«Нама-санкиртана». Шрила Б. Б. Авадхут Махарадж. 20 июня 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 19.76M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Нама-санкиртана

(20 июня 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Наука, культура и религия

Мы живем с вами в социуме, где наука, культура и религия разведены в разные стороны и постоянно ссорятся между собой. Есть люди, которые занимаются только наукой. Есть люди верующие, занимающиеся культурой (религиозной культурой). Но есть также целая категория людей, которые вообще не занимают какое-либо положение — не относятся ни к тем, ни к другим, но испытывают влияние тех или иных идей. Хотя в России это может быть и не так ярко проявлено, — потому что в России всего тринадцать процентов верующих (по статистике атеистов), — но в западном мире, например в США, противостояние религиозных групп и научных групп сильно.

Если вы знакомы с современной культурой, с развитием современной науки и медицины, то знаете, что религия за последние пятьсот лет фактически была самым серьезным препятствием для новых технологий и прогресса. Например, в Англии, в Европе, когда появилось первое медицинское образование, врачи были вынуждены выкрадывать трупы людей, поскольку препарировать трупы было запрещено религией, и университеты нанимали бомжей, криминалов на их откапывание. И часто, если их ловили, эти университеты пытались закрывать.

Веды.
Идея полноразвитого теизма

Таким образом, ученые прошли через огромные трудности и испытания лишь только для того, чтобы иметь возможность понять, что такое реальность, как устроен человеческий организм и так далее.

Поскольку сам по себе мир, в котором мы живем, построен на противоположностях и заблуждениях, возникает вопрос: «Существует ли некая система, способная объединить культуру, религию и философию?» И в этом смысле мы можем сказать, что только ведическая система, только Веды могут объединить культуру, религию и философию воедино.

Тогда возникает вопрос: «Поскольку Веды безграничны, какая часть Вед самая совершенная?» Ответ: «Самая совершенная часть Вед та, которая может привести все остальные Веды в гармонию». Если мы будем читать Упанишады, Пураны, то обнаружим, что часто они противоречат друг другу. Возникает вопрос: «Почему ведические произведения противоречат друг другу?» Ответ таков: «Ведические произведения предназначены для разных типов живых существ: тех, кто находится в тамо-гуне, раджа-гуне и саттва-гуне. Фактически это многоступенчатая система, заставляющая живые существа на протяжении нескольких жизней переходить от более низших форм божественного понимания к более высшим». Сами по себе ведические писания противоречивы, если попадают в руки дилетантов. Вайшнавы же подходят к Ведам с очень глубоким принципом, и в основу принципа понимания Вед ставится идея полноразвитого теизма.

Высшее заключение «Бхагавата-пураны»

Какое же из ведических писаний позволяет в высшей степени раскрыть положение Бога, положение живого существа и связь между живым существом и Богом? Поскольку, по сути дела, это самый главный вопрос религии. В Бхагавад-гите Кришна указывает на главный принцип. Кришна говорит:

ахам̇ сарвасйа прабхаво
маттах̣ сарвам̇ правартате

ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇
будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣

Это выражение, в котором Кришна полностью отрицает демократию, заявляет о Своем верховном положении1. Но понимание строк Гиты, также как и понимание слов «Веданта-сутры», требует каких-то более глубоких разъяснений. Поэтому «Бхагавата-пурана», которая явилась пять тысяч лет назад на заре Кали-юги, была предназначена именно для того, чтобы собрать квинтэссенцию всего духовного знания. Как и любое ключевое произведение, «Шримад-Бхагаватам» содержит необходимые составляющие: первое — вступление, которое должно разъяснить суть произведения; второе — главные философские принципы, которые должны быть раскрыты (как правило, с помощью примеров и историй); третье — опровержение, опровержение тех доказательств, которые также должны присутствовать; и после раскрытия, объяснения, доказательств, опровержений, опровержений ранее приведенных опровержений, должно быть приведено заключение — катарсис.

Поскольку у нас нет времени говорить обо всей «Бхагавата-пуране», мы сегодня поговорим только об ее начале и конце, потому что всё, описанное в середине, — путь. Почему я хочу сказать о последней шлоке «Бхагавата-пураны»? Когда высшее духовное знание было явлено, и на протяжении всей «Бхагавата-пураны» выдерживалась очень глубокая трансцендентная нагрузка, главной должна была стать ее последняя часть. И эти последние части раскрывают положение Кришны, как сваям-бхагавана. Но что еще более важно — помимо того, чтобы раскрыть в высшей степени положение Кришны, как сваям-бхагавана, — необходимо было заключение или то, что драматурги называют катарсисом. Последнее… что сказать в конце, когда вы дали самое высшее заключение об Истине, и все, кто слышал об этом, поняли, что эта Истина настолько прекрасна, настолько совершенна, настолько трансцендентна, — что сказать в самом конце? И вот, самая последняя шлока «Бхагавата-пураны» звучит так:

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам2

В конце «Бхагавата-пураны» Шукадев Госвами заявляет Махараджу Парикшиту — в тот момент, когда Махараджу Парикшиту остается несколько часов до смерти: «Царь, теперь послушай, что я тебе скажу самое главное. Рассказав обо всех видах духовного знания, я все-таки хочу вернуться к самой главной идее — нама-санкиртанам йасйа сарва-папа пранашанам. Ты должен занять себя санкиртаной».

Санкиртана

Санкиртана — это прославление Верховной Личности Бога. Недостаточно в этом мире быть лишь знакомым с религией, с ее принципами. Сама по себе религия — это реальность. Как объяснял Шрила Шридхар Махарадж: «Религия означает занять гармоничное положение относительно Господа». Часто мы приводим пример: если живое существо — это клетка в космическом организме, то она не должна быть раковой клеткой, но должна занять свое штатное место в мире гармонии. Но как это сделать? Как это осуществить нам — тем живым существам, которые отдалились от Истины очень далеко. Поэтому «Бхагавата-пурана» приглашает нас и говорит: нама-санкиртанам йасйа сарва-папа пранашанам. Если мы сможем занять себя санкиртаной, прославлением духовного мира, то естественным образом (поскольку весь мир создан только для одной цели — прославления Господа), вне зависимости от того, насколько мы далеки от Истины, мы тут же займем гармоничное положение.

Далее писания говорят о том, что сама по себе санкиртана способна разрушить все страдания живого существа. Писания приводят очень яркий пример: мир, в котором мы живем, сравнивается с казнью, когда над головой казнимого машут ятаганом, и человек вынужден погружаться в чан с испражнениями. Когда через некоторое время он выныривает и вдыхает, он чувствует счастье. Но отсутствие горя не является счастьем. Гармоничное положение, которое способен занять человек, он занимает только тогда, когда возобновляет свои вечные отношения с Богом.

В связи с этим мы можем сказать, что, каков бы ни был этот мир, мы можем относиться к нему философски, как Диоген. Диоген жил в бочке, он понимал природу временности, он смеялся над великими царями. Но, тем не менее, даже Диоген не спасся от смерти. Поэтому Веды предлагают нам осознать главный принцип: с помощью санкиртаны наша внутренняя трансцендентная природа может быть реализована. Каждый человек — феномен, и у каждого человека есть потенциал. Феномен реализуется только тогда, когда раскрывается его потенциал.

Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1 «Я источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем» (Бхагавад-гита, 10.8).

2 «Совместное воспевание Святого Имени Кришны разрушает все греховные реакции» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).




←  «Трансцендентное знание». Шрила Б. С. Говинда Дев-Госвами Махарадж. Мировой проповеднический тур. Австралия, 1996 год ·• Архив новостей •· Музыкальный фестиваль под Киевом с участием украинских преданных 5-7 июня 2009 года.  →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 24.5 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Бимал Авадхут Махарадж

Нама-санкиртана

(20 июня 2009 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Наука, культура и религия

Мы живем с вами в социуме, где наука, культура и религия разведены в разные стороны и постоянно ссорятся между собой. Есть люди, которые занимаются только наукой. Есть люди верующие, занимающиеся культурой (религиозной культурой). Но есть также целая категория людей, которые вообще не занимают какое-либо положение – не относятся ни к тем, ни к другим, но испытывают влияние тех или иных идей. Хотя в России это может быть и не так ярко проявлено, – потому что в России всего тринадцать процентов верующих (по статистике атеистов), – но в западном мире, например в США, противостояние религиозных групп и научных групп сильно.

Если вы знакомы с современной культурой, с развитием современной науки и медицины, то знаете, что религия за последние пятьсот лет фактически была самым серьезным препятствием для новых технологий и прогресса. Например, в Англии, в Европе, когда появилось первое медицинское образование, врачи были вынуждены выкрадывать трупы людей, поскольку препарировать трупы было запрещено религией, и университеты нанимали бомжей, криминалов на их откапывание. И часто, если их ловили, эти университеты пытались закрывать.

Веды.
Идея полноразвитого теизма

Таким образом, ученые прошли через огромные трудности и испытания лишь только для того, чтобы иметь возможность понять, что такое реальность, как устроен человеческий организм и так далее.

Поскольку сам по себе мир, в котором мы живем, построен на противоположностях и заблуждениях, возникает вопрос: «Существует ли некая система, способная объединить культуру, религию и философию?» И в этом смысле мы можем сказать, что только ведическая система, только Веды могут объединить культуру, религию и философию воедино.

Тогда возникает вопрос: «Поскольку Веды безграничны, какая часть Вед самая совершенная?» Ответ: «Самая совершенная часть Вед та, которая может привести все остальные Веды в гармонию». Если мы будем читать Упанишады, Пураны, то обнаружим, что часто они противоречат друг другу. Возникает вопрос: «Почему ведические произведения противоречат друг другу?» Ответ таков: «Ведические произведения предназначены для разных типов живых существ: тех, кто находится в тамо-гуне, раджа-гуне и саттва-гуне. Фактически это многоступенчатая система, заставляющая живые существа на протяжении нескольких жизней переходить от более низших форм божественного понимания к более высшим». Сами по себе ведические писания противоречивы, если попадают в руки дилетантов. Вайшнавы же подходят к Ведам с очень глубоким принципом, и в основу принципа понимания Вед ставится идея полноразвитого теизма.

Высшее заключение «Бхагавата-пураны»

Какое же из ведических писаний позволяет в высшей степени раскрыть положение Бога, положение живого существа и связь между живым существом и Богом? Поскольку, по сути дела, это самый главный вопрос религии. В Бхагавад-гите Кришна указывает на главный принцип. Кришна говорит:

ахам̇ сарвасйа прабхаво
маттах̣ сарвам̇ правартате

ити матва̄ бхаджанте ма̄м̇
будха̄ бха̄ва-саманвита̄х̣

Это выражение, в котором Кришна полностью отрицает демократию, заявляет о Своем верховном положении1. Но понимание строк Гиты, также как и понимание слов «Веданта-сутры», требует каких-то более глубоких разъяснений. Поэтому «Бхагавата-пурана», которая явилась пять тысяч лет назад на заре Кали-юги, была предназначена именно для того, чтобы собрать квинтэссенцию всего духовного знания. Как и любое ключевое произведение, «Шримад-Бхагаватам» содержит необходимые составляющие: первое – вступление, которое должно разъяснить суть произведения; второе – главные философские принципы, которые должны быть раскрыты (как правило, с помощью примеров и историй); третье – опровержение, опровержение тех доказательств, которые также должны присутствовать; и после раскрытия, объяснения, доказательств, опровержений, опровержений ранее приведенных опровержений, должно быть приведено заключение – катарсис.

Поскольку у нас нет времени говорить обо всей «Бхагавата-пуране», мы сегодня поговорим только об ее начале и конце, потому что всё, описанное в середине, – путь. Почему я хочу сказать о последней шлоке «Бхагавата-пураны»? Когда высшее духовное знание было явлено, и на протяжении всей «Бхагавата-пураны» выдерживалась очень глубокая трансцендентная нагрузка, главной должна была стать ее последняя часть. И эти последние части раскрывают положение Кришны, как сваям-бхагавана. Но что еще более важно – помимо того, чтобы раскрыть в высшей степени положение Кришны, как сваям-бхагавана, – необходимо было заключение или то, что драматурги называют катарсисом. Последнее… что сказать в конце, когда вы дали самое высшее заключение об Истине, и все, кто слышал об этом, поняли, что эта Истина настолько прекрасна, настолько совершенна, настолько трансцендентна, – что сказать в самом конце? И вот, самая последняя шлока «Бхагавата-пураны» звучит так:

на̄ма-сан̇кӣртанам̇ йасйа
сарва-па̄па пран̣а̄ш́анам2

В конце «Бхагавата-пураны» Шукадев Госвами заявляет Махараджу Парикшиту – в тот момент, когда Махараджу Парикшиту остается несколько часов до смерти: «Царь, теперь послушай, что я тебе скажу самое главное. Рассказав обо всех видах духовного знания, я все-таки хочу вернуться к самой главной идее – нама-санкиртанам йасйа сарва-папа пранашанам. Ты должен занять себя санкиртаной».

Санкиртана

Санкиртана – это прославление Верховной Личности Бога. Недостаточно в этом мире быть лишь знакомым с религией, с ее принципами. Сама по себе религия – это реальность. Как объяснял Шрила Шридхар Махарадж: «Религия означает занять гармоничное положение относительно Господа». Часто мы приводим пример: если живое существо – это клетка в космическом организме, то она не должна быть раковой клеткой, но должна занять свое штатное место в мире гармонии. Но как это сделать? Как это осуществить нам – тем живым существам, которые отдалились от Истины очень далеко. Поэтому «Бхагавата-пурана» приглашает нас и говорит: нама-санкиртанам йасйа сарва-папа пранашанам. Если мы сможем занять себя санкиртаной, прославлением духовного мира, то естественным образом (поскольку весь мир создан только для одной цели – прославления Господа), вне зависимости от того, насколько мы далеки от Истины, мы тут же займем гармоничное положение.

Далее писания говорят о том, что сама по себе санкиртана способна разрушить все страдания живого существа. Писания приводят очень яркий пример: мир, в котором мы живем, сравнивается с казнью, когда над головой казнимого машут ятаганом, и человек вынужден погружаться в чан с испражнениями. Когда через некоторое время он выныривает и вдыхает, он чувствует счастье. Но отсутствие горя не является счастьем. Гармоничное положение, которое способен занять человек, он занимает только тогда, когда возобновляет свои вечные отношения с Богом.

В связи с этим мы можем сказать, что, каков бы ни был этот мир, мы можем относиться к нему философски, как Диоген. Диоген жил в бочке, он понимал природу временности, он смеялся над великими царями. Но, тем не менее, даже Диоген не спасся от смерти. Поэтому Веды предлагают нам осознать главный принцип: с помощью санкиртаны наша внутренняя трансцендентная природа может быть реализована. Каждый человек – феномен, и у каждого человека есть потенциал. Феномен реализуется только тогда, когда раскрывается его потенциал.

Транскрипцию выполнила: Анамика Деви Даси
Редактор: Традиш Дас



1 «Я источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем» (Бхагавад-гита, 10.8).

2 «Совместное воспевание Святого Имени Кришны разрушает все греховные реакции» («Шримад-Бхагаватам», 12.13.23).


Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования