«Природа рага-бхакти — спонтанной любви к Господу». Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 25 июля 2011 года. Москва, Кисельный



скачать (формат MP3, 11.27M)

Содержание лекции:

Шрила Гурудев рассказывал историю об одном охотнике. До сих пор в Индии можно увидеть простые весы, когда используются всего два плеча, две чаши, и они предназначены только лишь для того, чтобы сравнить вес двух предметов. Также вместе с этими весами используются камешки — большие или маленькие. Даже совсем недавно я был в Индии и видел, как продавцы, продавая манго, докладывают небольшие камешки, чтобы уравновесить весы, но докладывают всегда в вашу пользу. Но в этой истории речь идет об охотнике, который на своих весах взвешивал мясо, а в качестве гири для взвешивания мяса использовал священный камень — Шалаграм-шилу.

Однажды мимо проходил брамин. Он увидел, что делает этот охотник, и сказал: «О Боже! Что вы делаете? Нельзя же так! Вы даже не представляете, какие ужасные последствия вас ожидают за подобный грех. Пожалуйста, прошу вас, прекратите. Пожалуйста, отдайте этот камень мне».

Так этот брамин забрал камень к себе домой, провел церемонию очищения, поливая его молоком и гхи, поклоняясь ему с использованием 16 и 64 параферналий. Затем поместил Шалаграм-шилу на особый трон, начал проводить арати и почувствовал большое облегчение, думая при этом о том, что и тот глупый охотник, наверное, обретет от этого благо. Но той же ночью к этому брамину во сне явился Господь, Божество этого камня, сам Шалаграм, и сказал: «Что ты наделал? Ты и представить себе не можешь, ты не понимаешь: тот, кого ты видишь охотником, — Мой великий преданный. У него есть огромная любовь и преданность Мне. Как счастлив Я был, качаясь на его весах, а ты забрал Меня оттуда! Ты не дал Мне дальше качаться на его весах. Пожалуйста, верни Меня назад к Моему преданному».

Так что же такое сознание Кришны? С одной точки зрения поведение этого охотника было предосудительным, присутствовала внешняя грязь, но Господа очаровывала его внутренняя чистота. Поэтому мы не хотим относиться к этому стереотипно, с предрассудками. И кто-то может, конечно, на это отреагировать так: «О, здорово! Значит, я пойду и немедленно начну нарушать принципы», но не в этом состоит путь рага-бхакт. В современном мире, особенно в умах некоторых западных людей, стремящихся к практике преданности, почему-то существует такая иллюзия, что рага-бхакта — это человек, который не следует никаким правилам и предписаниям, нарушающий все принципы, но при этом называющий себя преданным.

Но что сказано на самом деле о рага-бхактах — это что когда в их сердцах присутствует настоящая рага, стремление, когда в их сердце проявляется подлинная бхава, према, любовь, то в этом случае никакие правила или ограничения не могут остановить или воспрепятствовать проявлению этой любви. Нельзя сказать, что доказательством тому, что у меня в сердце существует верный, подлинный божественный поток, явится то, что я ничему не следую. Скорее, когда в сердце присутствует подлинная рага, то препятствовать потоку этой раги, любви, преданности, было бы трагедией, ведь это означало бы лишить Кришну того, что он любит больше всего. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами выражает послание Кришны, он пишет от первого лица, и Кришна говорит: «Когда проявлению любви и преданности в сердце преданного препятствует излишняя айшварья-гьяна, излишнее знание о Моей божественности, о Моем величии, то это огорчает Меня. Но что Меня радует —  это когда Мои друзья говорят Мне: "Мы с Тобой, думаю, вообще-то равны, и готов спорить, ручаюсь, что если мы с Тобой начнем драться, то я одержу верх. Или давай подеремся, посмотрим, кто победит два раза из трех"».

Иногда эти преданные побеждают Кришну и, будучи побежденным, Он несет их на Своих плечах. Такова сила преданности когда ограниченное катается на плечах у Безграничного, когда Безграничное побеждено ограниченным. Вот это доставляет Кришне радость. А еще Кришна говорит о Шримати Радхарани: «Когда Возлюбленная сердится на Меня, ругается на Меня, то это настолько мило, настолько очаровательно, что Ее брань, ругань отвлекают Меня от почтенных и благоговейных молитв, гимнов Вед. Насколько это красиво и очаровательно!»

Веды говорят Кришне: «Ты Верховный. У Тебя бесконечное количество воплощений. Ты спаситель мира. Ты нисходишь в этот мир снова и снова ради возвышения всех людей этого мира. Ты столь велик». Они прославляют Его как безумные. Они славят Его, славят и славят без конца. А Радхарани в Своей любви иногда сердится на Кришну. Когда Она чем-то обеспокоена, Она может так рассердиться на Кришну, что запрещает Ему даже входить в Ее кунджу и это пленяет ум Кришны.

Шрила Гурудев умел дать глубокие духовные наставления в казалось бы обычных житейских обстоятельствах, при этом добавляя определенный элемент юмора. И когда его здоровье стало сдавать, то его слуги, иногда, подавая прасад в присутствии Гурудева присутствующим гостям, санньяси, старались тайком проносить прасад, не показывая Гурудеву, раскладывая другим почетным гостям, поскольку знали, что по состоянию здоровья Гурудеву нельзя есть определенное блюдо, старались не расстраивать его.

Обычно, когда Гурудев принимает прасадам, то возникает тишина, никто не говорит. Но однажды, когда его слуги тайком раскладывали по другим тарелкам прасад, Гурудев начал петь одну песню. И обычно мы не просим его объяснять, потому что часто бывает, когда он не может сдержаться и начинает петь какую-либо экстатическую песню. Я посмотрел тогда на его лицо, пытаясь уловить намек, увидеть подсказку, следует ли мне сейчас спрашивать его о смысле этой песни или не следует. И мне показалось, что он хочет, чтобы я спросил, и я спросил: «Махарадж, скажите, о чем эта песня?» И тогда он начал выступать, он сказал: «О, это одна песня, что я знаю с самого детства. Радхарани в ней жалуется на Кришну. В чем состоит Ее жалоба? Она говорит: "Уже то плохо, что Кришна идет в дом к другой гопи. Но мало того, Он идет еще и не тайком, а прямо передо Мной, прямо по Моему двору". Радхарани стоит на балконе, а Кришна прямо перед Ней проходит, идя в дом к другой гопи».

Что пробудило в нем такие божественные воспоминания? Он имел в виду — «Уже то плохо, что они подают вам прасад, который мне есть нельзя». Но более того: «Они проносят этот прасад прямо передо мной». Благодаря этому мы можем многому научиться, но также мы можем понять, что это не типичные для него обстоятельства. Это, казалось бы, обычная ситуация, но качество сердца Гурудева, глубина его понимания такова, что даже, казалось бы, обычные события напоминают ему о глубочайших переживаниях, о глубочайших истинах. Вот это медитация, это называется Кришна-культура.

Джай Шрила Гурудев!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси

 



←  Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 26 мая 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 27 мая 2012 года. Лахта, Санкт-Петербург  →

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 11.8 МБ)

Содержание лекции:

Шрила Гурудев рассказывал историю об одном охотнике. До сих пор в Индии можно увидеть простые весы, когда используются всего два плеча, две чаши, и они предназначены только лишь для того, чтобы сравнить вес двух предметов. Также вместе с этими весами используются камешки — большие или маленькие. Даже совсем недавно я был в Индии и видел, как продавцы, продавая манго, докладывают небольшие камешки, чтобы уравновесить весы, но докладывают всегда в вашу пользу. Но в этой истории речь идет об охотнике, который на своих весах взвешивал мясо, а в качестве гири для взвешивания мяса использовал священный камень — Шалаграм-шилу.

Однажды мимо проходил брамин. Он увидел, что делает этот охотник, и сказал: «О Боже! Что вы делаете? Нельзя же так! Вы даже не представляете, какие ужасные последствия вас ожидают за подобный грех. Пожалуйста, прошу вас, прекратите. Пожалуйста, отдайте этот камень мне».

Так этот брамин забрал камень к себе домой, провел церемонию очищения, поливая его молоком и гхи, поклоняясь ему с использованием 16 и 64 параферналий. Затем поместил Шалаграм-шилу на особый трон, начал проводить арати и почувствовал большое облегчение, думая при этом о том, что и тот глупый охотник, наверное, обретет от этого благо. Но той же ночью к этому брамину во сне явился Господь, Божество этого камня, сам Шалаграм, и сказал: «Что ты наделал? Ты и представить себе не можешь, ты не понимаешь: тот, кого ты видишь охотником, — Мой великий преданный. У него есть огромная любовь и преданность Мне. Как счастлив Я был, качаясь на его весах, а ты забрал Меня оттуда! Ты не дал Мне дальше качаться на его весах. Пожалуйста, верни Меня назад к Моему преданному».

Так что же такое сознание Кришны? С одной точки зрения поведение этого охотника было предосудительным, присутствовала внешняя грязь, но Господа очаровывала его внутренняя чистота. Поэтому мы не хотим относиться к этому стереотипно, с предрассудками. И кто-то может, конечно, на это отреагировать так: «О, здорово! Значит, я пойду и немедленно начну нарушать принципы», но не в этом состоит путь рага-бхакт. В современном мире, особенно в умах некоторых западных людей, стремящихся к практике преданности, почему-то существует такая иллюзия, что рага-бхакта — это человек, который не следует никаким правилам и предписаниям, нарушающий все принципы, но при этом называющий себя преданным.

Но что сказано на самом деле о рага-бхактах — это что когда в их сердцах присутствует настоящая рага, стремление, когда в их сердце проявляется подлинная бхава, према, любовь, то в этом случае никакие правила или ограничения не могут остановить или воспрепятствовать проявлению этой любви. Нельзя сказать, что доказательством тому, что у меня в сердце существует верный, подлинный божественный поток, явится то, что я ничему не следую. Скорее, когда в сердце присутствует подлинная рага, то препятствовать потоку этой раги, любви, преданности, было бы трагедией, ведь это означало бы лишить Кришну того, что он любит больше всего. Поэтому Кришнадас Кавирадж Госвами выражает послание Кришны, он пишет от первого лица, и Кришна говорит: «Когда проявлению любви и преданности в сердце преданного препятствует излишняя айшварья-гьяна, излишнее знание о Моей божественности, о Моем величии, то это огорчает Меня. Но что Меня радует —  это когда Мои друзья говорят Мне: "Мы с Тобой, думаю, вообще-то равны, и готов спорить, ручаюсь, что если мы с Тобой начнем драться, то я одержу верх. Или давай подеремся, посмотрим, кто победит два раза из трех"».

Иногда эти преданные побеждают Кришну и, будучи побежденным, Он несет их на Своих плечах. Такова сила преданности когда ограниченное катается на плечах у Безграничного, когда Безграничное побеждено ограниченным. Вот это доставляет Кришне радость. А еще Кришна говорит о Шримати Радхарани: «Когда Возлюбленная сердится на Меня, ругается на Меня, то это настолько мило, настолько очаровательно, что Ее брань, ругань отвлекают Меня от почтенных и благоговейных молитв, гимнов Вед. Насколько это красиво и очаровательно!»

Веды говорят Кришне: «Ты Верховный. У Тебя бесконечное количество воплощений. Ты спаситель мира. Ты нисходишь в этот мир снова и снова ради возвышения всех людей этого мира. Ты столь велик». Они прославляют Его как безумные. Они славят Его, славят и славят без конца. А Радхарани в Своей любви иногда сердится на Кришну. Когда Она чем-то обеспокоена, Она может так рассердиться на Кришну, что запрещает Ему даже входить в Ее кунджу и это пленяет ум Кришны.

Шрила Гурудев умел дать глубокие духовные наставления в казалось бы обычных житейских обстоятельствах, при этом добавляя определенный элемент юмора. И когда его здоровье стало сдавать, то его слуги, иногда, подавая прасад в присутствии Гурудева присутствующим гостям, санньяси, старались тайком проносить прасад, не показывая Гурудеву, раскладывая другим почетным гостям, поскольку знали, что по состоянию здоровья Гурудеву нельзя есть определенное блюдо, старались не расстраивать его.

Обычно, когда Гурудев принимает прасадам, то возникает тишина, никто не говорит. Но однажды, когда его слуги тайком раскладывали по другим тарелкам прасад, Гурудев начал петь одну песню. И обычно мы не просим его объяснять, потому что часто бывает, когда он не может сдержаться и начинает петь какую-либо экстатическую песню. Я посмотрел тогда на его лицо, пытаясь уловить намек, увидеть подсказку, следует ли мне сейчас спрашивать его о смысле этой песни или не следует. И мне показалось, что он хочет, чтобы я спросил, и я спросил: «Махарадж, скажите, о чем эта песня?» И тогда он начал выступать, он сказал: «О, это одна песня, что я знаю с самого детства. Радхарани в ней жалуется на Кришну. В чем состоит Ее жалоба? Она говорит: "Уже то плохо, что Кришна идет в дом к другой гопи. Но мало того, Он идет еще и не тайком, а прямо передо Мной, прямо по Моему двору". Радхарани стоит на балконе, а Кришна прямо перед Ней проходит, идя в дом к другой гопи».

Что пробудило в нем такие божественные воспоминания? Он имел в виду — «Уже то плохо, что они подают вам прасад, который мне есть нельзя». Но более того: «Они проносят этот прасад прямо передо мной». Благодаря этому мы можем многому научиться, но также мы можем понять, что это не типичные для него обстоятельства. Это, казалось бы, обычная ситуация, но качество сердца Гурудева, глубина его понимания такова, что даже, казалось бы, обычные события напоминают ему о глубочайших переживаниях, о глубочайших истинах. Вот это медитация, это называется Кришна-культура.

Джай Шрила Гурудев!

Переводчик: Ашутош Кришна Дас
Транскрипцию выполнила: Нава Гопи Деви Даси

Редактор: Сварнанги Деви Даси

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования