«Мир справедливости и мир милости». Отрывок из лекции Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. 12 декабря 2004 года

Вопрос: Что такое милость?

Шрила Авадхут Махарадж: Нелепо было бы думать, что в этом материальном мире нет справедливости. Здесь все пытаются достичь справедливости — в суде, в зарплате, в отношениях. Без справедливости этот мир не мог бы существовать. Во всех культурах и всегда люди чувствуют себя ущемленными, если справедливость попрана. Например, если в какой-то стране официально разрешена только одна политическая партия, одна религия, один способ мышления, то люди чувствуют себя притесненными, так как не способны реализовать свои возможности. Поэтому, естественно, подобное положение вещей они считают несправедливостью.

Должны быть верующие люди и должны быть атеисты. Необходимо присутствие разных систем ценностей. В высшем понимании справедливость связана со свободой. Таким образом, свобода — это неотъемлемая часть справедливости.

В коммунистическом обществе Советского Союза лидеры страны пытались навязывать гражданам свои идеи, полагая, что люди злоупотребят предоставленной им свободой. Была цель уничтожить всех мыслящих людей и создать «идеальную» систему того, как нужно жить. Частично этот замысел был осуществлен. Но люди хотели справедливости и жертвовали жизнью ради этого.

Справедливость подразумевает закон. Поэтому Конституция существует в каждой свободной стране. Все начинается с Конституции. Конституция первостепенна, потом идут все остальные законы. Что говорит Конституция? Конституция описывает права и обязанности каждого гражданина.

В нашем обществе справедливость устанавливается в суде, и существуют тюрьмы. Если справедливость и закон на вашей стороне, то оппонент должен заплатить штраф или должен быть заключен в тюрьму. Справедливость подразумевает определенный план действий, в этом мире она крайне необходима.

Но когда речь идет о высшем мире Красоты и Гармонии, то там нет необходимости в справедливости. Почему? Потому что Бог, в отличие от лидеров этого мира, обладает абсолютно совершенными качествами. Бог абсолютен. Например, если мы делаем кому-либо что-то хорошее, то для другого человека это же действие может показаться дурным. Но Господь настолько совершенен, что Его действиями удовлетворены все.

В мире Бога закон лишен смысла и ценности. Например, когда мы общаемся дома с близкими нам людьми, то мы не говорим им: «С точки зрения такого-то закона должно быть так-то и так-то». Это происходит из-за того, что дома существуют иные «законы»: любовь, доброта, гармония. Существуют такие места, где законы не работают. С родителями, друзьями нам не нужны законы. Законы должны защищать, но дома мы в безопасности. Зачем в наших домах замки? Затем, чтобы, укрывшись от посторонних, почувствовать себя защищенными. Таким образом, дома закон и справедливость не имеют никакого смысла. Когда мы любим друг друга, понимаем друг друга и готовы жить друг для друга, нам не нужны правила. Очень важно уметь прощать. Когда во взаимоотношениях начинаются трудности? Когда люди сражаются за справедливость. Но когда они умеют прощать друг друга, то воцаряется покой. Справедливость никому не нужна.

Прощение и сострадание — высочайшие ценности. Кришна живет в мире, где справедливости нет, так как в этом нет необходимости. Справедливость существует на более низких планах бытия. В духовном же мире все существует только ради Его сладостной воли. Чем отличается Кришна от всех остальных божеств? Кришна никогда никого не наказывает. Известно, что Кришна убивает демонов, однако в тот самый момент он становится Вишну. Кроме того, даже убивая демонов, Кришна проливает на них особую милость, так как тем самым лишает их иллюзорного тела и сознания. Например, если у тебя старая рваная одежда, ее нужно выбросить. Точно так же и Кришна: уничтожая тела демонов, Он дает им совершенно новое воплощение, новую возможность. Таким образом, в мире Кришны справедливость не имеет никакого значения. В обители Кришны ценно сострадание. Царь всегда отличается тем, что способен помиловать виновного. Существует понятие амнистии, то есть помилования. Что это значит? Неожиданно царь или президент решает, что нужно амнистировать виновных, и всех преступников освобождают из заключения. Это происходит беспричинно и безосновательно.

(продолжение следует)

Редакторы: Лила Сундари деви даси,
Традиш дас


← «Шри Лалита-саптами». Лекция Шрилы Б. К. Ашрама Махараджа и Шрипада Б. П. Сиддханти Махараджа. 18 сентября 2007 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· «Материализм или сахаджия». Лекция Шрилы Б. С. Госвами Махараджа. Навадвип, Индия, 1 января 2006 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования