«Почему происходит искажение Истины?» Шрила Б. С. Госвами Махарадж. 19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург



скачать (формат MP4, 23.14M)
Скачать звук (MP3)

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Почему происходит искажение истины?

(19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Госвами Махарадж: Когда мы принимаем эти четыре момента нашей природы, что мы знаем?[1] Поэтому мы постоянно обращаемся к нашим книгам, постоянно проводим ревизию наших книг, изменяем их, особенно исторические произведения.

#00:00:48#

Однажды я дожидался встречи с одним историком из университета. Иногда в учебных заведениях, в университетах над дверями вешают какой-нибудь слоган. Над дверью в кабинет этого историка была такая надпись: «Если ты хочешь изменить историю, стань историком». [Смех.] Все, что нужно мне было знать, что необходимо было знать, было написано у него над дверями, и мне это очень понравилось. [Смех.]

#00:01:40#

Что говорить об этом мире? Мы не уверены даже в том, что происходит здесь. Например, в Санкт-Петербурге можно ехать по городу, поехать на экскурсию, и тебе на этой экскурсии расскажут: «Вот корабль, из которого в таком-то и таком-то году был сделан залп, а потом произошли такие-то события». Я имею в виду: кто знает вообще, что на самом деле произошло, и кто это сделал? Чего не коснись, дело обстоит именно так.

#00:03:00#

Иногда проводят такое упражнение, тест. В классе (скажем, на факультете журналистики или каком угодно факультете) группа студентов (допустим, сорок человек). Есть две доски, и учитель сообщает что-то на ухо одному студенту, тот — второму, третьему, четвертому и так далее, и так далее. Когда доходят до конца цепочки, когда это сообщение, это утверждение прошло весь круг, тогда [оно записывается] на доске. На двух досках: на одной записывается первоначальное утверждение, на второй — то, что получилось в результате. Это две совершенно разные истины.

#00:03:42#

калау наш̣т̣ах̣ парантапа[2]

#00:04:11#

Незадолго до того, как уйти из этого мира, Кришна дал окончательное, заключительное наставление Уддхаве. Он сказал ему следующее: «Когда-то Я открыл это знание Брахме, затем Брахма передал его своим последователям, но в процессе передачи под воздействием материальной природы это знание претерпело искажение».

#00:04:40#

…па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит…

…пракр̣ти-ваичитрйа̄д…[3]

#00:04:50#

Здесь играют роль разные факторы. Во-первых, это знание видоизменяется в соответствии с индивидуальным темпераментом, характером того, кто его воспринимает. Существует линия передачи [духовного знания]. Таким образом, это передача не в чистом виде, не по прямой, но происходят всевозможные искажения в процессе передачи. В результате, как говорит Шрила Гуру Махарадж, то, что мы имеем в настоящее время в этом мире, — это «религиозные джунгли».

#00:05:47#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Истина неизбежно превращается в заблуждение». [Или:] «Истина становится ложью неизбежно». Вначале эти изменения, искажения могут быть легкими, незначительными, но в процессе передачи и со временем это искажение становится все большим и большим, вплоть до той точки, когда истина становится своей противоположностью.

#00:06:44#

Поэтому, говорит Бхактивинод Тхакур, мы испытываем постоянную нужду в божественном откровении — для того, чтобы вновь утверждать истину.

#00:07:00#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[4]

#00:07:24#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Когда под воздействием материальной природы, материального времени религия становится безбожием, когда все заходит настолько далеко — до той точки, до той стадии, когда религия становится противоположностью, безбожием, — в это время Я нисхожу, чтобы возродить религию, принести истину». Этот динамизм сознания Кришны трогает сердце, он притягателен для сердца.

#00:08:28#

С самого начала я находил эту черту сознания Кришны особо притягательной и привлекательной — именно то обстоятельство, что в сознании Кришны есть место для искажения, отклонения, падения. Эти явления не исключаются и не отвергаются целиком и полностью. Для них также есть место. Это часть божественного потока. Это тот процесс, когда истина изменяется, модифицируется, искажается вплоть до той точки, той стадии, когда приходит новое, более свежее, более высокое или глубокое откровение. И это хорошо.

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шрила Госвами Махарадж и преданные: Джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



1  Из фрагмента лекции непонятно, о чем именно идет речь. Фраза, вырванная из контекста, может касаться четырех недостатков обусловленной материей души; четырех типов анартх (недостатков, препятствующих духовному развитию); а также четырех оснований отсутствия веры в Бога. Четыре недостатка обусловленной души: 1) склонность ошибаться; 2) склонность впадать в иллюзию; 3) желание обманывать, жульничать; и 4) несовершенство органов восприятия. Четыре типа анартх: 1) неверные представления об Истине; 2) жажда иллюзорных достижений; 3) оскорбления; и 4) слабость сердца. Четыре столпа безверия: 1) лживость; 2) гордыня; 3) эгоистичные желания; и 4) насилие (порожденное завистью). Скорее всего, речь идет о четырех недостатках обусловленной души.

2  Возможно, Шрила Госвами Махарадж имеет в виду слова Господа Кришны, обращенные к Арджуне, поскольку Парантапа — одно из имен Арджуны: имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт // эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот поведал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле). Победитель врагов! Великие раджа-риши (праведные цари) познавали эту йогу, явленную им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено» (Бхагавад-гита, 4.1–2).

3  Эвам̇ пракр̣ти-ваичитрйа̄д бхидйанте матайо нр̣н̣а̄м / па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит па̄ш̣ан̣д̣а-матайо ’паре — «В силу различной природы обусловленных существ, их понимание различно. Они не предаются преемственности духовных учителей и хотят самостоятельно понять истины, услышанные от Гуру» («Шримад Бхагаватам», 11.14.8).

4  Господь Кришна говорит, обращаясь к Арджуне: «О Бхарата, когда бы ни происходил упадок религии и рост бездуховности, Я прихожу лично, подобно рожденному в этом мире» (Бхагавад-гита, 4.7).





←  «История под деревом харитаки». Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж. 30 марта 2010 года. Хапания, Индия ·• Архив новостей •· Вайшнавский фестиваль на ферме «Говинда». 15–30 ноября 2020 года. Чиангмай, Таиланд →


Код для вставки     Скачать видео (формат FLV, 24.0 МБ)     Скачать звук (MP3)
Как смотреть .flv файлы: справка

Russian

Шрила Бхакти Судхир Госвами Махарадж 

Почему происходит искажение истины?

(19 октября 2006 года. Лахта, Санкт-Петербург)

 

Шрила Госвами Махарадж: Когда мы принимаем эти четыре момента нашей природы, что мы знаем?[1] Поэтому мы постоянно обращаемся к нашим книгам, постоянно проводим ревизию наших книг, изменяем их, особенно исторические произведения.

#00:00:48#

Однажды я дожидался встречи с одним историком из университета. Иногда в учебных заведениях, в университетах над дверями вешают какой-нибудь слоган. Над дверью в кабинет этого историка была такая надпись: «Если ты хочешь изменить историю, стань историком». [Смех.] Все, что нужно мне было знать, что необходимо было знать, было написано у него над дверями, и мне это очень понравилось. [Смех.]

#00:01:40#

Что говорить об этом мире? Мы не уверены даже в том, что происходит здесь. Например, в Санкт-Петербурге можно ехать по городу, поехать на экскурсию, и тебе на этой экскурсии расскажут: «Вот корабль, из которого в таком-то и таком-то году был сделан залп, а потом произошли такие-то события». Я имею в виду: кто знает вообще, что на самом деле произошло, и кто это сделал? Чего не коснись, дело обстоит именно так.

#00:03:00#

Иногда проводят такое упражнение, тест. В классе (скажем, на факультете журналистики или каком угодно факультете) группа студентов (допустим, сорок человек). Есть две доски, и учитель сообщает что-то на ухо одному студенту, тот — второму, третьему, четвертому и так далее, и так далее. Когда доходят до конца цепочки, когда это сообщение, это утверждение прошло весь круг, тогда [оно записывается] на доске. На двух досках: на одной записывается первоначальное утверждение, на второй — то, что получилось в результате. Это две совершенно разные истины.

#00:03:42#

калау наш̣т̣ах̣ парантапа[2]

#00:04:11#

Незадолго до того, как уйти из этого мира, Кришна дал окончательное, заключительное наставление Уддхаве. Он сказал ему следующее: «Когда-то Я открыл это знание Брахме, затем Брахма передал его своим последователям, но в процессе передачи под воздействием материальной природы это знание претерпело искажение».

#00:04:40#

…па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит…

…пракр̣ти-ваичитрйа̄д…[3]

#00:04:50#

Здесь играют роль разные факторы. Во-первых, это знание видоизменяется в соответствии с индивидуальным темпераментом, характером того, кто его воспринимает. Существует линия передачи [духовного знания]. Таким образом, это передача не в чистом виде, не по прямой, но происходят всевозможные искажения в процессе передачи. В результате, как говорит Шрила Гуру Махарадж, то, что мы имеем в настоящее время в этом мире, — это «религиозные джунгли».

#00:05:47#

Бхактивинод Тхакур говорит: «Истина неизбежно превращается в заблуждение». [Или:] «Истина становится ложью неизбежно». Вначале эти изменения, искажения могут быть легкими, незначительными, но в процессе передачи и со временем это искажение становится все большим и большим, вплоть до той точки, когда истина становится своей противоположностью.

#00:06:44#

Поэтому, говорит Бхактивинод Тхакур, мы испытываем постоянную нужду в божественном откровении — для того, чтобы вновь утверждать истину.

#00:07:00#

йада̄ йада̄ хи дхармасйа, гла̄нир бхавати бха̄рата
абхйуттха̄нам адхармасйа, тада̄тма̄нам̇ ср̣джа̄мй ахам[4]

#00:07:24#

В Бхагавад-гите Кришна говорит: «Когда под воздействием материальной природы, материального времени религия становится безбожием, когда все заходит настолько далеко — до той точки, до той стадии, когда религия становится противоположностью, безбожием, — в это время Я нисхожу, чтобы возродить религию, принести истину». Этот динамизм сознания Кришны трогает сердце, он притягателен для сердца.

#00:08:28#

С самого начала я находил эту черту сознания Кришны особо притягательной и привлекательной — именно то обстоятельство, что в сознании Кришны есть место для искажения, отклонения, падения. Эти явления не исключаются и не отвергаются целиком и полностью. Для них также есть место. Это часть божественного потока. Это тот процесс, когда истина изменяется, модифицируется, искажается вплоть до той точки, той стадии, когда приходит новое, более свежее, более высокое или глубокое откровение. И это хорошо.

Шрила Авадхут Махарадж: Джай Шри Шри Гуру-Гауранга Радха-Мадхава-Сундарджиу ки джай!

Шрила Госвами Махарадж и преданные: Джай!

Переводчик: Муралишвар Дас
Транскрипцию выполнил: Ананда Сундар Дас
Редактор: Традиш Дас



[1] Из фрагмента лекции непонятно, о чем именно идет речь. Фраза, вырванная из контекста, может касаться четырех недостатков обусловленной материей души; четырех типов анартх (недостатков, препятствующих духовному развитию); а также четырех оснований отсутствия веры в Бога. Четыре недостатка обусловленной души: 1) склонность ошибаться; 2) склонность впадать в иллюзию; 3) желание обманывать, жульничать; и 4) несовершенство органов восприятия. Четыре типа анартх: 1) неверные представления об Истине; 2) жажда иллюзорных достижений; 3) оскорбления; и 4) слабость сердца. Четыре столпа безверия: 1) лживость; 2) гордыня; 3) эгоистичные желания; и 4) насилие (порожденное завистью). Скорее всего, речь идет о четырех недостатках обусловленной души.

[2] Возможно, Шрила Госвами Махарадж имеет в виду слова Господа Кришны, обращенные к Арджуне, поскольку Парантапа — одно из имен Арджуны: имам̇ вивасвате йогам̇, проктава̄н ахам авйайам / вивасва̄н манаве пра̄ха, манур икш̣ва̄каве ’бравӣт // эвам̇ парампара̄-пра̄птам, имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣ / са ка̄ленеха махата̄, його наш̣т̣ах̣ парантапа — «На заре творения Я открыл науку йоги, существующую вечно, богу солнца Вивасвану. Он передал ее своему сыну Ману (одному из прародителей человечества), а тот поведал ее своему сыну Икшваку (первому царю и основателю Солнечной династии на Земле). Победитель врагов! Великие раджа-риши (праведные цари) познавали эту йогу, явленную им через духовную преемственность учителей. Но по прошествии времени это знание было утрачено» (Бхагавад-гита, 4.1–2).

[3] Эвам̇ пракр̣ти-ваичитрйа̄д бхидйанте матайо нр̣н̣а̄м / па̄рампарйен̣а кеш̣а̄н̃чит па̄ш̣ан̣д̣а-матайо ’паре — «В силу различной природы обусловленных существ, их понимание различно. Они не предаются преемственности духовных учителей и хотят самостоятельно понять истины, услышанные от Гуру» («Шримад Бхагаватам», 11.14.8).

[4] Господь Кришна говорит, обращаясь к Арджуне: «О Бхарата, когда бы ни происходил упадок религии и рост бездуховности, Я прихожу лично, подобно рожденному в этом мире» (Бхагавад-гита, 4.7).



Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация
Пожертвования