Чатурмасья, священный обет 

    В Шри Чайтанья Сарасват Матхе преданные начинают Чатурмасью в день полнолуния, пурниму, месяца Ашадха (июнь-июль)и заканчивают в месяц Карттика (октябрь-ноябрь).

    Обет Чатурмасьи соблюдается  независимо от ашрама, уклада жизни: санньяси или грихатсха (семейный человек).

    Цель Чатурмасьи: усилить настроение служения Богу, удовлетворяя Его, а не свои чувства.

    Все четыре месяца обета (сезон дождей в Индии) нельзя употреблять урад-дал (вид гороха) и баклажаны. Кроме того, в первый месяц рекомендуется воздерживаться от упоребления шпината; во второй месяц -- от йогурта; в третий месяц -- от молока и в четвертый -- от лимонов и любой невегетарианской пищи. Причем, ввиду очень высокого содержания белка, урад-дал и машура-дал (виды индийского гороха) так же рассматриваются как невегетарианские продукты.


Шрила Б.Р.Шридхар Махарадж отвечает на вопрос о последнем месяце Чатурмасье -- Карттике

Качество против количества


    Преданный : Говорится,что практикой Чатурмасьи на протяжении месяца Карттика в Святой Дхаме, человек получает благой плод соблюдения всех четырех месяцев. Так ли это ?
    Шрила Шридхар Махарадж : Это зависит от качества соблюдения. Все может быть достигнуто благодаря соблюдению в тот или иной день. Глубина и качество освобождают нас от " математики ".

эко кришна-наме йата папа харе
       патаки садхйа нахи тата папа каре
    "Грешник не способен совершить столько грехов,сколько может уничтожить одно Имя Кришны".
намно  ’сйа йавати шактих папа-нирхаране харех
тават карттум на шакноти патакам патаки джанах
                                                      (Курмма-пурана)

    Тем не менее, нас просят соблюдать формальности воспевания одной тысячи Имен,одного лакха Имен, шестнадцати кругов и т.п. На низшей стадии эта формальная сторона необходима. Наше внимание должно быть всецело сосредоточено на качестве. Имя, всего лишь один раз произнесенное чисто, без оскорблений, обладает бесконечно большей силой,чем кроры Имен, представляющих собой намапарадху или намабхасу (оскорбительное, или косвенное,затененное повторение). Это необходимо понять.

    Анйабхилаша - это уровень беспорядочных, мимолетных желаний или прихотей индивидуума. Путь кармы, рекомендуемый богооткровенными Писаниями, хотя и может привлечь нас на нашем нынешнем уровне, представляет из себя мешанину. Какая-то доля преданности может присутствовать у нас, но она смешана с корыстной деятельностью этого аномального мира.

    Далее, выше кармы -- джнана (знание) : " У нас есть возможность осознать бренность этого мира, следовательно, мы не должны поддерживать никаких отношений с таким миром смерти; нам следует возвыситься над ним - в противном случае,мы не сможем обрести счастье ". И джнана и йога выдвигают данный тезис как способ избавления от проблемы смерти. Преодоление смерти должно стать всем и вся жизни. Нам необходимо вырваться из когтей смерти, спастись от оков непостоянства.
    Но все эти услия лишь для того, чтобы выйти из области негативного. Слово " ади " (и т.д.) обозначает йогу и , нашу бездеятельность и безучастность. А анукулйена-кришнанушиланам указывает на " не пратикулйу " или на " не то, что является  неблаготворным", поэтому " взращивание Кришны " означает Служение Кришне. Наши естественные отношения с миром высочайшего бытия могут быть только отношениями служения, не иначе. Поэтому, мы должны принять этот путь и следовать по нему. В начале тут может присутствовать вмешательство рассудка, но позже наступит стадия самопроизвольного течения. Мы найдем это внутри себя - это будет спонтанно.      



     (из книги "Голос Шри Чайтаньядева")