«Особая личность. Особая сева | День ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура». Шрила Б. А. Махавир Махарадж, Шрила Б. А. Данди Махарадж. 2 июля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург



Russian

Шрила Бхакти Амрита Махавир Махарадж
Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Особая личность. Особая сева | День ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура

(2 июля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Махавир Махарадж: Шрила Бхактивинод Тхакур — это великий вайшнавский святой, мыслитель и поэт, который жил во второй половине XIX века. Он положил начало ренессансу гаудия-вайшнавизма. Он автор огромного числа книг и песен, которые в высшей степени почитаемы и ценимы преданными. Он отец и духовный наставник Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, революционера в мире духа. Вся жизнь Шрилы Бхактивинода Тхакура была посвящена беззаветному служению Всевышнему. Благо, которое он принес этому миру, сравнимо разве что с милостью Чайтаньи Махапрабху и шести Госвами Вриндавана. Поэтому вайшнавы с уважением называют его седьмым Госвами. Кедаранатх Датта — таково было его мирское имя. Он родился 2 сентября 1838-го года в богатой индийской семье. Детские годы он провел в доме своего деда по матери, в городе Биранагаре. В тринадцать лет, после смерти своего отца, он приехал в Калькутту, где еще четыре года он продолжал свое образование. Уже тогда он начал писать статьи и поэмы на английском языке, изучать работы Эдисона, Эдуарда Юнга, Уильяма Хэзлитта.

#00:02:04#

В 1856-ом году Кедаранатх Датта поступает в Калькуттский университет. Теперь он посвящает все свое свободное время изучению священных писаний различных конфессий и книг на религиозные темы. Он читает Библию, Коран, труды Паркера и других мыслителей того времени. Вскоре после окончания университета Бхактивинод Тхакур ненадолго едет в штат Орисса, где вводит преподавание на английском языке. Затем он переезжает в Бенгалию и поступает там на государственную службу. В одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии «Шримад-Бхагаватам», которая привлекла внимание тысяч людей. В ней он раскрыл значение «Бхагаватам» и необходимость его изучения для каждого разумного человека. Через несколько лет Кедаранатх Датта переезжает в город Чампаран, а затем, вместе со своей семьей, прибывает в Джаганнатха Пури. Рядом с ним всегда находились две его самые любимые книги: «Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад-Бхагаватам». По просьбе комиссара административного округа, в состав которого входил Пури, Бхактивинод Тхакур становится официальным представителем правительства с целью следить за порядком в храме [Господа] Джаганнатха. Там ежедневно он проводит лекции, в которых говорит о различных аспектах философии гаудия-вайшнавизма. Кроме того, он уделяет немало времени литературной деятельности и изучению бесценного наследия великих вайшнавских ачарьев, таких как Шрила Джива Госвами, Шрила Шридхар Свами, Шрила Баладев Видьябхушан и других.

#00:04:21#

Кедаранатх Датта оставался в Джаганнатха Пури пять лет. В 1877-ом году его перевели в город Нарайл. В 1881-ом году, с целью привлечь внимание просвещенной части индийского общества к вайшнавизму, он начинает издавать журнал «Саджджана-тошани» (переводится как «Радость чистых преданных»), который приобретает широкую известность. Кроме того, он выпускает в свет «Кришна-самхиту», на основе свидетельства Вед доказывающую превосходство Всевышнего, Господа Кришны, над всеми Его остальными формами. Во время жизни в Нарайле Шрила Бхактивинод Тхакур совершил паломничество по святым местам. Он посетил Вриндаван, где встретил Джаганнатха Даса Бабаджи, Аллахабад, Айодхью и другие священные места. Шрила Бхактивинод Тхакур мечтал посетить места, связанные с играми Господа Чайтаньи. И он получает назначение в город Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы.

#00:05:54#

В 1895-ом году произошло знаменательное событие: Бхактивинод Тхакур установил место явления Господа Чайтаньи в Йога-питхе, Маяпуре. Оставив государственную службу, он начал собирать пожертвования для постройки храма в этом священном месте. Одновременно Кедаранатх Датта развернул широкую проповедь святого имени. Усилия Шрилы Бхактивинода Тхакура не пропали даром. На собранные им средства в святом месте явления Шри Чайтаньи было построено памятное здание. (И мы всегда, когда совершаем парикраму, посещаем это одно из самых святых мест.) В этот период им была написана книга «Гауранга-смарана-мангала-стотра» с предисловием на английском языке, в котором рассказывалось о жизни и учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта книга была разослана в библиотеки многих высших учебных заведений всего мира, принеся на Запад весть о Чайтанье Махапрабху. Кроме того, из-под пера Бхактивинода Тхакура вышли другие бесценные произведения, такие как «Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья» и множество-множество других.

#00:07:30#

В начале XX столетия Бхактивинод Тхакур построил дом на океанском побережье вблизи Пури и переехал туда. В 1908-ом году он принял отречение от мира и получил титул бабаджи. С 1910-го года Бхактивинод жил в уединении, постоянно пребывая в памятовании прекрасных игр Господа Кришны. В 1914-ом году Бхактивинод Тхакур оставил этот мир. Этот великий вайшнав провозгласил величие чистой преданности Богу, бхакти, оставив бесценное наследие в виде своих книг, молитв и поэм на бенгали, хинди, санскрите, английском и других языках.

#00:08:27#

В этом прославлении были основные моменты его жизни. Но именно онтологическую сторону, я думаю, нам сейчас раскроет Данди Махарадж.

#00:08:48#

Шрила Данди Махарадж: Можно спеть «Бхактивинода-вираха-дашакам». Ее мы обычно поем в день ухода Бхактивинода Тхакура. Мы будем петь на известный мотив, конечно. Там весьма сложный ритм, но мотив, я думаю, вы знаете. И мы можем на этот мотив петь так, чтобы [наше пение] хотя бы примерно соответствовало ритмам этой поэмы. Это не именно поэма. Поэма — это крупный жанр. Это именно молитва, написанная в разлуке со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Это молитва Шрилы Шридхара Махараджа, и, как известно, он поднес ее Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру в день его Вьяса-пуджи. Это было очень серьезное заявление, потому что Бхактивинод Тхакур был не просто отцом Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Фактически он был для него шикша-гуру, учителем, был для него самым дорогим существом. И прославить Бхактивинода Тхакура так, чтобы это понравилось Сарасвати Тхакуру, было очень непросто. Поэтому никто из учеников не решался на это, кроме Шрилы Шридхара Махараджа. И Шрила Шридхар Махарадж сделал такое заявление, он написал эту молитву. И когда Сарасвати Тхакур слушал, он сначала был очень напряжен. Но по мере того, как Шридхар Махарадж произносил эту молитву, Сарасвати Тхакур все больше и больше кивал головой. В конце концов он откинулся в кресле и полностью принял все это прославление как подлинное. Сарасвати Тхакур был очень строг к разным нарушениям стиля, [теистической] мысли. Очень непросто было его удовлетворить. Но он был полностью удовлетворен этим прославлением Шрилы Шридхара Махараджа. И после этого Сарасвати Тхакур сказал, что он рад тому, что хотя бы один из его учеников полностью его понял. Так что это особая молитва.

#00:12:49#

[Шрила Данди Махарадж и преданные поют «Бхактивинода-вираха-дашакам».]

#00:28:03#

Шрила Данди Махарадж: Завершается она молитвой стопам Бхактивинода Тхакура о том, чтобы он позволил стать… Шрила Шридхар Махарадж говорит от своего имени, но также это молитва всех преданных. Мы можем молиться Бхактивиноду Тхакуру о том, чтобы стать верными и подлинными последователями нашей линии [теистической] мысли, наших учителей, нашей сампрадаи. Есть разные стадии духовной жизни. На какой-то стадии человек сомневается в существовании Бога. Ссорится с преданными — такая стадия тоже есть. Потом, когда это проходит, единственная наша молитва, единственное, о чем мы беспокоимся, заботимся, — это то, что мы не стали хорошими слугами. Это та недостижимая пропасть до того [положения], как стать хорошим слугой, — она всегда будет нас повергать чуть ли не в отчаяние.

#00:29:23#

Бхактивинод Тхакур жил в начале XX века, фактически в наши дни, и он показал такой колоссальный уровень духовной жизни. Никто из смертных не мог соблюдать такую садхану, как Бхактивинод Тхакур. Никто не мог совершать такое служение. И потом, в последние годы своей жизни, он полностью отошел от дел и погрузился в интенсивнейший внутренний бхаджан, который тоже не мог практиковать никто из смертных с такой интенсивностью. Такая степень накала любви и вкуса к харинаму была у Шрилы Бхактивинода. Поэтому это абсолютно потрясающее существо — Шрила Бхактивинод Тхакур. Он пришел за нами из вечного мира, он там — очень близкий спутник божественной четы. Не может быть и речи о том, чтобы кто-нибудь был хотя бы отчасти близок по уровню к Шриле Бхактивиноду Тхакуру из его современников. Это совершенно немыслимо. Великая душа!

#00:30:39#

Есть одна эзотерическая истина, ее открыл Шрила Шридхар Махарадж. Мы можем в этот день обсудить ее. Он [Шрила Бхактивинод Тхакур] ушел в амавасью, как и Гададхар Пандит. Есть особая причина, почему Гададхар Пандит ушел именно в амавасью. Амавасья — это как бы противофаза пурнимы. Гададхар Пандит явился в пурниму. И Махапрабху тоже явился в пурниму. Но Гададхар Пандит ушел в амавасью, в противофазе к явлению Махапрабху. Поскольку он является как бы тенью Махапрабху, он ушел в темную половину месяца. И Бхактивинод Тхакур тоже ушел в амавасью. В связи с этим Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал очень сокровенные строки. Мы это прочтем. Это из «Анубхашьи», из его комментария к «Чайтанья-чаритамрите».

#00:31:34#

[Шрила Данди Махарадж читает:]

гада̄дхара-митра-вара ш́рӣ-сварӯпа-да̄модара
          сада̄ ка̄ла гаура-кр̣ш̣н̣а йадже
джагатера декхи’ клеш́а дхарийа̄ бхикш̣ука-веш́а̄
          ахарахах̣ кр̣ш̣н̣а-на̄ма бхадже

ш́рӣ-гаура иччха̄йа дуи махима̄ ки каба муи
             апра̄кр̣та-па̄риш̣ада-катха̄
пракат̣а ха-ийа̄ севе кр̣ш̣н̣а-гаура̄бхинна-деве
          апрака̄ш́йа катха̄ йатха̄ татха̄

«Очень трудно постичь сладостную волю Шри Гауранги. Но если мы сможем возвыситься до этого уровня, то мы увидим, что Сварупа Дамодар и Шри Гададхар Пандит всегда совершают свое служение здесь, в Навадвипе. Иногда это скрыто, а иногда явлено на нашем плане бытия. На том уровне все происходит по сладостной воле Гауранги без всякого ограничения. Но сейчас я понимаю, что те двое явились внешнему взору как Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж и Шрила Бхактивинод Тхакур. Я увидел это своими собственными глазами божественного служения. Но это не следует афишировать, широко предавать гласности. Люди будут смеяться над этим, но это пришло ко мне из глубины сердца».

#00:32:44#

Шрила Данди Махарадж: Это не нечто, вычитанное в писаниях, это пришло из сердца Сарасвати Тхакура. Он осознал это ясно и выразил эту истину тождественности Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа и Сварупы Дамодара, а также Бхактивинода Тхакура и Гададхара Пандита. Он здесь также говорит, что эти вечные спутники Господа вечно совершают свою севу в Навадвипе. Они никогда не покидают Навадвипу, они вечные жители Навадвипы. И они, как правило, не проявлены для мирских глаз, но по особой милости они могут проявиться в виде особых личностей. И они проявились в виде этих великих ачарьев. Так что это очень особая личность — Шрила Бхактивинод Тхакур.

#00:33:37#

Он сделал для нашей сампрадаи совершенно особую севу, он фактически возродил нашу сампрадаю из руин. Эти руины — это сахаджия-вада, майявада, шакта — все эти школы, которые сейчас также присутствуют в большом количестве, в том числе и здесь [в России]. Поэтому, памятуя о Бхактивиноде Тхакуре, нам нужно высоко держать эти идеалы [над головой]. И стараться им соответствовать самим. А также воздерживаться от смешения нашего движения со всеми этими идеями апа-сампрадай, которых сейчас огромное количество, которые сейчас очаровали умы многих образованных людей, в том числе в России. Это очень пагубная «инфекция». Многие увлекаются этими школами [мысли]: шакта, сахаджия, майявада — практически весь мир. Шрила Бхактивинод Тхакур был в этом смысле абсолютно бесстрашным. Мы все помним эту историю победы над йогом Бхишикисеной. Ценой своей жизни он уничтожил гордыню этого йога и рассеял его движение. Он приложил огромные усилия. Очень многие враги Бхактивинода, в России в том числе, говорят, что якобы он был нетерпимым человеком. Это неправда. Это не из нетерпимости исходило. Он хотел показать людям подлинное величие Шри Чайтаньи Махапрабху, подлинную красоту Его учения.

#00:35:28#

Действительно, когда мы слушаем всех этих людей: майявади, сахаджиев, шакт, мы думаем: «Какое грустное у них мировоззрение! Пессимистическое и довольно гнилое нравственно». Это абсолютно не вдохновляющие идеи. Поэтому Шрила Бхактивинод Тхакур постарался представить идеалы Шри Чайтаньи Махапрабху во всей их красоте, во всей их славе, чистыми от всех этих вздорных мирских искажений. В этом смысле он в одиночку восстановил все величие храма Шри Чайтаньи Махапрабху. Не только восстановил этот храм, но и показал людям его подлинное значение, создав очень много произведений на бенгали, на английском языке.

#00:36:24#

Для современных ему бенгальцев Шрила Бхактивинод Тхакур был величайшим святым, религиозным гением. И не только для Бенгалии — со всей Индии люди тянулись к Бхактивиноду Тхакуру. И Сушил Кумар Гхош, его близкий друг, сказал: «Читая ваши труды, я вижу, что они неотличны от трудов наших прекрасных Госвами. Поэтому, несомненно, вы заслуживаете титула „седьмой Госвами“». Так Шрила Бхактивинод Тхакур вошел в историю гаудия-вайшнавизма как седьмой Госвами.

Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрипад Махавир Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас




←  «Две предавшиеся души». Шрипад Б. Л. Акинчан Махарадж. 17 июня 2004 года. Колката, Индия | “Two Surrendered Souls.” Sripad B. L. Akinchan Maharaj. June 17, 2004. Kolkata, India ·• Архив новостей •· День ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Гададхара Пандита. Шрила Б. С. Госвами Махарадж и Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 16 июня 2015 года. Гупта Говардхан | Disappearance of Srila Sachchidananda Bhakti Vinod Thakur and Srila Gadadhar Pandit. Srila B. S. Goswami Maharaj. June 16, 2015. Gupta Govardhan  →

Russian

Шрила Бхакти Амрита Махавир Махарадж
Шрила Бхакти Ашрай Данди Махарадж

Особая личность. Особая сева | День ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура

(2 июля 2019 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Махавир Махарадж: Шрила Бхактивинод Тхакур — это великий вайшнавский святой, мыслитель и поэт, который жил во второй половине XIX века. Он положил начало ренессансу гаудия-вайшнавизма. Он автор огромного числа книг и песен, которые в высшей степени почитаемы и ценимы преданными. Он отец и духовный наставник Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, революционера в мире духа. Вся жизнь Шрилы Бхактивинода Тхакура была посвящена беззаветному служению Всевышнему. Благо, которое он принес этому миру, сравнимо разве что с милостью Чайтаньи Махапрабху и шести Госвами Вриндавана. Поэтому вайшнавы с уважением называют его седьмым Госвами. Кедаранатх Датта — таково было его мирское имя. Он родился 2 сентября 1838-го года в богатой индийской семье. Детские годы он провел в доме своего деда по матери, в городе Биранагаре. В тринадцать лет, после смерти своего отца, он приехал в Калькутту, где еще четыре года он продолжал свое образование. Уже тогда он начал писать статьи и поэмы на английском языке, изучать работы Эдисона, Эдуарда Юнга, Уильяма Хэзлитта.

#00:02:04#

В 1856-ом году Кедаранатх Датта поступает в Калькуттский университет. Теперь он посвящает все свое свободное время изучению священных писаний различных конфессий и книг на религиозные темы. Он читает Библию, Коран, труды Паркера и других мыслителей того времени. Вскоре после окончания университета Бхактивинод Тхакур ненадолго едет в штат Орисса, где вводит преподавание на английском языке. Затем он переезжает в Бенгалию и поступает там на государственную службу. В одном из городов он произнес историческую речь, посвященную философии «Шримад-Бхагаватам», которая привлекла внимание тысяч людей. В ней он раскрыл значение «Бхагаватам» и необходимость его изучения для каждого разумного человека. Через несколько лет Кедаранатх Датта переезжает в город Чампаран, а затем, вместе со своей семьей, прибывает в Джаганнатха Пури. Рядом с ним всегда находились две его самые любимые книги: «Чайтанья-чаритамрита» и «Шримад-Бхагаватам». По просьбе комиссара административного округа, в состав которого входил Пури, Бхактивинод Тхакур становится официальным представителем правительства с целью следить за порядком в храме [Господа] Джаганнатха. Там ежедневно он проводит лекции, в которых говорит о различных аспектах философии гаудия-вайшнавизма. Кроме того, он уделяет немало времени литературной деятельности и изучению бесценного наследия великих вайшнавских ачарьев, таких как Шрила Джива Госвами, Шрила Шридхар Свами, Шрила Баладев Видьябхушан и других.

#00:04:21#

Кедаранатх Датта оставался в Джаганнатха Пури пять лет. В 1877-ом году его перевели в город Нарайл. В 1881-ом году, с целью привлечь внимание просвещенной части индийского общества к вайшнавизму, он начинает издавать журнал «Саджджана-тошани» (переводится как «Радость чистых преданных»), который приобретает широкую известность. Кроме того, он выпускает в свет «Кришна-самхиту», на основе свидетельства Вед доказывающую превосходство Всевышнего, Господа Кришны, над всеми Его остальными формами. Во время жизни в Нарайле Шрила Бхактивинод Тхакур совершил паломничество по святым местам. Он посетил Вриндаван, где встретил Джаганнатха Даса Бабаджи, Аллахабад, Айодхью и другие священные места. Шрила Бхактивинод Тхакур мечтал посетить места, связанные с играми Господа Чайтаньи. И он получает назначение в город Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы.

#00:05:54#

В 1895-ом году произошло знаменательное событие: Бхактивинод Тхакур установил место явления Господа Чайтаньи в Йога-питхе, Маяпуре. Оставив государственную службу, он начал собирать пожертвования для постройки храма в этом священном месте. Одновременно Кедаранатх Датта развернул широкую проповедь святого имени. Усилия Шрилы Бхактивинода Тхакура не пропали даром. На собранные им средства в святом месте явления Шри Чайтаньи было построено памятное здание. (И мы всегда, когда совершаем парикраму, посещаем это одно из самых святых мест.) В этот период им была написана книга «Гауранга-смарана-мангала-стотра» с предисловием на английском языке, в котором рассказывалось о жизни и учении Шри Чайтаньи Махапрабху. Эта книга была разослана в библиотеки многих высших учебных заведений всего мира, принеся на Запад весть о Чайтанье Махапрабху. Кроме того, из-под пера Бхактивинода Тхакура вышли другие бесценные произведения, такие как «Харинама-чинтамани», «Бхаджана-рахасья» и множество-множество других.

#00:07:30#

В начале XX столетия Бхактивинод Тхакур построил дом на океанском побережье вблизи Пури и переехал туда. В 1908-ом году он принял отречение от мира и получил титул бабаджи. С 1910-го года Бхактивинод жил в уединении, постоянно пребывая в памятовании прекрасных игр Господа Кришны. В 1914-ом году Бхактивинод Тхакур оставил этот мир. Этот великий вайшнав провозгласил величие чистой преданности Богу, бхакти, оставив бесценное наследие в виде своих книг, молитв и поэм на бенгали, хинди, санскрите, английском и других языках.

#00:08:27#

В этом прославлении были основные моменты его жизни. Но именно онтологическую сторону, я думаю, нам сейчас раскроет Данди Махарадж.

#00:08:48#

Шрила Данди Махарадж: Можно спеть «Бхактивинода-вираха-дашакам». Ее мы обычно поем в день ухода Бхактивинода Тхакура. Мы будем петь на известный мотив, конечно. Там весьма сложный ритм, но мотив, я думаю, вы знаете. И мы можем на этот мотив петь так, чтобы [наше пение] хотя бы примерно соответствовало ритмам этой поэмы. Это не именно поэма. Поэма — это крупный жанр. Это именно молитва, написанная в разлуке со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром. Это молитва Шрилы Шридхара Махараджа, и, как известно, он поднес ее Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру в день его Вьяса-пуджи. Это было очень серьезное заявление, потому что Бхактивинод Тхакур был не просто отцом Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Фактически он был для него шикша-гуру, учителем, был для него самым дорогим существом. И прославить Бхактивинода Тхакура так, чтобы это понравилось Сарасвати Тхакуру, было очень непросто. Поэтому никто из учеников не решался на это, кроме Шрилы Шридхара Махараджа. И Шрила Шридхар Махарадж сделал такое заявление, он написал эту молитву. И когда Сарасвати Тхакур слушал, он сначала был очень напряжен. Но по мере того, как Шридхар Махарадж произносил эту молитву, Сарасвати Тхакур все больше и больше кивал головой. В конце концов он откинулся в кресле и полностью принял все это прославление как подлинное. Сарасвати Тхакур был очень строг к разным нарушениям стиля, [теистической] мысли. Очень непросто было его удовлетворить. Но он был полностью удовлетворен этим прославлением Шрилы Шридхара Махараджа. И после этого Сарасвати Тхакур сказал, что он рад тому, что хотя бы один из его учеников полностью его понял. Так что это особая молитва.

#00:12:49#

[Шрила Данди Махарадж и преданные поют «Бхактивинода-вираха-дашакам».]

#00:28:03#

Шрила Данди Махарадж: Завершается она молитвой стопам Бхактивинода Тхакура о том, чтобы он позволил стать… Шрила Шридхар Махарадж говорит от своего имени, но также это молитва всех преданных. Мы можем молиться Бхактивиноду Тхакуру о том, чтобы стать верными и подлинными последователями нашей линии [теистической] мысли, наших учителей, нашей сампрадаи. Есть разные стадии духовной жизни. На какой-то стадии человек сомневается в существовании Бога. Ссорится с преданными — такая стадия тоже есть. Потом, когда это проходит, единственная наша молитва, единственное, о чем мы беспокоимся, заботимся, — это то, что мы не стали хорошими слугами. Это та недостижимая пропасть до того [положения], как стать хорошим слугой, — она всегда будет нас повергать чуть ли не в отчаяние.

#00:29:23#

Бхактивинод Тхакур жил в начале XX века, фактически в наши дни, и он показал такой колоссальный уровень духовной жизни. Никто из смертных не мог соблюдать такую садхану, как Бхактивинод Тхакур. Никто не мог совершать такое служение. И потом, в последние годы своей жизни, он полностью отошел от дел и погрузился в интенсивнейший внутренний бхаджан, который тоже не мог практиковать никто из смертных с такой интенсивностью. Такая степень накала любви и вкуса к харинаму была у Шрилы Бхактивинода. Поэтому это абсолютно потрясающее существо — Шрила Бхактивинод Тхакур. Он пришел за нами из вечного мира, он там — очень близкий спутник божественной четы. Не может быть и речи о том, чтобы кто-нибудь был хотя бы отчасти близок по уровню к Шриле Бхактивиноду Тхакуру из его современников. Это совершенно немыслимо. Великая душа!

#00:30:39#

Есть одна эзотерическая истина, ее открыл Шрила Шридхар Махарадж. Мы можем в этот день обсудить ее. Он [Шрила Бхактивинод Тхакур] ушел в амавасью, как и Гададхар Пандит. Есть особая причина, почему Гададхар Пандит ушел именно в амавасью. Амавасья — это как бы противофаза пурнимы. Гададхар Пандит явился в пурниму. И Махапрабху тоже явился в пурниму. Но Гададхар Пандит ушел в амавасью, в противофазе к явлению Махапрабху. Поскольку он является как бы тенью Махапрабху, он ушел в темную половину месяца. И Бхактивинод Тхакур тоже ушел в амавасью. В связи с этим Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур написал очень сокровенные строки. Мы это прочтем. Это из «Анубхашьи», из его комментария к «Чайтанья-чаритамрите».

#00:31:34#

[Шрила Данди Махарадж читает:]

гада̄дхара-митра-вара ш́рӣ-сварӯпа-да̄модара
          сада̄ ка̄ла гаура-кр̣ш̣н̣а йадже
джагатера декхи’ клеш́а дхарийа̄ бхикш̣ука-веш́а̄
          ахарахах̣ кр̣ш̣н̣а-на̄ма бхадже

ш́рӣ-гаура иччха̄йа дуи махима̄ ки каба муи
             апра̄кр̣та-па̄риш̣ада-катха̄
пракат̣а ха-ийа̄ севе кр̣ш̣н̣а-гаура̄бхинна-деве
          апрака̄ш́йа катха̄ йатха̄ татха̄

«Очень трудно постичь сладостную волю Шри Гауранги. Но если мы сможем возвыситься до этого уровня, то мы увидим, что Сварупа Дамодар и Шри Гададхар Пандит всегда совершают свое служение здесь, в Навадвипе. Иногда это скрыто, а иногда явлено на нашем плане бытия. На том уровне все происходит по сладостной воле Гауранги без всякого ограничения. Но сейчас я понимаю, что те двое явились внешнему взору как Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж и Шрила Бхактивинод Тхакур. Я увидел это своими собственными глазами божественного служения. Но это не следует афишировать, широко предавать гласности. Люди будут смеяться над этим, но это пришло ко мне из глубины сердца».

#00:32:44#

Шрила Данди Махарадж: Это не нечто, вычитанное в писаниях, это пришло из сердца Сарасвати Тхакура. Он осознал это ясно и выразил эту истину тождественности Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа и Сварупы Дамодара, а также Бхактивинода Тхакура и Гададхара Пандита. Он здесь также говорит, что эти вечные спутники Господа вечно совершают свою севу в Навадвипе. Они никогда не покидают Навадвипу, они вечные жители Навадвипы. И они, как правило, не проявлены для мирских глаз, но по особой милости они могут проявиться в виде особых личностей. И они проявились в виде этих великих ачарьев. Так что это очень особая личность — Шрила Бхактивинод Тхакур.

#00:33:37#

Он сделал для нашей сампрадаи совершенно особую севу, он фактически возродил нашу сампрадаю из руин. Эти руины — это сахаджия-вада, майявада, шакта — все эти школы, которые сейчас также присутствуют в большом количестве, в том числе и здесь [в России]. Поэтому, памятуя о Бхактивиноде Тхакуре, нам нужно высоко держать эти идеалы [над головой]. И стараться им соответствовать самим. А также воздерживаться от смешения нашего движения со всеми этими идеями апа-сампрадай, которых сейчас огромное количество, которые сейчас очаровали умы многих образованных людей, в том числе в России. Это очень пагубная «инфекция». Многие увлекаются этими школами [мысли]: шакта, сахаджия, майявада — практически весь мир. Шрила Бхактивинод Тхакур был в этом смысле абсолютно бесстрашным. Мы все помним эту историю победы над йогом Бхишикисеной. Ценой своей жизни он уничтожил гордыню этого йога и рассеял его движение. Он приложил огромные усилия. Очень многие враги Бхактивинода, в России в том числе, говорят, что якобы он был нетерпимым человеком. Это неправда. Это не из нетерпимости исходило. Он хотел показать людям подлинное величие Шри Чайтаньи Махапрабху, подлинную красоту Его учения.

#00:35:28#

Действительно, когда мы слушаем всех этих людей: майявади, сахаджиев, шакт, мы думаем: «Какое грустное у них мировоззрение! Пессимистическое и довольно гнилое нравственно». Это абсолютно не вдохновляющие идеи. Поэтому Шрила Бхактивинод Тхакур постарался представить идеалы Шри Чайтаньи Махапрабху во всей их красоте, во всей их славе, чистыми от всех этих вздорных мирских искажений. В этом смысле он в одиночку восстановил все величие храма Шри Чайтаньи Махапрабху. Не только восстановил этот храм, но и показал людям его подлинное значение, создав очень много произведений на бенгали, на английском языке.

#00:36:24#

Для современных ему бенгальцев Шрила Бхактивинод Тхакур был величайшим святым, религиозным гением. И не только для Бенгалии — со всей Индии люди тянулись к Бхактивиноду Тхакуру. И Сушил Кумар Гхош, его близкий друг, сказал: «Читая ваши труды, я вижу, что они неотличны от трудов наших прекрасных Госвами. Поэтому, несомненно, вы заслуживаете титула „седьмой Госвами“». Так Шрила Бхактивинод Тхакур вошел в историю гаудия-вайшнавизма как седьмой Госвами.

Шрила Бхактивинод Тхакур ки джай!

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шрипад Махавир Махарадж ки джай!

Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования