«Путь сердца. Почему вайшнавы не используют мистическую йогу». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж. Индия, Навадвип. 5 января 1983 года

С переводом на русский:

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 7.8 МБ)

 

[00:00:01.23]

Преданный: Мне интересно, почему гаудия-вайшнавы не используют никакие йогические практики: асаны, пранаямы в служении Господу Кришне, тогда как в Рамануджа-сампрадае и других традициях пользуются этими средствами.

[00:00:18.65]

Шрила Шридхар Махарадж: Йогой?

[00:00:21.67]

Преданный: Йогическими позами и дыхательными упражнениями... Мне просто интересно, почему же гаудия-вайшнавы не пользуются этим.

[00:00:36.25]

Шрила Шридхар Махарадж: Йогой и чем еще?

[00:00:37.15]

Преданный: Праной и пранаямой.

[00:00:39.83]

Шрила Шридхар Махарадж: Пранаяма. Вы спрашиваете, почему они отбрасывают это? Они избавляются от всего поддельного. Гаудия-вайшнавы все пропускают через сердце. Сердце – это самое главное, необходимо обращаться к нему и все пропускать через него.

[00:00:58.77]

Разве можно поклоняться Богу или воспевать Его славу, накапливая и используя физическую силу?

[00:01:11.44]

Самый естественный способ – это путь сердца. А значит, служение, попытки удовлетворить Его. Он Сам для Себя. И я должен накапливать силы, из другого источника, и только так я смогу повлиять на Него.

[00:01:41.39]

А что может дать йога? Йога дает вам физическую силу, а как же сила, которая позволит иметь дело с Ним?

[00:01:50.02]

Нам необходимо обратное. «Хуже меня нет никого, я самый падший из всех падших. Мне нужна только Твоя милость, прими меня как самого недостойного быть Твоим слугой».

[00:02:08.86]

Только так можно обращаться к Высшему. И только так можно собрать необходимые силы для прыжка в ту реальность. Мы должны стремиться завоевать Его благосклонность.

[00:02:26.56]

Благоволение есть благоволение. Я хочу Его благосклонности. Он – совершенство, Он полностью самодостаточен. Я желаю Его благосклонности и поэтому должен приближаться к Нему, осознавая свое нижайшее положение, тем самым обеспечив Его благосклонность, Его милость. Я – никто. Я полностью завишу от Него. Это и есть мое истинное положение. Я полностью завишу от Его воли.

[00:02:57.47]

Итак, чтоб быть достойным того мира, надо пребывать в подобном умонастроении. Все, что мне нужно – это Его благосклонность и милость. Необходимо молить: «Пожалуйста, прими меня, самого ужасного, недостойного и падшего из всех падших. Ты – мой лучший Друг».

[00:03:13.53]

«Я оставил Тебя и отправился на поиски своего счастья, я был так глуп. Пренебрегая Тобой, я отправился искать счастья куда-то еще. Я не только грешник, но еще и предатель». Только таким образом можно найти путь обратно к своему лучшему Другу, самому любящему Другу.

[00:03:47.28]

А как в этом мне может помочь йога? Он не подвержен искушению. Как я могу повлиять на Него? Как йога поможет завоевать Его благосклонность? Разве Его можно контролировать с помощью йогических сил. Что йога может мне дать? Он – Абсолют и само Совершенство. Никакие другие усилия не помогут, они только приведут Его в негодование.

[00:04:27.96]

Но если мы попытаемся приблизиться к Нему с некоторыми рекомендациями, или под руководством вайшнава, Гуру, Ему не останется ничего другого как принять нас. Но для этого нам необходимо просить их молить за нас. Только через Его посланников, а никак не с помощью физической силы.

[00:04:52.13]

Йога. С помощью йоги мы можем набраться некоторой силы, но эти силы не смогут противостоять Его воле. Мы должны приближаться к Нему, полагаясь на Его сладчайшую волю.

[00:05:09.41]

И те, кто обладает верой в Его сладчайшую волю, являются Его преданными. Только через преданных мы можем встать на правильный путь. Полагаясь на Него, мы должны приближаться к Нему.

[00:05:18.88]

Нам даже не следует стараться идти другим путем. Мы еще только больше заблудимся. Попытки познать Его бессмысленны, мы не способны познать Его.

[00:05:35.52]

Нам нужно молить: «Пожалуйста, откройся мне, если в этом есть необходимость». В противном случае, я буду лишь впустую тратить энергию, моля: «Прошу, откройся мне».

[00:05:50.51]

«Для Тебя в этом нет необходимости. Но я хочу хотя бы что-нибудь сделать для Твоего удовлетворения. Пожалуйста, прими меня».

[00:06:01.38]

«Ты идеален, полностью самодостаточен, у Тебя нет нужды ни в чем. Я же нуждаюсь в служении, которое есть стремление удовлетворить Тебя, одари же меня каким-либо служением».

[00:06:16.73]

Таким должен быть наш подход, если мы хотим приблизиться к Нему, нашему Другу, любящему нас Другу. Для этого нам не надо никаких помощников, обладающих мистическими силами.

[00:06:42.25]

И что бы ни происходило, мы можем себя контролировать до определенного уровня, занимаясь подобного рода йогой.

[00:06:51.15]

йама̄дибхир йога-патхаих̣
ка̄ма-лобха-хато мухух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 1.6.35)

[00:06:56.29]

Какое-то время мы способны контролировать наши чувства – подобного результата можно достигнуть с помощью йоги. Но это не приведет нас к Абсолюту.

[00:07:08.26]

Абсолют означает, что Он превыше всего, Он самодостаточен. Абсолютный означает самодостаточный. Он не зависит от чего-либо.

[00:07:21.40]

Йога может помочь нам контролировать наши умственные и физические способности. Но, безусловно, о подобных способностях можно говорить только в рамках одной жизни, а не вечности.

[00:07:39.56]

йама̄дибхир йога-патхаих̣
ка̄ма-лобха-хато мухух̣

(«Шримад-Бхагаватам», 1.6.35)

[00:07:43.86]

Кама, кродха, лобха и моха могут оказаться под контролем на какое-то время.

[00:07:56.82]

мукунда-севайа̄ йадват
татха̄тма̄ддха̄ на ш́а̄мйати

(«Шримад-Бхагаватам», 1.6.35)

[00:08:01.93]

Но если нам удается привлечься служением Мукунде, то все эти помехи уходят сами собой.

[00:08:11.98]

Как только нам удается ощутить сладчайший вкус служения Ему, в Его компании, все так называемые чарующие предложения растворяются навеки.

[00:08:24.89]

И уже не возвращаются никогда. Наше очарование похотью, злостью, жадностью улетучивается, как только нам удается ощутить вкус служения Господу, Мукунде.

[00:08:47.25]

Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари, Гаура-Хари.

[00:08:52.76]

на̄хам̇ ведаир на тапаса̄
на да̄нена на чеджйайа̄
ш́акйа эвам̇-видхо драш̣т̣ум̇...

(Бхагавад-гита, 11.53)

[00:08:59.80]

правеш̣т̣ум̇ ча парантапа

(Бхагавад-гита, 11.54)

[00:09:04.90]

«Все прочие средства не дадут никакого результата. Только бхактйа тв ананйайа – только тем, кто движим преданным служением, Я позволяю познать меня, Арджуна».

[00:09:19.47]

Но ничто иное не может привести вас к преданности.

[00:09:28.60]

бхактйа̄ тв ананйайа̄ ш́акйа

(Бхагавад-гита, 11.54)

[00:09:32.87]

И, конечно же, речь не идет о временной преданности. Только вечной и исключительной.

[00:09:40.34]

Сарва-дхарма̄н паритйаджйа ма̄м экам̇ ш́аран̣ам̇ [Бхагавад-гита, 18.66] – «Необходимо отказаться от всего и сконцентрироваться только на Мне».

[00:09:50.20]

«Только такого рода преданность способна привести тебя ко Мне и к преданному. Все остальное бесполезно и постыдно».

[00:10:04.87]

«Разве можно с помощью наемного рабочего познать Меня? Нет. Только мои посланники помогут тебе, они – твои единственные покровители».

[00:10:20.55]

«Они ищут тех, кто дорог Мне, Мои посланники здесь».

[00:10:29.40]

«И они не просто так приходят сюда. Они здесь, чтобы нести благо другим».

[00:10:37.76]

«С таким пониманием они обращаются ко Мне. Найди свой путь ко Мне с их помощью, не ищи никаких посторонних способов обрести Мою милость».

[00:10:55.34]

«Это ложный путь ко Мне. Ищи путь в Мою обитель только через них, потому что они здесь только для этого, это их единственная цель».

[00:11:14.82]

«Они без остатка поглощены служением Мне, они скитаются по свету только для того, чтобы помогать ищущим».

[00:11:36.70]

«Они приходят оказывать помощь. Обращайся к ним, в противном случае... Что такое йога? Йама, нийама…»

[00:11:48.25]

«Как управление дыханием и прочее могут заставить Меня открыться тебе?»

[00:12:01.95]

«Я абсолютный автократ, Мне безразлично все, кроме преданных. Меня не заботит ничто – ни сила, ни тактика, ни уловки, – ничто не способно повергнуть Меня».

[00:12:29.04]

«Я диктатор. Но при этом Я замечаю попытки предаться Мне».

[00:12:43.72]

«Огромное множество небожителей пытаются заключить сделку со Мной, но это не в их власти, Мое расположение нельзя купить».

[00:13:00.31]

«Никто не может торговаться со Мной. Я Абсолют. Только благодаря преданности, исключительной преданности, не формальной, а естественной, идущей из самого сердца, можно достичь Меня».

[00:13:22.13]

«Я ищу только искреннюю преданность, Мне нужно сердце, а ни что-то другое».

[00:13:36.30]

бха̄ва-гра̄хӣ джана̄рданах̣...

(«Шри Чайтанья Бхагавата», Ади-кханда, 11.108)

[00:13:38.42]

патрам̇ пуш̣пам̇ пхалам̇ тойам̇
йо ме бхактйа̄ прайаччхати
тад ахам̇ бхактй-упахр̣там
аш́на̄ми прайата̄тманах̣

(Бхагавад-гита, 9.26)

[00:13:50.68]

«Кто жертвует Мне искренне и с любовью, от того Я приму любое подношение, будь то листок, цветок, вода или что-то другое».

[00:14:13.28]

«Не дорогая или помпезно поднесенная Мне пища важна для Меня. Мне нужна искренность, идущая из самой глубины сердца. Подлинная вера – вот то, что Я ценю».

[00:14:38.96]

Есть стихотворение, в котором говорится: «О Кришна, у Тебя есть все, кроме сердца. Потому что его украли гопи. Да, гопи украли Твое сердце. Все в Твоей власти, кроме Твоего сердца и ума, которые были похищены. Так возьми мое сердце! Прими мой ум. Он хочет принадлежать Тебе. Пожалуйста, прими его. Поскольку сердце Твое украдено, возьми мое. Привлеки же мое сердце к Себе!»

[00:15:43.81]

Есть такое слово в английском sweetheart (которое значит «дорогая» или «возлюбленная»). Оно может относиться только к дамам или к мужчинам тоже? Или наоборот?

[00:15:53.86]

Преданный: Преимущественно к дамам. Но иногда и к мужчинам.

[00:16:01.64]

Шрила Шридхар Махарадж: Иногда. Тогда – «дорогой», «возлюбленный».

Переводчик: Киртида Деви Даси
Редактор: Традиш дас 

 

 

Original in English:

Shrila Bhakti Rakshak Shridhar Dev-Goswami Maharaj. January 5th, 1983. India, Nabadwip.

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 4.0 МБ)

 

[00:00:01.23]

Devotee: I was wondering why the Gaudiya Vaishnavas they don’t use any yoga and yoga asanas, pranayam in their service to Krishna, whereas the Ramanuja and some sects they use yoga and pranayama.

[00:00:18.65]

Shrila Shridhar Maharaj: Yoga?

[00:00:21.67]

Devotee: Yoga asanas and pranayam. I was wondering why Gaudiya Vaishnavas do not use yoga and pranayam...

[00:00:36.25]

Shrila Shridhar Maharaj: Yoga and?..

[00:00:37.15]

Devotee: Prana, pranayam.

[00:00:39.83]

Shrila Shridhar Maharaj: Pranayam. Why they discard? They discard any artificial thing. [Gaudiyas?] with heart. Heart is the important part and to appeal to the heart, transaction with the heart.

[00:00:58.77]

By natural force to acquire some psychic power and to press them with that power to God; is that a form of worship, preaching?

[00:01:11.44]

One who has got heart, hearty transaction that is the most natural thing. Service. Satisfaction. He is for Himself. And I shall acquire some power from elsewhere and by dint of that I shall encroach on Him.

[00:01:41.39]

What the yoga will do? Yoga will give some power in me, and what with that power I shall do with Him?

[00:01:50.02]

The opposite is necessary. “I am meanest of the mean, I am fallen of the fallen. I want Your grace, You accept me as Your meanest servant!”

[00:02:08.86]

This is the way to approach the High. And to gather some power and by dint of that power to jump on that superior entity, that should be the process of getting Him, His favor?

[00:02:26.56]

Favor is favor. I want His favor. He is all complete, all perfect. I want His favor, and I must approach in the meanest way to secure His favor, His grace. I have no position, I am no higher, I am wholesale dependent on Him. This is my natural position, constitutional position. I am wholly dependent on Him.

[00:02:57.47]

So anything to sue [suit? - Kk] Him must be of that temperament: I want His favor, His grace. Please accept me, I am so heinous, so sinful, so meanest of the mean. You are my best Friend.

[00:03:13.53]

I left You and I went somewhere else to search for my prospect, I was so mean. Neglecting You I went somewhere to search my prospect. I am not only a sinner, I am traitorous man. In this way we are to go back to our highest Friend, most affectionate Friend.

[00:03:47.28]

What this yoga power will do me? He is above all seduction. With the power of yoga I shall influence Him? And bring Him in my favour? He is in any way to be controlled by yoga power? What yoga will do to me? He is all-independent, Absolute, He is perfect in Himself. Other influence won’t work there. That will be enraging His temper.

[00:04:27.96]

If I approach Him with some recommendation, or with some guardian He will have to, a Vaishnava is our guardian, Guru, Vaishnava, we may go to them and ask them to plead for me. His agents and not any natural power external to Him.

[00:04:52.13]

Yoga. By yoga we can acquire some power, subtle power, but no power can work on Him against His sweet will. We must approach Him in the line of His sweet will.

[00:05:09.41]

And those that have faith in His sweet will, that is the devotees. Through the devotees we must approach. Through Him we must approach Him.

[00:05:18.88]

And not through any other power we should try to approach Him. That will be opposite. If we want to know Him it is futile, we can't know Him.

[00:05:35.52]

We shall pray, “Please make Yourself known to me, if necessary.” Otherwise it is not necessary that I shall waste my energy requesting You, “You please make Yourself known to me.”

[00:05:50.51]

That is also not necessary. Redundant. I want to satisfy You, to contribute something for Your satisfaction, please accept me.

[00:06:01.38]

You are full, You are perfect, You have no need. But for my necessity give me some sort of service. Service means in the line of satisfaction to You.

[00:06:16.73]

That should be our attitude to approach Him. To approach a friend, affectionate friend, so many mystic persons should not be called for help in our attempt.

[00:06:42.25]

And whatever is done, we can control ourselves to a certain extent by taking course of those yoga practice.

[00:06:51.15]

yamādibhir yoga-pathaiḥ
kāma-lobha-hato muhuḥ

(Shrimad-Bhagavatam, 1.6.35)

[00:06:56.29]

For some time we can check our senses, this is the effect of the yoga. But yoga cannot give the Absolute.

[00:07:08.26]

Absolute means He is above all, He is self-sufficient. Absolute means self-sufficient. He is not dependent upon any other thing.

[00:07:21.40]

And yoga can help us to control our mental and physical anomalies or eccentricities. That also for the time being, not for eternity.

[00:07:39.56]

yamādibhir yoga-pathaiḥ
kāma-lobha-hato muhuḥ

(Shrimad-Bhagavatam, 1.6.35)

[00:07:43.86]

For the time being this kama, krodha, lobha, moha; all these may be brought under control for some temporary period.

[00:07:56.82]

mukunda-sevayā yadvat
tathātmāddhā na śāmyati

(Shrimad-Bhagavatam, 1.6.35)

[00:08:01.93]

But if we can engage ourselves in the service of Mukunda then all these disturbance go once for all.

[00:08:11.98]

By finding the sweet taste in His service, in His company, all these so-called charming proposals retire eternally.

[00:08:24.89]

Won’t come back again. The charm for lust, the charm for anger, or for greed, all these things they will vanish altogether once for all, if we get taste for the service of the Lord, Mukunda.

[00:08:47.25]

Gaura-Hari, Gaura-Hari, Gaura-Hari, Gaura-Hari.

[00:08:52.76]

nāhaḿ vedair na tapasā
na dānena na cejyayā
śakya evaḿ-vidho draṣṭuḿ
...

(Bhagavad-gita, 11.53)

[00:08:59.80]

praveṣṭuḿ ca parantapa 

(Bhagavad-gita, 11.54)

[00:09:04.90]

“All other means they fail. Only bhaktya tv ananyaya, only exclusive devotion can get Me as you see, Arjuna.”

[00:09:19.47]

But other things they cannot lead to such position, any devotee.

[00:09:28.60]

bhaktyā tv ananyayā śakya

(Bhagavad-gita, 11.54)

[00:09:32.87]

Not also devotion for the temporary devotion. Permanent and exclusive.

[00:09:40.34]

Sarva-dharmān parityajya mām ekaṁ śaraṇaṁ [Bhagavad-gita, 18.66] – “All else rejected, only concentrated to My own self.”

[00:09:50.20]

“That sort of devotion can only give Me to you, to the devotee. All else futile and shameful.”

[00:10:04.87]

“That with some hired persons they will come to canvass Me, no. My agents are best benefit to you, benefactor to you.”

[00:10:20.55]

“They are searching to canvass persons in My favor, My agents are there.”

[00:10:29.40]

“And that is not for any business purpose. Their business is to do good to others.”

[00:10:37.76]

“With this idea so many agents are out to converse for Me. Come through them, and not seek any recommendation outside any anyhow to come to force Me to favor you.”

[00:10:55.34]

“That is not the path proper. Come to Me through My own agent and there they have got no other aspiration for their own.”

[00:11:14.82]

“They’re all given to My service and they are wandering and trying to recruit persons for the benefit of those recruited.”

[00:11:36.70]

“For their benefit they are wandering. So come through them, never otherwise. What is yoga? Yama, niyama…”

[00:11:48.25]

“There is air, there are so many things, by controlling that you will force Me to come to you?”

[00:12:01.95]

“I am the absolute autocrat, don’t care for anything else, no necessity of caring for anything else, any force, any tactics, any cunning method, subversive, none can, nothing can defeat me.”

[00:12:29.04]

“I am autocrat. And in the line of autocracy, admitting that, you try to come to Me.”

[00:12:43.72]

“The demigods are many, they are making trade, and I am not under them, the commodity of their trade.”

[00:13:00.31]

“None can make trade with Me, I am Absolute. Only devotion, and exclusive devotion and not formal, but natural, hearty.”

[00:13:22.13]

“That is sincere. I look for that, I look for the heart, and not for anything else.”

[00:13:36.30]

bhāva-grāhī-janārdanaḥ

(Chaitanya Bhagavata, Adi-khanda, 11.108)

[00:13:38.42]

patraḿ puṣpaḿ phalaḿ toyaḿ
yo me bhaktyā prayacchati
tad ahaḿ bhakty-upahṛtam
aśnāmi prayatātmanaḥ

 (Bhagavad-gita, 9.26)

[00:13:50.68]

“Whatever My devotee offers to Me with sincere devotion, with sincere affection, I take that. It does not matter whether it is a leaf or a flower or water or anything else.”

[00:14:13.28]

“Not the rich food or rich presentation is necessary for Me. What I want, I want the heart, I want sincerity. Good faith I want. That is the highest thing in Me.”

[00:14:38.96]

There is one poem written by a poet carefully, “O Krishna, You have everything. But only You have not the heart. The heart is stolen by the gopis. Your heart, gopis have stolen Your heart, so You have everything, but the heart or the mind is not present in You, that is already stolen. So, You take my heart! You accept my mind. That is wanting in You. So please accept my mind to You. Because Your heart is empty, please take my heart. That is, attract my heart towards You!”

[00:15:43.81]

A sweetheart is a word. Sweetheart is applied only to the ladies, or to the men also? Vice versa?

[00:15:53.86]

Devotee: To the ladies mostly. It can be both ways, sometimes.

[00:16:01.64]

Shrila Shridhar Maharaj: Sometimes. So sweetheart.

Captured by Kirtida Devi Dasi
Edited by Tradish das

 

← Проповедь Бимала Канти Прабху Брахмачари в Харькове 26 июля 2010 года. ·• Архив новостей •· "Подлинное сокровище – общение с преданными" (часть 2). Шрипад Б. С. Госвами Махарадж. Санкт-Петербург, Лахта. 5 февраля 2010 года. →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования