«Слушание и воспевание». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 17 августа 2003 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 53.22M)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Слушание и воспевание

(17 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:25#

Бхактивинод Тхакур говорит:

кӣта-джанма хао йатха̄ туйа̄ да̄са
бахирмукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а̄

«Господи! Я хочу родиться в том доме, где живут Твои преданные. А если преданности нет, я не хочу быть ни Брахмой, ни Индрой».

То, что мы родились людьми, то, что мы получили это человеческое тело, крайне важно. В этом мире существует 8 400 000 разных форм жизни. И в 18 000 из них, во многих тысячах из этих миллионов форм жизни, сознание очень замутненное, оно не просветлено. Многие человеческие тела обретают дживы, но не все человеческие формы жизни являются в полном смысле сознательными.

мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у,
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇,
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[1]

#00:02:05#

В мироздании присутствуют тысячи и тысячи человеческих тел и разных типов человеческих, но далеко не все из них стремятся к возвышению, к тому, чтобы от материального обратиться к трансцендентному. Только те, кто имеет некое сукрити — духовное везение, или удачу, и те, кто обрели общение с преданными, только эти люди могут пытаться искать. Таким образом, можно обрести спасение, освободиться от этого иллюзорного окружающего мира. Никто не знает, как выбраться на свободу, но те, кто обрели подобный шанс, как это было описано выше, благодаря этой удаче могут пытаться искать.

#00:03:40#

Все ищут этого [обретения счастья через избавление от материального мира]. Даже ученые в современном мире ищут возможности достижения материального счастья. Они открыли множество лекарств от разных болезней. Столь много страданий испытывает живое существо в этом мире, в промежутке между рождением и смертью, — разные виды страданий, в особенности, болезни. Фактически получается замкнутый круг. Если в этом мире изобретается некая панацея, лекарство от какой-то болезни, то впоследствии приходит реакция на это лекарство. Всюду действует закон, который гласит: каждое действие имеет равное и обратно направленное противодействие.

#00:05:23#

Все наши родственники и родные рано или поздно умирают. Английский поэт Томас Грэй сказал:

Гордая знатность, чванливая власть —
Все, что добыто красотой и денег силой,
Всему придет свой роковой час
И даже славы путь закончится могилой[2].

В этом мире все суета сует. Слава, положение в обществе, аристократическое положение и многое-многое другое неизбежно приводят в одно место, а именно — в могилу. Поэтому Томас Грэй говорит: «В конечном счете все пути этого мира — поиск богатства или положения, славы и тому подобных вещей — абсолютно тщетны, потому что приводят они в яму, именуемую могилой».

#00:07:07#

Столь многие в этом мире науки пытаются дать нам избавление от различных страданий и одарить счастьем. Но только наука преданности показывает нам путь, ведущий к подлинной славе жизни. И это знание, наука о том, как обрести связь между материальным и трансцендентным. Столь многие ученые, если их можно так назвать, ученые-исследователи прошлого, исследовавшие сферу духовного бытия, риши, мудрецы и провидцы древности указали средство, ведущее к цели, путь, ведущий к достижению цели, к достижению вечной жизни и вечного бытия. Если мы занимаемся поиском, если мы желаем некого научного исследования, а именно поиска средства избавления от страданий и достижения счастья, если у нас есть вера в этих ученых, исследователей духа, тогда мы должны принять путь, начертанный ими.

#00:09:10#

Шримад Бхагавад-гита — небольшая по объему книга, но сама суть, сама квинтэссенция всего знания содержится в ней. Господь Кришна ради нашего блага — и духовного, и мирского блага, — вложил в эту книгу то самое знание. Столь многие книги, писания дал Вьясадева, но мы не в состоянии, не способны извлечь из книг ту истину, которая является их сутью. Источником знания Гиты также является Вьясадева. Поскольку Вьясадева обладает видением того, что хочет Кришна, и того, что Кришна говорит, Вьясадева способен записать Его слова.

#00:11:01#

Это очень простая история — тот эпизод, когда во время сражения на Курукшетре Дхритараштра хотел наблюдать события, но был слеп. И Санджая, по милости Вьясадевы, обрел способность видеть то, что происходило далеко от места, на котором находились он и Дхритараштра. Он видел события на поле битвы, видел Кришну и Арджуну и рассказывал это Дхритараштре. Ведавьяса обладает огромным могуществом, и он способен передать свою силу Дхритараштре и Санджае, позволившую последнему увидеть. То, что Санджая видел, Ведавьяса впоследствии записал. Он сам пребывал в медитации.

#00:12:23#

И эту самую сокровенную суть всего знания Кришна дал в Бхагавад-гите. «Гита-махатмья», прославление Бхагавад-гиты, говорит о том же: только Бхагавад-гита и путь, данный в Бхагавад-гите... Сам Кришна открыл этот путь, описанный в Бхагавад-гите. Он дал это, поэтому необходимо читать Бхагавад-гиту, изучать знание, заключенное в ней, и пытаться следовать тому пути, который описан в Бхагавад-гите.

Я религиозный проповедник, поэтому в качестве такового я должен был прочитать множество писаний и религиозных книг, для того чтобы иметь некую информацию, знание, которые позволяли бы мне проповедовать людям и помогать им таким образом, давая им некоторые представления об этом. Но подобное положение вещей, то есть изучение книг и накопление знания, не является обязательным для всех и каждого.

#00:14:48#

Об этом же говорит «Гита-махатмья» [санскрит], там сказано: «Какой смысл обладать всем знанием, накапливать всю полноту знаний? Какой смысл обращаться к океану знания, если самую суть этого знания Кришна дает в Бхагавад-гите? [Необходимо] просто следовать этому».

Воистину, после прихода Чайтаньи Махапрабху вообще отпала необходимость в чем бы то ни было. Махапрабху пришел и сказал (харер на̄маива кевалам) повторять Харе Кришна и таким образом обрести счастье, обрести Кришну. И этого достаточно для каждой дживы, души.

Пракашананда Сарасвати был столь великим санньяси и пандитом. Он сказал Махапрабху:

— Ты санньяси нашей сампрадаи, нашей линии. Тогда почему же Ты не изучаешь «Веданта-сутру» и другие писания?

Махапрабху ему на это отвечал:

— То были слова Моего Гуру, его указания Мне. Мой Гуру Мне сказал: «Не нужно изучать писания, Ты не способен понять то, что в них заключено».

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[3]

Для этой Кали-юги, говорят священные писания, единственным путем является Харинам, Харе Кришна маха-мантра. Следуя этому пути, воспевая Святое Имя, возможно обрести счастье, любовь, красоту, очарование — все, а также общение с Господом, которое имеет различные виды и формы. Если возможно обрести это таким способом, тогда зачем же следовать всем иным практикам?

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣,
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
(виш̣н̣ох̣) арчанам̇ (виш̣н̣ох̣) ванданам̇ (виш̣н̣ох̣) да̄сйам̇,
сакхйам (ту виш̣н̣ох̣) [а̄тма-ниведанам][4]

#00:18:43#

«Шримад-Бхагаватам» говорит о различных видах поклонения Господу или служения Ему. Смысл таков, что все, что мы делаем, — различные виды выражения почтения, служения и так далее, должны делаться ради Вишну. Но Махапрабху говорит, что не во всем есть необходимость. Махапрабху говорит, что все, к чему мы стремимся, придет через нама-санкиртану. Из этих различных путей Он особо предпочел два, а именно шраван и киртан. Махапрабху советовал всем и каждому эти два вида деятельности, а именно слушание о славе Кришны и воспевание Его славы через воспевание Харе Кришна маха-мантры, которая явит свою природу, свою славу в сердце того, кто ее воспевает. Махапрабху советовал всем два этих пути — слушание о Нем [Кришне] и прославление Его.

йасмин джн̃а̄те сарввам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати,
йасмин пра̄пте сарввам идам̇ пра̄птам̇ бхавати,
тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма

[Госвами Махарадж помогает Шриле Гурудеву перевести на английский значение шлоки.]

#00:21:00#

«Постарайся познать то Одно, того Единого, познав Которого, ты познаешь все. И постарайся достичь того Единого, того Одного, достигнув Которого, ты обретешь все»[5].

Такую ипостась Бога, как Брахман, можно сравнить с солнцем: находясь очень далеко от солнечного светила, мы воспринимаем его как некую массу света. Брахман — нечто в этом роде. Но в действительности Брахман является сиянием, лучезарным светом Вайкунтхи, паравьомы, сиянием вечной обители Господа Кришны. Брахман как таковой, бытие Брахмана, существует благодаря поддержке и опоре мира Вайкунтхи. Мир Вайкунтхи — это то, на чем зиждется реальность Брахмана. Мир Брахмана является чем-то вроде внешнего покрытия. Но там, внутри, пребывают миры Вайкунтхи, там пребывает Господь, Который по Своей природе игрив.

#00:23:42#

Там происходит вечная игра Господа Кришны, игры, которые Он являет в разных Своих обликах, проявлениях, и в разных Своих обителях. Он является центром сферы Вайкунтхи. «Брахма-самхита» говорит:

иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[6]

Природа Господа Кришны такова, что Он является Причиной всех причин, Источником всего сущего, всего, что есть в бытии, и Верховным Господом. Также Он очень дорог дживе, душе. Его природа такова, что Он дорог каждой дживе, душе, и подлинное счастье или состояние полноты, осуществление себя, живое существо может обрести только в отношениях с Ним, или связи с Ним.

#00:25:26#

«Шримад-Бхагаватам» утверждает: кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам — «Кришна является Верховной Личностью [Бога]»[7]. В Его обители происходят игры, проявляющиеся в различных расах, именуемые, соответственно, шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Также, помимо этих пяти основных, есть различные косвенные проявления расы: хасья, адбхута, вира, каруна, раудра, вибхаста и т. д[8]. Но все эти виды настроения, оттенки чувств преданности служат одной-единственной цели — удовлетворению Господа и Его наслаждению.

Это вечная обитель и вечное место пребывания для всех живых существ, где природа жизни такова, что они наслаждаются отношениями с Господом.

Бхактивинод Тхакур говорит [бенгали], что для всех и каждого высшим лекарством является эта Харинама маха-мантра.

#00:27:30#

Если мы будем обсуждать с преданными эти темы, различные игры Господа, мы благодаря этому процессу обретем силу. Мы поймем нечто новое об этой трансцендентной обители Господа. В разных священных писаниях содержится разное описание духовного мира и событий в нем происходящих. Эти описания как своего рода новости. Новости, или известия, весточки, доходящие до нас, о том, что там происходит. Но, помимо писаний, есть другое начало — то, что зовется «живым писанием», а именно садху или Гуру, с чьей помощью или по чьей милости мы можем узнать о природе этого. И в этом заключена полнота нашей жизни. Эта жизнь [обусловленная жизнь в материальном мире] — временная и преходящая. Но речь идет о вечной жизни. Вечные жизни уготованы для всех джив, для всех живых существ.

#00:29:21#

По крайней мере, из уст садху и Гуру мы можем слушать новости об этом мире. Поэтому Чайтанья Махапрабху избрал процесс шраванам и киртанам — слушание из подлинного источника [и прославление услышанного]. Для этой эпохи существует только одна мантра, и это — маха-мантра. Это — Харе Кришна маха-мантра. Мы знаем о Харе Кришна маха-мантре, но мы не в состоянии, не способны воспевать ее чистым образом, без оскорблений.

Когда я даю посвящение, я говорю всем преданным, которые его получают: «Запомните эти оскорбления, десять видов оскорблений, и старайтесь их избегать». Оскорбления являются препятствием, мешают воспевать Святое Имя чистым образом. Если мы воспеваем Харе Кришна маха-мантру без оскорблений, мы обязательно будем благословлены. Но садху и писания говорят, что необходимо воспевать спонтанно, если ты в состоянии это делать.

#00:31:54#

Мы находимся в разных жизненных обстоятельствах, у нас может быть работа или другие занятия, другие вещи в нашей жизни, но всегда необходимо воспевать Харе Кришна маха-мантру. Это возможно всегда. С четками из туласи или без четок из туласи. Без четок из туласи также можно воспевать маха-мантру. Все священные писания говорят, что если мы направляем свой ум на повторение маха-мантры, тогда все наши оскорбления и внутренняя скверна уйдут. Эта маха-мантра — для всех и каждого. Здесь нет места соображениям национальным, религиозным, кастовым и так далее. Любой, кто обладает хотя бы малым сознанием, любое живое существо, которое обладает такими качествами, как воля, желание, мышление и чувства, способно следовать этому, а именно воспевать маха-мантру. На самом деле маха-мантра столь могущественна:

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ су-манаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м,
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате,
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣[9]

#00:34:43#

Там, где почва непригодна, неблагоприятна, несмотря на то, что семечко может быть хорошим, росток не прорастет.

[санскрит]

«Шримад-Бхагаватам» говорит: «Если сердце не как камень, если оно мягко в какой-то степени, тогда это семечко [преданности] обязательно прорастет».

Бхактивинод Тхакур говорит:

табе джа̄ни та̄хе апара̄дха а̄чхайе прачур
кр̣ш̣н̣а-на̄ма-беджа та̄хе на̄ хайа ан̇кур[10]

Если семя посажено, но ростки не взошли, то единственная причина тому — оскорбления. Из-за этих оскорблений семя не может вырасти. Поэтому мы должны стараться ухаживать за этим семенем преданности посредством шраванам и киртанам — слушания о славе Кришны и прославления Его, воспевания Его Имени. Два этих вида деятельности как удобрение и вода для этого семени, которое обязательно прорастет. Поливать его, ухаживать за ним необходимо с любовью, нежностью и преданностью. В таком случае мы обязательно обретем высшее благо.

Харе Кришна!

Преданные: Харе Кришна!

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Джагад-Гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Вишваваренья Шрила Свами Махарадж ки джай!

Нитай-Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

#00:37:23#

Шрила Говинда Махарадж: Кришна столь милостив ко мне. У меня очень скверное здоровье, но все равно Он вытаскивает меня, подталкивает вперед. Кришна благословляет вас всех. Вы все мои очень дорогие друзья. Все вы даете мне возможность прославлять Господа и говорить о Нем. Здесь, в этом собрании, присутствуют многие вайшнавы, они готовы помочь вам. Они могут продолжить отвечать на ваши вопросы. Кришна благословляет вас всех!

Джай Гуру Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили:
 Яшода Прия Деви Даси и Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] [Господь Кришна провозглашает:] «Среди великого множества людей лишь немногие стремятся к духовному совершенствованию. Но даже среди тех, кто достиг просветления на духовном пути, лишь единицы способны постичь Меня» (Бхагавад-гита, 7.3).

[2] Томас Грэй. «Элегия, написанная на сельском кладбище».

[3] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

[4] [Махарадж Прахлада сказал:] «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

[5] Мундака-упанишад, 1.3. Также в «Тайттирия-упанишад» (3.1.1) говорится: йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о Том, из Кого исходит все сущее, в Ком пребывает все сущее и в Ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)».

[6] «Кришна, известный как Говинда, — Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Шри Брахма-самхита», 5.1).

[7] Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Перечисленные воплощения являются либо полными, либо частичными отражениями Господа, однако Шри Кришна есть Господь Бог в изначальном облике. В разные эпохи Он принимает разные облики и нисходит в разные сферы вселенной, чтобы защитить верующих и обуздать тех, кто не признает Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

[8] К семи дополнительным вкусам (расам) относятся хасья (насмешливость), адбхута (удивление), вира (благородство), каруна (сострадание), раудра (гнев), бхаянака (трепет и благоговение) и вибхаста (ужас). Сердце преданного постоянно отдано одной из пяти главных рас, она определяет его принадлежность к той или иной группе, тогда как семь дополнительных появляются и исчезают в виде эмоций.

[9] «Святое Имя Господа Кришны привлекательно для множества святых, освобожденных душ. Оно уничтожает все греховные реакции и столь могущественно, что за исключением немых, которые не могут воспевать Его, Оно легкодоступно для всех, включая даже самых низких из людей, чандалов. Святое Имя Кришны — владыка роскоши освобождения, и Оно тождественно Кришне. Когда человек просто воспевает Святое Имя при помощи языка, результаты приходят немедленно. Воспевание Святого Имени не зависит от наличия посвящения, праведной деятельности или пурашчарьи, регулирующих принципов, следование которым, как правило, необходимо для посвящения. Святое Имя не нуждается в каком-либо из этих видов деятельности. Оно самодостаточно» (это стих из «Падьявали» (29 стих) Шрилы Рупы Госвами; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 15.110)).

[10] «Из этого можно сделать вывод, что я продолжаю совершать бесчисленные апарадхи, поэтому семя Имени Кришны не прорастает и не становится бутоном».

 



←  Новости из Хабаровска от 10 января 2015 года ·• Архив новостей •· Ярославль. Проповеднический тур с Амарендранатхом Прабху Брахмачари. 28-29 декабря 2014 года  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 55.8 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Слушание и воспевание

(17 августа 2003 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

#00:00:25#

Бхактивинод Тхакур говорит:

кӣта-джанма хао йатха̄ туйа̄ да̄са
бахирмукха брахма-джанме на̄хи а̄ш́а̄

«Господи! Я хочу родиться в том доме, где живут Твои преданные. А если преданности нет, я не хочу быть ни Брахмой, ни Индрой».

То, что мы родились людьми, то, что мы получили это человеческое тело, крайне важно. В этом мире существует 8 400 000 разных форм жизни. И в 18 000 из них, во многих тысячах из этих миллионов форм жизни, сознание очень замутненное, оно не просветлено. Многие человеческие тела обретают дживы, но не все человеческие формы жизни являются в полном смысле сознательными.

мануш̣йа̄н̣а̄м̇ сахасреш̣у,
каш́чид йатати сиддхайе
йатата̄м апи сиддха̄на̄м̇,
каш́чин ма̄м̇ ветти таттватах̣[1]

#00:02:05#

В мироздании присутствуют тысячи и тысячи человеческих тел и разных типов человеческих, но далеко не все из них стремятся к возвышению, к тому, чтобы от материального обратиться к трансцендентному. Только те, кто имеет некое сукрити — духовное везение, или удачу, и те, кто обрели общение с преданными, только эти люди могут пытаться искать. Таким образом, можно обрести спасение, освободиться от этого иллюзорного окружающего мира. Никто не знает, как выбраться на свободу, но те, кто обрели подобный шанс, как это было описано выше, благодаря этой удаче могут пытаться искать.

#00:03:40#

Все ищут этого [обретения счастья через избавление от материального мира]. Даже ученые в современном мире ищут возможности достижения материального счастья. Они открыли множество лекарств от разных болезней. Столь много страданий испытывает живое существо в этом мире, в промежутке между рождением и смертью, — разные виды страданий, в особенности, болезни. Фактически получается замкнутый круг. Если в этом мире изобретается некая панацея, лекарство от какой-то болезни, то впоследствии приходит реакция на это лекарство. Всюду действует закон, который гласит: каждое действие имеет равное и обратно направленное противодействие.

#00:05:23#

Все наши родственники и родные рано или поздно умирают. Английский поэт Томас Грэй сказал:

Гордая знатность, чванливая власть —
Все, что добыто красотой и денег силой,
Всему придет свой роковой час
И даже славы путь закончится могилой[2].

В этом мире все суета сует. Слава, положение в обществе, аристократическое положение и многое-многое другое неизбежно приводят в одно место, а именно — в могилу. Поэтому Томас Грэй говорит: «В конечном счете все пути этого мира — поиск богатства или положения, славы и тому подобных вещей — абсолютно тщетны, потому что приводят они в яму, именуемую могилой».

#00:07:07#

Столь многие в этом мире науки пытаются дать нам избавление от различных страданий и одарить счастьем. Но только наука преданности показывает нам путь, ведущий к подлинной славе жизни. И это знание, наука о том, как обрести связь между материальным и трансцендентным. Столь многие ученые, если их можно так назвать, ученые-исследователи прошлого, исследовавшие сферу духовного бытия, риши, мудрецы и провидцы древности указали средство, ведущее к цели, путь, ведущий к достижению цели, к достижению вечной жизни и вечного бытия. Если мы занимаемся поиском, если мы желаем некого научного исследования, а именно поиска средства избавления от страданий и достижения счастья, если у нас есть вера в этих ученых, исследователей духа, тогда мы должны принять путь, начертанный ими.

#00:09:10#

Шримад Бхагавад-гита — небольшая по объему книга, но сама суть, сама квинтэссенция всего знания содержится в ней. Господь Кришна ради нашего блага — и духовного, и мирского блага, — вложил в эту книгу то самое знание. Столь многие книги, писания дал Вьясадева, но мы не в состоянии, не способны извлечь из книг ту истину, которая является их сутью. Источником знания Гиты также является Вьясадева. Поскольку Вьясадева обладает видением того, что хочет Кришна, и того, что Кришна говорит, Вьясадева способен записать Его слова.

#00:11:01#

Это очень простая история — тот эпизод, когда во время сражения на Курукшетре Дхритараштра хотел наблюдать события, но был слеп. И Санджая, по милости Вьясадевы, обрел способность видеть то, что происходило далеко от места, на котором находились он и Дхритараштра. Он видел события на поле битвы, видел Кришну и Арджуну и рассказывал это Дхритараштре. Ведавьяса обладает огромным могуществом, и он способен передать свою силу Дхритараштре и Санджае, позволившую последнему увидеть. То, что Санджая видел, Ведавьяса впоследствии записал. Он сам пребывал в медитации.

#00:12:23#

И эту самую сокровенную суть всего знания Кришна дал в Бхагавад-гите. «Гита-махатмья», прославление Бхагавад-гиты, говорит о том же: только Бхагавад-гита и путь, данный в Бхагавад-гите... Сам Кришна открыл этот путь, описанный в Бхагавад-гите. Он дал это, поэтому необходимо читать Бхагавад-гиту, изучать знание, заключенное в ней, и пытаться следовать тому пути, который описан в Бхагавад-гите.

Я религиозный проповедник, поэтому в качестве такового я должен был прочитать множество писаний и религиозных книг, для того чтобы иметь некую информацию, знание, которые позволяли бы мне проповедовать людям и помогать им таким образом, давая им некоторые представления об этом. Но подобное положение вещей, то есть изучение книг и накопление знания, не является обязательным для всех и каждого.

#00:14:48#

Об этом же говорит «Гита-махатмья» [санскрит], там сказано: «Какой смысл обладать всем знанием, накапливать всю полноту знаний? Какой смысл обращаться к океану знания, если самую суть этого знания Кришна дает в Бхагавад-гите? [Необходимо] просто следовать этому».

Воистину, после прихода Чайтаньи Махапрабху вообще отпала необходимость в чем бы то ни было. Махапрабху пришел и сказал (харер на̄маива кевалам) повторять Харе Кришна и таким образом обрести счастье, обрести Кришну. И этого достаточно для каждой дживы, души.

Пракашананда Сарасвати был столь великим санньяси и пандитом. Он сказал Махапрабху:

— Ты санньяси нашей сампрадаи, нашей линии. Тогда почему же Ты не изучаешь «Веданта-сутру» и другие писания?

Махапрабху ему на это отвечал:

— То были слова Моего Гуру, его указания Мне. Мой Гуру Мне сказал: «Не нужно изучать писания, Ты не способен понять то, что в них заключено».

харер на̄ма харер на̄ма харер на̄маива кевалам
калау на̄стй эва на̄стй эва на̄стй эва гатир анйатха[3]

Для этой Кали-юги, говорят священные писания, единственным путем является Харинам, Харе Кришна маха-мантра. Следуя этому пути, воспевая Святое Имя, возможно обрести счастье, любовь, красоту, очарование — все, а также общение с Господом, которое имеет различные виды и формы. Если возможно обрести это таким способом, тогда зачем же следовать всем иным практикам?

ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ виш̣н̣ох̣,
смаран̣ам̇ па̄да-севанам
(виш̣н̣ох̣) арчанам̇ (виш̣н̣ох̣) ванданам̇ (виш̣н̣ох̣) да̄сйам̇,
сакхйам (ту виш̣н̣ох̣) [а̄тма-ниведанам][4]

#00:18:43#

«Шримад-Бхагаватам» говорит о различных видах поклонения Господу или служения Ему. Смысл таков, что все, что мы делаем, — различные виды выражения почтения, служения и так далее, должны делаться ради Вишну. Но Махапрабху говорит, что не во всем есть необходимость. Махапрабху говорит, что все, к чему мы стремимся, придет через нама-санкиртану. Из этих различных путей Он особо предпочел два, а именно шраван и киртан. Махапрабху советовал всем и каждому эти два вида деятельности, а именно слушание о славе Кришны и воспевание Его славы через воспевание Харе Кришна маха-мантры, которая явит свою природу, свою славу в сердце того, кто ее воспевает. Махапрабху советовал всем два этих пути — слушание о Нем [Кришне] и прославление Его.

йасмин джн̃а̄те сарввам идам̇ виджн̃а̄там̇ бхавати,
йасмин пра̄пте сарввам идам̇ пра̄птам̇ бхавати,
тад виджиджн̃а̄сасва тадева брахма

[Госвами Махарадж помогает Шриле Гурудеву перевести на английский значение шлоки.]

#00:21:00#

«Постарайся познать то Одно, того Единого, познав Которого, ты познаешь все. И постарайся достичь того Единого, того Одного, достигнув Которого, ты обретешь все»[5].

Такую ипостась Бога, как Брахман, можно сравнить с солнцем: находясь очень далеко от солнечного светила, мы воспринимаем его как некую массу света. Брахман — нечто в этом роде. Но в действительности Брахман является сиянием, лучезарным светом Вайкунтхи, паравьомы, сиянием вечной обители Господа Кришны. Брахман как таковой, бытие Брахмана, существует благодаря поддержке и опоре мира Вайкунтхи. Мир Вайкунтхи — это то, на чем зиждется реальность Брахмана. Мир Брахмана является чем-то вроде внешнего покрытия. Но там, внутри, пребывают миры Вайкунтхи, там пребывает Господь, Который по Своей природе игрив.

#00:23:42#

Там происходит вечная игра Господа Кришны, игры, которые Он являет в разных Своих обликах, проявлениях, и в разных Своих обителях. Он является центром сферы Вайкунтхи. «Брахма-самхита» говорит:

иш́варах̣ парамах̣ кр̣ш̣н̣ах̣
саччида̄нанда-виграхах̣
ана̄дир а̄дир говиндах̣
сарва-ка̄ран̣а-ка̄ран̣ам[6]

Природа Господа Кришны такова, что Он является Причиной всех причин, Источником всего сущего, всего, что есть в бытии, и Верховным Господом. Также Он очень дорог дживе, душе. Его природа такова, что Он дорог каждой дживе, душе, и подлинное счастье или состояние полноты, осуществление себя, живое существо может обрести только в отношениях с Ним, или связи с Ним.

#00:25:26#

«Шримад-Бхагаватам» утверждает: кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам — «Кришна является Верховной Личностью [Бога]»[7]. В Его обители происходят игры, проявляющиеся в различных расах, именуемые, соответственно, шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхура. Также, помимо этих пяти основных, есть различные косвенные проявления расы: хасья, адбхута, вира, каруна, раудра, вибхаста и т. д[8]. Но все эти виды настроения, оттенки чувств преданности служат одной-единственной цели — удовлетворению Господа и Его наслаждению.

Это вечная обитель и вечное место пребывания для всех живых существ, где природа жизни такова, что они наслаждаются отношениями с Господом.

Бхактивинод Тхакур говорит [бенгали], что для всех и каждого высшим лекарством является эта Харинама маха-мантра.

#00:27:30#

Если мы будем обсуждать с преданными эти темы, различные игры Господа, мы благодаря этому процессу обретем силу. Мы поймем нечто новое об этой трансцендентной обители Господа. В разных священных писаниях содержится разное описание духовного мира и событий в нем происходящих. Эти описания как своего рода новости. Новости, или известия, весточки, доходящие до нас, о том, что там происходит. Но, помимо писаний, есть другое начало — то, что зовется «живым писанием», а именно садху или Гуру, с чьей помощью или по чьей милости мы можем узнать о природе этого. И в этом заключена полнота нашей жизни. Эта жизнь [обусловленная жизнь в материальном мире] — временная и преходящая. Но речь идет о вечной жизни. Вечные жизни уготованы для всех джив, для всех живых существ.

#00:29:21#

По крайней мере, из уст садху и Гуру мы можем слушать новости об этом мире. Поэтому Чайтанья Махапрабху избрал процесс шраванам и киртанам — слушание из подлинного источника [и прославление услышанного]. Для этой эпохи существует только одна мантра, и это — маха-мантра. Это — Харе Кришна маха-мантра. Мы знаем о Харе Кришна маха-мантре, но мы не в состоянии, не способны воспевать ее чистым образом, без оскорблений.

Когда я даю посвящение, я говорю всем преданным, которые его получают: «Запомните эти оскорбления, десять видов оскорблений, и старайтесь их избегать». Оскорбления являются препятствием, мешают воспевать Святое Имя чистым образом. Если мы воспеваем Харе Кришна маха-мантру без оскорблений, мы обязательно будем благословлены. Но садху и писания говорят, что необходимо воспевать спонтанно, если ты в состоянии это делать.

#00:31:54#

Мы находимся в разных жизненных обстоятельствах, у нас может быть работа или другие занятия, другие вещи в нашей жизни, но всегда необходимо воспевать Харе Кришна маха-мантру. Это возможно всегда. С четками из туласи или без четок из туласи. Без четок из туласи также можно воспевать маха-мантру. Все священные писания говорят, что если мы направляем свой ум на повторение маха-мантры, тогда все наши оскорбления и внутренняя скверна уйдут. Эта маха-мантра — для всех и каждого. Здесь нет места соображениям национальным, религиозным, кастовым и так далее. Любой, кто обладает хотя бы малым сознанием, любое живое существо, которое обладает такими качествами, как воля, желание, мышление и чувства, способно следовать этому, а именно воспевать маха-мантру. На самом деле маха-мантра столь могущественна:

а̄кр̣шт̣их̣ кр̣та-четаса̄м̇ су-манаса̄м учча̄т̣анам̇ ча̄м̇хаса̄м,
а̄чан̣д̣а̄лам амӯка-лока-сулабхо ваш́йаш́ ча мукти-ш́рийах̣
но дӣкша̄м̇ на ча сат-крийа̄м̇ на ча пураш́чарйа̄м̇ мана̄г ӣкшате,
мантро ’йам̇ расана̄-спр̣г эва пхалати ш́рӣ-кр̣шн̣а-на̄ма̄тмаках̣[9]

#00:34:43#

Там, где почва непригодна, неблагоприятна, несмотря на то, что семечко может быть хорошим, росток не прорастет.

[санскрит]

«Шримад-Бхагаватам» говорит: «Если сердце не как камень, если оно мягко в какой-то степени, тогда это семечко [преданности] обязательно прорастет».

Бхактивинод Тхакур говорит:

табе джа̄ни та̄хе апара̄дха а̄чхайе прачур
кр̣ш̣н̣а-на̄ма-беджа та̄хе на̄ хайа ан̇кур[10]

Если семя посажено, но ростки не взошли, то единственная причина тому — оскорбления. Из-за этих оскорблений семя не может вырасти. Поэтому мы должны стараться ухаживать за этим семенем преданности посредством шраванам и киртанам — слушания о славе Кришны и прославления Его, воспевания Его Имени. Два этих вида деятельности как удобрение и вода для этого семени, которое обязательно прорастет. Поливать его, ухаживать за ним необходимо с любовью, нежностью и преданностью. В таком случае мы обязательно обретем высшее благо.

Харе Кришна!

Преданные: Харе Кришна!

Шрила Говинда Махарадж: Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Харинама-санкиртана ки джай!

Харидас Тхакур ки джай!

Всем собравшимся преданным ки джай!

Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

Ачарья Махарадж: Джай Ом Вишнупад Джагад-Гуру Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Вишваваренья Шрила Свами Махарадж ки джай!

Нитай-Гаура-премананде!

Преданные: Харибол!

#00:37:23#

Шрила Говинда Махарадж: Кришна столь милостив ко мне. У меня очень скверное здоровье, но все равно Он вытаскивает меня, подталкивает вперед. Кришна благословляет вас всех. Вы все мои очень дорогие друзья. Все вы даете мне возможность прославлять Господа и говорить о Нем. Здесь, в этом собрании, присутствуют многие вайшнавы, они готовы помочь вам. Они могут продолжить отвечать на ваши вопросы. Кришна благословляет вас всех!

Джай Гуру Махарадж ки джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнили:
 Яшода Прия Деви Даси и Ювати Деви Даси
Редактор: Традиш Дас

 


[1] [Господь Кришна провозглашает:] «Среди великого множества людей лишь немногие стремятся к духовному совершенствованию. Но даже среди тех, кто достиг просветления на духовном пути, лишь единицы способны постичь Меня» (Бхагавад-гита, 7.3).

[2] Томас Грэй. «Элегия, написанная на сельском кладбище».

[3] «Только Имя Хари, Имя Хари, Имя Хари. Воистину в эпоху Кали нет, нет, нет иного пути» («Брихан-Нарадия-пурана», 38.126; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 7.76; 17.21; Мадхья-лила, 6.242).

[4] [Махарадж Прахлада сказал:] «Слушать трансцендентное Святое Имя Господа Вишну и описания Его облика, качеств, окружения и деяний, рассказывать и помнить о них, служить лотосоподобным стопам Господа, поклоняться Ему, используя атрибуты шестнадцати видов, возносить Господу молитвы, быть Его слугой, считать Его своим лучшим другом и всего себя отдавать Господу (то есть служить Ему телом, умом и речью) — таковы девять методов чистого преданного служения» («Шримад-Бхагаватам», 7.5.23).

[5] Мундака-упанишад, 1.3. Также в «Тайттирия-упанишад» (3.1.1) говорится: йато ва̄ има̄ни бхӯта̄ни джа̄йанте, йена джа̄та̄ни джӣванти / йат прайантй абхисам-виш́анти, тад виджиджн̃а̄сасва тад эва брахма — «Вопрошай о Том, из Кого исходит все сущее, в Ком пребывает все сущее и в Ком оно находит свой конец. Вопрошай о Нем — Он есть Брахма (Абсолют)».

[6] «Кришна, известный как Говинда, — Всевышний, Абсолютная Истина. Он вечен и исполнен блаженства, а тело Его духовно. Безначальный, Он Сам — Начало всего сущего и Причина всех причин» («Шри Брахма-самхита», 5.1).

[7] Эте ча̄м̇ш́а-кала̄х̣ пум̇сах̣, кр̣ш̣н̣ас ту бхагава̄н свайам / индра̄ри-вйа̄кулам̇ локам̇, мр̣д̣айанти йуге йуге — «Перечисленные воплощения являются либо полными, либо частичными отражениями Господа, однако Шри Кришна есть Господь Бог в изначальном облике. В разные эпохи Он принимает разные облики и нисходит в разные сферы вселенной, чтобы защитить верующих и обуздать тех, кто не признает Бога» («Шримад-Бхагаватам», 1.3.28).

[8] К семи дополнительным вкусам (расам) относятся хасья (насмешливость), адбхута (удивление), вира (благородство), каруна (сострадание), раудра (гнев), бхаянака (трепет и благоговение) и вибхаста (ужас). Сердце преданного постоянно отдано одной из пяти главных рас, она определяет его принадлежность к той или иной группе, тогда как семь дополнительных появляются и исчезают в виде эмоций.

[9] «Святое Имя Господа Кришны привлекательно для множества святых, освобожденных душ. Оно уничтожает все греховные реакции и столь могущественно, что за исключением немых, которые не могут воспевать Его, Оно легкодоступно для всех, включая даже самых низких из людей, чандалов. Святое Имя Кришны — владыка роскоши освобождения, и Оно тождественно Кришне. Когда человек просто воспевает Святое Имя при помощи языка, результаты приходят немедленно. Воспевание Святого Имени не зависит от наличия посвящения, праведной деятельности или пурашчарьи, регулирующих принципов, следование которым, как правило, необходимо для посвящения. Святое Имя не нуждается в каком-либо из этих видов деятельности. Оно самодостаточно» (это стих из «Падьявали» (29 стих) Шрилы Рупы Госвами; цитируется в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 15.110)).

[10] «Из этого можно сделать вывод, что я продолжаю совершать бесчисленные апарадхи, поэтому семя Имени Кришны не прорастает и не становится бутоном».

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования