"Первым серьезным противником Шанкарачарьи был Рамануджа. Доводы Рамануджи
были очень сильными: "Что за надобность Шанкарачарье тратить столько сил
ради утверждения своей доктрины, если все сущее — воображение? Сказав,
что мир ложен, он уподобился самоубийце. Получается, что сам Шанкара пришел
в мир бездействовать? Он пришел, чтобы исправить нас, попытавшись освободить
от ошибок... Значит, ошибки существуют. Заблуждения реальны, а иначе зачем
было тратить столько усилий для опровержения различных доводов? Майя
существует, она вечна. Индивидуальная душа
вечна, и майя тоже".
Основой материального бытия является способность
татастха-дживы
совершать ошибки и развивать заблужденческие идеи. Душа есть ану четана
— атом сознания. И, как атомарные единицы сознания, мы не обладаем совершенной
свободой. Наша свобода несовершенна, и в ней и есть причина иллюзии. До
совершения преступления способность его исполнить потенциально находится
в обычном миролюбивом субъекте. Возможность заболеть существует всегда,
поэтому больницы, лекарства, диеты — все это необходимо. Так же и способность
заблуждаться присуща душе, как слабой и ограниченной единице.
Майя, мир ограничений, не нужен Абсолюту, но он
нужен тем, чье положение относительно. Пока есть личный интерес одного
индивидуума, в майе нет необходимости. Однако если происходит разделение,
разграничение, когда встречается множество эгоцентрических устремлений,
майя
становится необходимой.
В мире заблуждений майя — закон. Законы помогают
законопослушным и карают нарушителей. Закон один для всех, и этот закон
подразумевает защиту хороших и наказание плохих. Закон означает распределение
прав. Один и тот же закон предусматривает покровительство для хороших и
наказание для плохих. Сварупа-шакти, внутренняя энергия Бога, помогает
добрым, а майя-шакти наказывает плохих.
Шакти, энергия, служит намерениям Господа, и потому
в ней проявлены два аспекта: карать грешников и вознаграждать праведных.
Когда нисходит Сам Господь, Его намерения также имеют два аспекта: для
праведных и для нечестивых. Хотя Он един, в Его характере проявляется два
разных аспекта.
Идея о том, что единство Абсолюта не подразумевает
косность и недифференцированность, была выдвинута Рамануджей.
Это именуется вишиштадвайта-вада, единство с различиями. Философия
же Шанкары известна как кеваладвайта-вада, полное единство. Рамануджа
принимает, что Абсолютная Истина едина, но, на его взгляд, это дифференцированное
единство. Он не соглашается с однородным тождеством. Истина едина, в этом
нет сомнений, но это единство характеризуется своими особенностями и разнообразием.
Это близко к панентеизму Гегеля".
Другие
объяснения Шрилы Шридхара Махараджа...
Шри Рамануджачарья...