«Совершенный Гуру». Выступление Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа во время празднования Вьяса-пуджи Шрилы Б. Р. Шридхара Дев-Госвами Махараджа 20 октября 1992 года


Шрила Бхакти Сундар Говинда Дев-Госвами Махарадж

Совершенный Гуру

Выступление во время празднования Вьяса-пуджи
Шрилы Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа
20 октября 1992 года

 

День явления Шри Гуру почитается наравне с днем явления Кришны. В писаниях сказано:

са̄кш̣а̄д-дхаритвена самаста-ш́а̄страир
уктас татха̄ бха̄вйата эва садбхих̣
кинту прабхор йах̣ прийа эва тасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ-чаран̣а̄равиндам1

Образ Гуру неотличен от образа Кришны. Кришна проявляет Себя как Гуру множеством путей, но посвящение дается непосредственным представителем линии, идущей от Кришны, – такого Гуру называют маханта-гуру. В «Чайтанья-чаритамрите» приводятся описания шикша-гуру, дикша-гуру, чайтья-гуру; в ней объясняются двадцать четыре типа Гуру.

Когда Кавирадж Госвами приступил к составлению «Чайтанья-чаритамриты», он провозгласил следующее:

грантхер а̄рамбхе кари ‘ман̇гала̄чаран̣а’
гуру, ваиш̣н̣ава, бхагава̄н – тинера смаран̣а2

Затем он сложил первую шлоку «Чайтанья-чаритамриты»:

ванде гурӯн ӣш́а-бхакта̄н
ӣш́ам ӣш́а̄вата̄рака̄н
тат-прака̄ш́а̄м̇ш́ ча тач-чхактӣх̣
кр̣ш̣н̣а-чаитанйа-сам̇джн̃акам3

В этой шлоке Шри Чайтанья Махапрабху предстает перед нами одновременно в образе Гуру и Кришны. При ином взгляде на нее мы можем увидеть шикша-гуру и дикша-гуру.

ш́икш̣а̄-гуруке та’ джа̄ни кр̣ш̣н̣ера сварӯпа
антарйа̄мӣ, бхакта-ш́реш̣т̣ха, – эи дуи рӯпа4

Мы не раз слышали о том, что подлинным сознанием Кришны мы обязаны Шри Гуру. Поэтому необходимо принять посвящение у совершенного Гуру. Наш Гуру Махарадж самым возвышенным образом показал нам путь преданности. Сказано, что наша гуру-парампара нисходит как через посредство шикша-, так и дикша-гуру. Когда гуру-парампара порою скрыта от наших глаз, мы не способны различить тот путь, по которому она являет себя через шикша- и дикша-гуру. В эти периоды мы стараемся узреть божественное сияние, которым обнаруживает себя эта линия преемственности; так горящая лампочка служит доказательством идущего по проводам тока. Таким образом гуру-парампара проявляет себя в материальном мире.

Мы знаем, что Бхагаван Кришна передал мантрам Брахме. В «Брахма-самхите» упоминается о том, что Кришна сначала посвятил в мантру Брахму, Брахма передал ее Нараде, который, в свою очередь, передал ее Ведавьясе, от него она затем перешла к Мадхвачарье и далее к Мадхавендре Пури – таким образом этот мантрам пришел к нам. Но именно Мадхавендра Пури непревзойденным образом явил его непознанную дотоле суть. Поистине этот мантрам содержит в себе все, однако иногда он проявляет себя самым необычайным образом.

Через Мадхвачарью была явлена ватсалья-раса, но наивысшая сладость мадхурья-расы пришла в этот мир через Мадхавендру Пури. В «Чайтанья-чаритамрите» приводится шлока, которую Мадхавендра Пури воспевал в дни своего ухода, шлока, выражающая настроение Шримати Радхарани:

айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам5

Существует множество прекраснейших и полных глубокого смысла шлок, но ни одна из них не может сравниться с этой. Кавирадж Госвами сказал:

эи ш́лока кахийа̄чхена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
та̄нра кр̣па̄йа спхурийа̄чхе ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ

киба̄ гаурачандра иха̄ каре а̄сва̄дана
иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄хи чаут̣ха-джана6

О чем эта шлока? Как нам постичь ее смысл? Только по беспричинной милости Шри Чайтаньи Махапрабху она раскроется в нашей душе, если пыль Его лотосоподобных стоп станет нашей путеводной звездой. Махапрабху наделил милостью Своего сердца Шрилу Рупу Госвами, и через него путь ученической преемственности нисходит в этот мир; только благодаря связи с ней мы можем понять и восхититься этой шлокой. Это слова Кавираджа Госвами. В нашей сампрадае никто не способен постичь ее. Эта шлока заставляла Махапрабху испытывать экстаз, и никто иной не в силах проникнуть в ее смысл.

Что же она выражает? Настроение глубочайшей разлуки с Кришной. Кришна открывает Себя через настроение разлуки. Ею проникнут каждый слог этой шлоки, и по воле и милости нашего Гурудева, представителя линии Шрилы Рупы Госвами, мы можем обрести некоторое представление об этом неведомом нам в своей полноте неземном чувстве. Шрила Рупа Госвами дал миру глубочайшую концепцию Шри Чайтаньи Махапрабху, которая низошла затем через Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура к нашему Гуру Махараджу и другим его ученикам.

Санскритские слова имеют множество разных значений, однако это не общее правило. Мадхавендра Пури ощутил настроение, выражаемое этой шлокой, настроение, которое вкушал Махапрабху. Кришнадас Кавирадж Госвами знал многих величайших вайшнавов – одним из них был Нитьянанда Прабху, – знал о том, что после него придут его ученики, великие души, однако вместе с тем он утверждал: иха асвадите ара нахи чаутха-джана. Это убеждает нас в исключительной редкости подобного настроения.

Все вы знаете, какое желание выразил незадолго до своего ухода Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Тхакур. Он хотел услышать из уст Гуру Махараджа песню «Шри-Рупа-Манджари-пада», ту песню, что касается самой сокровенной темы Гаудия-миссии. Гаудия-миссия очень много проповедовала, беспощадно сокрушая концепции майавады и сахаджиизма. Сахаджии и майавади избегали появляться там, где проповедовали представители миссии. Но если демоническая натура все же толкала их в среду слушателей, вайшнавы тотчас вовлекали их в дискуссии, неизменно завершавшиеся полным поражением последних, – настолько неистов был проповеднический дух учеников Сарасвати Тхакура.

За несколько дней до своего ухода Сарасвати Тхакур призвал из Бенареса Шрилу Джаджавара Махараджа и предложил ему побыть в Пури. Каждый день Джаджавар Махарадж пел для него бхаджаны и молитвы, в том числе и песни об аштакалия-лиле. Это цель нашей жизни, но если мы попытаемся дотянуться до нее с того плана, на котором пребываем сейчас, нас ждет неизбежный провал и падение до уровня сахаджии. Во времена Шрилы Сарасвати Тхакура аштакалия-лила и некоторые другие темы не обсуждались. Но поскольку Шрила Сарасвати Тхакур пожелал уйти, он хотел перед своим уходом прояснить некоторые вещи. В те дни в его комнате находились близкие ученики, и однажды он велел позвать Шрилу Гуру Махараджа. Незадолго до того Шрила Гуру Махарадж дежурил у его постели и после дежурства ушел в свою комнату отдохнуть. Ночами все сменяли друг друга, дежуря в комнате Шрилы Сарасвати Тхакура, и Гуру Махараджу выпало особенно трудное время – с двух до четырех часов утра. По окончании дежурства он ушел к себе прилечь. В этот момент Сарасвати Тхакур позвал Гуру Махараджа и сказал: «Спой “Шри-Рупа-Манджари-пада”». Такое сознание – удел немногих, это глубочайшая концепция. Кавирадж Госвами выразился предельно ясно: всем и каждому она недоступна. Но по милости Гуру, верного последователя Шрилы Рупы Госвами, можно ощутить каплю этого океана нектара.

В то время, как вы знаете, Шрила Гуру Махарадж проповедовал не очень активно. Гуру Махарадж всегда старался служить вайшнавам, следуя склонностям своей души. Но если возникала необходимость или позволяли обстоятельства, он проповедовал. Тогда он проповедовал сознание Кришны по всей Индии: в Дели, на Курукшетре, в Мадрасе, Бомбее – повсюду его проповедь необычайно возвышала сознание людей, и Сарасвати Тхакур знал об этом. Прабхупада Сарасвати Тхакур считал необходимым показать своим ученикам и всем остальным: «Я возлагаю на него обязанность продолжать сампрадаю, истинную сампрадаю Рупануга». Поэтому он сказал: «Спой “шри-рупа-манджари-пада, сеи мора сампада, сеи мора бхаджана-пуджана”». Эти слова ошеломили всех.

Все знали, что Шридхар Махарадж – достойнейшая личность в нашей сампрадае. До этого было понятно, что Шридхар Махарадж занимает в ней возвышенное положение. Однако в тот момент Прабхупада недвусмысленно показал – если вы хотите что-то обрести, обращайтесь к Шриле Шридхару Махараджу. Это совершенно очевидно. Об этом нам говорили многие ученики Сарасвати Тхакура. Все они величайшие вайшнавы и в то время занимали более высокое положение, чем Шрила Шридхар Махарадж. Например, Бхакти Саранга Госвами Махарадж. Тогда он еще не был санньяси, он был грихастхой, но занимал в Гаудия-миссии более высокое положение, чем Гуру Махарадж. В то время было много преданных и верных учеников, по праву пользовавшихся доверием и уважением, но Прабхупада очень любил Гуру Махараджа, а Гуру Махарадж всегда старался всем оказать служение.

Когда Гуру Махарадж очень успешно проповедовал по всей Индии, чем необычайно радовал Шрилу Сарасвати Тхакура, все стали испытывать к нему особое уважение. Об этом можно судить по их поступкам. Шрила Бхакти Саранга Госвами Махарадж принял санньясу у Гуру Махараджа, хотя при этом был старше Гуру Махараджа. Шрила Бхакти Прагьяна Кешава Махарадж был гораздо старше Гуру Махараджа и в нашей сампрадае был брахмачари очень высокого уровня, однако и он принял санньясу у Гуру Махараджа. Они не были наивными простаками. Они знали все о миссии и концепции сампрадаи Сарасвати Тхакура, но многие из этих великих преданных приняли санньясу у Гуру Махараджа.

Было немало желающих получить санньясу у Гуру Махараджа, однако он не так просто ее давал. Я помню, как во Вриндаване, примерно в 1950 году, двое учеников Сарасвати Тхакура хотели принять санньясу, но не осмеливались просить об этом Гуру Махараджа. Наконец они обратились с этой просьбой к Госвами Махараджу. Госвами Махарадж пришел к Гуру Махараджу и спросил: «Махарадж, давать ли мне им санньясу?» Гуру Махарадж очень уважал Госвами Махараджа и в ответ на это сказал: «Да. Зачем ты меня об этом спрашиваешь?» Однако они не смогли лично обратиться к Гуру Махараджу. Так оно в действительности и было. Многие хотели принять санньясу, но не осмеливались обратиться с этой просьбой непосредственно к Гуру Махараджу. Таково было его положение.

Наконец, мы помним одного очень любимого Сарасвати Тхакуром его ученика, Махананду Брахмачари, жившего в той же комнате, что и Сарасвати Тхакур. Сарасвати Тхакур относился к нему с большой теплотой и любовью. Махананда Брахмачари сказал Гуру Махараджу: «Махарадж, я хочу принять у вас санньясу». Гуру Махарадж дал ее с большой радостью. В отречении его имя стало Шрила Бхакти Алока Парамахамса Махарадж.

Даже Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж хотел принять санньясу у Гуру Махараджа. Мадхава Махарадж пришел однажды к Гуру Махараджу и сказал: «Махарадж, я хотел бы, чтобы вы дали мне санньясу, но я должен оставаться с Кунджей Бабу – что же мне делать?» Гуру Махарадж ответил: «Тогда тебе не следует принимать у меня санньясу, хотя ты очень искренне любишь меня и относишься ко мне, как к своему другу». Гуру Махарадж никого не считал ниже или младше себя – к любому, кто был младше его, он относился как к другу.

Все ученики Сарасвати Тхакура были ему очень дороги, они оказывали ему самое близкое служение, руководствуясь его наставлениями. Все они пришли к Гуру Махараджу, потому что понимают, что значит их сампрадая. Сампрадая продолжается в линии Шрилы Рупы Госвами, и Шрила Сарасвати Тхакур выразил это через самую возвышенную и сокровенную ее песню, «Шри-Рупа-Манджари-пада», которую он хотел услышать только от Шрилы Шридхара Махараджа. Если нам нужна вода Ганги, мы должны идти к Ганге, или, как говорят англичане: «Если вам нужен хороший уголь, поезжайте в Ньюкасл». Если мы нуждаемся в концепции, принесенной в этот мир Шри Чайтаньей Махапрабху, мы должны обратиться к Шриле Шридхару Махараджу.

 


1 «Я поклоняюсь лотосоподобным стопам духовного учителя, который непостижимым образом одновременно отличен и неотличен от Верховной Личности Бога. Все священные писания прославляют его как неотличного от Верховного Господа Шри Хари, и это признают возвышенные святые. Но при этом он самый дорогой возлюбленный слуга Господа» (Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур «Шри Шри Гурваштака», стих 7).

2 «Начиная свое повествование, я вспомнил о духовном учителе, о преданных и о Верховной Личности Бога и тем самым испросил их благословений» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.20).

3 «Я выражаю почтение духовным учителям, преданным Господа и Его воплощениям, Его полным экспансиям, энергиям и Самому предвечному Господу – Шри Кришне Чайтанье» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.1).

4 «В наставляющем Гуру (шикша-гуру) следует видеть Самого Кришну. Как Гуру, Кришна предстает в двух ипостасях: как Сверхдуша и как лучший из преданных» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.47).

5 «О всемилостивый Господь! О правитель Матхуры! Когда же я снова увижусь с Тобой? Поскольку я не вижу Тебя, сердце мое лишилось покоя. О возлюбленный, что мне теперь делать?» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.197).

6 «В действительности стих этот произнесла Сама Шримати Радхарани, и лишь по Ее милости он слетел с уст Мадхавендры Пури. Кроме них и Шри Чайтаньи Махапрабху, Который мог в полной мере наслаждаться глубиной этого стиха, понять его не дано никому» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 4.194, 195).

← «О поклонении Говардхана-шиле». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 4.1. Навадвипа Дхам, Индия, 1982 год ·• Архив новостей •· «Ценность человеческой жизни». Даршан Шрилы Шридхара Махараджа из цикла «Мгновения Прекрасной Реальности». МПР 3.6. 1982 год. Навадвипа Дхам, Индия →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования