«Примеры высшего служения». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж. 25 августа 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP3, 25.81M)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Примеры высшего служения

(25 августа 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что есть три уровня бытия. Первый — уровень эксплуатации. Это уровень кармы, деятельности в этом материальном мире. Это иногда сравнивается с тем, будто мы берем заем у материальной природы, берем в долг. Люди наслаждаются в материальном мире, но здесь действует закон: на каждое действие существует равное по силе и противоположное по направленности противодействие. Это закон физики, но также он работает и как закон кармы. Нам не только придется возвращать, расплачиваться, но также нам придется возвращать проценты. Кто-то, может быть, питается в ресторане роскошной пищей, но в конце обеда неизбежно принесут чек и нужно будет расплатиться за все, что съели.

#00:02:12#

Гуру Махарадж объясняет, что в результате наших действий мы получаем последствия, реакцию. В конечном счете то, что мы испытываем, и все наше окружение — также следствия наших прошлых действий. Шрила Гуру Махарадж говорил, что мы не имеем права жаловаться на свое окружение. Есть такие выражения: «плохой рабочий ругается на свои инструменты», «плохому танцору ноги мешают».

#00:03:17#

Кто-то может говорить: «О, если бы у меня были замечательные инструменты, я бы мог сделать что-нибудь гениальное». Но обычно это не так, мы видим на примерах: хороший фотограф способен даже очень плохой камерой сделать замечательные снимки, хороший музыкант способен сочинять музыку даже на самом обычном инструменте.

#00:04:22#

«Плохой работник жалуется на свои инструменты». Гуру Махарадж перефразировал эту пословицу: «Плохой работник жалуется на свои экскременты». Даже если у плохого работника будут хорошие инструменты, он все равно будет делать свою работу плохо. Точно так же плохой карми жалуется на свое окружение, свою обстановку, то есть таким образом он жалуется на свои экскременты: из нас исходит то, что мы ранее съели. Подобным образом все, что мы получаем, что к нам приходит в этом мире, это результат наших прошлых действий. Люди жалуются: «Мне опять не повезло! Удача прошла мимо меня». Также Шрила Гуру Махарадж говорил, что мяч сам идет к хорошему игроку. Мы можем сказать обратное: если мы плохо играем в футбол, то мяч никогда не придет к нам.

#00:06:36#

Итак, Гуру Махарадж говорит, что на самом деле у нас нет права жаловаться на свое окружение. Это базовый, основной урок Бхагавад-гиты: во-первых, мы не имеем права жаловаться на свое окружение, но более глубокое понимание — наше окружение предназначено для того, чтобы изменить нас.

#00:07:22#

Итак, сейчас мы говорили о первом уровне бытия — действия и противодействия, карма и ее последствия. Второй уровень бытия — отречение. По сути, это тоже отрицательный уровень. Если человек очень отрешен, люди думают: «О, наверное, он духовно очень продвинут!» Например, я встречал людей, которые искусственным образом отреклись от сна, они вообще перестали спать. К чему это приводило? В Румынии такой человек, когда бежал, попал под машину.

#00:08:51#

Мы можем думать, что отречение — что-то очень хорошее, но на самом деле это нечто искусственное, похожее на попытку выключить все и вся, выключить весь свет. Кто-то оказался разочарован во всех своих действиях и их плодах и решил: «Окей, я вообще перестану действовать каким-либо образом!»

#00:09:23#

Но природа души — всегда действовать. Кто-то думает, что, прекратив действовать, становишься более продвинутым. Но в этом утверждении нет ничего позитивного. Нужно знать, какого рода деятельностью нужно заниматься. Эта деятельность находится на уровне самопосвящения. Мы можем это понять, лишь встретив просветленную душу, которой является, например, наш духовный учитель.

#00:10:23#

Бхагавад-гита говорит:

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]

Когда мы соприкасаемся с осознавшей себя личностью, таттва-дарш́инах̣ («узревшей истину»), тогда следует прекратить всякую деятельность, связывающую нас с этим материальным миром; парипраш́нена — следует задавать вопросы, ведущие к тому, чтобы обрести просветление от этой личности; и, очень важный пункт, севайа̄ — следует установить взаимоотношения служения с этим человеком.

#00:11:51#

Мы также слышали, что этот уровень самопредания, самопосвящения именуется уровнем преданности. Это позитивный уровень. У нас есть пример самого Шрилы Говинды Махараджа. Вся его жизнь является примером служения Шриле Гуру Махараджу. Он говорил: «Шрила Гуру Махарадж жил на втором этаже, на веранде, а я управлял ашрамом и делал практически все. Наш принцип был таков: никакие проблемы не должны подниматься наверх, к Шриле Гуру Махараджу». Мы должны при появлении проблем взять их на себя, сделать их решение своим служением. Не нужно загружать проблемами духовного учителя. Если мы сможем решать проблемы сами, это будет позитивной деятельностью. Из этого примера Шрилы Говинды Махараджа мы видим, что все связано со служением.

#00:14:19#

Есть один пример человека, который принял санньясу. Раньше он совершал множество тяжелой работы, но после принятия санньясы другой санньяси сказал ему: «Ты больше не должен заниматься подобного рода деятельностью, это слишком низко для тебя. Достоинство санньяси не позволяет заниматься столь низкой работой». Шрила Говинда Махарадж сказал, что этот совет был в точности противоположен правильному подходу. На самом деле Шрила Гуру Махарадж дал этому человеку санньясу, поскольку увидел у того умонастроение постоянного служения. Говорить такому человеку, что после принятия санньясы он не должен служить, — очень плохой совет.

#00:16:32#

Говинда Махарадж рассказывал другую историю. Кришна Шаран Прабху, который впоследствии стал Араньей Махараджем, должен был решить проблему с ванными комнатами для омовения матаджи — не работала сливная система. Он и другие преданные надели гамчи и отправились чистить канализацию. Очень грязная работа, но они делали ее, поскольку это было служение. Таков пример. Если некое служение необходимо, мы будем совершать его.

#00:17:50#

Вы, вероятно, слышали такое выражение: «взвод смертников», его употреблял Гуру Махарадж. Существуют подразделения в армии, которые сражаются на суше, есть солдаты, которые дерутся на воде, в воздухе. Но есть солдаты, которые способны сражаться в любой обстановке, в любой среде. В любой ситуации они способны принимать правильное решение и сражаться. Взвод смертников — эти люди способны сделать все что угодно. Если что-то необходимо сделать, они приложат все усилия и сделают.

#00:19:44#

Гуру Махарадж говорил: если я читаю священное писание сам по себе, это может быть просто кармой, но если я читаю книгу по указанию моего духовного учителя, то это бхакти. Он говорил, что в Гаудия Матхе их обычно не просили читать слишком много книг. Ударение делалось не на чтение, а на служение. «Взвод смертников» — мы можем видеть, насколько это ценный род войск, эти войска могут сделать буквально все.

#00:20:59#

Однажды Гуру Махарадж рассказывал историю о царе и его премьер-министре. Люди часто спрашивали, почему царь платит премьер-министру такую огромную сумму денег. Царь сказал: «Хорошо, я покажу вам». Он попросил людей: «Я хочу взвесить этого слона. Найдите способ узнать, сколько этот слон весит». Люди ушли и через некоторое время вернулись к царю: «Мы не смогли найти подходящие весы. Чтобы взвесить слона, мы должны поместить его на чашу весов, но все чаши слишком малы для этого».

#00:22:36#

Тогда царь позвал премьер-министра: «Узнай, сколько весит этот слон». Через некоторое время премьер-министр вернулся и сказал: «Этот слон весит столько-то килограмм». Царь спросил: «Как ты смог это определить?» Премьер-министр ответил: «Я сделал большую лодку и поставил метку на борту в том месте, докуда доходила вода. Затем я погрузил на лодку слона, лодка ушла в воду, я отметил это место на борту. Я убрал слона и начал нагружать лодку мешками определенного веса до тех пор, пока лодка не погрузилась на тот же уровень, когда на ней был слон. Таким образом я смог узнать вес слона». Царь сказал: «Видите? Он мой премьер-министр, потому что способен решить задачу».

#00:24:59#

Также есть хорошо известная история о Нараде Муни и головной боли Кришны. Кришна показал Нараде Муни, каковы качества полностью предавшихся душ. Все вы, вероятно, слышали эту историю. Кришна сказал Нараде Муни: «Иди к различным преданным и рассказывай им всем, что у Меня ужасно болит голова. Единственное средство, которое может вылечить Меня, это пыль с их стоп».

#00:26:04#

Тогда Нарада Муни отправился к брахманам: «У Кришны сильно болит голова, Ему нужна пыль со стоп Его преданных. Не могли бы вы дать эту пыль со стоп для Кришны?» Брахманы в ответ на эту просьбу сказали: «Нет-нет! Мы не можем! Любой, кто даст пыль на голову Кришне, немедленно попадет в ад. Мы ни за что не дадим пыль со своих стоп!» Везде повторялась та же история.

#00:27:21#

Но когда Нарада Муни отправился к гопи во Вриндаван и рассказал им, что у Кришны болит голова, они очень обеспокоились: «Как? У Кришны болит голова? Ему нужна пыль со стоп Его преданных?» Узнав это, они начали немедленно собирать пыль со своих стоп. Нарада спросил их: «А вы знаете, что это значит?» Они сказали: «Да, конечно, мы знаем! Это значит, что мы должны будем отправиться в ад, но это неважно. У Кришны болит голова, и мы способны помочь Ему избавиться от этой головной боли, поэтому, пожалуйста, возьми пыль с наших стоп!»

#00:28:33#

Таков был их подход, таково умонастроение. Они не были озабочены своим собственным положением. Им было важно только служение. Это означает «быть гаудия-вайшнавом» — забыть на сто процентов о собственных интересах.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Андрей Литов
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

 



←  «Истории об ИСККОН и ШЧСМ от пожизненного ДжиБиСи». Шрила Б. П. Джанардан Махарадж и Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 16 марта 2017 года. Гупта Говардхан | “Stories of ISKCON and SCSM from a lifelong GBC.” Srila B. S. Goswami Maharaj, Srila B. P. Janardan Maharaj. 16 March, 2017. Gupta Govardhan ·• Архив новостей •· «Васанта-панчами, праздник прихода весны. День явления Ачарьи Рагхунатха Даса Госвами» (часть 2). Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 2 февраля 2009 года. Колката, Индия  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 27.1 МБ)

Russian

Шрила Бхакти Паван Джанардан Махарадж

Примеры высшего служения

(25 августа 2005 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Гуру Махарадж объясняет, что есть три уровня бытия. Первый — уровень эксплуатации. Это уровень кармы, деятельности в этом материальном мире. Это иногда сравнивается с тем, будто мы берем заем у материальной природы, берем в долг. Люди наслаждаются в материальном мире, но здесь действует закон: на каждое действие существует равное по силе и противоположное по направленности противодействие. Это закон физики, но также он работает и как закон кармы. Нам не только придется возвращать, расплачиваться, но также нам придется возвращать проценты. Кто-то, может быть, питается в ресторане роскошной пищей, но в конце обеда неизбежно принесут чек и нужно будет расплатиться за все, что съели.

#00:02:12#

Гуру Махарадж объясняет, что в результате наших действий мы получаем последствия, реакцию. В конечном счете то, что мы испытываем, и все наше окружение — также следствия наших прошлых действий. Шрила Гуру Махарадж говорил, что мы не имеем права жаловаться на свое окружение. Есть такие выражения: «плохой рабочий ругается на свои инструменты», «плохому танцору ноги мешают».

#00:03:17#

Кто-то может говорить: «О, если бы у меня были замечательные инструменты, я бы мог сделать что-нибудь гениальное». Но обычно это не так, мы видим на примерах: хороший фотограф способен даже очень плохой камерой сделать замечательные снимки, хороший музыкант способен сочинять музыку даже на самом обычном инструменте.

#00:04:22#

«Плохой работник жалуется на свои инструменты». Гуру Махарадж перефразировал эту пословицу: «Плохой работник жалуется на свои экскременты». Даже если у плохого работника будут хорошие инструменты, он все равно будет делать свою работу плохо. Точно так же плохой карми жалуется на свое окружение, свою обстановку, то есть таким образом он жалуется на свои экскременты: из нас исходит то, что мы ранее съели. Подобным образом все, что мы получаем, что к нам приходит в этом мире, это результат наших прошлых действий. Люди жалуются: «Мне опять не повезло! Удача прошла мимо меня». Также Шрила Гуру Махарадж говорил, что мяч сам идет к хорошему игроку. Мы можем сказать обратное: если мы плохо играем в футбол, то мяч никогда не придет к нам.

#00:06:36#

Итак, Гуру Махарадж говорит, что на самом деле у нас нет права жаловаться на свое окружение. Это базовый, основной урок Бхагавад-гиты: во-первых, мы не имеем права жаловаться на свое окружение, но более глубокое понимание — наше окружение предназначено для того, чтобы изменить нас.

#00:07:22#

Итак, сейчас мы говорили о первом уровне бытия — действия и противодействия, карма и ее последствия. Второй уровень бытия — отречение. По сути, это тоже отрицательный уровень. Если человек очень отрешен, люди думают: «О, наверное, он духовно очень продвинут!» Например, я встречал людей, которые искусственным образом отреклись от сна, они вообще перестали спать. К чему это приводило? В Румынии такой человек, когда бежал, попал под машину.

#00:08:51#

Мы можем думать, что отречение — что-то очень хорошее, но на самом деле это нечто искусственное, похожее на попытку выключить все и вся, выключить весь свет. Кто-то оказался разочарован во всех своих действиях и их плодах и решил: «Окей, я вообще перестану действовать каким-либо образом!»

#00:09:23#

Но природа души — всегда действовать. Кто-то думает, что, прекратив действовать, становишься более продвинутым. Но в этом утверждении нет ничего позитивного. Нужно знать, какого рода деятельностью нужно заниматься. Эта деятельность находится на уровне самопосвящения. Мы можем это понять, лишь встретив просветленную душу, которой является, например, наш духовный учитель.

#00:10:23#

Бхагавад-гита говорит:

тад виддхи пран̣ипа̄тена
парипраш́нена севайа̄
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇
джн̃а̄нинас таттва-дарш́инах̣[1]

Когда мы соприкасаемся с осознавшей себя личностью, таттва-дарш́инах̣ («узревшей истину»), тогда следует прекратить всякую деятельность, связывающую нас с этим материальным миром; парипраш́нена — следует задавать вопросы, ведущие к тому, чтобы обрести просветление от этой личности; и, очень важный пункт, севайа̄ — следует установить взаимоотношения служения с этим человеком.

#00:11:51#

Мы также слышали, что этот уровень самопредания, самопосвящения именуется уровнем преданности. Это позитивный уровень. У нас есть пример самого Шрилы Говинды Махараджа. Вся его жизнь является примером служения Шриле Гуру Махараджу. Он говорил: «Шрила Гуру Махарадж жил на втором этаже, на веранде, а я управлял ашрамом и делал практически все. Наш принцип был таков: никакие проблемы не должны подниматься наверх, к Шриле Гуру Махараджу». Мы должны при появлении проблем взять их на себя, сделать их решение своим служением. Не нужно загружать проблемами духовного учителя. Если мы сможем решать проблемы сами, это будет позитивной деятельностью. Из этого примера Шрилы Говинды Махараджа мы видим, что все связано со служением.

#00:14:19#

Есть один пример человека, который принял санньясу. Раньше он совершал множество тяжелой работы, но после принятия санньясы другой санньяси сказал ему: «Ты больше не должен заниматься подобного рода деятельностью, это слишком низко для тебя. Достоинство санньяси не позволяет заниматься столь низкой работой». Шрила Говинда Махарадж сказал, что этот совет был в точности противоположен правильному подходу. На самом деле Шрила Гуру Махарадж дал этому человеку санньясу, поскольку увидел у того умонастроение постоянного служения. Говорить такому человеку, что после принятия санньясы он не должен служить, — очень плохой совет.

#00:16:32#

Говинда Махарадж рассказывал другую историю. Кришна Шаран Прабху, который впоследствии стал Араньей Махараджем, должен был решить проблему с ванными комнатами для омовения матаджи — не работала сливная система. Он и другие преданные надели гамчи и отправились чистить канализацию. Очень грязная работа, но они делали ее, поскольку это было служение. Таков пример. Если некое служение необходимо, мы будем совершать его.

#00:17:50#

Вы, вероятно, слышали такое выражение: «взвод смертников», его употреблял Гуру Махарадж. Существуют подразделения в армии, которые сражаются на суше, есть солдаты, которые дерутся на воде, в воздухе. Но есть солдаты, которые способны сражаться в любой обстановке, в любой среде. В любой ситуации они способны принимать правильное решение и сражаться. Взвод смертников — эти люди способны сделать все что угодно. Если что-то необходимо сделать, они приложат все усилия и сделают.

#00:19:44#

Гуру Махарадж говорил: если я читаю священное писание сам по себе, это может быть просто кармой, но если я читаю книгу по указанию моего духовного учителя, то это бхакти. Он говорил, что в Гаудия Матхе их обычно не просили читать слишком много книг. Ударение делалось не на чтение, а на служение. «Взвод смертников» — мы можем видеть, насколько это ценный род войск, эти войска могут сделать буквально все.

#00:20:59#

Однажды Гуру Махарадж рассказывал историю о царе и его премьер-министре. Люди часто спрашивали, почему царь платит премьер-министру такую огромную сумму денег. Царь сказал: «Хорошо, я покажу вам». Он попросил людей: «Я хочу взвесить этого слона. Найдите способ узнать, сколько этот слон весит». Люди ушли и через некоторое время вернулись к царю: «Мы не смогли найти подходящие весы. Чтобы взвесить слона, мы должны поместить его на чашу весов, но все чаши слишком малы для этого».

#00:22:36#

Тогда царь позвал премьер-министра: «Узнай, сколько весит этот слон». Через некоторое время премьер-министр вернулся и сказал: «Этот слон весит столько-то килограмм». Царь спросил: «Как ты смог это определить?» Премьер-министр ответил: «Я сделал большую лодку и поставил метку на борту в том месте, докуда доходила вода. Затем я погрузил на лодку слона, лодка ушла в воду, я отметил это место на борту. Я убрал слона и начал нагружать лодку мешками определенного веса до тех пор, пока лодка не погрузилась на тот же уровень, когда на ней был слон. Таким образом я смог узнать вес слона». Царь сказал: «Видите? Он мой премьер-министр, потому что способен решить задачу».

#00:24:59#

Также есть хорошо известная история о Нараде Муни и головной боли Кришны. Кришна показал Нараде Муни, каковы качества полностью предавшихся душ. Все вы, вероятно, слышали эту историю. Кришна сказал Нараде Муни: «Иди к различным преданным и рассказывай им всем, что у Меня ужасно болит голова. Единственное средство, которое может вылечить Меня, это пыль с их стоп».

#00:26:04#

Тогда Нарада Муни отправился к брахманам: «У Кришны сильно болит голова, Ему нужна пыль со стоп Его преданных. Не могли бы вы дать эту пыль со стоп для Кришны?» Брахманы в ответ на эту просьбу сказали: «Нет-нет! Мы не можем! Любой, кто даст пыль на голову Кришне, немедленно попадет в ад. Мы ни за что не дадим пыль со своих стоп!» Везде повторялась та же история.

#00:27:21#

Но когда Нарада Муни отправился к гопи во Вриндаван и рассказал им, что у Кришны болит голова, они очень обеспокоились: «Как? У Кришны болит голова? Ему нужна пыль со стоп Его преданных?» Узнав это, они начали немедленно собирать пыль со своих стоп. Нарада спросил их: «А вы знаете, что это значит?» Они сказали: «Да, конечно, мы знаем! Это значит, что мы должны будем отправиться в ад, но это неважно. У Кришны болит голова, и мы способны помочь Ему избавиться от этой головной боли, поэтому, пожалуйста, возьми пыль с наших стоп!»

#00:28:33#

Таков был их подход, таково умонастроение. Они не были озабочены своим собственным положением. Им было важно только служение. Это означает «быть гаудия-вайшнавом» — забыть на сто процентов о собственных интересах.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Андрей Литов
Редактор: Динанатх Дас

 


[1] «Ты сможешь постичь это знание по милости духовного учителя. Со смирением обратись к нему и чистосердечно вопрошай, искренне служа ему. Лишь тот, кто обладает подлинным духовным опытом, способен передать его другим» (Бхагавад-гита, 4.34).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования