«Сила аскез и сила преданности». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Москва, 1997 год

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 14.2 МБ)

Содержание лекции:

Вопрос: В чем суть аскез? В духовной практике практикуются аскезы для того, чтобы научиться контролировать свои чувства. Существует такое понятие «ломкаложного эго». Существуют ли какие-то рекомендации или аскезы?

Шрила Говинда Махарадж: Не существует такой аскезы, которая могла бы уменьшить или ослабить нашу привязанность к материальным вещам. Об этом Господь говорит в Шримад Бхагавад-гите:

#00:01:57#

[шлока]

Отречение должно приходить естественным образом. Если мы будем насильно пытаться заставить себя отказаться от чего-то материального, то это скорей всего приведет к противоположному результату.

#00:04:24#

Единственная аскеза, которая приемлема и которая плодотворна, это та, движущим мотивом совершения которой являются любовь и привязанность. Например, семейная жизнь. Живя в семье с близкими людьми, так или иначе, вы принимаете на себя какие-то неудобства и так далее. Но вы делаете это добровольно. Допустим, вы идете и готовите что-то. Сам процесс приготовления пищи может быть не очень приятен и в каком-то смысле это аскеза, но эта аскеза только в тот момент, когда вы готовите, но потом вы эту пищу едите сами и кормите ею других и испытываете счастье при этом.

Подобного рода аскезы, которые совершаются в силу любви, привязанности, приносят результаты. Но если мы будем искусственно пытаться заставлять себя, принуждать себя, то это даст обратный эффект. Любовь, нежность привязанность — когда из них проистекает аскеза, отречение от чего-то, то это приемлемо и это плодотворно. Остальные же виды аскез называются обезьяньим отречением.

#00:06:34#

Когда я голоден, а передо мной стоит еда, а я насильно себя заставляю не есть, то мое желание съесть не становится от этого меньше. Шрила Рупа Госвами объяснял это так: не старайтесь делать что-то, совершая над собой насилие. Если вы будете делать что-то с любовью и влечением к этому, то в таком случае это принесет результат, принесет эффект.

#00:07:45#

Вопрос: А как можно тогда развить любовь к Господу? Как можно развить тогда преданность? Просто пассивное служение — разве этого достаточно?

Шрила Говинда Махарадж: Да. Для обусловленной души это наиболее подходящее — просто пытаться служить. Не просто служить, а служить с любовью и преданностью. Такое служение принесет плоды. И преданность будет увеличиваться больше и больше, будет возрастать. А когда преданность будет увеличиваться, то соответственно будут рождаться новые чувства, будет расти жажда к Кришне, желание Кришны. В конечном счете, идя этим путем, будет возможно обрести прямое служение под руководством одного из спутников Кришны.

#00:09:42#

Вопрос: Гуру Махарадж, объясните, пожалуйста, какие возникают препятствия  на пути ученика и как научиться их преодолевать? И еще один вопрос: как научиться сохранять веру в столь долгое отсутствие Гурудева, если нет личного общения с ним.

Шрила Говинда Махарадж: Для того, кто практикует, живя духовной жизнью, основным препятствием является асат-санга, то есть дурное общение.

#00:11:51#

Когда же у нас нет возможности на прямую общаться с Гурудевом и вайшнавами, то нам необходимо воспевать Святое Имя. И воспевание принесет нам такое общение. Воспевание — это лучший путь постоянно находиться в обществе Гурудева. То есть воспевание даст нам силу идти по этому пути. Также чтение Священных Писаний, таких как Шримад Бхагавад-гита и «Шримад-Бхагаватам». Уже есть книги на русском языке, чтение которых также может помочь нам в этом отношении. Следуя этому, мы можем поддерживать себя в нашей духовной жизни. Но всегда, и в духовном, и материальном отношении, необходимо избавляться от дурного общения, которое является главным препятствием.

#00:13:49#

Вопрос: В «Шримад-Бхагаватамритеам» немало примеров, что великие демоны, такие, как Хиряньякашипу, совершали аскезы и обретали результат. Как понимать это?

Шрила Говинда Махарадж: Это очень просто: любое действие имеет какое-то следствие. Аскеза, отречение также является действием. В результате аскезы к человеку приходит сила, поэтому ничего удивительного, что совершая аскезы, эти демоны обретали силы. Но когда силы, приобретаемые в результате аскезы, направлены против Бога, то эти силы теряются. В конечном счете, все эти демоны утеряли свою силу.

#00:15:53#

Если бы они использовали эту силу ради служения Богу, то их сила возрастала и возрастала бы, как в случае Прахлада Махараджа. Его отец относился к нему очень жестоко, тиранически. Но Прахлад Махарадж терпеливо встречал все испытания, которые случались из-за его отца. Тогда благодаря его терпению к нему пришла сила выстоять до конца. И Господь явился. Ученые благодаря своим исследованиям, открыли многие разрушительные виды оружия, например, ядерное оружие.

То есть эту энергию они использовалилибо отрицательно, как в случае с Хиросимой и Нагасаки, либо в мирных целях, как, благодаря атомной энергии, в космос посылаются спутники. Человечество использует их ради своего блага. То есть энергию можно использовать двояким образом.

#00:18:31#

Вопрос: Разве нельзя получать силы через аскезы и использовать их в служении Богу?

Шрила Говинда Махарадж: Да, это возможно. Но те любовь и преданность, которые вы обретаете, это тоже сила, которая превосходит силу любой аскезы, это сила преданности. И в вашей повседневной жизни преданнойвы также совершаете какие-то аскезы. Вы, например, поститесь на Экадаши и благодаря этому обретаете силу, это сила преданности. И для чего используется эта сила? Суть в том, что вы обретаете еще большую привязанность, любовь к Кришне.

Транскрипция: Васудев дас

Редактор: Сварнанги деви даси

← Жизнь в Лахта Дхаме. Субботняя программа. 19 января 2013 года ·• Архив новостей •· «Сто восемь голубых лотосов». Шрила Б. С. Госвами Махарадж (на русском). «One Hundred Eight Blue Lotus Flowers». Srila B. S. Goswami Maharaj (in English) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования