Б В Г Д И К Л М Н О П Р С Т У Х Ч Э Ю |
Словарь вайшнавских терминовКонцепция словаря: многие термины и понятия, которые употребляются в вайшнавской литературе, выглядят и звучат непривычно для людей, мало знакомых с санскритским и бенгальским языками. Поэтому мы хотим попытаться сделать наш словарь интересным и доступным не только для тех, кто хорошо знает философию Гаудия Вайшнавизма, но и для впервые взявших книги наших духовных учителей и другие Священные Писания Востока.Кроме того, многие термины из Словаря Вы сможете понять глубже, если последуете по ссылке на статью об этом понятии (если она есть). Словарь будет постоянно дополняться новыми понятиями, терминами и изображениями. Если у Вас есть замечания или дополнения, пишите нам. Мы будем рады. |
Акшобья -- родился примерно между 1238 и 1317 в Уттара-Kaрнатака. До его инициирования и принятия санньясы его звали Говинда Шастри. Aкшобья был известен за успешно опровержение имперсональной философии Адвайты. В историческом споре в Mулбагале, Kaрнатака, он победил в дебатах знаменитого ученого и последователя философии Шанкарачарьи. Aкшобхья Тиртха оставил этот мир в 1365.
Алтарь – место в храме или в доме, где живет Господь. На алтаре
могут находиться изображения Господа и Его преданных, а так же Божества.
Амша – часть, или воплощение Кришны.
Ананда – блаженство. Высший, неописуемый божественный восторг;
один из трех аспектов природы Господа. См. Сат, Чит.
Ананта – воплощение Господа Баларамы в виде тысячеглавого
змея, на головах Которого расположены все планеты вселенной.
Ананья-бхакти – чистая любовь к Господу, не смешанная ни с какими
корыстными желаниями.
Анартха – буквально «нежелательное, бесполезное». Материальные
качества человека, мешающие его духовному прогрессу. Из-за того, что человек
считает себя телом, умом и разумом, он начинает жаждать удовольствий, наслаждений
и полностью забывает о высшей цели человеческой жизни (служении Господу).
Это приводит к насилию, лицемерию, апаратхам и т.п.
Анартха-нивритти – стадия жизни преданного, на которой происходит
постепенное уничтожение анартх и очищение сердца.
Анируддха – воплощение Господа Кришны в Его четвертичном распространении
Чатур-вьюхи.
См. Санкаршана, Васудева, Прадьюмна.
Антарьями – Сверхдуша, Господь
Вишну, находящийся в сердце каждого живого существа и в каждом атоме. См.
Параматма.
Анугатья – истинное следование чьим-то наставлением; покорность;
верность.
Апарадха – оскорбление.
Арати
– церемония приветствия Божеств воспеванием, во время
которой Ему предлагают пищу, светильник, веер, цветы и благовония.
Арджуна – легендарный герой эпоса Махабхарата, третий из пяти
братьев Пандавов. Именно Арджуне на поле битвы Курукшетра Господь Кришна
поведал «Бхагавад-гиту».
Артха – развитие экономики, экономическое процветание.
Арчана –
поклонение Божеству в храме: одна из форм преданного служения Господу.
Арча-виграха – Господь в форме Божества, Которому поклоняются
в храме. Хотя Его можно увидеть обычным зрением, этот облик Бхагавана полностью
не материален и духовен.
Атма – божественная природа живого существа; но может употребляться
для обозначения тела или ума.
Атма-ниведана – безоговорочное вручение себя Господу или Его
преданному. Одно из девяти направлений практики
преданного служения.
Атма-таттва – наука о божественной природе души.
Аударья-лила – явление Господа Кришны в облике Шри Чайтаньи
Махапрабху.
Аханкара – ложное «эго», заставляющее душу считать себя телом,
умом и разумом. Посредник между душой и материальным миром.
Ахимса – непричинение вреда ни одному живому существу.
Ачарья – «тот, кто учит собственным примером»;
истинный духовный учитель.
Ачинтья-бхедабхеда-таттва – учение
«непостижимого одновременного единства и отличия» Верховного Господа, Его
энергий и душ, которое дал Шри Чайтанья Махапрабху.
Варшашрама-дхарма -- ведическая общественно-религиозная
система, согласно которой общество подразделяется на четыре сословия (варны)
-- брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, а так же четыре уклада
жизни (ашрама) -- брахмачари, грихастх, ванапрастх,
санньяси.
Васудева -- Кришна как сын
Васудевы, Кришна в Матхуре и Двараке.
Ватсалья-раса (ватсалйа-раса) -- вид взаимоотношений
с Богом, при которых преданный считает Его своим сыном.
Веданта (“Веданта-сутра”) -- “венец Вед”; совершенные ведические
философские заключения, представленные в Упанишадах, и в последовательной
и сжатой форме изложенные великим мудрецом Шрилой Вьясадевой в "Веданта-сутре".
Веды -- первые Священные Писания, созданные Самим Всевышним
Господом.
Веша - духовное ощущение одеяния преданного в его вечном духовном
теле во Вриндаване.
Вибхути - качества Бога: 1)высшая власть, величие; 2)распространение;
3)несметное богатство.
Вигьяна (вигйана)- наука; осознанное знание; божественное
восприятие, пришедшее к человеку благодаря практике преданного служения,
противоположно "гьяне".
Видья (видйа) - знание.
Випраламбха -- настроение любви в разлуке, испытываемое в
мадхурья-расе, божественных супружеских отношениях, которое внешне
болезненно и печально, а в действительности, исполнено блаженства.
Випралипса -- один из четырех недостатков души, попавшей в материальный
мир. Означает склонность обманывать других. Смотри так же бхрама, прамада,
каранапатава.
Вишая (вишайа) - субъект; объект; то, что можно воспринять
чувствами; то, что может быть познано с помощью шастр.
Вишвамбхара - имя Шри Чайтаньи Махапрабху
до принятия Им санньясы, отреченного образ жизни.
Вишванатха Чакраварти Тхакур - один из величайших вайшнавских
святых, живший в конце семнадцатого - начале восемнадцатого века, автор
многих философских трудов, в которых своим особым образом глубоко раскрывает
многие духовные истины. Признается шастрическим распространением
Шри Рупы-Санатаны.
Вишванатха Чакраварти Тхакур родился в 1662 в деревне Деваграм, Бенгалия.
Он получил посвящение от Раманы Чакраварти. После принятия санньясы он
получил имя Хари Валлабха Госвами. Шрила Сарасвати
Тхакур писал: " Служить лотосным стопам Нароттама
Даса Тхакура было единственным желанием Вишванатхи Чакраварти Тхакура".
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал более 40 книг на санскрите,
включая комментарии к "Бхагавад-гите" и "Шримад Бхагаватам".
Вишну - "Всепроникающий"; Верховный Господь: полное четырехрукое
проявление Господа Кришны на Вайкунтхах, а также испостась Бога, Которая
отвечает за сотворение и поддержание материальных вселенных (в образе
пуруша-аватар). В материальной вселенной гуна-аватар Вишну управляет
качеством благости.
Враджабхуми - земля Враджи, Вриндаван, где пять тысяч
лет назад явился Господь Кришна вместе со Своими Спутниками
Враджендра-нандана - имя Кришны как сына царя Враджи Нанды Махараджа.
Вриндаван - 1. буквально, "лес (вана) из деревьев Туласи
(Вринда)" - место, где 500 лет назад проходили духовные деревенские
игры Кришны; 2. вечная обитель Кришны, духовный мир, где Он в являет
Свои наивысшие игры в образе человека. В материальном мире Вриндаван
проявлен как Гокула в округе Матхура в Сев.Индии(Уттар-Прадеш).
Вьясадев -- Вьяса
(также называемый Бадараяна и Ведавьяса) - сын Махамуни Парашары и ученик
Нарады Муни. Он был гуру, духовным учителем Пандавов и Kауравов
(знаменитых династий, битва между которыми описана в "Бхагавад-гите").
Согласно Ваью Пуруше, этот Вьяса - двадцать восьмое
воплощение Вьясы. Вьясадева считается литературным воплощение Господа Кришны,
Который передал Вьясе мудрость Вед, Пуран, Веданта-сутры и других Священных
Писаний.
Вьяса-пуджа (вйаса-пуджа) - праздник Дня явления
Шри Гуру, на котором ему поклоняются как представителю Вьясадевы.
Вьясасана (вйасасана) - особое сиденье, кресло, предназначенное
для духовного наставника.
Гаура Кишора Даса Бабаджи (1830-1915)--
вайшнавский святой; воплощение отрешенности от всего мирского и уникального
настроения преданности Богу.
Гауранга -- Златой Господь, Шри Кришна
Чайтанья
Махапрабху.
Гаудия Сампрадая -- духовная преемственость, идущая от Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху.
Гаятри -- особая ведическая священная мантра
из
трех строф по восемь слогов в каждой, которую произносят брахманы
на восходе солнца, в полдень и на закате.
Говардхан -- знаменитый холм неподалеку от Вриндавана,
на и у которого Господь Кришна совершил множество Своих божественных игр.
Так же Сам Господь Кришна.
Говинда
Махарадж -- Шрила Бхакти Сундар
Говинда Махарадж
-- Президент Севаите-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха.
Гопала Бхатта Госвами (1503-1578) -- один из Шести Госвами Вриндавана,
ближайших учеников и преемников Шри Чайтаньи
Махапрабху.
Гопи -- юные пастушки Вриндавана, возглавляемые Шримати Радхарани,
самые близкие преданные Шри Кришны, служащие Ему в настроении супружеской
любви.
Госвами -- тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул
санньяси.
Грихастха -- второй из четырех укладов жизни
системы варнашрама, семейная и общественная
жизнь в соответствии с ведическими правилами и предписаниями; так же человек,
живущий в рамках данного уклада.
Гуны -- букв. "нити", "веревки", а так же "качества". Три основных
свойствах или состояния материальной природы, различные сочетания которых
создают все разнообразие проявлений материального мира: саттва (бытие,
свет, благость), раджас (активность, страсть), тамас (тьма, костность,
невежество). Гуны определяют образ жизни, мышление и деятельность души,
на которую влияют. Подробнее читайте здесь.
Гуру (Гурудев) -- духовный учитель.
Гуру Махарадж -- так в Шри Чайтанья Сарасват
Матхе называют Шрилу Шридхара Махараджа.
Гьяна (гйана) - знание, духовное знание.
Гьяна-шунья бхакти -- преданность Господу, лишенная всяких
корыстных интересов, или влечение к Нему и служению Ему благодаря естественной
склонности и вкусу.
Джайядхарма (Джайя-дхарма Тиртха) --
Джайядхарма родился около 1420. Еще в юности он принял санньясу, отречение
от мира, и постоянно путешествовал, проповедуя учение вайшнавизма.
Джайядхарма написал комментарий к "Шримад Бхагаватам"
под названием "Бхакти-ратнавали", в которых объяснил и продолжил более
ранние коммментарии Шридхары Свами.
Джайядхарма оставил этот мир в 1448 году. Его
самадхи находится в Канья Тиртхе, во Вриндаване.
Джаганнатх (Господь Джаганнатхдев)
-- Господь Вселенной.
Джаганнатх Даса Бабаджи --
вайшнавский святой, шикша-гуру [наставляющий духовный учитель] и
бабаджи-гуру
Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Джива --
душа. Смотрите так же джива и майя ,
а так же объяснения Шрилы Бхактивинода
Тхакура об обусловленных душах.
Джива Госвами (1513-1593) -- один из Шести Госвами Вриндавана, самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Признан величайшим философом всей индийской истории. Написал и отредактировал не менее 25 произведений, посвященных вайшнавской философии. Самые известными его трудами являются семь сандарбх: "Крама", "Таттва", "Бхагават", "Параматма", "Кришна", "Бхакти", и "Прити".
Дивья (дивйа) -- божественный.
Дикша-гуру -- духовный наставник, дающий наставления
в практике преданного служения.
Дурга Деви -- олицетворенная материальная энергия.
Жена Господа Шивы.
Дхама -- святое место.
Духовный мир, Голока Вриндавана -- надмирная обитель Бога.
И
Индра -- царь райских планет и управляющий в мире богов.
Ишта-гхошти -- "ишта" значит благоприятное общество, "гоштхи"
-союз"; беседы о Боге в обществе преданных.
Йога -- 1. связь, соединение; 2. путь, метод; 3.путь восстановления
связи с Богом.
Ишвара Пури -- вайшнавский святой,
ученик Шрилы Мадхавендры
Пури. Господь Чайтанья Махапрабху
принял его как Своего Гуру.
Ишвара Пури родился появился в Камархатте (современная Западная Бенгалия).
Ученик Шрилы Мадхавендры Пури, он до последних дней служил своему духовному
учителю.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур писал, что Ишвара Пури был лучший
из санньяси. Шри Чайтанья Махапрабху так высоко ценил Ишвара Пури
и его преданность, что принял его как духовного учителя.
Ишвара Пури написал книгу "Кришна-лиламрита"– " Нектар божественных
игр Кришны. "
ИСККОН: Международное Общество Сознания Кришны. Основано духовным братом Шрилы Шридхар Махараджа, Шрилой А.Ч Бхактиведантой Свами (Шрила Прабхупада).
Кришна --
Всепривлекающая Личность Бога; Прекрасная Реальность; Бог Любви.
Кришна-вимукхата -- грех
отчуждения от Кришны, которая совершила душа, выбрав наслаждения этого
мира.
Кришна Дас Кавирадж Госвами--
Кришнадас Кавирадж Госвами родился недалеко от города Kатва, Западная Бенгалия,
но затем переехал во Вриндаван. Он получил посвящение у Шрилы Рагхунатха
Даса Госвами, который нарек его Кавираджем, что значит царь среди поэтов.
Причиной этому послужил поэтический шедевр Шрилы Кавираджа Даса Госвами
"Говинда-лиламрита".
Кроме того, Кришнадас Кавирадж Госвами создал
"Шри Чайтанья-чаритамриту", повествующую о жизни и учении Шри Чайтаньи
Махапрабху.
Самадхи Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами
находится на берегу Радха-кунды, во Вриндаване.
Кришна-према -- чистая любовь к Богу.
Кродха -- гнев.
Кшатрий -- сословие воинов и правителей ведического общества
(варнашрама-дхарма). Второй уклад ведического общества.
Лока -- планета, уровень жизни.
Мадхвачарья -- ачарья
одной из четырех вайшнавских сампрадай.
Махапрабху:
Господь Шри Кришна Чайтанья Махапрабху.
Маха-Мантра: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе/ Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе.
Мантра -- сокровенная звуковая вибрация.
Также Мантрам.
Материальный мир -- мир, в котором мы сейчас живем. Как Всевышний
Господь создает его, читайте здесь.
Матх -- место, предназначенное для развития духовных ценностей и служения Всевышнему Господу. Монастырь.
Нарада Муни -- сын бога Брахмы, и он - один из двенадцати великих преданных Кришны, известных как махаджаны. Он - духовный странник, передающий знание повсюду во вселенной. Нарада написал Нарада-панчаратра, и Нарада-бхакти-сутру, восемьдесят четыре подобных драгоценному камню афоризмов о преданности, которые показывают таинство любви к Богу.
Нароттам Даса Тхакур --
Роль Шрилы Нароттама Даса Тхакура в истории гаудия вайшнавизма трудно переоценить.
Он и егопоследователи распространили учение Господа Шри Чайтаньи
в Муршидабаде и Раджшое (округа Восточной Бенгалии, Индия). Перу
Шрилы Нароттама Даса Тхакура принадлежит несколько книг, в которых утверждается
высшее положение служения Богу.
Нимай -- имя Шри Чайтаньи
Махапрабху, которое Он получил благодаря рождению под деревом Нимба.
Нимбарка -- ачарья
одной
из четырех авторитетных вайшнавских цепей ученической преемственности.
Нитья-баддха -- души материального
мира.
Нитьянанда (Господь Нитьянанда)
-- Господь Баларама в играх Шри Чайтаньи
и олицетворение принципа Гуру-таттвы в
первых четырех настроениях преданности.
Параматма -- всепроникающий аспект Бога.
Бывает двух видов: Параматма в сердце каждого живого существа, и -- Параматма
в каждом атоме.
Поклонение Божеству -- см. арчана.
Прабху -- почтительное обращение. Господин.
Прабхупад -- на Западе, Шрила А.Ч. Бхактиведанта
Свами Махарадж, Основатель-Ачарья ИСККОН, старший ученик Шрилы Бхактисиддханты
Сарасвати Прабхупады.
В Индии, титул Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, Основателя-Ачарйи
Шри Гаудия Матха.
Прамада -- одно из качеств попавшей в материальной мир души. Означает склонность совершать ошибки.
Прамана – это авторитетное свидетельство истинности того или
иного утверждения, опирающееся на авторитет шрути (Веды и Упанишады)
и смрити-шастр, таких как "Шримад-Бхагаватам". Праманой также
может быть пратьякша – свидетельство, получаемое в виде прямого
восприятия таттвы очищенными трансцендентными чувствами (духовного
опыта), которое есть божественное откровение, доступное тем, кто строго
следует руководству Вед.
Прасадам -- вегетарианское подношение, приготовленное и предложенное с преданностью Богу.
Пратьякша – свидетельство, получаемое в виде прямого восприятия таттвы очищенными трансцендентными чувствами (духовного опыта), которое есть божественное откровение, доступное тем, кто строго следует руководству Вед.
Пуруша-аватары -- воплощения Всевышнего Господа, с помощью Которых Он создает и поддерживает материальный мир.
Пурушоттама, или Брахманья Тиртха
--
Пурушоттама, известный так же как Брахманья Тиртха родился в 1460 году.
Он имел собственный монастырь, который он позже передал своему ученику
Шридхаре Тиртхе. Этот монастырь существует и сегодня под названием Kундапура
Мутт.
Шрила Брахманья Тиртха ушел из этого мира в 1476
или 78 году.
Раджендра Тиртха
-- родился примерно в 1375 году. Он был первым учеником Шрилы Видьянитхи.
Известно, что он проповедовал на севере Индии
и имел много учеников.
Шри Ранджендра ушел из этого мира примерно в
1440 году.
Радхарани -- олицетворение энергии
наслаждения Бога, духовная возлюбленная Шри Кришны во Вриндаване.
Рамануджачарья -- ачарья
одной из четырех вайшнавских сампрадай.
Рупа Госвами--
вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху.
Санкиртана -- Совместное пение святого имени Господа Кришны.
Сампрадая-- линия ученической преемственности.
Санатана Госвами -- Один из шести Госвами Вриндавана. Санатана Госвами родился в 1488. Он был старшим братом Рупы Госвами и так же ближайшим учеником и последователем Шри Чайтаньи Махапрабху. Среди главных литературных трудов Санатаны Госвами - "Хари-бхакти-виласа", "Брихад-Бхагаватамрита", и "Брихат-вайшнава-тошани". Он оставил этот мир в 1558.
Сева -- Служение Всевышнему Господу и Его преданным.
Сева Ашрам -- община Преданных, которые стремятся к служению Шри Шри Гуру*-Гауранге*.
Сварупа Дамодара --
Сварупа Дамодара был одним из самых близких спутников Шри Чайтаньи Махапрабху.
Он был также известен как Пурушоттама Ачарья (Сварупа); позже, сам Господь
Чайтанья дал ему имя Дамодара.
Всякий раз, когда какой-то преданный писал стих,
песню, или книгу, Сварупа Дамодара лично проверял это, а уж потом
это попадало к Шри Чайтанье Махапрабху.
Шрила Шридхар Махарадж: старший ученик Шрилы Бхакти Сиддханты Сарасвати Тхакура и Основатель-Ачарья Шри Чайтанья Сарасват Матха. Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж.
Шри, Шрила -- почтительная приставка к имени.
Шри Чайтанья Сарасват Матх: Миссия, основанная
Шрилой Шридхар Махараджем в Шри Навадвип Дхаме, Индии и имеющая множество
международных центров.
Адрес: Sri Chaitanya Saraswat Math Road, Kolerganj,
P.O. Nabadwip, District Nadia, West Bengal, PIN 741302, India.
Phone: Nabadwip (03472) 40086 & 40752 | Calcutta: (033) 551-9175
Email: [email protected]
Смотрите также: Матх*