«Служение Гуру и вайшнавам и другие практики в поиске прекрасного Господа». Шрипад Б. Ш. Вайшнав Махарадж | Шруташрава Прабху. 1 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд



скачать (формат MP3, 47.53M)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Служение Гуру и вайшнавам и другие практики в поиске прекрасного Господа

(1 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд)

    

Красота представляет Кришну. Все, что красиво, представляет Кришну.

йад йад вибхӯтимат саттвам̇
ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄
[тат тад эва̄вагаччха твам̇
мама теджо ’м̇ш́а-самбхавам][1]

В Бхагавад-гите, любимой книге Анукришны, говорится: вся красота, все чудеса этого мира исходят из Кришны.

#00:00:47#

Мы поклоняемся красоте, но не той, которая находится в этом мире. К примеру, какие-нибудь кинозвезды, певцы, певицы сейчас на пике своей красоты, славы, но через сорок лет о них никто не помнит: посмотрите, как они выглядят в старости. Через сорок лет никто не хочет их видеть, и они никого не хотят видеть также.

#00:01:56#

Недавно я был на публичной программе в Бразилии. Я привел подобный пример: кто сейчас эта женщина, которая сорок лет назад считалась самой красивой в Бразилии? Тривикрам Махарадж повернулся и сказал: «Это моя мама». [Смеется.]

#00:02:42#

К чему мы должны реально проявлять интерес? На примере Шрилы Гурудева мы можем это понять. Насколько (даже физически) он был прекрасен! Любовь — это все. Где она есть, там присутствует красота. В этом мире мы много слышим о любви: все делается во имя любви, столь много песен, стихов написано, но если мы посмотрим глубже, мы не найдем реальную любовь. Лишь какие-то жалкие следы реальной красоты, но не настоящее. Восход, закат солнца, красота моря — некие отголоски красоты, но это не настоящая красота.

#00:04:45#

В наших попытках стать красивыми мы зачастую стараемся украсить себя снаружи, но реальная красота внутри. Когда мы развиваем внутреннюю красоту, которая воплощается в вайшнавских качествах, красота становится реальной и видной каждому. Один американский сатирик сказал: «Когда я родился, я был настолько страшным, что моя мама, увидев меня, вместо того чтобы начать кормить и ухаживать, сказала: „Давай лучше будем друзьями“».

#00:06:33#

Реальная красота исходит из Кришны, Он — источник всей красоты. Его форма, имя, лила наполнены красотой и сладостью. Шрила Рупа Госвами составил прекрасный стих, в котором он говорит: «Если у вас есть какие-либо привязанности к этому миру, ни в коем случае не идите на берег Ямуны и не смотрите на прекрасное, улыбающееся лицо Господа».

#00:07:20#

смера̄м̇ бхан̇гӣ‑трайа‑паричита̄м̇ са̄чи‑вистӣрн̣а‑др̣шт̣им̇
вам̇ш́ӣ‑нйаста̄дхара‑киш́алайа̄м уджжвала̄м̇ чандракен̣а
говинда̄кхйа̄м̇ хари‑танум итах̣ кеш́и‑тӣртхопакан̣т̣хе
ма̄ прекш̣иш̣т̣ха̄с тава йади сакхе бандху‑сан̇ге ’сти ран̇гах̣[2]

Как только вы увидите прекрасное, улыбающееся лицо Кришны, Его изогнутое в трех местах тело, все ваши материальные привязанности будут устранены.

#00:08:13#

Некоторые люди считают, что они видели Кришну, но на самом деле это не так, потому что как только вы встретитесь с Ним, материальные привязанности исчезнут. Мы глупы.

#00:08:54#

Личный слуга Махапрабху Балабхадра Бхаттачарья, путешествуя с Ним, однажды услышал слухи о том, что на Кеши-гхате проходит кришна-лила. Он захотел пойти и посмотреть. Махапрабху дал ему подзатыльник за это. Можете себе представить: даже личный слуга Махапрабху хотел пойти на дешевое представление, где некий человек пытался имитировать Кришну, танцующего на головах змея Кали.

#00:10:16#

Однажды один человек пришел к Шриле Парам-Гуру Махараджу за инициацией. Перед церемонией он упомянул, что на другом берегу Ганги есть один сахаджия, который видит Кришну на дереве и всем Его показывает. Ответ Гуру Махараджа был прекрасен, он не хотел спорить или переубеждать этого человека, а просто сказал: «Мы не желаем видеть такого Кришну. Это „рыночный“ Кришна». Кришна очень прекрасен. Когда мы встретимся с Ним, все наши привязанности, материальные загрязнения будут устранены.

#00:12:01#

Я хочу упомянуть о Джордже Харрисоне, который считался учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он написал эту прекрасную песню, которую наверняка вы все знаете, «Мой сладостный Господь», где он поет: «Я очень хочу Тебя увидеть, Господь!» Он не просто говорит «Господь», но «сладостный, прекрасный Господь». Пройдет много времени, прежде чем мы увидим Кришну, но нас это не должно разочаровывать.

#00:15:19#

Анукришна Деви Даси: Вы говорили, что Кришна очень далек; чтобы соприкоснуться с Ним, нужно много времени. Но в реальности у нас есть возможность соприкасаться с вайшнавами, служить им. В этом наша практика. У нас в линии много махараджей. Можно сказать, что Гурудев — отец, а махараджи — дяди. Как сохранить фокус на своем Гуру, когда вокруг много махараджей? Если бы сейчас здесь было пять махараджей, мы бы не смогли каждому уделять должное внимание, потому что нас мало.

#00:16:34#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Идея, что если кто-то принимает санньясу, то ему все должны служить, — большое заблуждение. Люди, принимающие санньясу, должны углубляться еще больше в служение, а не принимать служение от других. Во времена Шрилы Парам-Гуру Махараджа был один западный преданный, который постоянно чистил сточные канавы вокруг храма. Этот преданный попросил у Шрилы Шридхара Махараджа санньясу.

#00:17:55#

Как обычно, Парам-Гуру Махарадж посоветовался со Шрилой Гурудевом: «Этот преданный хочет принять санньясу. Что ты об этом думаешь?» Шрила Гурудев ответил: «Каждый день я вижу, что он чистит стоки вокруг храма, поэтому я считаю, что он квалифицирован». Когда преданный принял санньясу, он почему-то перестал чистить стоки. Гурудев спросил: «Махарадж, почему ты перестал выполнять свое служение?» Этот преданный ответил: «Один санньяси сказал мне, что чистить канавы — неподходящее занятие для санньяса-ашрама». Гурудев был очень расстроен по этому поводу.

#00:19:29#

Однажды, когда мы ехали в Калькутту на маленькой машине Гурудева (Фиат Падмини), что-то произошло, и масло разбрызгалось по всему двигателю. Все взяли тряпки и стали чистить двигатель. У Гурудева была своя тряпка, и он очень активно участвовал в процессе. Тогда я спросил: «Гурудев, может, вы просто посидите в машине, а мы сами управимся с этим?» Гурудев на это ответил: «Прабху, может быть, тебе лучше посидеть в машине, а мы почистим двигатель?»

#00:20:39#

Другой случай. У одной западной преданной забился туалет в комнате, и она начала сходить с ума по этому поводу. Гурудев пришел лично к ней в комнату, зашел в туалет и своими руками прочистил унитаз, несмотря на то что он был рожден в возвышенной брахманской семье.

#00:21:22#

Вы все были в Индии и наверняка встречались с Мангалом Махараджем. За день до того, как Мангал Махарадж принял санньясу, я спросил у Гурудева: «Что он будет делать после принятия санньясы?» Гурудев посмотрел на меня, как на дурака, и сказал: «Он будет заниматься своим служением». В то время его служением было готовить прасадам.

#00:22:30#

Это глубокое непонимание: если кто-то занимает некое положение в обществе, то ему должно оказываться служение, куда бы он ни приезжал. Это не так. На самом деле мы слуги, и никогда не наступит момент, когда мы перестанем быть слугами. Мы можем рассмотреть пример Шрипада Авадхута Махараджа: он настолько занять своими проектами, служением, проповедью, что ему необходима помощь. Мы должны понять: все мы слуги, каждый из нас — слуга.

#00:24:37#

Парамананда Прабху: Меня беспокоит один момент. То, что сказал Махарадж, — правда. Так ведут себя старшие преданные, которые не хотят принимать служение. Но это не значит, что мы должны забыть о них: приехал Махарадж — бросьте ему коврик возле туалета, пусть поспит. На самом деле мы должны оказывать им полное служение, но умонастроение их таково, что они не хотят принимать служение. Это трансцендентное соревнование: мы изо всех сил должны пытаться оказать служение преданным, которые не хотят его принимать. То, о чем сейчас сказал Махарадж, касается настроения, которое должно быть у старших преданных, санньяси. Наше умонастроение — служить. Любой член нашего общества — слуга. Они слуги, мы слуги: они стараются служить нам, мы стараемся служить им. Таков должен быть взаимообмен.

#00:25:41#

Анукришна Деви Даси: Мой вопрос был немного в другом. Мы неквалифицированы. Лучше делать что-то одно хорошо, чем многое плохо, не рассеиваться. Мы должны служить одному учителю, а остальным — по мере возможности, или же служить каждому, кто перед тобой появляется? Кришна — везде, и Гурудев может прийти через кого угодно…

#00:27:40#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В случае русских, украинских преданных нужно уделять больше внимания Авадхуту Махараджу, если он присутствует, особенно в этом месте, которое он основал, но не забывать об остальных.

Анукришна Деви Даси: А если его нет, но присутствуют другие санньяси?

#00:28:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: На самом деле все просто. Я хочу рассказать одну печальную историю. Вы все наверняка слышали записи Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Он был очень счастливым, открытым преданным, который путешествовал из одного мета в другое и воспевал кришна-нам. Таково было его умонастроение. Однажды он пришел в один Матх своего брата в Боге. Ученик этого брата в Боге первому дал прасад Кришнадасу Бабаджи Махараджу. Вместо того чтобы наказать ученика, лидер Матха отругал Кришнадаса Бабаджи Махараджа: «Так вот ты чем занимаешься! Ходишь из Матха в Матх и набиваешь свой живот — такова твоя программа?» Кришнадас Бабаджи Махарадж посмотрел не него: «На самом деле ты так думаешь?» Он ушел из этого храма и постился до самой смерти. Именно так ушел Кришнадас Бабаджи Махарадж. Столько глупости…

#00:30:40#

Из моего опыта: наши братья в Боге, санньяси не такие. Если вы принесете тарелку [с прасадом] Авадхуту Махараджу, но с ним будет сидеть преданный, которого он считает более возвышенным, чем он сам, он немедленно отдаст тарелку этому преданному. Это все мелочи.

#00:31:47#

Манас Кришна Прабху: На самом деле у нас довольно много наставляющих Гуру, нам повезло с этим.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Но Гурудев всегда говорил: «Я собака одного хозяина». У нас должно быть такое умонастроение: мы должны чувствовать, что удачливы, поскольку у нас есть столько наставляющих духовных учителей. Кто-то думает по-другому, но это неправильно.

#00:32:41#

Гурудев однажды сказал своим ученикам: «Я гуру-млеччха». Почему он так сказал? Потому что хотел, чтобы его ученики не чувствовали себя «людьми другой категории» в сравнении с ним. Величину разницы между нами и Гурудевом на самом деле невозможно даже себе представить, высчитать, тем не менее он хотел, чтобы мы ощущали себя с ним равными.

#00:33:59#

Однажды Прабхупада и один индус обсуждали некое высказывание, которое было популярным в Индии в то время: «Если вы получите благословения от британца, то успех гарантирован». Этот разговор проходил на крыше. Прабхупада был в преклонном возрасте и вместо прогулок ходил по крыше. Там стояли стулья, они разговаривали.

#00:35:24#

Беседа закончилась, они спускались с крыши вниз. Я сказал Шриле Прабхупаде: «Может быть, в то время мы должны были спрашивать у британца благословения, но сейчас наступило время, когда мы говорим: „Прабхупада, даруй благословение“». Прабхупада повернулся ко мне и сказал: «Ты тоже можешь стать таким». Вайшнавы хотят, чтобы мы чувствовали себя равными с ними.

[Анукришна Деви Даси говорит на английском.]

#00:37:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это заблуждение — думать, что санньяси или еще кто-нибудь — отдельная единица. По милости Ашрама Махараджа я получил санньясу. Что это значит? Что на следующее утро я проснулся особенным, с другими качествами? Так не случилось. Безусловно, у одних больше опыта, у других больше преданности. Когда здесь присутствовал Гурудев, также было много учеников, но никто не калькулировал, у кого чего больше. Что важнее: опыт или преданность?

#00:38:57#

Парамананда Прабху: Махараджи — все ученики Шрилы Гурудева, они наши духовные наставники, Гурудев проявляется через них. С одной стороны, они неотличны от Гурудева, поэтому любое наставление, которое мы получаем от них, старших наставников нашей миссии, равноценно наставлению Гурудева.

#00:39:38#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я принял Гурудева как своего шикша-гуру, потому что был инициирован Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Гурудев сказал, что также принимает меня как шикша-гуру. Когда я опубликовал «Чайтанья-чаритамриту» на бенгали, я не писал предисловие, тогда Шрила Гурудев написал его за меня, причем от моего имени: «Прежде всего я хочу предложить свои дандаваты моему шикша-гуру Его Божественной Милости Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу». Вы не можете представить себе, как счастлив я был, когда Шрила Гурудев написал это предисловие.

#00:41:16#

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
[кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣][3]

Махапрабху говорит в этом прекрасном стихе: «Я не шудра, не брахман, не кшатрий… Я — слуга Возлюбленного гопи». Сарвопа̄дхи винирмуктам̇[4] — мы пытаемся идти этим путем, пытаемся освободиться от иллюзии отождествления с материей.

#00:42:42#

Парамананда Прабху: Мы все что-то делаем, и у нас есть «хозяин дома». Каково должно быть умонастроение? Как себя держать в руках, чтобы не забывать, что мы делаем и ради чего?

[Анукришна Деви Даси говорит на английском.]

#00:47:32#

Анукришна Деви Даси: Парамананда Прабху затронул важный вопрос: у нас тут храм, но происходит также другая [не связанная с храмом] деятельность. Как это должно выглядеть, чему должно больше уделяться внимания, как мы должны жить в храме в принципе? В пример я привела Радхарамана [Прабху] [создателя сайта audioveda.ru].

#00:48:01#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Все не так категорично, делить на черное и белое — это заблуждение. Проект и храмовая жизнь — это не разные вещи. У нас всегда утром и вечером должно быть время на шраванам-киртанам, а день можно посвятить другой деятельности. Так или иначе, утром и вечером духовная практика должна присутствовать в нашей жизни. Безусловно, в разное время у нас может быть разное настроение. Иногда нам ничего не хочется ни видеть, ни слышать. Но главное — не впасть в «неуважительное» настроение, думая, что духовная практика не нужна. Наши Гуру завещали нам практиковать, пытаться, продолжать. Очень важно не впасть в неуважительное настроение и не начать думать, что это — пережитки прошлого.

#00:49:45#

Все базируется на правильном понимании. Если мы неуважительно относимся к нашим духовным программам, как же мы сможем прогрессировать? Случаются перегрузки, и ты не можешь присутствовать на программе (иногда так происходит, когда участвуешь в проекте Авадхута Махараджа, которые должны быть завершены вовремя). Если не присутствуешь на программе в связи с подобным, настроение должно быть уважительное. Мне доводилось путешествовать с Авадхутом Махараджем. Это выглядело примерно так: ты догоняешь поезд, который уже отправился, закидываешь туда вещи, запрыгиваешь, тебя ругает контролер — в таком ключе.

#00:52:08#

Однажды я был свидетелем беседы Шрилы Гурудева и Авадхута Махараджа. Авадхут Махарадж искренне обращался к Шриле Гурудеву с вопросом: «Так происходит, что мне часто нужно выходить в мир на некие деловые встречи. [Мы знаем, что Авадхут Махарадж оплачивает практически все программы.] Меня часто критикуют, что я не одеваю одежду санньяси и так далее. Мне приходится контактировать с миром очень активно…» Гурудев очень настоятельно ответил: «Если тебя еще раз спросят: „Где твоя одежда санньяси?“, скажи, что я ее надел».

#00:53:30#

Наверное, Авадхут Махарадж сам не повторит вам эти слова, но я был там, я это слышал. Это достаточно ярко иллюстрирует отношение Гурудева к Авадхуту Махараджу и его деятельности. Мы видим, что Авадхут Махарадж при всей своей занятости испытывает сильную привязанность к шраванам-киртанам, к духовным программам.

#00:54:15#

Гурудев собственноручно записал одно из правил, которым следуем мы все: если ты живешь в храме, то должен посещать две программы, утром и вечером. Конечно, правила не жесткие, как в полиции, но как мы будем совершать какой-либо прогресс, если не будем вместе воспевать?

#00:55:29#

Можно сказать, что у нас есть два типа проектов: одни непосредственно направлены на пропаганду служения в преданности, другие приносят деньги для первого типа проектов. Прежде всего нужно спросить у себя: воспевание важно или нет? Здесь не полиция, мы не бегаем, не трясем людей: «Шесть часов! Как ты можешь спать?»

#00:57:45#

Парамананда Прабху: Авадхут Махарадж всегда ходит в наушниках. Он слушает не Майкла Джексона, не Битлз, а лекции братьев в Боге, Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа, аудиокниги. Он постоянно погружен в это. Мы можем с ним разговаривать, затем он десять минут слушает что-то и продолжает разговор.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Стив Джобс ки джай! [Смеется.] Мы не должны неуважительно относиться к духовной практике.

#00:59:11#

Преданная: Как совмещать, сбалансировать духовную практику и семейную жизнь? Преследуя интересы семьи, можно уходить от интересов Матха.

Шрипад Вайшнав Махарадж: У меня есть немного опыта семейной жизни. У нас здесь есть очень хороший пример: Традиш Прабху и его семья. Оба заняты служением, нет никаких трудностей в этом.

Преданная: А если только один член семьи преданный?

#01:01:26#

Шрипад Вайшнав Махарадж: На самом деле это вопрос очень сложный, нельзя на него ответить однозначно. Нужно посмотреть на разные моменты, обсудить многие нюансы, прежде чем дать на него ответ. Это больше личный вопрос, нежели общий. Сколько лет людям, есть ли у них дети, насколько люди привязаны друг к другу — очень много разных моментов. [Неразборчиво.]

#01:03:24#

У меня есть дочь, которая вышла замуж за человека, который никакого понятия не имел о преданных, о служении, о Кришне, но через общение с ней он постепенно развил привязанность, интерес, поехал в Индию и получил инициацию у Гурудева.

Парамананда Прабху: Я тоже женился на преданной.

#01:06:14#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Гурудев часто приезжал ко мне домой на пиццу, причем он всегда покупал пиццу за свои деньги — это было правило. Он покупал пиццу и приезжал ко мне домой. Однажды он ходил по комнате и увидел на полке одну книгу, которая совершенно случайно попала ко мне. Это была «Гита-Говинда» Джаядева Госвами, которую наши учителя не рекомендуют нам читать, потому что там описаны очень высокие расы. Я заметил, что Гурудев смотрит на эту книгу, подошел к нему и сказал: «Гурудев, если вы возьмете эту книгу на экспертизу, то не найдете там моих отпечатков пальцев, сто процентов». Это была правда. Я никогда не пытался читать эту книгу.

#01:07:19#

Гурудев очень любил мою собаку. Иногда, когда он мне звонил, первым делом спрашивал: «Как там твоя собака?», а потом: «Как у тебя дела?» Потом он добавлял: «В твоей же стране есть поговорка: „Любишь меня — люби и мою собаку“». Однажды он сказал: «Если бы у меня здоровья было побольше, я бы эту собаку в Индию забрал».

#01:08:33#

Если мы просто поймем, что мы не русские, не австралийцы, но одна большая семья, то это облегчит нашу жизнь. Мы будем прогрессировать как одна семья, будем думать о других членах семьи, заботиться о них. Когда Гурудева спрашивали пограничники на границе: «С какой целью вы приехали?», он всегда отвечал: «Я приехал навестить своих друзей и членов семьи». Таково было настроение Шрилы Гурудева.

#01:10:44#

На самом деле каждый может что-нибудь сказать, высказать свое мнение. Мы — семья. Если у кого-нибудь есть интересные мысли, выскажите их. Наша встреча не должна проходить в формате, когда я всех поучаю, а вы сидите молча. Никаких мнений нет?

Вишакха Деви Даси: Махарадж, а вы уезжаете не потому, что мы вас плохо кормили? [Смех.]

#01:12:21#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я болен, я умираю — это факт. У меня гигантская опухоль на печени. Что-то я просто не могу есть, поэтому питаюсь выборочно. На самом деле я очень расстроен: вижу такие прекрасные блюда, но не могу их принять. С другой стороны, когда я вижу, как другие преданные с энтузиазмом вкушают прасад, я чувствую себя счастливым.

Анукришна Деви Даси: На самом деле ее вопрос был: «Почему вы уезжаете, Махарадж?»

#01:13:51#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я стараюсь двигаться, чтобы не остановиться. Я чувствую себя немного не у дел, когда здесь нахожусь. Вы все заняты проектами Авадхута Махараджа, я не хочу вам мешать своим присутствием.

Вишакха Деви Даси: Мы бы хотели, чтобы вы с нами участвовали.

#01:15:59#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Как мы говорили только что, с утра мы должны заниматься шраванам-киртанам, далее заниматься служением, которое есть у нас, а вечером снова возвращаться к шраванам-киртанам. Я могу участвовать в шраванам-киртанам, но большую часть дня я не могу посвящать активному служению в преданности, как делаете вы. Я не хочу вам мешать. Большую часть дня мне нечем заняться, но вы все заняты служением. Я не могу сесть и что-то автоматически делать, для этого нужна пересадка мозга. [Смех.]

#01:18:29#

Я очень счастлив, что у меня появилась возможность встретиться со всеми вами, приехать сюда, обрести общение. Я даже не мог себе представить, что благоприятный день ухода Шрилы Парам-Гуру Махараджа я мог провести без преданных. Я был с сыном, и он преданный, но все же мне хотелось общения с другими преданными. Поэтому я сам решил и приехал сюда.

#01:19:14#

У Гурудева было три дочери. Самая любимая дочь внезапно оставила тело из-за того, что воздух попал в артерию. Когда Гурудев рассказывал мне об этом, я использовал всю свою силу, чтобы не заплакать. После того как Гурудев закончил, я спросил: «Махарадж, как вы можете рассказывать эту историю без эмоций?» Гурудев посмотрел на меня и сказал: «После ухода Шрилы Шридхара Махараджа ничто не может заставить меня плакать». После ухода Шрилы Парам-Гуру Махараджа Гурудев отправился на даршан к Божествам Радха-Гандхарвика-Гиридхари. Увидев, насколько счастливы были Божества, он почувствовал, что в этот момент вся его тоска была устранена.

#01:21:26#

Иногда я приезжал, и он меня спрашивал: «Как там Божества в Соквеле? Они счастливы?» Я отвечал: «Гурудев, только у вас такое видение. Как я могу определять?» Мы начали сегодняшнюю беседу с красоты. Все, что связано с Господом Кришной, прекрасно и безумно красиво. Мы с этим соприкоснулись — что может быть лучше? Арджуна говорит в Бхагавад-гите: «Ничто не может избавить меня от страданий».

#01:23:02#

на хи прапаш́йа̄ми мама̄панудйа̄д
йач чхокам уччхош̣ан̣ам индрийа̄н̣а̄м
[ава̄пйа бхӯма̄в асапатнам р̣ддхам̇
ра̄джйам̇ сура̄н̣а̄м апи ча̄дхипатйам][5]

Он жалуется Господу: «Я все понимаю, но не могу избавиться от чувства, которое мной владеет». У него были страдания, но после слов его Друга [Господа Кришны], все прошло. Господь Кришна явил глубокую любовь к страждущему другу. Бхагавад-гита — не просто хорошая философская книжка, но проявление любви Господа к ищущим, страждущим душам.

#01:24:46#

Как забавно все связано в этом мире. Снова мы возвращаемся к идее слушания и воспевания. Бхагавад-гита — как раз та песнь, [которую нужно слушать]. Арджуна внимает своему Другу, Наставнику. Он говорит в начале: «Даже если я стану повелителем всех трех миров, это не избавит меня от страданий, вызванных убийством родственников». Но после того как он услышал любящие, заботливые слова Друга, страдания ушли.

#01:25:36#

Насколько же мы удачливы, что можем слушать те же самые слова, которые Кришна явил Своему другу, и еще плюс к этому много-много всего! Что может быть глубже «Чайтанья-чаритамриты»! Оттуда мы узнаем о переживаниях Господа в разлуке — нам дали соприкоснуться даже с такими реалиями.

#01:27:06#

Шрила Шридхар Махарадж дал удивительные названия всем книгам, которые в то время вышли в миссии: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Любовный поиск заблудшего слуги», «Золотой Вулкан божественной любви». Все эти замечательные книги составил Госвами Махарадж. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности» — это естественное, гармоничное стремление души. Все эти названия совершенны. Насколько концепция «Любовного поиска заблудшего слуги» высока и супер-гармонична! Из этой концепции мы узнаем, что не только преданные переживают разлуку с Господом, но и сам Господь чувствует разлуку со Своими преданными. Эту концепцию мы можем увидеть в «Чайтанья-чаритамрите», где Господь Махапрабху беседует с Раманандой Раем.

#01:29:50#

Когда Шрила Гурудев присоединился к миссии, у него была очень хорошая память. Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему с просьбой, чтобы Говинда Махарадж выучил наизусть важные главы из «Чайтанья-чаритамриты» (вторая, шестая, восьмая главы Мадхья-лилы). Также он знал тысячи санскритских шлок.

#01:30:52#

Я уже говорил, что все в этом мире взаимосвязано. Эта концепция шраванам-киртанам, слушание и воспевание, безумно глубока. Пока у нас есть чему внимать, к чему обращаться, мы можем продолжать жить. Однажды Гурудев сказал мне: «Пока у тебя есть хотя бы одна шлока, тебе не будет скучно». Я помню некоторые шлоки, но, признаться честно, не могу экстрагировать из них вкус, «пробовать» и переживать так, как это делал Гурудев. Он не может скучать, зная шлоки, а я могу. Так или иначе, нам доступны эти сокровища, которые могут принести нам облегчение. Каждое утро мы поем: «Джив джаго — Бхактивинод Тхакур дал эту прекрасную концепцию. Святое Имя — лекарство от всех бед. Таким образом, надо иметь представление о том, как переживать разлуку.

#01:33:35#

Есть одна замечательная шлока. Махарадж Парикшит говорит: «Я сделал все, что мог. Что надлежит человеку, я выполнил».

#01:33:56#

там̇ мопайа̄там̇ пратийанту випра̄
ган̇га̄ ча девӣ дхр̣та-читтам ӣш́е…

Он заключает: «Я все выполнил, ничто не связывает меня с этим миром. Пускай любое создание этого озорника, Господа, укусит меня — мне все равно. Я спокоен».

#01:34:42#

…двиджопаср̣ш̣т̣ах̣ кухакас такш̣ако ва̄
даш́атв алам̇ га̄йата виш̣н̣у-га̄тха̄х̣[6]

Он просит Шукадева продолжать: «Пожалуйста! Тем, что ты даешь, невозможно пресытиться. Пускай змея кусает меня — мне все равно».

#01:35:23#

Махарадж Парикшит был очень могущественным, потому что все друзья у него были «правильные». Арджуна был его дедушкой, а Субхадра была его бабушкой. У него были достаточно могущественные родственники и друзья, кто-нибудь из них мог явить чудо и избавить Парикшита от того зловещего проклятья, но он не хотел избавления.

#01:36:33#

Мы слышали прекрасную идею от Шрилы Шридхара Махараджа: все, что ни делается, к лучшему. Это очень красивая концепция. Иллюстрацией ее может служить Парикшит: даже проклятье брахмана он воспринял как нечто, что принесет ему лучшую долю. Все делается к лучшему, нам надо лишь правильно сформировать свое мировоззрение.

#01:37:42#

Умадхав Прабху: Махарадж, вы находитесь сейчас в какой-то степени в положении Махараджа Парикшита. Вы, как никто другой, осознаете конец материального существования. На каком виде служения вы сосредоточены?

#01:38:23#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Мы не можем сказать, что я в том же положении. Заключение врача не может снять иллюзию материального существования. Я просто хочу встречаться с преданными и счастливо разговаривать о прекрасном Господе, и Шрила Гурудев просил меня делать это. Такое наставление я получил от своего Гуру, я подписался под этим. Я это делаю не потому, что умираю. Я получил эту новость уже после ухода Гурудева. Гурудев наставил меня заниматься именно таким служением.

#01:40:56#

Понимаете, когда вы просто получаете плохую новость из мира материи, иллюзии не рассеиваются. Я получил столько хороших, необычайных новостей от Гурудева из того мира — и это не привело меня в чувство, не рассеяло иллюзий, поэтому просто одна плохая новость из мира материи не может этого сделать, вам надо это четко понимать. Опять же, если извлекать из всего что-нибудь позитивное: когда ты получаешь такого рода новости, ты понимаешь, что тебе нужно сфокусироваться.

#01:42:17#

Есть такое выражение: «Здорово умереть в упряжи [во время служения]». Я слышал это от многих моих Гуру и стараюсь этому следовать, насколько это возможно.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Сарва-шастра-сиддханта-вит Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Парамананда Прабху ки джай!

Всем прекрасным преданным центра в Чиангмае ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Манас Кришна Прабху: Джай Шрила Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж ки джай!

Анукришна Деви Даси: Парамананда Прабху ки джай!

Садху Прия Прабху ки джай!

Манас Кришна Прабху ки джай!

Переводчики: Парамананда Дас, Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



1 «Знай, что любое богатство, красота и слава — лишь отблеск Моего великолепия!» (Бхагавад-гита, 10.41).

2  «Дорогая подруга, если ты дорожишь мирской дружбой, не смотри на улыбающееся лицо Господа Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-гхата. Бросая взгляды краешком глаз, Он прижимает флейту к устам, похожим на нежный, едва распустившийся цветок. Его божественное тело, изогнутое в трех местах, ярко сияет в лучах лунного света» («Бхакти‑расамрита‑синдху», 1.2.239; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.224).

3 «Я не брахман, не царь и не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не принадлежу ни к какой варне: не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я лишь слуга слуги слуги того, чьи стопы подобны лотосам, кто является для гопи Враджи самим дыханием жизни. Он полный нектара океан, сияющий источник высшего блаженства всего мироздания» («Падьявали», 74; стих приводится в Мадхья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты» (13.80)).

4  Сарвопа̄дхи винирмуктам̇, тат-паратвена нирмалам / хр̣ш̣ӣкен̣а хр̣ш̣ӣкеш́а, севанам̇ бхактир учйате — «Идти путем бхакти, служения в преданности, — значит занять все свои чувства служением Верховной Личности Бога, повелителю чувств. Служа Всевышнему, душа, помимо главного плода, обретает два второстепенных: она избавляется от всех материальных самоотождествлений, и ее чувства, занятые служением Богу, очищаются» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.170).

5 «Ни в завоевании земного царства, которому нет равных, ни даже в обретении власти над мирами богов я не вижу ничего, что рассеяло бы скорбь, иссушающую мое сердце» (Бхагавад-гита, 2.8).

6  «О чистые сердцем брахманы, примите меня как душу, предавшуюся Господу. О матушка Ганга, знай: сердце мое отдано Господу Кришне. Пускай крылатый змей Такшака или другая магическая тварь, вызванная сыном брахмана, укусит меня в сей же час, если пожелает, — вы же не прекращайте прославлять Господа» («Шримад-Бхагаватам», 1.19.15; «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 5.4).

 



←  «Знание». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. 8 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург ·• Архив новостей •· Вайшнавский фестиваль в Лахте: 12–23 августа. Анонсы.  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 275.9 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка
                 

 (эту же  запись можно смотреть на сайте Russia_darshantv)  

Звук этой же записи в более хорошем качестве, MP3:

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 49.8 МБ)

Russian

Шрипад Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж

Служение Гуру и вайшнавам и другие практики в поиске прекрасного Господа

(1 августа 2011 года. Чиангмай, Таиланд)

    

Красота представляет Кришну. Все, что красиво, представляет Кришну.

йад йад вибхӯтимат саттвам̇
ш́рӣмад ӯрджитам эва ва̄
[тат тад эва̄вагаччха твам̇
мама теджо ’м̇ш́а-самбхавам][1]

В Бхагавад-гите, любимой книге Анукришны, говорится: вся красота, все чудеса этого мира исходят из Кришны.

#00:00:47#

Мы поклоняемся красоте, но не той, которая находится в этом мире. К примеру, какие-нибудь кинозвезды, певцы, певицы сейчас на пике своей красоты, славы, но через сорок лет о них никто не помнит: посмотрите, как они выглядят в старости. Через сорок лет никто не хочет их видеть, и они никого не хотят видеть также.

#00:01:56#

Недавно я был на публичной программе в Бразилии. Я привел подобный пример: кто сейчас эта женщина, которая сорок лет назад считалась самой красивой в Бразилии? Тривикрам Махарадж повернулся и сказал: «Это моя мама». [Смеется.]

#00:02:42#

К чему мы должны реально проявлять интерес? На примере Шрилы Гурудева мы можем это понять. Насколько (даже физически) он был прекрасен! Любовь — это все. Где она есть, там присутствует красота. В этом мире мы много слышим о любви: все делается во имя любви, столь много песен, стихов написано, но если мы посмотрим глубже, мы не найдем реальную любовь. Лишь какие-то жалкие следы реальной красоты, но не настоящее. Восход, закат солнца, красота моря — некие отголоски красоты, но это не настоящая красота.

#00:04:45#

В наших попытках стать красивыми мы зачастую стараемся украсить себя снаружи, но реальная красота внутри. Когда мы развиваем внутреннюю красоту, которая воплощается в вайшнавских качествах, красота становится реальной и видной каждому. Один американский сатирик сказал: «Когда я родился, я был настолько страшным, что моя мама, увидев меня, вместо того чтобы начать кормить и ухаживать, сказала: „Давай лучше будем друзьями“».

#00:06:33#

Реальная красота исходит из Кришны, Он — источник всей красоты. Его форма, имя, лила наполнены красотой и сладостью. Шрила Рупа Госвами составил прекрасный стих, в котором он говорит: «Если у вас есть какие-либо привязанности к этому миру, ни в коем случае не идите на берег Ямуны и не смотрите на прекрасное, улыбающееся лицо Господа».

#00:07:20#

смера̄м̇ бхан̇гӣ‑трайа‑паричита̄м̇ са̄чи‑вистӣрн̣а‑др̣шт̣им̇
вам̇ш́ӣ‑нйаста̄дхара‑киш́алайа̄м уджжвала̄м̇ чандракен̣а
говинда̄кхйа̄м̇ хари‑танум итах̣ кеш́и‑тӣртхопакан̣т̣хе
ма̄ прекш̣иш̣т̣ха̄с тава йади сакхе бандху‑сан̇ге ’сти ран̇гах̣[2]

Как только вы увидите прекрасное, улыбающееся лицо Кришны, Его изогнутое в трех местах тело, все ваши материальные привязанности будут устранены.

#00:08:13#

Некоторые люди считают, что они видели Кришну, но на самом деле это не так, потому что как только вы встретитесь с Ним, материальные привязанности исчезнут. Мы глупы.

#00:08:54#

Личный слуга Махапрабху Балабхадра Бхаттачарья, путешествуя с Ним, однажды услышал слухи о том, что на Кеши-гхате проходит кришна-лила. Он захотел пойти и посмотреть. Махапрабху дал ему подзатыльник за это. Можете себе представить: даже личный слуга Махапрабху хотел пойти на дешевое представление, где некий человек пытался имитировать Кришну, танцующего на головах змея Кали.

#00:10:16#

Однажды один человек пришел к Шриле Парам-Гуру Махараджу за инициацией. Перед церемонией он упомянул, что на другом берегу Ганги есть один сахаджия, который видит Кришну на дереве и всем Его показывает. Ответ Гуру Махараджа был прекрасен, он не хотел спорить или переубеждать этого человека, а просто сказал: «Мы не желаем видеть такого Кришну. Это „рыночный“ Кришна». Кришна очень прекрасен. Когда мы встретимся с Ним, все наши привязанности, материальные загрязнения будут устранены.

#00:12:01#

Я хочу упомянуть о Джордже Харрисоне, который считался учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады. Он написал эту прекрасную песню, которую наверняка вы все знаете, «Мой сладостный Господь», где он поет: «Я очень хочу Тебя увидеть, Господь!» Он не просто говорит «Господь», но «сладостный, прекрасный Господь». Пройдет много времени, прежде чем мы увидим Кришну, но нас это не должно разочаровывать.

#00:15:19#

Анукришна Деви Даси: Вы говорили, что Кришна очень далек; чтобы соприкоснуться с Ним, нужно много времени. Но в реальности у нас есть возможность соприкасаться с вайшнавами, служить им. В этом наша практика. У нас в линии много махараджей. Можно сказать, что Гурудев — отец, а махараджи — дяди. Как сохранить фокус на своем Гуру, когда вокруг много махараджей? Если бы сейчас здесь было пять махараджей, мы бы не смогли каждому уделять должное внимание, потому что нас мало.

#00:16:34#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Идея, что если кто-то принимает санньясу, то ему все должны служить, — большое заблуждение. Люди, принимающие санньясу, должны углубляться еще больше в служение, а не принимать служение от других. Во времена Шрилы Парам-Гуру Махараджа был один западный преданный, который постоянно чистил сточные канавы вокруг храма. Этот преданный попросил у Шрилы Шридхара Махараджа санньясу.

#00:17:55#

Как обычно, Парам-Гуру Махарадж посоветовался со Шрилой Гурудевом: «Этот преданный хочет принять санньясу. Что ты об этом думаешь?» Шрила Гурудев ответил: «Каждый день я вижу, что он чистит стоки вокруг храма, поэтому я считаю, что он квалифицирован». Когда преданный принял санньясу, он почему-то перестал чистить стоки. Гурудев спросил: «Махарадж, почему ты перестал выполнять свое служение?» Этот преданный ответил: «Один санньяси сказал мне, что чистить канавы — неподходящее занятие для санньяса-ашрама». Гурудев был очень расстроен по этому поводу.

#00:19:29#

Однажды, когда мы ехали в Калькутту на маленькой машине Гурудева (Фиат Падмини), что-то произошло, и масло разбрызгалось по всему двигателю. Все взяли тряпки и стали чистить двигатель. У Гурудева была своя тряпка, и он очень активно участвовал в процессе. Тогда я спросил: «Гурудев, может, вы просто посидите в машине, а мы сами управимся с этим?» Гурудев на это ответил: «Прабху, может быть, тебе лучше посидеть в машине, а мы почистим двигатель?»

#00:20:39#

Другой случай. У одной западной преданной забился туалет в комнате, и она начала сходить с ума по этому поводу. Гурудев пришел лично к ней в комнату, зашел в туалет и своими руками прочистил унитаз, несмотря на то что он был рожден в возвышенной брахманской семье.

#00:21:22#

Вы все были в Индии и наверняка встречались с Мангалом Махараджем. За день до того, как Мангал Махарадж принял санньясу, я спросил у Гурудева: «Что он будет делать после принятия санньясы?» Гурудев посмотрел на меня, как на дурака, и сказал: «Он будет заниматься своим служением». В то время его служением было готовить прасадам.

#00:22:30#

Это глубокое непонимание: если кто-то занимает некое положение в обществе, то ему должно оказываться служение, куда бы он ни приезжал. Это не так. На самом деле мы слуги, и никогда не наступит момент, когда мы перестанем быть слугами. Мы можем рассмотреть пример Шрипада Авадхута Махараджа: он настолько занять своими проектами, служением, проповедью, что ему необходима помощь. Мы должны понять: все мы слуги, каждый из нас — слуга.

#00:24:37#

Парамананда Прабху: Меня беспокоит один момент. То, что сказал Махарадж, — правда. Так ведут себя старшие преданные, которые не хотят принимать служение. Но это не значит, что мы должны забыть о них: приехал Махарадж — бросьте ему коврик возле туалета, пусть поспит. На самом деле мы должны оказывать им полное служение, но умонастроение их таково, что они не хотят принимать служение. Это трансцендентное соревнование: мы изо всех сил должны пытаться оказать служение преданным, которые не хотят его принимать. То, о чем сейчас сказал Махарадж, касается настроения, которое должно быть у старших преданных, санньяси. Наше умонастроение — служить. Любой член нашего общества — слуга. Они слуги, мы слуги: они стараются служить нам, мы стараемся служить им. Таков должен быть взаимообмен.

#00:25:41#

Анукришна Деви Даси: Мой вопрос был немного в другом. Мы неквалифицированы. Лучше делать что-то одно хорошо, чем многое плохо, не рассеиваться. Мы должны служить одному учителю, а остальным — по мере возможности, или же служить каждому, кто перед тобой появляется? Кришна — везде, и Гурудев может прийти через кого угодно…

#00:27:40#

Шрипад Вайшнав Махарадж: В случае русских, украинских преданных нужно уделять больше внимания Авадхуту Махараджу, если он присутствует, особенно в этом месте, которое он основал, но не забывать об остальных.

Анукришна Деви Даси: А если его нет, но присутствуют другие санньяси?

#00:28:17#

Шрипад Вайшнав Махарадж: На самом деле все просто. Я хочу рассказать одну печальную историю. Вы все наверняка слышали записи Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Он был очень счастливым, открытым преданным, который путешествовал из одного мета в другое и воспевал кришна-нам. Таково было его умонастроение. Однажды он пришел в один Матх своего брата в Боге. Ученик этого брата в Боге первому дал прасад Кришнадасу Бабаджи Махараджу. Вместо того чтобы наказать ученика, лидер Матха отругал Кришнадаса Бабаджи Махараджа: «Так вот ты чем занимаешься! Ходишь из Матха в Матх и набиваешь свой живот — такова твоя программа?» Кришнадас Бабаджи Махарадж посмотрел не него: «На самом деле ты так думаешь?» Он ушел из этого храма и постился до самой смерти. Именно так ушел Кришнадас Бабаджи Махарадж. Столько глупости…

#00:30:40#

Из моего опыта: наши братья в Боге, санньяси не такие. Если вы принесете тарелку [с прасадом] Авадхуту Махараджу, но с ним будет сидеть преданный, которого он считает более возвышенным, чем он сам, он немедленно отдаст тарелку этому преданному. Это все мелочи.

#00:31:47#

Манас Кришна Прабху: На самом деле у нас довольно много наставляющих Гуру, нам повезло с этим.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Но Гурудев всегда говорил: «Я собака одного хозяина». У нас должно быть такое умонастроение: мы должны чувствовать, что удачливы, поскольку у нас есть столько наставляющих духовных учителей. Кто-то думает по-другому, но это неправильно.

#00:32:41#

Гурудев однажды сказал своим ученикам: «Я гуру-млеччха». Почему он так сказал? Потому что хотел, чтобы его ученики не чувствовали себя «людьми другой категории» в сравнении с ним. Величину разницы между нами и Гурудевом на самом деле невозможно даже себе представить, высчитать, тем не менее он хотел, чтобы мы ощущали себя с ним равными.

#00:33:59#

Однажды Прабхупада и один индус обсуждали некое высказывание, которое было популярным в Индии в то время: «Если вы получите благословения от британца, то успех гарантирован». Этот разговор проходил на крыше. Прабхупада был в преклонном возрасте и вместо прогулок ходил по крыше. Там стояли стулья, они разговаривали.

#00:35:24#

Беседа закончилась, они спускались с крыши вниз. Я сказал Шриле Прабхупаде: «Может быть, в то время мы должны были спрашивать у британца благословения, но сейчас наступило время, когда мы говорим: „Прабхупада, даруй благословение“». Прабхупада повернулся ко мне и сказал: «Ты тоже можешь стать таким». Вайшнавы хотят, чтобы мы чувствовали себя равными с ними.

[Анукришна Деви Даси говорит на английском.]

#00:37:28#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Это заблуждение — думать, что санньяси или еще кто-нибудь — отдельная единица. По милости Ашрама Махараджа я получил санньясу. Что это значит? Что на следующее утро я проснулся особенным, с другими качествами? Так не случилось. Безусловно, у одних больше опыта, у других больше преданности. Когда здесь присутствовал Гурудев, также было много учеников, но никто не калькулировал, у кого чего больше. Что важнее: опыт или преданность?

#00:38:57#

Парамананда Прабху: Махараджи — все ученики Шрилы Гурудева, они наши духовные наставники, Гурудев проявляется через них. С одной стороны, они неотличны от Гурудева, поэтому любое наставление, которое мы получаем от них, старших наставников нашей миссии, равноценно наставлению Гурудева.

#00:39:38#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я принял Гурудева как своего шикша-гуру, потому что был инициирован Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Гурудев сказал, что также принимает меня как шикша-гуру. Когда я опубликовал «Чайтанья-чаритамриту» на бенгали, я не писал предисловие, тогда Шрила Гурудев написал его за меня, причем от моего имени: «Прежде всего я хочу предложить свои дандаваты моему шикша-гуру Его Божественной Милости Ом Вишнупаду Шриле Бхакти Сундару Говинде Дев-Госвами Махараджу». Вы не можете представить себе, как счастлив я был, когда Шрила Гурудев написал это предисловие.

#00:41:16#

на̄хам̇ випро на ча нара-патир на̄пи ваиш́йо на ш́ӯдро
на̄хам̇ варн̣ӣ на ча гр̣ха-патир но ванастхо йатир ва̄
[кинту продйан-никхила-парама̄нанда-пӯрна̄мр̣та̄бдхер
гопӣ-бхартух̣ пада-камалайор да̄са-да̄са̄нуда̄сах̣][3]

Махапрабху говорит в этом прекрасном стихе: «Я не шудра, не брахман, не кшатрий… Я — слуга Возлюбленного гопи». Сарвопа̄дхи винирмуктам̇[4] — мы пытаемся идти этим путем, пытаемся освободиться от иллюзии отождествления с материей.

#00:42:42#

Парамананда Прабху: Мы все что-то делаем, и у нас есть «хозяин дома». Каково должно быть умонастроение? Как себя держать в руках, чтобы не забывать, что мы делаем и ради чего?

[Анукришна Деви Даси говорит на английском.]

#00:47:32#

Анукришна Деви Даси: Парамананда Прабху затронул важный вопрос: у нас тут храм, но происходит также другая [не связанная с храмом] деятельность. Как это должно выглядеть, чему должно больше уделяться внимания, как мы должны жить в храме в принципе? В пример я привела Радхарамана [Прабху] [создателя сайта audioveda.ru].

#00:48:01#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Все не так категорично, делить на черное и белое — это заблуждение. Проект и храмовая жизнь — это не разные вещи. У нас всегда утром и вечером должно быть время на шраванам-киртанам, а день можно посвятить другой деятельности. Так или иначе, утром и вечером духовная практика должна присутствовать в нашей жизни. Безусловно, в разное время у нас может быть разное настроение. Иногда нам ничего не хочется ни видеть, ни слышать. Но главное — не впасть в «неуважительное» настроение, думая, что духовная практика не нужна. Наши Гуру завещали нам практиковать, пытаться, продолжать. Очень важно не впасть в неуважительное настроение и не начать думать, что это — пережитки прошлого.

#00:49:45#

Все базируется на правильном понимании. Если мы неуважительно относимся к нашим духовным программам, как же мы сможем прогрессировать? Случаются перегрузки, и ты не можешь присутствовать на программе (иногда так происходит, когда участвуешь в проекте Авадхута Махараджа, которые должны быть завершены вовремя). Если не присутствуешь на программе в связи с подобным, настроение должно быть уважительное. Мне доводилось путешествовать с Авадхутом Махараджем. Это выглядело примерно так: ты догоняешь поезд, который уже отправился, закидываешь туда вещи, запрыгиваешь, тебя ругает контролер — в таком ключе.

#00:52:08#

Однажды я был свидетелем беседы Шрилы Гурудева и Авадхута Махараджа. Авадхут Махарадж искренне обращался к Шриле Гурудеву с вопросом: «Так происходит, что мне часто нужно выходить в мир на некие деловые встречи. [Мы знаем, что Авадхут Махарадж оплачивает практически все программы.] Меня часто критикуют, что я не одеваю одежду санньяси и так далее. Мне приходится контактировать с миром очень активно…» Гурудев очень настоятельно ответил: «Если тебя еще раз спросят: „Где твоя одежда санньяси?“, скажи, что я ее надел».

#00:53:30#

Наверное, Авадхут Махарадж сам не повторит вам эти слова, но я был там, я это слышал. Это достаточно ярко иллюстрирует отношение Гурудева к Авадхуту Махараджу и его деятельности. Мы видим, что Авадхут Махарадж при всей своей занятости испытывает сильную привязанность к шраванам-киртанам, к духовным программам.

#00:54:15#

Гурудев собственноручно записал одно из правил, которым следуем мы все: если ты живешь в храме, то должен посещать две программы, утром и вечером. Конечно, правила не жесткие, как в полиции, но как мы будем совершать какой-либо прогресс, если не будем вместе воспевать?

#00:55:29#

Можно сказать, что у нас есть два типа проектов: одни непосредственно направлены на пропаганду служения в преданности, другие приносят деньги для первого типа проектов. Прежде всего нужно спросить у себя: воспевание важно или нет? Здесь не полиция, мы не бегаем, не трясем людей: «Шесть часов! Как ты можешь спать?»

#00:57:45#

Парамананда Прабху: Авадхут Махарадж всегда ходит в наушниках. Он слушает не Майкла Джексона, не Битлз, а лекции братьев в Боге, Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа, аудиокниги. Он постоянно погружен в это. Мы можем с ним разговаривать, затем он десять минут слушает что-то и продолжает разговор.

Шрипад Вайшнав Махарадж: Стив Джобс ки джай! [Смеется.] Мы не должны неуважительно относиться к духовной практике.

#00:59:11#

Преданная: Как совмещать, сбалансировать духовную практику и семейную жизнь? Преследуя интересы семьи, можно уходить от интересов Матха.

Шрипад Вайшнав Махарадж: У меня есть немного опыта семейной жизни. У нас здесь есть очень хороший пример: Традиш Прабху и его семья. Оба заняты служением, нет никаких трудностей в этом.

Преданная: А если только один член семьи преданный?

#01:01:26#

Шрипад Вайшнав Махарадж: На самом деле это вопрос очень сложный, нельзя на него ответить однозначно. Нужно посмотреть на разные моменты, обсудить многие нюансы, прежде чем дать на него ответ. Это больше личный вопрос, нежели общий. Сколько лет людям, есть ли у них дети, насколько люди привязаны друг к другу — очень много разных моментов. [Неразборчиво.]

#01:03:24#

У меня есть дочь, которая вышла замуж за человека, который никакого понятия не имел о преданных, о служении, о Кришне, но через общение с ней он постепенно развил привязанность, интерес, поехал в Индию и получил инициацию у Гурудева.

Парамананда Прабху: Я тоже женился на преданной.

#01:06:14#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Гурудев часто приезжал ко мне домой на пиццу, причем он всегда покупал пиццу за свои деньги — это было правило. Он покупал пиццу и приезжал ко мне домой. Однажды он ходил по комнате и увидел на полке одну книгу, которая совершенно случайно попала ко мне. Это была «Гита-Говинда» Джаядева Госвами, которую наши учителя не рекомендуют нам читать, потому что там описаны очень высокие расы. Я заметил, что Гурудев смотрит на эту книгу, подошел к нему и сказал: «Гурудев, если вы возьмете эту книгу на экспертизу, то не найдете там моих отпечатков пальцев, сто процентов». Это была правда. Я никогда не пытался читать эту книгу.

#01:07:19#

Гурудев очень любил мою собаку. Иногда, когда он мне звонил, первым делом спрашивал: «Как там твоя собака?», а потом: «Как у тебя дела?» Потом он добавлял: «В твоей же стране есть поговорка: „Любишь меня — люби и мою собаку“». Однажды он сказал: «Если бы у меня здоровья было побольше, я бы эту собаку в Индию забрал».

#01:08:33#

Если мы просто поймем, что мы не русские, не австралийцы, но одна большая семья, то это облегчит нашу жизнь. Мы будем прогрессировать как одна семья, будем думать о других членах семьи, заботиться о них. Когда Гурудева спрашивали пограничники на границе: «С какой целью вы приехали?», он всегда отвечал: «Я приехал навестить своих друзей и членов семьи». Таково было настроение Шрилы Гурудева.

#01:10:44#

На самом деле каждый может что-нибудь сказать, высказать свое мнение. Мы — семья. Если у кого-нибудь есть интересные мысли, выскажите их. Наша встреча не должна проходить в формате, когда я всех поучаю, а вы сидите молча. Никаких мнений нет?

Вишакха Деви Даси: Махарадж, а вы уезжаете не потому, что мы вас плохо кормили? [Смех.]

#01:12:21#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я болен, я умираю — это факт. У меня гигантская опухоль на печени. Что-то я просто не могу есть, поэтому питаюсь выборочно. На самом деле я очень расстроен: вижу такие прекрасные блюда, но не могу их принять. С другой стороны, когда я вижу, как другие преданные с энтузиазмом вкушают прасад, я чувствую себя счастливым.

Анукришна Деви Даси: На самом деле ее вопрос был: «Почему вы уезжаете, Махарадж?»

#01:13:51#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Я стараюсь двигаться, чтобы не остановиться. Я чувствую себя немного не у дел, когда здесь нахожусь. Вы все заняты проектами Авадхута Махараджа, я не хочу вам мешать своим присутствием.

Вишакха Деви Даси: Мы бы хотели, чтобы вы с нами участвовали.

#01:15:59#

Шрипад Вайшнав Махарадж: Как мы говорили только что, с утра мы должны заниматься шраванам-киртанам, далее заниматься служением, которое есть у нас, а вечером снова возвращаться к шраванам-киртанам. Я могу участвовать в шраванам-киртанам, но большую часть дня я не могу посвящать активному служению в преданности, как делаете вы. Я не хочу вам мешать. Большую часть дня мне нечем заняться, но вы все заняты служением. Я не могу сесть и что-то автоматически делать, для этого нужна пересадка мозга. [Смех.]

#01:18:29#

Я очень счастлив, что у меня появилась возможность встретиться со всеми вами, приехать сюда, обрести общение. Я даже не мог себе представить, что благоприятный день ухода Шрилы Парам-Гуру Махараджа я мог провести без преданных. Я был с сыном, и он преданный, но все же мне хотелось общения с другими преданными. Поэтому я сам решил и приехал сюда.

#01:19:14#

У Гурудева было три дочери. Самая любимая дочь внезапно оставила тело из-за того, что воздух попал в артерию. Когда Гурудев рассказывал мне об этом, я использовал всю свою силу, чтобы не заплакать. После того как Гурудев закончил, я спросил: «Махарадж, как вы можете рассказывать эту историю без эмоций?» Гурудев посмотрел на меня и сказал: «После ухода Шрилы Шридхара Махараджа ничто не может заставить меня плакать». После ухода Шрилы Парам-Гуру Махараджа Гурудев отправился на даршан к Божествам Радха-Гандхарвика-Гиридхари. Увидев, насколько счастливы были Божества, он почувствовал, что в этот момент вся его тоска была устранена.

#01:21:26#

Иногда я приезжал, и он меня спрашивал: «Как там Божества в Соквеле? Они счастливы?» Я отвечал: «Гурудев, только у вас такое видение. Как я могу определять?» Мы начали сегодняшнюю беседу с красоты. Все, что связано с Господом Кришной, прекрасно и безумно красиво. Мы с этим соприкоснулись — что может быть лучше? Арджуна говорит в Бхагавад-гите: «Ничто не может избавить меня от страданий».

#01:23:02#

на хи прапаш́йа̄ми мама̄панудйа̄д
йач чхокам уччхош̣ан̣ам индрийа̄н̣а̄м
[ава̄пйа бхӯма̄в асапатнам р̣ддхам̇
ра̄джйам̇ сура̄н̣а̄м апи ча̄дхипатйам][5]

Он жалуется Господу: «Я все понимаю, но не могу избавиться от чувства, которое мной владеет». У него были страдания, но после слов его Друга [Господа Кришны], все прошло. Господь Кришна явил глубокую любовь к страждущему другу. Бхагавад-гита — не просто хорошая философская книжка, но проявление любви Господа к ищущим, страждущим душам.

#01:24:46#

Как забавно все связано в этом мире. Снова мы возвращаемся к идее слушания и воспевания. Бхагавад-гита — как раз та песнь, [которую нужно слушать]. Арджуна внимает своему Другу, Наставнику. Он говорит в начале: «Даже если я стану повелителем всех трех миров, это не избавит меня от страданий, вызванных убийством родственников». Но после того как он услышал любящие, заботливые слова Друга, страдания ушли.

#01:25:36#

Насколько же мы удачливы, что можем слушать те же самые слова, которые Кришна явил Своему другу, и еще плюс к этому много-много всего! Что может быть глубже «Чайтанья-чаритамриты»! Оттуда мы узнаем о переживаниях Господа в разлуке — нам дали соприкоснуться даже с такими реалиями.

#01:27:06#

Шрила Шридхар Махарадж дал удивительные названия всем книгам, которые в то время вышли в миссии: «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», «Шри Гуру и его милость», «Субъективная эволюция сознания», «Любовный поиск заблудшего слуги», «Золотой Вулкан божественной любви». Все эти замечательные книги составил Госвами Махарадж. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности» — это естественное, гармоничное стремление души. Все эти названия совершенны. Насколько концепция «Любовного поиска заблудшего слуги» высока и супер-гармонична! Из этой концепции мы узнаем, что не только преданные переживают разлуку с Господом, но и сам Господь чувствует разлуку со Своими преданными. Эту концепцию мы можем увидеть в «Чайтанья-чаритамрите», где Господь Махапрабху беседует с Раманандой Раем.

#01:29:50#

Когда Шрила Гурудев присоединился к миссии, у него была очень хорошая память. Шрила Шридхар Махарадж обратился к нему с просьбой, чтобы Говинда Махарадж выучил наизусть важные главы из «Чайтанья-чаритамриты» (вторая, шестая, восьмая главы Мадхья-лилы). Также он знал тысячи санскритских шлок.

#01:30:52#

Я уже говорил, что все в этом мире взаимосвязано. Эта концепция шраванам-киртанам, слушание и воспевание, безумно глубока. Пока у нас есть чему внимать, к чему обращаться, мы можем продолжать жить. Однажды Гурудев сказал мне: «Пока у тебя есть хотя бы одна шлока, тебе не будет скучно». Я помню некоторые шлоки, но, признаться честно, не могу экстрагировать из них вкус, «пробовать» и переживать так, как это делал Гурудев. Он не может скучать, зная шлоки, а я могу. Так или иначе, нам доступны эти сокровища, которые могут принести нам облегчение. Каждое утро мы поем: «Джив джаго — Бхактивинод Тхакур дал эту прекрасную концепцию. Святое Имя — лекарство от всех бед. Таким образом, надо иметь представление о том, как переживать разлуку.

#01:33:35#

Есть одна замечательная шлока. Махарадж Парикшит говорит: «Я сделал все, что мог. Что надлежит человеку, я выполнил».

#01:33:56#

там̇ мопайа̄там̇ пратийанту випра̄
ган̇га̄ ча девӣ дхр̣та-читтам ӣш́е…

Он заключает: «Я все выполнил, ничто не связывает меня с этим миром. Пускай любое создание этого озорника, Господа, укусит меня — мне все равно. Я спокоен».

#01:34:42#

…двиджопаср̣ш̣т̣ах̣ кухакас такш̣ако ва̄
даш́атв алам̇ га̄йата виш̣н̣у-га̄тха̄х̣[6]

Он просит Шукадева продолжать: «Пожалуйста! Тем, что ты даешь, невозможно пресытиться. Пускай змея кусает меня — мне все равно».

#01:35:23#

Махарадж Парикшит был очень могущественным, потому что все друзья у него были «правильные». Арджуна был его дедушкой, а Субхадра была его бабушкой. У него были достаточно могущественные родственники и друзья, кто-нибудь из них мог явить чудо и избавить Парикшита от того зловещего проклятья, но он не хотел избавления.

#01:36:33#

Мы слышали прекрасную идею от Шрилы Шридхара Махараджа: все, что ни делается, к лучшему. Это очень красивая концепция. Иллюстрацией ее может служить Парикшит: даже проклятье брахмана он воспринял как нечто, что принесет ему лучшую долю. Все делается к лучшему, нам надо лишь правильно сформировать свое мировоззрение.

#01:37:42#

Умадхав Прабху: Махарадж, вы находитесь сейчас в какой-то степени в положении Махараджа Парикшита. Вы, как никто другой, осознаете конец материального существования. На каком виде служения вы сосредоточены?

#01:38:23#

Шрипад Вайшнав Махарадж: [Смеется.] Мы не можем сказать, что я в том же положении. Заключение врача не может снять иллюзию материального существования. Я просто хочу встречаться с преданными и счастливо разговаривать о прекрасном Господе, и Шрила Гурудев просил меня делать это. Такое наставление я получил от своего Гуру, я подписался под этим. Я это делаю не потому, что умираю. Я получил эту новость уже после ухода Гурудева. Гурудев наставил меня заниматься именно таким служением.

#01:40:56#

Понимаете, когда вы просто получаете плохую новость из мира материи, иллюзии не рассеиваются. Я получил столько хороших, необычайных новостей от Гурудева из того мира — и это не привело меня в чувство, не рассеяло иллюзий, поэтому просто одна плохая новость из мира материи не может этого сделать, вам надо это четко понимать. Опять же, если извлекать из всего что-нибудь позитивное: когда ты получаешь такого рода новости, ты понимаешь, что тебе нужно сфокусироваться.

#01:42:17#

Есть такое выражение: «Здорово умереть в упряжи [во время служения]». Я слышал это от многих моих Гуру и стараюсь этому следовать, насколько это возможно.

Джай Ом Вишнупад Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Джай Ом Вишнупад Парамахамса Паривраджакачарья Сарва-шастра-сиддханта-вит Аштоттара-шата Шри Шримад Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж ки джай!

Шри Парамананда Прабху ки джай!

Всем прекрасным преданным центра в Чиангмае ки джай!

Нитай-Гаура премананде Харибол!

Манас Кришна Прабху: Джай Шрила Бхакти Шаран Вайшнав Махарадж ки джай!

Анукришна Деви Даси: Парамананда Прабху ки джай!

Садху Прия Прабху ки джай!

Манас Кришна Прабху ки джай!

Переводчики: Парамананда Дас, Анукришна Деви Даси
Транскрипцию выполнил: Динанатх Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] «Знай, что любое богатство, красота и слава — лишь отблеск Моего великолепия!» (Бхагавад-гита, 10.41).

[2] «Дорогая подруга, если ты дорожишь мирской дружбой, не смотри на улыбающееся лицо Господа Говинды, который стоит на берегу Ямуны у Кеши-гхата. Бросая взгляды краешком глаз, Он прижимает флейту к устам, похожим на нежный, едва распустившийся цветок. Его божественное тело, изогнутое в трех местах, ярко сияет в лучах лунного света» («Бхакти‑расамрита‑синдху», 1.2.239; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 5.224).

[3] «Я не брахман, не царь и не кшатрий, не вайшья и не шудра. Я не принадлежу ни к какой варне: не брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси. Я лишь слуга слуги слуги того, чьи стопы подобны лотосам, кто является для гопи Враджи самим дыханием жизни. Он полный нектара океан, сияющий источник высшего блаженства всего мироздания» («Падьявали», 74; стих приводится в Мадхья-лиле «Шри Чайтанья-чаритамриты» (13.80)).

[4] Сарвопа̄дхи винирмуктам̇, тат-паратвена нирмалам / хр̣ш̣ӣкен̣а хр̣ш̣ӣкеш́а, севанам̇ бхактир учйате — «Идти путем бхакти, служения в преданности, — значит занять все свои чувства служением Верховной Личности Бога, повелителю чувств. Служа Всевышнему, душа, помимо главного плода, обретает два второстепенных: она избавляется от всех материальных самоотождествлений, и ее чувства, занятые служением Богу, очищаются» («Бхакти-расамрита-синдху», 1.1.12; «Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 19.170).

[5] «Ни в завоевании земного царства, которому нет равных, ни даже в обретении власти над мирами богов я не вижу ничего, что рассеяло бы скорбь, иссушающую мое сердце» (Бхагавад-гита, 2.8).

[6] «О чистые сердцем брахманы, примите меня как душу, предавшуюся Господу. О матушка Ганга, знай: сердце мое отдано Господу Кришне. Пускай крылатый змей Такшака или другая магическая тварь, вызванная сыном брахмана, укусит меня в сей же час, если пожелает, — вы же не прекращайте прославлять Господа» («Шримад-Бхагаватам», 1.19.15; «Шри Шри Прапанна-дживанамритам», 5.4).

 

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования