День явления Шри Лалиты Деви. Манас Кришна Прабху. 22 сентября 2012 года. Томск



скачать (формат MP3, 36.07M)

Russian

Манас Кришна Прабху

День явления Шри Лалиты Деви

(22 сентября 2012 года. Томск)

 

Манас Кришна Прабху. Вчера мы немножко говорили об этом настроении, особом настроении тех, кто следует [за духовными наставниками] в линии Рупы Госвами. Мы знаем, что сегодня очень особенный день, день явления Шримати Лалиты Деви. Мы многое слышали от наших божественных учителей о славе Лалиты Деви. Мы понимаем, что наши ачарьи питают особую нежность, особую привязанность особенно к Лалите Деви. Вечером мы поем: ш́рӣ кр̣ш̣н̣а чаитанйа прабху дойа̄ коро море[1]. Когда Кришна нисходит вместе со Своею божественной обителью, то, нисходя, Он берет с Собой всех Своих божественных спутников, паршадов. В данном случае, когда описывается божественное нисхождение Махапрабху в этот мир, то есть, когда Кришна нисходит в этот мир, чтобы явить Свои божественные игры, то вместе с Ним нисходят Его дхама, Его паршады, Его спутники, святая обитель.

#00:02:18#

Кришна-лила вечно проявляет себя, она вечно продолжается. Но в лиле Махапрабху, мы знаем, что близкие спутники Махапрабху явили, что Лалита Деви — это сам Сварупа Дамодар Госвами. Он был проявлением Лалиты Деви. И мы видим, что в последние двенадцать лет проявленных игр Махапрабху — кто был ближе всех к Махапрабху в гамбхира-лиле? Это Гададхар Пандит, которого иногда называют вторым «я» Радхарани в каком-то смысле, то есть Радхарани, у которой забрали Ее сердце и сияние. Иногда описывается так, что то, что осталось, это стало Шри Гададхаром Пандитом. Радхарани, которая ищет Себя, которая хочет получить Себя обратно от Кришны. Поэтому Гададхар Пандит был привязан к Махапрабху особенным образом, зная [в настроении Шримати Радхарани]: «Это Мой возлюбленный Кришна, который забрал Мое сердце, забрал Мое сияние». Поэтому Гададхар Пандит в особой степени зависит от Махапрабху. И так же [зависит от Махапрабху] Сварупа Дамодар Госвами, которого называют проявлением Лалиты Деви, воплощением Лалиты Деви.

#00:04:22#

Итак, когда Кришна, представ как Махапрабху, погружается в глубины чувств Своей возлюбленной Шримати Радхарани, то есть [пребывает] в разлуке с Собою, наслаждаясь собственным экстазом, но через Ее восприятие. В кришна-лиле, когда Радхарани погружается в глубины разлуки с Кришной, мы знаем, что Лалита Деви, будучи самой близкой помощницей, самой доверенной подружкой Радхарани, она лучше, чем кто-либо еще, знает, как утешить Радхарани, как поддержать Ее, когда Она страдает от разлуки с Кришной. Она — главная советчица Шримати Радхарани. От нашего Гурудева мы знаем, что она — предводительница всего служения, всех служанок Радхарани, она — госпожа всех служанок. И когда Кришна в форме Махапрабху погружается в глубины випраламбхи, разлуки с Кришной, то кто лучше всего знает, как успокоить Махапрабху, как помочь Ему, когда Он погружается в это настроение? Ведь сам Махапрабху в это время совершенно поглощен настроением Радхарани, Он переживает разлуку с Кришной. И не кто иной, как Сварупа Дамодар, способен на это.

#00:06:40#

Поэтому нектаром кришна-лилы, нектаром хари-катхи, Сварупа Дамодар дает этот нектар Махапрабху для того, чтобы облегчить огонь Его разлуки с Кришной, успокоить Его. Чтобы иногда помочь Ему, иногда успокоить Его, в соответствии с различными волнами, которыми движется маха-бхава, внутреннее настроение Махапрабху. Итак, Сварупа Дамодар был наиболее опытен в умении прочесть наиболее уместную шлоку, наиболее уместную песню для того, чтобы Махапрабху еще в большей степени погрузился в смакование собственной божественной лилы. А Лалита Деви занимает особое место в сердце Радхарани. В «Чаритамрите» описано, что на самом деле все гопи, включая восемь главных сакхи, Лалита Деви — предводительница этих восьми сакхи, восьми главных подружек Шримати Радхарани. Но на самом деле все эти восемь главных подружек — это экспансии служения Радхарани. Они — проявления различных аспектов божественного настроения любовного служения Шримати Радхарани, различные проявления самой Радхарани.

#00:08:28#

У Лалиты Деви очень интересное настроение служения. Шрила Рупа Госвами в одном стихе описывает его таким образом, и каждый раз в этот день [Лалита-саптами] наши Гуру читали эту шлоку, написанную Рупой Госвами, где выражена крайняя природа, экстремальная природа служения Лалиты Деви, ее настроения:

#00:08:55#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-,
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м,
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[2]

Шрила Гурудев описывает, что в этом стихе, в этих строках описаны гуны, качества, Лалиты Деви, их выражает Рупа Госвами. Она наделена всеми благими качествами. Все чудесные качества божественной женской природы заключены в Лалите Деви. Она самый главный фанат служения Шримати Радхарани. Это выражение самого Шрилы Гурудева.

#00:10:22#

В этом стихе сказано, что Шримати Лалита Деви в своем служении Радхе-Говинде в Их вечных играх, нитья-лиле, видит каплю пота на божественных стопах кого-либо из божественной четы. Если появляется хоть капля пота, то настроение Лалиты Деви таково, что она готова родиться сто тысяч раз в одно мгновение, лишь бы удалить эту каплю пота. Вот такого рода сила есть в ее готовности, в готовности принять и оставить тело сто тысяч раз, лишь бы удалить малейшее беспокойство, какое только может возникнуть в играх божественной четы Радхи-Говинды. Какого рода сила есть в ее служении божественной чете! Шрила Гурудев часто смаковал эту шлоку и описывал настроение Лалиты Деви. Он сказал, что такого рода исключительная преданность свойственна ей, в особенности по отношению к Шримати Радхарани. В играх Радхи-Кришны она испытывает так называемую вамья-бхаву, что означает настроение противостояния.

#00:12:17#

То есть, если Кришна плохо обходится с Радхарани, то Лалита ругает Кришну, она имеет право на это. Она может ругать самого Кришну: «Ты что натворил!» Также иногда и Радхарани. Иногда Радхарани в Их божественной игре может быть... Может быть, Лалита Деви замечает, что Радхарани в Своих отношениях с Кришной... Так или иначе она также иногда ругает саму Шримати Радхарани, дает Ей советы, указывает, как поступить лучше. Она занимает особое положение. Как говорит Шрила Гурудев, она наша предводительница. Ее группа, группа Лалиты Деви, — это группа манджари во главе со Шри Рупой. Когда мы были однажды с Гурудевом во Вриндаване, в то время здоровье его было не очень устойчиво, и он не каждый день давал даршаны. Однажды он всех позвал к себе утром на даршан. Каждое утро мы ждали: может быть будет даршан, может быть нет. Но в тот день у Гурудева были силы, поэтому он позвал, чтобы все поднялись к нему. Мы все были очень рады этой возможности, пришли. И Гурудев начал говорить об очень высоких вещах, описывая реальную природу Вриндаван-дхамы.

#00:14:16#

[Он говорил] о том, что очень редко мы слышали из сладостных уст Шрилы Гурудева. Это было, как будто он пребывал в другом мире, он просто описывал все, как он видит в том мире. Он выражал свое желание: «Скоро я хочу отправиться на Говардхан. Там находится наше вечное прибежище у лотосоподобных стоп Говардхана». И он начал рассказывать, каково высочайшее предназначение нашего божественного служения под руководством Шри Рупы, главы самых молодых служанок среди браджа-гопи, которых в целом контролирует Лалита Деви. Он говорил: «Каждый вечер мы будем принимать прибежище у лотосоподобных стоп Говардхана, отдыхать там в тени Говардхана. Потом рано-рано утром мы будем вставать». И, как мы упоминали вчера, браджа-гопи украшают себя только ради служения Радхе-Говинде, только ради Их счастья. В их действиях нет даже намека на отдельный интерес. Единственное, чего они хотят, — это то, чего хотят Радха-Говинда. Они хотят только отдавать Им, давать все, что необходимо божественным играм Радхи-Говинды.

#00:16:16#

Шрила Гурудев, обсуждая подобные вещи, как и Шрила Гуру Махарадж, всегда говорил, что подобные вещи намного выше нашего нынешнего положения. Поскольку сейчас мы обладаем материальным телом, нам не следует слишком глубоко погружаться в эти вещи, потому что есть опасность ложного понимания, ложного представления. Мы можем ложно представить, мы можем окрашивать эти реалии своими мирскими предрассудками, материалистичными склонностями. Но Гурудев сказал, что все же такова наша цель в жизни. Поэтому мы должны поклоняться тому миру, мы должны обращать свои взоры к тому миру. И мы должны слушать о том мире от тех, кто квалифицирован, то есть от наших божественных учителей. И вот мы слышали от нашего Гурудева о Говардхане, о нашем вечном предназначении в служении. Итак, Гурудев рассказывал, что рано утром, одевшись, мы будем отправляться на Кусум-саровар, чтобы набрать там цветов, чтобы сделать гирлянды и необходимые украшения, подготовиться к дневному служению. Затем во главе со Шри Рупой мы направляемся к Радха-кунде, где божественная чета являет Свои божественные игры. И, говоря о Радха-кунде, мы слышали многое от наших учителей, от Шрилы Гуру Махараджа об этом божественном месте.

#00:18:16#

На самом деле Гурудев даже сказал: «Я слышал многое от нашего духовного учителя о Радха-кунде. И, — сказал он, — несомненно, об этих вещах очень хорошо слушать, но не хорошо [о них] рассказывать». Он выдержал паузу. Он сказал: «Несомненно, об этом хорошо слушать». И все чуть со стульев не подпрыгнули, потому что никогда не слышали столь много от Гурудева об этих вещах. И он продолжил. Он посмотрел, оглядел всех нас, и, увидев, каков наш адхикар, чтобы слушать о таких вещах, он сказал: «Об этом хорошо слушать, но не хорошо рассказывать». Шрила Гурудев питал особую любовь к божественному месту явления Лалиты Деви, Унча-гаон. Это место очень близко к Варшане, к божественному месту явления Шримати Радхарани. Из Унча-гаона виден божественный дворец Вришабхана Махараджа на холме. Поодаль, но все же в пределах видимости. Шрила Гурудев рассказывал нам [о том времени], когда он был юным брахмачари: «Шрила Гуру Махарадж водил меня по Вриндавану. Там, во Вриндаване, были только я и Гуру Махарадж». Очень близкое общение с Гуру Махараджем. Гуру Махарадж отвел Гурудева в различные места нитья-лилы, вечных игр Радхи-Говинды и Их вечных спутников и спутниц.

#00:20:29#

И он [Шрила Говинда Махарадж] сказал, что из всех мест, где они побывали, Лалита-бари, дом Лалиты [Деви], оставил, пожалуй, особый отпечаток в нем. Он говорил об этом не часто. Я только раз слышал, как Гурудев раскрыл, что он почувствовал в этом месте. Было нечто очень мистическое и загадочное в этом описании. Он наблюдал за танцовщицами, за девушками, которые танцевали. И он не сказал ничего более. Но он сказал: «Это оставило столь глубокий отпечаток, что я никогда не возвращался в то место, потому что не хотел испортить то воспоминание о Лалита-бари». Поэтому, когда мы отправлялись туда, сам Гурудев не отправлялся в Лалита-бари. Госвами Махарадж один раз сделал своеобразный намек или указание, что у Шрилы Гурудева была особая связь с Лалитой Деви. Мы видели, что настроение служения Гурудева Шриле Гуру Махараджу олицетворяло именно такого рода интенсивность служения, поскольку он был предводителем всей группы служителей Шриле Гуру Махараджу.

#00:22:27#

[Итак], однажды Госвами Махарадж дал некоторые намеки на то, что он думает о Шриле Гурудеве и о его связи со Шримати Лалитой Деви. Мы знаем, что Шрила Гурудев в разных местах, в различных случаях являл о положении самого Шрилы Гуру Махараджа. В «Божественном руководстве», в особенности там Шрила Гурудев упоминает, что Шрила Гуру Махарадж неотличен от Шри Рупы, от Шри Рупы Манджари. Это очень-очень высокие предметы, нам не следует размышлять об этом, но эти вещи были явлены по их божественной милости. Однажды я был со Шрилой Гурудевом в Навадвипе, и он сказал... Там была небольшая группа людей, это было тихое время, вечером. Гурудев сказал: «Я вижу моего Гуру Махараджа, я вижу, что он — это сама Шримати Радхарани». Можно сказать, что ученики могут по-разному воспринимать своего Гуру, в соответствии с глубиной своего прозрения, своего откровения, что они получают о божественном положении своего учителя.

#00:24:24#

Это не вопрос предположений и теоретизирований, это должно быть явлено. Как подзаголовок книги «Гаудия-даршан», которую издал Сиддханти Махарадж, там сказано: «Откровение, а не предположение». Нам невероятно повезло, что мы получили хотя бы какую-то связь с этой линией, что нисходит из самой сердцевины сада прекрасной реальности. Под руководством предводителя нашей группы, нашего Гурудева, мы смиренно стремимся служить тому божественному миру Голоки Вриндавана.

#00:25:28#

ма̄тала хари-джана кӣртане-ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге[3]

И как Сарасвати Тхакур и Шрила Гуру Махарадж всегда напоминали нам об этом, что через гаура-лилу мы можем безопасно прийти к кришна-лиле. Мы поклоняемся тому миру с некоторого расстояния, поклоняемся процессом шраванам и киртанам, слушанием и воспеванием. А еще мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа, что Лалита Деви ходит по улицам Вриндавана и агитирует за служение Шримати Радхарани. Как, например, одно из моих служений в Австралии, когда я был моложе, заключалось в том, чтобы ходить по улицам и просить людей сделать пожертвования для храма. Человек просто идет по улице, а я встаю прямо у него на дороге и говорю: «Хотите сделать пожертвование для храма?» И многие люди просто проходили мимо, а кто-то давал какие-то деньги. Иногда спрашивали: «А чем вы занимаетесь? Что у вас за дело? Мне нужно убедиться, что это за дело. Потому что есть столько много хороших дел, на которые можно пожертвовать свои деньги. Почему стоит отдать свои деньги именно сюда?» И я старался убедить их в том, что это правильный выбор. Это было очень сложное служение.

#00:27:18#

Итак, в божественной лиле, в группе служанок Шримати Радхарани Лалита Деви иногда идет на улицы Вриндавана агитировать и говорит: «Идите, приходите к нам и служите моей госпоже!» Она старается набрать еще больше энергии для служения Радхарани, задействовать еще больше служителей в божественном служении Шримати Радхарани. Однажды какой-то преданный спросил Шрилу Гуру Махараджа: «Будет ли слишком дерзко с нашей стороны стремиться к такого рода связи, к такого рода служению в столь высоком-высоком мире?» Ведь это мадхура-раса. Гуру Махарадж говорит, что Лалита Деви агитирует за служение Шримати Радхарани в мадхура-расе. Это высочайшее из всех высочайших вещей во всей реальности. Это то, что происходит за закрытыми дверьми во внутренних покоях вечной экстатической лилы самого Господа. Кто такой я? Кто такие мы, чтобы сметь обратиться к этому? Поэтому один из преданных спросил, не слишком ли дерзко для нас даже надеяться стремиться к этому. И Гуру Махарадж погрузился в размышления, стал очень серьезен, как всегда, но в тот раз в еще большей степени. Какое-то время спустя он ответил: «Это неизбежно».

#00:29:15#

Ахаитукй апратихата̄. Уникальное объяснение этих слов Гуру Махараджем. Ахаитукй апратихата̄ обычно переводится как «беспричинная и непрерывная преданность».

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо, йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄, йайа̄тма̄ супрасӣдати[4]

Такова природа чистой преданности, что у нее нет причин, нет никаких причин, нет особенного происхождения причины, она сама по себе причина. Ничто не может вызвать это чистое служение, кроме самого служения. Бхакти может породить бхакти. Только бхакти может дать бхакти. Поэтому Гуру Махарадж говорит: «От огня одной свечи можно зажечь другую». Любовь — это такая субстанция. Беспричинная и непрерывная. Апратихата̄ обычно переводится как «неостановимая», ничто не может ее [преданность Богу] остановить, препятствовать [ей]. Но уникальный перевод Гуру Махараджа — «беспричинная и неудержимая». [Ей] нельзя сопротивляться. Таким образом, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Наше стремление служить в том мире неизбежно. Неизбежно наше устремление должно быть направлено туда».

#00:31:17#

Но как Рагхунатх Дас Госвами сказал, будучи прайоджана-таттва ачарьей:

сакхйа̄йа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам̇
да̄сйа̄йа те мама расо ’сту расо ’сту сатйам[5]

Скороговорка прямо. Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Мое стремление — оставаться дасом, в дасья-расе. Позвольте мне остаться в дасья-расе, быть лишь слугой. Но только если более высокие слуги почувствуют потребность, увидят необходимость, решат, что я достоин более высокого служения, лишь по их воле они сами заберут меня туда и займут меня более высоким служением. Все остается в их божественной воле, их желанием». Итак, Кавирадж Госвами неизбежно заканчивает каждую главу «Чайтанья-чаритамриты»:

ш́ри-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а̄
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣ш̣н̣ада̄са

«Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатха, я завершаю эту „Чайтанью-чаритамриту“». Потому что Шри Рупа и Рагхунатх — это главные, ключевые служители Лалиты Деви.

#00:33:00#

Преданная. Я хотела спросить на эту тему. Мы поспорили с преданными, потому что ничего об этом не знаем. Так или иначе встал вопрос, может ли джива, любая джива стать гопи?

Манас Кришна Прабху. Давайте от обратного. Если бы это было не так, то с чего бы нашим Гуру рассказывать нам хоть что-то об этом? Тогда это было бы бессмысленно. Шрила Гуру Махарадж сказал: «Махапрабху пришел в этот мир». Однажды кто-то спросил его, почему Махапрабху дал высочайшее самым низким? Мы настолько недостойны. Почему Он дал нам нечто столь высокое? И Гуру Махарадж ответил: «Махапрабху должен дать то, что Он сам считает драгоценностью. То, что сам Кришна считает драгоценностью. Он может дать только это, когда Он предстает как Махапрабху. У Махапрабху есть золото. И что, имея золото, Он будет раздавать камешки или стекляшки людям? Нет. Имея золото, Он будет раздавать людям самое ценное — золото». Джива-шакти, как сказал Гуру Махарадж, — это шакти в нищете. И, будучи таковой, она способна обогатиться высшей энергией, энергией самоотдачи, самопосвящения. Та энергия называется чит-шакти.

#00:35:15#

Джива, соприкасаясь со служителем из чит-шакти, может быть наделена такого рода склонностью к самоотдаче. Золотое тело может быть дано дживе, даровано ей по милости служанок Лалиты Деви. Шрила Гурудев в особенности в этот день рассказывал, что [это возможно] по милости Лалиты Деви, чье настроение в чем-то похоже на настроение Нитьянанды Прабху, сказал он, ее настроение очень открытое, очень великодушное, очень милостивое, очень сострадательное. Она хочет, чтобы в служении ее госпоже нашлось место каждому, в служении Шримати Радхарани. Поэтому по ее милости и по милости ее служанок джива может реализовать свой потенциал в наивысшей степени. В своей сварупе, в своем божественном теле, предназначенном для служения, но только по милости тех, кто из той страны [духовного мира]. По природе своей — нет, мы не предназначены для этого. Так же как вода по природе своей — это H2O. Два атома водорода и один атом кислорода. Но, соприкасаясь с солнцем, вода, будучи одного рода веществом, может преобразиться в нечто более тонкое. Может превратиться в газ.

#00:37:37#

Подобным же образом, как [это изображено] на логотипе нашего Матха, солнце светит; есть лотос; лотос, соприкасаясь с солнцем, может обрести питание, но только если лотос примет безопасное прибежище Шри Гуру и его милость. Приняв это прибежище, этот лотос, находясь в водах Шри Гуру, будет цвести под солнцем Кришны. И так же джива будет преображена, соприкоснувшись с высшим служением. Все заключается в общении, в том, чтобы соприкоснуться [с высшим]. Только благодаря нашим Гуру мы хоть какую-то информацию почерпнули о том мире, о том, что вообще там происходит, в духовном мире. Даже о Вайкунтхе мы знаем только от них, что уж говорить о Голоке? Что уж говорить о сакхья-расе, ватсалье-расе, что уж говорить о мадхурья-расе? Поэтому по их милости это может стать реальностью. И, как сказал Гуру Махарадж: соприкасаясь с такими служителями с той стороны, мы не можем сами не почувствовать стремления к этому. Благодаря силе этого стремления, как это явил сам Рупа Госвами:

#00:39:22#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[6]

Благодаря силе уникального стремления к этому служению, к тому миру служения, к тому наиболее интимному соприкосновению. Как сказал Гуру Махарадж, молитва преданного такова: «Я хочу, о мой Господь, наиболее близкой, наиболее тесной связи с Тобой, о мой Господь, когда каждый атом моего бытия будет целиком и полностью охвачен соответствующим атомом моего возлюбленного». Все это было явлено по милости тех слуг, которые агитируют, чтобы другие пришли в ту страну. И они возглавляются Лалитой Деви. На самом деле Гурудев говорит: «Шримати Радхарани — наша высшая госпожа. Она высочайшая среди всех повелительниц. Но на самом деле не Она впускает всех во Вриндаван, Она слишком занята в Своем служении». Как сказал однажды Гурудев о Кришне: «Вообще-то Гуру для ученика больше, чем Кришна. Потому что у Кришны столько других забот, Кришна слишком занят, Он играет с друзьями, у Него особо времени нет. Но когда Он приходит в облике моего гуру, то Он лично заботится обо мне, ведет меня должным образом».

#00:41:33#

Поэтому для ученика Гуру больше, чем Кришна. Также Гурудев говорит о более высоком мире: «У Радхарани нет времени, Она слишком занята в Своем служении, поэтому Шримати Лалита Деви дает другим возможность служить Шримати Радхарани, она впускает в этот мир служения, она и ее помощницы, которых возглавляет Шри Рупа». Поэтому наша сампрадая называется рупануга-сампрадая. Махапрабху указывал, что наше служение будет проходить через этот канал.

#00:42:20#

Преданная. Ходят слухи, что наш Гурудев — это сама Лалита Деви.

Манас Кришна Прабху. Как я уже говорил, Шрила Госвами Махарадж делал намеки в эту сторону в разных случаях. Я не набрался бы дерзости, чтобы строить свои предположения на эту тему. Но какие-то чувства у преданных могут быть. Какое-то чувство, переживание может родиться в их сердце. Это нечто очень личное. Но, можно сказать, что указания на то есть. Но самое важное для нас, ведь на самом деле мы сейчас не знаем, кто есть кто и что есть что, поэтому Гурудев всегда подчеркивал — прежде всего мы должны прийти к миру самоотдачи. До того мы более или менее плаваем в грязи заблуждений, мира заблуждений. [Необходимо] достичь уровня ништхи, когда двадцать четыре часа в сутки мы устойчиво заняты в преданности. Необходимо дойти до этой устойчивости прежде того, чтобы хоть что-то понять по-настоящему. Как мы уже говорили вчера, есть гьяна, а есть вигьяна. Одно дело — знание. Бхагават-айшварья-гьяна — что-то знать о высочайшей реальности, о великолепии Кришны. Но вигьяна — осознать это по-настоящему, вот это нам требуется.

#00:44:32#

Настоящие чувства, настоящее осознание — вот что нам нужно. В какой-то период времени Гурудев в Калькутте каждый день приходил, давал даршаны, может быть на протяжении недели или двух недель. На каждой лекции он снова и снова возвращался к одному моменту, что нам необходимо стать чистыми, мы должны стать чистыми. Он повторял это снова и снова: «Мы должны стать чистыми, очиститься от материального „я“». Это не означает, что надо пойти и помыться и все отмыть.

Преданная. Но и это тоже.

Манас Кришна Прабху. И это тоже. Чистота сродни божественности. Но и внутренняя и внешняя чистота — и то, и то необходимо. Шрила Гурудев подчеркивал, что необходимо очиститься от материального «я», от представления о себе как о совокупности накопленных предрассудков. Как говорил Гуру Махарадж, [необходимо разрубить] этот узел эго, узел, что связывает дух, чистую душу, привязывает ее к материи. Это «я», это представление о себе, корень всего, сам корень нашего материального бытия, необходимо разрубить этот узел. Необходимо очистить это, вычистить.

#00:46:22#

Когда мы ложимся спать ночью, мы совершенно забываем о нашей жизни, кто мы в этом мире, чем мы живем. Мы словно переносимся в другое измерение. Что, мы на Кришна-локу в это время отправляемся? Я — нет, о других не знаю. Гурудев сказал: «То, что мы называем пробужденностью, состоянием не-сна, на самом деле это состояние дальше от подлинного состояния души, нежели глубокий сон». То, что нам кажется пробужденностью, на самом деле дальше от подлинного состояния нашей души, чем когда мы находимся в глубоком сне без сновидений. И мы говорим: «Ух ты, здорово! Пойдемте спать, будем спать и станем освобожденными!» К сожалению, это не сработает.

Преданный. Пойду, приближусь к духовному.

Манас Кришна Прабху. Верно. Нидра-йога. Но что говорил Шрила Гуру Махарадж этим? Он хотел, чтобы мы проснулись и осознали то, что весь этот мир двойственности, весь этот мир чувств и объектов чувств настолько далек от настоящего состояния чистого сознания, чистого бытия.

#00:48:14#

брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄…[7]

Душа живет в ином мире. Поэтому мы должны понять, что это за мир, и получить свой опыт. Гуру Махарадж говорит: через внутренний анализ, заглянув внутрь себя, душа может обрести опыт откровения, получить откровение о том, какова она сама. И только тогда душа обретет должную уверенность, убежденность в том, что необходимо для того, чтобы попасть в высший мир. Он сказал: «Иначе наше движение вперед будет словно из-под палки, нехотя». Мы теоретически ухватываем какие-то идеи, говорим: «Да, какие чудесные идеи. Ну, попробую-ка я стремиться к этому». Но он сказал: «Но это движение вперед через силу». Всегда остаются какие-то сомнения, подозрения. Но когда душа, заглянув внутрь себя, увидит хотя бы мельком свое подлинное «я» в измерении сознания, тогда наше развитие станет настоящим. И мы осознаем, что все в этом мире, как сказал Гуру Махарадж, превратится в мусор. Все, что связано с чувствами, с телом, вокруг чего вертится вся наша жизнь, Гуру Махарадж сказал, все это становится не более ценным, чем мусор, для того, кто осознал подлинную ценность души. Это настолько чудесно, настолько прекрасно, настолько сияюще. Настолько ярок даже отблеск того, кем мы являемся, будучи всего лишь крошечной частицей.

#00:50:20#

Поэтому Гуру Махарадж сказал: «Духовный человек направляется в духовный мир за духовным осознанием». Мы не можем забрать эти [бренные] тела на Голоку. Мы должны очиститься от представления о себе. И это очень глубоко запрограммировано в нашей психике. Шаблоны нейронов в нашем мозгу словно запрограммированы принимать эту «машину» [тело] за себя. Но в чем красота сознания Кришны? Что, даже оставаясь в матрице, наши Гуру раскрыли нам, что это смутное бытие, неясное бытие, поскольку оно основано на реальности. Поэтому, даже находясь в этом мире иллюзии, наши Гуру дают нам различные способы, с помощью которых мы можем помнить о высшем мире, находиться в осознании высшего первоисточника. Поэтому Кришна в Бхагавад-гите говорит во многих местах: «Я есть свет солнца. Я жар огня, свет луны, сладкий аромат земли. Из всех великих водоемов я мировой океан. Я есть талант в человеке. Я сила сильного, разум разумного»[8]. [Кришна есть] все в этом мире, что вы можете счесть удивительным. Кришна говорит: «Это все от Меня. Это все искры Моего безграничного величия[9]. А вы играете в мире тени. Поэтому возвращайтесь в реальный мир». В изначальный прототип, прообраз.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




1  Ш́рӣ кр̣ш̣н̣а чаитанйа прабху дойа̄ коро море / тома̄ бина̄ ке дойа̄лу джагата ма̄джха̄ре — «Господь Шри Кришна Чайтанья, молю, даруй мне Свою милость! Во всем творении нет никого милосерднее Тебя» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Саварана-Шри-Гаура-пада-падме прартхана», 1).

2  «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

3  «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

4  «Высшим занятием для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному служению в преданности трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

5  Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Вилапа-кусуманджали», 18.

6  «Даже сотни и тысячи жизней в благочестивой деятельности не могут дать чистого служения из преданности в сознании Кришны. Его можно достичь лишь одной ценой — сильной жаждой обрести его. Если где-то можно получить его, человек должен без промедления приобрести его» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

7  Брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄, на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати / самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у, мад-бхактим̇ лабхате пара̄м — «Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).

8  В седьмой главе Бхагавад-гиты приводятся следующие признания Шри Кришны:

расо ’хам апсу каунтейа,
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у,
ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у

«Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (7.8);

пун̣йо гандхах̣ пр̣тхивйа̄м̇ ча,
таджаш́ ча̄сми вибха̄васау
джӣванам̇ сарва-бхӯтеш̣у,
тапаш́ ча̄сми тапасвиш̣у

«Я чистый аромат земли, жар пламени, энергия жизни во всех существах, Я сила воли в аскетах» (7.9).

9  Йад йад вибхӯтимат саттвам̇, ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄ / тат тад эва̄вагаччха твам̇, мама теджо ’м̇ш́а-самбхавам — «Знай, что любое богатство, красота и слава — лишь отблеск Моего великолепия» (Бхагавад-гита, 10.41).




←  «Имя Шримати Радхарани». Шрила Б. Р. Шридхар Дев-Госвами Махарадж. 11 февраля 1983 года. Навадвипа Дхама, Индия ·• Архив новостей •· «Мистерия звука». Манас Кришна Прабху. 20 сентября 2012 года. Томск. Программа в КЗ «Аэлита»  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 37.8 МБ)

Russian

Манас Кришна Прабху

День явления Шри Лалиты Деви

(22 сентября 2012 года. Томск)

 

Манас Кришна Прабху. Вчера мы немножко говорили об этом настроении, особом настроении тех, кто следует [за духовными наставниками] в линии Рупы Госвами. Мы знаем, что сегодня очень особенный день, день явления Шримати Лалиты Деви. Мы многое слышали от наших божественных учителей о славе Лалиты Деви. Мы понимаем, что наши ачарьи питают особую нежность, особую привязанность особенно к Лалите Деви. Вечером мы поем: ш́рӣ кр̣ш̣н̣а чаитанйа прабху дойа̄ коро море[1]. Когда Кришна нисходит вместе со Своею божественной обителью, то, нисходя, Он берет с Собой всех Своих божественных спутников, паршадов. В данном случае, когда описывается божественное нисхождение Махапрабху в этот мир, то есть, когда Кришна нисходит в этот мир, чтобы явить Свои божественные игры, то вместе с Ним нисходят Его дхама, Его паршады, Его спутники, святая обитель.

#00:02:18#

Кришна-лила вечно проявляет себя, она вечно продолжается. Но в лиле Махапрабху, мы знаем, что близкие спутники Махапрабху явили, что Лалита Деви — это сам Сварупа Дамодар Госвами. Он был проявлением Лалиты Деви. И мы видим, что в последние двенадцать лет проявленных игр Махапрабху — кто был ближе всех к Махапрабху в гамбхира-лиле? Это Гададхар Пандит, которого иногда называют вторым «я» Радхарани в каком-то смысле, то есть Радхарани, у которой забрали Ее сердце и сияние. Иногда описывается так, что то, что осталось, это стало Шри Гададхаром Пандитом. Радхарани, которая ищет Себя, которая хочет получить Себя обратно от Кришны. Поэтому Гададхар Пандит был привязан к Махапрабху особенным образом, зная [в настроении Шримати Радхарани]: «Это Мой возлюбленный Кришна, который забрал Мое сердце, забрал Мое сияние». Поэтому Гададхар Пандит в особой степени зависит от Махапрабху. И так же [зависит от Махапрабху] Сварупа Дамодар Госвами, которого называют проявлением Лалиты Деви, воплощением Лалиты Деви.

#00:04:22#

Итак, когда Кришна, представ как Махапрабху, погружается в глубины чувств Своей возлюбленной Шримати Радхарани, то есть [пребывает] в разлуке с Собою, наслаждаясь собственным экстазом, но через Ее восприятие. В кришна-лиле, когда Радхарани погружается в глубины разлуки с Кришной, мы знаем, что Лалита Деви, будучи самой близкой помощницей, самой доверенной подружкой Радхарани, она лучше, чем кто-либо еще, знает, как утешить Радхарани, как поддержать Ее, когда Она страдает от разлуки с Кришной. Она — главная советчица Шримати Радхарани. От нашего Гурудева мы знаем, что она — предводительница всего служения, всех служанок Радхарани, она — госпожа всех служанок. И когда Кришна в форме Махапрабху погружается в глубины випраламбхи, разлуки с Кришной, то кто лучше всего знает, как успокоить Махапрабху, как помочь Ему, когда Он погружается в это настроение? Ведь сам Махапрабху в это время совершенно поглощен настроением Радхарани, Он переживает разлуку с Кришной. И не кто иной, как Сварупа Дамодар, способен на это.

#00:06:40#

Поэтому нектаром кришна-лилы, нектаром хари-катхи, Сварупа Дамодар дает этот нектар Махапрабху для того, чтобы облегчить огонь Его разлуки с Кришной, успокоить Его. Чтобы иногда помочь Ему, иногда успокоить Его, в соответствии с различными волнами, которыми движется маха-бхава, внутреннее настроение Махапрабху. Итак, Сварупа Дамодар был наиболее опытен в умении прочесть наиболее уместную шлоку, наиболее уместную песню для того, чтобы Махапрабху еще в большей степени погрузился в смакование собственной божественной лилы. А Лалита Деви занимает особое место в сердце Радхарани. В «Чаритамрите» описано, что на самом деле все гопи, включая восемь главных сакхи, Лалита Деви — предводительница этих восьми сакхи, восьми главных подружек Шримати Радхарани. Но на самом деле все эти восемь главных подружек — это экспансии служения Радхарани. Они — проявления различных аспектов божественного настроения любовного служения Шримати Радхарани, различные проявления самой Радхарани.

#00:08:28#

У Лалиты Деви очень интересное настроение служения. Шрила Рупа Госвами в одном стихе описывает его таким образом, и каждый раз в этот день [Лалита-саптами] наши Гуру читали эту шлоку, написанную Рупой Госвами, где выражена крайняя природа, экстремальная природа служения Лалиты Деви, ее настроения:

#00:08:55#

ра̄дха̄-мукунда-пада-самбхава-гхармабинду-,
нирман̃чанопакаран̣е кр̣та-деха-лакш̣йа̄м
уттун̇га-саухр̣да-виш́еш̣а-ваш́а̄т прагалбдха̄м,
девӣм̇ гун̣аих̣ сулалита̄м̇ лалита̄м̇ нама̄ми[2]

Шрила Гурудев описывает, что в этом стихе, в этих строках описаны гуны, качества, Лалиты Деви, их выражает Рупа Госвами. Она наделена всеми благими качествами. Все чудесные качества божественной женской природы заключены в Лалите Деви. Она самый главный фанат служения Шримати Радхарани. Это выражение самого Шрилы Гурудева.

#00:10:22#

В этом стихе сказано, что Шримати Лалита Деви в своем служении Радхе-Говинде в Их вечных играх, нитья-лиле, видит каплю пота на божественных стопах кого-либо из божественной четы. Если появляется хоть капля пота, то настроение Лалиты Деви таково, что она готова родиться сто тысяч раз в одно мгновение, лишь бы удалить эту каплю пота. Вот такого рода сила есть в ее готовности, в готовности принять и оставить тело сто тысяч раз, лишь бы удалить малейшее беспокойство, какое только может возникнуть в играх божественной четы Радхи-Говинды. Какого рода сила есть в ее служении божественной чете! Шрила Гурудев часто смаковал эту шлоку и описывал настроение Лалиты Деви. Он сказал, что такого рода исключительная преданность свойственна ей, в особенности по отношению к Шримати Радхарани. В играх Радхи-Кришны она испытывает так называемую вамья-бхаву, что означает настроение противостояния.

#00:12:17#

То есть, если Кришна плохо обходится с Радхарани, то Лалита ругает Кришну, она имеет право на это. Она может ругать самого Кришну: «Ты что натворил!» Также иногда и Радхарани. Иногда Радхарани в Их божественной игре может быть... Может быть, Лалита Деви замечает, что Радхарани в Своих отношениях с Кришной... Так или иначе она также иногда ругает саму Шримати Радхарани, дает Ей советы, указывает, как поступить лучше. Она занимает особое положение. Как говорит Шрила Гурудев, она наша предводительница. Ее группа, группа Лалиты Деви, — это группа манджари во главе со Шри Рупой. Когда мы были однажды с Гурудевом во Вриндаване, в то время здоровье его было не очень устойчиво, и он не каждый день давал даршаны. Однажды он всех позвал к себе утром на даршан. Каждое утро мы ждали: может быть будет даршан, может быть нет. Но в тот день у Гурудева были силы, поэтому он позвал, чтобы все поднялись к нему. Мы все были очень рады этой возможности, пришли. И Гурудев начал говорить об очень высоких вещах, описывая реальную природу Вриндаван-дхамы.

#00:14:16#

[Он говорил] о том, что очень редко мы слышали из сладостных уст Шрилы Гурудева. Это было, как будто он пребывал в другом мире, он просто описывал все, как он видит в том мире. Он выражал свое желание: «Скоро я хочу отправиться на Говардхан. Там находится наше вечное прибежище у лотосоподобных стоп Говардхана». И он начал рассказывать, каково высочайшее предназначение нашего божественного служения под руководством Шри Рупы, главы самых молодых служанок среди браджа-гопи, которых в целом контролирует Лалита Деви. Он говорил: «Каждый вечер мы будем принимать прибежище у лотосоподобных стоп Говардхана, отдыхать там в тени Говардхана. Потом рано-рано утром мы будем вставать». И, как мы упоминали вчера, браджа-гопи украшают себя только ради служения Радхе-Говинде, только ради Их счастья. В их действиях нет даже намека на отдельный интерес. Единственное, чего они хотят, — это то, чего хотят Радха-Говинда. Они хотят только отдавать Им, давать все, что необходимо божественным играм Радхи-Говинды.

#00:16:16#

Шрила Гурудев, обсуждая подобные вещи, как и Шрила Гуру Махарадж, всегда говорил, что подобные вещи намного выше нашего нынешнего положения. Поскольку сейчас мы обладаем материальным телом, нам не следует слишком глубоко погружаться в эти вещи, потому что есть опасность ложного понимания, ложного представления. Мы можем ложно представить, мы можем окрашивать эти реалии своими мирскими предрассудками, материалистичными склонностями. Но Гурудев сказал, что все же такова наша цель в жизни. Поэтому мы должны поклоняться тому миру, мы должны обращать свои взоры к тому миру. И мы должны слушать о том мире от тех, кто квалифицирован, то есть от наших божественных учителей. И вот мы слышали от нашего Гурудева о Говардхане, о нашем вечном предназначении в служении. Итак, Гурудев рассказывал, что рано утром, одевшись, мы будем отправляться на Кусум-саровар, чтобы набрать там цветов, чтобы сделать гирлянды и необходимые украшения, подготовиться к дневному служению. Затем во главе со Шри Рупой мы направляемся к Радха-кунде, где божественная чета являет Свои божественные игры. И, говоря о Радха-кунде, мы слышали многое от наших учителей, от Шрилы Гуру Махараджа об этом божественном месте.

#00:18:16#

На самом деле Гурудев даже сказал: «Я слышал многое от нашего духовного учителя о Радха-кунде. И, — сказал он, — несомненно, об этих вещах очень хорошо слушать, но не хорошо [о них] рассказывать». Он выдержал паузу. Он сказал: «Несомненно, об этом хорошо слушать». И все чуть со стульев не подпрыгнули, потому что никогда не слышали столь много от Гурудева об этих вещах. И он продолжил. Он посмотрел, оглядел всех нас, и, увидев, каков наш адхикар, чтобы слушать о таких вещах, он сказал: «Об этом хорошо слушать, но не хорошо рассказывать». Шрила Гурудев питал особую любовь к божественному месту явления Лалиты Деви, Унча-гаон. Это место очень близко к Варшане, к божественному месту явления Шримати Радхарани. Из Унча-гаона виден божественный дворец Вришабхана Махараджа на холме. Поодаль, но все же в пределах видимости. Шрила Гурудев рассказывал нам [о том времени], когда он был юным брахмачари: «Шрила Гуру Махарадж водил меня по Вриндавану. Там, во Вриндаване, были только я и Гуру Махарадж». Очень близкое общение с Гуру Махараджем. Гуру Махарадж отвел Гурудева в различные места нитья-лилы, вечных игр Радхи-Говинды и Их вечных спутников и спутниц.

#00:20:29#

И он [Шрила Говинда Махарадж] сказал, что из всех мест, где они побывали, Лалита-бари, дом Лалиты [Деви], оставил, пожалуй, особый отпечаток в нем. Он говорил об этом не часто. Я только раз слышал, как Гурудев раскрыл, что он почувствовал в этом месте. Было нечто очень мистическое и загадочное в этом описании. Он наблюдал за танцовщицами, за девушками, которые танцевали. И он не сказал ничего более. Но он сказал: «Это оставило столь глубокий отпечаток, что я никогда не возвращался в то место, потому что не хотел испортить то воспоминание о Лалита-бари». Поэтому, когда мы отправлялись туда, сам Гурудев не отправлялся в Лалита-бари. Госвами Махарадж один раз сделал своеобразный намек или указание, что у Шрилы Гурудева была особая связь с Лалитой Деви. Мы видели, что настроение служения Гурудева Шриле Гуру Махараджу олицетворяло именно такого рода интенсивность служения, поскольку он был предводителем всей группы служителей Шриле Гуру Махараджу.

#00:22:27#

[Итак], однажды Госвами Махарадж дал некоторые намеки на то, что он думает о Шриле Гурудеве и о его связи со Шримати Лалитой Деви. Мы знаем, что Шрила Гурудев в разных местах, в различных случаях являл о положении самого Шрилы Гуру Махараджа. В «Божественном руководстве», в особенности там Шрила Гурудев упоминает, что Шрила Гуру Махарадж неотличен от Шри Рупы, от Шри Рупы Манджари. Это очень-очень высокие предметы, нам не следует размышлять об этом, но эти вещи были явлены по их божественной милости. Однажды я был со Шрилой Гурудевом в Навадвипе, и он сказал... Там была небольшая группа людей, это было тихое время, вечером. Гурудев сказал: «Я вижу моего Гуру Махараджа, я вижу, что он — это сама Шримати Радхарани». Можно сказать, что ученики могут по-разному воспринимать своего Гуру, в соответствии с глубиной своего прозрения, своего откровения, что они получают о божественном положении своего учителя.

#00:24:24#

Это не вопрос предположений и теоретизирований, это должно быть явлено. Как подзаголовок книги «Гаудия-даршан», которую издал Сиддханти Махарадж, там сказано: «Откровение, а не предположение». Нам невероятно повезло, что мы получили хотя бы какую-то связь с этой линией, что нисходит из самой сердцевины сада прекрасной реальности. Под руководством предводителя нашей группы, нашего Гурудева, мы смиренно стремимся служить тому божественному миру Голоки Вриндавана.

#00:25:28#

ма̄тала хари-джана кӣртане-ран̇ге
пӯджала ра̄га-патха гаурава-бхан̇ге[3]

И как Сарасвати Тхакур и Шрила Гуру Махарадж всегда напоминали нам об этом, что через гаура-лилу мы можем безопасно прийти к кришна-лиле. Мы поклоняемся тому миру с некоторого расстояния, поклоняемся процессом шраванам и киртанам, слушанием и воспеванием. А еще мы слышали от Шрилы Гуру Махараджа, что Лалита Деви ходит по улицам Вриндавана и агитирует за служение Шримати Радхарани. Как, например, одно из моих служений в Австралии, когда я был моложе, заключалось в том, чтобы ходить по улицам и просить людей сделать пожертвования для храма. Человек просто идет по улице, а я встаю прямо у него на дороге и говорю: «Хотите сделать пожертвование для храма?» И многие люди просто проходили мимо, а кто-то давал какие-то деньги. Иногда спрашивали: «А чем вы занимаетесь? Что у вас за дело? Мне нужно убедиться, что это за дело. Потому что есть столько много хороших дел, на которые можно пожертвовать свои деньги. Почему стоит отдать свои деньги именно сюда?» И я старался убедить их в том, что это правильный выбор. Это было очень сложное служение.

#00:27:18#

Итак, в божественной лиле, в группе служанок Шримати Радхарани Лалита Деви иногда идет на улицы Вриндавана агитировать и говорит: «Идите, приходите к нам и служите моей госпоже!» Она старается набрать еще больше энергии для служения Радхарани, задействовать еще больше служителей в божественном служении Шримати Радхарани. Однажды какой-то преданный спросил Шрилу Гуру Махараджа: «Будет ли слишком дерзко с нашей стороны стремиться к такого рода связи, к такого рода служению в столь высоком-высоком мире?» Ведь это мадхура-раса. Гуру Махарадж говорит, что Лалита Деви агитирует за служение Шримати Радхарани в мадхура-расе. Это высочайшее из всех высочайших вещей во всей реальности. Это то, что происходит за закрытыми дверьми во внутренних покоях вечной экстатической лилы самого Господа. Кто такой я? Кто такие мы, чтобы сметь обратиться к этому? Поэтому один из преданных спросил, не слишком ли дерзко для нас даже надеяться стремиться к этому. И Гуру Махарадж погрузился в размышления, стал очень серьезен, как всегда, но в тот раз в еще большей степени. Какое-то время спустя он ответил: «Это неизбежно».

#00:29:15#

Ахаитукй апратихата̄. Уникальное объяснение этих слов Гуру Махараджем. Ахаитукй апратихата̄ обычно переводится как «беспричинная и непрерывная преданность».

са ваи пум̇са̄м̇ паро дхармо, йато бхактир адхокш̣адже
ахаитукй апратихата̄, йайа̄тма̄ супрасӣдати[4]

Такова природа чистой преданности, что у нее нет причин, нет никаких причин, нет особенного происхождения причины, она сама по себе причина. Ничто не может вызвать это чистое служение, кроме самого служения. Бхакти может породить бхакти. Только бхакти может дать бхакти. Поэтому Гуру Махарадж говорит: «От огня одной свечи можно зажечь другую». Любовь — это такая субстанция. Беспричинная и непрерывная. Апратихата̄ обычно переводится как «неостановимая», ничто не может ее [преданность Богу] остановить, препятствовать [ей]. Но уникальный перевод Гуру Махараджа — «беспричинная и неудержимая». [Ей] нельзя сопротивляться. Таким образом, Шрила Гуру Махарадж сказал: «Наше стремление служить в том мире неизбежно. Неизбежно наше устремление должно быть направлено туда».

#00:31:17#

Но как Рагхунатх Дас Госвами сказал, будучи прайоджана-таттва ачарьей:

сакхйа̄йа те мама намо ’сту намо ’сту нитйам̇
да̄сйа̄йа те мама расо ’сту расо ’сту сатйам[5]

Скороговорка прямо. Рагхунатх Дас Госвами говорит: «Мое стремление — оставаться дасом, в дасья-расе. Позвольте мне остаться в дасья-расе, быть лишь слугой. Но только если более высокие слуги почувствуют потребность, увидят необходимость, решат, что я достоин более высокого служения, лишь по их воле они сами заберут меня туда и займут меня более высоким служением. Все остается в их божественной воле, их желанием». Итак, Кавирадж Госвами неизбежно заканчивает каждую главу «Чайтанья-чаритамриты»:

ш́ри-рӯпа-рагхуна̄тха-паде йа̄ра а̄ш́а̄
чаитанйа-чарита̄мр̣та кахе кр̣ш̣н̣ада̄са

«Молясь у лотосоподобных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатха, я завершаю эту „Чайтанью-чаритамриту“». Потому что Шри Рупа и Рагхунатх — это главные, ключевые служители Лалиты Деви.

#00:33:00#

Преданная. Я хотела спросить на эту тему. Мы поспорили с преданными, потому что ничего об этом не знаем. Так или иначе встал вопрос, может ли джива, любая джива стать гопи?

Манас Кришна Прабху. Давайте от обратного. Если бы это было не так, то с чего бы нашим Гуру рассказывать нам хоть что-то об этом? Тогда это было бы бессмысленно. Шрила Гуру Махарадж сказал: «Махапрабху пришел в этот мир». Однажды кто-то спросил его, почему Махапрабху дал высочайшее самым низким? Мы настолько недостойны. Почему Он дал нам нечто столь высокое? И Гуру Махарадж ответил: «Махапрабху должен дать то, что Он сам считает драгоценностью. То, что сам Кришна считает драгоценностью. Он может дать только это, когда Он предстает как Махапрабху. У Махапрабху есть золото. И что, имея золото, Он будет раздавать камешки или стекляшки людям? Нет. Имея золото, Он будет раздавать людям самое ценное — золото». Джива-шакти, как сказал Гуру Махарадж, — это шакти в нищете. И, будучи таковой, она способна обогатиться высшей энергией, энергией самоотдачи, самопосвящения. Та энергия называется чит-шакти.

#00:35:15#

Джива, соприкасаясь со служителем из чит-шакти, может быть наделена такого рода склонностью к самоотдаче. Золотое тело может быть дано дживе, даровано ей по милости служанок Лалиты Деви. Шрила Гурудев в особенности в этот день рассказывал, что [это возможно] по милости Лалиты Деви, чье настроение в чем-то похоже на настроение Нитьянанды Прабху, сказал он, ее настроение очень открытое, очень великодушное, очень милостивое, очень сострадательное. Она хочет, чтобы в служении ее госпоже нашлось место каждому, в служении Шримати Радхарани. Поэтому по ее милости и по милости ее служанок джива может реализовать свой потенциал в наивысшей степени. В своей сварупе, в своем божественном теле, предназначенном для служения, но только по милости тех, кто из той страны [духовного мира]. По природе своей — нет, мы не предназначены для этого. Так же как вода по природе своей — это H2O. Два атома водорода и один атом кислорода. Но, соприкасаясь с солнцем, вода, будучи одного рода веществом, может преобразиться в нечто более тонкое. Может превратиться в газ.

#00:37:37#

Подобным же образом, как [это изображено] на логотипе нашего Матха, солнце светит; есть лотос; лотос, соприкасаясь с солнцем, может обрести питание, но только если лотос примет безопасное прибежище Шри Гуру и его милость. Приняв это прибежище, этот лотос, находясь в водах Шри Гуру, будет цвести под солнцем Кришны. И так же джива будет преображена, соприкоснувшись с высшим служением. Все заключается в общении, в том, чтобы соприкоснуться [с высшим]. Только благодаря нашим Гуру мы хоть какую-то информацию почерпнули о том мире, о том, что вообще там происходит, в духовном мире. Даже о Вайкунтхе мы знаем только от них, что уж говорить о Голоке? Что уж говорить о сакхья-расе, ватсалье-расе, что уж говорить о мадхурья-расе? Поэтому по их милости это может стать реальностью. И, как сказал Гуру Махарадж: соприкасаясь с такими служителями с той стороны, мы не можем сами не почувствовать стремления к этому. Благодаря силе этого стремления, как это явил сам Рупа Госвами:

#00:39:22#

кр̣ш̣н̣а-бхакти-раса-бха̄вита̄ матих̣,
крӣйата̄м̇ йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мӯлйам экалам̇,
джанма-кот̣и-сукр̣таир на лабхйате[6]

Благодаря силе уникального стремления к этому служению, к тому миру служения, к тому наиболее интимному соприкосновению. Как сказал Гуру Махарадж, молитва преданного такова: «Я хочу, о мой Господь, наиболее близкой, наиболее тесной связи с Тобой, о мой Господь, когда каждый атом моего бытия будет целиком и полностью охвачен соответствующим атомом моего возлюбленного». Все это было явлено по милости тех слуг, которые агитируют, чтобы другие пришли в ту страну. И они возглавляются Лалитой Деви. На самом деле Гурудев говорит: «Шримати Радхарани — наша высшая госпожа. Она высочайшая среди всех повелительниц. Но на самом деле не Она впускает всех во Вриндаван, Она слишком занята в Своем служении». Как сказал однажды Гурудев о Кришне: «Вообще-то Гуру для ученика больше, чем Кришна. Потому что у Кришны столько других забот, Кришна слишком занят, Он играет с друзьями, у Него особо времени нет. Но когда Он приходит в облике моего гуру, то Он лично заботится обо мне, ведет меня должным образом».

#00:41:33#

Поэтому для ученика Гуру больше, чем Кришна. Также Гурудев говорит о более высоком мире: «У Радхарани нет времени, Она слишком занята в Своем служении, поэтому Шримати Лалита Деви дает другим возможность служить Шримати Радхарани, она впускает в этот мир служения, она и ее помощницы, которых возглавляет Шри Рупа». Поэтому наша сампрадая называется рупануга-сампрадая. Махапрабху указывал, что наше служение будет проходить через этот канал.

#00:42:20#

Преданная. Ходят слухи, что наш Гурудев — это сама Лалита Деви.

Манас Кришна Прабху. Как я уже говорил, Шрила Госвами Махарадж делал намеки в эту сторону в разных случаях. Я не набрался бы дерзости, чтобы строить свои предположения на эту тему. Но какие-то чувства у преданных могут быть. Какое-то чувство, переживание может родиться в их сердце. Это нечто очень личное. Но, можно сказать, что указания на то есть. Но самое важное для нас, ведь на самом деле мы сейчас не знаем, кто есть кто и что есть что, поэтому Гурудев всегда подчеркивал — прежде всего мы должны прийти к миру самоотдачи. До того мы более или менее плаваем в грязи заблуждений, мира заблуждений. [Необходимо] достичь уровня ништхи, когда двадцать четыре часа в сутки мы устойчиво заняты в преданности. Необходимо дойти до этой устойчивости прежде того, чтобы хоть что-то понять по-настоящему. Как мы уже говорили вчера, есть гьяна, а есть вигьяна. Одно дело — знание. Бхагават-айшварья-гьяна — что-то знать о высочайшей реальности, о великолепии Кришны. Но вигьяна — осознать это по-настоящему, вот это нам требуется.

#00:44:32#

Настоящие чувства, настоящее осознание — вот что нам нужно. В какой-то период времени Гурудев в Калькутте каждый день приходил, давал даршаны, может быть на протяжении недели или двух недель. На каждой лекции он снова и снова возвращался к одному моменту, что нам необходимо стать чистыми, мы должны стать чистыми. Он повторял это снова и снова: «Мы должны стать чистыми, очиститься от материального „я“». Это не означает, что надо пойти и помыться и все отмыть.

Преданная. Но и это тоже.

Манас Кришна Прабху. И это тоже. Чистота сродни божественности. Но и внутренняя и внешняя чистота — и то, и то необходимо. Шрила Гурудев подчеркивал, что необходимо очиститься от материального «я», от представления о себе как о совокупности накопленных предрассудков. Как говорил Гуру Махарадж, [необходимо разрубить] этот узел эго, узел, что связывает дух, чистую душу, привязывает ее к материи. Это «я», это представление о себе, корень всего, сам корень нашего материального бытия, необходимо разрубить этот узел. Необходимо очистить это, вычистить.

#00:46:22#

Когда мы ложимся спать ночью, мы совершенно забываем о нашей жизни, кто мы в этом мире, чем мы живем. Мы словно переносимся в другое измерение. Что, мы на Кришна-локу в это время отправляемся? Я — нет, о других не знаю. Гурудев сказал: «То, что мы называем пробужденностью, состоянием не-сна, на самом деле это состояние дальше от подлинного состояния души, нежели глубокий сон». То, что нам кажется пробужденностью, на самом деле дальше от подлинного состояния нашей души, чем когда мы находимся в глубоком сне без сновидений. И мы говорим: «Ух ты, здорово! Пойдемте спать, будем спать и станем освобожденными!» К сожалению, это не сработает.

Преданный. Пойду, приближусь к духовному.

Манас Кришна Прабху. Верно. Нидра-йога. Но что говорил Шрила Гуру Махарадж этим? Он хотел, чтобы мы проснулись и осознали то, что весь этот мир двойственности, весь этот мир чувств и объектов чувств настолько далек от настоящего состояния чистого сознания, чистого бытия.

#00:48:14#

брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄…[7]

Душа живет в ином мире. Поэтому мы должны понять, что это за мир, и получить свой опыт. Гуру Махарадж говорит: через внутренний анализ, заглянув внутрь себя, душа может обрести опыт откровения, получить откровение о том, какова она сама. И только тогда душа обретет должную уверенность, убежденность в том, что необходимо для того, чтобы попасть в высший мир. Он сказал: «Иначе наше движение вперед будет словно из-под палки, нехотя». Мы теоретически ухватываем какие-то идеи, говорим: «Да, какие чудесные идеи. Ну, попробую-ка я стремиться к этому». Но он сказал: «Но это движение вперед через силу». Всегда остаются какие-то сомнения, подозрения. Но когда душа, заглянув внутрь себя, увидит хотя бы мельком свое подлинное «я» в измерении сознания, тогда наше развитие станет настоящим. И мы осознаем, что все в этом мире, как сказал Гуру Махарадж, превратится в мусор. Все, что связано с чувствами, с телом, вокруг чего вертится вся наша жизнь, Гуру Махарадж сказал, все это становится не более ценным, чем мусор, для того, кто осознал подлинную ценность души. Это настолько чудесно, настолько прекрасно, настолько сияюще. Настолько ярок даже отблеск того, кем мы являемся, будучи всего лишь крошечной частицей.

#00:50:20#

Поэтому Гуру Махарадж сказал: «Духовный человек направляется в духовный мир за духовным осознанием». Мы не можем забрать эти [бренные] тела на Голоку. Мы должны очиститься от представления о себе. И это очень глубоко запрограммировано в нашей психике. Шаблоны нейронов в нашем мозгу словно запрограммированы принимать эту «машину» [тело] за себя. Но в чем красота сознания Кришны? Что, даже оставаясь в матрице, наши Гуру раскрыли нам, что это смутное бытие, неясное бытие, поскольку оно основано на реальности. Поэтому, даже находясь в этом мире иллюзии, наши Гуру дают нам различные способы, с помощью которых мы можем помнить о высшем мире, находиться в осознании высшего первоисточника. Поэтому Кришна в Бхагавад-гите говорит во многих местах: «Я есть свет солнца. Я жар огня, свет луны, сладкий аромат земли. Из всех великих водоемов я мировой океан. Я есть талант в человеке. Я сила сильного, разум разумного»[8]. [Кришна есть] все в этом мире, что вы можете счесть удивительным. Кришна говорит: «Это все от Меня. Это все искры Моего безграничного величия[9]. А вы играете в мире тени. Поэтому возвращайтесь в реальный мир». В изначальный прототип, прообраз.

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас




[1] Ш́рӣ кр̣ш̣н̣а чаитанйа прабху дойа̄ коро море / тома̄ бина̄ ке дойа̄лу джагата ма̄джха̄ре — «Господь Шри Кришна Чайтанья, молю, даруй мне Свою милость! Во всем творении нет никого милосерднее Тебя» (Шрила Нароттам Дас Тхакур. «Саварана-Шри-Гаура-пада-падме прартхана», 1).

[2] «Я выражаю почтение гордой и независимой Шри Лалите Деви, украшенной множеством очаровательных, несравненных достоинств (сулалита̄м̇). Она в совершенстве владеет всеми видами искусств (лалита̄м̇), и потому ее служение всегда спонтанно. Она смахивает блестящие капельки пота с лотосоподобных стоп Шри Шри Радхи и Кришны, когда Они встречаются наедине в рощах, и все время поглощена самой возвышенной саухр̣да-расой: она всю себя отдает тому, чтобы исполнить сокровенные желания своей дорогой подруги Шримати Радхики» (Шрила Рупа Госвами. «Лалита-аштака», 1).

[3] «Мы будем поклоняться рага-марге, безраздельной и самоотверженной преданности Богу, как идеалу с глубочайшим почтением, всегда совершая киртан в обществе истинных преданных» (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

[4] «Высшим занятием для всех людей является такое занятие, с помощью которого они могут прийти к любовному служению в преданности трансцендентному Господу. Чтобы полностью удовлетворить душу, такое служение должно быть бескорыстным и непрерывным» («Шримад-Бхагаватам», 1.2.6).

[5] Шрила Рагхунатх Дас Госвами. «Вилапа-кусуманджали», 18.

[6] «Даже сотни и тысячи жизней в благочестивой деятельности не могут дать чистого служения из преданности в сознании Кришны. Его можно достичь лишь одной ценой — сильной жаждой обрести его. Если где-то можно получить его, человек должен без промедления приобрести его» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.70).

[7] Брахма-бхутах̣ прасанна̄тма̄, на ш́очати на ка̄н̇кш̣ати / самах̣ сарвеш̣у бхӯтеш̣у, мад-бхактим̇ лабхате пара̄м — «Чистосердечная и самоудовлетворенная душа, постигшая свою божественную природу, не скорбит ни о чем и ничего не желает. Рассматривая равно все живые существа, она постепенно достигает высшей преданности Мне» (Бхагавад-гита, 18.54).

[8] В седьмой главе Бхагавад-гиты приводятся следующие признания Шри Кришны:

расо ’хам апсу каунтейа,
прабха̄сми ш́аш́и-сӯрйайох̣
пран̣авах̣ сарва-ведеш̣у,
ш́абдах̣ кхе пауруш̣ам нр̣ш̣у

«Сын Кунти, Я вкус воды, свет луны и солнца. Я изначальный звук Ом, источник Вед. Как звук Я присутствую в пространстве и как талант — в человеке» (7.8);

пун̣йо гандхах̣ пр̣тхивйа̄м̇ ча,
таджаш́ ча̄сми вибха̄васау
джӣванам̇ сарва-бхӯтеш̣у,
тапаш́ ча̄сми тапасвиш̣у

«Я чистый аромат земли, жар пламени, энергия жизни во всех существах, Я сила воли в аскетах» (7.9).

[9] Йад йад вибхӯтимат саттвам̇, ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄ / тат тад эва̄вагаччха твам̇, мама теджо ’м̇ш́а-самбхавам — «Знай, что любое богатство, красота и слава — лишь отблеск Моего великолепия» (Бхагавад-гита, 10.41).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования