«Вариации на тему эксплуатации». Лекция Шрипада Б. С. Госвами Махараджа. Санкт-Петербург, Лахта, 16 февраля 2006 года

Get the Flash Player to see this player.
скачать (формат MP3, 6.7 МБ)

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж

Вариации на тему эксплуатации

(16 февраля 2006 года, Лахта, Санкт-Петербург)

 

джӣвера ’сварӯпа’ хайа — кр̣ш̣н̣ера ’нитйа-да̄са’1

#00:00:24#

Первая истина, которую Махапрабху преподносит Санатане Госвами, описывает природу и положение души. Он говорит, что джива по своей природе — татастха-шакти, источник ее бытия — это энергия, татастха. Тата — значит «срединное, пограничное положение» на окраинах чит-шакти, духовного царства. И в природе дживы заложена перспектива осуществления себя. 

#00:01:30#

Эта перспектива осуществления себя, обретение своего потенциала двояка. Английский поэт Джон Мильтон в своей поэме «Потерянный рай» так определил две эти возможности, два вида перспективы живого существа: «царствование в аду или служение на небесах». 

#00:02:06#

Одна идея, одна перспектива — это осуществление себя, реализация своего потенциала через эксплуатацию, через господство. Вторая идея — осуществление себя, реализация себя через служение. Господство и служение. Обретение счастья через то, чтобы брать, и через то, чтобы отдавать. 

#00:02:53#

С одной стороны — приобретение, потребление, контроль тех начал, тех реалий, которые по своей природе ниже меня. Это одна возможность, одна позиция. И, с другой стороны, — вручение себя, отдание себя тому началу, природа которого более высока, чем моя природа. Возможность такого выбора лежит перед нами в настоящее время. 

#00:03:34#

С одной стороны, у нас есть некое представление о сознании Кришны, о возможностях, которые открываются в этой сфере. И, с другой стороны, перед нами лежит перспектива эксплуатации и господства в этом мире. Первопричина материального существования — то, что называется аханкарой. Это ложное восприятие себя, ложное вúдение себя в качестве наслаждающегося, потребляющего. 

#00:04:21#

В Гите говорится: 

иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата2 

Это нечто подобное тому, как семя прорастает, росток разветвляется и появляются два листика. Первое следствие этой аханкары, ложного восприятия себя, проявляется как желание. Второе — как зависть к положению, которое занимает Кришна. В результате мы оказались здесь, в этом мире, в этом измерении бытия, где можем реализовать нашу тенденцию господствовать, где можем пытаться контролировать. И мы по-прежнему пытаемся это делать. Мы пытаемся делать это либо в какой-то ограниченной области, ограниченных рамках, или же в рамках города, страны, всего мира. Мы пытаемся подчинить окружающее своему контролю. 

#00:06:00#

Однако мы, скорее всего, уже заметили, что то, что есть в бытии, вовсе не предназначено для нашего удовлетворения. Должен ли я тогда прийти к выводу, что все это бессмысленно, абсурдно — то, что, в конечном счете, мир, реальность, бытие не призвано вообще кого-либо удовлетворять? 

#00:06:33#

Кришна в Бхагавад-гите описывает демоническую ментальность: 

ӣш́варо ’хам ахам̇ бхогӣ, сиддхо ’хам̇ балава̄н сукхӣ3 

Это такое отношение, такая позиция, когда человек думает: «Я могущественен, я совершенен, я обладаю силой, я способен контролировать». 

#00:07:09#

О чем говорит вся реклама, которая постоянно пытается захватить наше внимание? По сути дела, эта реклама неизменно обращается к самому основному человеческому инстинкту, фундаментальному побуждению, тенденции человеческой природы, а именно к склонности контролировать, быть в центре всего. 

#00:07:53#

Две этих возможности выбора, две перспективы, два вопроса перед нами: «Осуществим ли мой потенциал, реализация себя через служение или через господство, через потребление или через жертвенность, преданность?» Какое положение занимает джива, когда вступает в материальный мир? Это могут быть разные положения. Есть пуранические описания того, когда джива оказывается в материальном мире. Первое положение, которое она занимает, — положение Брахмы. Впоследствии она опускается до более низких уровней. 

#00:08:50#

Пураны утверждают: «В материальном мироздании существует 8 400 000 форм жизни». Так же, как существуют три изначальных цвета, в рамках материальной природы есть три начала, три основных состояния [гуны]. Три цвета порождают широчайшую цветовую гамму, так же и эти три состояния порождают бесчисленное множество вариаций одной и той же темы, остающейся неизменной, и тема эта — эксплуатация. 

#00:09:45#

Дарвин очень хорошо определил ее как «выживание сильнейшего». В данном случае — выживание достойных, самых лучших. Но что означает «выживание лучших»? «Лучших» — это тех, кто способен доминировать, контролировать в большей степени. Таково основное правило в мире материи. 

#00:10:23#

«Бхагаватам» провозглашает: джӣво джӣвасйа джӣванам — «Одно живое существо живет в этом мире за счет того, что пожирает другое живое существо»4. У Иеронима Босха есть картина, которая называется «Большие рыбы пожирают малых»5. Это очень простое представление, но оно очень глубоко. Этот сюжет объясняет все. В нем все сводится к следующему — большие рыбы пожирают маленьких. И ничего привлекательного в этом нет. Однако так устроен этот мир: одно живое существо пожирает другое, одно живое существо выживает за счет другого. 

#00:10:21#

Духовная же концепция прямо противоположна этому. В духовной реальности одно живое существо выживает за счет служения другим живым существам, а не за счет их эксплуатации. 

#00:11:47#

Бхагьявана-джива, удачливое живое существо, блуждая по просторам мироздания, в процессе своих странствий может, благодаря своей удаче, встретить представителей Истины. Представитель Истины пробуждает в душе чувство ее подлинной перспективы, перспективы достижения истинного счастья для нее, благодаря чему душа, живое существо, начинает понимать, что ее потенциал, ее перспектива счастья лежит не в области господства, эксплуатации, но в измерении преданности. 

#00:12:33#

Однако есть столь многие личности, которые пытаются соблазнить дживу. Все эти перспективы, все эти явления следующие — бхукти, мукти, сиддхи: чувственные наслаждения этого мира [бхукти], мистические силы [сиддхи] и перспективы освобождения [мукти]. 

#00:13:15#

Посредники же, представители Абсолютной Истины в этом мире пробуждают в живом существе чувство иной перспективы — возможности самоопределения, раскрытия своей природы через преданность, самопожертвование. 

Переводчик: Муралишвар дас
Транскрипт выполнил: Лочан дас
Редактор и составитель примечаний: Традиш дас

 

1 «По своей сути души — вечные слуги Кришны. Будучи пограничной энергией Кришны, они и отличны, и неотличны от Него» («Чайтанья-Чаритамрита», Мадхья-лила, 20.108).

2 В Бхагавад-гите (7.27) Шри Кришна говорит Арджуне: иччха̄-двеш̣а самуттхена, двандва-мохена бха̄рата / сарва-бхӯта̄ни сам̇мохам̇, сарге йа̄нти парантапа — «О покоритель врагов, потомок Бхараты! С начала сотворения вселенной все живые существа погружены в невежество, обманутые двойственностью, которая основана на влечении и отвращении».

3 [Безбожники утверждают:] «Я господин окружающего мира, и буду наслаждаться им. Я совершенен, могущественен и счастлив» (Бхагавад-гита, 16.14).

4 В «Шримад-Бхагаватам» (1.13.47) сказано: ахаста̄ни сахаста̄на̄м, апада̄ни чатуш̣-пада̄м / пхалгӯни татра махата̄м̇, джӣво джӣвасйа джӣванам — «Лишенные рук — добыча имеющих руки, лишенные ног — добыча четвероногих. Слабые служат пищей для сильного. Общий закон гласит: одно живое существо — пища для другого».

5 Рисунок «Большие рыбы пожирают малых» (1565) — на самом деле работа голландского художника Питера Брейгеля-старшего. Неточность, допущенная Шрилой Госвами Махараджем, неслучайна. Дело в том, что работодатель Брейгеля по имени Иероним Кок, с целью подогреть интерес покупателей к гравюре художника, малоизвестного в то время мастера, написал на ней имя Иеронима Босха. На оригинале же сохранилась подпись Питера Брейгеля, благодаря чему позднее стало известно, кто подлинно является автором произведения.

← «Игры Вайшнавов». Лекция Шрилы Б. С. Говинды Дев-Госвами Махараджа. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год. ·• Архив новостей •· «Анья-абхилаша чхади». Песня Нароттама Даса Тхакура (на русском и английском языках) →
Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Фотогалерея | Контактная информация
Пожертвования