«С нежностью и заботой». Шримати Бхакти Лалита Деви Даси. 7 марта 2015 года. Гупта Говардхан. Скайп-каст с Москвой



скачать (формат MP3, 42.22M)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

С нежностью и заботой

(7 марта 2015 года. Гупта Говардхан. Скайп-каст с Москвой)

 

Это большая честь и радость для меня — находиться в обществе всех московских преданных и их друзей. Прошло шесть месяцев с того момента, когда я последний раз была в обществе российских преданных. «Vedalife» в России продолжается и для меня большая радость — видеть, как вы продолжаете принимать участие в этом движении. Особенно потому, что это происходит накануне Международного женского дня, когда мы также празднуем этот праздник. Мы не единственные, кто почитает женщин в этот день, но мы также вспоминаем о служении, о заслугах не только женщин здесь, в нашем обществе, но и братьев, которые являют жертвенность и совершают большое служение Гуру и вайшнавам.

#00:02:23#

У нашего Гурудева — Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа — всегда было отведено особое место в его сердце для его учениц-женщин. Он говорил о том, что, согласно его гороскопу, у него будет множество заслуживающих доверия учениц. И его ждут великие достижения, благодаря их (этих женщин) поддержке и их мощи.

#00:03:28#

Он доверял нам, он давал нам полномочия, и, в равной мере с нашими духовными братьями, он давал нам всяческие возможности служить и, сплошь и рядом, совершать очень ответственное служение в этой миссии.

#00:04:06#

Наш Парам-Гурудев, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, происходил из древнего брахманского рода, в котором придерживались очень консервативных традиций. Поэтому он был несколько сдержан в отношениях с противоположным полом и не давал нам таких благоприятных возможностей. Он был знатоком священных писаний и ему было присуще качество отрешенности от мира. Священные же писания изобилуют, содержат предостережения в отношении женщин как таковых. И эту его тенденцию, которая возникла у него в ту пору, когда он был подростком, — несколько враждебное отношение к женщинам — заметила его тетя, которая хорошо его знала, и она решила с ним поговорить.

#00:05:46#

Прежде всего она сказала ему, что все женщины являются, пусть и ограниченными, но экспансиями, проявлениями Лакшми Деви. Мы [женщины] являемся частицами изначальной богини удачи. «Поэтому, — сказала она племяннику, — в твоих же интересах будет выражать почтение женскому началу». И с этого дня его отношение к женщинам изменилось. Он стал видеть их связь с Божественным.

#00:07:16#

То, что сказала ему тетя, было правдой. И мы также знаем эту истину из священных писаний: учение о нашем источнике — о происхождении джива-шакти. Нашим источником является Верховная Личность Бога в двух Его ипостасях — мужской и женской: Радха и Кришна. Все благоприятные качества берут начало в Ней — в Шримати Радхарани. Ее природа — природа Безграничного. Она подобна солнцу, мы подобны лучам этого солнца. Она является верховным женским началом, и в этот день, в этот праздник 8 марта мы можем вспоминать Ее, думая о том, что Она является источником женского начала как такового. Она является нашей верховной Богиней, Госпожой, лидером и объектом служения. И мы черпаем вдохновение в Ней.

#00:09:40#

Шрила Рагхунатх Дас Госвами, который является прайоджана-таттва ачарьей — учителем, объясняющим природу высшей цели, открыто говорит о том, что служение Ей — это наша единственная и окончательная цель. Нет явления более высокого, чем служение Ее лотосоподобным стопам. Все представители нашей линии преемственности учителей — гуру-парампары — являются Ее слугами. И через них мы совершаем служение под Ее руководством. В настоящее время мы можем быть далеки от этого явления, но наша гуру-парампара, наши учителя подобны линзам телескопа, благодаря которому возможно видеть это отдаленное явление. Мы видим так много всего, что нисходит свыше. И мы видим так много всего, к чему следует стремиться. И все это нисходит свыше милостью наших божественных наставников.

#00:11:54#

Я надеюсь, друзья, что у вас есть вопросы ко мне. Я так давно не видела русских преданных и не была на собраниях, подобных этому. После того, как я покинула Россию в прошлый раз, я стала вести очень закрытый образ жизни. Я погрузилась в изучение писаний, в размышления и т. п. И вот теперь мне представилась такая возможность... Я не в силах была отказать Малати Диди в ее просьбе принять участие в вашем собрании, и я благодарна за эту возможность. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста задавайте их.

#00:13:26#

Юлия: Как правильно поступать, когда старший преданный открывает сердце? Я знаю, что он старше по возрасту и по положению. Я знаю, что младшие не должны принимать эмоции от старших. Я растерялась в этой ситуации и не знала, как поступить. Как правильно поступать? Я знаю, что одно из правил общения с вайшнавами — это то, что нужно делиться сокровенным и выслушивать сокровенное.

#00:14:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Мы знаем, что наши старшие преданные и вайшнавы как таковые всегда очень смиренны. Мы никогда не должны быть небрежны в наших отношениях с ними, и мы должны стараться быть внимательными. Мы не должны пытаться извлечь для себя преимущества в дурном смысле из их смирения или их природной скромности. Поэтому, если они открывают нам что-то, мы будем с любовью и в духе смирения слушать то, что они нам говорят.

#00:16:20#

Шрила Рупа Госвами говорил о шести принципах любовного взаимообмена между преданными[1]. Два положения из этих шести относятся к тому самому взаимообмену сокровенным. И, следуя этому принципу, мы, с одной стороны, открываем наши сердца другим преданным и, в свою очередь, выслушиваем то, чем они делятся с нами. Другие принципы из этих шести — делиться прасадом и принимать его от других преданных, а также дарить подарки и принимать подарки от преданных.

#00:18:23#

Все это в совокупности и есть взаимообмен любовью. И этот процесс превосходит все формальности такого рода, как «младший» и «старший». Выше формальности стоят такие явления, как любовь и привязанность. Такова природа вайшнавов, такова природа браджабаси — жителей Враджи. Эти личности очень велики, но в то же время они смиренны и исполнены любви.

#00:19:41#

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж учил тому, что Вриндаван очень могуществен. Это некая вершина или некий центр, не знающий себе равных. Поэтому, с одной стороны, он полон мощи и величия, но эти мощь и величие облекаются во Вриндаване в одеяния смирения и любви. Он говорит: «Это могущество, облаченное в любовь и украшенное смирением». Он приводил в пример врача и царя.

#00:21:09#

Обычно врач очень занят — он приходит в палату, осматривает больных и уходит, если это главврач, например. Но иногда, движимый любовью к больному, врач может добровольно принять на себя обязанности сиделки и ухаживать за больным самолично. И царь иногда может, передвигаясь на паланкине в процессии, остановить эту процессию, слезть с паланкина и играть с детьми на обочине дороги совершенно свободно.

#00:22:25#

Природа Кришны подобна этому. Хотя Он является Верховной Личностью Бога, наделенной полнотой могущества и величия, но в Его мире и сам Он и все реалии Его мира принимают простой и чарующий облик. Кришна и Его игры человекоподобны. И мы находим подобные качества, подобную природу в преданных Кришны. Во взаимоотношениях любви с Кришной Его спутники, обитатели Его мира, чувствуют себя очень простыми и заурядными.

#00:23:46#

Таким образом, когда мы имеем дело с преданными Кришны, мы должны быть осторожны в наших отношениях с ними — не эксплуатировать их скромность и смирение. И с теплым чувством, с любовью пытаться выслушивать те сокровенные мысли, которыми они с нами делятся. Я надеюсь, что то, что было сказано, отвечает на вопрос Юлии.

Юлия: Спасибо.

#00:24:46#

Нама Чинтамани Деви Даси: Как найти некий баланс в нашей практике, чтобы прилагать определенные усилия в служении, но при этом не гордиться этим?

#00:27:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я всегда говорю, что жизнь в ашраме — идеальная жизнь для того, чтобы научиться смирению, терпению и почтению к окружающим. На расстоянии эта концепция может казаться привлекательной — смирение, терпимость и почтение ко всем. Но необходим непосредственный опыт. И наилучший опыт практики развития в себе этих качеств дает жизнь в ашраме. Но эта жизнь подразумевает испытания, проверку, тест. Возможно, мы сталкиваемся с этими вызовами, которые проистекают из того, что в ашраме у нас нет выбора — мы окружены людьми и мы постоянно находимся в той ситуации, когда мы вынуждены быть смиренными, терпеливыми и почтительными. Но практика сделает нас совершенными в этом. Мы являемся практикующими, лишь стремящимися к совершенству.

#00:30:09#

Мы будем сталкиваться с вызовом и с испытаниями в любом случае и при любых обстоятельствах. Но когда мы эти вызовы принимаем и отвечаем на них — мы прогрессируем, становимся лучше. Поэтому мы будем прилагать максимум усилий. Вы находитесь в идеальном месте — месте, которое позволяет вам обрести качества, к которым мы стремимся. Я всегда говорю: «Каждый день мы будем пытаться вновь и вновь». Если вчера нам не удалось хорошо осуществить работу, то сегодня мы будем вновь пытаться это сделать. Кришна живет в нашем сердце, Он видит, что мы стараемся, прилагаем усилия, и Он поможет нам.

Есть ли еще вопросы?

#00:31:50#

Вопрос: Как я могу обрести просветление?

#00:32:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Наш Парам-Гурудев, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, рекомендовал скромный, смиренный, естественный рост. Он говорил о невозможности ожидать немедленного результата.

#00:33:16#

Мы должны быть терпеливы, поскольку мы надеемся на обретение чего-то очень высокого, великого и благородного. Это не то явление, которое можно по дешевке купить в супермаркете. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы обрести правильный угол зрения. Это возможно благодаря садху-санге — общению со святыми, и, находясь в их обществе, мы будем служить им в таком духе, как было описано выше, — со смирением, терпимостью и почтением ко всем.

#00:34:30#

Нет ничего невозможного — возможно все. Поэтому просветление может прийти в любой момент. Кришна может явить Себя в любой момент. Это откровение зависит от Его божественной воли. Однако Он абсолютен и независим, и Он поступает так, как пожелает. Мы пытаемся обрести Его милость главным образом через Его преданных. И милость, обретенная таким образом, является нашей единственной надеждой.

#00:36:12#

Вопрос: Как вы пришли к сознанию Кришны? Как вы пришли к религии и Богу? И возможно ли обрести Бога, следуя другим путем — не таким, которому следуете вы?

#00:37:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я хотела бы сперва ответить на вторую часть вашего вопроса — о различных религиозных путях. В наших писаниях сказано: «Ты должен следовать тому религиозному пути, следование которому усиливает твою любовь к Богу». В наших писаниях содержится подобная истина — очень универсальная, широкая, приемлемая для всех. Если вы находите некий религиозный путь, который, как вы чувствуете, увеличивает вашу любовь к Богу, значит, этот путь предназначен вам.

#00:38:29#

Нас интересует такое явление, как истина откровения, та ситуация, когда абсолютный, божественный мир нисходит в этот ограниченный мир. Мы не стремимся к любым явлениям или истинам этого материального мира, в котором присутствуют всевозможные ложные религии, те или иные разновидности обмана, различные ложные доктрины и идеи. Этот мир является миром обмана. И нас не интересуют явления к нему относящиеся. Нас интересует амная-таттва — истина или реальность откровения. Совершенное откровение, приходящее из совершенного Источника, исполненное жизни и могущества.

#00:40:06#

Именно так я пришла к духовной жизни — я искала Истину и искала некие совершенные заключения, или совершенное учение, о природе Истины. Я знала в глубине сердца о том, что Реальность существует, но эту Реальность невозможно найти в этом мире — в измерении заблуждений. Я стремилась к абсолютному, безупречному во всех отношениях явлению — к Истине. Я целенаправленно искала именно такое явление — Абсолютную Истину.

#00:41:23#

Когда я училась в университете, я изучала такое явление, как религия. Но впоследствии я проводила много времени в библиотеках, где я прочитала прежде всего все книги Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это было в ту пору, когда я училась в университете. В университетской библиотеке были практически все книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и я жадно «проглотила» их все — «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», Гиту, всевозможные публикации Международного общества сознания Кришны — я прочитала их от корки до корки. После того, как я получила достаточно хорошее представление о многих религиозных традициях, прочитала массу книг, когда я «встретила» личность Прабхупады — прочитала его литературу, я увидела, что это — то самое явление, которое я искала.

#00:43:20#

Поэтому ключевое послание следующее — мы говорим о необходимости найти подлинного духовного учителя, вручить себя ему и начать поиск Истины под его руководством. О какой бы сфере знания ни шла речь — везде необходим учитель. Будь то любые научные дисциплины — математика, языки, все что угодно... Чему бы мы ни хотели научиться, мы идем к знатоку — к учителю. И такой же принцип работает в духовной жизни — если мы хотим научиться духовной жизни, нам необходим духовный учитель.

#00:44:40#

Когда я осознала эту потребность в наставнике, я стала искать. Будучи в Индии, я посещала различные [ашрамы]... Первостепенное внимание я уделяла гаудия-вайшнавизму. Соответственно я посещала многие ашрамы и духовные центры и видела много гаудия-вайшнавских Гуру. В конце концов я узнала о человеке, который стал моим духовным учителем, — это был Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Когда я увидела его, я почувствовала, что мой выбор — этот человек. Я отправилась в Индию в Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе, западная Бенгалия. Моя первая встреча с ним произошла в 1992 году, буквально накануне Гаура-пурнимы.

#00:46:13#

Когда я прибыла туда, я почувствовала, что это то самое место и это та самая личность. Объект моих поисков был передо мной и мне оставалось лишь просить его о том, чтобы мне была дана духовная связь с ним. Я получила от него первое и второе посвящения и осталась в его обществе навсегда. Такова долгая история, история многих лет жизни, в двух словах.

Спасибо.

#00:47:18#

Юлия: Мы слышали о различных ашрамах [укладах жизни]. Так, мужчины-брахмачари живут в ашраме, они изучают определенные духовные дисциплины. Преданные-грихастхи следуют своей дхарме. Что значит для женщин нахождение в ашрамах? Какова их функция или миссия там?

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы имеете в виду женщин, которые живут в ашрамах как брахмачарини, — как я?

Юлия: Я скорректирую вопрос: какова функция или миссия женщин в мире, в общем?

#00:49:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если говорить о женской функции или миссии, то это зависит [от многих факторов]... Каждый случай индивидуален. Все зависит от нашего происхождения, наших самскар — врожденных тенденций. От того, в каком обществе и в какой культуре мы живем. Я современная американская девушка. Я родилась в специфическом обществе, в специфической культуре, где меня с детства учили, что мой удел в жизни — это быть «номер один», иметь все лучшее и пользоваться всеми достижениями этого мира.

#00:50:35#

Но если вы зададите тот же самый вопрос какой-нибудь бенгальской крестьянке, то скорее всего вы от нее услышите о том, что ее функция, миссия, дхарма состоит в том, чтобы выйти замуж и быть домохозяйкой.

#00:51:10#

Таким образом, с одной стороны — существует большое разнообразие в этом материальном мире, а с другой стороны — материальный мир очень ограничен: мы живем в мире ограничений. И говоря в целом об этом явлении, мы не придаем ему чрезмерного значения.

#00:51:43#

Например, некоторые люди, такие как я, — отвергли это общество, людей в этом обществе, — то, что называется «мейнстримом», преобладающей тенденцией в жизни окружающих. Люди, подобные мне, отвергли их напрочь.

#00:52:18#

В этом смысле моя ситуация уникальна, но что касается вас, то вам самой стоит понять, определить для себя — каковы ваши способности, каковы ваши тенденции и что благоприятно для вас, что вам подходит.

#00:52:52#

Но кем бы мы ни были, откуда бы мы ни происходили, у каждого из нас есть одна фундаментальная потребность и эта потребность объединяет нас всех, она универсальна. Эту потребность можно определить как перспективу Божественного, как связь с Божественным.

#00:53:32#

Мы прекрасно знаем, каковы пути, какова природа этого мира. И мы понимаем, что в этом мире нам необходимо какое-то место, какая-то ниша. Мы должны стремиться занять то место, где мы могли бы сохранять связь, поддерживать связь с вечным, непреходящим божественным миром. Кем бы мы ни были, каковы бы ни были наши способности — мы должны стараться эту связь сохранять и поддерживать баланс между духовным поиском и материальной стороной жизни. Любые наши отождествления, любые наши связи с этим миром относительны и преходящи. Эти реалии, различные тождества, различные связи не являются вечными.

#00:55:07#

Реальность не исчерпывается этим миром. Этот мир и то, чем мы в настоящее время являемся, наше нынешнее «я» — реальность не исчерпывается этим. Есть нечто большее. Мы должны стараться обрести правильный угол зрения, о котором шла речь выше. Благодаря этому углу зрения мы начнем воспринимать вещи широкомасштабно. И благодаря этому мы обретем вечное благо. То, что нам в настоящее время представляется чем-то осязаемым, надежным, постоянным... Нам не следует забывать о том, что все это очень мимолетно, преходяще. И буквально в следующее же мгновение этих реалий не станет.

Я надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Я думаю, что на этом мы с вами попрощаемся и здесь продолжится [духовная] программа... Спасибо всем.

[Бхакти Лалита Деви Даси договаривается с преданными о проведении киртана. На мриданге играет Анукришна Деви Даси из Венгрии. Начинают петь бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).





←  Краснодар. Субботняя программа от 18 апреля 2015 года ·• Архив новостей •· Неформальные встречи Шрилы Тривикрама Махараджа с киевскими преданными. 20 и 21 апреля 2015 года →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 44.3 МБ)

Russian

Шримати Бхакти Лалита Деви Даси

С нежностью и заботой

(7 марта 2015 года. Гупта Говардхан. Скайп-каст с Москвой)

 

Это большая честь и радость для меня — находиться в обществе всех московских преданных и их друзей. Прошло шесть месяцев с того момента, когда я последний раз была в обществе российских преданных. «Vedalife» в России продолжается и для меня большая радость — видеть, как вы продолжаете принимать участие в этом движении. Особенно потому, что это происходит накануне Международного женского дня, когда мы также празднуем этот праздник. Мы не единственные, кто почитает женщин в этот день, но мы также вспоминаем о служении, о заслугах не только женщин здесь, в нашем обществе, но и братьев, которые являют жертвенность и совершают большое служение Гуру и вайшнавам.

#00:02:23#

У нашего Гурудева — Шрилы Бхакти Сундара Говинды Дев-Госвами Махараджа — всегда было отведено особое место в его сердце для его учениц-женщин. Он говорил о том, что, согласно его гороскопу, у него будет множество заслуживающих доверия учениц. И его ждут великие достижения, благодаря их (этих женщин) поддержке и их мощи.

#00:03:28#

Он доверял нам, он давал нам полномочия, и, в равной мере с нашими духовными братьями, он давал нам всяческие возможности служить и, сплошь и рядом, совершать очень ответственное служение в этой миссии.

#00:04:06#

Наш Парам-Гурудев, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, происходил из древнего брахманского рода, в котором придерживались очень консервативных традиций. Поэтому он был несколько сдержан в отношениях с противоположным полом и не давал нам таких благоприятных возможностей. Он был знатоком священных писаний и ему было присуще качество отрешенности от мира. Священные же писания изобилуют, содержат предостережения в отношении женщин как таковых. И эту его тенденцию, которая возникла у него в ту пору, когда он был подростком, — несколько враждебное отношение к женщинам — заметила его тетя, которая хорошо его знала, и она решила с ним поговорить.

#00:05:46#

Прежде всего она сказала ему, что все женщины являются, пусть и ограниченными, но экспансиями, проявлениями Лакшми Деви. Мы [женщины] являемся частицами изначальной богини удачи. «Поэтому, — сказала она племяннику, — в твоих же интересах будет выражать почтение женскому началу». И с этого дня его отношение к женщинам изменилось. Он стал видеть их связь с Божественным.

#00:07:16#

То, что сказала ему тетя, было правдой. И мы также знаем эту истину из священных писаний: учение о нашем источнике — о происхождении джива-шакти. Нашим источником является Верховная Личность Бога в двух Его ипостасях — мужской и женской: Радха и Кришна. Все благоприятные качества берут начало в Ней — в Шримати Радхарани. Ее природа — природа Безграничного. Она подобна солнцу, мы подобны лучам этого солнца. Она является верховным женским началом, и в этот день, в этот праздник 8 марта мы можем вспоминать Ее, думая о том, что Она является источником женского начала как такового. Она является нашей верховной Богиней, Госпожой, лидером и объектом служения. И мы черпаем вдохновение в Ней.

#00:09:40#

Шрила Рагхунатх Дас Госвами, который является прайоджана-таттва ачарьей — учителем, объясняющим природу высшей цели, открыто говорит о том, что служение Ей — это наша единственная и окончательная цель. Нет явления более высокого, чем служение Ее лотосоподобным стопам. Все представители нашей линии преемственности учителей — гуру-парампары — являются Ее слугами. И через них мы совершаем служение под Ее руководством. В настоящее время мы можем быть далеки от этого явления, но наша гуру-парампара, наши учителя подобны линзам телескопа, благодаря которому возможно видеть это отдаленное явление. Мы видим так много всего, что нисходит свыше. И мы видим так много всего, к чему следует стремиться. И все это нисходит свыше милостью наших божественных наставников.

#00:11:54#

Я надеюсь, друзья, что у вас есть вопросы ко мне. Я так давно не видела русских преданных и не была на собраниях, подобных этому. После того, как я покинула Россию в прошлый раз, я стала вести очень закрытый образ жизни. Я погрузилась в изучение писаний, в размышления и т. п. И вот теперь мне представилась такая возможность... Я не в силах была отказать Малати Диди в ее просьбе принять участие в вашем собрании, и я благодарна за эту возможность. Если у кого-то есть вопросы, пожалуйста задавайте их.

#00:13:26#

Юлия: Как правильно поступать, когда старший преданный открывает сердце? Я знаю, что он старше по возрасту и по положению. Я знаю, что младшие не должны принимать эмоции от старших. Я растерялась в этой ситуации и не знала, как поступить. Как правильно поступать? Я знаю, что одно из правил общения с вайшнавами — это то, что нужно делиться сокровенным и выслушивать сокровенное.

#00:14:33#

Бхакти Лалита Деви Даси: Это хороший вопрос, спасибо. Мы знаем, что наши старшие преданные и вайшнавы как таковые всегда очень смиренны. Мы никогда не должны быть небрежны в наших отношениях с ними, и мы должны стараться быть внимательными. Мы не должны пытаться извлечь для себя преимущества в дурном смысле из их смирения или их природной скромности. Поэтому, если они открывают нам что-то, мы будем с любовью и в духе смирения слушать то, что они нам говорят.

#00:16:20#

Шрила Рупа Госвами говорил о шести принципах любовного взаимообмена между преданными[1]. Два положения из этих шести относятся к тому самому взаимообмену сокровенным. И, следуя этому принципу, мы, с одной стороны, открываем наши сердца другим преданным и, в свою очередь, выслушиваем то, чем они делятся с нами. Другие принципы из этих шести — делиться прасадом и принимать его от других преданных, а также дарить подарки и принимать подарки от преданных.

#00:18:23#

Все это в совокупности и есть взаимообмен любовью. И этот процесс превосходит все формальности такого рода, как «младший» и «старший». Выше формальности стоят такие явления, как любовь и привязанность. Такова природа вайшнавов, такова природа браджабаси — жителей Враджи. Эти личности очень велики, но в то же время они смиренны и исполнены любви.

#00:19:41#

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж учил тому, что Вриндаван очень могуществен. Это некая вершина или некий центр, не знающий себе равных. Поэтому, с одной стороны, он полон мощи и величия, но эти мощь и величие облекаются во Вриндаване в одеяния смирения и любви. Он говорит: «Это могущество, облаченное в любовь и украшенное смирением». Он приводил в пример врача и царя.

#00:21:09#

Обычно врач очень занят — он приходит в палату, осматривает больных и уходит, если это главврач, например. Но иногда, движимый любовью к больному, врач может добровольно принять на себя обязанности сиделки и ухаживать за больным самолично. И царь иногда может, передвигаясь на паланкине в процессии, остановить эту процессию, слезть с паланкина и играть с детьми на обочине дороги совершенно свободно.

#00:22:25#

Природа Кришны подобна этому. Хотя Он является Верховной Личностью Бога, наделенной полнотой могущества и величия, но в Его мире и сам Он и все реалии Его мира принимают простой и чарующий облик. Кришна и Его игры человекоподобны. И мы находим подобные качества, подобную природу в преданных Кришны. Во взаимоотношениях любви с Кришной Его спутники, обитатели Его мира, чувствуют себя очень простыми и заурядными.

#00:23:46#

Таким образом, когда мы имеем дело с преданными Кришны, мы должны быть осторожны в наших отношениях с ними — не эксплуатировать их скромность и смирение. И с теплым чувством, с любовью пытаться выслушивать те сокровенные мысли, которыми они с нами делятся. Я надеюсь, что то, что было сказано, отвечает на вопрос Юлии.

Юлия: Спасибо.

#00:24:46#

Нама Чинтамани Деви Даси: Как найти некий баланс в нашей практике, чтобы прилагать определенные усилия в служении, но при этом не гордиться этим?

#00:27:29#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я всегда говорю, что жизнь в ашраме — идеальная жизнь для того, чтобы научиться смирению, терпению и почтению к окружающим. На расстоянии эта концепция может казаться привлекательной — смирение, терпимость и почтение ко всем. Но необходим непосредственный опыт. И наилучший опыт практики развития в себе этих качеств дает жизнь в ашраме. Но эта жизнь подразумевает испытания, проверку, тест. Возможно, мы сталкиваемся с этими вызовами, которые проистекают из того, что в ашраме у нас нет выбора — мы окружены людьми и мы постоянно находимся в той ситуации, когда мы вынуждены быть смиренными, терпеливыми и почтительными. Но практика сделает нас совершенными в этом. Мы являемся практикующими, лишь стремящимися к совершенству.

#00:30:09#

Мы будем сталкиваться с вызовом и с испытаниями в любом случае и при любых обстоятельствах. Но когда мы эти вызовы принимаем и отвечаем на них — мы прогрессируем, становимся лучше. Поэтому мы будем прилагать максимум усилий. Вы находитесь в идеальном месте — месте, которое позволяет вам обрести качества, к которым мы стремимся. Я всегда говорю: «Каждый день мы будем пытаться вновь и вновь». Если вчера нам не удалось хорошо осуществить работу, то сегодня мы будем вновь пытаться это сделать. Кришна живет в нашем сердце, Он видит, что мы стараемся, прилагаем усилия, и Он поможет нам.

Есть ли еще вопросы?

#00:31:50#

Вопрос: Как я могу обрести просветление?

#00:32:48#

Бхакти Лалита Деви Даси: Наш Парам-Гурудев, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж, рекомендовал скромный, смиренный, естественный рост. Он говорил о невозможности ожидать немедленного результата.

#00:33:16#

Мы должны быть терпеливы, поскольку мы надеемся на обретение чего-то очень высокого, великого и благородного. Это не то явление, которое можно по дешевке купить в супермаркете. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы обрести правильный угол зрения. Это возможно благодаря садху-санге — общению со святыми, и, находясь в их обществе, мы будем служить им в таком духе, как было описано выше, — со смирением, терпимостью и почтением ко всем.

#00:34:30#

Нет ничего невозможного — возможно все. Поэтому просветление может прийти в любой момент. Кришна может явить Себя в любой момент. Это откровение зависит от Его божественной воли. Однако Он абсолютен и независим, и Он поступает так, как пожелает. Мы пытаемся обрести Его милость главным образом через Его преданных. И милость, обретенная таким образом, является нашей единственной надеждой.

#00:36:12#

Вопрос: Как вы пришли к сознанию Кришны? Как вы пришли к религии и Богу? И возможно ли обрести Бога, следуя другим путем — не таким, которому следуете вы?

#00:37:15#

Бхакти Лалита Деви Даси: Я хотела бы сперва ответить на вторую часть вашего вопроса — о различных религиозных путях. В наших писаниях сказано: «Ты должен следовать тому религиозному пути, следование которому усиливает твою любовь к Богу». В наших писаниях содержится подобная истина — очень универсальная, широкая, приемлемая для всех. Если вы находите некий религиозный путь, который, как вы чувствуете, увеличивает вашу любовь к Богу, значит, этот путь предназначен вам.

#00:38:29#

Нас интересует такое явление, как истина откровения, та ситуация, когда абсолютный, божественный мир нисходит в этот ограниченный мир. Мы не стремимся к любым явлениям или истинам этого материального мира, в котором присутствуют всевозможные ложные религии, те или иные разновидности обмана, различные ложные доктрины и идеи. Этот мир является миром обмана. И нас не интересуют явления к нему относящиеся. Нас интересует амная-таттва — истина или реальность откровения. Совершенное откровение, приходящее из совершенного Источника, исполненное жизни и могущества.

#00:40:06#

Именно так я пришла к духовной жизни — я искала Истину и искала некие совершенные заключения, или совершенное учение, о природе Истины. Я знала в глубине сердца о том, что Реальность существует, но эту Реальность невозможно найти в этом мире — в измерении заблуждений. Я стремилась к абсолютному, безупречному во всех отношениях явлению — к Истине. Я целенаправленно искала именно такое явление — Абсолютную Истину.

#00:41:23#

Когда я училась в университете, я изучала такое явление, как религия. Но впоследствии я проводила много времени в библиотеках, где я прочитала прежде всего все книги Шрилы А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Это было в ту пору, когда я училась в университете. В университетской библиотеке были практически все книги Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады и я жадно «проглотила» их все — «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриту», Гиту, всевозможные публикации Международного общества сознания Кришны — я прочитала их от корки до корки. После того, как я получила достаточно хорошее представление о многих религиозных традициях, прочитала массу книг, когда я «встретила» личность Прабхупады — прочитала его литературу, я увидела, что это — то самое явление, которое я искала.

#00:43:20#

Поэтому ключевое послание следующее — мы говорим о необходимости найти подлинного духовного учителя, вручить себя ему и начать поиск Истины под его руководством. О какой бы сфере знания ни шла речь — везде необходим учитель. Будь то любые научные дисциплины — математика, языки, все что угодно... Чему бы мы ни хотели научиться, мы идем к знатоку — к учителю. И такой же принцип работает в духовной жизни — если мы хотим научиться духовной жизни, нам необходим духовный учитель.

#00:44:40#

Когда я осознала эту потребность в наставнике, я стала искать. Будучи в Индии, я посещала различные [ашрамы]... Первостепенное внимание я уделяла гаудия-вайшнавизму. Соответственно я посещала многие ашрамы и духовные центры и видела много гаудия-вайшнавских Гуру. В конце концов я узнала о человеке, который стал моим духовным учителем, — это был Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж. Когда я увидела его, я почувствовала, что мой выбор — этот человек. Я отправилась в Индию в Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе, западная Бенгалия. Моя первая встреча с ним произошла в 1992 году, буквально накануне Гаура-пурнимы.

#00:46:13#

Когда я прибыла туда, я почувствовала, что это то самое место и это та самая личность. Объект моих поисков был передо мной и мне оставалось лишь просить его о том, чтобы мне была дана духовная связь с ним. Я получила от него первое и второе посвящения и осталась в его обществе навсегда. Такова долгая история, история многих лет жизни, в двух словах.

Спасибо.

#00:47:18#

Юлия: Мы слышали о различных ашрамах [укладах жизни]. Так, мужчины-брахмачари живут в ашраме, они изучают определенные духовные дисциплины. Преданные-грихастхи следуют своей дхарме. Что значит для женщин нахождение в ашрамах? Какова их функция или миссия там?

Бхакти Лалита Деви Даси: Вы имеете в виду женщин, которые живут в ашрамах как брахмачарини, — как я?

Юлия: Я скорректирую вопрос: какова функция или миссия женщин в мире, в общем?

#00:49:37#

Бхакти Лалита Деви Даси: Если говорить о женской функции или миссии, то это зависит [от многих факторов]... Каждый случай индивидуален. Все зависит от нашего происхождения, наших самскар — врожденных тенденций. От того, в каком обществе и в какой культуре мы живем. Я современная американская девушка. Я родилась в специфическом обществе, в специфической культуре, где меня с детства учили, что мой удел в жизни — это быть «номер один», иметь все лучшее и пользоваться всеми достижениями этого мира.

#00:50:35#

Но если вы зададите тот же самый вопрос какой-нибудь бенгальской крестьянке, то скорее всего вы от нее услышите о том, что ее функция, миссия, дхарма состоит в том, чтобы выйти замуж и быть домохозяйкой.

#00:51:10#

Таким образом, с одной стороны — существует большое разнообразие в этом материальном мире, а с другой стороны — материальный мир очень ограничен: мы живем в мире ограничений. И говоря в целом об этом явлении, мы не придаем ему чрезмерного значения.

#00:51:43#

Например, некоторые люди, такие как я, — отвергли это общество, людей в этом обществе, — то, что называется «мейнстримом», преобладающей тенденцией в жизни окружающих. Люди, подобные мне, отвергли их напрочь.

#00:52:18#

В этом смысле моя ситуация уникальна, но что касается вас, то вам самой стоит понять, определить для себя — каковы ваши способности, каковы ваши тенденции и что благоприятно для вас, что вам подходит.

#00:52:52#

Но кем бы мы ни были, откуда бы мы ни происходили, у каждого из нас есть одна фундаментальная потребность и эта потребность объединяет нас всех, она универсальна. Эту потребность можно определить как перспективу Божественного, как связь с Божественным.

#00:53:32#

Мы прекрасно знаем, каковы пути, какова природа этого мира. И мы понимаем, что в этом мире нам необходимо какое-то место, какая-то ниша. Мы должны стремиться занять то место, где мы могли бы сохранять связь, поддерживать связь с вечным, непреходящим божественным миром. Кем бы мы ни были, каковы бы ни были наши способности — мы должны стараться эту связь сохранять и поддерживать баланс между духовным поиском и материальной стороной жизни. Любые наши отождествления, любые наши связи с этим миром относительны и преходящи. Эти реалии, различные тождества, различные связи не являются вечными.

#00:55:07#

Реальность не исчерпывается этим миром. Этот мир и то, чем мы в настоящее время являемся, наше нынешнее «я» — реальность не исчерпывается этим. Есть нечто большее. Мы должны стараться обрести правильный угол зрения, о котором шла речь выше. Благодаря этому углу зрения мы начнем воспринимать вещи широкомасштабно. И благодаря этому мы обретем вечное благо. То, что нам в настоящее время представляется чем-то осязаемым, надежным, постоянным... Нам не следует забывать о том, что все это очень мимолетно, преходяще. И буквально в следующее же мгновение этих реалий не станет.

Я надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. Я думаю, что на этом мы с вами попрощаемся и здесь продолжится [духовная] программа... Спасибо всем.

[Бхакти Лалита Деви Даси договаривается с преданными о проведении киртана. На мриданге играет Анукришна Деви Даси из Венгрии. Начинают петь бхаджан «Нама-санкиртана».]

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Дада̄ти пратигр̣хн̣а̄ти, гухйам а̄кхйа̄ти пр̣ччхатӣ / бхун̇кте бходжайате чаива, ш̣ад̣-видхам̇ прӣти-лакш̣ан̣ам — «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом — таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу» (Шрила Рупа Госвами. «Шри Упадешамрита», 4).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования