Смоленская ятра вчера и сегодня.


Смоленская ятра Шри Чайтанья Сарасват Матха — вчера и сегодня

 

   Мы весьма молодая ятра, нам 3 годика, но все начиналось раньше: в 97-м/98-м годах. В Смоленск с циклом лекций по ведической Руси приехал Вишвамбхара Прабху, академик Владимир Владимирович Данилов. Он, являясь сотрудником Отдела теоретических проблем РАН, читал лекции, в которых доказывал, что Сознание Кришны и Веды изначально присутствовали в России до христианства и оставили свои отпечатки в языке (в т.ч. в географических названиях), древних памятниках (например, в "Велесовой книге"), обрядах, фольклоре, в том, что мы называем "язычеством". Услышать, что в Армении были храмы "мальчика с телом цвета грозовой тучи", а в "Велесовой книге" и в "Легенде о хозяине Белого острова" говорится о "Вседержителе Крышне", "Вышне", "Радощи" было свежей струей в понимании древней истории.

Харинам: Васудева Прабху проповедует.

    Изложенными фактами заинтересовались и преподаватели Смоленского Военного университета ПВО ВС РФ, ныне Васудева Прабху и Ваджранавар Прабху. Васудева Прабху уже давно стремился к подлинно духовным знаниям: был ортодоксальным христианином, позже примыкал к Свидетелям Иеговы, но далеко не все его вопросы о Божественном находили там ответ или удовлетворительное объяснение. Найдя совершенство теистической мысли в книгах и учении Шрилы Прабхупады, Васудева и Ваджранавар Прабху стали посещать ИСККОН. Одной из черт их умонастроения на тот момент была неудовлетворенность засильем концепций мирских ученых, представляющих вайшнавизм лишь как "индийскую религию". Вишвамбхара Прабху дал им оружие для проповеди и своей личностью, страстной в отпоре материалистам, привлек в Шри Чаитанйа Сарасват Матх. В течение некоторого времени после этого люди, заинтересовавшиеся Сознанием Кришны через лекции В.В.Данилова (в том числе я), испытывали интерес как к ваишнавским духовным практикам, так и к язычеству. Но это было ступенью на пути к Истине, которую всем нам необходимо было пройти. В 1999-м году Вишвамбхара Прабху оставил тело. К этому времени в Смоленске сформировалась группа с ядром около восьми человек. Встал вопрос о дальнейшем духовном самоопределении. Хотя все признавали роль Вишвамбхары Прабху, и никто из нас никогда не наносил (и не нанесет) оскорблений в адрес этого выдающегося ученика нашего Гурудева, находиться в прежнем русле было невозможно. Сознавая это, Васудева Прабху, Ваджранавар Прабху (тогда Перун) и Ариндам Прабху (тогда Агнисома) приняли посвящение у Говинды Махараджа. Гурудев с улыбкой посмотрел фотографии агнихотр, грустно покачал головой, видя посмертные фотографии Вишвамбхары и, выслушав нашу историю, сказал: "Все ученики Вишвамбхары Прабху — мои ученики". Далее он инициировал приехавших, изменив некоторые имена.

Поклонение Туласи: Туласи Махарани, бхакта Паша, Притху дас, Васудева Прабху (играет на каком-то индийском музыкальном инструменте), Сахадева Прабху.

    Следующим этапом стало прибытие в 2000 году в Смоленск Шрипад Бхакти Канана Гири Махараджа. Теперь посвящение принимали все мы. Женщины оделись в нарядные сари. Курились благовония. Кто-то плакал. Лалита Деви Даси, глядя на хрупкого, чистого, как ребенок, погруженного в созерцание Вриндавана, Гири Махараджа, заметила: "Как он похож на ангела". Я видел, что, когда он пел, из глаз ее постоянно текли слезы. Не обошлось и без удивительных явлений. У нас были двое преданных, собирающихся стать мужем и женой. Матаджи была на первых месяцах беременности. Гири Махарадж видел их в первый раз в жизни. "Джайа Рама дас", — огласил он имя прабху. "Сита Рани Деви Даси",- дал он имя матаджи и добавил: "Вы, наверное, муж и жена?" А ведь они сидели порознь! Другую преданную, по имени Галина, Вишвамбхара в свое время назвал "Сурйанари", но Гири Махарадж изменил имя: "Вас будут звать: Гандхарвика Деви Даси". Думаю, все знают, гандхарвы — небесные певцы, танцоры, музыканты. Матаджи была поражена: "Я в хоре с детства и в молодости так любила танцевать, петь и сейчас всегда хожу на киртаны: Первое имя было хорошим, но второе — совершенно потрясающее:" Таков Гири Махарадж. Видя, что многие матаджи плачут на посвящении, прощаясь с прошлым, а, также вспоминая историю своей саннйасы, он заметил: "На духовном пути иногда нам приходится испытывать боль. Но мы должны знать, что любая боль приходит только от майи, от чего-то неподлинного. И только радость дает Само сознание Кришны". Говоря о нашей дальнейшей судьбе, Махарадж высказался так: "Кришна — довольно скверный персонаж. Стоит отдать ему хотя бы кусочек сердца, и рано или поздно он захватит его полностью": Потом еще была программа в ДК ВОГ и другие события, но главное — именно в 2000-м году мы стали преданными Шри Чаитанйа Сарасват Матха.

   Таково "боевое прошлое" смоленской ятры. Сегодня, как и все ваишнавы, мы в движении. Являясь признанным лидером, особое служение выполняет Васудева Прабху. Будучи руководителем и одним из создателей программы по религиоведению в Военном университете, он проповедует курсантам. Интересуются и его сослуживцы. Этим летом один из них принял инициацию у Шрилы Гурудева. Такое положение пришло к Васудеве Прабху не сразу. Какое-то время он читал свои лекции неофициально, в рамках других учебных дисциплин. Однако курсанты интересовались, изучали "Бхагаватам", "Гиту". И вот Васудева ушел в отпуск. В это же время одно из ответственных лиц Университета предприняло обыск и обнаружило в казарме "Бхагавад-Гиты" среди личных вещей курсантов. Соответствующий доклад о "сектантской вербовке" лег на стол начальника Университета с предложением о немедленном увольнении Васудевы Прабху.
   Было приказано провести служебное расследование с социологическим опросом курсантов. Оно-то повергло всех в полную растерянность. Во-первых, выяснилось, что "Бхагавад-Гита" как часть "Махабхараты", рекомендована к изучению в вузах, в т.ч. и в военных. Во-вторых, оказалось, что подавляющее большинство курсантов — верующие люди и хотели бы иметь приход при Университете. В-третьих, крайне благоприятные отзывы и интерес курсантов к лекциям Васудевы выявили необходимость отдельного курса: "Религиоведение". Следующим шагом стало утверждение новой дисциплины по материалам социометрии при участии митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского. Он увез бумаги в Москву и привез обратно уже за подписью Президента. Последним штрихом на фоне этого праздника жизни стало удаление из Университета того лица, которое предлагало уволить Васудеву Прабху. "Ракшатв ашеша вишваксо" Господь всегда защищает своих преданных. Помимо Васудевы Прабху, особое слово нужно сказать о таких старших преданных ятры, как Лалита Прийа Деви Даси и Гандхарвика Деви Даси. Обе они перешагнули шестидесятилетний рубеж и являются преданными со времен появления в нашей стране ИСККОНа, хотя и не входили в его. Лалита Прийа Деви Даси, работая главным врачом при тюремной психиатрической больнице, должна была освидетельствовать и назначать лечение некоторым репрессированным ваишнавам "первой волны". Сознавая, что имеет дело с абсолютно здоровыми людьми, она всячески сберегала бхакт от испытания на них новейших психосоматических препаратов. Позднее, сама, став ваишнавом (и будучи уволенной за это с работы), она ездила с проповедью и лекциями (в основном по "Аюрведе") в составе группы Ашутоши Прабху. Ее верной спутницей стала вскоре Гандхарвика Деви Даси. Не взирая на пенсионный возраст, обе они отдавали свою энергию проповеди послания Шри Гауранги. Лалита Прийа Деви Даси также привела в Сознание Кришны своих детей. Коснувшись детской темы, не могу не сказать и о самых молодых ваишнавах ятры. Диди зовут Рада, она старшая. Двоих Прабху зовут Клим и Давид. Никому из них не исполнилось, кажется, и двух лет. Их мамы, соответственно, Сита Рани Деви Даси, Лилавати Деви Даси и Оджасвини Деви Даси. На минувшей Гаура Пурниме Радочка бодро бегала между присутствующими, не взирая на громкость киртана. Вообще, я удивляюсь детям ваишнавов. В Петербурге один малыш лет трех-четырех при встрече садился по-турецки и на мое "Джайа, Прабху!" прикладывал руки ко лбу, сложив ладони. Другой носился, овладевая караталами, размером с пол его физиономии каждая.

Намахата у Васудевы Прабху

   Но вернусь на "малую родину". Мы собираемся на киртаны примерно раз в две недели, иногда чаще, иногда реже. Сейчас "базой" служит дом Нандини Деви Даси. Учеников Говинды Махараджа в Смоленске человек 30, но в "основном составе" около десяти. Кто-то может пригласить гостей, кто-то — внезапно появиться, так что мы жестко не привязываемся к количеству. В крупные праздники, как ваишнавские (Гаура-Пурнима), так и материалистов (День Победы, День города) проводится совместные Харинамы с ИСККОН. Мы ценим стремление к сотрудничеству таких ваишнавов ИСККОН, как Юдхиштхира Прабху, Грамани Прабху и других, сознающих важность координированных усилий в битве с майей. В целом, и мы и ИСККОН не желаем взаимных апарадх. Такие ваишнавы нашей ятры, как Говинда Валлабха д.д., Райа Кишори д.д., Шйам Гопал Прабху с семьей много лет посещали программы ИСККОН, но не решались на инициацию. Шйам Гопал — настоящий фермер. Живя за городом, он с родными ухаживает за коровами и практически не нуждается во внешнем мире при таком "натуральном хозяйстве". По его замечанию, имея способности и трудолюбие, человек может мало зависеть от современной цивилизации. Шйам Гопал помнит времена, когда на киртан в его дом приходили по 60-80 человек, захваченных движением Шрилы Прабхупады. Однако милость и величие нашего Гурудева побудили его принять посвящение в Шри Чаитанйа Сарасват Матхе. То же самое можно сказать и о Говинде Валлабхе д.д. и Райа Кишори д.д. Их проповедь и личный опыт предотвратили немало Ваишнава-апарадх.

Харинам (ИСККОН+ШЧСМ). В центре с мридангой — Джайа Баладева Прабху, крайний справа на фото — Джайа Рама Прабху.

Недавно уехал от нас Джайа Баладева Прабху. Сознанием Кришны он заинтересовался в четвертом классе еще в советские времена, прочитав книгу "Легкое путешествие на другие планеты". Джайа Баладева Прабху учился одновременно в двух вузах: филиале Московского энергетического института и Институте бизнеса и предпринимательства. Помимо этого, он в совершенстве владеет английским языком. Так, он переводил для нас три последние песни "Бхагавата-Пураны", а также "Чайтанйа-Бхагаваты". В позапрошлом году он посетил Навадвипа-дхаму и провел несколько незабываемых недель в обществе Шрилы Гурудева. Много лет была знакома с философией Сознания Кришны и другая преданная, Ишануга Деви Даси. Вместе со своей близкой подругой Арати д.д. этим летом они получали посвящение у Шрилы Гурудева. У Арати с Ишанугой есть торговая точка, где они продают благовония, колокольчики, "обереги", четки и т.п. Периодически кто-нибудь из покупателей соблазняется украшающими витрину изображениями Шри Кришны и тут же попадает под волну хари-катхи. Если же говорить о "молодежной" части ятры, то нас восемь: я, Мадхава Тиртха Прабху, Притху Прабху, бхакта Паша, бхактин Кристина, Сунайана д.д., Сарасвати д.д. и Шйама Мохини д.д. Мы с Мадхавой Тиртхой, примерно в шестнадцатилетнем возрасте, привлеклись Сознанием Кришны через лекции Вишвамбхары Прабху. Затем из праведного христианина ваишнавом стал Притху, познакомившись с Мадхавой Тиртхой на курсах по психологии. Паша заинтересовался Сознанием Кришны, узнав, что Притху — преданный. Кристина — дочь Шйам Гопала Прабху и Латики Пошеки д.д., а Сунайана и Сарасвати — дочери Мадхумангала Прабху и Оджасвини д.д. Шйама Мохини учится в том же университете, что и мы с Притху. Притху (а также Юдхиштхира Прабху) рассказывал ей о Кришне и Гауранге и предложил поехать в Санкт-Петербург на Фестиваль. Но тут Университет предлагает Шйама Мохини (тогда Светы) достают горящую путевку на лето: в Ялту. И что бы вы думали? В Петербург! И только в Петербург!! К сожалению, Шйама Мохини не может практиковать совсем свободно вайшнавизм, но ее родителям и двум братьям пришлось уяснить, что отныне мясу в ее тарелке не место.

В ларьке у Ишануги даси: Сахадева Прабху, Амийа Синдху Прабху, Ишануга даси.

    Другой случай проповеди представился, когда в областной библиотеке я заметил парня, читающего Карлоса Кастанеду. В свое время я весьма увлекался его учением и практиками, поэтому подошел к сидевшему с предложением поговорить на мировоззренческие темы. Оказалось, парня зовут Алексей и он из Екатеринбурга, а в Смоленске гостит у бабушки. Заинтересовавшись учением Махапрабху, вдохновленный, он уезжал в родной город с твердым намерением отправиться на Фестиваль в Питер и Москву. Едва он переступил порог дома, как к нему выбежал младший брат: "Посмотри, с какими людьми я познакомился! С вайш-на-ва-ми!" В руках у брата была книга Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Алексей, ныне Амийа Синдху, вспоминал: "Интересно после Смоленска было слышать, как брат объяснял мне концепцию кармы". В этом году Антон (так зовут брата) планирует принять прибежище у лотосных стоп нашего Гурудева.

Харинам. Крайняя слева — Арати даси, в центре в серой куртке — Васудева Прабху.

   Во многом благодаря стараниям и бескорыстной помощи Васудевы Прабху мы принимали у себя таких выдающихся проповедников, как Госвами Махарадж, Шруташрава Прабху и в последний приезд — Сиддханти Махараджа и Авадхут Махараджа. Роль садху-санги действительно очень велика. Трудно описать тот подъем, который наблюдается перед грядущим приездом, и, тем более, оценить благословения, даваемые даже малейшей сопричастностью к такой проповеди. Один удовлетворенный взгляд Ваишнава-саннйаси, несомненно, дарует плоды многих лет уединенной практики. К сожалению, на текущий момент мы не готовы к проведению регулярных публичных программ. Здесь нужна верная тактика, опыт и очень продуманное приложение больших усилий. Весь вопрос в том, нужна ли нам подлинная деятельность, или самогипноз, распыление усилий. Однако в рамках локальных лекций в научных обществах, учебных заведениях мы уже сейчас опробуем возможности этого пути. Прежде всего, это относится к деятельности нашего лидера, в силу его академического статуса.
   Васудева Прабху является членом просветительского общества "Знание" и может официально давать лекции в Смоленске и по области. Также он является одним из учредителей регионального отделения общественной организации "Славянский мир" и в 2000-м году выступал на Международной конференции славянской письменности и культуры. Но Притху, кажется, уже рассказывал об этом. Недавно мне тоже представилась возможность служения: преподаватель по психологии попросила меня выступить на научной студенческой конференции по теме "Реинкарнация в зеркале психологических исследований". Также можно будет прочитать несколько лекций схожей тематики на семинарах. Время от времени Лалита Прийа д.д. выступает с лекциями по "Аюрведе" в библиотеке, ДК, где рассказывает о важности Сознания Кришны.

Прасада-севайа. Слева направо: Сахадева Прабху, Амийа Синдху Прабху, Притху дас.

   Честно говоря, очень сложно писать о жизни преданных. Даже самый краткий рассказ вырастает в увесистое послание. Я думаю, что всем нам: и здесь, в Смоленске, и в целом в России не так уж просто быть слугами Гуру и Кришны. Наши материальные ресурсы ограничены, наша проповедь не всегда успешна, не всегда нас понимают близкие и знакомые: Но все эти трудности обратятся в прах, если мы просто будем милостивы друг к другу. У каждого из нас своя природа и своя сфера служения. Поэтому следует смиренно воспринимать недостатки и всячески замечать достоинства других преданных. Почти невозможно "переломить" или "переделать" чью-то природу. Дорогие ваишнавы, даже если в каждом доме станет воспеваться слава Гауранги, все равно нас будет слишком мало, чтобы мы имели право ссориться. Все, что есть у нас, у нас есть потому, что к нам были милостивы. Никто из нас не был квалифицирован для Кришна-севы. Давайте же будем милостивы и мы! Только представьте себе, какое чудо общения дарует нам Гуру Махарадж! Первые ученики Свами Прабхупады плакали, будучи не в силах повидать своего возлюбленного Гурудева. Толпы людей и стекла телекамер отгораживали их от Джагад-Гуру. Но в Шри Матхе мы получаем тот же, Наивысший, даже еще более снисходительный к нашему несовершенству план сознания: план служения нашего Гуру Махараджа. Кто в состоянии оценить глубину Личности нашего Гурудева? Он повелевает всем знанием Вед, как постижимым, так и непостижимым. Его слава воспевается на Голоке вечно освобожденными душами. И, превозмогая слабое здоровье, такой Ачарйа САМ едет к нам и вновь проливает над Россией океан милости. Гурудев очень счастлив видеть всех нас. И хотя бы, поэтому мы навечно лишены права находить какие-либо причины для оскорбления ваишнавов.
   Я приношу поклоны всем ваишнавам, прочитавшим это послание и смиренно прошу не проклинать меня за большой объем и несовершенство стиля. Также всем нам в Смоленске было бы очень интересно узнать о происходящем в других городах. Хотя бы несколько строк! Пишите нам. Я полагаю, даже редкая возможностьсадху-санги с другими ятрами будет для всех нас очень благоприятна. Да пребудет с нами милость Гуру и Гауранги! Харибол!

29 марта 2003 г.
Сахадева дас



←  "Глобальное потепление" в Ижевске. фоторепортаж об этом событии... ·• Архив новостей •· Харинам-санкиртан на Невском  →

Смоленская ятра Шри Чайтанья Сарасват Матха - вчера и сегодня

 

   Мы весьма молодая ятра, нам 3 годика, но все начиналось раньше: в 97-м/98-м годах. В Смоленск с циклом лекций по ведической Руси приехал Вишвамбхара Прабху, академик Владимир Владимирович Данилов. Он, являясь сотрудником Отдела теоретических проблем РАН, читал лекции, в которых доказывал, что Сознание Кришны и Веды изначально присутствовали в России до христианства и оставили свои отпечатки в языке (в т.ч. в географических названиях), древних памятниках (например, в "Велесовой книге"), обрядах, фольклоре, в том, что мы называем "язычеством". Услышать, что в Армении были храмы "мальчика с телом цвета грозовой тучи", а в "Велесовой книге" и в "Легенде о хозяине Белого острова" говорится о "Вседержителе Крышне", "Вышне", "Радощи" было свежей струей в понимании древней истории.

Харинам: Васудева Прабху проповедует.

    Изложенными фактами заинтересовались и преподаватели Смоленского Военного университета ПВО ВС РФ, ныне Васудева Прабху и Ваджранавар Прабху. Васудева Прабху уже давно стремился к подлинно духовным знаниям: был ортодоксальным христианином, позже примыкал к Свидетелям Иеговы, но далеко не все его вопросы о Божественном находили там ответ или удовлетворительное объяснение. Найдя совершенство теистической мысли в книгах и учении Шрилы Прабхупады, Васудева и Ваджранавар Прабху стали посещать ИСККОН. Одной из черт их умонастроения на тот момент была неудовлетворенность засильем концепций мирских ученых, представляющих вайшнавизм лишь как "индийскую религию". Вишвамбхара Прабху дал им оружие для проповеди и своей личностью, страстной в отпоре материалистам, привлек в Шри Чаитанйа Сарасват Матх. В течение некоторого времени после этого люди, заинтересовавшиеся Сознанием Кришны через лекции В.В.Данилова (в том числе я), испытывали интерес как к ваишнавским духовным практикам, так и к язычеству. Но это было ступенью на пути к Истине, которую всем нам необходимо было пройти. В 1999-м году Вишвамбхара Прабху оставил тело. К этому времени в Смоленске сформировалась группа с ядром около восьми человек. Встал вопрос о дальнейшем духовном самоопределении. Хотя все признавали роль Вишвамбхары Прабху, и никто из нас никогда не наносил (и не нанесет) оскорблений в адрес этого выдающегося ученика нашего Гурудева, находиться в прежнем русле было невозможно. Сознавая это, Васудева Прабху, Ваджранавар Прабху (тогда Перун) и Ариндам Прабху (тогда Агнисома) приняли посвящение у Говинды Махараджа. Гурудев с улыбкой посмотрел фотографии агнихотр, грустно покачал головой, видя посмертные фотографии Вишвамбхары и, выслушав нашу историю, сказал: "Все ученики Вишвамбхары Прабху - мои ученики". Далее он инициировал приехавших, изменив некоторые имена.

Поклонение Туласи: Туласи Махарани, бхакта Паша, Притху дас, Васудева Прабху (играет на каком-то индийском музыкальном инструменте), Сахадева Прабху.

    Следующим этапом стало прибытие в 2000 году в Смоленск Шрипад Бхакти Канана Гири Махараджа. Теперь посвящение принимали все мы. Женщины оделись в нарядные сари. Курились благовония. Кто-то плакал. Лалита Деви Даси, глядя на хрупкого, чистого, как ребенок, погруженного в созерцание Вриндавана, Гири Махараджа, заметила: "Как он похож на ангела". Я видел, что, когда он пел, из глаз ее постоянно текли слезы. Не обошлось и без удивительных явлений. У нас были двое преданных, собирающихся стать мужем и женой. Матаджи была на первых месяцах беременности. Гири Махарадж видел их в первый раз в жизни. "Джайа Рама дас", - огласил он имя прабху. "Сита Рани Деви Даси",- дал он имя матаджи и добавил: "Вы, наверное, муж и жена?" А ведь они сидели порознь! Другую преданную, по имени Галина, Вишвамбхара в свое время назвал "Сурйанари", но Гири Махарадж изменил имя: "Вас будут звать: Гандхарвика Деви Даси". Думаю, все знают, гандхарвы - небесные певцы, танцоры, музыканты. Матаджи была поражена: "Я в хоре с детства и в молодости так любила танцевать, петь и сейчас всегда хожу на киртаны: Первое имя было хорошим, но второе - совершенно потрясающее:" Таков Гири Махарадж. Видя, что многие матаджи плачут на посвящении, прощаясь с прошлым, а, также вспоминая историю своей саннйасы, он заметил: "На духовном пути иногда нам приходится испытывать боль. Но мы должны знать, что любая боль приходит только от майи, от чего-то неподлинного. И только радость дает Само сознание Кришны". Говоря о нашей дальнейшей судьбе, Махарадж высказался так: "Кришна - довольно скверный персонаж. Стоит отдать ему хотя бы кусочек сердца, и рано или поздно он захватит его полностью": Потом еще была программа в ДК ВОГ и другие события, но главное - именно в 2000-м году мы стали преданными Шри Чаитанйа Сарасват Матха.

   Таково "боевое прошлое" смоленской ятры. Сегодня, как и все ваишнавы, мы в движении. Являясь признанным лидером, особое служение выполняет Васудева Прабху. Будучи руководителем и одним из создателей программы по религиоведению в Военном университете, он проповедует курсантам. Интересуются и его сослуживцы. Этим летом один из них принял инициацию у Шрилы Гурудева. Такое положение пришло к Васудеве Прабху не сразу. Какое-то время он читал свои лекции неофициально, в рамках других учебных дисциплин. Однако курсанты интересовались, изучали "Бхагаватам", "Гиту". И вот Васудева ушел в отпуск. В это же время одно из ответственных лиц Университета предприняло обыск и обнаружило в казарме "Бхагавад-Гиты" среди личных вещей курсантов. Соответствующий доклад о "сектантской вербовке" лег на стол начальника Университета с предложением о немедленном увольнении Васудевы Прабху.
   Было приказано провести служебное расследование с социологическим опросом курсантов. Оно-то повергло всех в полную растерянность. Во-первых, выяснилось, что "Бхагавад-Гита" как часть "Махабхараты", рекомендована к изучению в вузах, в т.ч. и в военных. Во-вторых, оказалось, что подавляющее большинство курсантов - верующие люди и хотели бы иметь приход при Университете. В-третьих, крайне благоприятные отзывы и интерес курсантов к лекциям Васудевы выявили необходимость отдельного курса: "Религиоведение". Следующим шагом стало утверждение новой дисциплины по материалам социометрии при участии митрополита Кирилла Смоленского и Калининградского. Он увез бумаги в Москву и привез обратно уже за подписью Президента. Последним штрихом на фоне этого праздника жизни стало удаление из Университета того лица, которое предлагало уволить Васудеву Прабху. "Ракшатв ашеша вишваксо" Господь всегда защищает своих преданных. Помимо Васудевы Прабху, особое слово нужно сказать о таких старших преданных ятры, как Лалита Прийа Деви Даси и Гандхарвика Деви Даси. Обе они перешагнули шестидесятилетний рубеж и являются преданными со времен появления в нашей стране ИСККОНа, хотя и не входили в его. Лалита Прийа Деви Даси, работая главным врачом при тюремной психиатрической больнице, должна была освидетельствовать и назначать лечение некоторым репрессированным ваишнавам "первой волны". Сознавая, что имеет дело с абсолютно здоровыми людьми, она всячески сберегала бхакт от испытания на них новейших психосоматических препаратов. Позднее, сама, став ваишнавом (и будучи уволенной за это с работы), она ездила с проповедью и лекциями (в основном по "Аюрведе") в составе группы Ашутоши Прабху. Ее верной спутницей стала вскоре Гандхарвика Деви Даси. Не взирая на пенсионный возраст, обе они отдавали свою энергию проповеди послания Шри Гауранги. Лалита Прийа Деви Даси также привела в Сознание Кришны своих детей. Коснувшись детской темы, не могу не сказать и о самых молодых ваишнавах ятры. Диди зовут Рада, она старшая. Двоих Прабху зовут Клим и Давид. Никому из них не исполнилось, кажется, и двух лет. Их мамы, соответственно, Сита Рани Деви Даси, Лилавати Деви Даси и Оджасвини Деви Даси. На минувшей Гаура Пурниме Радочка бодро бегала между присутствующими, не взирая на громкость киртана. Вообще, я удивляюсь детям ваишнавов. В Петербурге один малыш лет трех-четырех при встрече садился по-турецки и на мое "Джайа, Прабху!" прикладывал руки ко лбу, сложив ладони. Другой носился, овладевая караталами, размером с пол его физиономии каждая.

Намахата у Васудевы Прабху

   Но вернусь на "малую родину". Мы собираемся на киртаны примерно раз в две недели, иногда чаще, иногда реже. Сейчас "базой" служит дом Нандини Деви Даси. Учеников Говинды Махараджа в Смоленске человек 30, но в "основном составе" около десяти. Кто-то может пригласить гостей, кто-то - внезапно появиться, так что мы жестко не привязываемся к количеству. В крупные праздники, как ваишнавские (Гаура-Пурнима), так и материалистов (День Победы, День города) проводится совместные Харинамы с ИСККОН. Мы ценим стремление к сотрудничеству таких ваишнавов ИСККОН, как Юдхиштхира Прабху, Грамани Прабху и других, сознающих важность координированных усилий в битве с майей. В целом, и мы и ИСККОН не желаем взаимных апарадх. Такие ваишнавы нашей ятры, как Говинда Валлабха д.д., Райа Кишори д.д., Шйам Гопал Прабху с семьей много лет посещали программы ИСККОН, но не решались на инициацию. Шйам Гопал - настоящий фермер. Живя за городом, он с родными ухаживает за коровами и практически не нуждается во внешнем мире при таком "натуральном хозяйстве". По его замечанию, имея способности и трудолюбие, человек может мало зависеть от современной цивилизации. Шйам Гопал помнит времена, когда на киртан в его дом приходили по 60-80 человек, захваченных движением Шрилы Прабхупады. Однако милость и величие нашего Гурудева побудили его принять посвящение в Шри Чаитанйа Сарасват Матхе. То же самое можно сказать и о Говинде Валлабхе д.д. и Райа Кишори д.д. Их проповедь и личный опыт предотвратили немало Ваишнава-апарадх.

Харинам (ИСККОН+ШЧСМ). В центре с мридангой - Джайа Баладева Прабху, крайний справа на фото - Джайа Рама Прабху.

Недавно уехал от нас Джайа Баладева Прабху. Сознанием Кришны он заинтересовался в четвертом классе еще в советские времена, прочитав книгу "Легкое путешествие на другие планеты". Джайа Баладева Прабху учился одновременно в двух вузах: филиале Московского энергетического института и Институте бизнеса и предпринимательства. Помимо этого, он в совершенстве владеет английским языком. Так, он переводил для нас три последние песни "Бхагавата-Пураны", а также "Чайтанйа-Бхагаваты". В позапрошлом году он посетил Навадвипа-дхаму и провел несколько незабываемых недель в обществе Шрилы Гурудева. Много лет была знакома с философией Сознания Кришны и другая преданная, Ишануга Деви Даси. Вместе со своей близкой подругой Арати д.д. этим летом они получали посвящение у Шрилы Гурудева. У Арати с Ишанугой есть торговая точка, где они продают благовония, колокольчики, "обереги", четки и т.п. Периодически кто-нибудь из покупателей соблазняется украшающими витрину изображениями Шри Кришны и тут же попадает под волну хари-катхи. Если же говорить о "молодежной" части ятры, то нас восемь: я, Мадхава Тиртха Прабху, Притху Прабху, бхакта Паша, бхактин Кристина, Сунайана д.д., Сарасвати д.д. и Шйама Мохини д.д. Мы с Мадхавой Тиртхой, примерно в шестнадцатилетнем возрасте, привлеклись Сознанием Кришны через лекции Вишвамбхары Прабху. Затем из праведного христианина ваишнавом стал Притху, познакомившись с Мадхавой Тиртхой на курсах по психологии. Паша заинтересовался Сознанием Кришны, узнав, что Притху - преданный. Кристина - дочь Шйам Гопала Прабху и Латики Пошеки д.д., а Сунайана и Сарасвати - дочери Мадхумангала Прабху и Оджасвини д.д. Шйама Мохини учится в том же университете, что и мы с Притху. Притху (а также Юдхиштхира Прабху) рассказывал ей о Кришне и Гауранге и предложил поехать в Санкт-Петербург на Фестиваль. Но тут Университет предлагает Шйама Мохини (тогда Светы) достают горящую путевку на лето: в Ялту. И что бы вы думали? В Петербург! И только в Петербург!! К сожалению, Шйама Мохини не может практиковать совсем свободно вайшнавизм, но ее родителям и двум братьям пришлось уяснить, что отныне мясу в ее тарелке не место.

В ларьке у Ишануги даси: Сахадева Прабху, Амийа Синдху Прабху, Ишануга даси.

    Другой случай проповеди представился, когда в областной библиотеке я заметил парня, читающего Карлоса Кастанеду. В свое время я весьма увлекался его учением и практиками, поэтому подошел к сидевшему с предложением поговорить на мировоззренческие темы. Оказалось, парня зовут Алексей и он из Екатеринбурга, а в Смоленске гостит у бабушки. Заинтересовавшись учением Махапрабху, вдохновленный, он уезжал в родной город с твердым намерением отправиться на Фестиваль в Питер и Москву. Едва он переступил порог дома, как к нему выбежал младший брат: "Посмотри, с какими людьми я познакомился! С вайш-на-ва-ми!" В руках у брата была книга Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Алексей, ныне Амийа Синдху, вспоминал: "Интересно после Смоленска было слышать, как брат объяснял мне концепцию кармы". В этом году Антон (так зовут брата) планирует принять прибежище у лотосных стоп нашего Гурудева.

Харинам. Крайняя слева - Арати даси, в центре в серой куртке - Васудева Прабху.

   Во многом благодаря стараниям и бескорыстной помощи Васудевы Прабху мы принимали у себя таких выдающихся проповедников, как Госвами Махарадж, Шруташрава Прабху и в последний приезд - Сиддханти Махараджа и Авадхут Махараджа. Роль садху-санги действительно очень велика. Трудно описать тот подъем, который наблюдается перед грядущим приездом, и, тем более, оценить благословения, даваемые даже малейшей сопричастностью к такой проповеди. Один удовлетворенный взгляд Ваишнава-саннйаси, несомненно, дарует плоды многих лет уединенной практики. К сожалению, на текущий момент мы не готовы к проведению регулярных публичных программ. Здесь нужна верная тактика, опыт и очень продуманное приложение больших усилий. Весь вопрос в том, нужна ли нам подлинная деятельность, или самогипноз, распыление усилий. Однако в рамках локальных лекций в научных обществах, учебных заведениях мы уже сейчас опробуем возможности этого пути. Прежде всего, это относится к деятельности нашего лидера, в силу его академического статуса.
   Васудева Прабху является членом просветительского общества "Знание" и может официально давать лекции в Смоленске и по области. Также он является одним из учредителей регионального отделения общественной организации "Славянский мир" и в 2000-м году выступал на Международной конференции славянской письменности и культуры. Но Притху, кажется, уже рассказывал об этом. Недавно мне тоже представилась возможность служения: преподаватель по психологии попросила меня выступить на научной студенческой конференции по теме "Реинкарнация в зеркале психологических исследований". Также можно будет прочитать несколько лекций схожей тематики на семинарах. Время от времени Лалита Прийа д.д. выступает с лекциями по "Аюрведе" в библиотеке, ДК, где рассказывает о важности Сознания Кришны.

Прасада-севайа. Слева направо: Сахадева Прабху, Амийа Синдху Прабху, Притху дас.

   Честно говоря, очень сложно писать о жизни преданных. Даже самый краткий рассказ вырастает в увесистое послание. Я думаю, что всем нам: и здесь, в Смоленске, и в целом в России не так уж просто быть слугами Гуру и Кришны. Наши материальные ресурсы ограничены, наша проповедь не всегда успешна, не всегда нас понимают близкие и знакомые: Но все эти трудности обратятся в прах, если мы просто будем милостивы друг к другу. У каждого из нас своя природа и своя сфера служения. Поэтому следует смиренно воспринимать недостатки и всячески замечать достоинства других преданных. Почти невозможно "переломить" или "переделать" чью-то природу. Дорогие ваишнавы, даже если в каждом доме станет воспеваться слава Гауранги, все равно нас будет слишком мало, чтобы мы имели право ссориться. Все, что есть у нас, у нас есть потому, что к нам были милостивы. Никто из нас не был квалифицирован для Кришна-севы. Давайте же будем милостивы и мы! Только представьте себе, какое чудо общения дарует нам Гуру Махарадж! Первые ученики Свами Прабхупады плакали, будучи не в силах повидать своего возлюбленного Гурудева. Толпы людей и стекла телекамер отгораживали их от Джагад-Гуру. Но в Шри Матхе мы получаем тот же, Наивысший, даже еще более снисходительный к нашему несовершенству план сознания: план служения нашего Гуру Махараджа. Кто в состоянии оценить глубину Личности нашего Гурудева? Он повелевает всем знанием Вед, как постижимым, так и непостижимым. Его слава воспевается на Голоке вечно освобожденными душами. И, превозмогая слабое здоровье, такой Ачарйа САМ едет к нам и вновь проливает над Россией океан милости. Гурудев очень счастлив видеть всех нас. И хотя бы, поэтому мы навечно лишены права находить какие-либо причины для оскорбления ваишнавов.
   Я приношу поклоны всем ваишнавам, прочитавшим это послание и смиренно прошу не проклинать меня за большой объем и несовершенство стиля. Также всем нам в Смоленске было бы очень интересно узнать о происходящем в других городах. Хотя бы несколько строк! Пишите нам. Я полагаю, даже редкая возможностьсадху-санги с другими ятрами будет для всех нас очень благоприятна. Да пребудет с нами милость Гуру и Гауранги! Харибол!

29 марта 2003 г.
Сахадева дас

Главная | Миссия | Учение | Библиотека | Контактная информация | Вьяса-пуджа
Пожертвования