«Основы вайшнавизма». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 14 августа 1998 года. Чехия. «Простые и сладостные истины» (часть 33)



Преданный: Махарадж, у меня к вам вопрос. Я не раз слышал от преданных, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада дал азы духовной жизни. Он не хотел давать большего. Не могли бы вы прокомментировать это утверждение?

Шрила Говинда Махарадж: То, что дал Свами Махарадж, было крайне существенно, важно для западного мира. Если преданные попытаются должным образом практиковать то, что им было дано, то постепенно к ним придет вся полнота знания, и все чувства трансцендентного мира будут явлены совершенным образом. Всё это они обретут в обществе совершенного садху.

С одной стороны, говорить так о нём неуместно, с другой — мы всё же можем сказать, что он (Свами Махарадж) не рассказал об играх Радхи-Кришны. Сакхи, манджари — об этом он не говорил. Есть вещи, которые уместны на определенной стадии. Наша текущая стадия — это иллюзорная окружающая среда. Если эти реалии попытаться дать на таком уровне, то наши умы деградируют, а не возвысятся. Прежде всего необходимо возвыситься до измерения совершенства — мира преданности и служения. Это мир преданности, но какой преданностью Кришне мы обладаем? Преданностью Кришне, преданностью Гуру? Если мы осознаем, до какой степени обладаем ею, то не будем удовлетворены собой.

Поэтому прежде всего следует осознать, насколько я предан Кришне. Если мы утвердимся в измерении преданности, к нам придёт всё, поскольку я имею дело не с мёртвой материей, но с живым трансцендентным знанием. Так почему же оно не придёт ко мне? Я стану есть, а насыщение почувствуете вы? Это невозможно. Если я ем, мой желудок наполняется, и я испытываю удовлетворение. Это происходит автоматически. Того, что дал Прабхупада, было достаточно. Но мы знаем, что это часть — может быть, пять процентов, и есть большее. Он дал частицу этой Верховной Личности Бога, совершающей игры супружеской любви. Знание, которое мы об этом обрели, — это, возможно, пять процентов. Но это не индийские пять процентов, и не западные. Это очень много. Так много, что мне не унести. Чтобы его «унести», потребуется целый корабль.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Основы вайшнавизма

(14 августа 1998 года. Чехия)

(«Простые сладостные истины», часть 33)

 

Шрила Говинда Махарадж. ...И посредством компьютера он создал храм, показал, каким он будет красивым. И это очень хорошая идея.

Преданный. Преданные ИСККОН сталкиваются с многочисленными проблемами. Кундали Дас из ИСККОН написал о том, что Гуру ИСККОН создают дистанцию между собой и основной массой преданных. Они не позволяют критику в свой адрес, они возвышают себя над основной массой последователей. Кундали Дас пишет: «Что означает для преданного, — он спрашивает, — быть человечным, быть человеком? [Становиться] смиренным?»

Другой преданный. Суть вопроса следующая. Что это значит — быть подлинным садху? Каковы качества подлинного садху? Гуру ИСККОН живут изолированно от основной массы преданных. Они создают стену между собой [и обычными преданными].

Джаганнатха Валлабха Прабху. А есть ли среди них чешские санньяси?

Преданный. Нет. Только американские и немецкие.

#00:02:35#

Шрила Говинда Махарадж. Я не могу комментировать [поведение] конкретных людей. Но я могу сказать: [вы можете судить о надлежащем поведении лидера] если вы видели Шрилу Свами Махараджа, Шрилу Гуру Махараджа, видели их видеозаписи, как они жили. Также я могу сказать: мой образ жизни у вас перед глазами. Я не утверждаю, что я садху, несомненно. Но у меня есть определенная «собственность» в виде престижа садху [буквально], поскольку Гуру Махарадж задействовал меня, дал мне это положение [ачарьи], использовал в качестве инструмента. Я был утвержден Гуру Махараджем в качестве ачарьи этой сампрадаи. И то, как я себя веду с другими, вы видите, и можете судить. У вас есть определенное представление, вы читали книги. Садху всегда должен быть простосердечен и прям, прямодушен, но не должен оскорблять других. Существует десять типов оскорблений. Садху всегда избегает оскорбления десяти видов. Такова природа садху, его характеристики. Но временами, когда преданный занимает положение ачарьи, он обязан ругать, упрекать кого-то. Но опять же и это он должен делать в духе терпимости, а не с целью унизить, сокрушить. Мотивацией садху служит благо других.

#00:04:59#

Я могу привести пример. Махешвара Прабху был моим хорошим другом, но он захотел устранить, изгнать из общества Бона Махараджа. Несколько раз он пытался это сделать. Письмами и разными другими средствами. Я был непоколебим в следующем: Бон Махарадж — ученик Гуру Махараджа, он ученик-санньяси Гуру Махараджа, и по меньшей мере мы должны выражать ему почтение в качестве санньяси. [Даже] если мы не можем с ним сотрудничать, в любом случае мы не должны его оскорблять. И я по-прежнему так считаю, я непоколебим в этой точке зрения, в этом суждении. Махешвара Прабху вел себя со мной как добрый друг, но поскольку я не шел на поводу его желаний, он ушел, он покинул меня. Но я не отворачивался от него, он мог уйти от меня. У меня есть принцип. Бон Махарадж не приносил мне большие суммы денег, но я просто привержен своему принципу: я должен выражать потение Гуру Махараджу. Гуру Махарадж дал ему санньясу и так далее, и я должен выражать ему почтение в качестве санньяси. Он может быть плох или хорош, я могу не сотрудничать с ним, не общаться с ним, но я не должен его оскорблять.

#00:06:43#

Такой была моя мольба, моя молитва, обращенная к Махешваре Прабху, но я по-прежнему с ним, хотя он, возможно, не со мной. Мое представление на этот счет очень ясное. Я не хочу никого оскорблять. Если они хотят так поступать, они могут, у них есть на то свобода. Но я буду защищать, оберегать себя от вайшнава-апарадхи, оберегать себя и оберегать других.

Преданная. [Вопрос не слышен.]

Шрила Говинда Махарадж. Я слышал. Этот прабху — как его зовут? Гьянананда. Моханананда. Я молюсь Кришне о том, чтобы Кришна помог ему. Что я могу сказать и что я могу сделать для него?

Преданная. Он написал множество книг.

Шрила Говинда Махарадж. Понимаете — кто квалифицирован писать книги? Тот, кто совершает оскорбления Гуру и вайшнавов: его книги или любые его произведения — нельзя иметь с ними дело. Почему? Потому что молока коснулось жало змеи. Молоко — очень полезная субстанция для здоровья, но если оно отравлено вайшнава-апарадхой, вы не можете считать молоко достойной, полезной пищей. Это очень просто и ясно.

#00:08:57#

Тот, кто совершит вайшнава-апарадху, может написать книгу, у него есть мозг, он может писать книги. Но это культура мозга, не культура жизни. А что демонстрирует его жизнь? Жизнь демонстрирует, по крайней мере: не следует жениться на собственной дочери. Такова культура жизни. А ученица — это дочь.

Преданная. Он женился в третий раз, у него множество детей.

Шрила Говинда Махарадж. Ученица — это дочь. Ты не можешь жениться на дочери. Если человек так поступает, как его можно восхвалять?! Понимаете меня? У меня не очень ясный английский.

Преданные. Нет, нет, Махарадж, мы все понимаем кристально ясно.

Шрила Говинда Махарадж. С такими чувствами кому и как он даст сознание Кришны? Может быть, он хороший писатель, может быть, его книги очень хороши. В этом мире нет недостатка в хороших книгах, в этом мире их полно. И в этом мире нет недостатков в пандитах. В Индии, если вы отправитесь в Индию, вы увидите там великое множество великих пандитов. Мы их не восхваляем.

Преданный. Махарадж, я должен уходить, мне нужно ехать в Лондон. Я встречусь с вами там вновь.

Шрила Говинда Махарадж. Да, конечно. Я пытаюсь организовать программу. Если я не поеду в Нью-Йорк, то я полечу в Лондон. Вы получите известия. Я был очень счастлив. Парамадвейта Прабху привлек таких особых людей, как вы.

Преданный. Да, он притащил меня, а иначе бы меня здесь не было. Его работа была очень плодотворна.

Шрила Говинда Махарадж. Необходимо привлекать больше людей.

#00:11:44#

Преданный. Махарадж, вопрос. Я слышал от преданных не раз о том, что Бхактиведанта Свами Прабхупада дал азы, представил азы духовной жизни, он не хотел давать большего. Не могли бы вы прокомментировать это утверждение?

Шрила Говинда Махарадж. То, что дал Свами Махарадж, было крайне важно и существенно для западного мира. Если преданные попытаются практиковать должным образом то, что им было дано, то постепенно вся полнота знания к ним придет, и все чувства трансцендентного мира, все совершенным образом будет явлено, и они обретут общество совершенного садху. Однако мы можем сказать следующее. Он не дал игры Радхи и Кришны и многое другое: сакхи, манджари — он не рассказывал об этом. Но то, что необходимо знать на определенной стадии [духовного развития], а [наши] стадии — это иллюзорная окружающая среда, и в этом состоянии наш ум устремится вниз, а не вверх. Прежде всего необходимо возвысить нас до определенного измерения, измерения преданности и измерения служения. Этот мир зовется измерением преданности. А какою преданностью Кришне мы обладаем? Преданностью Кришне, преданностью Гуру? Если мы осознаем, то мы не будем удовлетворены собой. Поэтому прежде всего необходимо осознать, насколько я предан Кришне.

#00:14:12#

Измерение преданности: если мы утвердим себя в нем, то все к нам придет, поскольку я не имею дело с мертвой материей. Я имею дело с живым трансцендентным знанием, с живым знанием. Так почему же оно не придет ко мне? Я буду есть, а ваш желудок наполнится? Нет, так это не работает. Если я ем, то мой желудок наполняется, я испытываю удовлетворенность, и все приходит ко мне автоматически. Я буду чувствовать, как мои силы восстанавливаются. То, что Прабхупада дал, этого было достаточно. Но мы знаем, что существует больше. Он дал часть, может быть пять процентов, [представлений о] верховной личности Бога, совершающей супружеские игры [со Своей второй половиной, Шри Радхой]. То, что мы обрели знание об этом, это, возможно, пять процентов. Но пять процентов значит не индийские пять процентов и не западные пять процентов, это также очень много. Я не в силах унести этот груз. Если я захочу унести его, то необходимо будет раздобыть лодку, корабль для того, чтобы повезти на нем груз этого знания. Это не обычное явление. Почему они так думают? Я слышал подобные вопросы и прежде в прошлом.

#00:16:22#

Вы рассказывали об этом Гуру ИСККОН. Сколько они обрели, сколько они получили? Даже и пяти процентов они не получили. А иначе почему они начинают считать: «Мы то, мы это. Я Брахма, я Махешвара». Почему они так считают? Вайшнавизм — источник смирения, терпения и почтения к окружающим, источник этих качеств. Это первый урок вайшнавизма. Это базис, основа. А я начинаю думать, что я Вишну, я Брахма, я Махешвара. Они могут думать. Но такого рода мысли — это не вайшнавский образ мысли. Вайшнавы всегда стремятся приносить благо себе и другим. Махапрабху сказал:

#00:17:27#

бха̄рата-бхӯмите хаила мануш̣йа джанма йа̄ра
джанма са̄ртхака кари’ кара пара-упака̄ра[1]

«Приноси благо себе и другим». Такова концепция Шримана Махапрабху. Махапрабху терпел в высшей степени, терпел многие явления, но только абсурдные, недопустимые явления Он не терпел. А в наши дни всевозможные абсурдные, недопустимые явления вышли на сцену благодаря некой сампрадае. Если бы Махапрабху это услышал, то был бы Он доволен или нет?

#00:18:38#

Джаганнатха Валлабха Прабху. Махарадж, я видел следующее. Бывает, приходят люди из ИСККОН или из других [вайшнавских] групп, как правило, из ИСККОН. У них есть собственное представление, собственные идеи о том, как следует жить духовной жизнью. Они приходят не для того, чтобы взять [принять духовное знание], они приходят, заведомо зная, что следует делать.

Шрила Говинда Махарадж. Я думаю, что это неправильный подход. Мы будем пытаться брать уроки у ребенка, учиться у ребенка. Наше начало — это прекрасное начало, отправная точка, от ребенка — до Брахмы. Мы занимаемся в одном классе и с Брахмой, и с Махешварой, Господом Шивой, учимся в одном классе. Учимся в обществе Брахмы, Нарады, Шивы и также в обществе маленького ребенка из семьи вайшнавов. Они наши одноклассники — все они. Таков наш стиль обучения.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Также эти люди говорят: «Вначале я должен совершать пранаму Гуру, повторять [ее], затем я должен повторять то, се». Они не знают, как служить.

Шрила Говинда Махарадж. Одна лишь формальность не способна дать тебе духовность.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Неадекватный подход.

Шрила Говинда Махарадж. Формальность. Миллионы людей в Индии, может быть, десять миллионов человек, сколько их, сто крор. Сколько людей из общего числа населения практикует сознание Кришны? Каково население планеты? Пять крор? Пятьсот крор? Четыре или пять миллиардов. Но сколько людей из этого общего числа практикуют сознание Кришны?

#00:21:35#

Но [представители] ИСККОН что-то делают. Когда они поступают неправильно, мы недовольны. Но также в ИСККОН есть множество достойных людей, множество. И мы почитаем их.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Если Гуру падает… я не хотел бы называть имена. Скажем, некий Гуру пал, у него тысячи учеников. Что делать этим ученикам?

Шрила Говинда Махарадж. А кто будет решать, пал Гуру или нет? Ученики будут решать?

Преданный. Но если мы видим, что поступки этого Гуру...

Шрила Говинда Махарадж. Каким образом вы будете давать оценку падения Гуру?

Преданный. Если он начинает считать себя Вишну.

Шрила Говинда Махарадж. Тогда, конечно, если Гуру начинает считать себя Вишну, вы не можете не печалиться. Если он «демонстрирует» четыре руки, мы в таком случае должны идти к квалифицированному вайшнаву и пытаться получить от него, усвоить от него [подлинное] представление. И, опять же, квалифицированный вайшнав означает того, кто лишен зависти. Первое качество вайшнавизма — это отсутствие зависти. Если человек завистлив, он всегда будет давать неправильные советы, и его суждения будут ошибочными. Внешне он может говорить все правильно, можно увидеть, [что] внешне то, что он говорит, правильно, но в отношении его намерений, мотиваций — он желает использовать вас, давая якобы правильные советы. Зависть — крайне скверное качество, крайне скверное. В сознании Кришны нет места зависти.

#00:23:52#

Нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Это вторая шлока «Шримад-Бхагаватам»:

дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇,
ведйам̇ ва̄ставам атра васту ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам
ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣,
садйо хр̣дй аварудхйате ’тра кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯш̣убхис тат-кш̣ан̣а̄т[2]

Ведавьяс говорит об этом. И он подчеркнуто говорит об этом. Прежде всего ты должен иметь чистое сердце, ты должен очиститься. Нирматсар значит «без зависти». Ты должен быть свободен от зависти. Если у человека есть зависть, ты должен избегать его общества.

Преданный. Как понять, что человек свободен от зависти или наделен ею?

Шрила Говинда Махарадж. Во-первых, Кришна поможет. Во-вторых, поможет здравый смысл. Вы сумеете понять.

#00:25:51#

Преданный. Махарадж, я хотел бы задать вопрос, связанный с предыдущим вопросом. Речь шла о том, что Шрила Прабхупада дал азбуку сознания Кришны. То был ответ преданным, которые приходили к Шриле Шридхару Махараджу в восьмидесятые годы. Они чувствовали, что они знают все, они испытывали гордость. Они чувствовали, что им никому не нужно следовать. И Шридхар Махарадж объяснил им: «То, что дал вам Прабхупада, была только азбука. Вам не нужно думать, что вы профессора».

Другой преданный. Он сказал: «Вы не должны считать себя профессорами. Вы должны считать, что вы по-прежнему студенты».

Преданный. «Вы должны считать себя студентами, а не преподавателями высшей школы».

Шрила Говинда Махарадж. Да. Я присутствовал там. Это очевидно — то, что им сказал Гуру Махарадж. Что необходимо прежде всего? Необходима способность дышать, и воздух необходим. Прабхупада это дал. А теперь, когда мы начали дышать, нам нужно «почистить нос». И тогда мы можем наслаждаться духовным знанием. Но Прабхупада дал основу, фундамент, базис. Необходимо устойчиво стоять, непоколебимо стоять на этом фундаменте, а затем уже можно идти вперед. Обманщики, мошенники повсюду вокруг нас. Они попытаются сбить вас с толку, вы должны быть осторожны в этом отношении.

#00:28:14#

Прабхупада говорил, и это очень хорошо, но то, что дал Прабхупада, необходимо прежде всего практиковать: без десяти оскорблений харинама-санкиртану. Тогда вы сумеете думать о «Шри-Рупа-Манджари-пада». И вы подумайте: все приходили к Прабхупаде, [но] почему он [сам] ходил к Шридхару Махараджу? Каждый год он навещал Шридхара Махараджа. И он, Свами Махарадж, написал мне множество писем. Я сохранил три-четыре письма. Он писал мне. Он просил передать Гуру Махараджу вопросы. Почему он задавал эти вопросы? Естественно, что его ученики должны оказывать почтение Гуру Махараджу. В присутствии Прабхупады они оказывали ему почтение, сам Прабхупада говорил об этом в своих лекциях. Если вы внимательно прочитаете книгу «Хранитель преданности», изданную Судхиром Госвами, прочитаете ее один раз, второй, третий, четвертый, пятый, шестой раз, то вы получите ясное представление о том, какие отношения связывали Шрилу Шридхара Махараджа и Прабхупаду, и почему Прабхупада это говорил. Вся полнота знания к вам придет, и вам не нужно будет задавать вопрос об этом другим. Там очень ясно все это изложено, но глупые и неразумные люди не понимают этого и, к сожалению для себя, они остаются с пустыми руками. Их прогресс приостановлен, он не возобновляется.

#00:30:42#

Преданный. Махарадж, он дал «Бхагавад-гиту [как она есть]», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», «Бхакти-расамрита-синдху», многочисленные книги. Если чего-то не достает, то не достает не со стороны учителя, а с нашей стороны.

Шрила Говинда Махарадж. Я, исходя из своего собственного положения, ситуации, могу сказать, что я в полной мере удовлетворен Прабхупадой Свами Махараджем. Больше того, я всегда чувствую себя в долгу перед ним.

Преданный. Я всегда пытаюсь объяснять эти положения. Временами учитель должен учить своих учеников азбуке, буквам А, Б, В, Г, Д. Но это не означает, что учителю неведомы, недоступны глубины знаний или высоты знаний. Но [это именно] мы не квалифицированы понимать эти высоты.

Шрила Говинда Махарадж. Да. Тот, кто критикует Прабхупаду, не только глуп, он оскорбитель. И я не хочу общаться с таким человеком. Подлинный оскорбитель, без преувеличений. Они должны задуматься о следующем — благодаря кому весь мир услышал имена Нитая-Чайтаньи? Весь мир поет Харе Кришна маха-мантру — то, что было желанием Махапрабху, Бхактивинода [Тхакура], Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Больше того, [это то,] что является целью жизни всех джив-душ, — кто был способен дать это явление, и какого его положение?

#00:32:47#

Преданный. Я видел, как Шрила Шридхар Махарадж был по-настоящему зол, разгневан, исключительно в тех случаях, когда он имел дело с людьми, которые ранее, в прошлом, были учениками Шрилы Свами Махараджа, затем покинули его и приняли руководство других [учителей], псевдо-вайшнавов, или чье-то еще руководство.

Шрила Говинда Махарадж. Да, эти люди отправились на помойку сахаджиизма, и они пали. Это крайне скверно. У тебя есть такой Гуру, а ты, отворачиваясь от него, устремляешься в сторону помойки сахаджиизма.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Махарадж, я читал в комментариях Прабхупады к «Чайтанья-чаритамрите» о книгах шести госвами Вриндавана. Он дал описания этих книг, я позабыл их названия, это книги Санатаны Госвами и других. Есть определенные книги, в которых представлены простые принципы преданности, такие как «Хари-бхакти-виласа» и другие трактаты. Можем ли мы опубликовать эти книги для западных людей, не расика-произведения, но книги общего характера. Следует ли их опубликовать на английском?

Шрила Говинда Махарадж. Да, их можно опубликовать.

#00:34:31#

Преданный. Когда у нас будут способности такого рода, мы сможем это сделать.

Шрила Говинда Махарадж. Это хорошо. Прежде всего мы должны попытаться опубликовать книги Гуру Махараджа. У меня есть три-четыре моих собственных книги, это тоже хорошие книги. «Проповеди хранителя преданности» — этот цикл [из четырех книг] содержит многочисленные лекции Гуру Махараджа, они подарят нам [духовный] свет и жизненное руководство. И другие книги, одна за другой, дают последовательное руководство. Есть одна замечательная книга — «Джайва-дхарма», другая замечательная книга — «Чайтанья-шикшамрита», которая содержит в себе всю полноту учения Шримана Махапрабху, [это] книги Бхактивинода.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Как вы думаете, мы можем когда-нибудь в будущем опубликовать эти книги на английском в Матхе?

Шрила Говинда Махарадж. Это возможно, но необходим совершенный перевод на английский с бенгали. А уже затем на русский и другие языки.

Джаганнатха Валлабха Прабху. У нас есть преподаватель бенгали в России. Я знаю профессора бенгальского языка, у него есть телефон. Мы можем их подрядить на это.

Шрила Говинда Махарадж. Человек может быть профессором, но он не в состоянии понять всего. Ему необходима консультация со знатоком [вайшнавских шастр]. Профессор способен технически переводить. Девамойи Диди может переводить с бенгали, но опять же ей недостает [духовного знания], есть изъяны в знании. Я видел, она очень хорошо знает бенгальский язык. Но насколько [хорошо] она способна переводить письменно на английский, я не знаю, хотя ее бенгальский безукоризнен. Она пишет мне письма, большие письма, и [это] прекрасный, очень экспрессивный язык ее писем [на бенгали]. Подобен стилю Гуру Махараджа. Я очень доволен ее бенгали, Девамойи. Она приедет ко мне в Лондон. Она встречалась со мной, видела меня, после этого она поехала в Калифорнию, и там она встретится со мной. Она участвует там в жизни женского ашрама [в Соквеле]. Она также убедительная проповедница.

#00:37:39#

Преданный. В Соквеле мы проводили проповедническую программу в университете, и Девамойи, пока мы ехали в машине, рассказывала им о гаудия-вайшнавизме очень убедительно и вдохновленно. Она очень образованная женщина.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Есть женщина в Болгарии, ваша ученица, она подарила вам книгу Шрилы Шридхара Махараджа на болгарском языке. Я плохо с ней знаком, она хочет принять участие в переводах нашей литературы на русский язык.

Шрила Говинда Махарадж. Да, это возможно. Если они квалифицированы, они могут это делать. Я плохо их знаю. Я не знаю, насколько они квалифицированы переводить. Переводческий труд очень тяжел. Поскольку я перевел многие тексты с санскрита на бенгали, я знаю, каковы трудности перевода. Необходимо находить, извлекать истинный смысл и передавать его должным образом. Это крайне нелегко. Дух самопредания — это ключевой фактор.

Преданный. Придет подлинное видение и реализация.

Шрила Говинда Махарадж. Да, да. Придут благодаря этому духу самопредания. Познания могут быть обширны, но дух самопредания жизнетворен, [это] источник жизни. В противном случае... Шанкарачарья был столь великим ученым. Ему было шестнадцать лет, и он был в состоянии победить всех пандитов в Индии, и он до сих пор занимает высочайшее положение. Но когда этот Шанкарачарья стал объяснять смысл выражения шрути-мантрам «копи-асан», то он сделал это как неграмотный ребенок, так он объяснил «копи-асан» сутрам. И Рамануджачарья «обрушил молот» на голову Шанкарачарьи. Но Шанкарачарья не был обычным человеком. Шанкарачарья был подобен Господу Шиве, и знание его было подобным [знанию Господа Шивы]. Но дух преданности [Шри Кришне] отсутствовал.

#00:40:29#

Дух преданности оставил отпечаток в сердце Рамануджи. Шанкарачарья заявил: «Очи Господа [своим цветом] подобны [по цвету] заду обезьяны». Зад обезьяны вы видели во Вриндаване, у обезьян красноватые задние части тела. И Шанкарачарья заявил, он написал это на санскрите, я читал: «Очи Господа подобны заду обезьяны». Рамануджачарья расплакался [услышав это], ему было двенадцать лет, двенадцатилетний мальчик. Ядава Пракаш, его наставник, спросил: «Мальчик, ты плачешь?» «Да, господин. Вы дали подобное объяснение глазам Господа. Кто не станет плакать, услышав такое объяснение?» «Это объяснение дал Шанкарачарья», — объяснил наставник мальчику. «Возможно, Шанкарачарья, но это объяснение неуместно». Тогда Ядава Пракаш сказал Раманудже: «А ты можешь предоставить собственное объяснение, отличное от толкования Шанкарачарьи?» «Ведь это очень легко. Глаза Господа подобны лепесткам лотоса. Все говорят. Почему подобный смысл отсутствует в этой мантре

#00:42:32#

Я рассказываю. Шанкарачарья написал: «Копи — значит „обезьяна“, асан означает место, где она сидит». Сиденье обезьяны, то есть задняя часть тела. Подобно заду обезьяны, глаза Господа красноваты. И Рамануджа заявил: «Ко значит джалоб, джалоб значит „вода“. [Подразумевается] тот, кто пьет воду через стебель. Кто пьет воду через стебель? Лотос. Лотос пьет воду, черпает воду через стебель. Лотос восседает над водой и пьет воду. Тот, кто живет над водой и пьет воду, черпает воду через стебель. Копи-асан — это цветок лотоса, который находится, пребывает на стебле и пьет воду через стебель. Здесь смысл очевиден, это лотос. Почему вы считаете, что речь идет об обезьяне?» Ядава Пракаш поразился, услышав это объяснение двенадцатилетнего [ученика]. Двенадцатилетний мальчик раскритиковал Шанкарачарью. Услышав это объяснение, Ядава Пракаш захотел убить Рамануджачарью и нанял убийц. Но явились Лакшми и Нараяна и спасли Рамануджу. Такой умный студент.

#00:44:52#

Ядава Пракаш опасался, что этот двенадцатилетний гений, когда он достигнет зрелости, он станет разрушителем шанкара-сампрадаи.

Авахут Махарадж. А впоследствии он стал учеником Рамануджи.

Шрила Говинда Махарадж. Да, впоследствии это случилось.

Преданный. Махарадж, в гуру-парампаре мы видим… Я думаю, что эта иллюстрация есть в Бхагавад-гите Свами Махараджа или в «Шри Гуру и его милости» Гуру Махараджа. Показана линия [наставнической] преемственности, гуру-парампара. Есть имена ачарьев в скобках. Ишвара Пури, а в скобках [указаны] Нитьянанда, Адвайта. А почему эти скобки, почему такая структура?

Шрила Говинда Махарадж. Нитьянанда, Адвайта, Ишвара Пури — эти трое являются учениками Мадхавендры Пури. А от Ишвары Пури Махапрабху получил дикшу. Нитьянанда и Адвайта Прабху являются духовными братьями Его Гурудева. Но они всегда рассматривают себя как Его, Махапрабху, ученики.

Преданный. Как ученики Ишвары Пури?

Шрила Говинда Махарадж. Нет, как ученики Махапрабху. Они знают: Махапрабху — верховный Господь. Они ведут себя по отношению к Нему соответствующе. Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху.

Да, и мне тоже нужно совершить омовение и так далее.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  «Тот, кто принял человеческое рождение на земле Индии [Бхарата-варши], должен сделать свою жизнь совершенной и трудиться ради блага других людей» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 9.41).

2  «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материалистичные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).




←  «Разлука и одиночество». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 5 апреля 2019 года. Гупта Говардхан ·• Архив новостей •· «Нужны ли аскезы в духовной жизни?» Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 18 августа 1996 года. Москва  →


Преданный: Махарадж, у меня к вам вопрос. Я не раз слышал от преданных, что Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж Прабхупада дал азы духовной жизни. Он не хотел давать большего. Не могли бы вы прокомментировать это утверждение?

Шрила Говинда Махарадж: То, что дал Свами Махарадж, было крайне существенно, важно для западного мира. Если преданные попытаются должным образом практиковать то, что им было дано, то постепенно к ним придет вся полнота знания, и все чувства трансцендентного мира будут явлены совершенным образом. Всё это они обретут в обществе совершенного садху.

С одной стороны, говорить так о нём неуместно, с другой – мы всё же можем сказать, что он (Свами Махарадж) не рассказал об играх Радхи-Кришны. Сакхи, манджари – об этом он не говорил. Есть вещи, которые уместны на определенной стадии. Наша текущая стадия – это иллюзорная окружающая среда. Если эти реалии попытаться дать на таком уровне, то наши умы деградируют, а не возвысятся. Прежде всего необходимо возвыситься до измерения совершенства – мира преданности и служения. Это мир преданности, но какой преданностью Кришне мы обладаем? Преданностью Кришне, преданностью Гуру? Если мы осознаем, до какой степени обладаем ею, то не будем удовлетворены собой.

Поэтому прежде всего следует осознать, насколько я предан Кришне. Если мы утвердимся в измерении преданности, к нам придёт всё, поскольку я имею дело не с мёртвой материей, но с живым трансцендентным знанием. Так почему же оно не придёт ко мне? Я стану есть, а насыщение почувствуете вы? Это невозможно. Если я ем, мой желудок наполняется, и я испытываю удовлетворение. Это происходит автоматически. Того, что дал Прабхупада, было достаточно. Но мы знаем, что это часть – может быть, пять процентов, и есть большее. Он дал частицу этой Верховной Личности Бога, совершающей игры супружеской любви. Знание, которое мы об этом обрели, – это, возможно, пять процентов. Но это не индийские пять процентов, и не западные. Это очень много. Так много, что мне не унести. Чтобы его «унести», потребуется целый корабль.


Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Основы вайшнавизма

(14 августа 1998 года. Чехия)

(«Простые сладостные истины», часть 33)

 

Шрила Говинда Махарадж. ...И посредством компьютера он создал храм, показал, каким он будет красивым. И это очень хорошая идея.

Преданный. Преданные ИСККОН сталкиваются с многочисленными проблемами. Кундали Дас из ИСККОН написал о том, что Гуру ИСККОН создают дистанцию между собой и основной массой преданных. Они не позволяют критику в свой адрес, они возвышают себя над основной массой последователей. Кундали Дас пишет: «Что означает для преданного, — он спрашивает, — быть человечным, быть человеком? [Становиться] смиренным?»

Другой преданный. Суть вопроса следующая. Что это значит — быть подлинным садху? Каковы качества подлинного садху? Гуру ИСККОН живут изолированно от основной массы преданных. Они создают стену между собой [и обычными преданными].

Джаганнатха Валлабха Прабху. А есть ли среди них чешские санньяси?

Преданный. Нет. Только американские и немецкие.

#00:02:35#

Шрила Говинда Махарадж. Я не могу комментировать [поведение] конкретных людей. Но я могу сказать: [вы можете судить о надлежащем поведении лидера] если вы видели Шрилу Свами Махараджа, Шрилу Гуру Махараджа, видели их видеозаписи, как они жили. Также я могу сказать: мой образ жизни у вас перед глазами. Я не утверждаю, что я садху, несомненно. Но у меня есть определенная «собственность» в виде престижа садху [буквально], поскольку Гуру Махарадж задействовал меня, дал мне это положение [ачарьи], использовал в качестве инструмента. Я был утвержден Гуру Махараджем в качестве ачарьи этой сампрадаи. И то, как я себя веду с другими, вы видите, и можете судить. У вас есть определенное представление, вы читали книги. Садху всегда должен быть простосердечен и прям, прямодушен, но не должен оскорблять других. Существует десять типов оскорблений. Садху всегда избегает оскорбления десяти видов. Такова природа садху, его характеристики. Но временами, когда преданный занимает положение ачарьи, он обязан ругать, упрекать кого-то. Но опять же и это он должен делать в духе терпимости, а не с целью унизить, сокрушить. Мотивацией садху служит благо других.

#00:04:59#

Я могу привести пример. Махешвара Прабху был моим хорошим другом, но он захотел устранить, изгнать из общества Бона Махараджа. Несколько раз он пытался это сделать. Письмами и разными другими средствами. Я был непоколебим в следующем: Бон Махарадж — ученик Гуру Махараджа, он ученик-санньяси Гуру Махараджа, и по меньшей мере мы должны выражать ему почтение в качестве санньяси. [Даже] если мы не можем с ним сотрудничать, в любом случае мы не должны его оскорблять. И я по-прежнему так считаю, я непоколебим в этой точке зрения, в этом суждении. Махешвара Прабху вел себя со мной как добрый друг, но поскольку я не шел на поводу его желаний, он ушел, он покинул меня. Но я не отворачивался от него, он мог уйти от меня. У меня есть принцип. Бон Махарадж не приносил мне большие суммы денег, но я просто привержен своему принципу: я должен выражать потение Гуру Махараджу. Гуру Махарадж дал ему санньясу и так далее, и я должен выражать ему почтение в качестве санньяси. Он может быть плох или хорош, я могу не сотрудничать с ним, не общаться с ним, но я не должен его оскорблять.

#00:06:43#

Такой была моя мольба, моя молитва, обращенная к Махешваре Прабху, но я по-прежнему с ним, хотя он, возможно, не со мной. Мое представление на этот счет очень ясное. Я не хочу никого оскорблять. Если они хотят так поступать, они могут, у них есть на то свобода. Но я буду защищать, оберегать себя от вайшнава-апарадхи, оберегать себя и оберегать других.

Преданная. [Вопрос не слышен.]

Шрила Говинда Махарадж. Я слышал. Этот прабху — как его зовут? Гьянананда. Моханананда. Я молюсь Кришне о том, чтобы Кришна помог ему. Что я могу сказать и что я могу сделать для него?

Преданная. Он написал множество книг.

Шрила Говинда Махарадж. Понимаете — кто квалифицирован писать книги? Тот, кто совершает оскорбления Гуру и вайшнавов: его книги или любые его произведения — нельзя иметь с ними дело. Почему? Потому что молока коснулось жало змеи. Молоко — очень полезная субстанция для здоровья, но если оно отравлено вайшнава-апарадхой, вы не можете считать молоко достойной, полезной пищей. Это очень просто и ясно.

#00:08:57#

Тот, кто совершит вайшнава-апарадху, может написать книгу, у него есть мозг, он может писать книги. Но это культура мозга, не культура жизни. А что демонстрирует его жизнь? Жизнь демонстрирует, по крайней мере: не следует жениться на собственной дочери. Такова культура жизни. А ученица — это дочь.

Преданная. Он женился в третий раз, у него множество детей.

Шрила Говинда Махарадж. Ученица — это дочь. Ты не можешь жениться на дочери. Если человек так поступает, как его можно восхвалять?! Понимаете меня? У меня не очень ясный английский.

Преданные. Нет, нет, Махарадж, мы все понимаем кристально ясно.

Шрила Говинда Махарадж. С такими чувствами кому и как он даст сознание Кришны? Может быть, он хороший писатель, может быть, его книги очень хороши. В этом мире нет недостатка в хороших книгах, в этом мире их полно. И в этом мире нет недостатков в пандитах. В Индии, если вы отправитесь в Индию, вы увидите там великое множество великих пандитов. Мы их не восхваляем.

Преданный. Махарадж, я должен уходить, мне нужно ехать в Лондон. Я встречусь с вами там вновь.

Шрила Говинда Махарадж. Да, конечно. Я пытаюсь организовать программу. Если я не поеду в Нью-Йорк, то я полечу в Лондон. Вы получите известия. Я был очень счастлив. Парамадвейта Прабху привлек таких особых людей, как вы.

Преданный. Да, он притащил меня, а иначе бы меня здесь не было. Его работа была очень плодотворна.

Шрила Говинда Махарадж. Необходимо привлекать больше людей.

#00:11:44#

Преданный. Махарадж, вопрос. Я слышал от преданных не раз о том, что Бхактиведанта Свами Прабхупада дал азы, представил азы духовной жизни, он не хотел давать большего. Не могли бы вы прокомментировать это утверждение?

Шрила Говинда Махарадж. То, что дал Свами Махарадж, было крайне важно и существенно для западного мира. Если преданные попытаются практиковать должным образом то, что им было дано, то постепенно вся полнота знания к ним придет, и все чувства трансцендентного мира, все совершенным образом будет явлено, и они обретут общество совершенного садху. Однако мы можем сказать следующее. Он не дал игры Радхи и Кришны и многое другое: сакхи, манджари — он не рассказывал об этом. Но то, что необходимо знать на определенной стадии [духовного развития], а [наши] стадии — это иллюзорная окружающая среда, и в этом состоянии наш ум устремится вниз, а не вверх. Прежде всего необходимо возвысить нас до определенного измерения, измерения преданности и измерения служения. Этот мир зовется измерением преданности. А какою преданностью Кришне мы обладаем? Преданностью Кришне, преданностью Гуру? Если мы осознаем, то мы не будем удовлетворены собой. Поэтому прежде всего необходимо осознать, насколько я предан Кришне.

#00:14:12#

Измерение преданности: если мы утвердим себя в нем, то все к нам придет, поскольку я не имею дело с мертвой материей. Я имею дело с живым трансцендентным знанием, с живым знанием. Так почему же оно не придет ко мне? Я буду есть, а ваш желудок наполнится? Нет, так это не работает. Если я ем, то мой желудок наполняется, я испытываю удовлетворенность, и все приходит ко мне автоматически. Я буду чувствовать, как мои силы восстанавливаются. То, что Прабхупада дал, этого было достаточно. Но мы знаем, что существует больше. Он дал часть, может быть пять процентов, [представлений о] верховной личности Бога, совершающей супружеские игры [со Своей второй половиной, Шри Радхой]. То, что мы обрели знание об этом, это, возможно, пять процентов. Но пять процентов значит не индийские пять процентов и не западные пять процентов, это также очень много. Я не в силах унести этот груз. Если я захочу унести его, то необходимо будет раздобыть лодку, корабль для того, чтобы повезти на нем груз этого знания. Это не обычное явление. Почему они так думают? Я слышал подобные вопросы и прежде в прошлом.

#00:16:22#

Вы рассказывали об этом Гуру ИСККОН. Сколько они обрели, сколько они получили? Даже и пяти процентов они не получили. А иначе почему они начинают считать: «Мы то, мы это. Я Брахма, я Махешвара». Почему они так считают? Вайшнавизм — источник смирения, терпения и почтения к окружающим, источник этих качеств. Это первый урок вайшнавизма. Это базис, основа. А я начинаю думать, что я Вишну, я Брахма, я Махешвара. Они могут думать. Но такого рода мысли — это не вайшнавский образ мысли. Вайшнавы всегда стремятся приносить благо себе и другим. Махапрабху сказал:

#00:17:27#

бха̄рата-бхӯмите хаила мануш̣йа джанма йа̄ра
джанма са̄ртхака кари’ кара пара-упака̄ра[1]

«Приноси благо себе и другим». Такова концепция Шримана Махапрабху. Махапрабху терпел в высшей степени, терпел многие явления, но только абсурдные, недопустимые явления Он не терпел. А в наши дни всевозможные абсурдные, недопустимые явления вышли на сцену благодаря некой сампрадае. Если бы Махапрабху это услышал, то был бы Он доволен или нет?

#00:18:38#

Джаганнатха Валлабха Прабху. Махарадж, я видел следующее. Бывает, приходят люди из ИСККОН или из других [вайшнавских] групп, как правило, из ИСККОН. У них есть собственное представление, собственные идеи о том, как следует жить духовной жизнью. Они приходят не для того, чтобы взять [принять духовное знание], они приходят, заведомо зная, что следует делать.

Шрила Говинда Махарадж. Я думаю, что это неправильный подход. Мы будем пытаться брать уроки у ребенка, учиться у ребенка. Наше начало — это прекрасное начало, отправная точка, от ребенка — до Брахмы. Мы занимаемся в одном классе и с Брахмой, и с Махешварой, Господом Шивой, учимся в одном классе. Учимся в обществе Брахмы, Нарады, Шивы и также в обществе маленького ребенка из семьи вайшнавов. Они наши одноклассники — все они. Таков наш стиль обучения.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Также эти люди говорят: «Вначале я должен совершать пранаму Гуру, повторять [ее], затем я должен повторять то, се». Они не знают, как служить.

Шрила Говинда Махарадж. Одна лишь формальность не способна дать тебе духовность.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Неадекватный подход.

Шрила Говинда Махарадж. Формальность. Миллионы людей в Индии, может быть, десять миллионов человек, сколько их, сто крор. Сколько людей из общего числа населения практикует сознание Кришны? Каково население планеты? Пять крор? Пятьсот крор? Четыре или пять миллиардов. Но сколько людей из этого общего числа практикуют сознание Кришны?

#00:21:35#

Но [представители] ИСККОН что-то делают. Когда они поступают неправильно, мы недовольны. Но также в ИСККОН есть множество достойных людей, множество. И мы почитаем их.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Если Гуру падает… я не хотел бы называть имена. Скажем, некий Гуру пал, у него тысячи учеников. Что делать этим ученикам?

Шрила Говинда Махарадж. А кто будет решать, пал Гуру или нет? Ученики будут решать?

Преданный. Но если мы видим, что поступки этого Гуру...

Шрила Говинда Махарадж. Каким образом вы будете давать оценку падения Гуру?

Преданный. Если он начинает считать себя Вишну.

Шрила Говинда Махарадж. Тогда, конечно, если Гуру начинает считать себя Вишну, вы не можете не печалиться. Если он «демонстрирует» четыре руки, мы в таком случае должны идти к квалифицированному вайшнаву и пытаться получить от него, усвоить от него [подлинное] представление. И, опять же, квалифицированный вайшнав означает того, кто лишен зависти. Первое качество вайшнавизма — это отсутствие зависти. Если человек завистлив, он всегда будет давать неправильные советы, и его суждения будут ошибочными. Внешне он может говорить все правильно, можно увидеть, [что] внешне то, что он говорит, правильно, но в отношении его намерений, мотиваций — он желает использовать вас, давая якобы правильные советы. Зависть — крайне скверное качество, крайне скверное. В сознании Кришны нет места зависти.

#00:23:52#

Нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇. Это вторая шлока «Шримад-Бхагаватам»:

дхармах̣ проджжхита-каитаво ’тра парамо нирматсара̄н̣а̄м̇ сата̄м̇,
ведйам̇ ва̄ставам атра васту ш́ивадам̇ та̄па-трайонмӯланам
ш́рӣмад-бха̄гавате маха̄-муни-кр̣те ким̇ ва̄ параир ӣш́варах̣,
садйо хр̣дй аварудхйате ’тра кр̣тибхих̣ ш́уш́рӯш̣убхис тат-кш̣ан̣а̄т[2]

Ведавьяс говорит об этом. И он подчеркнуто говорит об этом. Прежде всего ты должен иметь чистое сердце, ты должен очиститься. Нирматсар значит «без зависти». Ты должен быть свободен от зависти. Если у человека есть зависть, ты должен избегать его общества.

Преданный. Как понять, что человек свободен от зависти или наделен ею?

Шрила Говинда Махарадж. Во-первых, Кришна поможет. Во-вторых, поможет здравый смысл. Вы сумеете понять.

#00:25:51#

Преданный. Махарадж, я хотел бы задать вопрос, связанный с предыдущим вопросом. Речь шла о том, что Шрила Прабхупада дал азбуку сознания Кришны. То был ответ преданным, которые приходили к Шриле Шридхару Махараджу в восьмидесятые годы. Они чувствовали, что они знают все, они испытывали гордость. Они чувствовали, что им никому не нужно следовать. И Шридхар Махарадж объяснил им: «То, что дал вам Прабхупада, была только азбука. Вам не нужно думать, что вы профессора».

Другой преданный. Он сказал: «Вы не должны считать себя профессорами. Вы должны считать, что вы по-прежнему студенты».

Преданный. «Вы должны считать себя студентами, а не преподавателями высшей школы».

Шрила Говинда Махарадж. Да. Я присутствовал там. Это очевидно — то, что им сказал Гуру Махарадж. Что необходимо прежде всего? Необходима способность дышать, и воздух необходим. Прабхупада это дал. А теперь, когда мы начали дышать, нам нужно «почистить нос». И тогда мы можем наслаждаться духовным знанием. Но Прабхупада дал основу, фундамент, базис. Необходимо устойчиво стоять, непоколебимо стоять на этом фундаменте, а затем уже можно идти вперед. Обманщики, мошенники повсюду вокруг нас. Они попытаются сбить вас с толку, вы должны быть осторожны в этом отношении.

#00:28:14#

Прабхупада говорил, и это очень хорошо, но то, что дал Прабхупада, необходимо прежде всего практиковать: без десяти оскорблений харинама-санкиртану. Тогда вы сумеете думать о «Шри-Рупа-Манджари-пада». И вы подумайте: все приходили к Прабхупаде, [но] почему он [сам] ходил к Шридхару Махараджу? Каждый год он навещал Шридхара Махараджа. И он, Свами Махарадж, написал мне множество писем. Я сохранил три-четыре письма. Он писал мне. Он просил передать Гуру Махараджу вопросы. Почему он задавал эти вопросы? Естественно, что его ученики должны оказывать почтение Гуру Махараджу. В присутствии Прабхупады они оказывали ему почтение, сам Прабхупада говорил об этом в своих лекциях. Если вы внимательно прочитаете книгу «Хранитель преданности», изданную Судхиром Госвами, прочитаете ее один раз, второй, третий, четвертый, пятый, шестой раз, то вы получите ясное представление о том, какие отношения связывали Шрилу Шридхара Махараджа и Прабхупаду, и почему Прабхупада это говорил. Вся полнота знания к вам придет, и вам не нужно будет задавать вопрос об этом другим. Там очень ясно все это изложено, но глупые и неразумные люди не понимают этого и, к сожалению для себя, они остаются с пустыми руками. Их прогресс приостановлен, он не возобновляется.

#00:30:42#

Преданный. Махарадж, он дал «Бхагавад-гиту [как она есть]», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», «Бхакти-расамрита-синдху», многочисленные книги. Если чего-то не достает, то не достает не со стороны учителя, а с нашей стороны.

Шрила Говинда Махарадж. Я, исходя из своего собственного положения, ситуации, могу сказать, что я в полной мере удовлетворен Прабхупадой Свами Махараджем. Больше того, я всегда чувствую себя в долгу перед ним.

Преданный. Я всегда пытаюсь объяснять эти положения. Временами учитель должен учить своих учеников азбуке, буквам А, Б, В, Г, Д. Но это не означает, что учителю неведомы, недоступны глубины знаний или высоты знаний. Но [это именно] мы не квалифицированы понимать эти высоты.

Шрила Говинда Махарадж. Да. Тот, кто критикует Прабхупаду, не только глуп, он оскорбитель. И я не хочу общаться с таким человеком. Подлинный оскорбитель, без преувеличений. Они должны задуматься о следующем — благодаря кому весь мир услышал имена Нитая-Чайтаньи? Весь мир поет Харе Кришна маха-мантру — то, что было желанием Махапрабху, Бхактивинода [Тхакура], Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Больше того, [это то,] что является целью жизни всех джив-душ, — кто был способен дать это явление, и какого его положение?

#00:32:47#

Преданный. Я видел, как Шрила Шридхар Махарадж был по-настоящему зол, разгневан, исключительно в тех случаях, когда он имел дело с людьми, которые ранее, в прошлом, были учениками Шрилы Свами Махараджа, затем покинули его и приняли руководство других [учителей], псевдо-вайшнавов, или чье-то еще руководство.

Шрила Говинда Махарадж. Да, эти люди отправились на помойку сахаджиизма, и они пали. Это крайне скверно. У тебя есть такой Гуру, а ты, отворачиваясь от него, устремляешься в сторону помойки сахаджиизма.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Махарадж, я читал в комментариях Прабхупады к «Чайтанья-чаритамрите» о книгах шести госвами Вриндавана. Он дал описания этих книг, я позабыл их названия, это книги Санатаны Госвами и других. Есть определенные книги, в которых представлены простые принципы преданности, такие как «Хари-бхакти-виласа» и другие трактаты. Можем ли мы опубликовать эти книги для западных людей, не расика-произведения, но книги общего характера. Следует ли их опубликовать на английском?

Шрила Говинда Махарадж. Да, их можно опубликовать.

#00:34:31#

Преданный. Когда у нас будут способности такого рода, мы сможем это сделать.

Шрила Говинда Махарадж. Это хорошо. Прежде всего мы должны попытаться опубликовать книги Гуру Махараджа. У меня есть три-четыре моих собственных книги, это тоже хорошие книги. «Проповеди хранителя преданности» — этот цикл [из четырех книг] содержит многочисленные лекции Гуру Махараджа, они подарят нам [духовный] свет и жизненное руководство. И другие книги, одна за другой, дают последовательное руководство. Есть одна замечательная книга — «Джайва-дхарма», другая замечательная книга — «Чайтанья-шикшамрита», которая содержит в себе всю полноту учения Шримана Махапрабху, [это] книги Бхактивинода.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Как вы думаете, мы можем когда-нибудь в будущем опубликовать эти книги на английском в Матхе?

Шрила Говинда Махарадж. Это возможно, но необходим совершенный перевод на английский с бенгали. А уже затем на русский и другие языки.

Джаганнатха Валлабха Прабху. У нас есть преподаватель бенгали в России. Я знаю профессора бенгальского языка, у него есть телефон. Мы можем их подрядить на это.

Шрила Говинда Махарадж. Человек может быть профессором, но он не в состоянии понять всего. Ему необходима консультация со знатоком [вайшнавских шастр]. Профессор способен технически переводить. Девамойи Диди может переводить с бенгали, но опять же ей недостает [духовного знания], есть изъяны в знании. Я видел, она очень хорошо знает бенгальский язык. Но насколько [хорошо] она способна переводить письменно на английский, я не знаю, хотя ее бенгальский безукоризнен. Она пишет мне письма, большие письма, и [это] прекрасный, очень экспрессивный язык ее писем [на бенгали]. Подобен стилю Гуру Махараджа. Я очень доволен ее бенгали, Девамойи. Она приедет ко мне в Лондон. Она встречалась со мной, видела меня, после этого она поехала в Калифорнию, и там она встретится со мной. Она участвует там в жизни женского ашрама [в Соквеле]. Она также убедительная проповедница.

#00:37:39#

Преданный. В Соквеле мы проводили проповедническую программу в университете, и Девамойи, пока мы ехали в машине, рассказывала им о гаудия-вайшнавизме очень убедительно и вдохновленно. Она очень образованная женщина.

Джаганнатха Валлабха Прабху. Есть женщина в Болгарии, ваша ученица, она подарила вам книгу Шрилы Шридхара Махараджа на болгарском языке. Я плохо с ней знаком, она хочет принять участие в переводах нашей литературы на русский язык.

Шрила Говинда Махарадж. Да, это возможно. Если они квалифицированы, они могут это делать. Я плохо их знаю. Я не знаю, насколько они квалифицированы переводить. Переводческий труд очень тяжел. Поскольку я перевел многие тексты с санскрита на бенгали, я знаю, каковы трудности перевода. Необходимо находить, извлекать истинный смысл и передавать его должным образом. Это крайне нелегко. Дух самопредания — это ключевой фактор.

Преданный. Придет подлинное видение и реализация.

Шрила Говинда Махарадж. Да, да. Придут благодаря этому духу самопредания. Познания могут быть обширны, но дух самопредания жизнетворен, [это] источник жизни. В противном случае... Шанкарачарья был столь великим ученым. Ему было шестнадцать лет, и он был в состоянии победить всех пандитов в Индии, и он до сих пор занимает высочайшее положение. Но когда этот Шанкарачарья стал объяснять смысл выражения шрути-мантрам «копи-асан», то он сделал это как неграмотный ребенок, так он объяснил «копи-асан» сутрам. И Рамануджачарья «обрушил молот» на голову Шанкарачарьи. Но Шанкарачарья не был обычным человеком. Шанкарачарья был подобен Господу Шиве, и знание его было подобным [знанию Господа Шивы]. Но дух преданности [Шри Кришне] отсутствовал.

#00:40:29#

Дух преданности оставил отпечаток в сердце Рамануджи. Шанкарачарья заявил: «Очи Господа [своим цветом] подобны [по цвету] заду обезьяны». Зад обезьяны вы видели во Вриндаване, у обезьян красноватые задние части тела. И Шанкарачарья заявил, он написал это на санскрите, я читал: «Очи Господа подобны заду обезьяны». Рамануджачарья расплакался [услышав это], ему было двенадцать лет, двенадцатилетний мальчик. Ядава Пракаш, его наставник, спросил: «Мальчик, ты плачешь?» «Да, господин. Вы дали подобное объяснение глазам Господа. Кто не станет плакать, услышав такое объяснение?» «Это объяснение дал Шанкарачарья», — объяснил наставник мальчику. «Возможно, Шанкарачарья, но это объяснение неуместно». Тогда Ядава Пракаш сказал Раманудже: «А ты можешь предоставить собственное объяснение, отличное от толкования Шанкарачарьи?» «Ведь это очень легко. Глаза Господа подобны лепесткам лотоса. Все говорят. Почему подобный смысл отсутствует в этой мантре

#00:42:32#

Я рассказываю. Шанкарачарья написал: «Копи — значит „обезьяна“, асан означает место, где она сидит». Сиденье обезьяны, то есть задняя часть тела. Подобно заду обезьяны, глаза Господа красноваты. И Рамануджа заявил: «Ко значит джалоб, джалоб значит „вода“. [Подразумевается] тот, кто пьет воду через стебель. Кто пьет воду через стебель? Лотос. Лотос пьет воду, черпает воду через стебель. Лотос восседает над водой и пьет воду. Тот, кто живет над водой и пьет воду, черпает воду через стебель. Копи-асан — это цветок лотоса, который находится, пребывает на стебле и пьет воду через стебель. Здесь смысл очевиден, это лотос. Почему вы считаете, что речь идет об обезьяне?» Ядава Пракаш поразился, услышав это объяснение двенадцатилетнего [ученика]. Двенадцатилетний мальчик раскритиковал Шанкарачарью. Услышав это объяснение, Ядава Пракаш захотел убить Рамануджачарью и нанял убийц. Но явились Лакшми и Нараяна и спасли Рамануджу. Такой умный студент.

#00:44:52#

Ядава Пракаш опасался, что этот двенадцатилетний гений, когда он достигнет зрелости, он станет разрушителем шанкара-сампрадаи.

Авахут Махарадж. А впоследствии он стал учеником Рамануджи.

Шрила Говинда Махарадж. Да, впоследствии это случилось.

Преданный. Махарадж, в гуру-парампаре мы видим… Я думаю, что эта иллюстрация есть в Бхагавад-гите Свами Махараджа или в «Шри Гуру и его милости» Гуру Махараджа. Показана линия [наставнической] преемственности, гуру-парампара. Есть имена ачарьев в скобках. Ишвара Пури, а в скобках [указаны] Нитьянанда, Адвайта. А почему эти скобки, почему такая структура?

Шрила Говинда Махарадж. Нитьянанда, Адвайта, Ишвара Пури — эти трое являются учениками Мадхавендры Пури. А от Ишвары Пури Махапрабху получил дикшу. Нитьянанда и Адвайта Прабху являются духовными братьями Его Гурудева. Но они всегда рассматривают себя как Его, Махапрабху, ученики.

Преданный. Как ученики Ишвары Пури?

Шрила Говинда Махарадж. Нет, как ученики Махапрабху. Они знают: Махапрабху — верховный Господь. Они ведут себя по отношению к Нему соответствующе. Нитьянанда Прабху и Адвайта Прабху.

Да, и мне тоже нужно совершить омовение и так далее.

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] «Тот, кто принял человеческое рождение на земле Индии [Бхарата-варши], должен сделать свою жизнь совершенной и трудиться ради блага других людей» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 9.41).

[2] «Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материалистичные цели, эта „Бхагавата-пурана“ провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина — реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной „Бхагавата-пураны“, составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание „Бхагаватам“, это знание сразу же утверждает верховного Господа в его сердце» («Шримад-Бхагаватам», 1.1.2).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования