«Вдохновение для мыслящих, мужество для пребывающих в страхе». Шрила Б. Р. Мадхусудан Махарадж. 30 июля 2014 года. Киев, Украина. Фестиваль Vedalife



Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Вдохновение для мыслящих,
мужество для пребывающих в страхе

(30 июля 2014 года. Киев, Украина. Фестиваль VEDALIFE)

 

Я приехал сюда [в Европу] по прошествии многих лет, нескольких десятков лет, в течение которых я находился в Индии, в одном священном месте, в одном прославленном храме в Навадвипе. Впервые я оказался в Индии в 1974 году. Здесь в большинстве своем присутствуют молодые люди, то есть [я приехал в Индию] до вашего рождения. Это было в середине семидесятых, [в это время] я впервые оказался в Индии. А начиная с восемьдесят второго года, я находился в Индии безвыездно. По рождению я британец, англичанин, но родился и вырос в Британской колонии в Африке. Я родился в Британской Кении, затем учился в школе в Англии, после чего вернулся в Африку, где на протяжении многих лет профессионально занимался сафари на юге Африки, на востоке, на западе, на всем африканском континенте.

#00:02:36#

В те дни для нас было легко путешествовать — границы были открыты, не требовались визы, и мы свободно перемещались из страны в страну. Многие из вас молодые люди, я тоже чувствую себя молодым человеком в сердце, внутренне я чувствую себя юным. В ту пору, в те годы, в ту эпоху, о которой идет речь, я был молод и годами. И мне выпала счастливая возможность. Поскольку я работал в сафари, вначале в качестве помощника, затем в качестве ведущего организатора этих туров сафари, то у меня были замечательные возможности путешествовать. В тот период дней моей юности, в тот период жизни, о котором я рассказываю, когда мы путешествовали по Африке, у меня была возможность видеть самые разные племена, места, богатство, нищету, различные жизненные реалии.

#00:04:49#

Затем, когда прошло какое-то время, когда я вел подобный образ жизни, путешествуя и знакомясь с миром, в конце концов, благодаря моей благой удаче, счастливому стечению обстоятельств, везению, назвать это можно по-разному, но, так или иначе, в мою жизнь пришли книги. И эти книги содержали в себе древнее учение Вед, ведическое, ведийское учение. Если говорить о происхождении Вед, о том, что такое Веды, то примечательно, с чего подобный анализ можно начать. Сам термин «веда» на санскрите означает «знать», это императив — «знай». Веда. Буквально этот термин означает «знай». И я слышал о том, что…

Муралишвар Прабху [Махараджу предлагают гирлянду]: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна! Я слышал о том, что в украинском языке и, возможно, в русском так же присутствует слово «ведать», «ведай».

#00:07:14#

Как Веды появились в этом мире? Личностью, которая их записала, принесла в этот мир, был Ведавьяса. Ведавьяса — великий мудрец, который жил высоко в гималайских горах, в районе реки, которая, если не ошибаюсь, носит название Алакананда. Там, в районе Алакананды в Гималаях, Ведавьяса обращал свое учение к другой божественной личности, которая выступала в роли его писца, летописца. Этой личностью был Господь Ганеша. Это божество с головой слона. Это специфическая особенность Ганеши. Хотя существуют расхождения в хронологических оценках, но общепринятое представление таково, что Веды были записаны в виде текстов около пяти тысячелетий тому назад. Языком, можно сказать, интеллигенции, образованной части общества в ту пору служил санскрит. Соответственно, ведийские тексты были записаны на санскрите.

#00:09:55#

В свое время, когда я учился в школе, то, естественно, нашему поколению преподносили эти общепринятые представления о происхождении человека. И существует теория современной науки о том, что родиной человеческого рода, homo sapiens, является Африка. Поскольку я жил и учился в школе в восточной Африке, то мы были очень счастливы слышать, когда нам рассказывали на уроках о том, что человек в его нынешнем виде развился [в Африке]… происходило развитие от неких примитивных форм жизни к более развитым формам жизни. Человек в его нынешнем виде возник на территории Африки, где-то в районе Кении или Эфиопии.

#00:11:55#

Однако существуют факты, идущие вразрез, противоречащие той картине мира, которую рисует современная наука, которая утверждает, что некогда человечество находилось в некоем примитивном состоянии и затем происходил прогресс развития. Мы видим, что пять тысяч лет тому назад в районе гималайских гор существовала цивилизация, представители которой говорили на санскрите — языке крайне сложном, изощренном и объемном. Я не знаю, как в других учебных заведениях, но в Лондоне, в Оксфорде, для того чтобы изучить санскрит в полной мере в рамках существующего там стандартного курса, требуется четыре года или пять лет. Это больше, нежели то количество лет, которое требуется для прохождения стандартного курса. Изучить санскрит — все равно что получить ученую степень доктора. И это говорит о том, что санскрит — язык сложный и изощренный. На этом языке говорили люди, жившие в гималайских горах пять тысяч лет тому назад.

#00:13:49#

Если мы соглашаемся с тем, что авторы ведических текстов принадлежали к этой высокоразвитой цивилизации, то для нас естественным будет любопытство, желание знать, что же содержится в этих текстах, каково [их] послание к миру, урок, обращенный к человечеству, источником которого является эта древняя высокоразвитая цивилизация. Я получил благодаря путешествиям большой опыт [познания] этого мира. Как я говорил, мы были на берегу океана, в горах, в пустыне Сахара, в Заире, в Конго, в разных районах Африки, видели все эти жизненные реалии, разные племена. Я видел, что существуют некие факторы, общие для всех, независимо от географии, независимо от этнической принадлежности, существуют факторы, роднящие всех людей в этом мире, а именно — мы видим, что все люди в этом мире тяжело работают, для того, чтобы поддержать себя, своих родных и близких, то есть борются за существование. Они размножаются. Люди в этом мире едят, получают необходимое для их жизни, и они обороняются от себе подобных. И первый урок, который я извлек из ведической традиции, ведической литературы, первое, о чем нам сообщают Веды, состоит в этом положении.

#00:17:29#

Первое положение Вед, первоначальный урок состоял в том, что именно Веды говорят о существовании этих факторов, которые роднят человечество: сон, еда, совокупление, самооборона. Далее: основным содержанием Вед во многом является явление, известное как йога. Йога — это также санскритский термин, и различные системы йоги описаны в Ведах. Но все эти системы объединяет следующая черта — все системы йоги направлены на то, чтобы помочь человечеству возвыситься, помочь человеку улучшить качество своей жизни.

#00:20:52#

Муралишвар Прабху: [уточняет у Махараджа.] Я прошу прощения, во-первых, за свою неспособность передавать, воспроизводить буквально речи Махараджа. Он говорит…

#00:21:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Поскольку я так долго жил в Индии, у меня никогда не было необходимости в переводчике. [Но одно из положений, только что высказанных, таково:] Когда мы соприкоснулись с ведической традицией, с текстами, которые были написаны на крайне изощренном, сложном языке, понятном только образованным и интеллигентным людям, то, видя подобный источник, мы заинтересовались, каково послание, содержащееся в этих текстах. Меня попросили сейчас, в данном случае, произнести нечто вроде вступительной речи, представить это явление, и не более того. Дать некое первоначальное представление, не более того. И, кроме того, невозможно сорок лет опыта изложить, дать о нем представление за пять минут в двух словах.

#00:22:51#

Суть в общем такова. Веды представляют собой огромный корпус текстов, свод священных писаний. В современном мире существует в разных университетах, в соответствующих департаментах изучение санскрита. Существуют департаменты, посвященные отдельному изучению разделов и подразделов Вед, настолько Веды обширны и многообразны. Друзья мне рассказывали, когда я собирался на Украину, что украинцы все владеют английским языком. Это правда? Может быть в переводе нет необходимости? Наши учителя, которые являются знатоками Вед, которые обладают обширными познаниями во всех этих разделах, подразделах, они дают нам суть [знания Вед], и эта суть содержится в книге, для чтения которой не нужно учиться много лет в Оксфорде, изучать профессионально санскрит, поскольку эта книга всемирно известна. Эта книга носит название Бхагавад-гита.

#00:25:38#

Каждая глава Гиты посвящена соответствующей системе йоги — карма-йоге, гьяна-йоге и так далее, и так далее, вплоть до двенадцатой главы Бхагавад-гиты, которая, естественно, носит название «Бхакти-йога». Бхагавад-гита — это короткая, по сути, книга, технически это небольшое произведение. Маленькая книга, которую мы прочитали первой, то была первая книга, с которой мы познакомились, когда стали жить в ашраме, вести храмовый образ жизни. И до сего дня, прошло много-много лет, эта книга остается нашей настольной книгой. Поскольку Бхагавад-гита рассматривает то путешествие, которое мы совершаем, поскольку Гита обращается к нам — в смысле нашего подлинного «я», к той личности, которой мы являемся в действительности за пределами всех внешних отождествлений и определений, то изучение Бхагавад-гиты способно проливать постоянно, вновь и вновь, новый свет, быть нашим руководством в том путешествии, которое мы совершаем.

#00:28:05#

И опять же, если пытаться излагать эти вещи крайне упрощенным образом, и мы вынуждены, к сожалению или к счастью, это делать в силу обстоятельств, если пытаться дать некую суть, говорить по сути максимально простым образом, то мы можем сказать, что само название этой книги Бхагавад-гита — Бхагават, Бхагаван — означает «Господь», «Бог». Гита означает «песня». Бхагавад-гита представляет собой обращение кого — Кришны, к кому — к Арджуне, представляет собой записи их беседы, их диалога, который состоялся на поле битвы, известном как Курукшетра. Мой духовный учитель Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж описывал, насколько Бхагавад-гита ценна для всех и каждого, для любого человека, независимо от того, кто он, где он, каковы его жизненные реалии. Говоря об этом, Шрила Шридхар Махарадж представлял Гиту следующим образом: «Бхагавад-гита — это толчок для людей ленивых. Она подталкивает их. Она является источником вдохновения для людей глубоких, мыслящих. Она представляет собой надежду для людей, потерявших надежду».

#00:31:18#

Однако для каждого из нас, независимо от нашего положения, состояния, Бхагавад-гита является крайне ценным источником, благодаря которому возможны реальные, конкретные, позитивные изменения в жизни человека, кем бы он или она ни были. Также Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, описывая природу Бхагавад-гиты, представлял ее как источник силы для людей слабых и источник мужества для людей, пребывающих в страхе. Если говорить о сути, о ключевом послании Бхагавад-гиты, то мне нужно поразмыслить, подумать над тем, как я могу передать квинтэссенцию, суть Гиты в двух словах. Но как-то эту суть можно передать словами Кришны в Бхагавад-гите, говорящего буквально следующее: «Если ты лишен спокойного, поддающегося контролю ума, если твой ум не спокоен и не поддается контролю, то как ты можешь надеяться на счастливую жизнь?»

#00:33:33#

Далее Кришна говорит: «Поскольку все вы являетесь живыми существами, наделенными такими функциями, как воля, мышление, чувства, то, будучи таковыми, не в состоянии бездействовать, вы вынуждены действовать». Мы наделены жизненной энергией, силой, и благодаря этому мы действуем. Но мы не можем надеяться на достижение счастья, если в результате применения этой энергии наш ум неспокоен, он находится в хаотичном состоянии.

#00:35:01#

Мы используем нашу энергию в рамках, русле йоги. Термин «йога» буквально означает «связь», имеется в виду связь с высшим началом. В настоящее время, в наши дни, хатха-йога очень популярна и известна на Западе. Хатха-йога, с одной стороны, представляет собой набор физических упражнений, но речь идет о физических упражнениях, которые направляемы, контролируемы умом. И временами этот ум начинает бунтовать, говорить: «Зачем мне выполнять эти сложные, трудные асаны, принимать те или иные позы тела?» Однако разум, другой элемент, другое начало в нашем существе, говорит: «Нет, эти позы, эти асаны будут благотворны, полезны для тебя». Таким образом, даже в хатха-йоге, которая представляет собой, казалось бы, физические упражнения, речь идет о уме, контроле ума и о роли ума в деле достижения счастья.

#00:37:29#

Существуют такие элементы, составляющие нашего существа, существует последовательность этих элементов: чувства, о которых было сказано выше; ум; разум; и за пределами этого, выше этих начал присутствует такой элемент, такое начало, как душа[1]. Речь идет о контроле ума, как об очень важной составляющей во всех системах йоги. Все системы йоги, независимо от практических методов достижения спокойствия ума, умиротворения, все эти системы направлены на эту цель. Бхагавад-гита последовательно описывает различные йогические практики, пути йоги, но затем делает следующее утверждение. Гита говорит, что то благо, те плоды, которые можно получить, практикуя ту или иную систему йоги, все эти плоды можно обрести, следуя путем бхакти.

#00:39:46#

Если пытаться максимально просто, в двух словах пытаться передать суть бхакти, то можно сказать, что бхакти — это наука или искусство бескорыстия, жертвенности. Искусство отдавать себя, жертвовать собой ради блага других людей. Бхагавад-гита говорит нам о том, что если мы направим нашу тенденцию жертвовать собой, служить окружающим, если мы эту врожденную склонность обратим на Личность Бога, любящую Верховную Личность Бога, которая представляет Собой олицетворение счастья, любви, красоты, очарования (подобная природа присуща этой Личности), если мы нашу склонность отдавать себя, жертвовать собой направим на эту Личность, тогда для нас станет возможным достижение высшей цели, высочайшего блага.

#00:42:05#

Священные писания также говорят нам о том, что в эту эпоху способом удовлетворить, умилостивить эту Верховную Личность Бога является повторение мантры, мантр. Мы все или, по крайней мере, люди, здесь присутствующие, слышали о мантре, о мантрах. Есть великое множество мантр. И Веды сообщают нам о существовании одной особой или великой санскритской маха-мантры.

#00:43:09#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:43:48

Это маха-мантра, для повторения которой не существует никаких правил или ограничений, которую может повторять каждый в любом месте, в любое время. Если мы будем культивировать это явление, эту маха-мантру, повторять ее с теплым чувством, с нежностью и любовью, тогда очень сладостным, особым образом это повторение изменит наши жизни.

#00:47:38#

Муралишвар Прабху [Махарадж долго говорил без перевода, переводчик пытается передать суть]: Друзья мои, вы понимаете, я думаю. Если не дословно, то суть того, что Махарадж говорил [в следующем] — он повторил то, о чем шла речь выше: Веды, Бхагавад-гита, Кришна, бхакти-йога. Но примечательно последнее его замечание. Он сказал, что он в первый раз оказался в Европе сейчас [после длительного проживания в Индии], и первой страной, которую он посетил в Европе, оказалась Украина. Он сказал: «Мне говорили, что здесь, на Украине, мы встретим людей молодых, образованных, мыслящих, хороших во всех отношениях. И это действительно так». Он говорил о фестивале, и вы слышали от других наших гостей о том, как он будет проходить. Шримати Бхакти Лалита Деви сюда вернется завтра. Здесь будет выступать Шрила Госвами Махарадж и другие вайшнавы. Махарадж говорил о том, что сегодня у нас состоялось первоначальное знакомство, и кто-то слышит, видит вайшнава впервые, но если эти люди получили какое-то первоначальное представление, каким-то образом соприкоснулись, слушая об этих вещах, с явлением, которое мы здесь пытаемся представить, то это очень, очень хорошо.

#00:49:30#

Шрила Мадхусудан Махарадж: И знаете, как в случае хатха-йоги — если человек довольствуется тем, что видит упражнения хатха-йоги на видео и ограничивается этим, он теоретически может знать, что определенная поза, асана, помогает оздоровить печень, а другая асана помогает оздоровить другую часть тела, другой орган, но его знания остаются теорией. Соответственно, если человек не просто смотрит на упражнения хатха-йоги по телевизору, но следует этому пути, выполняет эти упражнения лично [то это уже практика, а не теория]. Мы подобным же образом хотим не просто слышать о бхакти, но следовать этому процессу. Мы услышали с вами сегодня о процессе бхакти. И я предлагаю последние несколько минут нашей встречи посвятить практической стороне. Я предлагаю вам вместе со мной петь Харе Кришна маха-мантру. Мы говорим: пой Харе Кришна и будь счастлив, будь счастлива!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Романова Марина



1  Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур, индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ / манасас ту пара̄ буддхир, буддхер йах̣ паратас ту сах̣ — «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).





←  «Садху-санга» (часть 2). Садху Прия Прабху. 25 августа 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Эпоха везения». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2001 год. Москва  →

Russian

Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж 

Вдохновение для мыслящих,
мужество для пребывающих в страхе

(30 июля 2014 года. Киев, Украина. Фестиваль VEDALIFE)

 

Я приехал сюда [в Европу] по прошествии многих лет, нескольких десятков лет, в течение которых я находился в Индии, в одном священном месте, в одном прославленном храме в Навадвипе. Впервые я оказался в Индии в 1974 году. Здесь в большинстве своем присутствуют молодые люди, то есть [я приехал в Индию] до вашего рождения. Это было в середине семидесятых, [в это время] я впервые оказался в Индии. А начиная с восемьдесят второго года, я находился в Индии безвыездно. По рождению я британец, англичанин, но родился и вырос в Британской колонии в Африке. Я родился в Британской Кении, затем учился в школе в Англии, после чего вернулся в Африку, где на протяжении многих лет профессионально занимался сафари на юге Африки, на востоке, на западе, на всем африканском континенте.

#00:02:36#

В те дни для нас было легко путешествовать — границы были открыты, не требовались визы, и мы свободно перемещались из страны в страну. Многие из вас молодые люди, я тоже чувствую себя молодым человеком в сердце, внутренне я чувствую себя юным. В ту пору, в те годы, в ту эпоху, о которой идет речь, я был молод и годами. И мне выпала счастливая возможность. Поскольку я работал в сафари, вначале в качестве помощника, затем в качестве ведущего организатора этих туров сафари, то у меня были замечательные возможности путешествовать. В тот период дней моей юности, в тот период жизни, о котором я рассказываю, когда мы путешествовали по Африке, у меня была возможность видеть самые разные племена, места, богатство, нищету, различные жизненные реалии.

#00:04:49#

Затем, когда прошло какое-то время, когда я вел подобный образ жизни, путешествуя и знакомясь с миром, в конце концов, благодаря моей благой удаче, счастливому стечению обстоятельств, везению, назвать это можно по-разному, но, так или иначе, в мою жизнь пришли книги. И эти книги содержали в себе древнее учение Вед, ведическое, ведийское учение. Если говорить о происхождении Вед, о том, что такое Веды, то примечательно, с чего подобный анализ можно начать. Сам термин «веда» на санскрите означает «знать», это императив — «знай». Веда. Буквально этот термин означает «знай». И я слышал о том, что…

Муралишвар Прабху [Махараджу предлагают гирлянду]: Джай Шрила Бхакти Ранджан Мадхусудан Махарадж ки джай!

Шрила Мадхусудан Махарадж: Харе Кришна! Я слышал о том, что в украинском языке и, возможно, в русском так же присутствует слово «ведать», «ведай».

#00:07:14#

Как Веды появились в этом мире? Личностью, которая их записала, принесла в этот мир, был Ведавьяса. Ведавьяса — великий мудрец, который жил высоко в гималайских горах, в районе реки, которая, если не ошибаюсь, носит название Алакананда. Там, в районе Алакананды в Гималаях, Ведавьяса обращал свое учение к другой божественной личности, которая выступала в роли его писца, летописца. Этой личностью был Господь Ганеша. Это божество с головой слона. Это специфическая особенность Ганеши. Хотя существуют расхождения в хронологических оценках, но общепринятое представление таково, что Веды были записаны в виде текстов около пяти тысячелетий тому назад. Языком, можно сказать, интеллигенции, образованной части общества в ту пору служил санскрит. Соответственно, ведийские тексты были записаны на санскрите.

#00:09:55#

В свое время, когда я учился в школе, то, естественно, нашему поколению преподносили эти общепринятые представления о происхождении человека. И существует теория современной науки о том, что родиной человеческого рода, homo sapiens, является Африка. Поскольку я жил и учился в школе в восточной Африке, то мы были очень счастливы слышать, когда нам рассказывали на уроках о том, что человек в его нынешнем виде развился [в Африке]… происходило развитие от неких примитивных форм жизни к более развитым формам жизни. Человек в его нынешнем виде возник на территории Африки, где-то в районе Кении или Эфиопии.

#00:11:55#

Однако существуют факты, идущие вразрез, противоречащие той картине мира, которую рисует современная наука, которая утверждает, что некогда человечество находилось в некоем примитивном состоянии и затем происходил прогресс развития. Мы видим, что пять тысяч лет тому назад в районе гималайских гор существовала цивилизация, представители которой говорили на санскрите — языке крайне сложном, изощренном и объемном. Я не знаю, как в других учебных заведениях, но в Лондоне, в Оксфорде, для того чтобы изучить санскрит в полной мере в рамках существующего там стандартного курса, требуется четыре года или пять лет. Это больше, нежели то количество лет, которое требуется для прохождения стандартного курса. Изучить санскрит — все равно что получить ученую степень доктора. И это говорит о том, что санскрит — язык сложный и изощренный. На этом языке говорили люди, жившие в гималайских горах пять тысяч лет тому назад.

#00:13:49#

Если мы соглашаемся с тем, что авторы ведических текстов принадлежали к этой высокоразвитой цивилизации, то для нас естественным будет любопытство, желание знать, что же содержится в этих текстах, каково [их] послание к миру, урок, обращенный к человечеству, источником которого является эта древняя высокоразвитая цивилизация. Я получил благодаря путешествиям большой опыт [познания] этого мира. Как я говорил, мы были на берегу океана, в горах, в пустыне Сахара, в Заире, в Конго, в разных районах Африки, видели все эти жизненные реалии, разные племена. Я видел, что существуют некие факторы, общие для всех, независимо от географии, независимо от этнической принадлежности, существуют факторы, роднящие всех людей в этом мире, а именно — мы видим, что все люди в этом мире тяжело работают, для того, чтобы поддержать себя, своих родных и близких, то есть борются за существование. Они размножаются. Люди в этом мире едят, получают необходимое для их жизни, и они обороняются от себе подобных. И первый урок, который я извлек из ведической традиции, ведической литературы, первое, о чем нам сообщают Веды, состоит в этом положении.

#00:17:29#

Первое положение Вед, первоначальный урок состоял в том, что именно Веды говорят о существовании этих факторов, которые роднят человечество: сон, еда, совокупление, самооборона. Далее: основным содержанием Вед во многом является явление, известное как йога. Йога — это также санскритский термин, и различные системы йоги описаны в Ведах. Но все эти системы объединяет следующая черта — все системы йоги направлены на то, чтобы помочь человечеству возвыситься, помочь человеку улучшить качество своей жизни.

#00:20:52#

Муралишвар Прабху: [уточняет у Махараджа.] Я прошу прощения, во-первых, за свою неспособность передавать, воспроизводить буквально речи Махараджа. Он говорит…

#00:21:00#

Шрила Мадхусудан Махарадж: Поскольку я так долго жил в Индии, у меня никогда не было необходимости в переводчике. [Но одно из положений, только что высказанных, таково:] Когда мы соприкоснулись с ведической традицией, с текстами, которые были написаны на крайне изощренном, сложном языке, понятном только образованным и интеллигентным людям, то, видя подобный источник, мы заинтересовались, каково послание, содержащееся в этих текстах. Меня попросили сейчас, в данном случае, произнести нечто вроде вступительной речи, представить это явление, и не более того. Дать некое первоначальное представление, не более того. И, кроме того, невозможно сорок лет опыта изложить, дать о нем представление за пять минут в двух словах.

#00:22:51#

Суть в общем такова. Веды представляют собой огромный корпус текстов, свод священных писаний. В современном мире существует в разных университетах, в соответствующих департаментах изучение санскрита. Существуют департаменты, посвященные отдельному изучению разделов и подразделов Вед, настолько Веды обширны и многообразны. Друзья мне рассказывали, когда я собирался на Украину, что украинцы все владеют английским языком. Это правда? Может быть в переводе нет необходимости? Наши учителя, которые являются знатоками Вед, которые обладают обширными познаниями во всех этих разделах, подразделах, они дают нам суть [знания Вед], и эта суть содержится в книге, для чтения которой не нужно учиться много лет в Оксфорде, изучать профессионально санскрит, поскольку эта книга всемирно известна. Эта книга носит название Бхагавад-гита.

#00:25:38#

Каждая глава Гиты посвящена соответствующей системе йоги — карма-йоге, гьяна-йоге и так далее, и так далее, вплоть до двенадцатой главы Бхагавад-гиты, которая, естественно, носит название «Бхакти-йога». Бхагавад-гита — это короткая, по сути, книга, технически это небольшое произведение. Маленькая книга, которую мы прочитали первой, то была первая книга, с которой мы познакомились, когда стали жить в ашраме, вести храмовый образ жизни. И до сего дня, прошло много-много лет, эта книга остается нашей настольной книгой. Поскольку Бхагавад-гита рассматривает то путешествие, которое мы совершаем, поскольку Гита обращается к нам — в смысле нашего подлинного «я», к той личности, которой мы являемся в действительности за пределами всех внешних отождествлений и определений, то изучение Бхагавад-гиты способно проливать постоянно, вновь и вновь, новый свет, быть нашим руководством в том путешествии, которое мы совершаем.

#00:28:05#

И опять же, если пытаться излагать эти вещи крайне упрощенным образом, и мы вынуждены, к сожалению или к счастью, это делать в силу обстоятельств, если пытаться дать некую суть, говорить по сути максимально простым образом, то мы можем сказать, что само название этой книги Бхагавад-гита — Бхагават, Бхагаван — означает «Господь», «Бог». Гита означает «песня». Бхагавад-гита представляет собой обращение кого — Кришны, к кому — к Арджуне, представляет собой записи их беседы, их диалога, который состоялся на поле битвы, известном как Курукшетра. Мой духовный учитель Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж описывал, насколько Бхагавад-гита ценна для всех и каждого, для любого человека, независимо от того, кто он, где он, каковы его жизненные реалии. Говоря об этом, Шрила Шридхар Махарадж представлял Гиту следующим образом: «Бхагавад-гита — это толчок для людей ленивых. Она подталкивает их. Она является источником вдохновения для людей глубоких, мыслящих. Она представляет собой надежду для людей, потерявших надежду».

#00:31:18#

Однако для каждого из нас, независимо от нашего положения, состояния, Бхагавад-гита является крайне ценным источником, благодаря которому возможны реальные, конкретные, позитивные изменения в жизни человека, кем бы он или она ни были. Также Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, описывая природу Бхагавад-гиты, представлял ее как источник силы для людей слабых и источник мужества для людей, пребывающих в страхе. Если говорить о сути, о ключевом послании Бхагавад-гиты, то мне нужно поразмыслить, подумать над тем, как я могу передать квинтэссенцию, суть Гиты в двух словах. Но как-то эту суть можно передать словами Кришны в Бхагавад-гите, говорящего буквально следующее: «Если ты лишен спокойного, поддающегося контролю ума, если твой ум не спокоен и не поддается контролю, то как ты можешь надеяться на счастливую жизнь?»

#00:33:33#

Далее Кришна говорит: «Поскольку все вы являетесь живыми существами, наделенными такими функциями, как воля, мышление, чувства, то, будучи таковыми, не в состоянии бездействовать, вы вынуждены действовать». Мы наделены жизненной энергией, силой, и благодаря этому мы действуем. Но мы не можем надеяться на достижение счастья, если в результате применения этой энергии наш ум неспокоен, он находится в хаотичном состоянии.

#00:35:01#

Мы используем нашу энергию в рамках, русле йоги. Термин «йога» буквально означает «связь», имеется в виду связь с высшим началом. В настоящее время, в наши дни, хатха-йога очень популярна и известна на Западе. Хатха-йога, с одной стороны, представляет собой набор физических упражнений, но речь идет о физических упражнениях, которые направляемы, контролируемы умом. И временами этот ум начинает бунтовать, говорить: «Зачем мне выполнять эти сложные, трудные асаны, принимать те или иные позы тела?» Однако разум, другой элемент, другое начало в нашем существе, говорит: «Нет, эти позы, эти асаны будут благотворны, полезны для тебя». Таким образом, даже в хатха-йоге, которая представляет собой, казалось бы, физические упражнения, речь идет о уме, контроле ума и о роли ума в деле достижения счастья.

#00:37:29#

Существуют такие элементы, составляющие нашего существа, существует последовательность этих элементов: чувства, о которых было сказано выше; ум; разум; и за пределами этого, выше этих начал присутствует такой элемент, такое начало, как душа[1]. Речь идет о контроле ума, как об очень важной составляющей во всех системах йоги. Все системы йоги, независимо от практических методов достижения спокойствия ума, умиротворения, все эти системы направлены на эту цель. Бхагавад-гита последовательно описывает различные йогические практики, пути йоги, но затем делает следующее утверждение. Гита говорит, что то благо, те плоды, которые можно получить, практикуя ту или иную систему йоги, все эти плоды можно обрести, следуя путем бхакти.

#00:39:46#

Если пытаться максимально просто, в двух словах пытаться передать суть бхакти, то можно сказать, что бхакти — это наука или искусство бескорыстия, жертвенности. Искусство отдавать себя, жертвовать собой ради блага других людей. Бхагавад-гита говорит нам о том, что если мы направим нашу тенденцию жертвовать собой, служить окружающим, если мы эту врожденную склонность обратим на Личность Бога, любящую Верховную Личность Бога, которая представляет Собой олицетворение счастья, любви, красоты, очарования (подобная природа присуща этой Личности), если мы нашу склонность отдавать себя, жертвовать собой направим на эту Личность, тогда для нас станет возможным достижение высшей цели, высочайшего блага.

#00:42:05#

Священные писания также говорят нам о том, что в эту эпоху способом удовлетворить, умилостивить эту Верховную Личность Бога является повторение мантры, мантр. Мы все или, по крайней мере, люди, здесь присутствующие, слышали о мантре, о мантрах. Есть великое множество мантр. И Веды сообщают нам о существовании одной особой или великой санскритской маха-мантры.

#00:43:09#

харе кр̣ш̣н̣а харе кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а кр̣ш̣н̣а харе харе
харе ра̄ма харе ра̄ма ра̄ма ра̄ма харе харе

#00:43:48

Это маха-мантра, для повторения которой не существует никаких правил или ограничений, которую может повторять каждый в любом месте, в любое время. Если мы будем культивировать это явление, эту маха-мантру, повторять ее с теплым чувством, с нежностью и любовью, тогда очень сладостным, особым образом это повторение изменит наши жизни.

#00:47:38#

Муралишвар Прабху [Махарадж долго говорил без перевода, переводчик пытается передать суть]: Друзья мои, вы понимаете, я думаю. Если не дословно, то суть того, что Махарадж говорил [в следующем] — он повторил то, о чем шла речь выше: Веды, Бхагавад-гита, Кришна, бхакти-йога. Но примечательно последнее его замечание. Он сказал, что он в первый раз оказался в Европе сейчас [после длительного проживания в Индии], и первой страной, которую он посетил в Европе, оказалась Украина. Он сказал: «Мне говорили, что здесь, на Украине, мы встретим людей молодых, образованных, мыслящих, хороших во всех отношениях. И это действительно так». Он говорил о фестивале, и вы слышали от других наших гостей о том, как он будет проходить. Шримати Бхакти Лалита Деви сюда вернется завтра. Здесь будет выступать Шрила Госвами Махарадж и другие вайшнавы. Махарадж говорил о том, что сегодня у нас состоялось первоначальное знакомство, и кто-то слышит, видит вайшнава впервые, но если эти люди получили какое-то первоначальное представление, каким-то образом соприкоснулись, слушая об этих вещах, с явлением, которое мы здесь пытаемся представить, то это очень, очень хорошо.

#00:49:30#

Шрила Мадхусудан Махарадж: И знаете, как в случае хатха-йоги — если человек довольствуется тем, что видит упражнения хатха-йоги на видео и ограничивается этим, он теоретически может знать, что определенная поза, асана, помогает оздоровить печень, а другая асана помогает оздоровить другую часть тела, другой орган, но его знания остаются теорией. Соответственно, если человек не просто смотрит на упражнения хатха-йоги по телевизору, но следует этому пути, выполняет эти упражнения лично [то это уже практика, а не теория]. Мы подобным же образом хотим не просто слышать о бхакти, но следовать этому процессу. Мы услышали с вами сегодня о процессе бхакти. И я предлагаю последние несколько минут нашей встречи посвятить практической стороне. Я предлагаю вам вместе со мной петь Харе Кришна маха-мантру. Мы говорим: пой Харе Кришна и будь счастлив, будь счастлива!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнила: Романова Марина



[1] Индрийа̄н̣и пара̄н̣й а̄хур, индрийебхйах̣ парам̇ манах̣ / манасас ту пара̄ буддхир, буддхер йах̣ паратас ту сах̣ — «Знай, что чувства выше материи, ум превыше чувств, разум выше ума, но душа, занимающая высшее положение, превосходит даже разум» (Бхагавад-гита, 3.42).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования