«Кришна и Баладева. Драматургия лилы». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 5 января 1983 года. Навадвип Дхам, Индия

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.4 МБ)

Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж

Кришна и Баладева.
Драматургия лилы

(5 января 1983 года, Навадвип Дхам, Индия)

 

Вопрос: Махарадж, в «Махабхарате» описывается, как Кришна отдал Свою армию Дурьодхане. И Арджуна выбрал Его на том условии, что Кришна не будет сражаться, а будет его колесничим. Почему Кришна принял такое решение — не сражаться, но быть всего лишь колесничим Арджуны?

#00:00:31#

Шрила Шридхар Махарадж: Прежде всего Кришна изо всех сил пытался сохранить нейтралитет, поскольку Баладева был благосклонен к лагерю Дурьодханы. И когда началась война, Баладева отправился совершать тиртха-ятру с тем, чтобы Ему не пришлось поддерживать Дурьодхану, Своего собственного ученика. Дурьодхана был учеником Баладевы.

#00:01:27#

Кришна считал: «Поскольку Мой брат оставил эту площадку событий, предпочел не участвовать в войне, то Я тоже должен не участвовать в ней в полной мере». Чтобы сохранить некий баланс, Кришна отдал Своих солдат враждебной стороне. И Он буквально с пустыми руками вызвался помогать Пандавам, Арджуне.

#00:01:54#

Но физическая сила — это еще не все. Руководство — вот все и вся. Поэтому руководство Кришны в качестве возничего, в качестве советника — это был ключевой фактор в битве, в противостоянии. Таким образом, Кришна пытался избежать полной вовлеченности в убийство всех кшатриев. «Но поскольку война неизбежна, — думал Он. — Я должен принять в ней участие». Но — минимальное участие. Настолько минимальное, насколько это возможно.

#00:02:57#

Отец Юдхиштхиры был царем. Но враги Пандавов воспользовались их положением младших и захватили царство, узурпировали власть. И они не шли на уступки, на соглашения, поэтому война была неизбежна. И в этой войне практически все кшатрии должны были погибнуть. Такая ужасная война.

#00:03:41#

Кришна стремился избежать вовлеченности в эту ужасную войну, насколько это было возможно в той ситуации. Он давал советы Пандавам. Это ключевой фактор, самый важный. Физическая сила — ничто. Политика, руководство — вот что важно. Особенно потому, что Баладева был на стороне Дурьодханы. Он тоже ушел. И Кришна считал, что Он должен свести Свое участие к минимуму — в качестве колесничего. Однако Свое разумное руководство Он даровал Пандавам.

#00:04:34#

Однажды Кришна стал сражаться с оружием в руках. Но это уже другая история. Причиной послужил Бхишма. Бхишма взмолился Кришне: «Ты — Кришна, Ты — Нараяна. Ты можешь разрушить всю вселенную одним взглядом. Бросив взгляд, Ты можешь разрушить все творение. Для того чтобы мое обещание, мой обет остался в силе, Ты нарушил Свое собственное слово — Твое обещание не брать в руки оружие. Ты бежал за мной с оружием в руках, чтобы убить меня. Ты нарушил Свое слово, чтобы сохранить мою честь, чтобы я не нарушил свое обещание. Вчера я пообещал, что сумею вынудить Тебя взять в руки оружие. И Ты сделал так, что я не нарушил это обещание. Ты столь велик. Ты столь возвышен».

#00:05:55#

[санскрит]

«Я творю этот мир, эту войну, — говорит Кришна. — Это Я являюсь причиной убийства. Ты, Арджуна, должен будешь стать инструментом этого убийства». Внешне Он продемонстрировал, как будто бы Он не хочет помогать в убийстве столь большого количества людей. Однако войны невозможно было избежать.

#00:07:07#

Всего лишь пять деревень просили у Дурьодханы для Пандавов.

#00:07:13#

[санскрит]

Кришна хотел, чтобы эти деревни Дурьодхана отдал Пандавам. На этом скромном условии Он предлагал избежать войны. Однако они отказались. Враждебная сторона Дурьодханы заявила, что не даст им [Пандавам] и пяди земли, не говоря уже о пяти деревнях.

#00:07:57#

[санскрит]

Кришна по природе Своей встает на сторону религиозных личностей. Противоположной группе была присуща демоническая природа, но Баладева был на стороне этой демонической группы. Баладева — Гуру Шивы.

#00:08:25#

Иногда это необходимо, чтобы лидер просил своих собственных людей стать на сторону враждебного лагеря. Это называется дипломатией. Две стороны разделены, и лидер использует своего человека, чтобы тот примкнул к оппозиции. Это дипломатия. Мы находим такое в мире политики. И во всей вселенной это так. Так устроено бытие. Прямое и косвенное — два начала. Непосредственное и косвенное.

Который час? Девять?

Преданный: Без пяти минут десять, Гуру Махарадж.

Шрила Шридхар Махарадж: Десять. Если у вас какие-то важные вопросы…

#00:09:28#

Преданный: Да, у меня есть вопрос. Как могло быть, что Дурьодхана, человек демонического склада, был любимым учеником Баларамы?

#00:09:55#

Шрила Шридхар Махарадж: Я ответил на этот вопрос. Это политика. В творении позитивное и негативное — вместе. Они маршируют рука об руку. Махадева — лидер оппозиционной партии. И он, тем не менее, преданный. Махадева, Шива, принимает эту оппозиционную или демоническую группу.

#00:10:33#

Я сказал, что Баладева является Гуру Шивы. Баладева — проявление Кришны. Лила подразумевает множество групп, лагерей, сторон. Это необходимо — разные взаимоотношения. Поэтому Он Сам [Кришна] проявляет Себя таким образом, чтобы поддержать различные группы, которые враждебны по отношению к Нему. В действительности Он — всеобъемлющ. Определенное могущество исходит из Него. И это могущество является фундаментом реалий, которые, казалось бы, враждебны Ему, которые как будто не есть Кришна. Это могущество — основание этих явлений различной расы. Ради лилы, ради цели лилы это необходимо. Кришна и не-Кришна. Два начала.

#00:11:38#

Есть другая сторона: хладини — гьяна, бала, крия ча. Гьяна, бала и крия. Хладини, самвит и сандхини. Баладева — это сандхини, распространение, экспансия. И Он фундамент, на котором зиждется очень многое, многие реалии. И это все — «не-Кришна». В кавычках. Все эти реалии в действительности предназначены для удовлетворения Кришны. Хотя, на поверхностный взгляд, они есть «не-Кришна». И их поддерживает Баладева.

#00:12:28#

Факсимиле Баладевы — Господь Шива. Таким образом творение происходит, существует бытие. Тезис, антитезис и синтез в философии Гегеля. Тезис, затем антитезис и точка гармонии, гармонизирующее начало — синтез. Так эти игры Абсолюта развиваются. Тезис, антитезис, синтез.

Нитай-Гаура Харибол!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил Винод Бандху Дас
Редактор: Традиш Дас

 

← «Явление Шри Баладевы». Фотография ·• Архив новостей •· «Увидеть подлинное духовное я». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 27 июля 2013 года, фестиваль «VEDALIFE 2013», Киев, Украина →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования