чувствовать себя очень счастливыми и уверенными людьми. Сладостная божественная форма, трансцендентная [форма Господа] является, чтобы явить Себя Своим преданным. И наше желание — это держаться за лотосоподобные стопы преданных. Это их, великих преданных, великих святых, величайший праздник.

#00:07:03#

Сегодня мы видели Ямуну, как она переполнена водой от дождей, а небо полно грозовых туч, подобных Кришне, которые несут воду. И мы знаем, что когда родился Кришна, был шторм и буря. Господь явился одновременно в Матхуре и во Вриндаване. В [Матхуре в] тюрьме Камсы. Но, подобно великому фокуснику, великому магу, Он проявил Свои непостижимые мистические силы, играя Свою обычную игру. Игру, в которой Он является, подобно одному из смертных, одному из людей, начинает играть среди людей.

#00:08:21#

Сегодня мы говорим о преданных, которые [собрались] здесь, русскоязычных [преданных]. Но не только русскоязычные преданные отмечают этот день, преданные всего мира отмечают этот день, и в Индии наши преданные, и по всему миру, во всех странах. Все смотрят на часы и ждут тех двенадцати часов, той полуночи [когда явился Господь], чтобы начать поклонение. Просто глядя в один экран, я уже вижу, что преданные и в Лахте, и на Кисельном, и в Москве, и в Харькове собрались праздновать этот великий праздник.

#00:09:21#

Гурудев всегда говорил: «Никто из нас не знает до конца, не может до конца оценить, что нам было дано». Однажды Гурудев в Лахте, в питерском храме, сказал: «Никто из вас не может даже представить, о каком сокровище идет речь. — Он посмотрел с улыбкой на всех и сказал: — А вот я могу». И он сказал: «Вы не знаете, каким образом это происходит». Гурудев сказал: «Мой метод постижения этого чуда очень прост. Я просто верю своему духовному учителю. У вас нет оснований для того, чтобы вы испытывали сомнения». Гурудев сказал: «Вам не стоит беспокоиться ни о чем и сомневаться. Воспевайте Святое Имя и будьте счастливы. Мой Гуру Махарадж находится за вами, он находится рядом с вами. И я всегда нахожусь с вами, будь то этот праздничный день или любой другой день, как Гурудев я присутствую везде».

#00:10:52#

И мы помним, мы всегда должны молиться, чтобы помнить, кто мы на самом деле, кто наш Господь. Харе Кришна!

Шрила Авадхут Махарадж: Харибол! Харибол! Харибол! Джай Кешавананда Прабху ки джай!

#00:11:21#

Шрила Махавир Махарадж: Сегодня очень замечательный праздник. У меня не хватает, может быть, преданности, чтобы прославить должным образом день явления Кришны, поэтому я обращусь к таким замечательным писаниям, как «Гарга-самхита», где это делается самым совершенным образом. Совсем немножко [я прочитаю].

#00:11:41#

[Читает.] Нарада продолжал: «Шри Кришна, изначальная верховная личность Бога, не имеющий Себе равных, лично вошел в сердце Васудевы. Васудева, великая душа, блистал славой, подобно Солнцу, Луне и огню. Он был подобен верховному Господу, господину всех жертвоприношений. Когда Господь Кришна, дарующий бесстрашие каждому, вошел в лоно Деваки, она засияла словно молния. Увидев ее сияние, Камса испугался и подумал: „Пришел тот, кто может меня убить. Прежде она не была столь лучезарной. Как только Он появится на свет, я сразу же убью Его“. Размышляя так, он в страхе стал озираться по сторонам, думая о своем старом враге, Господе Вишну. Даже питая вражду к Господу Кришне, человек способен увидеть Его. По этой причине, чтобы приблизиться к Кришне, демоны ненавидят Его».

#00:13:08#

«Затем полубоги во главе с Брахмой и великими мудрецами вошли в обиталище Васудевы, склонились перед Господом Кришной и вознесли Ему смиренные молитвы».

#00:13:21#

Полубоги сказали: «Принимая прибежище у гун материальной природы, философы удивляются: „Неужели это высший источник сознания и всего бытия?“ Как искра исходит из пламени, но не входит в него, так махат-таттва, чувства и полубоги исходят из верховного Господа, но не входят в Него. Мы падаем ниц перед Ним. Даже сильнейший из сильных не способен одолеть Его. Силы иллюзии не властны над Ним. Веды не в силах постичь Его. У Него, верховной личности, чистой, совершенной, вечной, умиротворенной и невозмутимой, мы принимаем прибежище».

Джай!

#00:14:18#

Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж обратился к безупречной самхите, «Гарга-самхите», потому что кто может описать Господа, кроме Его преданного? Шрила Гурудев всегда читал «Гарга-самхиту» и говорил: «Сколь великое сокровище!» Но «Гарга-самхита» не так распространена среди, можно сказать, неофитов, среди нас. Почему? Потому что в ней очень много эзотерического знания, которое невозможно понять без определенного уровня понимания, без определенного адхикара. И этот адхикар, этот уровень понимания, не приходит просто из чтения книг. Чтение книг является лишь отчасти интеллектуальным процессом постижения. Но Господь, как описано здесь, является в чистом уме Васудевы. И когда Господь является в сердце Своего преданного, преданный начинает сиять. Деваки была выбрана Господом как мать. Когда Господь низошел в ее трансцендентное тело, то тут же она засияла сокровищем, и демоны моментально поняли, что речь идет о их смерти. Хотя Камса по-прежнему, как и все материалисты, надеялся на то, чтобы выжить и победить, но судьба его с этого момента уже была предрешена. Хотя еще не свершилось пророчество Дурги Деви, когда она сказала, [как] Йога-майя: «Ты будешь убит восьмым ребенком [Деваки и Васудевы]». Но это всего лишь часть сценария. Иногда режиссер показывает что-то просто одним своим действием. Поэтому Господь, подобно великому актеру, нисходит в мир материи, и, как говорит Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Его возможно увидеть лишь благодаря чистому сердцу.

#00:16:10#

Кришна является каждому в соответствии с чистотой его сердца и намерениями. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Когда Кришна со Своим братом Баларамой явились на гладиаторских играх царя Камсы в колизее Матхуры, то зрители, которые жаждали боя, адреналина, увидели этих прекрасных юношей. Но каждый из жителей увидел своего Кришну. Женщины были очарованы Его невероятной эротической красотой и Его удивительным мужским началом, они испытали невероятное чувство любви к Нему. Гопи Вриндавана почувствовали: «Это наш возлюбленный». А друзья Кришны, которые пришли из Вриндавана посмотреть на эти гладиаторские бои, сказали: «Это же наши пацаны там! Цэ ж наши односельчане с нашей деревни!» Тогда как йоги и Вришни, разные мудрецы, гьяни, каждый увидел Его [по-разному]: кто-то как источник интеллекта, кто-то как источник всех священных писаний, кто-то как объект медитации, поскольку на этом мероприятии были разные мудрецы. Но Камса увидел Его как олицетворенную смерть. И Камса понял, что смерть пришла[4]. И хотя такие борцы, как Муштика и Чанура, были демонами и также увидели Кришну как верховную личность Бога, но тем не менее, будучи кшатриями по своей природе, они решили принять смерть от Него. Они бросили вызов. И можно сказать: «Демоны решили бросить вызов и принять смерть от Господа. Насколько это логично? Какая логика?» Но демонам очень посчастливилось бросить вызов Господу, потому что Господь, убивая, дарует освобождение от демонической природы.

#00:18:13#

Но тем не менее преданные Господа испытывают к Нему совершенно другое чувство. Не чувство ненависти, не чувство конкуренции, преданные испытывают великое чувство любви, близости, взаимности. И поэтому, когда Нарада посетил Голоку, он был шокирован — Голока была пустой. Как сейчас кто-то придет в киевский храм и скажет: «А где все?» Ему скажут: «А все поехали в Ростовку». Так же Нарада, попав на Голоку, пройдя оболочки вселенной, пройдя Вайкунтху, пройдя весь материальный мир, был шокирован: «Голока пустая! А где же все обитатели Голоки?» Голока, казалось бы, это самое-самое классное место.

[Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:20:39#

И вернувшись к тому, что я сказал Кешавананде Прабху, мы сегодня с утра обсуждали эту тему: когда Нарада пришел на Вайкунтху, он увидел, что Вайкунтха пуста. Пустая Вайкунтха шокировала его, поскольку Нарада путешествовал через множество планов бытия материального мира и в конечном итоге прошел все планы трансцендентного мира, такие как Вайкунтха, Айодхья, Дварака. Вы даже не можете представить, сколь прекрасны и очаровательны эти планы бытия, и насколько там много [душ] — миллиарды и миллиарды освобожденных живых существ, их даже невозможно сосчитать. Нам кажется, что материальный мир огромен, на самом деле материальный мир, как махат-таттва, маленькое облачко на фоне [безграничного духовного мира] Кришны. Иногда мальчики показывают Кришне пальцем на нашу материальную махат-таттву и говорят: «Говорят, это облачко — это материальный мир, там миллиарды вселенных, и там живут какие-то живые существа. Как они могут жить там без Кришны? Это бред какой-то! Но говорят, что Кришна тоже туда приходит. Говорят, что там тоже есть Говиндалэнд. Они иногда собираются время от времени на тусню, чтобы говорить о Кришне. Мы не можем поверить, как это можно время от времени говорить о Кришне?! О Кришне невозможно забыть!»

#00:21:50#

Поэтому обитатели духовного мира, гопи Вриндавана, говорят: «Мы не йоги. Йоги — это те, кто накапливают определенные сиддхи в результате определенных аскез и медитаций, и в своих аскезах и медитациях они пытаются удержать внимание на Параматме, на Абсолюте». Но гопи говорят: «Мы не йоги, потому что мы не можем забыть Кришну. В этом наша проблема. Йоги пытаются, тужатся, тужатся, чтобы хоть как-то увидеть Кришну, но йоги не могут увидеть Кришну. Максимум — они достигают шанта-расы. Но наша природа такова, что стоит нам закрыть глаза — как перед нами облик возлюбленного Кришны. Мы хотим выбросить Его из сердца, потому что Он разорвал наши сердца, Он поедатель сердец. Мы страдаем с утра до вечера, только думая о Нем»[5].

#00:22:42#

Таково положение гопи. Можете себе представить?! Мы с вами чего-то там тужимся, с четками у телевизора засыпаем. А гопи постоянно пребывают в том сознании Кришны. Причем они думают о Кришне с камой, с вожделением. Вожделение в этом мире нас опускает на телесный уровень. Потому что, когда мы находимся на плане вожделения, мы должны задействовать свои органы, чувства. Но гопи Вриндавана столь возвышенны, что у них нет телесной концепции вообще. В этом мире всем управляет фрейдовское подсознание [эрос], женское, мужское начала [их взаимное влечение]. Но в трансцендентном мире всем управляет только кама-рупа, только стремление любви к Кришне. Поэтому гопи говорят: «Мы красимся для Кришны, мы надеваем прекрасные одежды для Кришны». Они ничего не делают для себя, для своей камы. Они это делают только для одной камы — Кришны, чтобы удовлетворить Кришну своим видом, своим присутствием. Кришна бросает на них взгляд. И когда Кришна обращает на них внимание, гопи становятся в тысячу раз красивее. И когда Кришна это видит, Он улыбается, замечая, что они становятся еще красивее. И от этого, от того, что Кришна улыбается, они становятся еще в тысячи раз красивее. Так возникает бесконечный поток любви. Кришна обменивается с гопи взглядами, от этого гопи начинают бесконечно становиться прекраснее и прекраснее. Поэтому невозможно остановить этот процесс эволюции красоты. Так устроен духовный мир. И это описал Кришнадас Кавирадж на страницах «Чайтанья-чаритамриты».

#00:24:19#

Если бы не было этой книги, мы бы ничего не знали о духовном мире. Да, мы могли бы прочитать «Гарга-самхиту», мы могли бы прочитать «Бхагаватам». Но где есть гарантии, что мы бы что-то поняли об этом мире. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Поэтому «Чайтанья-чаритамрита», с одной стороны, это книга не о Кришне, а с другой стороны, мы можем сказать: «Это книга, без которой невозможно понять Кришну». «Чайтанья-чаритамрита» — это книга о Чайтанье. Когда мы повторяем имя Рамы, мы обретаем Раму. Когда мы повторяем имя Шивы, мы обретаем связь с Шивой. Но Махапрабху занимается определенным бхаджаном. Когда мы повторяем имя Кришны, мы не обретаем Кришну, мы обретаем кришна-бхакти. Некая любовь к Кришне возможна только через соприкосновение с этим планом бытия. Поэтому, когда Шри Чайтанья Махапрабху приходит в этот мир, Его лилу называют бхаджан-лилой. Гаура-лила — бхаджан-лила. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Только в форме Махапрабху Кришна поклоняется сам Себе. И делает это с таким удивительным рвением. Он делает это в умонастроении гопи, гопи-бхава.

#00:25:53#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[6]

Он хочет стать не просто гопи, Он хочет стать слугой слуги слуги. Это умонастроение Радхарани, которое Радхарани культивирует. Радхарани обладает столь великим сердцем, что Ей недостаточно Ее одной. Она говорит: «Я одна не могу удовлетворить Моего Господа, Мне нужны все души, все души». Но при этом Радхарани также знает, что не количество, а качество должно быть. Поэтому Она не подпускает никого, кто не обладает [необходимыми для служения Господу] качествами. Но Она дает возможность всем падшим душам обрести [эти духовные] качества. Но это только здесь, в темном [материальном] мире. Темный мир является темным по той причине, что Кришне здесь есть возможность проявить Свой свет. Поэтому души, которые попали в темный мир, считаются вечными преступниками. Но души, которые попали в поток сознания Кришны, тут же могут освободиться от всех своих анартх. Невозможно — мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ — из этого мира освободиться, никто еще не превзошел его, майя достанет каждого[7]. Но по милости Кришны невозможное возможно. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:27:24#

Поэтому милость Кришны проявляется как милость преданного. Сказано, что, когда преданный многие-многие миллионы жизни изучает священные писания, практикует бхакти-йогу, что делает Кришна? Он дает ему возможность общения с чистым преданным. Почему? Потому что только чистые преданные обладают «лицензией» на «выпуск» живых существ [из материального мира в духовный мир]. И когда мы произносим словосочетание «чистый преданный», мы не имеем в виду преданных, которые только что почистились, приняли душ, надели на себя сари, поставили тилаки. Мы говорим «чистые преданные» — это Шрила Прабхупада, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, наши великие учителя. Мы не причисляем себя к ним, хотя мы носим их [подобные] одежды, сидим на их стульях. Но мы знаем прекрасно, что мы занимаем лишь временное положение.

#00:28:11#

[Это] другие преданные, которые принимают нас таким образом, не совершают каких-то ошибок, потому что мы должны думать о себе, что мы несовершенны. Но наши ученики должны думать [о нас]: «Наши Гуру совершенны». Если ученик ищет в Гуру несовершенства, вместо того чтобы искать несовершенства в самом себе, тогда он идет по дороге в ад, ему заказан прямой билет в ад. Но если ученик думает: «Да, я полон несовершенств. К моим глазам липнет только дерьмо. Все, что меня интересует, это слухи». Собиратели слухов и сплетен, знаете? «Пока что мне хочется возвышать себя за счет унижения других. Пока что страдания других мне приносят удовлетворение». Бхактивинод Тхакур поет в своих песнях: «Таково материальное сознание». Обратили внимание? Смотрим фильм про войну, как кого-то убивают, и радуемся. Потому что так устроено материальное сознание. Что такое хорошо? Кому-то еще плохо от этого, а мне хорошо. Понимаете, да? Так устроено сознание этого мира. Но мир любви устроен по-другому.

#00:29:28#

Таким образом, нерожденный Господь родился, и таким образом Он пришел в этот мир, Он низошел с Голоки Вриндавана, пришел со всеми Своими духовными спутниками. И этот мир не был какой-то копией. Факсимиле, копия осталась там, на Голоке Вриндавана. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:31:23#

Я объяснил на английском [Кешавананде Прабху]: так получилось, что, когда Кришна хотел доказать, что изначальный мир Голоки — это здесь [в материальном мире], не там, не в духовном мире, Он много раз говорил:

#00:31:35#

на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе…[8]

Но чтобы доказать, что Он сделал? Он пригласил величайшего мудреца Нараду и дал ему возможность… В тот момент, когда Кришна проводил уникальную трансформацию, то есть забрал всех обитателей Вриндавана сюда, на эту Землю, в этот момент Нарада вернулся. Но есть еще другой ответ. Когда Кришна это сделал, Он оставил точную факсимильную копию, абсолютную копию там. И Нарада, который обладает неким [духовным] чутьем, даже Нарада знает, что Господь непостижим. Во время этой транзакции Кришна сделал Нараду свидетелем специально, чтобы Нарада в какой-то момент понял, что все «съехали» в материальный мир. Потом — ффухх — Вриндаван такой же, это как дежавю. Ничего не изменилось, потому что Кришна делает Свои фокусы и достает как бы зайцев из цилиндра. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:32:45#

Кришна, как величайший фокусник, может показывать тебе разные чудеса, и при этом ты будешь смотреть лишь только на то [что показывает фокусник]. Знаете, как фокусник: «Следите за руками, следите за руками»? Но, кто-то говорит, что главная фишка фокусника в том, что он заставляет зрителя видеть именно то, что он хочет, чтобы зритель видел. И в это время он вытаскивает зайца из цилиндра. И так же Господь. Он захотел, чтобы Нарада увидел то, что Он хотел, чтобы тот увидел, но при этом Нарада является глашатаем Господа. Не забывайте о том, что бхакти, преданность, распространяется через преданных. Они как пропагандисты. Царь не выступает по телевизору. В телепередачах [есть] те, кто проталкивает ту или иную идею. Поэтому можно сказать, что Нарада — такой пропагандист духовного мира, и через него проходит эта информация.

#00:33:35#

И Нарада делает заявление. И что он показывает? И что он делает? Он делает [следующее] заявление: «Ребята, изначальный духовный мир присутствует здесь и сейчас в данный момент, здесь и сейчас». Но [Джаганнатх Дас] Бабаджи Махарадж увидел… есть шлока, которую часто повторял Гурудев. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:34:33#

Я напомнил Кешавананде Прабху, что когда-то Гурудев рассказывал нам очень эзотерические вещи. Это [одна] эзотерическая вещь, которая произошла с Бабаджи Махараджем. Когда Бабаджи Махарадж шел по Вриндавану, мальчишки кидались в него камнями, он грозил пальцем и говорил: «Я пожалуюсь матери Яшоде». Он видел, что каждое движение во Вриндаване [божественно]. Хотя всем казалось, что это сумасшедший баба́, который идет по пустым улицам, и просто мальчишки кидают в него камни, потому что он обезумел. Да, мальчишкам интересно смотреть на сумасшедшего, но Бабаджи Махарадж пребывал в трансцендентном состоянии, он видел, как [духовная] Голока присутствует в [материальной] Гокуле, а Гокула присутствует в Голоке. Поэтому он грозил пальцем и говорил: «Кришна, я пожалуюсь на Тебя матери Яшоде. Зачем Ты в меня кидаешь камни?» Это некое божественное безумие, трансцендентное видение, которое невозможно объективно оценить с помощью чувств, здравого смысла, разума, проанализировать, составить таблицы, сравнить, взять анализы, как это делают ученые и говорят: «Чтобы изучить лягушку, ее надо сначала убить, а потом препарировать».

#00:35:45#

Материалисты берут истину, пытаются убить ее, а потом мертвую истину препарировать. Но Кришна — живая истина, абсолютная истина, и поэтому Кришна, как живчик, проскакивает между пальцев. Если кто-то ищет Его в духовном мире, то Кришна уже где-то в другом месте. Кришну невозможно никаким образом привязать к чему-то, привязать к каким-то концепциям, к уму. Мы говорим «сознание Кришны», но мы понимаем, что речь идет только о какой-то части осознания Его. Но эта часть осознания столь удивительна. И поэтому — где является Господь? Господь является в сердцах чистых преданных. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:37:35#

Это была история, когда Кришна поднял холм Говардхан. В конечном итоге жители деревни собрались и не могли понять, как это Он сделал. Но потом они поняли, до чего можно докопаться — до родителей Кришны. Они, односельчане, пришли к родителям Кришны и сказали: «Вы должны нам ответить, как у вас, у обоих белых, родился черный сын? Если вы нам не ответите, как у белых может родиться черный ребенок, нам придется выгнать вас из деревни. Тут какое-то явное нарушение социальных норм». Понимаете, да? Когда вы говорите — постичь или не постичь Кришну… Проблемы постижения Кришны у Его односельчан, которые в данный момент находятся в лиле и никак не могут склеить в голове, как у двух белых людей может быть черный ребенок. Но самое страшное: «What do you smoking?» Типа, чего?! А если это перевести на «Страх и ужас в Лас-Вегасе», то можно сказать: «Ребята, а как вы прожили последние пять лет? Вы, что, не знали этого что ли? Когда Кришна родился, Он же тоже был черный. Это вас только сейчас проперло, ребята?!» Кто-то может сказать: «У меня такое ощущение, что в духовном мире все обдолбанные!» Но мы должны сказать: «Да! Но не обдолбанные тем, чем обдалбываются материалисты, интоксикациями [опьяняющими веществами]». В духовном мире все пребывают в неестественном состоянии любви к Кришне. И мы должны понять, любовь — как змея, это как повороты реки[9]. Поэтому иногда это чувство безумия любви порождает такие вопросы. На них не нужны ответы. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:39:46#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра...[10]

[Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Облик Шьямасундара — это наивысочайший облик».

Стих полностью: ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ / вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣ — «Облик Шьямасундара — это наивысочайший облик; город Матхура — верховная обитель; свежая молодость Господа Кришны всегда достойна созерцания, а вкус супружеской любви — это высший вкус» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).

2  «Город Матхура — верховная обитель».

3  Господь Кришна говорит: паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа, самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

4  В «Шримад-Бхагаватам» (10.43.17) сказано: малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н, гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ / мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇, вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна в сопровождении Баларамы появился на борцовской арене во дворце Камсы, каждый воспринял Его по-своему в зависимости от отношения к Нему (расы). Перед борцами Он предстал как вспышка молнии. В глазах большинства Он был воплощением красоты. Женщины видели в Нем неотразимого юношу, самого бога любви, отчего их вожделение многократно усиливалось. Пастухи смотрели на Него как на соплеменника. Нечестивые правители видели в нем олицетворенное наказание. Для Его родителей, Нанды и Яшоды, Он был любимым сыном. Камса, царь династии Бходжа, узрел в Кришне саму смерть. Мирские умы видели в Нем облик вселенной. Для йогов Он был Сверхдушой. А члены династии Вришни видели в Нем своего прославленного потомка».

5  Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Чайтанья Махапрабху сказал: пӯрве уддхава-два̄ре, эбе са̄кш̣а̄т а̄ма̄ре, йога-джн̃а̄не кахила̄ упа̄йа / туми — видагдха, кр̣па̄майа, джа̄наха а̄ма̄ра хр̣дайа, море аичхе кахите на̄ йуйа̄йа — «Дорогой Кришна, раньше, когда Ты еще жил в Матхуре, Ты прислал Уддхаву, чтобы тот научил Меня философствовать и заниматься йогой. Теперь Ты Сам говоришь Мне о том же, но Мой ум не приемлет это. В Моем уме нет места для гьяна-йоги или дхьяна-йоги. Хотя Ты прекрасно Меня знаешь, Ты все равно учишь Меня гьяна-йоге и дхьяна-йоге. Не пристало Тебе так поступать» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.139).

Чайтанья Махапрабху продолжал: читта ка̄д̣хи’ тома̄ хаите, виш̣айе ча̄хи ла̄га̄ите, йатна кари, на̄ри ка̄д̣хиба̄ре / та̄ре дхйа̄на ш́икш̣а̄ кара̄ха, лока ха̄са̄н̃а̄ ма̄ра, стха̄на̄стха̄на на̄ кара вича̄ре — «Я хочу перестать думать о Тебе и сосредоточиться на домашних делах, но, как ни пытаюсь, Мне это не удается. Меня влечет к Тебе и только к Тебе. Поэтому Твои наставления медитировать на Тебя смехотворны. Ими Ты убиваешь Меня. Ты не должен думать, что Я нуждаюсь в подобных назиданиях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.140).

Далее: нахе гопӣ йогеш́вара, пада-камала тома̄ра, дхйа̄на кари’ па̄ибе сантош̣а / тома̄ра ва̄кйа-парипа̄т̣ӣ, та̄ра мадхйе кут̣ина̄т̣ӣ, ш́уни’ гопӣра а̄ро ба̄д̣хе рош̣а — «Гопи — не йоги-мистики. Они никогда не смогут удовольствоваться медитацией на Твои лотосоподобные стопы по примеру так называемых йогов. Советовать гопи медитировать — самое настоящее лицемерие. Когда они слышат советы заняться мистической йогой, это нисколько не радует их. Напротив, они начинают еще больше сердиться на Тебя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.141).

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: деха-смр̣ти на̄хи йа̄ра, сам̇са̄ра-кӯпа ка̄ха̄н̇ та̄ра, та̄ха̄ хаите на̄ ча̄хе уддха̄ра / вираха-самудра-джале, ка̄ма-тимин̇гиле гиле, гопӣ-ган̣е неха’ та̄ра па̄ра — «Гопи, оказавшись в безбрежном океане разлуки, гибнут в пасти рыбы тимингилы, которая символизирует их желание служить Тебе. Нужно вызволить гопи из пасти этой рыбы, ибо они — чистые преданные. Им чужды материальные представления о жизни, поэтому зачем им освобождение? Гопи не стремятся к освобождению, которого так жаждут йоги и гьяни, ибо они уже и так свободны от уз материального бытия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.142).

6  «Я считаю Себя лишь слугой слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи».

Стих полностью, в котором Шри Чайтанья Махапрабху говорит о Своем положении и (шире) о положении каждого живого существа: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74. Стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

7  Господь Кришна говорит: даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте, ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

8  Господь Кришна говорит: на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе на ча / мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти, татра тишт̣ха̄ми на̄рада — «Меня нет на Вайкунтхе и нет в сердцах йогов, но Я нахожусь там, где Мои преданные прославляют Меня» («Падма-пурана», Уттара-кханда, 92.21,22).

9  Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет / ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати — «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет». Это цитата из «Уджджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами («Шрингара-бхеда-пракарана», 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).

10  Начало шлоки из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 25.271): кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра, даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите / се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа, мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те — «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера».




←  «Чем привлечен Всепривлекающий?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 6 сентября 2015 года. Лахта, Cанкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Шри Джанмаштами. Восход божественного солнца». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Фрагмент книги «Амная-таттва» | “Sri Janmastami. The Rising of the Divine Sun.” Srila B. S. Govinda Dev-Goswami Maharaj. Excerpt from the Amnaya-Tattva →


Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж
Шрила Бхакти Амрита Махавир Махарадж
Шрипад Кешавананда Прабху

Шри Джанмаштами. Живая Истина

(29 августа 2021 года. Говиндалэнд, Украина)


Шрипад Кешавананда Прабху: В этот прекрасный, чудесный день Шри Джанмаштами мы пребываем здесь на земле очарования и изумления. Настолько очаровательной и изумительной [земле], что мы даже не можем себе до конца представить и понять это. Господь является по Своей собственной трансцендентной сладостной воле, и мы называем Его — прекрасная реальность. Это тот самый Господь, что непостижим, это Господь, который подобен темному грозовому облаку, Шьямасундар, облаченный в желтые одежды, которого могут увидеть только преданные благодаря своему сердцу [исполненному преданности].

#00:01:21#

Нам посчастливилось по милости наших великих учителей находиться здесь сейчас, в нашей прекрасной духовной семье, в нашем духовном сообществе под руководством наших духовных наставников. Шри Джанмаштами — это национальный праздник, вся Индия его празднует. Удивительно то, что хотя все празднуют праздник, день явления Кришны, но не все души удачливы настолько, чтобы праздновать его в том понимании, в котором дали нам Кришну наши учителя. Как говорится, Кришна Кришне рознь. Кришна слева, Кришна справа.

#00:02:20#

Как [это выражено] в словах Рагхупати Упадхьяи, который ответил Махапрабху: «Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇»[1]. Когда Махапрабху спросил: «Какова высшая форма Господа?», Рагхупати тут же ответил: «Ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇».

#00:02:43#

И он сказал общими словами: пурӣ мадху-пурӣ вара̄, то есть Матхура — мадху[2]. Он использовал это слово, потому что [здесь заключена] сладость, очарование Вриндавана. Он [Господь Кришна] — в деревне Вриндавана. И нам тоже повезло праздновать день явления Господа в деревне. И Его называют вайах̣ каиш́оракам̇ — «в высшей степени очаровательный в Своей молодости». Подобно распускающемуся цветку, который еще не распустился полностью, но находится на самом пике своей красоты.

#00:03:50#

Когда говорят, что Он [Господь Кришна] невероятно прекрасен, подобен распустившемуся цветку, какое отношение может быть к Нему? Ади-раса. Ади-раса — это самая главная раса, это отношение любви, Его можно только любить всем сердцем. И если это попытаться описать какими-то языковыми формами, мы можем сказать: «Когда к непостижимому прибавляется еще что-то непостижимое, все это непостижимое умножить еще на непостижимое, тогда это непостижимое будет не постичь».

#00:04:29#

Но это то, что мы получили по наследству. Это сокровище наших учителей. И это не может быть обретено просто каким-то прыжком или корыстным интересом, это то, что существует само по себе, по милости свыше. Как-будто бы все эти бумаги обладания [существуют], но они скрыты в сейфе. И кто владелец этого сокровища? Это наши учителя: Рупа Госвами, [Рагхунатх] Дас Госвами, Шрила Сарасвати Тхакур, и безусловно наши замечательные духовные учителя [современности]. Иногда они дают нам некий glimpse, некую частичку понимания того, о каком мире идет речь.

#00:05:45#

Кришна приходит, чтобы убить демонов, паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, но еще — вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м, то есть Он приходит, чтобы посетить Своих преданных и уничтожить демонов[3].

#00:06:01#

Сегодня день явления Господа, и мы должны чувствовать себя очень счастливыми и уверенными людьми. Сладостная божественная форма, трансцендентная [форма Господа] является, чтобы явить Себя Своим преданным. И наше желание — это держаться за лотосоподобные стопы преданных. Это их, великих преданных, великих святых, величайший праздник.

#00:07:03#

Сегодня мы видели Ямуну, как она переполнена водой от дождей, а небо полно грозовых туч, подобных Кришне, которые несут воду. И мы знаем, что когда родился Кришна, был шторм и буря. Господь явился одновременно в Матхуре и во Вриндаване. В [Матхуре в] тюрьме Камсы. Но, подобно великому фокуснику, великому магу, Он проявил Свои непостижимые мистические силы, играя Свою обычную игру. Игру, в которой Он является, подобно одному из смертных, одному из людей, начинает играть среди людей.

#00:08:21#

Сегодня мы говорим о преданных, которые [собрались] здесь, русскоязычных [преданных]. Но не только русскоязычные преданные отмечают этот день, преданные всего мира отмечают этот день, и в Индии наши преданные, и по всему миру, во всех странах. Все смотрят на часы и ждут тех двенадцати часов, той полуночи [когда явился Господь], чтобы начать поклонение. Просто глядя в один экран, я уже вижу, что преданные и в Лахте, и на Кисельном, и в Москве, и в Харькове собрались праздновать этот великий праздник.

#00:09:21#

Гурудев всегда говорил: «Никто из нас не знает до конца, не может до конца оценить, что нам было дано». Однажды Гурудев в Лахте, в питерском храме, сказал: «Никто из вас не может даже представить, о каком сокровище идет речь. — Он посмотрел с улыбкой на всех и сказал: — А вот я могу». И он сказал: «Вы не знаете, каким образом это происходит». Гурудев сказал: «Мой метод постижения этого чуда очень прост. Я просто верю своему духовному учителю. У вас нет оснований для того, чтобы вы испытывали сомнения». Гурудев сказал: «Вам не стоит беспокоиться ни о чем и сомневаться. Воспевайте Святое Имя и будьте счастливы. Мой Гуру Махарадж находится за вами, он находится рядом с вами. И я всегда нахожусь с вами, будь то этот праздничный день или любой другой день, как Гурудев я присутствую везде».

#00:10:52#

И мы помним, мы всегда должны молиться, чтобы помнить, кто мы на самом деле, кто наш Господь. Харе Кришна!

Шрила Авадхут Махарадж: Харибол! Харибол! Харибол! Джай Кешавананда Прабху ки джай!

#00:11:21#

Шрила Махавир Махарадж: Сегодня очень замечательный праздник. У меня не хватает, может быть, преданности, чтобы прославить должным образом день явления Кришны, поэтому я обращусь к таким замечательным писаниям, как «Гарга-самхита», где это делается самым совершенным образом. Совсем немножко [я прочитаю].

#00:11:41#

[Читает.] Нарада продолжал: «Шри Кришна, изначальная верховная личность Бога, не имеющий Себе равных, лично вошел в сердце Васудевы. Васудева, великая душа, блистал славой, подобно Солнцу, Луне и огню. Он был подобен верховному Господу, господину всех жертвоприношений. Когда Господь Кришна, дарующий бесстрашие каждому, вошел в лоно Деваки, она засияла словно молния. Увидев ее сияние, Камса испугался и подумал: „Пришел тот, кто может меня убить. Прежде она не была столь лучезарной. Как только Он появится на свет, я сразу же убью Его“. Размышляя так, он в страхе стал озираться по сторонам, думая о своем старом враге, Господе Вишну. Даже питая вражду к Господу Кришне, человек способен увидеть Его. По этой причине, чтобы приблизиться к Кришне, демоны ненавидят Его».

#00:13:08#

«Затем полубоги во главе с Брахмой и великими мудрецами вошли в обиталище Васудевы, склонились перед Господом Кришной и вознесли Ему смиренные молитвы».

#00:13:21#

Полубоги сказали: «Принимая прибежище у гун материальной природы, философы удивляются: „Неужели это высший источник сознания и всего бытия?“ Как искра исходит из пламени, но не входит в него, так махат-таттва, чувства и полубоги исходят из верховного Господа, но не входят в Него. Мы падаем ниц перед Ним. Даже сильнейший из сильных не способен одолеть Его. Силы иллюзии не властны над Ним. Веды не в силах постичь Его. У Него, верховной личности, чистой, совершенной, вечной, умиротворенной и невозмутимой, мы принимаем прибежище».

Джай!

#00:14:18#

Шрила Авадхут Махарадж: Махарадж обратился к безупречной самхите, «Гарга-самхите», потому что кто может описать Господа, кроме Его преданного? Шрила Гурудев всегда читал «Гарга-самхиту» и говорил: «Сколь великое сокровище!» Но «Гарга-самхита» не так распространена среди, можно сказать, неофитов, среди нас. Почему? Потому что в ней очень много эзотерического знания, которое невозможно понять без определенного уровня понимания, без определенного адхикара. И этот адхикар, этот уровень понимания, не приходит просто из чтения книг. Чтение книг является лишь отчасти интеллектуальным процессом постижения. Но Господь, как описано здесь, является в чистом уме Васудевы. И когда Господь является в сердце Своего преданного, преданный начинает сиять. Деваки была выбрана Господом как мать. Когда Господь низошел в ее трансцендентное тело, то тут же она засияла сокровищем, и демоны моментально поняли, что речь идет о их смерти. Хотя Камса по-прежнему, как и все материалисты, надеялся на то, чтобы выжить и победить, но судьба его с этого момента уже была предрешена. Хотя еще не свершилось пророчество Дурги Деви, когда она сказала, [как] Йога-майя: «Ты будешь убит восьмым ребенком [Деваки и Васудевы]». Но это всего лишь часть сценария. Иногда режиссер показывает что-то просто одним своим действием. Поэтому Господь, подобно великому актеру, нисходит в мир материи, и, как говорит Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Его возможно увидеть лишь благодаря чистому сердцу.

#00:16:10#

Кришна является каждому в соответствии с чистотой его сердца и намерениями. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Когда Кришна со Своим братом Баларамой явились на гладиаторских играх царя Камсы в колизее Матхуры, то зрители, которые жаждали боя, адреналина, увидели этих прекрасных юношей. Но каждый из жителей увидел своего Кришну. Женщины были очарованы Его невероятной эротической красотой и Его удивительным мужским началом, они испытали невероятное чувство любви к Нему. Гопи Вриндавана почувствовали: «Это наш возлюбленный». А друзья Кришны, которые пришли из Вриндавана посмотреть на эти гладиаторские бои, сказали: «Это же наши пацаны там! Цэ ж наши односельчане с нашей деревни!» Тогда как йоги и Вришни, разные мудрецы, гьяни, каждый увидел Его [по-разному]: кто-то как источник интеллекта, кто-то как источник всех священных писаний, кто-то как объект медитации, поскольку на этом мероприятии были разные мудрецы. Но Камса увидел Его как олицетворенную смерть. И Камса понял, что смерть пришла[4]. И хотя такие борцы, как Муштика и Чанура, были демонами и также увидели Кришну как верховную личность Бога, но тем не менее, будучи кшатриями по своей природе, они решили принять смерть от Него. Они бросили вызов. И можно сказать: «Демоны решили бросить вызов и принять смерть от Господа. Насколько это логично? Какая логика?» Но демонам очень посчастливилось бросить вызов Господу, потому что Господь, убивая, дарует освобождение от демонической природы.

#00:18:13#

Но тем не менее преданные Господа испытывают к Нему совершенно другое чувство. Не чувство ненависти, не чувство конкуренции, преданные испытывают великое чувство любви, близости, взаимности. И поэтому, когда Нарада посетил Голоку, он был шокирован — Голока была пустой. Как сейчас кто-то придет в киевский храм и скажет: «А где все?» Ему скажут: «А все поехали в Ростовку». Так же Нарада, попав на Голоку, пройдя оболочки вселенной, пройдя Вайкунтху, пройдя весь материальный мир, был шокирован: «Голока пустая! А где же все обитатели Голоки?» Голока, казалось бы, это самое-самое классное место.

[Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:20:39#

И вернувшись к тому, что я сказал Кешавананде Прабху, мы сегодня с утра обсуждали эту тему: когда Нарада пришел на Вайкунтху, он увидел, что Вайкунтха пуста. Пустая Вайкунтха шокировала его, поскольку Нарада путешествовал через множество планов бытия материального мира и в конечном итоге прошел все планы трансцендентного мира, такие как Вайкунтха, Айодхья, Дварака. Вы даже не можете представить, сколь прекрасны и очаровательны эти планы бытия, и насколько там много [душ] — миллиарды и миллиарды освобожденных живых существ, их даже невозможно сосчитать. Нам кажется, что материальный мир огромен, на самом деле материальный мир, как махат-таттва, маленькое облачко на фоне [безграничного духовного мира] Кришны. Иногда мальчики показывают Кришне пальцем на нашу материальную махат-таттву и говорят: «Говорят, это облачко — это материальный мир, там миллиарды вселенных, и там живут какие-то живые существа. Как они могут жить там без Кришны? Это бред какой-то! Но говорят, что Кришна тоже туда приходит. Говорят, что там тоже есть Говиндалэнд. Они иногда собираются время от времени на тусню, чтобы говорить о Кришне. Мы не можем поверить, как это можно время от времени говорить о Кришне?! О Кришне невозможно забыть!»

#00:21:50#

Поэтому обитатели духовного мира, гопи Вриндавана, говорят: «Мы не йоги. Йоги — это те, кто накапливают определенные сиддхи в результате определенных аскез и медитаций, и в своих аскезах и медитациях они пытаются удержать внимание на Параматме, на Абсолюте». Но гопи говорят: «Мы не йоги, потому что мы не можем забыть Кришну. В этом наша проблема. Йоги пытаются, тужатся, тужатся, чтобы хоть как-то увидеть Кришну, но йоги не могут увидеть Кришну. Максимум — они достигают шанта-расы. Но наша природа такова, что стоит нам закрыть глаза — как перед нами облик возлюбленного Кришны. Мы хотим выбросить Его из сердца, потому что Он разорвал наши сердца, Он поедатель сердец. Мы страдаем с утра до вечера, только думая о Нем»[5].

#00:22:42#

Таково положение гопи. Можете себе представить?! Мы с вами чего-то там тужимся, с четками у телевизора засыпаем. А гопи постоянно пребывают в том сознании Кришны. Причем они думают о Кришне с камой, с вожделением. Вожделение в этом мире нас опускает на телесный уровень. Потому что, когда мы находимся на плане вожделения, мы должны задействовать свои органы, чувства. Но гопи Вриндавана столь возвышенны, что у них нет телесной концепции вообще. В этом мире всем управляет фрейдовское подсознание [эрос], женское, мужское начала [их взаимное влечение]. Но в трансцендентном мире всем управляет только кама-рупа, только стремление любви к Кришне. Поэтому гопи говорят: «Мы красимся для Кришны, мы надеваем прекрасные одежды для Кришны». Они ничего не делают для себя, для своей камы. Они это делают только для одной камы — Кришны, чтобы удовлетворить Кришну своим видом, своим присутствием. Кришна бросает на них взгляд. И когда Кришна обращает на них внимание, гопи становятся в тысячу раз красивее. И когда Кришна это видит, Он улыбается, замечая, что они становятся еще красивее. И от этого, от того, что Кришна улыбается, они становятся еще в тысячи раз красивее. Так возникает бесконечный поток любви. Кришна обменивается с гопи взглядами, от этого гопи начинают бесконечно становиться прекраснее и прекраснее. Поэтому невозможно остановить этот процесс эволюции красоты. Так устроен духовный мир. И это описал Кришнадас Кавирадж на страницах «Чайтанья-чаритамриты».

#00:24:19#

Если бы не было этой книги, мы бы ничего не знали о духовном мире. Да, мы могли бы прочитать «Гарга-самхиту», мы могли бы прочитать «Бхагаватам». Но где есть гарантии, что мы бы что-то поняли об этом мире. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Поэтому «Чайтанья-чаритамрита», с одной стороны, это книга не о Кришне, а с другой стороны, мы можем сказать: «Это книга, без которой невозможно понять Кришну». «Чайтанья-чаритамрита» — это книга о Чайтанье. Когда мы повторяем имя Рамы, мы обретаем Раму. Когда мы повторяем имя Шивы, мы обретаем связь с Шивой. Но Махапрабху занимается определенным бхаджаном. Когда мы повторяем имя Кришны, мы не обретаем Кришну, мы обретаем кришна-бхакти. Некая любовь к Кришне возможна только через соприкосновение с этим планом бытия. Поэтому, когда Шри Чайтанья Махапрабху приходит в этот мир, Его лилу называют бхаджан-лилой. Гаура-лила — бхаджан-лила. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.] Только в форме Махапрабху Кришна поклоняется сам Себе. И делает это с таким удивительным рвением. Он делает это в умонастроении гопи, гопи-бхава.

#00:25:53#

…гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣[6]

Он хочет стать не просто гопи, Он хочет стать слугой слуги слуги. Это умонастроение Радхарани, которое Радхарани культивирует. Радхарани обладает столь великим сердцем, что Ей недостаточно Ее одной. Она говорит: «Я одна не могу удовлетворить Моего Господа, Мне нужны все души, все души». Но при этом Радхарани также знает, что не количество, а качество должно быть. Поэтому Она не подпускает никого, кто не обладает [необходимыми для служения Господу] качествами. Но Она дает возможность всем падшим душам обрести [эти духовные] качества. Но это только здесь, в темном [материальном] мире. Темный мир является темным по той причине, что Кришне здесь есть возможность проявить Свой свет. Поэтому души, которые попали в темный мир, считаются вечными преступниками. Но души, которые попали в поток сознания Кришны, тут же могут освободиться от всех своих анартх. Невозможно — мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ — из этого мира освободиться, никто еще не превзошел его, майя достанет каждого[7]. Но по милости Кришны невозможное возможно. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:27:24#

Поэтому милость Кришны проявляется как милость преданного. Сказано, что, когда преданный многие-многие миллионы жизни изучает священные писания, практикует бхакти-йогу, что делает Кришна? Он дает ему возможность общения с чистым преданным. Почему? Потому что только чистые преданные обладают «лицензией» на «выпуск» живых существ [из материального мира в духовный мир]. И когда мы произносим словосочетание «чистый преданный», мы не имеем в виду преданных, которые только что почистились, приняли душ, надели на себя сари, поставили тилаки. Мы говорим «чистые преданные» — это Шрила Прабхупада, Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, наши великие учителя. Мы не причисляем себя к ним, хотя мы носим их [подобные] одежды, сидим на их стульях. Но мы знаем прекрасно, что мы занимаем лишь временное положение.

#00:28:11#

[Это] другие преданные, которые принимают нас таким образом, не совершают каких-то ошибок, потому что мы должны думать о себе, что мы несовершенны. Но наши ученики должны думать [о нас]: «Наши Гуру совершенны». Если ученик ищет в Гуру несовершенства, вместо того чтобы искать несовершенства в самом себе, тогда он идет по дороге в ад, ему заказан прямой билет в ад. Но если ученик думает: «Да, я полон несовершенств. К моим глазам липнет только дерьмо. Все, что меня интересует, это слухи». Собиратели слухов и сплетен, знаете? «Пока что мне хочется возвышать себя за счет унижения других. Пока что страдания других мне приносят удовлетворение». Бхактивинод Тхакур поет в своих песнях: «Таково материальное сознание». Обратили внимание? Смотрим фильм про войну, как кого-то убивают, и радуемся. Потому что так устроено материальное сознание. Что такое хорошо? Кому-то еще плохо от этого, а мне хорошо. Понимаете, да? Так устроено сознание этого мира. Но мир любви устроен по-другому.

#00:29:28#

Таким образом, нерожденный Господь родился, и таким образом Он пришел в этот мир, Он низошел с Голоки Вриндавана, пришел со всеми Своими духовными спутниками. И этот мир не был какой-то копией. Факсимиле, копия осталась там, на Голоке Вриндавана. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:31:23#

Я объяснил на английском [Кешавананде Прабху]: так получилось, что, когда Кришна хотел доказать, что изначальный мир Голоки — это здесь [в материальном мире], не там, не в духовном мире, Он много раз говорил:

#00:31:35#

на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе…[8]

Но чтобы доказать, что Он сделал? Он пригласил величайшего мудреца Нараду и дал ему возможность… В тот момент, когда Кришна проводил уникальную трансформацию, то есть забрал всех обитателей Вриндавана сюда, на эту Землю, в этот момент Нарада вернулся. Но есть еще другой ответ. Когда Кришна это сделал, Он оставил точную факсимильную копию, абсолютную копию там. И Нарада, который обладает неким [духовным] чутьем, даже Нарада знает, что Господь непостижим. Во время этой транзакции Кришна сделал Нараду свидетелем специально, чтобы Нарада в какой-то момент понял, что все «съехали» в материальный мир. Потом — ффухх — Вриндаван такой же, это как дежавю. Ничего не изменилось, потому что Кришна делает Свои фокусы и достает как бы зайцев из цилиндра. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:32:45#

Кришна, как величайший фокусник, может показывать тебе разные чудеса, и при этом ты будешь смотреть лишь только на то [что показывает фокусник]. Знаете, как фокусник: «Следите за руками, следите за руками»? Но, кто-то говорит, что главная фишка фокусника в том, что он заставляет зрителя видеть именно то, что он хочет, чтобы зритель видел. И в это время он вытаскивает зайца из цилиндра. И так же Господь. Он захотел, чтобы Нарада увидел то, что Он хотел, чтобы тот увидел, но при этом Нарада является глашатаем Господа. Не забывайте о том, что бхакти, преданность, распространяется через преданных. Они как пропагандисты. Царь не выступает по телевизору. В телепередачах [есть] те, кто проталкивает ту или иную идею. Поэтому можно сказать, что Нарада — такой пропагандист духовного мира, и через него проходит эта информация.

#00:33:35#

И Нарада делает заявление. И что он показывает? И что он делает? Он делает [следующее] заявление: «Ребята, изначальный духовный мир присутствует здесь и сейчас в данный момент, здесь и сейчас». Но [Джаганнатх Дас] Бабаджи Махарадж увидел… есть шлока, которую часто повторял Гурудев. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:34:33#

Я напомнил Кешавананде Прабху, что когда-то Гурудев рассказывал нам очень эзотерические вещи. Это [одна] эзотерическая вещь, которая произошла с Бабаджи Махараджем. Когда Бабаджи Махарадж шел по Вриндавану, мальчишки кидались в него камнями, он грозил пальцем и говорил: «Я пожалуюсь матери Яшоде». Он видел, что каждое движение во Вриндаване [божественно]. Хотя всем казалось, что это сумасшедший баба́, который идет по пустым улицам, и просто мальчишки кидают в него камни, потому что он обезумел. Да, мальчишкам интересно смотреть на сумасшедшего, но Бабаджи Махарадж пребывал в трансцендентном состоянии, он видел, как [духовная] Голока присутствует в [материальной] Гокуле, а Гокула присутствует в Голоке. Поэтому он грозил пальцем и говорил: «Кришна, я пожалуюсь на Тебя матери Яшоде. Зачем Ты в меня кидаешь камни?» Это некое божественное безумие, трансцендентное видение, которое невозможно объективно оценить с помощью чувств, здравого смысла, разума, проанализировать, составить таблицы, сравнить, взять анализы, как это делают ученые и говорят: «Чтобы изучить лягушку, ее надо сначала убить, а потом препарировать».

#00:35:45#

Материалисты берут истину, пытаются убить ее, а потом мертвую истину препарировать. Но Кришна — живая истина, абсолютная истина, и поэтому Кришна, как живчик, проскакивает между пальцев. Если кто-то ищет Его в духовном мире, то Кришна уже где-то в другом месте. Кришну невозможно никаким образом привязать к чему-то, привязать к каким-то концепциям, к уму. Мы говорим «сознание Кришны», но мы понимаем, что речь идет только о какой-то части осознания Его. Но эта часть осознания столь удивительна. И поэтому — где является Господь? Господь является в сердцах чистых преданных. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:37:35#

Это была история, когда Кришна поднял холм Говардхан. В конечном итоге жители деревни собрались и не могли понять, как это Он сделал. Но потом они поняли, до чего можно докопаться — до родителей Кришны. Они, односельчане, пришли к родителям Кришны и сказали: «Вы должны нам ответить, как у вас, у обоих белых, родился черный сын? Если вы нам не ответите, как у белых может родиться черный ребенок, нам придется выгнать вас из деревни. Тут какое-то явное нарушение социальных норм». Понимаете, да? Когда вы говорите — постичь или не постичь Кришну… Проблемы постижения Кришны у Его односельчан, которые в данный момент находятся в лиле и никак не могут склеить в голове, как у двух белых людей может быть черный ребенок. Но самое страшное: «What do you smoking?» Типа, чего?! А если это перевести на «Страх и ужас в Лас-Вегасе», то можно сказать: «Ребята, а как вы прожили последние пять лет? Вы, что, не знали этого что ли? Когда Кришна родился, Он же тоже был черный. Это вас только сейчас проперло, ребята?!» Кто-то может сказать: «У меня такое ощущение, что в духовном мире все обдолбанные!» Но мы должны сказать: «Да! Но не обдолбанные тем, чем обдалбываются материалисты, интоксикациями [опьяняющими веществами]». В духовном мире все пребывают в неестественном состоянии любви к Кришне. И мы должны понять, любовь — как змея, это как повороты реки[9]. Поэтому иногда это чувство безумия любви порождает такие вопросы. На них не нужны ответы. [Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

#00:39:46#

кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра...[10]

[Говорит по-английски Кешавананде Прабху.]

Переводчик: Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Облик Шьямасундара — это наивысочайший облик».

Стих полностью: ш́йа̄мам эва парам̇ рӯпам̇ пурӣ мадху-пурӣ вара̄ / вайах̣ каиш́оракам̇ дхйейам а̄дйа эва паро расах̣ — «Облик Шьямасундара — это наивысочайший облик; город Матхура — верховная обитель; свежая молодость Господа Кришны всегда достойна созерцания, а вкус супружеской любви — это высший вкус» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.106).

[2] «Город Матхура — верховная обитель».

[3] Господь Кришна говорит: паритра̄н̣а̄йа са̄дхӯна̄м̇, вина̄ш́а̄йа ча душ̣кр̣та̄м / дхарма-сам̇стха̄пана̄ртха̄йа, самбхава̄ми йуге йуге — «Чтобы явить Себя праведникам и низвергнуть злодеев, а также восстановить принципы религии, Я прихожу из века в век» (Бхагавад-гита, 4.8).

[4] В «Шримад-Бхагаватам» (10.43.17) сказано: малла̄на̄м аш́анир нр̣н̣а̄м̇ нара-варах̣ стрӣн̣а̄м̇ смаро мӯртима̄н, гопа̄на̄м̇ сва-джано ’сата̄м̇ кш̣ити-бхуджа̄м̇ ш́а̄ста̄ сва-питрох̣ ш́иш́ух̣ / мр̣тйур бходжа-патер вира̄д̣ авидуш̣а̄м̇ таттвам̇ парам̇ йогина̄м̇, вр̣ш̣н̣ӣна̄м̇ пара-деватети видито ран̇гам̇ гатах̣ са̄граджах̣ — «Когда Кришна в сопровождении Баларамы появился на борцовской арене во дворце Камсы, каждый воспринял Его по-своему в зависимости от отношения к Нему (расы). Перед борцами Он предстал как вспышка молнии. В глазах большинства Он был воплощением красоты. Женщины видели в Нем неотразимого юношу, самого бога любви, отчего их вожделение многократно усиливалось. Пастухи смотрели на Него как на соплеменника. Нечестивые правители видели в нем олицетворенное наказание. Для Его родителей, Нанды и Яшоды, Он был любимым сыном. Камса, царь династии Бходжа, узрел в Кришне саму смерть. Мирские умы видели в Нем облик вселенной. Для йогов Он был Сверхдушой. А члены династии Вришни видели в Нем своего прославленного потомка».

[5] Пребывая в настроении Шримати Радхарани, Чайтанья Махапрабху сказал: пӯрве уддхава-два̄ре, эбе са̄кш̣а̄т а̄ма̄ре, йога-джн̃а̄не кахила̄ упа̄йа / туми — видагдха, кр̣па̄майа, джа̄наха а̄ма̄ра хр̣дайа, море аичхе кахите на̄ йуйа̄йа — «Дорогой Кришна, раньше, когда Ты еще жил в Матхуре, Ты прислал Уддхаву, чтобы тот научил Меня философствовать и заниматься йогой. Теперь Ты Сам говоришь Мне о том же, но Мой ум не приемлет это. В Моем уме нет места для гьяна-йоги или дхьяна-йоги. Хотя Ты прекрасно Меня знаешь, Ты все равно учишь Меня гьяна-йоге и дхьяна-йоге. Не пристало Тебе так поступать» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.139).

Чайтанья Махапрабху продолжал: читта ка̄д̣хи’ тома̄ хаите, виш̣айе ча̄хи ла̄га̄ите, йатна кари, на̄ри ка̄д̣хиба̄ре / та̄ре дхйа̄на ш́икш̣а̄ кара̄ха, лока ха̄са̄н̃а̄ ма̄ра, стха̄на̄стха̄на на̄ кара вича̄ре — «Я хочу перестать думать о Тебе и сосредоточиться на домашних делах, но, как ни пытаюсь, Мне это не удается. Меня влечет к Тебе и только к Тебе. Поэтому Твои наставления медитировать на Тебя смехотворны. Ими Ты убиваешь Меня. Ты не должен думать, что Я нуждаюсь в подобных назиданиях» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.140).

Далее: нахе гопӣ йогеш́вара, пада-камала тома̄ра, дхйа̄на кари’ па̄ибе сантош̣а / тома̄ра ва̄кйа-парипа̄т̣ӣ, та̄ра мадхйе кут̣ина̄т̣ӣ, ш́уни’ гопӣра а̄ро ба̄д̣хе рош̣а — «Гопи — не йоги-мистики. Они никогда не смогут удовольствоваться медитацией на Твои лотосоподобные стопы по примеру так называемых йогов. Советовать гопи медитировать — самое настоящее лицемерие. Когда они слышат советы заняться мистической йогой, это нисколько не радует их. Напротив, они начинают еще больше сердиться на Тебя» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.141).

Шри Чайтанья Махапрабху продолжал: деха-смр̣ти на̄хи йа̄ра, сам̇са̄ра-кӯпа ка̄ха̄н̇ та̄ра, та̄ха̄ хаите на̄ ча̄хе уддха̄ра / вираха-самудра-джале, ка̄ма-тимин̇гиле гиле, гопӣ-ган̣е неха’ та̄ра па̄ра — «Гопи, оказавшись в безбрежном океане разлуки, гибнут в пасти рыбы тимингилы, которая символизирует их желание служить Тебе. Нужно вызволить гопи из пасти этой рыбы, ибо они — чистые преданные. Им чужды материальные представления о жизни, поэтому зачем им освобождение? Гопи не стремятся к освобождению, которого так жаждут йоги и гьяни, ибо они уже и так свободны от уз материального бытия» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 13.142).

[6] «Я считаю Себя лишь слугой слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи».

Стих полностью, в котором Шри Чайтанья Махапрабху говорит о Своем положении и (шире) о положении каждого живого существа: на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро, на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄ / кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер, гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣ — «Я не брахман, не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха, не санньяси. Я слуга слуги слуги лотосоподобных стоп Господа Шри Кришны, покровителя гопи. Он подобен океану нектара, и Он — источник вселенского трансцендентного блаженства. Он всегда великолепен» (Шрила Рупа Госвами. «Падьявали», 74. Стих приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 13.80)).

[7] Господь Кришна говорит: даиви хй эш̣а̄ гун̣амайӣ, мама ма̄йа̄ дуратйайа̄ / ма̄м̇ эва йе прападйанте, ма̄йа̄м эта̄м̇ таранти те — «Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти» (Бхагавад-гита, 7.14).

[8] Господь Кришна говорит: на̄хам̇ тиш́т̣ха̄ми ваикун̣т̣хе, йогина̄м хр̣дайе на ча / мад-бхакта̄х̣ йатра га̄йанти, татра тишт̣ха̄ми на̄рада — «Меня нет на Вайкунтхе и нет в сердцах йогов, но Я нахожусь там, где Мои преданные прославляют Меня» («Падма-пурана», Уттара-кханда, 92.21,22).

[9] Ахер ива гатих̣ премн̣ах̣ свабха̄ва-кут̣ила̄ бхавет / ато хетор ахетош́ ча йӯнор ма̄на удан̃чати — «Извилисты пути любви, как след змеи. Поэтому любящие порой гневаются друг на друга; иногда тому есть причина, а иногда — нет». Это цитата из «Уджджвала-ниламани» Шрилы Рупы Госвами («Шрингара-бхеда-пракарана», 102). Приводится в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 8.111 и 14.163).

[10] Начало шлоки из «Шри Чайтанья-чаритамриты» (Мадхья-лила, 25.271): кр̣ш̣н̣а-лӣла̄ амр̣та-са̄ра, та̄ра ш́ата ш́ата дха̄ра, даш́а-дике вахе йа̄ха̄ хаите / се чаитанйа-лӣла̄ хайа, саровара акш̣айа, мано-хам̇са ча̄раха’ та̄ха̄те — «Деяния Господа Кришны — квинтэссенция всего нектара, что струится в сотнях рек во всех направлениях. Деяния же Шри Чайтаньи Махапрабху — вечное озеро. Нашему уму дается такой совет: позволить ему плавать, словно лебедю, по водам этого трансцендентного озера».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования