«Шри Упадешамрита» (часть II) (стихи 3–5). Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 11 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург
Russian
Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж
«Шри Упадешамрита»
(часть II)
(стихи 3, 4, 5)
(11 февраля 2016 года. Лахта, Санкт-Петербург)
Мадхусудан Махарадж. На этой неделе мы изучаем с вами несколько дней подряд наставления Шрилы Рупы Госвами, что он дает нам: его одиннадцать стихов из «Упадешамритам». И сегодня — шесть вещей, которые благоприятствуют развитию преданности. Очень хорошо. [Произнес на русском.] Мы вам прочитаем стих на санскрите, вам не обязательно запоминать, если только вы этого не хотите сами. Если вы не хотите и не имеете к этому расположенности, [то не запоминайте].
#00:01:30#
утса̄ха̄н ниш́чайа̄д дхаирйа̄т
тат-тат-карма-правартана̄т
сан̇га-тйа̄га̄т сато вр̣ттех̣
ш̣ад̣бхир бхактих̣ прасидхйати[1]
Это шесть вещей, которые благоприятствуют развитию служения в преданности, исполнения служения. Шесть вещей. Итак, первая. Сам Рупа Госвами дает нам свои наставления, свои советы в «Упадешамритам».
#00:02:43#
Первое — энтузиазм, воодушевление. Мы должны с воодушевлением служить. Второе — уверенность, уверенность в нашем [духовном] пути. Подобно тому как мы поступаем в университет для того, чтобы получить образование, то есть без тени сомнений. Третье — то, что непосредственно с этим связано. То есть первое — энтузиазм, воодушевление; второе — уверенность; а третье — терпение. Все дается в терпении. Невозможно обрести все в одночасье. Итак, четвертое, какое? Следование регулирующим принципам, которые были даны. Такие как перечисленные процессы служения в преданности. [Необходимо] следовать тем практикам, которые нам были даны: слушать о Господе, воспевать Его святое имя, совершать поклонение Ему. И, может быть, также это регулирующие принципы. Можно так сказать. В двух словах, не одним словом, [но] в двух словах. Итак, это четвертое [предписание] было: следовать тем принципам, которые рекомендованы [священными] писаниями.
#00:05:26#
И пятое (мы вчера с вами разбирали) из негативных, [из] того, что мешает, — мешает общение с материалистически настроенными людьми. И здесь пятое [наставление] перекликается [с пятым пунктом второго стиха «Шри Упадешамриты»]. Избегание излишнего общения с материалистическими людьми помогает развитию нашей преданности. И шестое — следование по стопам предыдущих ачарьев, которые «проторили» этот путь до нас. Шестое — следование по стопам ачарьев, [где] ачарья — это тот, кто учит своим примером. Он своей жизнью показывает нам, что есть духовная жизнь, как относиться [к ней], как смотреть на разные вещи и как практиковать духовную жизнь. Это шесть вещей, которые помогают нашей духовной жизни. И в четвертом [наставлении этого стиха] — следовании принципам, установленным писаниями, воспевание святого имени — центральная тема. А санкиртана, совместное воспевание святого имени, дана нам как ягья для Кали-юги.
#00:07:46#
Мы видим, у нас есть центры, ашрамы, храмы по всему миру, для того чтобы предоставить возможность людям собираться вместе и воспевать совместно святое имя. Итак, надо запомнить шесть вещей и проверять [согласовывать] свои поступки, свои действия, с ними. Шесть вещей, которые препятствуют развитию преданности, и шесть вещей, которые благоприятствуют. Сейчас мы прочитаем с вами следующий стих. Помните, что в этой книге всего одиннадцать стихов, но они имеют очень непосредственное к нам отношение.
#00:08:51#
дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти
гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхати
бхун̇кте бходжайате чаива
ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам[2]
Опять мы приходим к шести вещам. Видите, здесь тройка прямо, тройка [разделенных по два] шести элементов. Это шесть видов любящего взаимодействия преданных. Главное вам сегодня запомнить шесть вещей, которые благоприятствуют [развитию] преданности. Но сейчас то, что мы прочитаем, у нас естественным образом происходит: если вы задумаетесь глубоко, вы сами можете сказать эти вещи. Первое — это дарить подарки вайшнавам. Второе — принимать дары от вайшнавов. Это очень просто, это очень естественно — дарить подарки и принимать подарки.
#00:10:45#
Вторые два [принципа] — [третье:] это поверять свои мысли и внутренние какие-то переживания, и четвертое — вопрошать, выслушивать советы, спрашивать: «Что ты можешь мне посоветовать на это?» Например, третье: «Я поверяю вам: я — сумасшедший, я вам говорю об этом. Я вам рассказал об этом, теперь вы знаете». Но мы рассказали нашу часть истории, и теперь мы спрашиваем: «А какой будет твой совет относительно моей ситуации?» Итак, это три [и] четыре: поверять собственные мысли кому-то и вопрошать сокровенно. Пятое — это принимать прасад [от других вайшнавов]. Хорошо. И номер шесть — это предлагать прасад, давать прасад [другим вайшнавам]. Вы видите, это дано Рупой Госвами, [и] это не что-то незначимое. Шрила Рупа Госвами настаивает на этом, он дает эти шесть [предписаний]...
#00:13:03#
Шрила Шридхар Махарадж, наш Шрила Гуру Махарадж, говорит, что если мы будем таким образом взаимодействовать с преданными, с вайшнавами, мы обретем их качества. Также я прочту следующий стих, для того чтобы... Они на самом деле все идут один за другим, они все важны, для того чтобы напомнить себе, дать некие ориентиры [в духовной практике]. Итак, мы сейчас разобрали с вами шесть видов взаимоотношений между преданными, а теперь мы разберем, как почитать преданных.
#00:14:13#
Притху Прабху.
кр̣ш̣н̣ети йасйа гири там̇ манаса̄дрийета
дӣкш̣а̄сти чет пран̣атибхиш́ ча бхаджантам ӣш́ам
ш́уш́рӯш̣айа̄ бхаджана-виджн̃ам ананйам анйа-
нинда̄ди-ш́ӯнйа-хр̣дам ӣпсита-сан̇га-лабдхйа̄[3]
Мадхусудан Махарадж. Если бы мы жили в предыдущие эпохи, мы бы сразу, услышав, запомнили. Но мы живем в Кали-югу, поэтому у нас есть писания, которые для нас записаны. Итак, здесь говорится: «Человеку следует в уме предлагать почтение преданному, который воспевает святое имя Господа Кришны». И это — первая категория. Вторая категория: «Человеку следует предлагать смиренные поклоны преданному, который прошел через процесс духовного посвящения, дикшу, и занят в поклонении божеству».
#00:16:19#
И третья категория: «Человеку следует общаться, получать общение и искренне служить тому чистому преданному, который продвинут в неуклонном служении из преданности, и чье сердце полностью свободно от критики других». Мы встречали таких личностей. У них не было никакой тенденции критиковать других. Только разве что для блага других. Они видели определенные тенденции людей и давали им советы относительно их положения в жизни других. Итак, мы прочитали сегодня очень много из «Шикшаштакам», «Упадешамритам». Гораздо больше, чем можно запомнить, это я понимаю. Но для нас это может быть даже очередная проверка, как много мы можем запомнить, со скольким соприкоснуться. Завтра мы снова к этому вернемся, обсудим. Итак, нам дано столько руководства, столько благих советов, столько у нас позитивных наших советчиков, тех, кто ведет нас по этому пути. У нас большие надежды, поэтому давайте следовать тому, что мы изучаем.
#00:18:34#
Джай «Шри Упадешамритам» Шри Рупы Госвами ки джай! Джай «Шри Шикшаштакам» Чайтаньи Махапрабху ки джай! Джай Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай! Джай Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай! Шри рупануга гуру-варга ки джай! Вишнупад Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупада ки джай! Шри харинама-санкиртана ки джай! Нитай-Гаура премананде Хари-Харибол!
Притху Прабху. Джай Вишнупад Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!
Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнила Ювати Деви Даси
Редакторы: Туласи Прия Деви Даси, Традиш Дас
1 ↑ «Существует шесть принципов, следование которым способствует продвижению в беспримесном служении из преданности: (1) утса̄ха̄, энтузиазм; (2) ниш́чайа̄, уверенность; (3) дхаирйа̄, терпение; (4) тат-тат-карма-правартана̄, следование регулирующим принципам [таким как ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣ смаран̣ам̇ — слушание, воспевание и памятование о Кришне]; (5) сан̇га-тйа̄га̄, отказ от дружбы с непреданными; (6) сато вр̣ттех̣, или са̄дху-вр̣тти, следование примеру предшествующих а̄ча̄рйев. Придерживаясь этих шести принципов, человек, несомненно, добьется успеха в чистом служении» («Шри Упадешамрита», 3).
2 ↑ «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).
3 ↑ «Преданному, который повторяет святое имя Господа Кришны, следует оказывать почтение мысленно; перед преданным, который получил духовное посвящение (дикшу) и поклоняется божеству, нужно смиренно склоняться; а с чистым преданным, который достиг высот в неуклонном служении из преданности и в чьем сердце не осталось следа желания критиковать других, необходимо общаться и стараться служить ему с верой и преданностью» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 5).
Наверх