"Чай, лук и чеснок: насколько это (не)допустимо?". Письмо Шрилы Авадхута Махараджа в ответ на вопросы об этом

Уважаемая Ольга,
большое спасибо за Ваше письмо.

Занимая положение Ачарьи Миссии я должен быть предельно честен не только с членами нашей организации, но и с остальными людьми. Поэтому смею заметить, что употребление чая является самым незначительным несовершенством среди последователей Шри Чайтанья Сарасват Матха. Самая главная причина нашей обусловленности — это гордыня и отсутствие любви к Богу, Кришне, а также неумение прощать и сострадать, желание критиковать и искать несовершенства в других. Все это — величайшие враги нашей духовной жизни. Поэтому Шрила Говинда Махарадж всегда учил нас важности наставления Шри Чайтаньи Махапрабху:

тр̣н̣а̄д апи сунӣчена, тарор апи сахиш̣н̣уна̄
ама̄нина̄ ма̄надена кӣртанӣйах̣ сада̄ харих̣

«Не требовать уважения к себе, уважая других и проявляя смирение и терпение  только так можно обрести квалификацию для воспевания Имени Кришны».

С ортодоксальной точки зрения чай действительно не является тем, что мы подносим Божествам и Вайшнавам. Но со светской точки зрения сей «пагубный» напиток завоевал весь мир, став символом общения и трезвости.

Сам по себе чай, так же, как картофель, перец чили и некоторые другие овощи, попал в Индию из других стран и был завезен британскими колонизаторами. Поскольку он обладает возбуждающими и стимулирующими свойствами, он не принимался ведическим сообществом, тогда как лук и чеснок давно известны в Аюрведе как мощные лекарственные растения, но, в силу принадлежности к тама-гуне, неблагоприятные для духовного интеллекта.

Уверяю Вас, что не все члены нашей миссии пьют чай и едят лук или чеснок, а так же, что чай, лук и чеснок никогда не подносятся Божествам или во время храмовых программ.

Наш Шрила Гурудев был лоялен к определенным социальным явлениям, таким, как чай, интернет, телевизор, автомобили. И, следуя наказу Шрилы Сарасвати Тхакура, стремился использовать все это для служения нашим учителям и для проповеди. Безусловно, мы всегда склонны злоупотреблять милостью Святых. Есть одна история. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, планируя проповедь в западном мире, хотел построить общежитие для студентов, зная о том, что они всегда стеснены в средствах. Он сказал: «Мы будем предоставлять студентам дешевое жилье, но также будем проводить в этом общежитии духовные программы». Один из преданных искренне заметил: «Но ведь все эти студенты  невегетарианцы, они не согласятся жить в месте, где запрещено употреблять мясо и табак». На что Шрила Бхактисиддханта отвечал: «Наша главная цель  чтобы люди узнали о сознании Кришны, ибо самое главное несовершенство человека — это его добровольный отказ от служения Богу. Именно это является причиной всех пороков человека. Поэтому, если потребуется, мы разрешим там и мясное питание».

Хотя что я все об этом... Вы спросили меня по поводу чеснока и лука. Я не помню случая, чтобы в наших храмах готовили с чесноком или луком пищу для Божеств. Но при эпидемиях гриппа чеснок помогает. Писания не запрещают использовать такие продукты, как лук или чеснок, в качестве лекарства. 

Борьба с пепси-колой и шоколадками была популярна в ИСККОН в начале 90-х. Но, к сожалению, она не принесла ожидаемых плодов. Отказавшись от шоколада и чая, люди не стали более духовны. Здесь хотелось бы процитировать Христа: важнее не то, что входит в человека, а то, что из него выходит. Некоторые преданные путают самопредание и саттва-гуну. Господь объясняет в Бхагавад-гите, что саттва-гуна пленяет человека. Поэтому можно сказать так: саттва-гуна  лишь переходный период, тогда как ниргуна  это состояние, с которого начинается подлинное бхакти.

Что такое бхакти? Это преданное служение. Поэтому нет необходимости быть богатым, для того чтобы служить, или быть умным, для того чтобы служить. Для служения необходимо желание, а само по себе служение, хоть и требует высшей квалификации, но определяется такими главными качествами, как искренность и стремление удовлетворить объект служения. То же самое действие с целью удовлетворить себя, хоть внешне может походить на служение, служением уже не является, ведь в нем утеряна сама суть служения. Поэтому если кто-то говорит: «Чтобы начать служить Кришне, вы должны быть хорошо вымыты, от вас не должно пахнуть луком и чесноком и вам не следует перевозбуждать свой организм чаем»,  он объясняет лишь внешние условия для служения, которые не всегда соответствуют действительности. Пример: на поле боя Курукшетры Бхима, исполняя свое обещание, пил кровь своего врага, Духшасаны. Столь странное поведение трудно ожидать от духовного человека, который, с нашей точки зрения, должен говорить вкрадчивым голосом, вести себя очень смиренно и не пить чай. Тем не менее, мы единогласно согласимся, что не можем оценивать духовность по одним только шаблонам.

Во времена Шри Чайтаньи Махапрабху был один преданный, который очень хотел попасть на киртаны в дом Шриваса Тхакура. Он был очень аскетичен и питался одним молоком. Зная его фанатичную приверженность благости, Шривас Тхакур обещал замолвить за него слово и попросить Махапрабху, чтобы этот преданный мог присутствовать на киртане. Но Шри Чайтанья Махапрабху отвечал таким образом: «Если кто-то думает, что питание одним лишь молоком сделает человека квалифицированным в любви к Богу,  то он глубоко заблуждается».

Тогда вопрос: что же тогда дает человеку квалификацию для обретения любви к Богу? Бхагавад-гита говорит:

тад виддхи пран̣ипа̄тена, парипраш́нена севайа̄,
упадекш̣йанти те джн̃а̄нам̇, джн̃а̄нинас таттва дарш́инах̣

«Смиренно вопрошай преданных и служи им, и ты обретешь эту квалификацию».

А вот лекция Джаяпатаки Махараджа из ИСККОН, где, ближе к концу, приведена история, показывающая отношение Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура к чаю и табаку, когда они нужны для проповеди:

И догадайтесь, что вице-губернатор захотел? Он захотел чай. Они сказали: «Как же мы дадим ему чай, это же нарушение принципов?» «Дайте ему чай, дайте ему все, что он захочет»— попросил Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Прабхупада часто говорил нам: «Практичность  это принцип». Видите, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур был очень практичен. Этот англичанин приехал, чтобы решить важный вопрос о месте рождения Господа Чайтаньи, и ему нужен чай или табак, или что там он еще хочет, так что пошлите кого-нибудь, пусть купит и принесет ему все это. Пусть будет сделано дело для Господа Чайтаньи.
http://jps-disciples.narod.ru/Lecture8.htm

Безусловно, благими намерениями выложена дорога в ад. Как я писал уже в начале, в силу своей духовной слабости мы можем пытаться оправдывать наши низменные действия, прикрываясь поступками великих святых. Но, тем не менее, я благодарен Вам за это письмо, поскольку, вероятно, его цель  не упрекнуть меня в чем-то, а докопаться до истины. А что может быть прекрасней, чем поиск истины, ведь именно поэтому мы с вами оба пришли к сознанию Кришны. Поэтому, если не обращать внимания на наши маленькие несовершенства, надеюсь, вы сможете найти на наших сайтах много ценного для Вашей духовной жизни.

Ваш слуга,
Свами Б. Б. Авадхут

 

← "Ответ на поздравления к Вьяса Пудже". Письмо Шрилы Авадхута Махараджа ·• Архив новостей •· Инициации в Лахте →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования