«Смещение поиска с материи к духу. Месяц Картика. Дух служения». Садху Прия Прабху. 8 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург


         


скачать (формат MP3, 50.28M)

Russian

Садху Прия Прабху

Смещение поиска с материи к духу.
Месяц Картика. Дух служения

(8 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Садху Прия Прабху. Сегодня особенный день, очень особенный. Сегодня гаура-двадаши. Совсем скоро начнется пурнима, полнолуние, и, соответственно, начнется месяц Картика. Я хотел поговорить сегодня об этом, но если у вас есть какие-то вопросы, то можно начать с них.

#00:01:14#

Бимал Канти Прабху. Сознание Кришны можно представить как джайва-дхарму. А можно представить через индийскую религию [индуизм], индийские танцы и так далее, разные проекты. Поскольку я хожу на встречи с преданными, я хочу сознание Кришны представлять как джайва-дхарму, так, как давал нам Гурудев, как Шридхар Махарадж. Где эта граница между представлением сознания Кришны как джайва-дхармы и как индийской культурой, пользующейся некой популярностью?

#00:02:57#

Садху Прия Прабху. Когда ты хочешь поделиться чем-то с другим человеком, то прежде всего имеет значение, где находится этот человек.

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а[1]

Мы читаем в «Чайтанья-чаритамрите» выражение: «Где бы и кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне». То есть, насколько это возможно, если человек выражает интерес, старайся его заинтересовать. Но сколько они могут переварить? Как много сознания Кришны может принять в себя любой из нас? Поэтому мы всегда дозируем. Когда мы представляем эти возвышенные идеалы другим, мы всегда отдаем их в той дозе, которая необходима этому человеку.

#00:04:20#

Обучение тому, как это делать эффективно, как делиться самым дорогим и ценным с другим человеком, при этом не задев его, — это большой процесс. Один из примеров — наш учитель, Шрила Говинда Махарадж. Его пример чудесен. В своем сердце он несет, он имеет всю ту драгоценность, все те жемчужины, которые пришли к нему от Шрилы Шридхара Махараджа. А кем был Шрила Шридхар Махарадж? Он явил комментарий гаятри, который не явили даже Госвами Вриндавана. Он явил также многочисленные комментарии на английском и бенгали, подобных которым не было ни у кого и до этого нигде не встречалось. Шрила Говинда Махарадж также отмечал, что Шрила Шридхар Махарадж никогда не был побежден, ни разу никем из философов, которые бросали ему вызов.

#00:06:29#

Одна из историй, когда в Гаудия Матхе были трудности, Шрила Шридхар Махарадж лежал больной, но он слышал из соседней комнаты раздававшиеся крики, и он сказал: «Позовите главного, кто там заводила. Я хочу поговорить с ним». И за пять минут он полностью его «конвертировал», он полностью перевернул его сознание. Когда Шрила Говинда Махарадж впервые приехал на Запад, очень многие продвинутые ученые-преданные пытались анализировать его, пытались задавать ему каверзные вопросы. И они уходили прочь, не будучи очень-то удовлетворенными. Потому что его подход к проповеди был совершенно иным, он был искренний, простой и открытый. Он искал самые простые способы и пути объяснения этого другим людям. Многие ученые-преданные думали: «Он глубоко не разбирается [в сиддханте], его проповедь слишком легкая. Видимо, он не понимает глубин». И они уходили неудовлетворенными. Но они глубоко ошибались, потому что его познания, его интеллект был особо глубок. Невозможно было его переспорить или оценить.

#00:08:57#

Строго говоря, вся эта индийская культура со всеми вытекающими — откуда она происходит? Она происходит из одного и того же места. В самом начале Бхагавад-гиты есть такое объяснение — все происходит из звука Ом. Ом исходит из флейты Кришны. Этот [звук] Ом развивается в мантру гаятри, а она в свою очередь превращается в Веды. Поэтому, когда мы говорим об индийской культуре, мы должны принимать во внимание тот факт, что она полностью основана на Ведах. Поэтому, какую бы часть индийской культуры мы ни стали бы исследовать, если мы дойдем до самой сути, то мы дойдем до Ом, а за ним стоит Кришна.

#00:10:36#

У нас есть книга «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности». Смысл в том, что мы заняты поиском. Если мы хотим заинтересовать людей, то мы также должны вдохновить их отправиться на поиски. Разные люди — разные интересы. Кому-то нравится футбол, кому-то кино, кому-то спорт, кому-то прогулки по лесу и так далее. У всех людей разные интересы. Смысл в том, что, если мы заинтересуем их, чтобы они искали источник предмета своего интереса, то, подходя к этому ближе и ближе, они придут к источнику всего. Поэтому если кто-то заинтересован в индийской культуре, в постижении каких-то ее аспектов, то если направить его поиск вглубь, то так или иначе он начнет искать и придет к этому завершению.

#00:12:49#

Мы слышали также о том, что Махапрабху дал процесс девяти видов служения в преданности[2]. Первый из них называется шраванам — слушание. Сейчас я говорю вам о том, что если вы не будете слушать внимательно, то духовная жизнь никогда не начнется. Многие считают, что, если я буду слушать Гуру и вайшнавов, то тем самым я достигну всего. И это на самом деле правда. Махапрабху явил такую практику, Он описал ее в трех вещах. Воспевание имени Господа; говорить об имени Господа, о Нем [Господе] как личности, о Его играх, деяниях; и принимать прасад, милость Господа. Все эти практики какой частью тела совершаются? Языком. Ученые доказали, что если мы будем контролировать язык, то тем самым мы подчиним все остальные чувства, в том числе ум.

#00:15:20#

Это называется «обрезанием ростков». Если кто-то видит, когда прополка происходит, что сорняк прорастает, его сразу же надо вытащить с корнем. Проблема в том, что нам хочется говорить о другом, но следует говорить о Боге. Этот мир наполнен шумом. Все говорят, но о чем они говорят? Они просто сотрясают воздух, перемалывают перемолотое. Какое самое спокойное время в течение суток? Это ночь. Когда люди спят и ничего не говорят. Шрила Шридхар Махарадж говорил о том, что виной всем бедам прежде всего звуковая вибрация. Звуки этого мира порождают в своей основе стихийные бедствия, проблемы, болезни и так далее. Все происходит из-за того, что кто-то где-то говорит то, что не положено говорить. Поэтому для того, чтобы решить проблемы бытия, необходимо понять их источник, звук.

#00:18:32#

На самом деле Кришна пребывает за всеми явлениями этого мира. Он все и вся, и все находится в Его владычестве, под Его контролем. Но мы не всегда можем заметить Его влияние, Его присутствие за теми вещами, которые происходят в мире. На самом деле, фактически все люди привлекаются одними и теми же вещами. Они все ищут красоты, все ищут очарования, все более или менее привлекаются одним и тем же. Но откуда происходит красота? Из источника всей красоты. Поэтому если что-либо красивое, это значит, что энергия Господа присутствует здесь, в противном случае — как бы это было возможно? Таким образом мы приходим к объяснению трех энергий Господа: внутренней, внешней и пограничной.

#00:20:17#

Внешняя энергия — это та, которая создает материальный мир, в котором мы живем. Пограничная энергия — это души, те личности, которые живут рядом с нами. А внутренняя — это другой план бытия, опыта соприкосновения с которым у нас пока что нет. Но мы подходим к тому, чтобы открыть его для себя и попасть под его влияние. Каждый из живущих попадает под влияние одной из этих энергий. Так устроено Господом, это Его божественный порядок. Поэтому в мире так много разочарования. Многие ищут, но ищут в неверном направлении. Поэтому, если люди заинтересованы в чем-то, то, может быть, не всегда стоит «ломать» их нынешнее мировоззрение, а [следует] просто углубить их поиск в этом же направлении, но показать им красоту этого. Ища красоту, они придут к источнику красоты, они будут искать глубже и глубже.

#00:22:53#

Поэтому в ответ на этот вопрос можно подвести такой итог, сказать просто, что нужно давать людям тот максимум, который они способны воспринять. Может быть, до какой-то степени эта так называемая белая ложь, то, что мы показываем людям внешнюю сторону культуры, но вместе с тем, возможно, это способ заинтересовать их, искать глубже и дальше. Шрила Джива Госвами сказал: дживе дойа, сострадание к живым существам. Это то направление, на котором нужно сосредоточиться, на которое нужно направить свое внимание. Быть добрым, великодушным к людям.

#00:24:46#

И быть милосердным к ближнему. А кто такой ближний? Ближний — это также душа. На самом деле, если мы задумаемся, то не так уж много людей знают о том, что такое душа, о том, что мы все души. Это знание, которое доступно нам, оно недоступно многим людям. Поэтому нужно прежде всего это также ценить. Например, такой пример. Когда кто-либо приходит к нам в гости, мы предлагаем им самое лучшее, то, что, как мы считаем, понравится им, и организуем все для того, чтобы гостю было хорошо. Но на самом ли деле ценно то, что, как мы думаем, им понравится. Мы понимаем, что душа — это самая важная часть личности, а все остальное — это лишь наслоения, оболочки. Поэтому можно сказать, что быть добрым к кому-либо означает помочь ему понять то, что он является душой, то, что его бытие превыше материи.

#00:27:01#

Когда это достигнуто, можно продолжать дальше делать то, что необходимо. Потому что то, о чем мы говорим сейчас с вами, — вера. Потому что все эти вещи — положение души, духовный мир, простирающийся вне границ материального, — эти все вещи возможно увидеть лишь глазами веры. Что интересно о вере? Вера не задана определенным вектором, она может проявиться по-разному. Что я имею в виду? Понимая Божественное одним способом, порой, когда мы знакомимся с другой, более высокой теистической идеей, мы привлекаемся ей и совершенно естественно перенаправляем нашу веру в новое русло, при этом ничего не теряя, но духовно прогрессируя.

#00:29:11#

Согласно Бхактивиноду Тхакуру мы можем оценить все виды вер, все виды убеждений людей, во что они верят, согласно их положению в теистической системе, а также оценить, насколько они находятся под влиянием этой веры, насколько их это направляет. В Индии с этим очень сложно. Если вы отправитесь на поиски истины, то в каждом ашраме вам будут рассказывать новую [истину]. Сколько ашрамов вы посетите, столько услышите истин, столько у вас будет вариантов. Поэтому индийские танцы, индийская музыка, культура — это только самое начало. Это наша попытка помочь людям попробовать посмотреть на эти вещи глубже.

#00:31:20#

Но если кто-либо возьмется читать Веды, а я знаю таких людей, которые действительно их читают книга за книгой, шлока за шлокой, на самом деле понимание их зависит от некоторых вещей, в частности, от их понимания языка и способности оценить. Сегодня у нас определенные праздники, и в связи с этим хочется сказать, что у нас есть замечательная система, которая называется парампара, цепь ученической преемственности. Мы читаем книги, занимаемся определенными практиками, но где подтверждение того, что мы движемся в верном направлении? Почему я занимаюсь этим, почему я делаю это? Потому что это дал нам учитель. Но тогда возникает вопрос: почему именно эта личность — твой учитель, почему не кто-нибудь еще?

#00:33:28#

Так много книг издается каждый день, и так много учителей путешествует по миру, и вопрос: кого слушать и кого воспринять как своего Гуру? Необходимо найти такого учителя, у которого также есть учитель, и у которого есть учитель, и так далее. Чтобы эта преемственность уходила в века, и [духовное] знание, передаваемое ими, передавалось без искажений. И когда мы зададим вопрос одному из них, его ответ не должен отклоняться от того, который давали его учителя. Например, в современности все происходит практически наоборот. Когда кто-либо занимается каким-либо крупным бизнесом, он пишет — основан в 1973, то есть эта компания, этот бизнес основан в 1973 году. Для них это имеет значение. Но что есть у нас? Джайва-дхарма, религия души, установленная с незапамятных времен, с начала времен.

#00:36:02#

Все люди сейчас считают, что бытие произошло от Большого взрыва. Тогда можно сказать, что то, что мы делаем, также произошло в тот момент. Что это означает? Что с момента творения Вселенной эта божественная идея, эта [теистическая] концепция проникла в этот мир. О чем мы говорили ранее? Ом пронизывает всю Вселенную, и Ом нисходит в этот мир. Как только он появляется, здесь тут же появляется Ом. Это настолько фундаментальная суть — звук Ом, что, когда он приходит в этот мир, он преображается в ведические знания, для того чтобы направить деяния живых существ, для того чтобы придать Вселенной порядок.

#00:38:12#

Откуда пришло это знание? Оно пришло извне, оно пришло с незапамятных времен, с начала времен, но оно пришло извне. Эта Вселенная была когда-то сотворена, и она умрет, как умрет и это тело. Ему положено прожить [в лучшем случае] свои сто лет, но затем оно подлежит уничтожению. Но душа известна как нерожденная, и она никогда не умирает. Поэтому стоит сказать, что джайва-дхарма, религия души, остается вечной и неизменной, в то время как все вокруг меняется, вселенные рождаются и умирают много раз подряд, сменяются эпохи и поколения, но религия души остается неизменной. Мы внешне делаем какие-нибудь вещи, и люди не ценят это, они не видят, что стоит за этим. Мы также можем заглянуть в будущее и посмотреть, куда мы идем, в каком направлении движемся. Сейчас мы на горке. Сейчас идет вселенская эпоха Кали, Кали-юга, и в эту эпоху все движется по нисходящей. Подобно тому, как когда мы катимся с горки и в конце концов ударимся о землю, это будет конец и начало нового цикла.

#00:40:56#

Если мы посмотрим новости по телевизору или прочтем в газетах, везде пишут о том, что цивилизация находится в своем высшем развитии. А именно — мы заглянули в атом, мы рассмотрели его субатомные частицы, мы заглянули дальше галактик, до этого ничего подобного мы еще не делали. Тысячи, миллионы, миллиарды долларов потрачены на то, чтобы построить космические корабли, которые отправляются в космос, для того чтобы заглянуть в неизведанное. Но подлинная правда состоит в том, что мы идем на спад, мы катимся по наклонной. Творение очень подробно рассмотрено в ведических писаниях, там описано, как был создан материальный мир, как он был населен живыми существами, и как был устроен порядок, в котором они живут.

#00:43:18#

Думая о том, как прогрессировать в обществе потребления, мы теряем время, драгоценное время упущено. Писания говорят: «Да, ты можешь открыть неизведанное, ты можешь заглянуть за горизонт, но что ты там найдешь? Твое время будет упущено, ты потеряешь время, которое мог бы потратить на поиски самого главного». Жизнь с каждым днем становится короче и короче. В буквальном смысле жизнь с каждым поколением становится все короче и короче, потому что это эпоха Кали. Это сейчас нам отпущено, быть может, сто лет [жизни], но с течением эпохи Кали жизнь будет все больше и больше укорачиваться и все меньше и меньше будет времени для постижения глубинной сути всего. Мы так заняты поиском относительных вещей, пусть даже очень интересных, захватывающих, захватывающих наше сознание, в то время как не уделяем внимания самому главному — поиску души и ее прибежища.

#00:46:04#

Да, это искренний поиск, но он ошибочен. У нас еще есть некоторое время, поэтому если у вас есть еще вопросы — задавайте.

#00:46:31#

Преданный. Скажите, пожалуйста, о месяце [Картика], который должен начаться.

Садху Прия Прабху. Вот живая иллюстрация того, о чем мы сейчас говорили: мы потратили очень много времени, говоря о каких-то внешних вещах, а о действительно замечательных вещах, таких как месяц Картика, нам на обсуждение остается совсем немного времени. Есть замечательная статья, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем.

Притху Прабху. Эта статья переведена на русский язык.

Садху Прия Прабху. Статья об Урджешвари. Это одно из имен Шримати Радхарани. Урджа-врата, обет урджа, который происходит в этот месяц.

#00:48:13#

Врата, или обет, означает фокус. То есть прежде всего стань сознающим, и далее — стань сознающим Кришну. Наша проблема в том, что мы не концентрируем свое внимание, не развиваем свое сознание, не уделяем внимание [действительно важному]. Пять-десять минут [мы можем] послушать о трансцендентном, а потом разглядывать стены и думать о том, чем заняться завтра. Это все признаки материальной жизни. Внешняя материальная энергия постоянно привлекает нас, она уводит нас в сторону, отвлекает и приводит к разочарованию. Поэтому чит, сознание, также означает внимание. Месяц Картика — это самое замечательное время для того, чтобы задуматься о том, что мы делаем, чтобы погрузиться в это более глубоко, чтобы контролировать до определенной степени свою духовную жизнь, стараться больше посвятить времени и сил служению Высшему.

#00:50:47#

Урджа означает ресурсы, силы или же компоненты, атрибуты. Как, например, стакан воды — атрибут лекции, потому что иногда во рту пересыхает, и нужно смочить горло. Это то, что также используется в служении. В любом случае все, что мы задействуем в служении, все предметы, которые мы используем в служении, они приходят из энергии, и эта энергия — это Шримати Радхарани.

#00:52:23#

В это время мы можем смотреть, как мы взаимодействуем со своим окружением, мы можем вовлекать все вокруг себя в служение. На санскрите это называется гауна-буддхи-йога — использовать все окружающее в служении Всевышнему. Независимо от того, где мы находимся, — в храме, дома, на работе, — все, что окружает нас, может быть использовано в служении Богу. Это действительно очищает сознание и направляет его, концентрирует. На прошлой неделе мне задавали один вопрос, и смысл сводился к тому, что у нас очень много всего «притяжательного»: мне принадлежит моя машина, мой дом, моя дача и так далее. В то же самое время Господь думает: «У Меня есть эта собственность. Все эти души, хотя они не сознают этого, являются Моей собственностью».

#00:55:25#

Поэтому в это время, в месяц Картика, лучше всего думать не о том, что принадлежит нам по нашим убеждениям, а о том, кому мы принадлежим. У нас есть замечательная книга «Любящий поиск заблудшего слуги». Мы те самые потерянные слуги, которые принадлежат Господу. Мы Его «предметы», Его атрибуты. Наша проблема в том, что у нас свои планы, свои взгляды и так называемая независимость, и мы пытаемся жить отдельно от Него. Когда мы заняты воспеванием святого имени, настроение должно быть таково, что мы должны просить служения, мы должны надеяться на то, что Божественное задействует нас в служении Себе. «Пожалуйста, используй меня. Я знаю, что я не подарок, но, Господь, пожалуйста. Я знаю, что я по-прежнему остаюсь независимым, но Ты, пожалуйста, отбери эту независимость у меня и используй меня по Своему усмотрению. Достигай Своих целей, используй меня».

#00:58:03#

Таково настроение всех обитателей божественного мира. Шримати Радхарани не просто стоит рядом с Кришной и улыбается, Она полностью, все время занята усердным служением Ему. У обитателей божественного мира нет времени заботиться о себе. Они думают: «Надо делать вот это и вот это...» Все их время занято служением, они полностью вовлечены в служение. И хотя в этот месяц, месяц Картика, мы можем говорить о том уникальном служении, которое совершает Шримати Радхарани и Ее спутницы, но вместе в тем надо также обратить внимание на то, как этот божественный план, этот мир являет себя здесь, а именно — Ее [Шримати Радхарани] представители, наши Гуру. Нам необходимо сконцентрироваться на удовлетворении их, а именно — на тех необходимостях, на том служении, которое требуется здесь и сейчас.

#01:00:09#

Это еще одна возможность для души, которая согласно своей свободе выбора, свободе воли может выбрать: быть занятой в служении или не быть. Во Вриндаване в этот месяц очень красивое, замечательное время, и много преданных отправляются туда в паломничество. Они покрывают алтари красивыми цветочными гирляндами, собранными в рисунки. Весь месяц происходит один большой красивый праздник. Я помню, когда мы были там с Гурудевом, во Вриндаване. Он всегда стремился отправиться во Вриндаван на Картику. К слову сказать, это одно из самых холодных времен года. Во Вриндаване в это время все храмовые мраморные полы необычайно ледяные, и ты заматываешься во все тряпки, которые находишь, для того чтобы хоть чуть-чуть согреться.

#01:02:22#

Мы сперва отправились на Говардхан. Мы провели Говардхан-пуджу, обошли вокруг холма Говардхан, совершили говардхан-парикраму и много других практик совершили тогда. Там Гурудев был в совершенно другом умонастроении. В «Гуру-арати» мы поем: говардхана-па̄да-пӣтхе бхувана-ман̇гала — «Это ароти происходит у подножия холма Говардхан». По большому счету он там чувствовал себя, как дома. Там его дом. Он ощущал себя наиболее комфортно именно там, на Говардхане. Затем мы отправились во Вриндаван и остановились у Сева-кунджи. Это очень удивительный храм. Гурудев сказал: «Это земля Шрилы Дживы Госвами, которую он сам отдал Гуру Махараджу для того, чтобы он построил там свой храм».

#01:04:40#

Я помню, как мы подскочили посреди ночи, когда в 3:40 утра раздались из соседнего храма, храма Дживы Госвами [храма Радхи-Дамодара во Вриндаване], утренние молитвы, который читал священник в микрофон, включенный на всю катушку. Этот звук не давал никому спать, невозможно было заснуть. Оставалось только лежать и ждать, когда начнется следующая молитва. Были слышны только возгласы: «Харибол! Харибол!» Пожилой Гири Махарадж на первом этаже принимал омовение в ледяной воде. Это самое холодное время года, когда все ходят укутанные, и никто не хочет даже в теплой воде особо мыться, но он принимал ледяной душ, и это было непостижимо. Мы были тогда двадцатиоднолетними брахмачари, а он был семидесятилетним санньяси, и он всем нам дал фору. Затем мы отправились на парикраму, в путешествие, паломничество по святым местам, посещая каждое из них. Это было похоже на какой-то мир во сне. Мы путешествовали из одного места в другое, особо не понимая, что это значит, для чего и так далее. Это было очень замечательное время.

#01:07:05#

Я также помню, что в то время, когда мы туда приехали, была установка храма во Вриндаване. Храм был открыт в самый последний день месяца Картика, были установлены божества Гауранги, Радхи и Кришны. В последний день Картики, в день Раса-стхали, в день танца раса, храм был открыт. И я помню, был большой праздник, был большой пир, и в тот день Гурудев достаточно рано для себя спустился, где-то около трех часов дня, со своей веранды и сел перед храмом, перед божествами, и смотрел с широкой улыбкой на устах, смотрел, как люди приходят и уходят, посещая этот храм. Это был один из тех самых дней, когда невозможно было делать что-то неверно или неправильно, потому что Гурудев был очень счастлив. В нашем служении мы постоянно допускаем какие-либо ошибки. И от этого получаем очень много милости. Но это время было восхитительным, и он был милостив.

#01:09:52#

Несколькими годами позже мы снова приехали на Картику во Вриндаван, и было невыносимо холодно. Мы пытались согреть воду, и своими кипятильниками мы вывели из строя генератор Гурудева. Но Гурудев так был счастлив быть на Говардхане, что это его не разочаровало. Наоборот, он дал еще денег, он сказал: «Купите новый генератор». На самом деле мы не принадлежали этому месту, Говардхану и Вриндавану, и у нас не было идеи, как нужно следовать Картике. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе обычно в месяц Картика в первые три дня готовят очень простую пищу. Немножко овощей, дала, то есть такая аскеза в знак почтения этому месяцу, для того чтобы обозначить месяц аскезы.

#01:11:45#

Но все происходит по милости, и мы можем отправиться туда также только по милости, но эти шансы предоставляются нам снова и снова. Мы всегда ищем, жаждем милости преданных, мы всегда находимся в [потоке] их милости. В тот самый момент, когда мы подумаем, что мы можем обойтись без милости свыше, тогда же мы потеряем все. Надеюсь, что у нас в таком случае будет возможность вернуться, то есть понять, что случилось.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай шри гуру-варга ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Джай ананта-коти вайшнава-вринда ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Все преданные ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Преданные. Харибол!

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



1  «Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне: по воле Моей стань Гуру и спаси эту землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

2  В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23–24) сказано: ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «[Необходимо] слушать, практиковать (повторять святое имя), помнить о Боге, служить лотосоподобным стопам Бога, служить божеству, предлагать поклоны, считать себя [Его] слугой, считать Бога своим другом и предаться [Ему] с полной самоотдачей. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы [девять методов чистого служения в преданности], и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».




←  «Стадии садханы ради высшей цели». Манас Кришна Прабху. 8 октября 2011 года. Москва, Кисельный ·• Архив новостей •· «Вираха-гити». Шрила Нароттам Дас Тхакур | “Viraha-giti.” Srila Narottam Das Thakur  →
         

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 52.7 МБ)

Russian

Садху Прия Прабху

Смещение поиска с материи к духу.
Месяц Картика. Дух служения

(8 октября 2011 года. Лахта, Санкт-Петербург)


Садху Прия Прабху. Сегодня особенный день, очень особенный. Сегодня гаура-двадаши. Совсем скоро начнется пурнима, полнолуние, и, соответственно, начнется месяц Картика. Я хотел поговорить сегодня об этом, но если у вас есть какие-то вопросы, то можно начать с них.

#00:01:14#

Бимал Канти Прабху. Сознание Кришны можно представить как джайва-дхарму. А можно представить через индийскую религию [индуизм], индийские танцы и так далее, разные проекты. Поскольку я хожу на встречи с преданными, я хочу сознание Кришны представлять как джайва-дхарму, так, как давал нам Гурудев, как Шридхар Махарадж. Где эта граница между представлением сознания Кришны как джайва-дхармы и как индийской культурой, пользующейся некой популярностью?

#00:02:57#

Садху Прия Прабху. Когда ты хочешь поделиться чем-то с другим человеком, то прежде всего имеет значение, где находится этот человек.

йа̄ре декха, та̄ре каха ‘кр̣ш̣н̣а’-упадеш́а
а̄ма̄ра а̄джн̃айа гуру хан̃а тара’ эи деш́а[1]

Мы читаем в «Чайтанья-чаритамрите» выражение: «Где бы и кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне». То есть, насколько это возможно, если человек выражает интерес, старайся его заинтересовать. Но сколько они могут переварить? Как много сознания Кришны может принять в себя любой из нас? Поэтому мы всегда дозируем. Когда мы представляем эти возвышенные идеалы другим, мы всегда отдаем их в той дозе, которая необходима этому человеку.

#00:04:20#

Обучение тому, как это делать эффективно, как делиться самым дорогим и ценным с другим человеком, при этом не задев его, — это большой процесс. Один из примеров — наш учитель, Шрила Говинда Махарадж. Его пример чудесен. В своем сердце он несет, он имеет всю ту драгоценность, все те жемчужины, которые пришли к нему от Шрилы Шридхара Махараджа. А кем был Шрила Шридхар Махарадж? Он явил комментарий гаятри, который не явили даже Госвами Вриндавана. Он явил также многочисленные комментарии на английском и бенгали, подобных которым не было ни у кого и до этого нигде не встречалось. Шрила Говинда Махарадж также отмечал, что Шрила Шридхар Махарадж никогда не был побежден, ни разу никем из философов, которые бросали ему вызов.

#00:06:29#

Одна из историй, когда в Гаудия Матхе были трудности, Шрила Шридхар Махарадж лежал больной, но он слышал из соседней комнаты раздававшиеся крики, и он сказал: «Позовите главного, кто там заводила. Я хочу поговорить с ним». И за пять минут он полностью его «конвертировал», он полностью перевернул его сознание. Когда Шрила Говинда Махарадж впервые приехал на Запад, очень многие продвинутые ученые-преданные пытались анализировать его, пытались задавать ему каверзные вопросы. И они уходили прочь, не будучи очень-то удовлетворенными. Потому что его подход к проповеди был совершенно иным, он был искренний, простой и открытый. Он искал самые простые способы и пути объяснения этого другим людям. Многие ученые-преданные думали: «Он глубоко не разбирается [в сиддханте], его проповедь слишком легкая. Видимо, он не понимает глубин». И они уходили неудовлетворенными. Но они глубоко ошибались, потому что его познания, его интеллект был особо глубок. Невозможно было его переспорить или оценить.

#00:08:57#

Строго говоря, вся эта индийская культура со всеми вытекающими — откуда она происходит? Она происходит из одного и того же места. В самом начале Бхагавад-гиты есть такое объяснение — все происходит из звука Ом. Ом исходит из флейты Кришны. Этот [звук] Ом развивается в мантру гаятри, а она в свою очередь превращается в Веды. Поэтому, когда мы говорим об индийской культуре, мы должны принимать во внимание тот факт, что она полностью основана на Ведах. Поэтому, какую бы часть индийской культуры мы ни стали бы исследовать, если мы дойдем до самой сути, то мы дойдем до Ом, а за ним стоит Кришна.

#00:10:36#

У нас есть книга «Поиск Шри Кришны, прекрасной реальности». Смысл в том, что мы заняты поиском. Если мы хотим заинтересовать людей, то мы также должны вдохновить их отправиться на поиски. Разные люди — разные интересы. Кому-то нравится футбол, кому-то кино, кому-то спорт, кому-то прогулки по лесу и так далее. У всех людей разные интересы. Смысл в том, что, если мы заинтересуем их, чтобы они искали источник предмета своего интереса, то, подходя к этому ближе и ближе, они придут к источнику всего. Поэтому если кто-то заинтересован в индийской культуре, в постижении каких-то ее аспектов, то если направить его поиск вглубь, то так или иначе он начнет искать и придет к этому завершению.

#00:12:49#

Мы слышали также о том, что Махапрабху дал процесс девяти видов служения в преданности[2]. Первый из них называется шраванам — слушание. Сейчас я говорю вам о том, что если вы не будете слушать внимательно, то духовная жизнь никогда не начнется. Многие считают, что, если я буду слушать Гуру и вайшнавов, то тем самым я достигну всего. И это на самом деле правда. Махапрабху явил такую практику, Он описал ее в трех вещах. Воспевание имени Господа; говорить об имени Господа, о Нем [Господе] как личности, о Его играх, деяниях; и принимать прасад, милость Господа. Все эти практики какой частью тела совершаются? Языком. Ученые доказали, что если мы будем контролировать язык, то тем самым мы подчиним все остальные чувства, в том числе ум.

#00:15:20#

Это называется «обрезанием ростков». Если кто-то видит, когда прополка происходит, что сорняк прорастает, его сразу же надо вытащить с корнем. Проблема в том, что нам хочется говорить о другом, но следует говорить о Боге. Этот мир наполнен шумом. Все говорят, но о чем они говорят? Они просто сотрясают воздух, перемалывают перемолотое. Какое самое спокойное время в течение суток? Это ночь. Когда люди спят и ничего не говорят. Шрила Шридхар Махарадж говорил о том, что виной всем бедам прежде всего звуковая вибрация. Звуки этого мира порождают в своей основе стихийные бедствия, проблемы, болезни и так далее. Все происходит из-за того, что кто-то где-то говорит то, что не положено говорить. Поэтому для того, чтобы решить проблемы бытия, необходимо понять их источник, звук.

#00:18:32#

На самом деле Кришна пребывает за всеми явлениями этого мира. Он все и вся, и все находится в Его владычестве, под Его контролем. Но мы не всегда можем заметить Его влияние, Его присутствие за теми вещами, которые происходят в мире. На самом деле, фактически все люди привлекаются одними и теми же вещами. Они все ищут красоты, все ищут очарования, все более или менее привлекаются одним и тем же. Но откуда происходит красота? Из источника всей красоты. Поэтому если что-либо красивое, это значит, что энергия Господа присутствует здесь, в противном случае — как бы это было возможно? Таким образом мы приходим к объяснению трех энергий Господа: внутренней, внешней и пограничной.

#00:20:17#

Внешняя энергия — это та, которая создает материальный мир, в котором мы живем. Пограничная энергия — это души, те личности, которые живут рядом с нами. А внутренняя — это другой план бытия, опыта соприкосновения с которым у нас пока что нет. Но мы подходим к тому, чтобы открыть его для себя и попасть под его влияние. Каждый из живущих попадает под влияние одной из этих энергий. Так устроено Господом, это Его божественный порядок. Поэтому в мире так много разочарования. Многие ищут, но ищут в неверном направлении. Поэтому, если люди заинтересованы в чем-то, то, может быть, не всегда стоит «ломать» их нынешнее мировоззрение, а [следует] просто углубить их поиск в этом же направлении, но показать им красоту этого. Ища красоту, они придут к источнику красоты, они будут искать глубже и глубже.

#00:22:53#

Поэтому в ответ на этот вопрос можно подвести такой итог, сказать просто, что нужно давать людям тот максимум, который они способны воспринять. Может быть, до какой-то степени эта так называемая белая ложь, то, что мы показываем людям внешнюю сторону культуры, но вместе с тем, возможно, это способ заинтересовать их, искать глубже и дальше. Шрила Джива Госвами сказал: дживе дойа, сострадание к живым существам. Это то направление, на котором нужно сосредоточиться, на которое нужно направить свое внимание. Быть добрым, великодушным к людям.

#00:24:46#

И быть милосердным к ближнему. А кто такой ближний? Ближний — это также душа. На самом деле, если мы задумаемся, то не так уж много людей знают о том, что такое душа, о том, что мы все души. Это знание, которое доступно нам, оно недоступно многим людям. Поэтому нужно прежде всего это также ценить. Например, такой пример. Когда кто-либо приходит к нам в гости, мы предлагаем им самое лучшее, то, что, как мы считаем, понравится им, и организуем все для того, чтобы гостю было хорошо. Но на самом ли деле ценно то, что, как мы думаем, им понравится. Мы понимаем, что душа — это самая важная часть личности, а все остальное — это лишь наслоения, оболочки. Поэтому можно сказать, что быть добрым к кому-либо означает помочь ему понять то, что он является душой, то, что его бытие превыше материи.

#00:27:01#

Когда это достигнуто, можно продолжать дальше делать то, что необходимо. Потому что то, о чем мы говорим сейчас с вами, — вера. Потому что все эти вещи — положение души, духовный мир, простирающийся вне границ материального, — эти все вещи возможно увидеть лишь глазами веры. Что интересно о вере? Вера не задана определенным вектором, она может проявиться по-разному. Что я имею в виду? Понимая Божественное одним способом, порой, когда мы знакомимся с другой, более высокой теистической идеей, мы привлекаемся ей и совершенно естественно перенаправляем нашу веру в новое русло, при этом ничего не теряя, но духовно прогрессируя.

#00:29:11#

Согласно Бхактивиноду Тхакуру мы можем оценить все виды вер, все виды убеждений людей, во что они верят, согласно их положению в теистической системе, а также оценить, насколько они находятся под влиянием этой веры, насколько их это направляет. В Индии с этим очень сложно. Если вы отправитесь на поиски истины, то в каждом ашраме вам будут рассказывать новую [истину]. Сколько ашрамов вы посетите, столько услышите истин, столько у вас будет вариантов. Поэтому индийские танцы, индийская музыка, культура — это только самое начало. Это наша попытка помочь людям попробовать посмотреть на эти вещи глубже.

#00:31:20#

Но если кто-либо возьмется читать Веды, а я знаю таких людей, которые действительно их читают книга за книгой, шлока за шлокой, на самом деле понимание их зависит от некоторых вещей, в частности, от их понимания языка и способности оценить. Сегодня у нас определенные праздники, и в связи с этим хочется сказать, что у нас есть замечательная система, которая называется парампара, цепь ученической преемственности. Мы читаем книги, занимаемся определенными практиками, но где подтверждение того, что мы движемся в верном направлении? Почему я занимаюсь этим, почему я делаю это? Потому что это дал нам учитель. Но тогда возникает вопрос: почему именно эта личность — твой учитель, почему не кто-нибудь еще?

#00:33:28#

Так много книг издается каждый день, и так много учителей путешествует по миру, и вопрос: кого слушать и кого воспринять как своего Гуру? Необходимо найти такого учителя, у которого также есть учитель, и у которого есть учитель, и так далее. Чтобы эта преемственность уходила в века, и [духовное] знание, передаваемое ими, передавалось без искажений. И когда мы зададим вопрос одному из них, его ответ не должен отклоняться от того, который давали его учителя. Например, в современности все происходит практически наоборот. Когда кто-либо занимается каким-либо крупным бизнесом, он пишет — основан в 1973, то есть эта компания, этот бизнес основан в 1973 году. Для них это имеет значение. Но что есть у нас? Джайва-дхарма, религия души, установленная с незапамятных времен, с начала времен.

#00:36:02#

Все люди сейчас считают, что бытие произошло от Большого взрыва. Тогда можно сказать, что то, что мы делаем, также произошло в тот момент. Что это означает? Что с момента творения Вселенной эта божественная идея, эта [теистическая] концепция проникла в этот мир. О чем мы говорили ранее? Ом пронизывает всю Вселенную, и Ом нисходит в этот мир. Как только он появляется, здесь тут же появляется Ом. Это настолько фундаментальная суть — звук Ом, что, когда он приходит в этот мир, он преображается в ведические знания, для того чтобы направить деяния живых существ, для того чтобы придать Вселенной порядок.

#00:38:12#

Откуда пришло это знание? Оно пришло извне, оно пришло с незапамятных времен, с начала времен, но оно пришло извне. Эта Вселенная была когда-то сотворена, и она умрет, как умрет и это тело. Ему положено прожить [в лучшем случае] свои сто лет, но затем оно подлежит уничтожению. Но душа известна как нерожденная, и она никогда не умирает. Поэтому стоит сказать, что джайва-дхарма, религия души, остается вечной и неизменной, в то время как все вокруг меняется, вселенные рождаются и умирают много раз подряд, сменяются эпохи и поколения, но религия души остается неизменной. Мы внешне делаем какие-нибудь вещи, и люди не ценят это, они не видят, что стоит за этим. Мы также можем заглянуть в будущее и посмотреть, куда мы идем, в каком направлении движемся. Сейчас мы на горке. Сейчас идет вселенская эпоха Кали, Кали-юга, и в эту эпоху все движется по нисходящей. Подобно тому, как когда мы катимся с горки и в конце концов ударимся о землю, это будет конец и начало нового цикла.

#00:40:56#

Если мы посмотрим новости по телевизору или прочтем в газетах, везде пишут о том, что цивилизация находится в своем высшем развитии. А именно — мы заглянули в атом, мы рассмотрели его субатомные частицы, мы заглянули дальше галактик, до этого ничего подобного мы еще не делали. Тысячи, миллионы, миллиарды долларов потрачены на то, чтобы построить космические корабли, которые отправляются в космос, для того чтобы заглянуть в неизведанное. Но подлинная правда состоит в том, что мы идем на спад, мы катимся по наклонной. Творение очень подробно рассмотрено в ведических писаниях, там описано, как был создан материальный мир, как он был населен живыми существами, и как был устроен порядок, в котором они живут.

#00:43:18#

Думая о том, как прогрессировать в обществе потребления, мы теряем время, драгоценное время упущено. Писания говорят: «Да, ты можешь открыть неизведанное, ты можешь заглянуть за горизонт, но что ты там найдешь? Твое время будет упущено, ты потеряешь время, которое мог бы потратить на поиски самого главного». Жизнь с каждым днем становится короче и короче. В буквальном смысле жизнь с каждым поколением становится все короче и короче, потому что это эпоха Кали. Это сейчас нам отпущено, быть может, сто лет [жизни], но с течением эпохи Кали жизнь будет все больше и больше укорачиваться и все меньше и меньше будет времени для постижения глубинной сути всего. Мы так заняты поиском относительных вещей, пусть даже очень интересных, захватывающих, захватывающих наше сознание, в то время как не уделяем внимания самому главному — поиску души и ее прибежища.

#00:46:04#

Да, это искренний поиск, но он ошибочен. У нас еще есть некоторое время, поэтому если у вас есть еще вопросы — задавайте.

#00:46:31#

Преданный. Скажите, пожалуйста, о месяце [Картика], который должен начаться.

Садху Прия Прабху. Вот живая иллюстрация того, о чем мы сейчас говорили: мы потратили очень много времени, говоря о каких-то внешних вещах, а о действительно замечательных вещах, таких как месяц Картика, нам на обсуждение остается совсем немного времени. Есть замечательная статья, написанная Шрилой Шридхаром Махараджем.

Притху Прабху. Эта статья переведена на русский язык.

Садху Прия Прабху. Статья об Урджешвари. Это одно из имен Шримати Радхарани. Урджа-врата, обет урджа, который происходит в этот месяц.

#00:48:13#

Врата, или обет, означает фокус. То есть прежде всего стань сознающим, и далее — стань сознающим Кришну. Наша проблема в том, что мы не концентрируем свое внимание, не развиваем свое сознание, не уделяем внимание [действительно важному]. Пять-десять минут [мы можем] послушать о трансцендентном, а потом разглядывать стены и думать о том, чем заняться завтра. Это все признаки материальной жизни. Внешняя материальная энергия постоянно привлекает нас, она уводит нас в сторону, отвлекает и приводит к разочарованию. Поэтому чит, сознание, также означает внимание. Месяц Картика — это самое замечательное время для того, чтобы задуматься о том, что мы делаем, чтобы погрузиться в это более глубоко, чтобы контролировать до определенной степени свою духовную жизнь, стараться больше посвятить времени и сил служению Высшему.

#00:50:47#

Урджа означает ресурсы, силы или же компоненты, атрибуты. Как, например, стакан воды — атрибут лекции, потому что иногда во рту пересыхает, и нужно смочить горло. Это то, что также используется в служении. В любом случае все, что мы задействуем в служении, все предметы, которые мы используем в служении, они приходят из энергии, и эта энергия — это Шримати Радхарани.

#00:52:23#

В это время мы можем смотреть, как мы взаимодействуем со своим окружением, мы можем вовлекать все вокруг себя в служение. На санскрите это называется гауна-буддхи-йога — использовать все окружающее в служении Всевышнему. Независимо от того, где мы находимся, — в храме, дома, на работе, — все, что окружает нас, может быть использовано в служении Богу. Это действительно очищает сознание и направляет его, концентрирует. На прошлой неделе мне задавали один вопрос, и смысл сводился к тому, что у нас очень много всего «притяжательного»: мне принадлежит моя машина, мой дом, моя дача и так далее. В то же самое время Господь думает: «У Меня есть эта собственность. Все эти души, хотя они не сознают этого, являются Моей собственностью».

#00:55:25#

Поэтому в это время, в месяц Картика, лучше всего думать не о том, что принадлежит нам по нашим убеждениям, а о том, кому мы принадлежим. У нас есть замечательная книга «Любящий поиск заблудшего слуги». Мы те самые потерянные слуги, которые принадлежат Господу. Мы Его «предметы», Его атрибуты. Наша проблема в том, что у нас свои планы, свои взгляды и так называемая независимость, и мы пытаемся жить отдельно от Него. Когда мы заняты воспеванием святого имени, настроение должно быть таково, что мы должны просить служения, мы должны надеяться на то, что Божественное задействует нас в служении Себе. «Пожалуйста, используй меня. Я знаю, что я не подарок, но, Господь, пожалуйста. Я знаю, что я по-прежнему остаюсь независимым, но Ты, пожалуйста, отбери эту независимость у меня и используй меня по Своему усмотрению. Достигай Своих целей, используй меня».

#00:58:03#

Таково настроение всех обитателей божественного мира. Шримати Радхарани не просто стоит рядом с Кришной и улыбается, Она полностью, все время занята усердным служением Ему. У обитателей божественного мира нет времени заботиться о себе. Они думают: «Надо делать вот это и вот это...» Все их время занято служением, они полностью вовлечены в служение. И хотя в этот месяц, месяц Картика, мы можем говорить о том уникальном служении, которое совершает Шримати Радхарани и Ее спутницы, но вместе в тем надо также обратить внимание на то, как этот божественный план, этот мир являет себя здесь, а именно — Ее [Шримати Радхарани] представители, наши Гуру. Нам необходимо сконцентрироваться на удовлетворении их, а именно — на тех необходимостях, на том служении, которое требуется здесь и сейчас.

#01:00:09#

Это еще одна возможность для души, которая согласно своей свободе выбора, свободе воли может выбрать: быть занятой в служении или не быть. Во Вриндаване в этот месяц очень красивое, замечательное время, и много преданных отправляются туда в паломничество. Они покрывают алтари красивыми цветочными гирляндами, собранными в рисунки. Весь месяц происходит один большой красивый праздник. Я помню, когда мы были там с Гурудевом, во Вриндаване. Он всегда стремился отправиться во Вриндаван на Картику. К слову сказать, это одно из самых холодных времен года. Во Вриндаване в это время все храмовые мраморные полы необычайно ледяные, и ты заматываешься во все тряпки, которые находишь, для того чтобы хоть чуть-чуть согреться.

#01:02:22#

Мы сперва отправились на Говардхан. Мы провели Говардхан-пуджу, обошли вокруг холма Говардхан, совершили говардхан-парикраму и много других практик совершили тогда. Там Гурудев был в совершенно другом умонастроении. В «Гуру-арати» мы поем: говардхана-па̄да-пӣтхе бхувана-ман̇гала — «Это ароти происходит у подножия холма Говардхан». По большому счету он там чувствовал себя, как дома. Там его дом. Он ощущал себя наиболее комфортно именно там, на Говардхане. Затем мы отправились во Вриндаван и остановились у Сева-кунджи. Это очень удивительный храм. Гурудев сказал: «Это земля Шрилы Дживы Госвами, которую он сам отдал Гуру Махараджу для того, чтобы он построил там свой храм».

#01:04:40#

Я помню, как мы подскочили посреди ночи, когда в 3:40 утра раздались из соседнего храма, храма Дживы Госвами [храма Радхи-Дамодара во Вриндаване], утренние молитвы, который читал священник в микрофон, включенный на всю катушку. Этот звук не давал никому спать, невозможно было заснуть. Оставалось только лежать и ждать, когда начнется следующая молитва. Были слышны только возгласы: «Харибол! Харибол!» Пожилой Гири Махарадж на первом этаже принимал омовение в ледяной воде. Это самое холодное время года, когда все ходят укутанные, и никто не хочет даже в теплой воде особо мыться, но он принимал ледяной душ, и это было непостижимо. Мы были тогда двадцатиоднолетними брахмачари, а он был семидесятилетним санньяси, и он всем нам дал фору. Затем мы отправились на парикраму, в путешествие, паломничество по святым местам, посещая каждое из них. Это было похоже на какой-то мир во сне. Мы путешествовали из одного места в другое, особо не понимая, что это значит, для чего и так далее. Это было очень замечательное время.

#01:07:05#

Я также помню, что в то время, когда мы туда приехали, была установка храма во Вриндаване. Храм был открыт в самый последний день месяца Картика, были установлены божества Гауранги, Радхи и Кришны. В последний день Картики, в день Раса-стхали, в день танца раса, храм был открыт. И я помню, был большой праздник, был большой пир, и в тот день Гурудев достаточно рано для себя спустился, где-то около трех часов дня, со своей веранды и сел перед храмом, перед божествами, и смотрел с широкой улыбкой на устах, смотрел, как люди приходят и уходят, посещая этот храм. Это был один из тех самых дней, когда невозможно было делать что-то неверно или неправильно, потому что Гурудев был очень счастлив. В нашем служении мы постоянно допускаем какие-либо ошибки. И от этого получаем очень много милости. Но это время было восхитительным, и он был милостив.

#01:09:52#

Несколькими годами позже мы снова приехали на Картику во Вриндаван, и было невыносимо холодно. Мы пытались согреть воду, и своими кипятильниками мы вывели из строя генератор Гурудева. Но Гурудев так был счастлив быть на Говардхане, что это его не разочаровало. Наоборот, он дал еще денег, он сказал: «Купите новый генератор». На самом деле мы не принадлежали этому месту, Говардхану и Вриндавану, и у нас не было идеи, как нужно следовать Картике. В [Шри Чайтанья Сарасват] Матхе обычно в месяц Картика в первые три дня готовят очень простую пищу. Немножко овощей, дала, то есть такая аскеза в знак почтения этому месяцу, для того чтобы обозначить месяц аскезы.

#01:11:45#

Но все происходит по милости, и мы можем отправиться туда также только по милости, но эти шансы предоставляются нам снова и снова. Мы всегда ищем, жаждем милости преданных, мы всегда находимся в [потоке] их милости. В тот самый момент, когда мы подумаем, что мы можем обойтись без милости свыше, тогда же мы потеряем все. Надеюсь, что у нас в таком случае будет возможность вернуться, то есть понять, что случилось.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай шри гуру-варга ки джай!

Намачарья Шрила Харидас Тхакур ки джай!

Джай ананта-коти вайшнава-вринда ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж ки джай!

Джай Шрипад Виджай Раман Прабху ки джай!

Все преданные ки джай!

Шри харинам-санкиртана ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Преданные. Харибол!

Переводчик: Притху Дас
Транскрипцию выполнил: Ачьюта Кришна Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Кого бы ты ни встретил, говори ему о Кришне: по воле Моей стань Гуру и спаси эту землю» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 7.128).

[2] В «Шримад-Бхагаватам» (7.5.23–24) сказано: ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ па̄да-севанам / арчанам̇ ванданам̇ да̄сйам̇ сакхйам а̄тма-ниведанам // ити пум̇са̄рпита̄ виш̣н̣ау бхактиш́ чен нава-лакш̣ан̣а̄ / крийета бхагаватй аддха̄ тан манйе ’дхӣтам уттамам — «[Необходимо] слушать, практиковать (повторять святое имя), помнить о Боге, служить лотосоподобным стопам Бога, служить божеству, предлагать поклоны, считать себя [Его] слугой, считать Бога своим другом и предаться [Ему] с полной самоотдачей. Тот, кто служит Кришне, применяя эти методы [девять методов чистого служения в преданности], и посвящает служению всю свою жизнь, — самый образованный человек, ибо он обрел полное знание».


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | WIKI | Вьяса-пуджа
Пожертвования