«Ведическое мировоззрение». Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж. 22 октября 2011 года. Выставка "Загадочная Индия". Москва, Ветошный

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 17.8 МБ)

Содержание лекции:

#00:04:59# Однажды один писатель, лауреат Нобелевской премии родом из Индии был на неком литературном вечере. Там к нему подошла одна женщина и, чувствуя особое возбуждение, сказала: «О господин, а я собираюсь отправиться в Индию». Эти люди были очень счастливы поделиться этим. Но он ответил им: «А знаете, съездить в Индию — это не тоже самое, что съездить в Париж, потому что приехав туда, вы увидите или услышите какие-то вещи, которые изменят вас на всю оставшуюся жизнь, поскольку та цивилизация — цивилизация, основанная на совершенно иной идее, нежели та, к которой мы с вами привыкли».

#00:06:57# Социолог Петерим Сорокин говорил о различных видах культуры, различных цивилизациях. Он говорил, что есть два вида культуры: культура, основанная на ощущениях, и культура, основанная на идеях. Он говорил, что культура Индии — это как раз культура, основанная на идеях, то есть каждый аспект индийской жизни пронизан метафизическими идеями. То, что вы видите на этой выставке — это поверхностные аспекты той культуры. Это выражается, как радостный праздник цвета, звуков, краски. Сейчас идёт кулинарная программа, где представляется широкий диапазон специй, используемых в индийской кухне, которые отвечают самым разным вкусам, потребностям людей.

#00:08:43# Однако, вся идея индийской культуры — это помочь обществу в целом двигаться от невежества к знанию, от тьмы у свету, от страданий к счастью. Это отличается от культуры, которую Петерим Сорокин описывал как культуру ощущений, западную культуру, где все аспекты культуры пронизаны в явном или неявном виде попыткой удовлетворить, утолить свои чувства.

Существует идея свободы, но наш Гуру Махарадж задавал следующий вопрос: «О какой именно свободе вы говорите, свободе от чувств или свободе ради чувств?» Западная культура обычно считает, что подлинная свобода — это свобода ради чувств. В то время, как в восточной культуре идея состоит в обретении свободы от чувств.

#00:10:21# Пройдя долгие этапы эволюции, разные более низкие формы жизни, когда мы достигаем человеческой формы жизни, перед нами открывается это окно возможностей. Падма Пурана говорит, что существуют миллионы различных форм жизней: водные формы жизни, растения, насекомые, животные, наконец, люди.

#00:11:02#

тамаса баху-рупена вештитах кармахетуна

(«Ману-самхита», 1.49)

Ману-самхита утверждает, что все мы одеты в свои кармические одежды, ведь на самом деле, тело — это биологическое выражение заблуждений души. Поэтому некоторые души одеты в тело рыбы, некоторые — в тело растений или в тело животного, а некоторые — в человеческое тело. Разница между всеми знакомой теорией объективной эволюции и теорией субъективной эволюции состоит в том, что сила, управляющая этим развитием, переселением из одной формы жизни в другую — это атма, душа. Низшие формы жизни во всём подвластны инстинктам. Но родившись людьми, они приобретают свободу выражения воли, возможность выбирать и спрашивать: «Почему мы делаем то, что делаем?» Животные не задаются вопросом «почему я делаю то, что делаю?»

Какие-то вещи объединяют нас и животных:

#00:12:56#

ахара-нидра-бхайа-маитхунам ча

(«Хитопадеша»)  

— такие склонности, как еда, сон, страх, совокупление, воспроизведение. Но люди отличаются от животных именно этой способностью — задаваться вопросами. Например, видя закат Солнца, люди и животные воспринимают его по-разному. Вы не увидите, чтобы животные, отправляющиеся на охоту, вдруг увидев красный закат, остановились, чтобы насладиться его красотой. Вы не увидите, чтобы одно животное повернулось к другому и сказало: «Нет, подожди минутку, посмотри какая красота, закат!». На канале «В мире животных» мы видим, как животные нападают друг на друга, поедают друг друга и при этом они не задумываются о том, что это жестоко.

#00:14:41# Идея, которая в западном мире обычно формулируется как выживание сильнейших, выживание самых приспособленных, формулируется так: дживо дживасйа дживанам — одно живое существо выживает за счёт других. Но люди способны задаваться вопросами, способны задуматься: «А почему я сейчас живу так, что эксплуатирую других, и до какой степени эксплуатация допустима, нежелательна или даже преступна?»

Так или иначе, мы все ищем счастья, но вопрос: как мы найдём это счастье, через эксплуатацию и потребление, приобретая, контролируя и наслаждаясь предметами объективного мира, или же мы обретём счастье, посвятив себя чему-то более высокому?

Само существование культуры в человеческой цивилизации указывает на то, что у нас с вами есть потребности, выходящие за рамки базовых жизненных потребностей, выходящие за рамки выживания. Мы понимаем, что необходимо получать образование самим, учить детей. Мы считаем, что это преступно не давать ребёнку образование, поэтому культура, стремление к образованию — это черта, свойственная изначально человеческой цивилизации.

#00:17:19# Веды говорят: «Сейчас, когда после длительного развития вы родились людьми, пришло время вопрошать о духовной культуре, о духовном развитии».

Одна из книг, которая представлена на этой выставке, называется Бхагавад-гита. В ней Кришна описывает процесс, следуя которому, мы сможем осознать своё более высокое, более тонкое я, перенести своё понимание от грубого объективного мира к тонкому субъективному миру. Кришна говорит там, что выше объектов чувств находятся сами чувства, а выше чувств — ум. Ум — это средоточие всего чувственного опыта, а ещё тоньше ума разум, способность различать, давать оценки. Ещё тоньше этого — эго, а ещё тоньше этого — мир души, атма.

#00:19:09# «Бхагаватам» приводит пример, благодаря которому мы можем понять, где находится душа. Там приводится такая аналогия: представьте Луну, которая светит, отражаясь в бассейне. Одно из самых известных фотографических изображений Индии — это фотография Тадж-Махала, на которой виден бассейн, находящийся перед ним, и Луна отражается в этом бассейне.

Если мы возьмём в руки палку и начнём пускать волны по воде, то отражение Луны начнёт колебаться в соответствии с волнами, но сама Луна остаётся на месте, её не сдвигают эти волны, она лишь светит, отражаясь в воде.

Пураны говорят, что душа подобным же образом светит, отражается в теле и связанных с ним обстоятельствах. Что такое обстоятельства, связанные с телом? Рождение, смерть, старость, болезни. Поэтому связывая себя с телом и связанными с ним обстоятельствами, душа начинает беспокоиться. Как избавиться от этого беспокойства, перестав отождествлять себя, связывать себя с телом и его обстоятельствами и начать связывать себя с душой, духовным уровнем. На санскрите это называют атма-гйана.

#00:21:40# Там же приведено множество свидетельств, примеров, помогающих нам понять, каким образом душа переживает даже смерть тела. Например, даже согласно науке, в среднем, каждые семь лет тело подвергается полному циклу омоложения, все клетки заменяются, практически полное изменение тела. Бхагавад-гита говорит: подобно тому, как мы уже находились даже в рамках этой жизни, в теле младенца, ребёнка, юноши, молодого человека, взрослого человека, пожилого и старика, так же и после этого душа примет ещё одно тело. То есть нам показывают, что мы уже сумели пережить все эти изменения тела.

#00:23:04# Тело при этом развивается, претерпевает видоизменения, но душа остаётся константой, она неизменна. Можно сказать, что вся идея культуры как таковой — это принести наше внимание с объективного мира на субъективный внутренний мир, научить нас смотреть на всё с точки зрения, превосходящей материальный опыт. Подобный опыт может пробудиться в нас, когда мы слушаем определённые истории, рассказы или в случае восточной культуры — когда мы слушаем мантры. Мантры позволяют нам освободиться от определённых предрассудков и увидеть отблеск своего настоящего я. В той же Гите сказано, что когда человек хотя бы мельком видит свою душу, своё духовное начало, он испытывает ощущение чуда от того, какие перспективы открываются перед ним.

Таков общий обзор того, что мы хотели бы рассказать сегодня.

Транскрипция: Нава Гопи деви даси

Редактор: Сварнанги деви даси

← «Оригинал и копия». Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж. 30 сентября 2012 года ·• Архив новостей •· «Материалистичные теории возникновения мира». Отрывок из лекции Шрилы Б. Б. Авадхута Махараджа. 12 декабря 2004 года →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования