«Ко дню явления Шрилы Ачарьи Махараджа». Шрила Б. А. Махавир Махарадж и Сахадев Прабху. 2 октября 2016 года | Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 43.88M)


Russian

Сахадев Прабху

Ко дню явления Шрилы Ачарьи Махараджа

(2 октября 2016 года. Москва, Кисельный)

 

…который действует через эту дживу. Относительно Бхактиведанты Свами Прабхупады Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Он шактьявеша-аватара Нитьянанды Прабху». Человек, который в девяносто лет основал сто восемь храмов по всему миру, издал сотни книг на санскрите, на бенгали[1]. Шридхар Махарадж объяснял: «Без мистической силы Нитьянанды Прабху, которая нисходит свыше, такое невозможно».

#00:00:29#

Свами Махарадж — шактьявеша-аватара, он тот, кто стал проводником милости Баладевы, проводником милости Господа Нитьянанды. Когда эта идея стала обсуждаться в среде учеников Шридхара Махараджа, Бхактиведанты Свами [Прабхупады], Шридхар Махарадж также сказал: «Но я должен сделать очень важное дополнение к сказанному: это не так, что просто какой-то обычный, заурядный человек жил и вдруг внезапно…» Как мы знаем, в американских фильмах: человека вдруг кусает его ядовитый паук, он становится человеком-пауком. Или падает астероид, он становится супергероем.

#00:01:14#

Ничего подобного в случаях с ачарьями не происходит. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Вы должны понимать, что это не так, что [это] была заурядная, обычная душа, которая спокойно жила, ни о чем не думала, и вдруг на нее обрушилась милость Господа Нитьянанды. Но страстное желание исполнить волю своего духовного учителя, страстное желание воплотить в жизнь идею проповеди сознания Кришны, это страстное желание и готовность стать полностью прозрачной средой для того, чтобы воля Господа могла действовать через тебя, именно это сделало Бхактиведанту Свами шактьявеша-аватарой, позволило пролить поток милости».

#00:02:02#

Мы знаем, что практически седым старцем он отправился в Америку, пережил несколько инфарктов. «Страстное желание исполнить волю своего духовного учителя». Мы знаем, что в графе «отец» в некоторых документах Бхактиведанта Свами указывал: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Подобное видение. Был период, когда он работал в храме, ашраме Радхи-Дамодара над переводом «Бхагаватам». Ему говорили: «Свамиджи, [вы] живете здесь, здесь так хорошо, здесь так тепло», а он плакал и говорил: «Никто не хочет исполнить волю Сарасвати Тхакура, никто не хочет отправиться проповедовать на Запад».

#00:02:49#

Подобным же образом, когда мы говорим об Ачарье Махарадже, это не так, что просто шел человек, Гурудев вышел [навстречу] и сказал: «Слушай, не хочешь быть ачарьей?», [а] он ответил: «Давай, договорились». Гурудев всегда искал, годами искал человека, которому можно поручить ответственность за миссию, ответственность за Матх. Почему [это так сложно]? Потому что положение ачарьи — это очень публичное, очень сложное положение, когда ты фактически всегда [должен] рассказывать духовные истины, [своим примером] олицетворять духовное знание.

#00:03:29#

Ты полностью уходишь от личной жизни. В случае с Говиндой Махараджем, в случае с Гурудевом: вокруг него постоянно сидели люди. Мало того, что они сидели [вокруг Гурудева], они еще начинали говорить друг с другом громче, чем он. Иногда, когда его вся [эта] «песочница» окончательно утомляла, он обычно выбирал канал «Дикие животные» или «Мир джунглей», «Animal Channel» и включал погромче, и тогда все понимали, что надо разойтись.

#00:04:00#

Что такое жизнь ачарьи? «Я и пятьдесят моих новых друзей». «Здравствуйте!» и так далее. Более того, все эти люди требуют заботы, они требуют погружения сознания. Это только верхушка айсберга, что такое быть ачарьей. Все, что ты сделаешь хорошего, это нормально, ты же ачарья. После всего, где ты ошибешься или сделаешь не так, скажут: «Посмотрите, вот какой он ачарья!». Тяжелый неблагодарный труд. Таким образом.

#00:04:35#

В действительности поиграть в игру быть ачарьей, ачарьей на неделю, посидеть в лепестках [предложенных цветов], это нравится людям, но действительно быть ачарьей — это великий труд, очень сложное положение, полное отсутствие личной жизни, постоянная занятость в делах миссии. Какова идея вайшнавской санньясы, санньясы в Шри Чайтанья Сарасват Матхе? Это служение Божествам, служение миссии, служение духовному учителю.

#00:05:04#

Мы видим, что это всегда драматичный процесс. Почему? Когда юный Говинда Махарадж в восемнадцать лет услышал проповеди брахмачари из Матха Шридхара Махараджа, он переплыл вместе с ними Гангу. Хотя он сам родился в семье Гуру, в семье духовных учителей, киртаний, певцов, тем не менее, когда восемнадцатилетним юношей он предстал перед Шридхаром Махараджем, он понял: «Это мой Гуру».

#00:05:32#

Шридхар Махарадж буквально через неделю общения с Говиндой Махараджем объявил: «Этот мальчик настолько потрясающий, что станет моим преемником». Что случилось после этого? После этого значительная часть ближайшего окружения, ну не ближайшего, а брахмачари [Матха], людей, которые жили в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, решила покинуть Шри Чайтанья Сарасват Матх. Изучая гороскопы, обращаясь к медикам, они надеялись, что Шридхар Махарадж старенький, он скоро отправится в высший мир, а они унаследуют миссию.

#00:06:07#

Существует документ, в котором они потребовали: «Шридхар Махарадж, ты избрал себе такого молодого преемника. Что же получим мы? Мы уходим из Матха. Не мог бы ты дать какие-то деньги, которые у тебя есть?» Шридхар Махарадж отдал практически весь бюджет Чайтанья Сарасват Матха и сказал: «Ну, если у вас такой настрой, то возьмите все деньги, оставьте нас в покое». И, когда возникла эта ситуация с Гурудевом, часть учеников, забрав все деньги, покинула Чайтанья Сарасват Матх. Остался Шридхар Махарадж и Гурудев. Но зато те, кто остались, были настроены жить духовной жизнью, а не заниматься духовной коммерцией.

#00:06:47#

Подобным же образом, когда Сарасвати Тхакур оставил этот мир, мы знаем, что миссия не смогла сохранить цельность. Был Тиртха Махарадж — правая рука Сарасвати Тхакура, выдающийся менеджер, и Ананта Васудев — выдающийся проповедник. Возникал вопрос: каким образом должна существовать миссия? Поэтому Шридхар Махарадж, так как было известно, что он абсолютно бескорыстная, прозрачная среда, сказал: «О Йоге-питхе должен заботиться Тиртха Махарадж — он хороший менеджер. А Ананте Васудеву отдайте многие прочие матхи, пусть он проповедует, привлекает людей — он хороший оратор, проповедник».

#00:07:33#

Так или иначе, этот поток извилистый. Шридхар Махарадж говорит: «Каждый раз, когда ачарья уходит, происходит определенная драматургия, и каждый раз вопрос [выбора] преемника также является очень мистическим, актуальным».

#00:07:50#

Ачарья Махарадж был известен тем, что он умел чувствовать, чего желает Гурудев, умел чувствовать сердце Гурудева. Буквально с начала своего прихода в Чайтанья Сарасват Матх он сразу стал заниматься менеджментом, стал заниматься облагораживанием [территории] Матха, стал заниматься строительством.

#00:08:20#

Его биография достаточно интересная. Почему? Бхагавад-гита объясняет, что возвышенные души сразу рождаются с совершенно другими интересами, чем материалисты. То есть это не так, что трансценденталист проходит сложный путь, пытается заниматься бизнесом, пытается наслаждаться семейной жизнью, а потом приходит к выводу, что самое главное — это духовность.

#00:08:47#

Подлинные трансценденталисты изначально понимают, что самое главное в этой жизни. Жизнь очень короткая у человека, почти как у мотылька, просто мы этого не замечаем, но замечаем уже в конце. Очень короткий сон или набор снов: детство, отрочество, [юность, зрелость,] старость. Сон о маразме, например, и все — завершающий этап. Даже осознав [свои] возможности, когда мы будем оставлять этот мир, мы не будем понимать, кто я вообще и так далее.

#00:09:18#

Жизнь очень коротка. И трансценденталисты… Допустим, Бхактиведанта Свами Прабхупада работал в лаборатории Боза, это была одна из первых национальных индийских химических лабораторий. Соответственно, в рамках движения Ганди политическая элита Индии была покупателями Бхактиведанты Свами. У него были заказчики из высшей элиты. И описывается, почему бизнес Бхактиведанты Свами в конечном итоге потерпел крах. Не потому, что он был нерентабельный, а потому, что Бхактиведанта Свами постоянно занимался проповедью, организацией программ, постоянно пытался проповедовать.

#00:10:04#

Он говорил: «Почему мы не напишем Рабиндранату? Почему не напишем Ганди? Почему мы не напишем Радхакришнану?» Все были в шоке: как можно так делать? Почему [так происходило]? Потому что, несмотря на свою успешную социальную деятельность, Бхактиведанта Свами понимал: «Центр моей жизни — некое духовное состояние».

#00:10:27#

Ачарья Махарадж родился в калькуттской семье, это была огромная семья. Их интересы были достаточно традиционными: политика, юриспруденция, все, что связано с экономикой, с выгодой.

#00:10:47#

Он рассказывает о себе: «Моя семья абсолютно ничего не знала о гаудия-вайшнавизме, они не были гаудия-вайшнавами, последователями Шри Чайтаньи, но в семье регулярно изучалась Гита, иногда воспевалась Харе Кришна маха-мантра, Святое Имя Господа». Такие нормальные юристы-материалисты: «Я не знаю, кто такой Чайтанья: Харе Кришна, Харе Кришна».

#00:11:11#

Маха-мантрой в Индии пронизано все. Ачарья Махарадж вспоминал: «Моя семья не была особенно религиозной. Мать была религиозной, отец думал не о религии, а том, где взять деньги на еду». Отец в сфере юриспруденции, по-моему, трудился, но Бхагавад-гита [в доме] регулярно изучалась. По своему первому образованию Ачарья Махарадж — математик. Почему у нас строения стоят и не падают, которыми он занимался? У него математический склад мышления, он математик.

#00:11:55#

Отучившись, окончив колледж по специальности «математика», Ачарья Махарадж сразу стал преподавать в школе. На какое-то время его семья переехала в Бангладеш, потом вернулась из Бангладеша, он стал преподавать математику в местечке неподалеку от Калькутты. Потом ему навесили физику. «Раз знаешь математику, давай [преподавай и] физику». Второе образование, которое он получал, — было образование юридическое. Мы знаем, что Шридхар Махарадж — бакалавр искусств, но также он получал следом юридическое образование. В Индии считается, что разбираться в законах, быть немножко юристом — это хорошо.

#00:12:38#

У Шридхара Махараджа тоже два образования, юридическое — незаконченное. Почему? Потому что началось движение Ганди, движение за независимость [Индии от Британской империи], и было модным бросать «эти ваши английские университеты», и так далее. А так у Шридхара Махараджа два образования: бакалавр искусств (благодаря чему примеры из Гегеля, Шекспира — культуролог-искусствовед, между прочим) и юрист.

#00:13:02#

Ачарья Махарадж — физик, математик и, как положено в Индии, юрист. Вообще, у меня возникает ощущение, [что] только Бхактиведанта Свами не успел поучаствовать [в получении юридического образования]. Какое-то серьезное лицо, которое ты встречаешь в Индии, обязательно кто-то и — юрист. Соответственно, Ачарья Махарадж определенное время получал юридическое образование. Затем он стал работать, и мать постоянно говорила… Хотя была гигантская семья, со всеми родственными связями чуть ли не сто пятьдесят человек. Причем, когда они жили в Бангладеше, они жили в одном доме, чуть ли не целый жилой дом — допустим, пятиэтажка, и в этой пятиэтажке все родственники живут: бабушка, бабушка бабушки, три брата отца, сыновья пятерых братьев трех отцов. Такой дом, большая дружная семья, все друг другу родственники.

#00:14:04#

Но, тем не менее, матери казалось — мышление матери достаточно понятное, [это] мышление женщины, она начала требовать срочной женитьбы: не важно когда, не важно зачем, не важно на ком, и стала продавливать: «Сынок, так ты никогда не женишься», а он говорил: «Зачем?». Для Ачарьи Махараджа это было немножко странно, он говорил: «Ну, я готовлю и сам себе хорошо, поэтому пока потребности жениться не испытываю».

#00:14:33#

В какой-то момент мать перестала ему готовить, сказала: «Если не женишься, я не буду готовить тебе». Ачарья Махарадж, как радикальная личность, сказал: «А я тогда не буду жить дома», покинул дом, перестал преподавать математику и физику и стал работать в качестве частного репетитора. Так как он был готов заниматься, видимо, за умеренную цену, но с большим количеством учеников, то бенгальские дети (так как человек знает математику, знает английский, что-то понимает в юриспруденции), бенгальские дети стали стекаться, и Ачарья Махарадж стал на некоторое время небольшим образовательным центром при Навадвипе.

#00:15:13#

Он снимал комнату, он ходил в пиджаке, галстуке, снимал комнату рядом с Чайтанья Сарасват Матхом, не зная о том, что это за Матх, что там за идеи [провозглашаются]. Как-то раз он просто подумал: «Раз уж я живу рядом с храмом, надо зайти туда поинтересоваться, что там происходит». Он зашел. Когда он пришел, Гурудев был в отъезде: он был в одном из первых проповеднических мировых туров. В Навадвипе находился Хари Чаран Прабху, который занимал положение менеджера, одного из менеджеров Гурудева.

#00:15:53#

Он немножко рассказал ему [Ачарье Махараджу], кто есть Шри Чайтанья, [что такое] вайшнавская философия: «Ты можешь совершать какое-то служение». Мы скажем: «Ну, наверное, он дал ему [книгу] „Путь домой“, достал [брошюру] „Рекомендуемая последовательность изучения книг в Шри Чайтанья Сарасват Матхе“, потом прочитал лекцию по рекрутингу, [дал] ступенчатую систему». Систему, как мы сейчас создаем. Чтобы была ступенчатая система: сначала люди поняли одно, потом второе, потом, наверное, был фестиваль «Ведалайф», где не сразу было понятно, что такое сознание Кришны, потом [более] глубокое сознание.

#00:16:26#

Скорее всего беседа была такой: «Это Махапрабху, а это храм. Здесь можно совершать служение». — «Ага». [Потом] приехал Гурудев. Увидев Гурудева, почувствовав атмосферу храма, Ачарья Махарадж понял, что это ему интересно, а собственно преподавание — это нечто внешнее. Поэтому он взял свой красивый пиджак, галстук, закрыл школу. Дети некоторое время бегали, жаловались: «Такой хороший учитель подался в религию, ушел».

#00:17:00#

Он сказал: «Моя одежда — пиджак, галстук — напоминала мне о преподавании». Все преподаватели во всех странах ходят [в строгой одежде]. Если ты преподаватель, ты обязан хотя бы уметь завязать с завязанными глазами виндзорский узел, надеть на себя пиджак и в состоянии полузомби отправиться читать лекцию. Пиджак, галстук — это преподавательская тема.

#00:17:21#

В той комнате, которую он снимал, был диван, где можно было спать, некоторые удобства. А в начале, так как он был гостем, таков индийский стиль, ему [в Шри Чайтанья Сарасват Матхе] выделили фактически комнату с небольшим ковриком, может быть одеялом, но даже без кровати, и он сказал: «Я находился в состоянии трансцендентного не-комфорта, пиджак напоминал мне о преподавании, о том, что есть где-то там удобная комната, ученики, поэтому был утоплен в Говинда-кунде».

#00:17:54#

Говинда-кунда — прекрасное озеро. Началось все с пиджака, потом, собственно, [именно] Ачарья Махарадж облагородил Говинда-кунду. Он вошел в историю Шри Чайтанья Сарасват Матха как человек, одним из самых ярких и главных проектов которого была Говинда-кунда. Итак, Ачарья Махарадж после утопления пиджака почувствовал себя очень хорошо и стал помогать Гурудеву.

#00:18:19#

Мы слышали, что Говинда Махарадж неоднократно говорил: «У меня есть мои белые ученики. Это люди, которые обладают одной культурой. Есть определенный бенгальский менталитет, который является более жестким, более суровым». К бенгальцам Гурудев был более требователен и осторожен в плане того, чтобы «обрушить» на них какие-то [материальные] блага. Например, есть лекция Гурудева, где он говорит: «Зачем у меня все просят носки? Зачем им носки? Если ты всю жизнь рос без носков, зачем теперь тебе носки?». И так далее.

#00:18:55#

Такова бенгальская ситуация. Бенгалия — страна Гуру. Условия жизни там очень сложные, это экономически далеко не самый развитый район Индии, но Бенгалия регулярно поставляет Гуру. Рабиндранат Тагор — бенгалец. Тагор — это производная от имени Тхакур. На самом деле Рабиндранат Тхакур. Потом Рамакришна, [учение] которого потом распространили, — бенгалец опять-таки.

#00:19:34#

Бенгалия поставляла Гуру, и любой бенгалец, если его вывозишь из страны, обучаешь нескольким шлокам, он быстро становится Гуру, а когда ты сам Гуру, зачем тебе еще какие-то Гуру? Поэтому Гурудев очень осторожно взаимодействовал с бенгальцами, он говорил: «Надо, чтобы их пратиштха приживалась потихонечку». Бенгальские отношения — совсем другой стандарт. Известная история, как Шридхар Махарадж разгневался за что-то на Гурудева, а Гурудев был достаточно озорной, он мог задавать вопросы [такого] типа: «А может ли Бог покончить с Собой?».

#00:20:13#

С Шридхаром Махараджем они «сторговались» на том, что Кришна кончает с Собой в аспекте Брахмана. «Да, нет ни тебя, ни меня». В Брахмане Кришна кончает с Собой, и прочие невинные шалости. И вот во время очередного обострения Шридхар Махарадж решил побить Говинду Махараджа, а Говинда Махарадж — выходец из Бамунпары, это сельская местность, он гораздо лучше знал, что такое битье, чем Шридхар Махарадж, который вырос в элитной брахманской семье, где [в быту] говорили на санскрите.

#00:20:49#

Говинда Махарадж вместо того, чтобы отходить, подошел еще ближе. Шридхар Махарадж был шокирован и сказал: «Я же тебя бью. Ты почему ближе подходишь?», а Говинда Махарадж сказал: «Шридхар Махарадж, честно говоря, бить вы совсем не умеете». Тогда Шридхар Махарадж обнял его. Это бенгальский стиль. Мы видим, что Гурудев всегда был очень нежен со своими западными учениками, а своему слуге [индусу] Ранджиту он мог и палкой угрожать, и так далее. Стиль [бенгальского] общения не совсем, как у белых людей.

#00:21:24#

Гурудев также проверял Ачарью Махараджа. Когда был какой-то праздник (я не помню, с чем [он] был связан точно — либо Вьяса-пуджа Гурудева, либо [его] возвращение с первого [мирового] тура), Ачарья Махарадж организовал праздник, прасад, гостей и прессу. Говинда Махарадж сказал: «Боже, сколько денег мы потратили на этих журналистов. Я тебе денег давать не буду», и он сказал: «За деньги кто угодно сделает, а ты попробуй без денег сделай».

#00:22:04#

Ачарья Махарадж, так как в служении Гурудев поставил ему испытание, что деньги ему нужно будет добывать самому, рассказывал: «Главный менеджер мне не давал денег по указанию Гурудева, а у Араньи Махараджа деньги были». Тогда он «подстреливал» деньги у Араньи Махараджа и говорил: «Вот видите, Гурудев, все происходит». Гурудев видел, что хотя он лишал его материальных благ, ставил все больше задач, Ачарья Махарадж прекрасно начал заниматься стройкой, начал заниматься менеджментом.

#00:22:37#

Он был в этом достаточно успешен. Главный его проект — Говинда-кунда. Гурудев иногда рассказывал в Индии: «Когда я сижу в Лахте, в России, я смотрю на Финский залив, на воду, Махапрабху рядом, и так это все здорово», и уходил в тишину. Все: «Ну да, неплохо». Хотя Говинда-кунда долгое время была, но не было центрального здания в центре пруда, которое называется Джал-мандир, то есть «Водный храм».

#00:23:11#

Когда начали обустраивать Говинда-кунду, героически пытались осушить пруд, чтобы вбить сваи, но это не удавалось. Тогда Гурудев в своем мистическом видении увидел, что необходимо поклоняться Варахадеву, потому что [это место в] Навадвипе известно как Коладвипа и Вараха-кшетра, ей покровительствует Варахадев. Шалаграм, который есть в ШЧСМ, — это по навадвипскому Варахадев. И [необходимо] поклоняться с мантрой, которая прославляет Курму, черепаху, которая стала основой для гигантской горы Меру, когда богам и демонам надо было вспахтать мировой океан. Но на что опереться? В этом был вопрос.

#00:23:56#

После того, как на мистическом уровне с молитвами, обращенными к Курмадеву, Варахадеву, предложили сладкие шарики, вода ушла, удалось установить сваи. Помимо этого, всю техническую часть [выполнения задачи] взял на себя Ачарья Махарадж. Благодаря его трудам Махапрабху, который установлен в самадхи Шридхара Махараджа, получил возможность кататься на лодке по воде, плавать туда-сюда, являться Свои игры на воде, как описано в «Чайтанья-чаритамрите».

#00:24:34#

После того, как это произошло, Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, подошел к самадхи Шридхара Махараджа и стал разговаривать с самадхи на английском. Он сказал: «Шридхар Махарадж, ты видишь, какое служение совершено, и это совершено благодаря усилиям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа. Это благодаря его трудам твое сокровенное желание исполнено».

#00:25:01#

Гурудев видел самадхи Шридхара Махараджа как самого Шридхара Махараджа, который полностью присутствует [в нем], который видит все, что происходит в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. В определенный момент Гурудев спросил Ачарью Махараджа: «Ачарья Махарадж (тогда [его] звали Винод Брахмачари), ты намерен жениться?», тот сказал: «Нет, я брахмачари». «Ну тогда завтра примешь санньясу».

#00:25:28#

Была дана санньяса, и во время этой санньясы было дано достаточно яркое имя — Ачарья Махарадж. [Шутит:] «Называйте меня просто и уважительно». — «Как ваше имя?» — «Ачарья».

#00:25:43#

Другому близкому слуге Гурудева — Расабхи, который тоже претендовал на определенное положение, Гурудев сказал: «Твое имя будет Парамахамса Махарадж». И когда тот сказал: «Я-то уже много десятков лет служу, а здесь каким-то новичкам [дают] санньясу». Гурудев пошутил и смягчил ситуацию, сказав: «Парамахамса — это [имя для] преданных высшего уровня, а Ачарья, Гуру — это [уровень] мадхьяма-адхикар: тот, кто проповедует, распространяет. Не беспокойся о том, чтобы рулить, ты, как парамахамса, медитируй на Кришну, а практические задачи ачарьи, Гуру — это мадхьяма-адхикар».

#00:26:18#

У Гурудева был трансцендентный юмор. Допустим, двух своих брахмачарини он назвал одну Лалита, а вторую Вишакха. Да, Лалита и Вишакха — две главные гопи кришна-лилы. У Гурудева был богословский, теологический юмор. Он умел составлять пранама-мантры на санскрите с двусмысленным [значением]. [Как если бы, например,] на русский это можно было перевести, что на воскресных программах на Кисельном по вечерам мы рассеиваем тьму невежества.

#00:26:55#

Можно понять [по-разному:] не то мы ее рассеиваем — убираем, не то рассеиваем — распространяем. У Гурудева были пранама-мантры к некоторым духовным братьям. Они сначала восхищались, а потом говорили: «А ты случайно?..». — «Не, не».

#00:27:14#

Положение Ачарьи Махараджа как севаите-ачарьи навадвипского матха, как главы навадвипского матха, было провозглашено при очень мистических обстоятельствах, потому что Гурудев проводил уже свои последние дни в Калькутте на кислородном аппарате, очень плохо себя чувствовал.

#00:27:37#

Он внезапно сказал: «Я хочу вернуться в Навадвипу». Идея возвращения в Навадвипу была внезапной, потому что здоровье Гурудева было очень слабым. Когда он приехал в Навадвипу, он сказал: «Более того, я хочу отправиться в Бамунпару», то есть в место своего явления. И вот он отправился в Бамунпару. А там построен, если кто не знает, у того может возникнуть дежа вю, там построен такой же храм по планировке, как главный [храм] в Навадвипе.

#00:28:16#

У меня лично были психоделические чувства: абсолютно, ну или очень похожие по конструкции. Люди другие, пейзаж другой, а храм тот же самый. Допустим, вы куда-то заходите, другие люди, но тот же самый «Кисельный». И вот в Буманпаре, в своей лекции в месте своего рождения, Гурудев громогласно провозгласил: «Всю заботу об этом навадвипском матхе я возлагаю на Ачарью Махараджа, вы должны поддержать его».

#00:28:48#

Также он спросил Ачарью Махараджа: «Если будут какие-то трудности, ты будешь сражаться за матх или убежишь?», Ачарья Махарадж ответил: «Нет, какие бы трудности ни были, я буду отстаивать этот матх, я буду за него сражаться». Поэтому положение Ачарьи Махараджа не случайно, он необычайно энергичный лидер, он много проповедует по деревням и в самой Навадвипе. Распространять гаудия-вайшнавизм в Навадвипе — очень сложно.

#00:29:20#

Почему? Как у нас в России все говорят: «Христианство? Да знаю я, что такое христианство, я знаю, чему учил Христос. Мы русские, мы православные». И вот однажды под влиянием Мадхава Махараджа мы проводили такой эксперимент в Смоленске, ходили и спрашивали: «Простите, вы не подскажете, какая главная заповедь Христа?». Естественно, люди отвечали: «Конечно, знаю». Какая главная заповедь Христа? Что они отвечали? Естественно: «Не убий».

#00:29:49#

А вообще «не убий» — это ветхозаветная заповедь. А у Христа в Нагорной проповеди его главная первая заповедь: «Возлюби Господа Своего всей плотью, всей крепостью своей», и вторая: «Возлюби ближнего своего». Про «не убий» там вообще нет [ничего]. То же самое в Навадвипе: «Да мы знаем, кто такой Шри Чайтанья. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Знаем мы это Святое Имя».

#00:30:15#

Даже сам Шри Чайтанья для проповеди в Бенгалии сказал: «Моя резиденция будет в Джаганнатха Пури». А кто спасал Бенгалию? Бенгалию спасал Нитьянанда Прабху. Каким образом?

#00:30:26#

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а[2]

«Тот, кто предастся стопам Шри Чайтаньи, для Меня будет жизнь и душа».

#00:30:35#

Навадвипа — очень мистическое, очень непростое место для проповеди. Ачарья Махарадж организует проповеднические туры, проповедует бенгальцам Шри Чайтанью. Это не так просто. Мы знаем, что Сагар Махарадж проповедовал там, и за проповедь, в том числе в Бенгалии, Гурудев наградил его титулом «Махамандалешвар». Это особое измерение, это особое служение. Ачарья Махарадж очень энергичен, он даже не принимает прасад размеренно, он быстро съедает и быстро бежит.

#00:31:16#

Это необычайно энергичный человек, который хочет что-то делать, хочет проповедовать. Мы понимаем, что никто не попадает на алтарь случайно, положение ачарьи не является случайным. Почему? Многие могут рассуждать, как я бы поддерживал Навадвипу, что я бы сделал в Навадвипе, как я бы проповедовал в Навадвипе.

#00:31:41#

Но постоянно быть в Навадвипе, постоянно заниматься всеми проблемами Навадвипы, а не какими-то своими делами — это очень, очень непросто. Кресло Гурудева, кресло Ачарьи Махараджа. Гурудев говорил: «Это самое сложное, это самое высокое».

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас



1  Сахадев Прабху допускает ошибку. Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896–1977) не дожил до девяноста лет, занимаясь активно проповеднической деятельностью на Западе, о которой говорится в лекции, после семидесяти лет.

2  «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — Моя жизнь и душа!»




←  «Утонченное сердце». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. Из цикла «Просто о трансцендентном» ·• Архив новостей •· «Золотой Вулкан божественной любви». Часть II. Шикшаштакам: наставления Шри Чайтаньи Махапрабху. Смиреннее травинки. Книга Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа в редакции 2018 года →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 46.0 МБ)


Russian

Сахадев Прабху

Ко дню явления Шрилы Ачарьи Махараджа

(2 октября 2016 года. Москва, Кисельный)

 

…который действует через эту дживу. Относительно Бхактиведанты Свами Прабхупады Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Он шактьявеша-аватара Нитьянанды Прабху». Человек, который в девяносто лет основал сто восемь храмов по всему миру, издал сотни книг на санскрите, на бенгали[1]. Шридхар Махарадж объяснял: «Без мистической силы Нитьянанды Прабху, которая нисходит свыше, такое невозможно».

#00:00:29#

Свами Махарадж — шактьявеша-аватара, он тот, кто стал проводником милости Баладевы, проводником милости Господа Нитьянанды. Когда эта идея стала обсуждаться в среде учеников Шридхара Махараджа, Бхактиведанты Свами [Прабхупады], Шридхар Махарадж также сказал: «Но я должен сделать очень важное дополнение к сказанному: это не так, что просто какой-то обычный, заурядный человек жил и вдруг внезапно…» Как мы знаем, в американских фильмах: человека вдруг кусает его ядовитый паук, он становится человеком-пауком. Или падает астероид, он становится супергероем.

#00:01:14#

Ничего подобного в случаях с ачарьями не происходит. Шрила Шридхар Махарадж сказал: «Вы должны понимать, что это не так, что [это] была заурядная, обычная душа, которая спокойно жила, ни о чем не думала, и вдруг на нее обрушилась милость Господа Нитьянанды. Но страстное желание исполнить волю своего духовного учителя, страстное желание воплотить в жизнь идею проповеди сознания Кришны, это страстное желание и готовность стать полностью прозрачной средой для того, чтобы воля Господа могла действовать через тебя, именно это сделало Бхактиведанту Свами шактьявеша-аватарой, позволило пролить поток милости».

#00:02:02#

Мы знаем, что практически седым старцем он отправился в Америку, пережил несколько инфарктов. «Страстное желание исполнить волю своего духовного учителя». Мы знаем, что в графе «отец» в некоторых документах Бхактиведанта Свами указывал: Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Подобное видение. Был период, когда он работал в храме, ашраме Радхи-Дамодара над переводом «Бхагаватам». Ему говорили: «Свамиджи, [вы] живете здесь, здесь так хорошо, здесь так тепло», а он плакал и говорил: «Никто не хочет исполнить волю Сарасвати Тхакура, никто не хочет отправиться проповедовать на Запад».

#00:02:49#

Подобным же образом, когда мы говорим об Ачарье Махарадже, это не так, что просто шел человек, Гурудев вышел [навстречу] и сказал: «Слушай, не хочешь быть ачарьей?», [а] он ответил: «Давай, договорились». Гурудев всегда искал, годами искал человека, которому можно поручить ответственность за миссию, ответственность за Матх. Почему [это так сложно]? Потому что положение ачарьи — это очень публичное, очень сложное положение, когда ты фактически всегда [должен] рассказывать духовные истины, [своим примером] олицетворять духовное знание.

#00:03:29#

Ты полностью уходишь от личной жизни. В случае с Говиндой Махараджем, в случае с Гурудевом: вокруг него постоянно сидели люди. Мало того, что они сидели [вокруг Гурудева], они еще начинали говорить друг с другом громче, чем он. Иногда, когда его вся [эта] «песочница» окончательно утомляла, он обычно выбирал канал «Дикие животные» или «Мир джунглей», «Animal Channel» и включал погромче, и тогда все понимали, что надо разойтись.

#00:04:00#

Что такое жизнь ачарьи? «Я и пятьдесят моих новых друзей». «Здравствуйте!» и так далее. Более того, все эти люди требуют заботы, они требуют погружения сознания. Это только верхушка айсберга, что такое быть ачарьей. Все, что ты сделаешь хорошего, это нормально, ты же ачарья. После всего, где ты ошибешься или сделаешь не так, скажут: «Посмотрите, вот какой он ачарья!». Тяжелый неблагодарный труд. Таким образом.

#00:04:35#

В действительности поиграть в игру быть ачарьей, ачарьей на неделю, посидеть в лепестках [предложенных цветов], это нравится людям, но действительно быть ачарьей — это великий труд, очень сложное положение, полное отсутствие личной жизни, постоянная занятость в делах миссии. Какова идея вайшнавской санньясы, санньясы в Шри Чайтанья Сарасват Матхе? Это служение Божествам, служение миссии, служение духовному учителю.

#00:05:04#

Мы видим, что это всегда драматичный процесс. Почему? Когда юный Говинда Махарадж в восемнадцать лет услышал проповеди брахмачари из Матха Шридхара Махараджа, он переплыл вместе с ними Гангу. Хотя он сам родился в семье Гуру, в семье духовных учителей, киртаний, певцов, тем не менее, когда восемнадцатилетним юношей он предстал перед Шридхаром Махараджем, он понял: «Это мой Гуру».

#00:05:32#

Шридхар Махарадж буквально через неделю общения с Говиндой Махараджем объявил: «Этот мальчик настолько потрясающий, что станет моим преемником». Что случилось после этого? После этого значительная часть ближайшего окружения, ну не ближайшего, а брахмачари [Матха], людей, которые жили в Шри Чайтанья Сарасват Матхе, решила покинуть Шри Чайтанья Сарасват Матх. Изучая гороскопы, обращаясь к медикам, они надеялись, что Шридхар Махарадж старенький, он скоро отправится в высший мир, а они унаследуют миссию.

#00:06:07#

Существует документ, в котором они потребовали: «Шридхар Махарадж, ты избрал себе такого молодого преемника. Что же получим мы? Мы уходим из Матха. Не мог бы ты дать какие-то деньги, которые у тебя есть?» Шридхар Махарадж отдал практически весь бюджет Чайтанья Сарасват Матха и сказал: «Ну, если у вас такой настрой, то возьмите все деньги, оставьте нас в покое». И, когда возникла эта ситуация с Гурудевом, часть учеников, забрав все деньги, покинула Чайтанья Сарасват Матх. Остался Шридхар Махарадж и Гурудев. Но зато те, кто остались, были настроены жить духовной жизнью, а не заниматься духовной коммерцией.

#00:06:47#

Подобным же образом, когда Сарасвати Тхакур оставил этот мир, мы знаем, что миссия не смогла сохранить цельность. Был Тиртха Махарадж — правая рука Сарасвати Тхакура, выдающийся менеджер, и Ананта Васудев — выдающийся проповедник. Возникал вопрос: каким образом должна существовать миссия? Поэтому Шридхар Махарадж, так как было известно, что он абсолютно бескорыстная, прозрачная среда, сказал: «О Йоге-питхе должен заботиться Тиртха Махарадж — он хороший менеджер. А Ананте Васудеву отдайте многие прочие матхи, пусть он проповедует, привлекает людей — он хороший оратор, проповедник».

#00:07:33#

Так или иначе, этот поток извилистый. Шридхар Махарадж говорит: «Каждый раз, когда ачарья уходит, происходит определенная драматургия, и каждый раз вопрос [выбора] преемника также является очень мистическим, актуальным».

#00:07:50#

Ачарья Махарадж был известен тем, что он умел чувствовать, чего желает Гурудев, умел чувствовать сердце Гурудева. Буквально с начала своего прихода в Чайтанья Сарасват Матх он сразу стал заниматься менеджментом, стал заниматься облагораживанием [территории] Матха, стал заниматься строительством.

#00:08:20#

Его биография достаточно интересная. Почему? Бхагавад-гита объясняет, что возвышенные души сразу рождаются с совершенно другими интересами, чем материалисты. То есть это не так, что трансценденталист проходит сложный путь, пытается заниматься бизнесом, пытается наслаждаться семейной жизнью, а потом приходит к выводу, что самое главное — это духовность.

#00:08:47#

Подлинные трансценденталисты изначально понимают, что самое главное в этой жизни. Жизнь очень короткая у человека, почти как у мотылька, просто мы этого не замечаем, но замечаем уже в конце. Очень короткий сон или набор снов: детство, отрочество, [юность, зрелость,] старость. Сон о маразме, например, и все — завершающий этап. Даже осознав [свои] возможности, когда мы будем оставлять этот мир, мы не будем понимать, кто я вообще и так далее.

#00:09:18#

Жизнь очень коротка. И трансценденталисты… Допустим, Бхактиведанта Свами Прабхупада работал в лаборатории Боза, это была одна из первых национальных индийских химических лабораторий. Соответственно, в рамках движения Ганди политическая элита Индии была покупателями Бхактиведанты Свами. У него были заказчики из высшей элиты. И описывается, почему бизнес Бхактиведанты Свами в конечном итоге потерпел крах. Не потому, что он был нерентабельный, а потому, что Бхактиведанта Свами постоянно занимался проповедью, организацией программ, постоянно пытался проповедовать.

#00:10:04#

Он говорил: «Почему мы не напишем Рабиндранату? Почему не напишем Ганди? Почему мы не напишем Радхакришнану?» Все были в шоке: как можно так делать? Почему [так происходило]? Потому что, несмотря на свою успешную социальную деятельность, Бхактиведанта Свами понимал: «Центр моей жизни — некое духовное состояние».

#00:10:27#

Ачарья Махарадж родился в калькуттской семье, это была огромная семья. Их интересы были достаточно традиционными: политика, юриспруденция, все, что связано с экономикой, с выгодой.

#00:10:47#

Он рассказывает о себе: «Моя семья абсолютно ничего не знала о гаудия-вайшнавизме, они не были гаудия-вайшнавами, последователями Шри Чайтаньи, но в семье регулярно изучалась Гита, иногда воспевалась Харе Кришна маха-мантра, Святое Имя Господа». Такие нормальные юристы-материалисты: «Я не знаю, кто такой Чайтанья: Харе Кришна, Харе Кришна».

#00:11:11#

Маха-мантрой в Индии пронизано все. Ачарья Махарадж вспоминал: «Моя семья не была особенно религиозной. Мать была религиозной, отец думал не о религии, а том, где взять деньги на еду». Отец в сфере юриспруденции, по-моему, трудился, но Бхагавад-гита [в доме] регулярно изучалась. По своему первому образованию Ачарья Махарадж — математик. Почему у нас строения стоят и не падают, которыми он занимался? У него математический склад мышления, он математик.

#00:11:55#

Отучившись, окончив колледж по специальности «математика», Ачарья Махарадж сразу стал преподавать в школе. На какое-то время его семья переехала в Бангладеш, потом вернулась из Бангладеша, он стал преподавать математику в местечке неподалеку от Калькутты. Потом ему навесили физику. «Раз знаешь математику, давай [преподавай и] физику». Второе образование, которое он получал, — было образование юридическое. Мы знаем, что Шридхар Махарадж — бакалавр искусств, но также он получал следом юридическое образование. В Индии считается, что разбираться в законах, быть немножко юристом — это хорошо.

#00:12:38#

У Шридхара Махараджа тоже два образования, юридическое — незаконченное. Почему? Потому что началось движение Ганди, движение за независимость [Индии от Британской империи], и было модным бросать «эти ваши английские университеты», и так далее. А так у Шридхара Махараджа два образования: бакалавр искусств (благодаря чему примеры из Гегеля, Шекспира — культуролог-искусствовед, между прочим) и юрист.

#00:13:02#

Ачарья Махарадж — физик, математик и, как положено в Индии, юрист. Вообще, у меня возникает ощущение, [что] только Бхактиведанта Свами не успел поучаствовать [в получении юридического образования]. Какое-то серьезное лицо, которое ты встречаешь в Индии, обязательно кто-то и — юрист. Соответственно, Ачарья Махарадж определенное время получал юридическое образование. Затем он стал работать, и мать постоянно говорила… Хотя была гигантская семья, со всеми родственными связями чуть ли не сто пятьдесят человек. Причем, когда они жили в Бангладеше, они жили в одном доме, чуть ли не целый жилой дом — допустим, пятиэтажка, и в этой пятиэтажке все родственники живут: бабушка, бабушка бабушки, три брата отца, сыновья пятерых братьев трех отцов. Такой дом, большая дружная семья, все друг другу родственники.

#00:14:04#

Но, тем не менее, матери казалось — мышление матери достаточно понятное, [это] мышление женщины, она начала требовать срочной женитьбы: не важно когда, не важно зачем, не важно на ком, и стала продавливать: «Сынок, так ты никогда не женишься», а он говорил: «Зачем?». Для Ачарьи Махараджа это было немножко странно, он говорил: «Ну, я готовлю и сам себе хорошо, поэтому пока потребности жениться не испытываю».

#00:14:33#

В какой-то момент мать перестала ему готовить, сказала: «Если не женишься, я не буду готовить тебе». Ачарья Махарадж, как радикальная личность, сказал: «А я тогда не буду жить дома», покинул дом, перестал преподавать математику и физику и стал работать в качестве частного репетитора. Так как он был готов заниматься, видимо, за умеренную цену, но с большим количеством учеников, то бенгальские дети (так как человек знает математику, знает английский, что-то понимает в юриспруденции), бенгальские дети стали стекаться, и Ачарья Махарадж стал на некоторое время небольшим образовательным центром при Навадвипе.

#00:15:13#

Он снимал комнату, он ходил в пиджаке, галстуке, снимал комнату рядом с Чайтанья Сарасват Матхом, не зная о том, что это за Матх, что там за идеи [провозглашаются]. Как-то раз он просто подумал: «Раз уж я живу рядом с храмом, надо зайти туда поинтересоваться, что там происходит». Он зашел. Когда он пришел, Гурудев был в отъезде: он был в одном из первых проповеднических мировых туров. В Навадвипе находился Хари Чаран Прабху, который занимал положение менеджера, одного из менеджеров Гурудева.

#00:15:53#

Он немножко рассказал ему [Ачарье Махараджу], кто есть Шри Чайтанья, [что такое] вайшнавская философия: «Ты можешь совершать какое-то служение». Мы скажем: «Ну, наверное, он дал ему [книгу] „Путь домой“, достал [брошюру] „Рекомендуемая последовательность изучения книг в Шри Чайтанья Сарасват Матхе“, потом прочитал лекцию по рекрутингу, [дал] ступенчатую систему». Систему, как мы сейчас создаем. Чтобы была ступенчатая система: сначала люди поняли одно, потом второе, потом, наверное, был фестиваль «Ведалайф», где не сразу было понятно, что такое сознание Кришны, потом [более] глубокое сознание.

#00:16:26#

Скорее всего беседа была такой: «Это Махапрабху, а это храм. Здесь можно совершать служение». — «Ага». [Потом] приехал Гурудев. Увидев Гурудева, почувствовав атмосферу храма, Ачарья Махарадж понял, что это ему интересно, а собственно преподавание — это нечто внешнее. Поэтому он взял свой красивый пиджак, галстук, закрыл школу. Дети некоторое время бегали, жаловались: «Такой хороший учитель подался в религию, ушел».

#00:17:00#

Он сказал: «Моя одежда — пиджак, галстук — напоминала мне о преподавании». Все преподаватели во всех странах ходят [в строгой одежде]. Если ты преподаватель, ты обязан хотя бы уметь завязать с завязанными глазами виндзорский узел, надеть на себя пиджак и в состоянии полузомби отправиться читать лекцию. Пиджак, галстук — это преподавательская тема.

#00:17:21#

В той комнате, которую он снимал, был диван, где можно было спать, некоторые удобства. А в начале, так как он был гостем, таков индийский стиль, ему [в Шри Чайтанья Сарасват Матхе] выделили фактически комнату с небольшим ковриком, может быть одеялом, но даже без кровати, и он сказал: «Я находился в состоянии трансцендентного не-комфорта, пиджак напоминал мне о преподавании, о том, что есть где-то там удобная комната, ученики, поэтому был утоплен в Говинда-кунде».

#00:17:54#

Говинда-кунда — прекрасное озеро. Началось все с пиджака, потом, собственно, [именно] Ачарья Махарадж облагородил Говинда-кунду. Он вошел в историю Шри Чайтанья Сарасват Матха как человек, одним из самых ярких и главных проектов которого была Говинда-кунда. Итак, Ачарья Махарадж после утопления пиджака почувствовал себя очень хорошо и стал помогать Гурудеву.

#00:18:19#

Мы слышали, что Говинда Махарадж неоднократно говорил: «У меня есть мои белые ученики. Это люди, которые обладают одной культурой. Есть определенный бенгальский менталитет, который является более жестким, более суровым». К бенгальцам Гурудев был более требователен и осторожен в плане того, чтобы «обрушить» на них какие-то [материальные] блага. Например, есть лекция Гурудева, где он говорит: «Зачем у меня все просят носки? Зачем им носки? Если ты всю жизнь рос без носков, зачем теперь тебе носки?». И так далее.

#00:18:55#

Такова бенгальская ситуация. Бенгалия — страна Гуру. Условия жизни там очень сложные, это экономически далеко не самый развитый район Индии, но Бенгалия регулярно поставляет Гуру. Рабиндранат Тагор — бенгалец. Тагор — это производная от имени Тхакур. На самом деле Рабиндранат Тхакур. Потом Рамакришна, [учение] которого потом распространили, — бенгалец опять-таки.

#00:19:34#

Бенгалия поставляла Гуру, и любой бенгалец, если его вывозишь из страны, обучаешь нескольким шлокам, он быстро становится Гуру, а когда ты сам Гуру, зачем тебе еще какие-то Гуру? Поэтому Гурудев очень осторожно взаимодействовал с бенгальцами, он говорил: «Надо, чтобы их пратиштха приживалась потихонечку». Бенгальские отношения — совсем другой стандарт. Известная история, как Шридхар Махарадж разгневался за что-то на Гурудева, а Гурудев был достаточно озорной, он мог задавать вопросы [такого] типа: «А может ли Бог покончить с Собой?».

#00:20:13#

С Шридхаром Махараджем они «сторговались» на том, что Кришна кончает с Собой в аспекте Брахмана. «Да, нет ни тебя, ни меня». В Брахмане Кришна кончает с Собой, и прочие невинные шалости. И вот во время очередного обострения Шридхар Махарадж решил побить Говинду Махараджа, а Говинда Махарадж — выходец из Бамунпары, это сельская местность, он гораздо лучше знал, что такое битье, чем Шридхар Махарадж, который вырос в элитной брахманской семье, где [в быту] говорили на санскрите.

#00:20:49#

Говинда Махарадж вместо того, чтобы отходить, подошел еще ближе. Шридхар Махарадж был шокирован и сказал: «Я же тебя бью. Ты почему ближе подходишь?», а Говинда Махарадж сказал: «Шридхар Махарадж, честно говоря, бить вы совсем не умеете». Тогда Шридхар Махарадж обнял его. Это бенгальский стиль. Мы видим, что Гурудев всегда был очень нежен со своими западными учениками, а своему слуге [индусу] Ранджиту он мог и палкой угрожать, и так далее. Стиль [бенгальского] общения не совсем, как у белых людей.

#00:21:24#

Гурудев также проверял Ачарью Махараджа. Когда был какой-то праздник (я не помню, с чем [он] был связан точно — либо Вьяса-пуджа Гурудева, либо [его] возвращение с первого [мирового] тура), Ачарья Махарадж организовал праздник, прасад, гостей и прессу. Говинда Махарадж сказал: «Боже, сколько денег мы потратили на этих журналистов. Я тебе денег давать не буду», и он сказал: «За деньги кто угодно сделает, а ты попробуй без денег сделай».

#00:22:04#

Ачарья Махарадж, так как в служении Гурудев поставил ему испытание, что деньги ему нужно будет добывать самому, рассказывал: «Главный менеджер мне не давал денег по указанию Гурудева, а у Араньи Махараджа деньги были». Тогда он «подстреливал» деньги у Араньи Махараджа и говорил: «Вот видите, Гурудев, все происходит». Гурудев видел, что хотя он лишал его материальных благ, ставил все больше задач, Ачарья Махарадж прекрасно начал заниматься стройкой, начал заниматься менеджментом.

#00:22:37#

Он был в этом достаточно успешен. Главный его проект — Говинда-кунда. Гурудев иногда рассказывал в Индии: «Когда я сижу в Лахте, в России, я смотрю на Финский залив, на воду, Махапрабху рядом, и так это все здорово», и уходил в тишину. Все: «Ну да, неплохо». Хотя Говинда-кунда долгое время была, но не было центрального здания в центре пруда, которое называется Джал-мандир, то есть «Водный храм».

#00:23:11#

Когда начали обустраивать Говинда-кунду, героически пытались осушить пруд, чтобы вбить сваи, но это не удавалось. Тогда Гурудев в своем мистическом видении увидел, что необходимо поклоняться Варахадеву, потому что [это место в] Навадвипе известно как Коладвипа и Вараха-кшетра, ей покровительствует Варахадев. Шалаграм, который есть в ШЧСМ, — это по навадвипскому Варахадев. И [необходимо] поклоняться с мантрой, которая прославляет Курму, черепаху, которая стала основой для гигантской горы Меру, когда богам и демонам надо было вспахтать мировой океан. Но на что опереться? В этом был вопрос.

#00:23:56#

После того, как на мистическом уровне с молитвами, обращенными к Курмадеву, Варахадеву, предложили сладкие шарики, вода ушла, удалось установить сваи. Помимо этого, всю техническую часть [выполнения задачи] взял на себя Ачарья Махарадж. Благодаря его трудам Махапрабху, который установлен в самадхи Шридхара Махараджа, получил возможность кататься на лодке по воде, плавать туда-сюда, являться Свои игры на воде, как описано в «Чайтанья-чаритамрите».

#00:24:34#

После того, как это произошло, Шрила Говинда Махарадж, Шрила Гурудев, подошел к самадхи Шридхара Махараджа и стал разговаривать с самадхи на английском. Он сказал: «Шридхар Махарадж, ты видишь, какое служение совершено, и это совершено благодаря усилиям Шрилы Бхакти Нирмала Ачарьи Махараджа. Это благодаря его трудам твое сокровенное желание исполнено».

#00:25:01#

Гурудев видел самадхи Шридхара Махараджа как самого Шридхара Махараджа, который полностью присутствует [в нем], который видит все, что происходит в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. В определенный момент Гурудев спросил Ачарью Махараджа: «Ачарья Махарадж (тогда [его] звали Винод Брахмачари), ты намерен жениться?», тот сказал: «Нет, я брахмачари». «Ну тогда завтра примешь санньясу».

#00:25:28#

Была дана санньяса, и во время этой санньясы было дано достаточно яркое имя — Ачарья Махарадж. [Шутит:] «Называйте меня просто и уважительно». — «Как ваше имя?» — «Ачарья».

#00:25:43#

Другому близкому слуге Гурудева — Расабхи, который тоже претендовал на определенное положение, Гурудев сказал: «Твое имя будет Парамахамса Махарадж». И когда тот сказал: «Я-то уже много десятков лет служу, а здесь каким-то новичкам [дают] санньясу». Гурудев пошутил и смягчил ситуацию, сказав: «Парамахамса — это [имя для] преданных высшего уровня, а Ачарья, Гуру — это [уровень] мадхьяма-адхикар: тот, кто проповедует, распространяет. Не беспокойся о том, чтобы рулить, ты, как парамахамса, медитируй на Кришну, а практические задачи ачарьи, Гуру — это мадхьяма-адхикар».

#00:26:18#

У Гурудева был трансцендентный юмор. Допустим, двух своих брахмачарини он назвал одну Лалита, а вторую Вишакха. Да, Лалита и Вишакха — две главные гопи кришна-лилы. У Гурудева был богословский, теологический юмор. Он умел составлять пранама-мантры на санскрите с двусмысленным [значением]. [Как если бы, например,] на русский это можно было перевести, что на воскресных программах на Кисельном по вечерам мы рассеиваем тьму невежества.

#00:26:55#

Можно понять [по-разному:] не то мы ее рассеиваем — убираем, не то рассеиваем — распространяем. У Гурудева были пранама-мантры к некоторым духовным братьям. Они сначала восхищались, а потом говорили: «А ты случайно?..». — «Не, не».

#00:27:14#

Положение Ачарьи Махараджа как севаите-ачарьи навадвипского матха, как главы навадвипского матха, было провозглашено при очень мистических обстоятельствах, потому что Гурудев проводил уже свои последние дни в Калькутте на кислородном аппарате, очень плохо себя чувствовал.

#00:27:37#

Он внезапно сказал: «Я хочу вернуться в Навадвипу». Идея возвращения в Навадвипу была внезапной, потому что здоровье Гурудева было очень слабым. Когда он приехал в Навадвипу, он сказал: «Более того, я хочу отправиться в Бамунпару», то есть в место своего явления. И вот он отправился в Бамунпару. А там построен, если кто не знает, у того может возникнуть дежа вю, там построен такой же храм по планировке, как главный [храм] в Навадвипе.

#00:28:16#

У меня лично были психоделические чувства: абсолютно, ну или очень похожие по конструкции. Люди другие, пейзаж другой, а храм тот же самый. Допустим, вы куда-то заходите, другие люди, но тот же самый «Кисельный». И вот в Буманпаре, в своей лекции в месте своего рождения, Гурудев громогласно провозгласил: «Всю заботу об этом навадвипском матхе я возлагаю на Ачарью Махараджа, вы должны поддержать его».

#00:28:48#

Также он спросил Ачарью Махараджа: «Если будут какие-то трудности, ты будешь сражаться за матх или убежишь?», Ачарья Махарадж ответил: «Нет, какие бы трудности ни были, я буду отстаивать этот матх, я буду за него сражаться». Поэтому положение Ачарьи Махараджа не случайно, он необычайно энергичный лидер, он много проповедует по деревням и в самой Навадвипе. Распространять гаудия-вайшнавизм в Навадвипе — очень сложно.

#00:29:20#

Почему? Как у нас в России все говорят: «Христианство? Да знаю я, что такое христианство, я знаю, чему учил Христос. Мы русские, мы православные». И вот однажды под влиянием Мадхава Махараджа мы проводили такой эксперимент в Смоленске, ходили и спрашивали: «Простите, вы не подскажете, какая главная заповедь Христа?». Естественно, люди отвечали: «Конечно, знаю». Какая главная заповедь Христа? Что они отвечали? Естественно: «Не убий».

#00:29:49#

А вообще «не убий» — это ветхозаветная заповедь. А у Христа в Нагорной проповеди его главная первая заповедь: «Возлюби Господа Своего всей плотью, всей крепостью своей», и вторая: «Возлюби ближнего своего». Про «не убий» там вообще нет [ничего]. То же самое в Навадвипе: «Да мы знаем, кто такой Шри Чайтанья. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Знаем мы это Святое Имя».

#00:30:15#

Даже сам Шри Чайтанья для проповеди в Бенгалии сказал: «Моя резиденция будет в Джаганнатха Пури». А кто спасал Бенгалию? Бенгалию спасал Нитьянанда Прабху. Каким образом?

#00:30:26#

бхаджа гаура̄н̇га каха гаура̄н̇га, лаха гаура̄н̇гера на̄ма
йе джана гаура̄н̇га бхадже, сеи хайа а̄ма̄р пра̄н̣а[2]

«Тот, кто предастся стопам Шри Чайтаньи, для Меня будет жизнь и душа».

#00:30:35#

Навадвипа — очень мистическое, очень непростое место для проповеди. Ачарья Махарадж организует проповеднические туры, проповедует бенгальцам Шри Чайтанью. Это не так просто. Мы знаем, что Сагар Махарадж проповедовал там, и за проповедь, в том числе в Бенгалии, Гурудев наградил его титулом «Махамандалешвар». Это особое измерение, это особое служение. Ачарья Махарадж очень энергичен, он даже не принимает прасад размеренно, он быстро съедает и быстро бежит.

#00:31:16#

Это необычайно энергичный человек, который хочет что-то делать, хочет проповедовать. Мы понимаем, что никто не попадает на алтарь случайно, положение ачарьи не является случайным. Почему? Многие могут рассуждать, как я бы поддерживал Навадвипу, что я бы сделал в Навадвипе, как я бы проповедовал в Навадвипе.

#00:31:41#

Но постоянно быть в Навадвипе, постоянно заниматься всеми проблемами Навадвипы, а не какими-то своими делами — это очень, очень непросто. Кресло Гурудева, кресло Ачарьи Махараджа. Гурудев говорил: «Это самое сложное, это самое высокое».

Транскрипцию выполнил: СРД
Редактор: Традиш Дас



[1] Сахадев Прабху допускает ошибку. Шрила А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896–1977) не дожил до девяноста лет, занимаясь активно проповеднической деятельностью на Западе, о которой говорится в лекции, после семидесяти лет.

[2] «Поклоняйся Гауранге! Говори о Гауранге! Воспевай имя Гауранги! Тот, кто поклоняется Гауранге, — Моя жизнь и душа!»


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования